Бактерии разлагающие пластик. Ученые открыли новый вид бактерий, поедающих пластик. Модель живой клетки из соленого теста

Как сделать модель живой (животной) клетки из пластилина своими руками (тема "Строение клетки", 5 класс).

Модель клетки (строение клетки) из пластилина

Так как моя старшая дочь из-за плановой госпитализации некоторое время не посещала школу, пропущенные темы мы с ней изучали самостоятельно. "Строение клетки" - одна из таких тем. Я вспомнила, что сама когда-то делала в школу в качестве домашнего задания по биологии модель инфузории-туфельки из пластилина, которая так мне понравилось, что даже отдавать не хотелось. И предложила дочке закрепить изучение этой темы изготовлением модели клетки из пластилина.

Модель клетки дочка отнесла в школу. Оказалось, что это было домашним заданием, и другие дети тоже делали клетку из пластилина.

Как сделать модель живой (животной) клетки из пластилина

Для макета лучше всего подойдет не обычный пластилин, поделки из которого могут деформироваться от падения, от высокой температуры (например, от летнего зноя или под прямыми солнечными лучами) и т.д., а эластичная мягкая полимерная глина, застывающая на воздухе. Подробнее я писала о ней в статье . Мы очень любим из нее лепить, но у нас она закончилась, поэтому в этот раз пришлось работать с простым пластилином.

Сделать модель живой животной клетки из пластилина можно несколькими способами (в статье использованы иллюстрации из учебника "Биология. Введение в биологию", 5 класс, авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, 2014, художники: П. А. Жиличкин, А.В. Пряхин, М. Е. Адамов).

Модель растительной клетки можно выполнить аналогично, ориентируясь на изображение растительной клетки из учебника.

1. Самая простая плоская модель клетки из пластилина на картоне

Самый простой способ изобразить схему строения клетки, на изготовление которого потребуется меньше всего времени, это слепить из пластилина клетку в соответствии с изображением из учебника.

Этапы работы

2. Плоская модель живой клетки из пластилина

Эта модель похожа на предыдущую, но немного сложнее.

  1. Вырезать из плотного глянцевого картона основу овальной или слегка изогнутой формы.
  2. Приклеить детали, изображающие главные части клетки:
    - наружную мембрану (сделать ее из скатанного колбаской пластилина)
    - ядро (сделать его из расплющенного пластилинового шарика).
  3. По желанию приклеить некоторые важные органоиды живой клетки: митохондрии, лизосомы.
  4. Подписи можно сделать прямо на картоне внутри клетки.

Этот же вариант модели клетки можно еще немного усложнить, если в начале работы на основе из картона тонким слоем размазать светлый пластилин (это будет цитоплазма).

3. Модель живой клетки из пластилина на пластике

Так как пластилин через некоторое время оставляет жирные пятна даже на глянцевом картоне, то модель клетки получится более долговечной, если сделать ее на основе из пластика. При использовании прозрачного пластика можно не покрывать основу пластилином. А сноски или надписи, сделанные не на самой модели, а на бумаге под ней, будут хорошо видны через прозрачный материал.

Модель мы делали на основе иллюстраций из пункта 5 "Живые клетки" первой части учебника.

Этапы работы

4. Объемная модель живой клетки из пластилина

  1. Для основы скатать из пластилина большой шарик, придать ему форму яйца и вырезать из него четверть.
  2. Для экономии пластилина можно сделать эту деталь из мягкой фольги, а затем облепить ее пластилином. Еще проще сделать эту деталь из пенопластового яйца для поделок.
  3. Приклеить детали из пластилина (аналогично тому, как описано в предыдущей инструкции).

5. Модель живой клетки из соленого теста

Также можно сделать макет клетки из соленого теста (в рецепт соленого теста, который я использую).

  1. Соленое тесто раскатать скалкой в пласт толщиной около половины сантиметра.
  2. Вырезать из него основу для макета клетки.
  3. Приклеить основные детали.
  4. Оставить на сутки или двое в теплом месте для высыхания.
  5. Раскрасить красками.

Модели живых (животных и растительных) клеток своими руками

Напоследок небольшая галерея с фотографиями моделей клеток из кабинета биологии. Прошу прощения за качество фотографий - дочка делала их в школе телефоном, а там, где стоит шкаф с работами детей, плохое освещение.

А эта работа мне очень понравилась, потому что у меня тоже была идея сделать модель еще и из бумаги, в технике объемной аппликации. Модель клетки выполнена из бумаги в техниках рисования, аппликации и квиллинга.

Предлагаю посмотреть другие статьи из рубрики или статьи о .

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

МОСКВА, 11 мар - РИА Новости. Японские молекулярные биологи открыли необычную бактерию, которая умеет "есть" лавсан и другие виды пластика, и извлекли из них ферменты, отвечающие за разложение этих полимеров, говорится в статье, опубликованной в журнале Science .

Каждый год на свалки Земли попадает примерно 300 миллионов тонн пластикового мусора, большая часть которого не разлагается почвенными микробами и остается в почти нетронутом виде на протяжении десятков и даже сотен лет. Многие частицы пластика оказываются в водах мирового океана, где они попадают в желудки рыб и птиц и часто становятся причиной их гибели.

Кендзи Миямото (Kenji Miyamoto) из университета Кейо в Йокогаме (Япония) и его коллеги нашли способ уничтожить весомую часть этой "мусорной кучи", изучая то, как различные сообщества бактерий реагируют на присутствие полиэтилентерфталата (PET). Этот термопластик, также известный как лавсан, применяется при изготовлении пластиковых бутылок, одежды, кинопленки и прочих носителей информации. На долю PET приходится шестая часть всего пластикового мусора на Земле.

В ходе исследований ученые совершили несколько походов на природу, где им удалось найти и извлечь более 250 фрагментов пластикового мусора, часть которых несла на себе следы частичного разложения. Биологи проанализировали геномы бактерий, живших в почве рядом с этими частицами пластика, и попытались выделить среди них те, которые способны питаться PET. Для этого культуры микробов высадили на тонкие пленки из полимера.

Ученые нашли гусениц, способных питаться полиэтиленом и пенопластом Ученые нашли неожиданное решение проблемы загрязнения природы пенопластом и прочим мусором из пластика – оказалось, что обычные мучные черви, которых подают в качестве еды в китайских ресторанах, умеют частично переваривать эти полимеры.

Ученым улыбнулась удача - они обнаружили, что обычная почвенная бактерия Ideonella sakaiensis способна жить на стопроцентной "диете" из лавсана и разлагать его молекулы на воду и углекислый газ.

Ученые заинтересовались, как эта "пластикоядная" бактерия разлагает цепочки PET на одиночные звенья и поедает их. Для ответа на этот вопрос биологи проанализировали структуру ДНК микроба и выяснили, что за уничтожение пластика отвечают всего два фермента.

Первый — так называемая ПЭФаза — разлагает длинные звенья полимера на "кирпичики" из одной молекулы этиленгликоля и терефталевой кислоты еще до того, как пластик попадает в бактерию. Второй фермент, МГЭТ-гидролаза, разлагает эти звенья на этиленгликоль и терефталевую кислоту, которые затем используются микробом в его жизнедеятельности.

Процесс разложения пластика протекает достаточно медленно - бактерии "доели" пленку, которую им предложили ученые, только через шесть недель после начала эксперимента. Но учитывая то, что подобный пластиковый мусор "живет" на свалках примерно по 70-100 лет, добавление колоний Ideonella sakaiensis в мусорные кучи может заметно ускорить его разложение. Кроме того, ученые предполагают, что для переработки и уничтожения пластика можно использовать и синтетические версии ферментов.

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я хочу погрузить вас в мир креативной педагогики в изучении биологических объектов. Ребята начинают изучать биологию в 6 классе, некоторые темы данного курса остаются для них отстраненными. Вот, например, тема микробиологии о строении бактерий. Тема дается весьма трудно. С одной стороны, это обилие научной терминологии, с другой - сложности восприятия в связи с масштабами. Под школьным микроскопом бактерии выглядят черточками и малюсенькими пузырьками, и трудно поверить, что эти малыши способны вызывать болезни.

Лептоспира

Чтобы поддержать интерес, предлагаю ребятам сделать крупные модели бактерий, крупные, сантиметров на 20. Каждый вытянул номерок, за которым была закреплена бактерия и вызываемое ею заболевание. Всего 25. Ребятам, неведомы эти названия. Им предстоит осуществить научный поиск, чтобы собрать модель.

Следующий шаг - это разработка критериев к модели. Без этого нельзя. Иначе, мы можем получить искажения научной истины. Кроме того, участвуя в обсуждении и разработке критериев, ребята принимают ответственность за выполнение работы.

Разбираемся в понятии "модель". Ребята отмечают, что это не точная копия, а скорее схематическая. Приходим к решению, что в ней мы можем играть со цветом, фактурой, но сохранять существенные признаки, такие как форма и выросты.

Критерии выписываются на доску, и каждый ребенок фиксирует их в тетради:
1.Размер крупный от 20см, настольный вариант.
2.Структура, строение.
3.ПАСПОРТУ: крупно на 1/3 страницы А4.
Название бактерии
Название заболевания
Очень кратко симптомы
Смертность
Автор, класс

4. КРЕАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ребята с удовольствием включаются в процесс, поскольку в прошлом году, мои теперешние семиклассники делали выставку моделей вирусов. Выставка пользовалась живым интересом. И когда я предложила сделать модели бактерий, то услышала восторженные "УРА!".

На идею создания 3Д-моделей микромира меня вдохновили работы Люка Джеррема, который создавал модели бактерий и вирусов из стекла. Я показала это детям и сказала, а давайте.... И они не просто согласились, а радостно побежали делать модели.

Итак, мои шестиклассники стали бороздить просторы интернета в поисках информации. Самым сложным для них оказалось создание паспорту. Ведь нужно было выделить самое главное, а сказать хотелось так много!

На День науки мы открыли двери выставки "Экспериментариум: портреты бактерий" для детишек начальной школы. На выставке принимали участие 42 модели. Все работы шестиклассников получили оценку отлично. Но я приготовила для них еще один бонус - традиционное голосование за лучшую модель. Ребята, которые посещали выставку, прикрепляли стикер к номеру понравившейся модели. Модели, набравшие наибольшее количество голосов, принесли своим создателем дополнительную пятерку!

А выбрать было из чего! Ребята подошли к решению задачи создания моделей с выдумкой. Здесь были фактуры из папье-маше, шариков и ниток, из пластиковых флаконов и бутылок, из пушистого валика для побелки, коктейльных трубочек, бархатной бумаги, пенопласта, пластилина, проволоки, и даже сплетенные из резиночек!

Но вся магия выставки начала работать, когда пришли дети 3 и 4 класса. Я повела рассказ об интересной науки микробиологии. Показала им бактерию и сказала, что если бы бактерии выросли до такого размера в 20 сантиметров, то я бы стала ростом до луны!

Потом мы стали с малышами говорить о том, какой формы бывают бактерии. Они оглядели коллекцию и заявили, что на сосиски похожи, и на шарики.

Те, которые, похожи на сосиски, называют бациллами, что переводится как "палочка". А вот те, что как шарики, называются кокки. А потом ребята перекатывали в руках шарик золотистого стафилококка, и пробовали на вкус новое слово. Это же удивительно, что слово состоит всего из 4 букв, и три из них "К". А если убрать одну "К" в конце слова, то бактерия превратится в морского повара - в кока!
А бактерии, похожие на кудряшки, называют спириллами.

А потом мы поговорили об эпидемиях. О тех, что уносили миллионы людских жизней - об эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии. О том, что если бы не успехи медицины, то половина людей умирала бы еще в первые годы своей жизни. Открытие антибиотиков (пенициллина) в 1928 А. Флемингом, спасло миллионы жизней.

Просматривая фотографии, посмеялась, что у нас с детьми везде открыт рот. У меня, потому, что я рассказываю, а у детей, потому что слушают.

Ученые создали фермент, способный уничтожать пластик, а особенно хорошо он справляется с пластиковыми бутылками. Это достижение позволит справиться с огромным количеством пластика, загрязняющего планету.

В 2016 году на свалке в Японии были обнаружены бактерии, способные поглощать пластик. На процесс, обычно занимающий столетия, у них уходили считанные дни. Теперь же ученым удалось определить структуру фермента, который бактерии для этого используют, и синтезировать его. Когда команда протестировала полученный фермент, оказалось, что он справляется с полиэтилентерефталатом (ПЭТ), из которого делают бутылки для напитков, еще лучше оригинала.

«Оказалось, что мы улучшили фермент. Мы были немного шокированы, - говорит профессор Джон Макгихан из Портсмутского университета в Великобритании. - Это настоящее открытие. … Это скромное улучшение, на 20%, но не в этом дело, - рассказывает Макгихан. - Произошедшее показывает, что фермент еще не оптимизирован. Это дает нам возможность использовать все технологии, которые годами применялись в разработке других ферментов, и создать фермент, работающий сверхбыстро».

Исследователи определили структуру фермента, используя синхротрон Diamond, способный производить мощное рентгеновское излучение, которое позволяет разглядеть структуру отдельных атомов. Фермент оказался похожим на тот, что бактерии обычно используют для разрушения природного полимера кутина - воска, которым часто покрыта кожица плодов.

«Мы надеемся использовать этот фермент, чтобы разложить пластик на его составляющие, а затем снова использовать их для производства пластика. Это значит, что не нужно будет добывать еще больше нефти и что можно будет уменьшить количество пластика в окружающей среде», - отмечает Макгихан.

Одно из возможных улучшений - пересадить фермент бактериям-экстремофилам, способных выдерживать температуру выше 70°С - при ней плавится ПЭТ, а в расплавленном виде он разлагается в 10-100 раз быстрее. Также способствовать разложению пластика могут и некоторые грибки, но бактерии легче использовать в промышленных целях.

Для уничтожения других видов пластика можно будет использовать бактерий, которые в настоящее время эволюционируют в окружающей среде, уверен Макгихан. Хотя большая часть пластика находится в океане, исследователи рассчитывают, что можно будет доставить поедающие пластик бактерии к этим скоплениям мусора.

«Я думаю, это очень интересная работа, которая показывает, что есть потенциал для использования ферментов в борьбе с растущей проблемой отходов, - считает химик Оливер Джонс. - Ферменты нетоксичны, биоразлагаемы и их можно получить с помощью микроорганизмов в больших количествах».

Берточини, научный сотрудник Испанского института биомедицины и биотехнологий, заинтересовалась феноменом и провела вместе с биохимиками из Кембриджа научный эксперимент. Были взяты около сотни личинок, которые поместили в обыкновенный пластиковый пакет, купленный в британском магазине, и стали ждать появления дырок. Как выяснилось, сотня гусениц способна расправиться с 92 мг полиэтилена за 12 часов.

Каждую минуту в мире продается около миллиона пластиковых бутылок. Переработке подвергаются лишь 14% из них. Многие из оставшихся попадают в океаны, загрязняя даже самые удаленные уголки, нанося вред морским обитателям и - потенциально - потребителям морепродуктов.

Сегодня из бутылок, попавших на переработку, изготавливаются непрозрачные волокна, которые становятся материалом для одежды и ковров. Но благодаря использованию фермента из них можно будет делать новые пластиковые бутылки, что избавит от необходимости производить больше пластика.

Источники: newsland.com, Facepla.net

Серьезность сложившейся ситуации как нельзя лучше передают мусорные пятна в океанах (Большое тихоокеанское мусорное пятно). Разработать новые технологии переработки пластиковых отходов и немного улучшить текущее положение может помочь новый вид бактерий, которые питаются пластмассами.

Открытие было сделано японскими исследователями.

По их словам, микроорганизм интересен в первую очередь наличием способности перерабатывать распространенный тип пластика, известный как PET (пластики на основе полиэтилентерефталата). Непосредственно сам пищеварительный процесс пластика у бактерии происходит медленно, поэтому краткосрочные перспективы открытия пока довольно туманны, но дальнейшие исследования бактерии, которая, к слову получила название Ideonella sakaiensis 201-F6, могут привести к появлению новых безопасных способов утилизации пластика.

Вид пластика, являющийся любимым лакомством Ideonella sakaiensis, – полиэтилентерефталат – характеризуется легкостью, прочностью и способностью удерживать жидкость. Этот материал очень часто используется для изготовления емкостей для жидких продуктов – разнообразные контейнеры и бутылки. Отметим, что только за 2013 год во всем мире было произведено около 56 миллионов тонн пластика PET, из которых переработали только половину.

Свойства, которые делают PET столь привлекательным для различных компаний материалом, - прочность и влагонепроницаемость – также представляют огромную угрозу для окружающей среды. Этот материал имеет очень большой период полураспада, поэтому накапливается в форме свалок на земле и в океане.

Считается, что для полного разложения обычной пластиковой бутылки требуется около 450 лет, и хотя некоторые виды пластмасс разлагаются в океане быстрее, в процессе распада они выделяют вредные химические вещества, что еще больше усугубляет экологическую ситуацию.

Новый вид бактерий, поедающих пластик, был обнаружен путем просеивания 250 образцов PET, собранных на заводах по переработке пластика. Об этом говорится в статье о результатах исследования, опубликованной в журнале Science. Исследовали искали свидетельства распада материала среди образцов и в конце концов обнаружили I. sakaiensis.

Бактерии этого вида выделяют два фермента, расщепляющие это соединение до экологически безопасных веществ – терефталевой кислоты и этиленгликоля. Правда, происходит это не очень быстро. В исследовании говорится, что на полное переваривание небольшого куска пленки из низкокачественного полиэтилентерефталата бактерии понадобилось шесть недель. То есть, на расщепление изделий из более качественного PET потребуется еще больше времени.

Вполне возможно, что в будущем ученые найдут способ, который поможет ускорить этот процесс. В последующей статье, опубликованной в том же Science, профессор биоинженерии Уве Борншеуер пишет, что ученые должны выяснить истоки происхождения этих ферментов, выделяемых бактериями, точнее, не являются ли они проявлением эволюции.

По словам Борншеуера, этот вид пластика существует в природе только 70 лет, и существует вероятность, что ферменты адаптировались к новым реалиям и научились использовать его как источник пищи, «обеспечивающий «преимущество для выживания». Ученый пишет, что эволюция в столь короткие сроки – это большая редкость, хотя подобное уже случалось ранее, и дополнительные исследования могут привести к появлению новых эффективных способов борьбы с пластиком PET.

В интервью The Wall Street Journal Борншеуер отметил, что теоретически эти бактерии могут ускорить распад пластика на свалках.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.