Абстрактная фотография (жанр абстрактной фотографии в фотоискусстве). Нет никаких универсальных моделей мира

Ф отография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализи­ровать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрак­тной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаеч­ный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением при­вычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фото­графию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.

«Фотографа-беспредметника , - говорит Эрнст Хаас, сам давно уже ушедший с головой в абстракционизм , - объект съемки совершенно не интересует: содержанием снимка является сам фотограф - его чувства, его реакция на видимый мир. Свои чувства он и вы­ражает в красках и формах». Добавим к его словам, что для выражения чувств можно избирать какие угодно пути. Можно прибегать к хитроумному использованию специальных объективов и сложным манипуляциям в лаборатории, оборудованной по последнему слову фототехники, можно работать со стандартным оборудованием, а можно вообще отказаться от фотоаппарата.

Ласло Мохой-Надь - венгерский теоретик фото- и киноискусства

Абстрактная фотография , несмотря на свою видимую авангардность, дело не новое. Собственно говоря, она больше чем на сто лет старше фотоаппарата: еще в 1720-х годах немецкий ученый Иоганн Шульце, экспериментируя со светочувствительными смесями солей серебра, накрывал их трафаретами с вырезанными словами и подвергал действию света.

Отцами современной абстрактной фотографии обычно считают двух художников-фотографов: в Париже ею занимался американец Ман Рей, в Берлине - венгр Ласло Моголи Надь. В 1920-х годах в их экспериментах фигу­рировали такие не забытые поныне приемы, как теневые снимки, много­кратная экспозиция, фотомонтаж и соляризация; они стремились изучить «чистое» действие света в пространстве, считая это основной задачей фотографии.

Менее известна новаторская работа, которую несколько лет спустя проделал в Англии американец Элвин Лэнгдон Коберн.

Вдохновившись картинами художников-абстракционистов XX века, Коберн высказывал свои взгляды в печати: «Почему бы фотографии не сбросить оковы изобразительности и не испробовать свежий, неиспытанный подход? Почему, спрашиваю я совер­шенно серьезно, мы обязаны привычно и дальше делать только такие снимочки, которые удобно классифицировать как портретную, пейзажную и жанровую фотографию? Подумайте только, как радостно будет создать нечто, клас­сификации не поддающееся, нельзя даже будет опознать где верх, а где низ фотоснимка!»

Но интерес к абстрактной фотографии, пробудившийся после Первой мировой войны, бысто заглох в суматохе 1920-х годов. Пробудился он вновь уже после Второй мировой войны. Как и в первый раз, окрашенное цинизмом разочаро­вание в общей системе ценностей при­вело к пересмотру установившихся в искусстве канонов. «Центр тяжести изображения переместился с того, как мир выглядит, на то, каким мы его вос­принимаем и как мы его понимаем», - говорил Аарон Зискинд в 1950-х годах. Поначалу новые абстракционисты, как в свое время их предшественники, натол­кнулись на сопротивление и со стороны других фотографов, и со стороны массового зрителя. В 1951 году из­вестный фотограф Бернис Эббот писала с едкой иронией: «Подражание абстрак­ционизму в живописи, фотографиро­вание элементов формы как таковых, означает, по-моему, гибель фото­графии». Даже десятилетие спустя, маститый критик Хельмут Гернсхейм отказывал беспредметной фотографии в праве на существование, видя в ней лишь «отрицание самой сути фотографии, короче говоря - ее самоубийство».

Теперь в абстрактной фотографии видят новую форму фотоискусства.

Эта перемена произошла отчасти из-за того, что реализм слишком уж хорошо справился со своей задачей. Изобра­жение как средство передачи идей почти вытеснило слово: мы так привыкли к броским, динамичным изображениям в журналах, газетах, плакатах, рекла­мах, кино и телевидении, что научились без труда отделять, то есть абстра­гировать, идею от воплощающего ее конкретного изображения. Поэтому появление уже абстрагированных картин никого не удивляет.

Признанная теперь и критикой,и массовым зрителем абстрактная фото­графия выходит на широкую дорогу.

К почтенному числу профессиональных фотографов , годами работающих в этой области, прибавляется в несметных количествах молодежь, которой вообще нет дела до канонов и традиций фото­графии: в фотоаппарате они видят ин­струмент, а в фотобумаге - полотно. Такие фотографы не признают никаких ограничений творческого процесса, никаких жестких рамок и решительно отказываются подчиняться тому, что заслуженный мастер фотографии Майнор Уайт назвал однажды «тиранией зримых фактов».

Абстрактная фотография построена на оригинальном восприятии формы, цвета и линий снимаемых объектов, отличном от обычного восприятия действительности. Зачастую снимки, выполненные в этом жанре фотоискусства, выглядят совершенно непонятно и далеко не каждый человек способен правильно понять и оценить абстрактные фотографии. Тут возникает разумный вопрос — зачем вообще заниматься таким направлением фотоискусства, если существует множество других популярных жанров, таких как портрет или съемка пейзажей?

Во-первых, абстрактная фотография позволяет Вам экспериментировать с удивительными абстрактными композициями и формами, представлять на снимках собственное видение окружающих предметов, пользуясь только своим богатым воображением. Во-вторых, если для съемки красивых пейзажей Вам нужно будет путешествовать на свои деньги и приобретать дорогостоящее фотооборудование, то абстрактная фотография гораздо более доступна и ей может заниматься практически каждый.

Понятие абстрактной фотографии

У абстрактного фотоискусства существует множество определений и в то же время ни одного четкого, конкретного, поскольку трудно описать что-либо абстрактное в двух словах. Например, в словаре Уэбстера можно найти определение абстрактного искусства как обладающего «только внутренней формой и малым или вовсе никаким сходством с действительностью или каким-либо повествовательным содержанием».

Фото: williamcho / Foter.com / CC BY-NC-SA

В свою очередь, Герберт Рид в работе «Современное искусство» середины XX века пишет, что абстрактными являются «все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

Как бы то ни было, абстрактная фотография предполагает уход от точного воспроизведения действительности. Фотограф-абстракционист работает не с узнаваемыми предметами или объектами съемки, а с их образами, которые передаются на изображении с помощью тонкой игры форм, цвета и линий.

Абстрактная фотография вбирает в себя множество разнообразных приемов и техник. Это и множественная экспозиция, и техника клише, и фотомонтаж, и другие направления, позволяющие создать непредсказуемые абстрактные композиции и «вне предметные» изображения. Безусловно, абстрактная фотография перекликается с живописью и работами таких признанных мастеров, как Василий Кандинский или Казимир Малевич.


Фото: BugginOut (MSM) / Foter.com / CC BY-NC

Абстрактные изображения предполагают уход от реальности и узнаваемости объектов, когда все внимание фотографа или художника уделяется деталям, текстуре и цвету. Для того, чтобы изменить привычный образ окружающих предметов, можно использовать съемку крупным планом, необычные ракурсы, оригинальные эффекты освещения, световые или химические манипуляции. Хотя в абстрактной фотографии могут применяться различные приемы и здесь нет какого-либо сюжета или устоявшихся правил, тем не менее, отличительной чертой фоторабот, выполненных в этом жанре, является наличие основной идеи, смысла или загадки.

Одно из преимуществ абстрактной фотографии состоит в том, что для того, чтобы делать интересные и яркие снимки Вам достаточно иметь в своем распоряжении практически любую цифровую фотокамеру. Вовсе не нужно тратить кучу денег на приобретение дорогостоящего оборудования и оптики, поскольку здесь будет достаточно и обычной «мыльницы». Любая современная цифровая камера открывает широкий спектр возможностей для творческих экспериментов и создания невероятных абстрактных композиций, порожденных Вашим воображением.

Если использовать зум-объектив, то посредством тщательного выбора объектов и съемки крупным планом можно получать интересные абстрактные снимки. Ведь при большом увеличении даже обычные бытовые предметы могут приобретать совершенно неожиданные формы и наполняться новым смыслом. В абстрактной фотографии при желании можно использовать и телеобъективы, и широкоугольную оптику. Главное лишь умение увидеть необычную форму или фактуру окружающих предметов, абстрагируясь от их привычного вида или выполняемой ими функции.

Основные принципы

Для абстрактной фотографии нельзя придумать каких-либо строгих правил или детального руководства. Благодаря различным приемам и техникам фотограф получает возможность для свободы выражения и любых экспериментов. Правда, тут нужно понимать, что интерпретация абстрактных изображений – это дело крайне субъективное, и люди на снимке могут увидеть совсем не то, что Вы хотели им показать.


Фото: jacsonquerubin / Foter.com / CC BY-NC-SA

Несмотря на разнообразие применяемых техник и приемов, в абстрактной фотографии Вы имеете дело с формой, линиями, цветом и композицией. Если Вы решили всерьез заняться абстрактной фотографией, то необходимо научиться включать воображение и находить вокруг себя те вещи, которые под объективом камеры могут приобрести необычную форму или рисунок. Странные изгибы и узоры, цветовые пятна, блики на воде – со всем этим и многим другим имеет дело фотограф-абстракционист.

Получать интересные абстрактные снимки можно практически везде, будь то съемки на природе или в городе. Хорошие результаты дает макросъемка – есть множество предметов, которые при макросъемке теряют свои привычные очертания и приобретают необычный вид. Построение композиции в абстрактной фотографии лучше начинать с хорошей формы предмета или объекта съемки. Старайтесь внимательнее присмотреться к окружающим Вас предметам, среди них можно найти немало интересного.

Главное, чтобы форма объекта вызвала у Вас определенную эмоцию, ведь один из главных принципов в абстрактной фотографии звучит следующим образом: «почувствовал – снял». Можно использовать широкоугольный объектив, чтобы получить перспективу, отличную от обычной, и, тем самым, изменить привычный облик какого-либо объекта.

Фото: Natalia Romay / Foter.com / CC BY-NC-SA

При создании композиции снимка в абстрактной фотографии очень часто применяются линии, которые заставляют человека анализировать изображение. Они позволяют контролировать движение глаз зрителя, акцентируя его внимание на определенных деталях, образах или смысловой нагрузке. Например, можно направить линию к зрительному центру фотографии, где расположен интересный объект, чтобы приблизить зрителя к основному смыслу изображения. А можно просто провести линии через весь кадр, чтобы зритель мог свободно путешествовать по снимку, не останавливаясь на зрительном центре.

Конечно, наиболее мощным инструментом воздействия в абстрактной фотографии является цвет. Именно цвет возбуждает нервную систему человека и позволяет ему абстрагироваться от традиционного логического мышления. Создавая абстрактное фотоизображение, Вы практически ничем не ограничены в плане выбора цветовых решений. Ваша фотография может быть яркой, контрастной или монохромной в зависимости от вложенной в нее идеи и Вашего собственного видения.

Кстати, монохромные снимки очень подходят для абстрактной фотографии, поскольку они позволяет подчеркнуть форму и текстуру снимаемых объектов. В то же время благодаря повышенной контрастности можно привлечь внимание зрителя к довольно простому по композиции кадру. Один из распространенных приемов в абстрактной фотографии – это выделение цветом, как, например, яркий предмет на белом фоне. Цветовое решение снимка всегда можно сделать более насыщенным или изменить его по своему усмотрению с помощью графического редактора.


Фото: Nick Kidd / Foter.com / CC BY-NC-ND

Помимо способности включать воображение и видеть что-то необычное в привычных вещах, от Вас потребуется умение правильно выстраивать композицию каждого кадра. Даже если на снимке будет запечатлено что-либо не совсем понятное, но при этом изображение имеет правильно выстроенную композицию, то наверняка оно заинтересует зрителя и вызовет у него положительные эмоции.

В абстрактной фотографии требуется соблюдение правил экспозиции, поэтому данный жанр фотоискусства как никакой другой подходит начинающим любителям фотографии. Поскольку с помощью абстрактной фотографии Вы сможете научиться основам композиции, чтобы впоследствии применять их и в других жанрах. Помните о важности создания интересной композиции в кадре для того, чтобы фотография лучше смотрелась и более четко выражала Вашу идею или творческое видение.

Сюжеты для интересных композиционных решений можно найти буквально на каждом шагу, начиная от съемки крохотных деталей растений или камней и заканчивая необычными перспективами современных городских зданий. Чтобы научиться находить такие сюжеты и выстраивать правильные композиционные решения, изучайте работы известных художников-абстракционистов и фотографов, работающих в этом жанре. Впоследствии это может Вам пригодиться и в других областях фотографии. Конечно, не забывайте про собственные эксперименты с теми или иными композиционными приемами. Секрет абстрактной фотографии на самом деле прост – своими фотоизображениями нужно вызвать у зрителя сильные эмоции.

Для того, чтобы сделать свою фотографию немного более абстрактной не грех воспользоваться инструментами графического редактора. Придать фотоснимкам необычный и оригинальный вид можно с помощью кадрирования, выборочного размытия отдельных областей изображения, добавления цветовых оттенков или регулировки контраста.

Но будьте осторожны. Существует тонкая грань между абстрактным фотоискусством и беспорядочным применением различных визуальных эффектов или фильтров. Не стоит заходить слишком далеко с редактированием фотоизображений. Цифровая обработка должна применяться только для того, чтобы подчеркнуть атмосферу и композицию снимка. Основой для такой цифровой обработки всегда должно быть хорошее абстрактное фотоизображение с интересной и правильно выстроенной композицией. Превратить же плохую фотографию с помощью инструментов фотошопа и разнообразных эффектов в хорошую, Вам все равно не удастся.

17.10.2015

Абстрактная фотография - своеобразный вид искусства, он показывает вещи не в обычном понимании, привычном многим, а в неожиданных цветах, формах и линиях. Фотограф должен абстрагироваться стереотипов, показать другую реальность, только тогда он сможет воплощать объекты на фотографии с точки зрения абстракции.

Логика при просматривании подобных снимков задействована гораздо меньше, поскольку мы видим больше цвет и форму, а не сам объект. Абстрактная фотография заставляет взглянуть на снимок, его композицию, построение кадра по-иному. И если она достаточно хороша, то вызывает положительные и светлые эмоции, которые влияют на поведение и настроение зрителей.

Делая акценты на таких элементах, как цвет, линия и форма, такое фото воздействует на нашу психику. Для примера можно сказать, что наша нервная система реагирует на различные по цвету предметы по-разному, как и на их сочетания. Абстрактная фотография, однако, не всегда бесформенный и неузнаваемый снимок. Зачастую фотографы изображают знакомые предметы или их часть.

Существует множество направлений, которые не менее привлекательны, чем абстрактное фото. Но помимо красоты и плавности форм и линий, абстрактные кадры очень удобны и популярны среди «вдумчивых» фотографов. Абстрактный снимок можно получить где угодно, он не требует дальних поездок или сложного построения композиции кадра.

Построенная на линиях, или на игре цвета, а также форм, фотоабстракция не требует понимания различных фотографических аспектов.

В окружающем мире очень много объектов, способных принять интересную форму, которая сможет стать основой для композиции. А линии и цветопись призваны дополнить ее. По-настоящему интересная фотоабстракция всегда начинается с хорошей и красивой формы. Ее не сложно найти в самых разных предметах, приятных и динамичных. Никаких определенных критериев тут нет.

Форма, которая смогла вызвать определенную эмоцию у фотографа, вызовет такую же эмоцию и у зрителей.

Немаловажная и роль цвета, который обращает на себя внимание человека и действует на его нервную систему возбуждающе. Для создания фотоабстракции фотографы зачастую прибегают к графическим редакторам для достижения наиболее яркой и глубокой цветописи.

Еще один занимательный способ создания уникального снимка - контраст. Интересно, но, порой, самый обычный снимок обращает на себя внимание именно контрастностью.

Фотоабстрактная зачастую является интересной благодаря не только форме, но и линиям. Они контролируют движение глаза. Можно прибегать к линиям несколькими способами и первый из них - направление линий к зрительному центру кадра (туда, где находится нужный нам объект).

Другой способ заключается, наоборот, в не направлении их к центру, а проведению их через весь снимок. Линии призывают к анализу фото, и если нет зрительного центра, то наше внимание может бесконечно долго путешествовать по всему изображению.

Но необходимо соблюдать главные правила композиции. И чем композиция оригинальнее, тем эффектнее будет выглядеть наша фотография. При этом абстрактное фото может нести не только определенный смысл, но и быть концептуальной. Выражая определенную концепцию мира автора.

Интересные публикации на сайте

Абстрактная фотография это уход от реальности, от узнаваемости объектов, когда все внимание уделяется деталям, особенностям, текстуре, цвету. В ней нет устоявшихся правил, нет сюжета, но обязательно есть идея, смысл, есть загадка. Снимать можно что угодно, в разных техниках, используя самую простую камеру, и получать интересные, оригинальные фотографии.

Поскольку абстрактная фотография включает в себя множество техник и направлений, то детального руководства для занятия этим видом фотоискусства не может быть в принципе. Есть общие рекомендации, которые могут пригодиться на первых порах.

Что снимать при абстрактной съемке?

Тем и интересна, что объектом для съемки может быть абсолютно все – предметы, тени, фактура, цвет. Включайте воображение. Находите вокруг себя вещи, на которые другие люди внимания не обращают, ищите что-то особенное в обычных предметах, будьте внимательны к деталям. Вас что-то заинтересовало, заставило остановиться, всмотреться? Возможно – это и есть будущий снимок — в абстрактной фотографии главенствует принцип «почувствовал – снял». Необычный рисунок можно увидеть во всем – в узоре песка на пляже, коре дерева, в лепестке цветка, листьях. Если вы на побережье, ищите места, в которых вода собрала листья и камни, снимайте мокрую гальку, следы на песке, рисунок прилива и отлива, блики на воде. Город тоже прекрасное место для абстрактной фотографии. Современные здания часто имеют необычную форму, странные углы, изгибы, цветовые пятна, много стекла. Пробуйте снимать с низких и высоких точек, фотографируйте улицы, кружева кованых оград, узоры обветшалых стен. Ну и конечно макросъемка! Есть масса интересных предметов, которые легко узнать на снимках, сделанных с расстояния. Но если снять тот же самый предмет в макро или снимать только определенный участок – получится необычное абстрактное фото.


Цвет и свет.
В абстрактной фотографии цвет – самый мощный способ воздействия на зрителя и самый простой способ сделать снимок привлекательным. При съемке абстракций вы ничем не ограничены. Неважно, гармонируют цвета или упор сделан на контраст, снимок может быть ярким, красочным или монохромным чтобы подчеркнуть текстуру объектов. Один из творческих приемов – выделение цвета. Например, дерево, на котором еще не распустились листья, снять на фоне голубого неба. Или яркий предмет на белом фоне.

Как снимать абстракцию?

Исходной точкой для получения хорошего абстрактного изображения должен быть хороший снимок с правильной фокусировкой, отэкспонированный, скадрированный. Не стоит уповать на графические программы – если снимок изначально плохой, то никакие эффекты на смогут сделать его хорошим. Смотрите в видоискатель, а не на дисплей камеры. Если снимаете в режиме «макро», то видоискатель должен быть полностью заполнен предметом – иначе в снимке будут пробелы. При пейзажной съемке широкоугольным объективом (если снимаете перед собой с близкого расстояния) не забудьте посмотреть вокруг видоискателя – при широком угле ваши ноги тоже могут оказаться в кадре. Что касается правил экспозиции и композиции – абстрактная фотография может следовать устоявшимся канонам или нх нарушать. Работайте в ручном режиме, снимайте с разной выдержкой и диафрагмой. Экспериментируйте!

Чем снимать?

Не обязательно иметь в своем арсенале макрообъектв. Абстрактное фото можно сделать используя любую оптику. Телеобъектив при съемке городской архитектуры даст возможность сжать перспективу и приблизить цветовые пятна и объекты друг к другу. С широкоугольником можно снимать с близкого расстояния и на фоне голубого неба. Очень удобен в работе фиксовый 50 мм. объектив – у него широкая апертура, снимки получатся красочными, художественными.

Стоит ли тратить время на занятие абстрактной фотографией?
Увидеть необычное в простом дано не каждому, и не каждому зрителю интересны фотографии, на которых мало что понятно. Если решите попробовать свои силы в этом виде фотоискусства, будьте готовы к тому, что ваш шедевр не все поймут и оценят. Воображение у всех работает по-разному, и лишь немногие люди увидят на снимке то, что вы хотели показать.

В московской культурной среде удивить абстрактной фотографией сложно, но при этом до сих пор нет устойчивого направления, которое являлось бы узнаваемым и могло громко заявить о себе. Это может быть связано с чем угодно, но только не с отсутствием ярких фотографов, тем более, если мы говорим о Москве. Данная статья - попытка преодолеть создавшуюся информационную паузу в этом направлении. Быть может, мы так привыкли бояться чего-то необычного, что попытки выйти из устоявшихся рамок в любой области, воспринимаются как бунт и нечто враждебное.

Абстракция и, в том числе, абстрактная фотография - это именно отказ от нормы, как от цепей, которые мешают художнику. Таким было искусство, например, Мана Рэя, Джорджи Кепеша и Мохой-Надя. В какой-то момент им стало тесно в рамках обычных жанров, захотелось убежать от нескончаемых пейзажей и портретов. У самой фотографии вскоре появились уникальные способы получения изображения, такие как соляризация, фотограмма, изогелия, автография. А теперь, при появлении цифровых технологий, дающих огромные возможности обработки изображения, мы видим повальное увлечение фотографией, но при этом абстрактное искусство так и остается чем-то элитным и недоступным. Современная фотография развивается темпами 21-го века и не может ждать, когда публика созреет. В этой связи обращает на себя внимание своей непохожестью на общий тренд недавно создавшееся в Москве Объединение абстрактной фотографии «Ecole d`essai photo ».

Под эгидой «Ecole d`essai photo» объединились восемь фотографов, и этот союз продолжает пополняться все новыми участниками. За относительно короткое время прошло уже три выставки, каждая из которых привнесла в культурную жизнь столицы новое понимание современной фотографии и абстракции как таковой. В марте 2016 их работы выставлялись в «Зверевском Центре современного искусства», в мае - в галерее «ЛитКабинет», в августе - в «Центральном Доме Архитектора».

Участники Объединения: Георгий Аветисов, Виктор Винокуров, Александр Гусев, Дмитрий Золотарев, Владимир Александров, Анна Басова, Светлана Ивушкина, Алла Андерсен - их работы неповторимы, и выделяются общим стремлением к поиску новых форм и приданию новых смыслов устоявшимся. Чем притягивает абстрактное искусство, и что хотят донести до зрителя современные художники? Чтобы немного разобраться в этом, приводим Вашему вниманию интервью с некоторыми участниками Объединения: Георгием Аветисовым, Дмитрием Золотаревым, Анной Басовой.

Интервью с Георгием Аветисовым (выпускник МГУКИ, музыкант, фотохудожник, член ТСХР)


Здравствуйте, Георгий. О Вас говорят, как об основателе Фотообъединения, поэтому хочется сразу задать несколько фундаментальных вопросов, с ним связанных. При этом я боюсь, что обычный формат общения может не подойти. Ведь фотограф часто использует фотоаппарат, как способ рассказать миру о себе, а сейчас мы с Вами попытаемся сделать то же, но уже в жанре интервью. О чем лучше говорить фотографу, чтобы выразить свое творчество таким образом? Ведь прямые вопросы не всегда подходят для отражения тонких мотивов сознания, из них далеко не каждый готов стать четким и ясным ответом.

Так или иначе, любой творец рассказывает миру о том, что у него внутри. Он лишь выбирает форму рассказа. Я не думаю, что вот так, в разговоре, можно изложить своё видение мира. Слова часто бывают пустыми, или, наоборот, интервью изобилует искусствоведческими или философскими терминами. Мы стараемся этого избегать и не привносить в разговор о творчестве какие-то дополнительные литературные изыски. Ваш взгляд на мир должен быть отображён в фотографиях или намёком, или небольшой подсказкой, без окончательной расшифровки.

Хорошо. Попробуем поговорить без лишних «красивостей», а спросим напрямую: когда появляется желание создать нечто абстрактное? С чем связан первый опыт в этом жанре?

Желание есть почти всегда, но далеко не всегда ты находишься в том воодушевлённом состоянии, в котором можешь позволить себе без оглядки погрузиться в этот неожиданный мир. Мешает многое: привычная форма предметов, традиции, инерция мышления, сомнения - а получится ли? Да. Сомнения есть всегда: тот ли это образ, есть ли в нём какое-то внутреннее содержание и развитие. Но когда «отпускаешь» себя, начинаешь видеть.

Я начинал с абстрактной природы, когда снимал ещё на плёнку. Меня увлекло состояние отдельных листьев, веток, травинок, их индивидуальность, обычно незаметная среди миллионов им подобных. Снимал три года, фотографии тщательно отбирал.

Получилась большая и довольно необычная серия. В ней всё такое воздушное, девственное, поэтическое. По характеру это близко к импрессионизму, такая природная графика и игра света и цвета. Потом пытался продолжить работать в этом направлении, но оказалось, что я там уже всё нашёл и уже начались самоповторы. Только через два года я переключился на город, в котором неожиданно для себя обнаружил массу интересного материала, невидимого в повседневной суете. Это произошло в Париже. Уже в Москве я просмотрел отснятый материал и понял, что тут есть что-то новое. Я начал над этим думать и работать. Так появились мои первые городские абстракции.

Не каждый человек в России, даже в 21-м веке, способен воспринимать абстракционизм. Каким восприятием должен обладать идеальный ценитель абстрактной фотографии, и какое эстетическое влияние на него предполагается? Есть ли там духовное начало?

В Европе абстрактное искусство очень популярно. Хотя бы в части оформления стен квартир, домов. У нас всё намного хуже. Люди хотят видеть что-то узнаваемое: портреты, натюрморты, пейзажи, городские сценки. Я не думаю, что надо обладать какой-то особой восприимчивостью, чтобы смотреть на абстрактные фотографии. Это всё на уровне фантазии и эмоций. Ведь многие наши работы отсылают человека к некоему первобытному состоянию или к детству, когда фантазия не знает границ, и каждый день открываешь для себя что-то необычное и захватывающее.

Теперь о духовном. Это сложный вопрос. Могу рассказать забавную историю. Года три назад я со своей серией абстрактной природы ходил по московским галереям и предлагал устроить выставку. И вот от одного галериста я услышал следующее умозаключение по поводу моих работ: «Они прекрасные, душевные, но не духовные». Как хотите, так и понимайте!

В абстрактной живописи главными объектами искусства стали фигура (кубизм, геометрическая абстракция) и цвет (лучизм, супрематизм), через которые художник передавал свое видение мира. Какую универсальную модель мира выражает абстрактная фотография?

Надо уточнить. В абстрактной живописи есть не фигуры, а геометрические формы и цветовые сочетания. Для супрематизма характерны комбинации разноцветных плоскостей и, опять же, простейшие геометрические формы - линия, квадрат, треугольник, круг. Как видим, на первое место выходят цвет и линии. Тоже самое и в абстрактной фотографии. Конечно, кнопку фотокамеры нельзя поставить в один ряд с кистью и рукой художника. В этом плане фотограф намного больше ограничен в отображении своего видения мира. Поэтому себе на помощь он призывает техническую обработку изображения. Не важно, делается это в аналоговой фотостудии или же за домашним компьютером. И тут нет никаких универсальных моделей мира. Фотограф полагается только на свои ощущения, опыт, развитый вкус и образование. К примеру, мир фотографа-технаря скорее будет более конструктивистский, чем мир фотографа-музыканта. Там будет больше эмоций и импровизации.

В таком случае, тут же возникает вопрос: какие темы наиболее вам близки в абстрактной фотографии?

Меня увлекает игра находить и расшифровывать некие послания из ниоткуда, которые я иногда обнаруживаю в разных городах. Как правило, это намёки на каких-то животных, или едва проступающие через слой краски лица, или же какие-то буквально космические баталии, или библейские сюжеты на металлических или каменных поверхностях. Они недолговечны, и при следующем посещении этого же места ты рискуешь уже ничего не обнаружить. Поэтому надо быть особенно внимательным ко всяким мелочам.

Выставлялись ли ваши работы, и как публика приняла ваши выставки?

Мы провели уже три выставки, и все они прошли в 2016 году. Могу смело сказать, что был большой интерес. Многие просто недоумевали: что это, как, откуда такая фантазия, такие необычные техники? Самое приятное, что довольно маститые фотографы были приятно удивлены, что мы взялись и с успехом воплотили наши фантазии в таком сложном жанре - абстрактной фотографии. Все пожелали нам успеха, и это обнадёживает.

Я их понимаю. Нам тоже хотелось бы глубже «проникнуть» в Ваше творчество. Например, понять: фотография подразумевает запечатленное мгновение или это настроение, навеянное большим отрезком времени?

Это и не мгновение, и не настроение. Если я нахожу какой-то сюжет, я могу стоять и долго его разглядывать, пытаясь постичь скрытое в нём содержание. Потом я могу подождать нужное освещение, сделать один кадр, минут через десять - другой.

Всё это время я думаю, как это будет выглядеть в конечном варианте. Иногда ответ не приходит сразу, и додумывать приходится уже дома. Чаще всего настроение у сюжета уже есть, иначе ты не обращаешь на него внимания и идёшь дальше по улице в поисках нового.

На выставке «Деконструкция ß» Вы сказали о том, что пытаетесь добиться ухода от узнавания знакомых объектов в фотографии: дома, быт, лица; говорите о том, что это способ уйти от традиционного творчества. В Ваших творческих мотивах больше неприятия окружающей действительности или больше поиска новых путей развития?

Действительность, как она есть, уже никого не интересует. Вы посмотрите, как люди искажают изображения в том же Инстаграме. Даже на домашние и бытовые фотографии они накладывают какие-то чёрточки, точки, потёртости, обрывы изображения, перекручивают цвет, переводят изображение в сепию или ч/б… Все хотят получить даже из обычной фотографии нечто оригинальное, непохожее. Они это делают моментально, используя уже готовые плагины. Они просто развлекаются, и в этом нет поиска. Поиск начинается, когда ты, скажем так, идёшь от танца к песне, а от песни - к музыке. Фотография давно перестала выполнять свои базовые функции, т.е. передачу чего-то документального. Поэтому, можно сказать, что мы находимся в поиске новых путей развития этого жанра.

Как Вы относитесь к клише в абстрактной фотографии? В чем оно возможно, когда мы имеем дело с индивидуальным мироощущением художника?

Я уверен, что клише и абстрактная фотография несовместимы. Я допускаю, что в современном мире из-за обилия информации (в том числе из-за большого числа фотографов и фотографий) трудно избежать повторов. Если следование стереотипам позволит фотографу быстрее добиться успеха - это его путь. Конечно, независимое индивидуальное сознание полностью невозможно. Разве что только на необитаемом острове… Мы все смотрим фильмы, картины, фотографии. Тут важно быть честным перед самим собой и не позволять себе подглядывать за другими, идти на компромисс ради мнимой популярности.

Что потеряет мир без абстрактной фотографии?

Он не сможет её потерять, ибо способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека.

Интервью с Дмитрием Золотаревым (выпускник МГУ, реставратор, фотограф Государственного исторического музея)


Дмитрий, здравствуйте. Вы известны как фотограф-абстракционист, но также профессионально занимаетесь реставрацией в Государственном историческом музее. Что для Вас хобби, а что является делом жизни?

Дел в жизни было уже три: геология, профессиональная фотография и реставрация. И параллельно этим занятиям всегда существовала увлеченность фотографией «для души»: поисковой, безответственной, в хорошем смысле.

В настоящее время молодежь сложно увлечь чем-либо для «души», тем более, сразу в нескольких сферах. Зная Вас, можно догадаться, что были еще какие-то занятия, ведь в то время дети активно вовлекались в различные кружки и секции. Что из этого осталось и повлияло на творческий путь?

Фотографией, как и многие мои сверстники, мы начали заниматься под руководством наших пап и дедушек еще в средней школе. От дедушек доставались трофейные немецкие камеры, папы бережно вручали нам свои заветные «Зениты» и «Фэды». Но фотографию в качестве профессии мы себе не представляли. Ну как можно было тогда, в 70-80х, сравнивать фотографа с моряком, писателем, физиком, рок-музыкантом, дипломатом, врачом? Остальные увлечения были обычными для мальчишек этого поколения. Чтение, музыка, паяльники-лампочки, марки, девчонки, хоккей, аквариумы и т.д. Наверное, любой пережитый опыт влияет в той или иной степени на выбираемые пути, в том числе и в творчестве.

Как можно охарактеризовать Ваши работы - как некое моментальное отображение внутреннего состояния, или строго построенная композиция, продуманная и создаваемая на протяжении определенного времени, выполняющая заданные творческие задачи?

Несомненно, что все работы из цикла «Новый калейдоскоп» - это импровизация «остановись мгновение!». Сама фототехнология проекта делает каждое изображение неповторимым, сиюминутным. Кадр является лишь проекцией внутреннего состояния в данную минуту. Через день сюжет мог быть исполнен в совсем другом колористическом, например, исполнении.


Человек, при восприятии предметов искусства, все время ищет логические мотивы в любом произведении, даже в абстракционизме. У Вас чувствуется внутренняя логика каждой работы, но передать языком возникающее ощущение достаточно сложно. Как мне кажется, есть некий конфликт - формы, цвета, линий, но, между тем, каждая фотография выражает свой смысл. Вы могли бы его объяснить, или Ваши фотографии взаимодействуют со зрителем каким-то другим способом, где авторская задумка не так важна?

Если честно, делая кадр, не ищу в нем смысла. Если нравится сочетание всего на изображении - нажимаю спусковую кнопку камеры. Иногда возникают какие-то ассоциации, но не подгоняю кадр под них. Насильно не подгоняю. Не навязываю смысла ни себе, ни возможному зрителю. Как правило, каждый зритель видит свой образ в изображении, и мне нравится удивляться этому. Многие, в том числе и я, в работах не находят никакого смысла. Нам просто нравится сочетание всего на плоскости фотобумаги. Такая своеобразная игра в отключение анализа. Работа нравится, но чем именно - объяснить затруднительно. И эта загадка завораживает. Возможно, что-то сродни любви…

Бывают ли моменты, когда абстракция надоедает и хочется чего-то более доступного?

Одно другому не мешает. С удовольствием занимаюсь классической фотографией: пейзажной, постановочной и т.д. Любую творческую фотографию рассматриваю как эксперимент, способный своими результатами удивлять, умиротворять, расстраивать, в общем, способный на многое.

Для искусства значительным критерием является, прежде всего, новизна. Ищете ли Вы что-то новое в абстрактной фотографии? Знакомитесь ли с новыми или уже признанными работами?

Интересуюсь техническими возможностями фотографии, что часто приводит к открытию для себя нового изобразительного инструмента и даже к новой творческой идее. Получив интересный для себя результат, пытаюсь осознать эстетическую первопричину удовлетворения от работы. Но часто этого не делаю и просто экспериментирую дальше.

Интервью с Анной Басовой (профессиональный фотограф, дизайнер, член ТСХР)


Вы молодая и яркая художница, за плечами у которой уже более 13 выставок. В этой связи было бы интересным узнать Ваше мнение о свойствах таланта: в первую очередь, это дар или закономерный результат труда? Какими качествами должен обладать талантливый фотограф?

Сложный вопрос. Мне кажется справедливей всего было бы считать это сочетанием двух факторов: постоянного желания узнавать новое, а следовательно - учиться и прилагать усилия для достижения результата, и своего «видения» мира. Меня, например, всегда поражало, что при наличии массы похожих фотографий мировых достопримечательностей, всегда можно найти новый угол обзора и новую точку зрения на один и тот же объект. Но это не всегда легко. В этом и заключается своеобразный «труд» художника.

Среди Ваших работ просматриваются темы людей, города и природы. Почему вдруг возникло желание попробовать абстрактную фотографию?

Я никогда не скрывала, что изначально я - портретист и работаю изначально в сфере иллюстративной постановочной фотографии. Это предпочтение вызвано любовью к литературе, кино, образной музыке. Но творческое пространство не одномерно. Иногда для того, чтобы выразить чувства, постараться воплотить что-то иллюзорное и ускользающее, постановки оказывается недостаточно. Тем более, что одно, вполне может сосуществовать одновременно с другим и даже дополнять друг друга. Я часто прибегаю к техникам абстрактной фотографии в рамках портретных работ и серий. Не вижу смысла себя ограничивать в этом плане.

Однажды я шел с дочкой зимним утром в школу, и она случайно нажала кнопочку на камере мобильного телефона, от чего запечатлелся прекрасный зимний кадр: заснеженное дерево, дома, дорога, трамвай, прохожие на фоне снега, падающего крупными хлопьями. Есть еще история, когда молодой человек на параде 9-го мая сделал случайный кадр, в который попал плачущий ветеран (сам молодой человек хотел сделать что-то вроде селфи), и эта фотография затем стала победителем фотоконкурса и участвовала в выставках, посвященных Великой Отечественной войне. Какое, по Вашему мнению, воздействие на искусство оказал технологический скачок в области фотографии, так называемый переход на «цифру», развитие интернета и фото-редакторов? Как любителя отличить от художника, когда технологии позволяют первому также имитировать и качество, и неординарность взгляда?

В сфере фото я приветствую любой прогресс. Он просто дает нам больше возможностей для разнообразного творчества. Тем не менее, чрезмерного увлечения фоторедакторами в портретной фотографии, например, не одобряю. Или просто отношу это к разряду иллюстрации, digital art. Что до второго вопроса, возможно, прозвучит несколько жестко, но любителя от профессионала всегда отличает «случайность» результата. Профессионал даже уличной фотографии за минуту, пока наводится на кадр, успеет заметить все: как падает тень, с какой стороны ложится свет, блик, как построить кадр.


Расскажите, пожалуйста, о своем участии в выставках абстрактной фотографии. Какие ожидания оправдались, какие надежды остались надеждами? Есть ли разница в сравнении с более традиционными фотовыставками?

Ожиданий, как таковых, не было. Мне просто интересно участвовать в увлекательных проектах, я, как могу, поддерживаю это направление. Выставки проходили не без проблем, но это естественно. Поверьте, ни одно такое мероприятия, даже если оно проводится в сотый раз, не обходится без накладок и суеты. Разница в некоем общем настроении и духе, который сложно описать. Уютный и философский одновременно. Люди не боятся высказывать мнение и делиться впечатлениями.

С чем связана Ваше увлечение фотографией, и когда Вы поняли, что это стало Вашим призванием? Насколько вообще серьезно можно относиться к искусству сейчас?

Я довольно долго занималась живописью, даже поступала в художественный колледж, но не сложилось. Потом институт, музыкальная группа. Живопись все-таки требует больше времени. В руки попала сначала просто «мыльница», потом папин «Зенит». Кстати, именно опыт обращения с пленкой во многом облегчил мне дальнейшее обучение. Потому что более наглядного «тренажера» для отработки основ просто быть не может. В что-то серьезное мои попытки переросли, уже когда я решилась целенаправленно пойти на курсы Марианны Корниловой. Начала сразу с портретной фотографии. К искусству можно относиться как угодно, в рамках индивидуального восприятия.

Фотография весьма популярна в наши дни, поэтому у многих, хоть раз взявших фотоаппарат в руки с творческими порывами, сразу начинает беспокоить вопрос - кому это может быть интересно? В этой связи, хотелось бы узнать Ваше мнение: что для Вас значит словосочетание «модный фотограф», и есть ли истории успеха в области абстрактной фотографии?

Модный фотограф - зыбкое понятие, сегодня ты модный, завтра - вышел из моды. И это естественный процесс. Чаще всего это профессионалы, которые зарабатывают. Причем работает это в обе стороны. Зарабатывает и сам фотограф, и те, кто его нанимают или приобретают снимки. Историй успеха в области абстрактной фотографии - масса: Томас Руфф, Ласло Мохой-Надь, Вольфганг Тильманс (получил одну из самых престижных премий в искусстве, Turner Prize).


Вы стараетесь больше работать с натурой или преобразовывать схваченный момент в графическом редакторе? Что это дает?

Натура все же первостепенна. Я стараюсь сразу сделать кадр, максимально приближенный к выражению конечной идеи. Но, если воображение просит что-то изменить, я ему не отказываю.

Любимых фотографий много, если приводить конкретные примеры, я вас завалю ссылками. Все они относятся к различным жанрам. Это не только абстрактная или портретная фотография. Я восхищаюсь любым цепляющим кадром, в котором есть punktum. Точнее всего это описано в книге Ролана Барта “Camera Lucida”. Люблю японских фотографов, у них всегда уникальный взгляд на мир, они обращены не только вовне, но и в себя. Улитки или слоеное тесто, множество подтекстов.