Что такое культурно массовая работа. Культурно-массовая работа. Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.

Что такое массовое мероприятие

Массовое мероприятие - это сбор значительного числа людей с целью участия в каком-либо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы, зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения.
Места проведения массовых мероприятий различны:

  • скверы и парки;
  • площади и городские улицы;
  • общественные корпуса;
  • театральные залы;
  • концертные площадки;
  • спортивные залы.

Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.

Формы массовых мероприятий

Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:

  • Государственные и политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы, парады, шествия.
  • Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
  • Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли, легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
  • Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
  • Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.

Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне. Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:

  • Спонтанные.
  • Организованные.

Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия ограниченного количества людей или общедоступность.

Как провести массовое мероприятие

Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
  • Руководители учреждений, на территории которых оно осуществляется.

Массовое мероприятие - это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего.
Проведение культурно-массовых мероприятий предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет-ресурсов.

Если проводится подготовка широкомасштабных событий, администрация муниципалитета может сформировать координационные советы и штабы, координирующие и контролирующие всех участников. На такие комитеты возлагается обязанность по разработке соответствующих планов, сохранению правопорядка, срочной эвакуации зрителей и участников, если возникнет угроза для их жизни и здоровья.

Что нужно учитывать

Когда обсуждается порядок проведения массового мероприятия, то нужно взять во внимание условия его проведения:

  • График движения общественного муниципального транспорта (все присутствующие должны иметь возможность в конце воспользоваться общественным транспортом).
  • Погодно-климатические условия.
  • Стоянки для автомобильного транспорта.
  • Удобство подхода к основному месту с учётом ограничения доступа автотранспортных средств.
  • Наличие камер хранения.
  • Возможность оказания первичной медицинской помощи.
  • Работа точек питания и реализации безалкогольных напитков (в жаркую погоду - освежающих, в холодную - согревающих).
  • Наличие санузлов.

Инструкция по организации и проведению

  • Советы добровольных спортивных организаций и спорткомитет обязаны согласовать проведение необходимых обследований с администрацией муниципалитета, инженерными структурами, санитарной эпидемиологической станцией, правоохранительными органами, отделами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Итогом обследований должны стать соответствующие акты.
  • Организаторы обеспечивают процесс проведения мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной и назначение ответственных лиц), должным образом уведомляют администрацию муниципалитета о том, где, когда и в какое время будет проводиться мероприятие, указывают название, формат, данные о количестве участников, контактные данные.
  • Руководители, в чьём ведомстве находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить надёжность используемых трибун и иных конструкций, возможность всеобщей эвакуации, если возникнет опасность для жизни и здоровья окружающих.

Характерные черты массового мероприятия

Формат общественного мероприятия определяет его характерные черты. Условно любое общественно массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов по месту проведения:

  • Закрытые. В этом случае узкий круг конкретных приглашённых собирается в отдельном помещении, доступ гостей ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы собравшихся приблизительно одинаковы.
  • Открытые. Такой формат предоставляет любому желающему возможность принять участие в планируемых событиях. Тем самым значительно увеличивается риск создания опасных ситуаций.

Наиболее ярко неоднородность состава присутствующих проявляется при проведении спортивно-зрелищных мероприятий:

  • Болельщики принадлежат к соперничающим спортклубам, их контингент чётко обозначен.
  • Яркие, фанатичные пристрастия к своему клубу либо команде проявляются в выкриках, лозунгах, скандировании определённых фраз.
  • Возрастной и социальный состав, уровень образованности и культуры, ценностные ориентиры присутствующих могут сильно разниться, это может приводить к конфликтным ситуациям.

Потенциальные угрозы

Массовое мероприятие - это наиболее доступная возможность удовлетворения потребностей большой группы людей. Вместе с тем, это и потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Связано это с несколькими факторами:

  • Замкнутое пространство повышает опасность нарушения правопорядка со стороны группы людей, сформированной спонтанно либо организованно.
  • Изменение привычного ритма, динамика событий могут спровоцировать случаи конфликтов между отдельными гражданами либо определёнными их группами. Особенно способствуют этому специфические форматы неформальных мероприятий.
  • При значительном скоплении людей появляется возможность совершения краж, порчи имущества.
  • Коллективный сбор определённого контингента лиц (радикально настроенные болельщики, соперничающие партии, рок-фанаты) может аккумулировать проявление негативных эмоций.
  • Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, приводящей к большому числу жертв.
  • Появляется реальная угроза осуществления террористического акта в результате воплощения преступных либо антиобщественных планов.

Меры безопасности со стороны организаторов

За безопасность присутствующих в первую очередь отвечает организатор. Если система безопасности не будет сформирована должным образом, то даже самое яркое, зрелищное, интересное и важное по содержанию мероприятие потеряет свою значимость и может привести к печальным последствиям.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий проводится за счёт оборудования пунктов, где будут размещаться участники, зрители, служба охраны, а также средства для тушения пожара.

В надлежащем состоянии необходимо содержать соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебного автотранспорта должен быть организован свободный проезд к сооружениям и источникам водоснабжения на случай опасности возникновения пожара. На центральных местах должны быть размещены эвакуационные планы и указатели эвакуационных выходов.

Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Общественно-массовые мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую осуществляют правоохранительные органы. На что именно должны они обращать внимание?

  • Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического либо алкогольного опьянения.
  • Особое внимание должно уделяться лицам, желающим пронести с собой любые виды оружия.
  • Если нормы наполняемости помещения становятся предельно допустимыми, то сотрудники правоохранительных органов должны предъявить к организаторам требование прекратить пропуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.
  • Если появится предполагаемая угроза, все присутствующие должны быть эвакуированы из зрительного зала, с трибун.
  • В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность появления паники.

Правила поведения присутствующих

Правила поведения во время спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий определяются типовыми правилами и запрещают:

  1. Приносить с собою оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства, алкогольные напитки, большие сумки.
  2. Выбегать на поле либо сцену, находиться в проходах или на лестницах.
  3. Нарушать порядок: распивать алкоголь, оскорблять и унижать присутствующих, проявлять признаки экстремизма.

Массовое мероприятие - это та уникальная ситуация, когда человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, оказаться причастным к важным государственным, религиозным либо иным событиям, с интересом и пользой провести свой досуг.

Практическое решение многообразных и сложных задач учреждения культуры осуществляют преимущественно в массовых формах культурно-досуговых программ, на кото­рых, как правило, присутствует смешанная аудитория. Смешанная аудитория отличается, как правило, пестрым

спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.

Следовательно, специалисту учреждения культуры не­обходимо обладать универсальными знаниями и навыками, как этого требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.

Овладение методикой подготовки и проведения массо­вых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей спе­циалистов учреждений культуры, позволяет определить и уровень научной организации труда, проверить правиль­ность технологического процесса самых трудоемких и мас­штабных культурно-досуговых программ.

Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

Сложность и многоплановость массовых форм культур­но-досуговой деятельности требуют от специалистов глубо­кого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ра­ди чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности.

Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отно­шений, объективных и субъективных условий и факторов.

Введение в структуру массовых форм культурно-досуговой деятельности различных видов искусства и ху­дожественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности по возможности использования выразительных средств и мас­штабам вовлекаемых людей стали эффективным способом организационно-творческой деятельности людей.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выра­зительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержа­ния. «Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму» 1 .


В каждой массовой форме культурно-досуговой дея­тельности имеются четыре основных компонента: а) содер­жание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория и ее расположение в пространст­ве.

Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, яр­марка, шоу-программы и т.д. - каждая из этих форм в от­дельности, тем более цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких,

1 Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. - Т. 1. - С. 224.

например, как праздники, поднимаются темы истинно на­родные. В них конкретные, местные факты подаются мак­симально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отобра­жения. В основе крупномасштабных форм - торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространствен­ными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направ­лять, на основе регулирования межличностного общения и социально-психологического механизма воздействия.

Процесс общения является исходной предпосылкой по­строения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вы­зывает к жизни всю совокупность человеческих связей, ос­нову которых составляют производственные отношения.

Общение людей различных интересов - сложный и мно­гогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмо­циональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение яв­ляется важнейшим инструментом создания условий, кото­рые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и со­переживаний, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах за­программировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т.е. возможности учреждений куль­туры и их спонсоров в материальном обеспечении, привле­чении художественных сил для решения конкретных задач.

Эта работа позволяет определить, во-первых, форму бу­дущей массовой культурно-досуговой программы (театра­лизованное представление, массово-зрелищное, тематиче­ский вечер, обряд и т.п.), что очень важно знать при состав­лении сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом ориентации на определенную аудито­рию, для которой она будет осуществлена. Затем происхо­дит написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распре­деление функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.

Составление и утверждение сметы расходов на подго­товку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы контролируются членами совета учреждения культуры.

Успех здесь во многом зависит от того, насколько в тех­нологическом процессе точно учитывались социально-психологические механизмы объединения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и активный характер.

Важное значение в подготовке массовой формы куль­турно-досуговой программы имеет умелый подбор творче­ских работников, прежде всего, сценариста-режиссера.

Однако немногочисленность кадров, способных квали­фицированно подготовить и провести культурно-досуговую программу, тормозит поиск новых творческих решений.

Все большую роль в подготовке массовых форм куль­турно-досуговой деятельности стала играть группа техниче­ского обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето­вое оформление, радиофикацию, отвечает за транспорт, и группа материально-хозяйственного обеспечения, которая организует обеспечение питания и торгового обслуживания сувенирами, охрану порядка и медобслуживание.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и дра­матургической организации материала.

Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популяр­ными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллекту­альный, спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, ве­чера вопросов и ответов: «Что нового, господин дирек­тор?»;, «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.

У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребля­ется в привычном, буквальном значении, то его опреде­ляющей характеристикой является вторая часть термина -«митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обу­словливает отбор содержания, указывает на приемы и спо­собы достижения цели.

Для методики и проведения вечера, кроме точного опре­деления типа вечера, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения в подготовке и проведении вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все.жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, может исказить смысл содержания. При этом никакая кон­центрация выразительных средств сама по себе не гаранти­рует качества. Дело не столько в обилии разнообразных ху­дожественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании.

Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал.

Возникнув как оперативная, информационная форма клубной работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших дней, но и получил дальнейшее разви­тие. Следует уметь различать общую и конкретную инфор­мацию, которую несет устный журнал, акцентировать вни­мание на необходимости использования новых материалов.

При организации работы редколлегии журнала учиты­вают следующие моменты: планирование работы редколле­гии, распределение обязанностей между ее членами, работа по отбору материала, с выступающими, ведущими, подго­товка связок между страницами и их организация в единое целое, художественное оформление устного журнала. За­конченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения событий, введение методов иллюстриро­вания и театрализации позволяют специалистам эффектив­но использовать устный журнал в культурно-досуговой дея­тельности и в современных условиях.

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

Четкое осмысление и понимание цели всеми участни­ками;

Анализ вида, типа и жанра массовой формы;

Определение содержания, соответствующего цели программы;

Органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);

Создание условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

Выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.

Таким образом, массовая форма культурно-досуговой программы - это и способ организации содержания и его донесения до зрителей, и методика организации восприятия материала на основе культурного общения.

Культурно-массовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).
Целью деятельности КДЦ является:
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
Задачи КДЦ:
. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
. организация досуга;
. создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;
. создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;
. реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.
В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.
Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:
. Организация праздничных мероприятий.
. Организация соревнований.
. Организация творческих конкурсов.
. Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.
Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:
1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.
2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.
3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.
4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.
5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.
6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.
7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.
8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.

Гармоническое развитие личности невозможно без духовно-эстетического и физического ее совершенствования. Это в полной мере относится и к сотрудникам органов внутренних дел. Более того, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа является важнейшей составной частью профессиональной подготовки личного состава, необходимым условием успешного выполнения им оперативно-служебных задач, ибо уровень культуры личного состава (причем в различных сферах ее проявления), внешний вид служебных помещений напрямую влияют на авторитет органов внутренних дел среди населения, а организация содержательного досуга сотрудников, привлечение их к активным занятиям физкультурой и спортом способствуют поддержанию высокой работоспособности, снятию физической и психоэмоциональной усталости.

Значимость культурно-массовой работы для личного состава органов внутренних дел диктуется следующими обстоятельствами:

Во-первых, органы внутренних дел, выполняя специфические государственные функции, должны исходить из конституционного требования о приоритете прав личности в обществе. Это требует от сотрудников не только высокого профессионализма, но и усвоения культуры, принципов и норм нравственности, этики и неукоснительного соблюдения их в своей практической деятельности. Еще на II съезде административных работников РСФСР (1928 г.) отмечалось: «Там, где организация или человек для проведения в жизнь своих намерений имеют право прибегать к насилию, нужно особенно сильно заботиться о квалификации и поднятии культурного уровня, т.к. здесь есть опасность, что недостаток культурности и умения будут восполняться грубой силой» 3 .

Во-вторых, сотрудники в процессе оперативно-служебной деятельности постоянно подвергаются воздействию отрицательных эмоций и психологических стрессов. В этих условиях важнейшим средством и надежным заслоном против профессиональной деформации является культура, нравственная и эстетическая воспитанность личности.

В-третьих, проведенные исследования показали, что в информационном обмене при общении личного состава с гражданами (в особенности сотрудников патрульно-постовой службы, участковых инспекторов) деловая сторона занимает четвертую часть разговора, а остальное – вопросы нравственно-эстетического плана. Зачастую именно в этих вопросах сотрудники показывают слабую подготовленность.

В-четвертых, культурно-массовая работа формирует в личности эмоциональные начала, без которых человек превращается в робота.

Культурно-массовая работа в органах внутренних дел – это важнейшее средство воспитания личного состава, направленное на повышение культурного уровня сотрудников, развитие их нравственных качеств и творческих способностей, удовлетворение эстетических потребностей.

Характерными особенностями культурно-массовой работы в органах внутренних дел являются ее неразрывная связь с профессиональной деятельностью сотрудников, направленность на повышение качества решаемых служебных задач, а так, как она обычно проводится в свободное от службы время, формы ее проведения должны быть привлекательными и сочетать массовые с индивидуальными и групповыми.

^ Культурно-массовой работы в органах внутренних дел способствует решению следующих задач:

– приобщение и развитие среди сотрудников самодеятельного художественного творчества;

– обогащение межличностных связей и как следствие – укрепление морально-психологической атмосферы в служебных коллективах;

– повышение культурного уровня личного состава, ознакомление его с лучшими образцами классических и современных произведений литературы и искусства, удовлетворение потребностей и интересов в сфере культуры, воспитание высокой культуры поведения, общения, чувств;

– развитие у личного состава высоких эстетических вкусов, внедрение эстетических норм в служебную деятельность и быт сотрудников;

– организация содержательного досуга сотрудников и членов их семей;

– содействие снятию у сотрудников психологической и физической усталости, эмоциональных перегрузок, предупреждение профессиональной деформации.

В руководящих документах МВД России по вопросам работы с личным составом подчеркивается необходимость совершенствования культурно-массовой работы и организации досуга сотрудников 4 . При этом особое внимание обращается на:

– оживление деятельности клубных учреждений, библиотек, комнат воспитательной работы, музеев, широкое использование их возможностей в нравственно-эстетическом и героико-патриотическом воспитании сотрудников;

– поддержку и развитие художественного самодеятельного творчества сотрудников, регулярное проведение всероссийских, республиканских, краевых, областных смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельного искусства;

– широкое привлечение коллективов художественной самодеятельности к выступлениям перед личным составом органов внутренних дел и перед населением;

– установление и укрепление связей органов внутренних дел с организациями и союзами творческих работников, заключение с ними договоров о культурном сотрудничестве с целью использования их возможностей в воспитании личного состава;

– совершенствование нравственно-эстетического воспитания в образовательных учреждениях системы МВД, на курсах и сборах переподготовки сотрудников, широкое использование в этих целях таких форм работы, как университеты, лектории, школы культуры;

– организацию содержательного досуга сотрудников и членов семей во внеслужебное время.

Для решения указанных задач культурно-массовая работа обладает весьма широким арсеналом средств воздействия. Высокое эмоциональное воздействие таких видов искусства, как музыка, театр и кино, художественная литература, изобразительное искусство позволяет формировать у сотрудников чувства, эмоции.

Эффективность культурно-массовой работы во многом зависит от умелого использования всего многообразия ее форм и методов, учета интересов и запросов личного состава, морально-психологического климата в коллективе и других факторов.

Широкое распространение во многих органах внутренних дел получила работа университетов, лекториев, школ культуры. Эти формы работы в первую очередь направлены на повышение культурного уровня сотрудников, привитие им высоких эстетических вкусов.

Весьма распространенными формами культурно-массовой работы с личным составом являются тематические вечера, встречи с интересными людьми (деятелями искусства, литературы, культуры, представителями духовенства), различного рода музыкальные вечера, киновечера, вечера поэзии и т.п.

На местах одновременно практикуются и коллективные посещения выставок изобразительного искусства, театральных спектаклей, кинофильмов. Зачастую они сопровождаются пояснениями квалифицированных специалистов с последующими обсуждениями на специально организованных занятиях. Мероприятия подобного плана особенно интересны, если их тематика связана с деятельностью органов внутренних дел или авторами произведений являются сотрудники правоохранительных органов.

Большой популярностью среди личного состава пользуются юбилейные вечера, встречи «от всей души», вечера-портреты, посвященные чествованию лучших сотрудников и коллективов. Их воспитательное влияние трудно переоценить. Проводимые в интересной форме, с приглашением гостей они популяризируют работу передовиков службы, побуждают других сотрудников следовать их примеру.

Сплочению коллективов органов внутренних дел, укреплению морально-психологического климата в них способствуют мероприятия, направленные на организацию содержательного досуга сотрудников и членов их семей.

Практикуется организация и проведение культурной программы в дни Государственных и национальных праздников. Положительной оценки заслуживает проведение различного рода мероприятий для детей сотрудников органов внутренних дел: праздников, утренников, КВН и т.п.

Необходимо отметить, что некоторые культурно-массовые мероприятия нацелены не только на нравственно-эстетическое воспитание личного состава, но и на повышение авторитета, престижа органов внутренних дел, укрепление их связи с населением, в том числе и с использованием возможностей телевидения.

Важным средством профессионально-нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня личного состава является приобщение его к художественной литературе. В настоящее время в системе МВД России функционирует свыше тысячи библиотек и библиотечных пунктов, услугами которых пользуется более одного миллиона читателей-сотрудников, ветеранов органов внутренних дел, членов их семей.

Сотрудники библиотек органов внутренних дел пропагандируют лучшие произведения мировой, советской и российской литературы, организуют читательские конференции, обзоры новых произведений, встречи с писателями, поэтами, критиками и другие мероприятия. На активизацию этой деятельности нацелены конкурсы «Лучшая библиотека», «Лучший библиотекарь», «Лучший читатель», «Семейное чтение» и др. Как правило, они организуются в рамках общероссийского Дня библиотек, отмечаемого ежегодно 27 мая 5 .

Во всей культурно-массовой работе, проводимой в органах внутренних дел, значительное место занимает организация самодеятельного художественного творчества сотрудников, которая способствует укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах, формированию у личного состава высоких нравственно-эстетических качеств, организации содержательного досуга, повышению авторитета милиции в глазах населения. Поэтому это одно из приоритетных направлений деятельности воспитательных аппаратов, заместителей начальников органов и подразделений по кадрам.

Эффективность этой деятельности во многом зависит от того, насколько организаторы самодеятельного художественного творчества руководят данным направлением. Особое внимание при этом направляется на:

– привлечение к руководству художественной самодеятельностью, клубами, кружками и другими творческими объединениями наиболее подготовленных сотрудников, подлинных энтузиастов, людей увлеченных, способных организовать работу самодеятельных коллективов;

– налаживание взаимодействия с работниками учреждений культуры;

– обучение актива, оказание ему практической и методической помощи в работе. В этих целях используются возможности учреждений культуры, в которых имеются специалисты, способные оказать действенную методическую помощь в обучении руководителей художественной самодеятельности. Важно также своевременно доводить до актива те методические рекомендации, пособия, обзоры, которые готовятся в МВД России и на местах;

– оказание всяческой поддержки сотрудникам, занимающимся художественным творчеством, создание условий для их деятельности, развитие материально-технической базы с использованием возможностей ведомственных и местных домов и дворцов культуры, различных благотворительных фондов;

– участие в составлении репертуара коллективов художественной самодеятельности с позиций нравственно-эстетической ценности номеров программы концертов и их воспитательного воздействия, включение в программу произведений, связанных с деятельностью органов внутренних дел;

– популяризацию художественного творчества сотрудников, в первую очередь, путем организации выступлений самодеятельных коллективов в органах и подразделениях внутренних дел, среди населения, учащихся района, города;

– участие в местных и региональных смотрах, фестивалях художественной самодеятельности, творческих конкурсах и выставках;

– моральное и материальное стимулирование самодеятельного художественного творчества сотрудников, привлечение к участию в нем членов их семей.

Во многих органах внутренних дел накоплен интересный опыт работы по организации самодеятельного художественного творчества сотрудников. Многие коллективы художественной самодеятельности с успехом выступают перед различными зрительскими аудиториями, становятся лауреатами и призерами фестивалей народного творчества. Заслуживает поддержки практика создания в органах внутренних дел творческих любительских объединений и клубов по интересам.

В целом ряде МВД, УВД действуют самодеятельные студии художников, кружки декоративно-прикладного искусства и технического творчества. В масштабе региона регулярно организуются выставки, конкурсы произведений, созданных их членами. Помимо выставок самодеятельного изобразительного искусства на местах проводятся и другие творческие конкурсы: патриотической и авторской песни, мастеров слова и прозы на лучшее литературно-художественное произведение.

Широкое распространение получила практика организации различного рода выставок: декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии, технического творчества, детских рисунков в каждой из возрастных групп, даров природы и умелых рук.

Важное значение в повышении эффективности культурно-массовой работы имеет установление и поддержание тесных деловых связей органов внутренних дел с учреждениями культуры, представителями творческой интеллигенции. В этих целях практикуется разработка, утверждение и реализация программ (планов) совместной работы МВД, УВД, УВДТ с творческими союзами, учреждениями культуры по совершенствованию профессионально-нравственного и эстетического воспитания личного состава.

Учреждения культуры функционируют практически в каждом районе, поселке, городе. Договоры о сотрудничестве с ними позволяют горрайорганам внутренних дел использовать их возможности на плановой и долгосрочной основе, изыскивать финансовые ресурсы, привлекать творческих работников, методистов, общественность к проведению в органах внутренних дел различных досуговых, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, пользоваться их материально-технической базой, помещениями учреждений культуры.

В соответствии с подобными договорами силами шефских организаций сотрудникам показывают спектакли, концерты, организуют встречи с деятелями культуры, посещение художественных выставок, музеев, читают циклы лекций по основам культурологии, этике и эстетике.

Важной инициативой является создание на базе ряда МВД, УВД, УВДТ специализированных гуманитарных фондов по развитию и поддержке художественного творчества сотрудников и членов их семей.

В организации и проведении культурно-просветительной работы большую роль играет хорошо налаженная деятельность комнат (кабинетов) воспитательной работы. На их базе работают различные кружки, клубы по интересам, проводятся воспитательные и досуговые мероприятия, экспо­нируются произведения искусства, созданные сотрудниками и членами их семей.

Культурно-просветительную деятельность этих комнат (кабинетов) организует совет, избираемый личным составом. Он работает под руководством заместителя начальника органа внутренних дел по кадрам на основе ежеквартального или полугодового плана.

Эффективность служебной деятельности сотрудников, результаты их труда во многом зависят от формирования и поддержания у личного состава высокого уровня работоспособности, физических и психологических качеств, необходимых для успешного решения служебных задач, организации полноценного отдыха сотрудников и членов их семей, укрепления их здоровья.

Во многих органах и подразделениях внутренних дел уделяется большое внимание организации и пропаганде здорового образа жизни. В этих целях практикуется проведение таких мероприятий как:

– массовые выезды личного состава и членов семей на отдых за город, для сбора грибов, ягод, на рыбалку, охоту и т.п.;

– семейные спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», Дни здоровья, массовые состязания лыжников, бегунов, пловцов;

– экскурсии и поездки по памятным и историческим местам региона, других республик, краев и областей, однодневные и многодневные туристические походы всей семьей;

– вовлечение сотрудников и членов их семей в массовые группы здоровья, физкультурно-оздоровительные секции;

– организация работы спортивных секций, проведение соревнований по служебно-прикладным и иным видам спорта.

Интересная практика сложилась в ряде органов внутренних дел по организации встреч, взаимопосещений с целью проведения совместного отдыха, физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

Для решения организационных, технических и финансовых вопросов при проведении досуговых мероприятий во многих органах и подразделениях создают «Штабы выходного дня», широко используют возможности первичных организаций общества «Динамо».

Конечным показателем эффективности работы по организации досуга личного состава в органах внутренних дел является укрепление здоровья сотрудников, развитие их физических возможностей, психологическая реабилитация от повседневной служебной деятельности. Для активизации этой деятельности практикуется проведение смотров служебных коллективов органов и подразделений по организации досуга, повышению культуры внеслужебного общения сотрудников и членов их семей, а также пропаганда средствами устной и наглядной информации достижений в спорте сотрудников органов внутренних дел, встречи со спортсменами-чемпионами, их показательные выступления, коллективные посещения спортивных состязаний.

Заслуживает одобрения практика проведения подобных смотров по организации досуга среди личного состава, проживающего в общежитиях. Это, как правило, – молодые сотрудники, оторванные от семьи и близких. Поэтому организовать содержательный досуг этой категории личного состава является прямой обязанностью руководителей, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов. В содержание подобной деятельности входит формирование советов общежитий, проявление заботы о создании в ведомственных общежитиях условий для занятий физической культурой, художественным творчеством, проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Наряду со смотрами организации досуга в органах внутренних дел проводятся смотры культуры служебных помещений, общежитий. Они способствуют улучшению условий труда и быта личного состава, приведения служебных помещений и территорий в соответствующий эстетическим нормам вид. Позитивным является привлечение в жюри подобных смотров представителей областных управлений культуры.

Во многих горрайорганах внутренних дел за счет внебюджетных средств приобретается спортивный инвентарь, культпросвет имущество, создаются фото- и видеотеки, библиотечные пункты. Для решения этих проблем используются спонсорские средства, возможности фондов содействия правоохранительным органам.

С позиции действенности воспитательного процесса весьма важным является привлечение на добровольной основе к строительству и реконструкции спортивных площадок, залов, других сооружений самих сотрудников, в первую очередь спортсменов.

Итак, овладение сотрудниками воспитательных аппаратов, руководителями содержанием и методикой использования основных средств воспитательной работы позволяет поднять на новый качественный уровень всю систему работы с личным составом. При этом творческий подход, отказ от шаблонов и стереотипов являются определяющим условием действенности воспитательного воздействия на каждого сотрудника, побуждения осознанно выполнять свои оперативно-служебные задачи, соблюдать требования законов, Кодекса чести сотрудников органов внутренних дел.

Виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, спортакиады, праздничные представления.

3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

4. Иные массовые мероприятия: к ним можно:

Организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;

Проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;

Короткие выступления руководителей фирм и их ведущих

специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;

Проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;

Дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы. Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля.

Организаторы мероприятия, а также лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя. Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски. Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками. Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами. Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет. Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов. Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема. На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли. Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками. На коктейле все общаются стоя.

Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми. Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий.

При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна. Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале. Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения.

Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением. Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать уровень безопасности напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.

Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути - это праздник. Праздник - один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного карнавала или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике - это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его огромным потоком энергии для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социальных и культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, уровень альтернативности в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении наболевших проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов, программ и мероприятий дл молодёжи.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные уровни,формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».Мазаев А.И.. . Герасимов С.В. Массовые праздники в политических и бизнес - PR./ Современные аспекты экономики № 14(85) - СПб.: «Инфо-да», 2005.

Неотъемлемой чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника объясняется взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею и найти другой подход.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные правила, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы,праила, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать всю полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

· абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

· свободный выбор молодёжью разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

· наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мировозрение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных гуманных действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил его личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие молодёжи. И действительно, диапазон задач молодёжных праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, молодёжных клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему молодёжных праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации молодёжного праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. . Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1986

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании молодёжью окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

Можно выделить следующие виды праздников:

1. Религиозные праздники

Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

2. Языческие праздники

Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны.

В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.

3. Частные праздники

Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.

4. Корпоративные праздники

Среди различных видов праздников корпоративный самый молодой. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.

5. Детские праздники

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей» и др.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Наиболее существенные из них - общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

Нужно рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно выделить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество. . Герасимов С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ Современные аспекты экономики № 19(86) - /СПб.: «Инфо-да», 2005

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней». Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику

Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.

С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.

Фестиваль первоначально возник в Великобритании вначале 18 века. С французского фестиваль (festival) переводится как празднество, от латинского festivus - весёлый, праздничный. В 20 в. получили распространение международные музыкальные фестивали.

Музыкальные фестивали это циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.

Музыкальный фестиваль посвящается музыке. Так постепенно стали входить в традицию публичные выступления музыкантов, дискуссии, демонстрация умений. Постепенно ежегодные встречи музыкантов и публики приобрели сложившуюся организационную форму, их стали называть музыкальными фестивалями. Если присутствует соревновательный момент - то это уже музыкальный фестиваль-конкурс.

У каждой страны свои собственные формы проведения таких фестивалей, но цель одна: популяризировать музыку, объяснить обществу, зачем она нужна, сколь важно ее развитие. Тем самым общество становится активным сторонником развития музыкальной культуры, более внимательно следит, чтобы государство и бизнес уделяли им внимание, обеспечивали развитие музыки.

Одна из главных задач музыкальных фестивалей - лоббирование интересов музыкальной культуры и искусства. Не менее важная задача - пропаганда различных музыкальных направлений, привлечение молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей.

Проведение массовых профилактических мероприятий и акций неразрывно связано с пропагандой здорового образа жизни. Целесообразно проводить их одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, коммерческих структур, частных лиц, средств массовой информации. Данные мероприятия должны быть нацелены на привлечение широкого круга подростков и молодежи.

Планируя профилактическую работу, стоит учитывать основные международные и общероссийские дни, пропагандирующие здоровый образ: 7 апреля -- Всемирный день здоровья, 31 мая - Международный день отказа от курения, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 10 октября - Всемирный день охраны психического здоровья, 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

Мероприятия и акции по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах, исходя из специфики каждого мероприятия.

В зависимости от цели мероприятия, от того, какой общественный резонанс вы хотите получить, предполагаемого количества участников, а также иных факторов, они могут иметь различный масштаб: от микроучастка учреждения, который акцию проводит, до краевого уровня. К проведению этих мероприятий привлекаются не только молодежь, но и родительская общественность, творческие и спортивные коллективы, учреждения культуры или спорта, общественные организации, спонсоры из числа предпринимателей и другие заинтересованные организации и лица из числа жителей района, города (артисты, спортсмены, общественные деятели). Подготовка и проведение этих мероприятий отражаются в средствах массовой информации (печатные издания, радио- и телеканалы).

Мероприятия профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни по своим формам могут быть организованы как конкурсы творческих работ (изобразительного искусства, прикладного творчества, литературного творчества, социальной рекламы), праздники здоровья, концерты, молодежные акции и многое другие.

Цели мероприятия

Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания молод?жи к проблемам распространения и употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ через активизацию творческого потенциала подростков и молод?жи;

Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни; массовое молодёжное мероприятие праздник

Профилактика различных видов зависимостей (курение, алкоголизм,

наркомания);

Пропаганда физкультуры и спорта и др.;

Поднятие престижа здоровой, активной жизни у молодежи и взрослого

населения как необходимого условия развития человека и достижения

социального успеха;

Выявление отношения подростков и молодежи к здоровому образу жизни и употреблению наркотических веществ посредством литературного творчества.

Молодежные акции

Одна из форм первичной профилактики зависимого поведения -

молодежные акции различной направленности: музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, лотереи и др.

Важна наполняемость любой такой акции ненавязчивыми элементами

профилактики. В любой акции должна быть музыка. Но она должна сопровождаться различными элементами познавательного и позитивного характера, побуждающими к размышлениям по заданной проблеме.

В зависимости от места проведения, масштаба (школа,район,город),финансирования -сценарии различны.

Разработка акции:

Любое мероприятие, в том числе и массовое, начинается с обсуждения

концепции. Инициативная группа оговаривает тематику, идеи и цели, на какую аудиторию рассчитана акция, какую смысловую нагрузку должна нести.

Определяется и согласовывается место и время проведения. Массовые мероприятия могут проводиться с 9 до 21 часов. Мероприятия на открытых 10площадках вблизи жилых домов могут проводиться с 9 до 22 часов.

Определяются партнеры акции и их роль в проведении мероприятия.

Распределяются зоны ответственности среди организаторов акции:

Например, кто отвечает за подбор творческих номеров, кто за PR-компанию, кто за связь со СМИ, кто за конкурсную программу, кто за изготовление информационных материалов (буклетов, листовок), кто занимается поиском спонсоров.

Приглашаются аниматоры и артисты.

Организация любого массового мероприятия начинается с подбора

помещения или места, где он будет проводиться. Арендуются концертные площадки, устанавливаются мобильные сцены, подиумы, составляется список необходимого оборудования и инвентаря (в том числе торговых павильонов с угощением и дегустацией).

Не последнюю роль в проведении акции играет ведущий, который должен уметь «держать» аудиторию, ориентироваться во внештатных ситуациях, быть динамичным, эффектным, с поставленной речью.

Следует уделить внимание оформлению места проведения акции: сцене,прилегающей территории, конкурсным площадкам. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их качество, чтобы внимание аудитории привлекло главное,раскрывающее идею мероприятия.

И, конечно же, необходимо согласовать юридические и административные вопросы мероприятия.

До получения разрешения на проведения массового мероприятия его организатор не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени проведения, изготавливать и распространять с этой целью рекламные материалы.

Заявление (уведомление) о проведении массового мероприятия подается в письменной форме непосредственно в исполнительный комитет городского совета, или направляется по почте, как правило, не позднее, чем за 10 дней до намечаемой даты его проведения. Заявление (уведомление) должно содержать следующие сведения:

Цель, форма, место проведения массового мероприятия;

Маршруты движения (для демонстраций, шествий);

Время начала и окончания массового мероприятия;

Предполагаемое количество участников массового мероприятия;

Фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона (рабочий, домашний,

мобильный) лица, уполномоченного организаторами массового мероприятия внести (заявление) уведомление, а также лиц, ответственных за обеспечение общественного порядка, безопасности участников массового мероприятия;

Необходимость (отсутствие необходимости) использования звукоусилительной аппаратуры;

Подписывается организаторами мероприятия.