Где находится река щугор. В поисках светлой воды. Заброска и выброска

21 июля

18.10 автобус отошел от автовокзала в Сыктывкаре. В багажнике две лодки и два огромных рюкзака и сумка с палатками​. Едем Сыктывкар — Ухта. Спим. Читаем. Спим. Остановка в Емве. Давно я уже здесь не останавливался. Остановка не возле жд вокзала, как раньше, а где-то в городе. Рядом нет туалета, нет магазина, но есть кафе с пивом. Места для ожидания людей тоже нет. Стоянка 30 минут, а люди просто стоят на обочине.

Едем дальше. Спим. Читаем. Остановка в Чиньяворике. Темнеет. Стоим 15 минут, не понятно зачем. Туалета нет. Вообще ничего нет. Люди стоят кучей на обочине. Зачем остановка не понятно. Едем дальше. Опять спим и читаем. Я читаю Проппа. Вернее дочитываю. Закончил. Сын впервые едет на автобусе в Ухту.

В полночь въезжаем в Ухту. Звоню в такси. Высаживаемся. Такси ждет уже. Это минивем от «Лады». Грузимся в такси. Все наше барахло влезает и еще есть место.
- Можете завтра в Вуктыл отвезти?
-
Да
- Тогда в 15.00 созвонимся
-
Хорошо.

Ну вот и получил большую машину на завтра. Подъезжаем к дому, где будем ночевать. 2-й подъезд. Разгружаемся. Звоню. Выходит Кирил. Начинаем таскать вещи на 4 этаж. Нас кормят. Сема в своей комнате играет на компе. Олег пристраивается возле него. Я сажусь за телевизор. Смотрю фильм «Отчаянный». В 2 часа все укладываемся. Я с сыном на диване в большой комнате. Наши вещи здесь же большой кучей.

Встаю в 9.30. Пью чай. В 10 встает Олег с Семеном. Завтракаем. Иду в магазин. Жара. Покупаю дополнительно пакетов для вещей и бананов с водой в дорогу. Возвращаюсь в квартиру. Читаю статью о Проппе в конце книги. Смотрю телевизор. Звоню по телефону в аэропорт. В 14.00 понятно, что Г. прилетел без опозданий. Ждем Г. из аэропорта. Едим.

Подъезжает Г. Тут же подъезжает наш таксист. Грузимся. Все влезло.

В15.00 отъезжаем Г., я, Олег и Семен в Вуктыл. Водила из Азербайджана Скоро едет домой, так что нас в Вуктыле на обратном пути не встретит и не отвезет в Ухту, придется искать такси на обратную дорогу на месте Едем. Через час водила клюет носом. Г. замечает это. Я сажусь за руль вместо таксиста. Едем. Водила дремлет с детьми на заднем сиденье. Через 2 часа доехал до переправы. Водила выспался. Довольный.

Платим за переправу машины 250 рублей. А за каждого человека по 60 рублей. Люди плывут отдельно от парома на катере. Такой новый способ вытрясти деньги, но люди по разговорам очень довольны, потому что больше нет перерывов. Раньше было много перерывов в переправе и люди долго ждала, а сейчас переправа работает постоянно.

Жарко. Видно место где был спецпоселок, где родилась мама - Ичет-ди. Едем. Дорога стала очень плохой. Щебень. В 18.30 приехали в Вуктыл. Кружим по городу в поисках общаги возле офиса парка «Югыд-Ва». Спрашиваем женщину. Она показывает. Подъезжаем. Разгружаемся. Селимся. Платим по 500 рублей за человека. Администратор долго не может написать парт «Югыд-Ва», в конце концов написала «Югыт-2». 9-этажное здание общаги огромное и пустое. Двухместные номера. Туалет и душ в коридоре. Уютно.

Пошли по Вуктылу. Зашли поесть в ресторан кавказской кухни. В меню много чего, но ничего нет. Берем окрошку на кефире, макароны, котлета, чай, сок, пиво. Дешево. Сытые. Пошли в магазин. Докупаем тушенку и макароны. Мороженное. Находим офис парка «Югыд-Ва», он напротив общаги. Возвращаемся в общагу. Пробуем прорезиненные мешки для рюкзаков. Нужная вещь при сплаве. Один из мешков очень узкий — это плохо.

Опять выходим и гуляем по городу. Мошка. Тепло. Доходим до леса. Он вокруг города. Вуктыл очень маленький. Покупаем в одном открытом магазине еще плотные пакеты, могут пригодится. Возвращаемся в общагу. Спать.

Утром выходим из общаги. Выносим вещи. Мы с Г. идем в офис «Югыд-Ва». Ребята остаются возле вещей возле общаги. Я поднимаюсь на 5 этаж. Там офис Югыд-Ва. Меня уже ждут. Оформляют путевку. Сказали, что мы едем на машине парка. Плачу где-то 6000 рублей за заброску на Щугор. Получаю чеки. Выхожу на крыльцо с девушкой, которая все оформляла. Она показывает мне одного из рабочих, с которым мы едем. Подъехал УАЗ «буханка». Загружаемся. Ждем. Рабочие тоже загружаются. Рабочих двое: модой и старый. Старого зовут Михалыч. Молодой из Молдавии. Как все там началось, он уехал. Михалыч уже давно работает в парке. Раньше был прорабом в Лемтах. Хорошо знает моего дядю Ваню.

Михалыч едет по каким-то делам и просит нас ехать к его дому. Выходит зам по туризму. Желает удачи и предупреждает, что газовики могут не пустить.

Отъезжаем. Едем к дому Михалыча. Стоим возде многоэтажке, ждем. 30 минут. Появляется мужик, тоже ждет Михалыча. Ругается. Подъезжает Михалыч. Залезаем в УАЗ парка и отъезжаем. Отъехали в 10.00. В машине 2 работника парка, водила и нас четверо.

Первая остановка на КС-3 (к омпрессорная станция). КПП. Проверка паспортов. Детей пропускают без переписи. Охранники хмыкают. У входа в КПП сидят 18 человек другой группы. Их проверять будут позже. По словам Михалыча их еще ждет лекция по правилам нахождения на газопроводе. Нам дают памятку и отпускают с миром. С прошлого приезда в 1998 году система пропуска на дорогу газопровода усложнилась. Раньше можно было просто обойти КС и идти по дороге свободно. Сейчас все жестче. Мы выходим с КПП и едем дальше по территории КС.

Едем по территории КС-3. Шум турбин. Опять КПП, на выезд. Они почти не смотрят на нас. Выпускают с территории. Мы едем вдоль газопровода. Едем. Едем. Едем. Дождь. Жара. Остановка возле ручья «Сухой». Брем воду. Вода очень холодная. Ледник подпитывает ручей. Поднимаемся на Пеленер. Перевал. Машина перегрелась. Встали. Остужаем мотор. Ветер сильный. Выходим. Ждем. Виден потерпевший крушение вертолет. Вдалеке видна машина связи. Камни. Кусты. Мох. Начинаем спуск. Круто. Водила часто хватается за ручник. Ползем медленно в низ.

Фото Пленера

Опять идут взгорья. Видна гора Ярута. На это указывает Михалыч. Там начинается Щугор. Попадаются странные названия ручьев: «первый», «второй», «третий». Подъезжаем к Щугору. Мост. За мостом налево. Сквозь лес. Небольшая стоянка газовиков. Проезжаем. Сворачиваем в лес слева. Там избушка, баня, две беседки. Это КПП парка на Верхнем Щугоре. Нас спускают к реке. Я иду на верх что бы сварить еду. Ребята с Г. надувают лодки. Быстро готовлю макароны со свининой. Чай. Ребята поднимаются с берега. Едим. Рабочие и водитель не едят. Ждут нас. Мы спускаемся и грузим лодки. Отплываем. Нас провожает Михалыч и один из рабочих.

Мы тащим лодку. Ребята идут по берегу. Слишком мелко. Идем, тащим, опять идем. Скоро стали брать детей на борт. Река стала поглубже. Олег со мной, Семен с Г. в лодках. Прошли камень «Верблюд» с тремя горбами. Идем. Плывем. На пути попался красивый перекат. Вода спадает с плиты, но плыть не возможно. Мелко. Спускаем лодки.

Пошел ливень. В 20.30 встаем из-за ливня. Г. и Семен промокли, так как отстали. Ставим палатки на левом берегу, на галечнике. Лодки переворачиваем. Дождь кончился. Готовлю еду. Каша гречневая с цыпленком. Ложимся спать.

Каждый человек, куда бы ни забросила его судьба, бережет в душе образ какой-нибудь затерянной в лесах деревушки, ручейка, рощицы, с которыми связаны самые теплые воспоминания детства, первых открытий, первой любви. Тяга к «малой» родине, ностальгия к заветному пейзажу, будоражащие, почти навязчивые мечты вернуться в зовущие края - эти чувства поддерживают наш оптимизм, сохраняют веру в то, что лучшее еще впереди.

Именно таким, влюбляющим в себя, околдовывающим уголком дикой природы, уже довольно редкой на нашей планете, является Щугор, один из крупнейших уральских притоков Печоры. Он потрясает своей красотой, первозданностью ландшафтов, богатством животного и растительного мира.

Чрезвычайно сильные чувства оставляет знакомство с неукротимым характером Щугора на порогах. Река буквально вгрызается в могучие горные хребты, чтобы затем спокойно и величаво нести свои воды в каньонах, каменными кручами обрывающихся вниз. Каньоны щедро обрамлены выходами горных пород, поросшими кедрачом. Неповторимы чистота и вкус хрустальной щугорской воды. В брызгах падающих струй - необычайно богатое многоцветье солнечных бликов. А с чем можно сравнить грацию, мощь упругого тела, свечой выпрыгнувшего из воды? Это королева водотоков Севера - знаменитый атлантический лосось.

Таков Щугор, одна из достопримечательностей Коми земли. Рождается она на южных склонах горы Ярута. На своем трехсоткилометровом пути река одолевает горную полосу, увалистую зону и восточную часть Печорской низменности. Бесконечные в верхнем течении пороги сменяются участками, на которых короткие, но буйные и шумные перекаты чередуются с протяженными плесами и ямами. Огромной глыбой возвышается посреди русла один из вечных символов Урала - Овин-камень. И без того стесненная пойма реки прерывается живописнейшими громадами Верхних и Средних Ворот Щугора, образованными выходами известняковых пород каменноугольной системы.
Величественные берега, часто переходящие в отвесные стены, пронизаны множеством гротов, пещер, ущелий.

В одном из таких ущелий Верхних Ворот тугим потоком падает с кажущейся головокружительной высоты прячущийся от глаз щугорский водопад. Он издавна, словно магнит, притягивает к себе неутомимых путников гор и лесов - туристов. Широким симметричным веером врезаются в парму седые скалы. Они образуют Ворота Нижние, пленяющие своей суровостью и таинственностью, производящие впечатление рукотворных.

А ведь Щугор - это не только изумительный памятник природы. Его воды - излюбленное обиталище чрезвычайно интересного по составу сообщества рыб. Ценность их определяют лососевидные, в числе которых - обласканная мировой известностью семга.

Примыкающие к реке и ее притокам девственные леса составлены кедром, елью, пихтой, сосной, березой, осиной. Сочетание густых ельников и просторных боров, березняков и болот удобно для гнездования и постоянного обитания тетеревиных - рябчика, глухаря, тетерева, куропатки. Большинство островов, а в нижнем течении и пойменных лугов, облюбованы черными лесными косачами, для турнирных поединков - здесь их токовища. В первые же осенние заморозки можно наблюдать массовые выходы на галечниковые косы Щугора сотенных и тысячных стай глухарей и тетеревов.

Весной, когда на берегах реки появляется первая трава, нередки встречи со страшным для новичка таежным хозяином – бурым медведем. Сюда же частенько выходят еще не успевшие сбросить зимний белоснежный наряд зайцы. В летнее время воды Щугора становятся единственным спасением от гнуса для крупных копытных животных - дикого северного оленя и лося. В приречных лесах вполне заурядны встречи с белкой, куницей, кидусом, горностаем, лисой. Опытный наблюдатель разглядит следы рыси и росомахи, выдры и даже соболя. Все это обыденная жизнь Щугора.

Замечателен здесь сезон года, когда безумная стихия унесет последние осколки зимнего покрова реки и лишь под густой сенью вековых елей потемневшими лохмотьями останется снег. Именно тогда на берегах реки приходилось наблюдать поистине библейские картины, сохранившиеся в нашей врожденной памяти от древних пращуров.

Чуть поодаль от уреза воды пара зайчишек мирно подрезает молодые побеги злаков. Тут же, на камешках, прохаживаются тетерки, ничуть не стесняясь соседства нескольких крохалей - хищных зубастых уток. Рядом - неизвестно по какой причине приставший к их компании чирок. А орлан-белохвост, парящий над одинокой скалой, склоненной над бешено несущимся щугорским потоком, казалось бы, нисколько не интересуется неосторожными обитателями этого природного зоопарка. Впрочем, и медведь, ковыряющийся в уже проверенном собратом муравейнике на противоположном берегу реки, также абсолютно спокоен. Как будто здесь собраны вместе иллюстрации Брема. Вся эта идиллия погружена в библейскую тишину, сколь желанную, столь и неведомую для жителей современного города. Тишина нарушается лишь шелестящим, звенящим шумом бьющейся о камни воды. Божественный покой словно вымывает из души все мелкое, суетное, оставляя лишь мысли о значительном, вечном.

Василий Пономарев

Живописный правый приток реки Печоры на Северном Урале длиной 300 километров. В некоторых источниках и на некоторых картах эту реку называют не Щугор, а Щугер.

Истоки реки расположены на западном склоне Уральских гор , на высоте 750 метров над уровнем моря (между вершинами Молыдъиз, Аквалсупнел и Паръяур). Площадь бассейна - 9660 км². Среднегодовой расход воды - - 252 м³/сек.

В верховьях течет между высоких гор. Щугор пробил себе дорогу между горой Тельпосиз и южными склонами Исследовательского кряжа. Впадает в Печору близ деревни Усть-Щугор, названной так по реке и основанной в XVIII веке.

Что означает название реки? Заглянем в книгу известного уральского лингвиста А.К. Матвеева «Географические названия Урала»:

«Есть много оснований считать, что начальное щ восходит к ч : звук щ совершенно не характерен для нерусских названий Приуралья. В «Книге Большому Чертежу» приток Печоры именуется Чугор или Счугор, по переписи 1579 года деревня, находящаяся в устье реки Щугор, притока Вишеры, именовалась Чугор… Не исключено, что эти названия указывают на места обитания или выпаса оленей: в коми языке есть слово чукор – «куча», «табун», «стадо», в саамском – чигар – «стадо оленей» и «место выпаса стада», в хантыйском – сяхыр – «пастбище». Любопытно, что слово чугор или сюгор – «место выпаса оленей» отражено и в русских документах Обдорской управы конца XIX века… Возможно топонимы Щугор, Чугор и нарицательные существительные чугор , сюгор восходят к какому-то финно-угорскому или самодийскому языку».

Река имеет кристально чистую и прозрачную воду. В Щугоре много рыбы. Здесь нерестится семга.

По Щугору сплавляются туристы. Тут много шивер, встречаются пороги. По берегам возвышаются скалы, наиболее интересные из которых Верхние, Средние и Нижние Ворота, обрамляющие реку с обоих берегов. Встречаются пещеры.

На всей 300-километровой реке нет ни одного населенного пункта. Она течет по территории национального парка Югыд Ва.

В конце XIX века тут проходил Сибиряковский тракт (или Щугорский волок), проложенный предпринимателем и золотопромышленником и А.М. Сибиряковым. По нему везли сибирский хлеб.

Н.Е. Ермилов о реке Щугор (1888 г.)

Предлагаю познакомиться с фрагментом из путевых заметок Н.Е. Ермилова «Поездка на Печору» , изданных в 1888 году:

«Река Щугор, у устья которой основана Сибиряковская пристань, замечательна красотою своих берегов, прозрачностью воды и быстротою течения – качествами, присущими горной реке: Щугор вытекает из Уральских гор и на пути своем прорезает хребет Иджеди Парму. Войдя в устье этой реки, мы плыли сначала между низменных берегов, состоящих из наносных песков, покрытых то группами берез, то кустами ивняка. Мало по малу берега возвышались, березы сменились соснами, елями и лиственницей; среди песчаной равнины начали попадаться громадные отдельные камни, которые постепенно перешли в нависшие над водою гигантские утесы; течение реки становилось быстрее и быстрее. Два острова – Токарь-йоль и Токарь-ди, встреченные нами на пути, обладают тоже горным характером и покрыты густой зеленой, можно сказать, девственной растительностью: их редко когда тревожит человеческое присутствие.

Наконец, мы достигли самого красивейшего пункта на Щугоре – местности, по-зырянски называемой Ульдом-Кырта, что по-русски означает «железные ворота». Перед этими железными воротами река расширяется почти на версту, отчего течение ее становится из весьма быстрого медленным; образуется как бы обширное озеро, замыкаемое впереди двумя высокими горами, обросшими на вершинах густым темным лесом. Для прохода реки горы эти как бы раздвигаются и образуются ворота, 80 сажен ширины, в которые с шумом врывается река, шипя, пеняь и страшно волнуясь: быстрота течения в воротах необычайно велика. Ворота эти – железные ворота, Ульдор-Кырта – представляют высокие каменные стены, 40 сажен вышины, состоящие из известняка светло-серого цвета, изборожденного глубокими вертикальными расщелинами, трещинами и рытвинами, в глубине которых виднеются зеленые полосы растущего там дерна и кустарников. Пройдя сажен 30 вдоль этих каменных стен, вы снова выходите на простор освобожденной от оков реки, волнение которой опять переходит в гладь, а рокот, шум и быстрота сменяются спокойным течением… Трудно вообразить этот дикий, но величественный вид северной природы.

Далее вверх по реке идут не менее величественные ворота – Шер-Кырта, средняя скала, - точно также стесняющие реку с обеих сторон отвесными скалами, далеко выдающимися в ее русло. Далее встречаются третьи каменные ворота – Вельдор-Кырта. Еще выше по течению Щугора на берегу его возвышается высокая гора Тылпос-из (камень, гнездо ветра); про что у зырян существует поверье, по которому на ней находится постоянное обиталище ветра, почему малейший, будто бы, звук голоса или стук, произведенный на этой горе, вызывает страшную бурю в ее окрестностях. Еще выше по Щугору имеются пещеры с вечным, нетающим льдом. Но мы не могли доехать и осмотреть все эти чудеса природы: пароход, дойдя до Шер-Кырта (средних ворот), не мог справиться с быстротою и силою течения реки, против которого мы плыли, и принужден был повернуться назад…

Прозрачность воды Щугора поразительна: на глубине 2 сажен ясно и отчетливо видны мелкие камешки, даже зерна гравия, устилающие дно реки; по впадении Щугора в Печору вода его не смешивается с печорской водой, но резко отличается от ее на протяжении многих верст ниже устья этого горного притока Печоры, так что взору наблюдателя последняя река представляется в виде двух параллельно и слитно текущих лент воды, - светлой, прозрачной ленты у правого берега и более мутной, сероватой, у левого».

Щугор - заповедная река, является одной из рек национального парка в Республике Коми «Югыд ва».

Щугор зарождается из родников в самом сердце Северного Урала, бодро течет между хребтов по долине на север, а затем уходит на запад, по Припечорской низменности и впадает в реку Печору .
Щугор весь свой путь протекает по территории Национального парка Югыд Ва.

Река берет начало в одном из самых глухих мест, в районе «полюса относительной недоступности» Северного Урала. Исток находится на высоте более 750 метров над уровнем моря, между вершинами гор Молыдъиз, Аквалсупнёл и Паръяур.

Первые 100 км Щугор течет почти строго на север, по долине ограниченной меридиональными хребтам Яны-Янкеч, Хосанёр и Суммахнёр с востока, и хребтами Туйтымнёр, Тельпосским и Ууты с запада. В районе горы Тельпосиз, Щугор идет по условной границей между Северным и Приполярным Уралом. Здесь он поворачивает на запад и пересекает западные гряды Уральских гор прорываясь между Тельпосиз и южными склонами Исследовательского кряжа. Далее Щугор пересекает область парм, и впадает в Печору около деревни Усть-Щугор.
Щугор отличается исключительной чистотой и прозрачностью воды. Река мелководна практически на всем своем протяжении, изобилует шиверами, встречаются пороги. На Щугоре есть несколько интересных геологических памятников: Овин-камень, Верхние, Средние и Нижние Ворота.
В конце XIX века вдоль Щугора проходил Сибиряковский тракт (Щугорский волок) — дорога от Печоры к Оби проложенная промышленником Сибиряковым для вывоза сибирского хлеба.
В настоящее время населенных пунктов на реке нет. Есть оборудованные сотрудниками Национального парка Югыд Ва туристические стоянки, развивается экологический туризм.
Основными притоками являются реки: Хатемалья (Торговая), Тельпос, Малый и Большой Паток.

Река Щугор

Географическое положение реки Щугор
Щу́гор (Щугырь) - горная река в Республике Коми, правый приток реки Печоры . Берет начало на западном склоне Северного Урала (со склона горы Мольыдъиз).1
Длина реки — 300 км, площадь бассейна — 9660 км². Истоки на западном склоне Северного Урала. Питание реки дождевое и снеговое. Средний расход воды — 252 м³/сек. Ледостав с конца октября по начало июня.
Щугор — нерестилище сёмги.
Щугор - заповедная река, является одной из рек национального парка в Республике Коми «Югыд ва». Прозрачность воды в реке Щугор достигает значительной величины, дно видно на глубине 8 метров.
Щугор зарождается из родников в самом сердце Северного Урала, бодро течет между хребтов по долине на север, а затем уходит на запад, по Припечорской низменности и впадает в Печору.

Краткая лоция реки Щугор (пороги, перекаты)

Понью - Мороя (57 км). Щугор в месте впадения Понью имеет ширину до 20 м при средней глубине 0,5-0,6 м, скорость 1м/с. Мелкие перекаты, в русле - острова. Река дробится на протоки, часто очень мелкие. На 12 км легкопроходимый порог, образованный группой камней.
В 20 км от Понью после большого острова река делает излучину, после которой вновь несложный порог. В левом повороте реки русло суживается, быстрое течение ударяет в береговую скалу и, отразившись от неё, перекатывается через каменную плиту. Плита почти перегораживает русло, остаётся лишь узкий проход у левого берега.
Хорошая стоянка в 25 км от Понью на сухом правом берегу ниже устья левого притока Щугора. На 35 км пути слева впадает большой ручей, берущий начало из большого карового озера у юго-восточного подножья Хора-Из. По нему можно совершить восхождение на эту вершину (12 км).
Ближе к устью рек Хальмерья и Мороя течение становится более ровным, камней в русле меньше. Миновав устье р. Хальмерья, вытекающей из живописного озера в Тельпосском хребте, через 2 км устье Мороя, ниже которого расположен большой остров (750 м длины). Напротив острова на левом возвышенном берегу у большой ели со снятой понизу ствола корой место для лагеря. Отсюда можно совершить радиалку на Тельпосский хребет, ледник Южный в истоке Мороя, ледник Говорухина - исток Тельпос-ю, попытаться подняться на Тельпос-Из.
Идти долиной Мороя нет смысла - река делает петлю на север, а берега заболочены. От лагеря напрямик на запад (азимут 270 градусов). Первые 8-10 км путь трудный - заболоченная долина и буреломная тайга. У верхней границы леса повернуть на северо-запад, выйти через 3 км к берегу Мороя. Пройти вверх по речке 6 км до озера, в которое упирается язык ледника Южный. В 1 км к северу от ледника расположена вторая вершина хребта (1475 м), на которую нетрудно взобраться, обогнув с запада кар и ледник в нём (2 км). Подъем на Тельпос-из отсюда сложен. Придётся спуститься 1 км с крутого склона на север к ворге у перевала, проходящей восточнее ледника Говорухина. Пройти 2 км по ворге на восток и, обогнув с востока отрог хребта, начать подъем по гребню хребта к вершине (6 км). Весь маршрут с восхождением на Тельпос-из составляет в оба конца 5-6 км.

Урал, карта реки Щугор

Р. Мороя - Большой порог (11 км). В 6 км от устья р. Мороя справа впадает ручей, от которого до Б. Порога не более 2 км. Реку пересекает старая моренная гряда, которая и образует порог. Русло на 3 км завалено валунами, через которые стремительно перекатывается пенящаяся вода. Весь порог можно разбить на 3 ступени по 800 м каждая. Между ступенями есть участки тихой воды. Наиболее сложна 2 ступень порога, при выходе из которой русло реки перекрыто каменистой грядой, образующей крутой слив высотой более 1м.
Большой Порог - р. Тельпос (58 км). За порогом ширина русла 100-150 м и снова мелко. В 15 км ниже Б. Порога впадает р. Волоковка. В 2 км ниже её на правом берегу - ГМС «Верхний Щугор» (250 м от воды, на холме). От ГМС до р. Торговая 7 км тянется мелководье. Торговая впадает справа тремя рукавами. Напротив устья в глубокой яме много хариуса. Щугор меняет направление на западное и течёт так почти до впадения Седью. Щугор с севера обходит гору Шахтарову, расположенную восточнее массива Тельпос-из. Река всё ещё с быстрым течением, порогами, но они не препятствуют спуску. Довольно часто встречаются низкие острова, поэтому надо следить за потоком, чтобы не попасть в сухой рукав.
Щугор входит в узкую долину между Тельпосизким хребтом и Исследовательским кряжем, образуя ряд быстрых перекатов и несложных шивер. Затем делает несколько крутых поворотов и принимает слева многочисленные малые речки. По одному из ручьёв (Дурной-йоль), протекающему в глубоком ущелье, проходит наиболее удобный путь на Тельпос-из (12-15 км). Этот район характеризуется непрерывными ветрами и облачностью. Даже в самые ясные дни над вершиной нависает шапка облаков, а вблизи гор холодные ветры. Склоны покрыты лишайником и представляют собой ступенчатые осыпи, которые при малейшем прикосновении сползают вниз. Нередки дожди, после которых лишайник становится скользким и подъем кажется бесконечным. Вершина Тельпос-из с юга отделена глубокими трогами с крутыми склонами, местами покрытыми осыпями. Склоны верхней части Тельпос-из образованы тремя карами. В одном ледничок, а в другом продолговатой формы озеро. Отвесные скалы над озером поднимаются до 500 м. Вода очень чистая, бирюзового цвета. Глубина его до 50 м. Наиболее правильную форму имеет Северный кар. У его основания расположено озеро и затем ровное плато, усыпанное крупными глыбами. На значительном расстоянии от кара плато обрывается крутым с осыпями склоном, давая начало долинам двух небольших притоков Шугора. Одна из них (долина ручья Дурной-йоль) глубоко врезалась в ледниковые отложения.
У устья р. Глубник Щугор распадается на рукава, образуя многочисленные низкие острова. Глубник впадает в правую протоку, а проходят обычно по левой. Поэтому он всегда остаётся незамеченным. В 12 км ниже Глубника устье р. Тельпос.

река Щугор, сплав по рекам Коми

Ниже устья Дурного-йоля перекаты следуют один за другим. Пороги здесь отличаются бешеным течением, а некоторые угрожают крупными валунами, торчащими из воды. Наиболее сложный - «Дурной порог» - у горы 1052 м, находящейся в створе с вершиной Тельпос-из. Ниже устья Дурного-йоля после большой излучины на север Щугор снова устремляется на запад. На 58 км от Б. Порога он принимает р. Тельпос. Слева от устья, на невысоком галечном берегу, хорошее место для лагеря - почти всегда ветерок (от мошки), а левее устья - яма, выше которой у переката хорошо ловится хариус.
Тельпос - Верхние Ворота (75 км). Возле устья р. Тельпос (впадает слева) Щугор несколько успокаивается. Показываются первые высокие скалы. На 20 км ниже Тельпоса Щугор принимает слева реку Седью, входит в область парм. Через 7 км на левом берегу - остатки поселения Герд-Ю, напротив живописная скала Герд-Ю. Ширина реки здесь 100 м. На 42 км от Тельпос справа впадает крупный приток Малый Паток, перед самым устьем - значительный порог, а за порогом - яма, где много хариуса.
В области парм (110 км) Щугор имеет характер горной реки. Глубокие длинные плёсы чередуются с перекатами и порогами. На 30 км пути - Широкое плёсо, ниже которого сильный перекат - шивера Узкий зев. Длина его 2 км. Подразделяется на Верхний, Средний и Нижний. Наиболее бурный - Средний у скалы Шелясор.
На 33-35 км пути от М. Патока русло Щугора сужается, образуя Верхние Ворота. Перед воротами проплываем мимо правого скалистого берега. Эти скалы прорезал глубокий ручей Вел-дор-кыртаёль, впадающий в Щугор. Поравнявшись с ним, слышно шум падающей воды. Ручей очень красив, протекает в глубоком, заросшем лесом ущелье. Поднявшись на 200 м вверх по ручью, увидели мощный красивый водопад (15 м). Напротив устья ручья на левом берегу хорошее место для лагеря. Здесь хорошо ловится рыба и 4 пещеры на правом берегу. Один из пещерных гротов расположен в 25 м над Щугором ниже устья ручья. Его высота 3,5 м, ширина до 5 м. Ниже ручья долина реки сужается, образуя Верхние Ворота.
Верхние Ворота - Усть-Щугор (76 км). В 2 км ниже ворот - перекат Кривой - крутой слив со сложным фарватером между двух островов. Ниже Кривого ручей Красный. Зырян - перекат перед Средними Воротами (самыми эффектными). От Верхних Ворот до Средних 9 км. В скалах Средних Ворот наиболее крупная пещера Шер-кырта. Длина её 100 м, высота одного из гротов 6 м. Скалы Ворот поднимаются до 100 м. По выходе из Ворот левый берег далеко отходит, зато правый поднимается и обнажает пермские тонкослоистые песчаники и сланцы.
В 9 км ниже Ворот Щугор принимает Б. Паток, перед которым находится буйный небезопасный порог с высокими стоячими валами. В устье Б. Патока - остров, который обходят по левой протоке. Ширина реки здесь 180-200 м. Ниже Б. Патока много мелких мест. Часа через 2,5-3 русло разветвляется на 2 протоки, образуя остров. Идти лучше правой, она глубже, в конце её на высоком правом берегу (24 км ниже устья Б. Патоки) деревня Мичабечевник. От неё до Усть-Щугора 32 км. Впереди ещё опасные перекаты и очень живописные Нижние Ворота. В их пластах много ископаемых раковин, 7 пещер. Ширина русла здесь до 300 м, много отмелей. Появляются несколько островов, но и они исчезают. Долина становится широкой, и через несколько часов течение выносит в Печору. На левом берегу Печоры, в 2 км ниже устья Щугора - деревня Усть-Щугор.

Река Щугор
Данные водного реестра, река Щугор

По данным государственного водного реестра России относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Печора от водомерного поста у посёлка Шердино до впадения реки Уса, речной подбассейн реки — бассейны притоков Печоры до впадения Усы. Речной бассейн реки — Печора.
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 03050100212103000062064
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 103006206
Код бассейна — 03.05.01.002
Номер тома по ГИ — 03
Выпуск по ГИ — 0

Притоки (км от устья)
10 км: река Медвежья (лв)
10 км: река Устье-Темъёль (лв)
15 км: река Езовый-Ёль (лв)
16 км: река Токаръёль (пр)
22 км: река Кыртаёль (пр)
32 км: водоток протока без названия (пр)
34 км: река Катя-Ёль (лв)
35 км: река Малая Катя-Ёль (лв)
53 км: река Большой Паток (Иджид Поток) (пр)
61 км: река Шер-Кыртаёль (пр)
72 км: река Велдор-Кыртаёль (пр)
103 км: река без названия (лв)
106 км: река Малый Паток (Мал. Поток) (пр)
110 км: река без названия (пр)
118 км: река Гердъю (лв)
127 км: река Сед-Ю (лв)
147 км: река Тельпос (лв)
158 км: река без названия (пр)
159 км: река Глубник (пр)
172 км: река без названия (пр)
172 км: река Нярт-Сюю (лв)
183 км: река Хатемалья (Торговая) (пр)
192 км: река Волоковка (Волоковая, Наксорне-Волоховка) (пр)
217 км: река Мороя (лв)
220 км: река Хальмеръя (лв)
256 км: река без названия (лв)
260 км: река без названия (лв)
272 км: река Пеленкурья (пр)
275 км: река Понъя (лв).

Скалы Верхние ворота реки Щугор

В Вуктыльском районе охране подлежит каньонообразный участок долины р. Щугор, представляющий собой комплексный ГПП федерального значения. Скалистые борта каньона сложены каменноугольными отложениями. Верхняя часть разреза представлена рифовыми массивными известняками гжельского яруса с богатейшим комплексом ископаемых плеченогих. На левобережном выходе прослеживается контакт каменноугольных известняков и пермских терригенных отложений.
В правобережной части каньона присутствуют интересные формы выветривания: столбы, конусы, пещеры, ниши, барельефы. Здесь же в реку впадает ручей Водопадный, который обязан своим названием живописному водопаду высотой более 15 м, одному из крупнейших на Северном Урале. ГПП несет в себе черты стратиграфического, палеонтологического и геоморфологического типов.

Поход на реку Щугор (Весло.ру)

Щугор - матрасная река, за исключением довольно веселого трехкилометрового порога в верховьях. Зарождается она из родников в самом сердце Северного Урала, бодро течет между хребтов по долине на север, а затем уходит на запад, по Припечорской низменности и впадает в Печору. Общее падение реки - более 330 метров, а длина маршрута от газопровода до устья - порядка 320 километров.
Протекает Щугор по территории «Югыд Ва», что на языке коми означает «светлая вода». На мой взгляд, именно Щугор олицетворяет парк - более чистой и прозрачной воды на всем протяжении сплава я не видела никогда. Даже только ради этого можно совершить столь неблизкое путешествие!… Воду в любое время можно пить с борта, разбавлять чай; под лодкой видны проплывающие красавцы-хариусы, цветная галька на дне видна до мельчайших деталей, а в солнечный день дно в ямах видны на глубине до восьми метров! Дети практически постоянно находились в воде, несмотря на ее прохладу. После похода у меня не было ни одной трещины на пальцах, как обычно бывало после Карелии… Честно говоря, воду я ожидала куда холоднее, и всем наказала взять болотники, однако река прекрасно идется в неопреновых тапках и даже в обычных кедах, а рыбу без проблем можно ловить с берега и с лодки.
На всем протяжении реки в нее сбегают сотни мелких ручейков и родничков, девственно-чистых и холодных. Дно реки - всегда разнокалиберная галька.

Характер у Щугора стремительный, но не опасный - мелкие перекаты, быстрины и шиверы перемежаются вялыми глубокими разливами или стоячими ямами у скал. Однако даже в столь низкую воду, в которую мы традиционно угодили (на 40 см меньше обычной), в среднем течении реки удавалось делать до 40 километров (местами река бежит со скоростью ~4 км/ч), а тридцатник шелся вообще без напряга. Правда, в низах мы серьезно боролись в ветром, а в верховьях пришлось пару дней покорячиться, волоча лодки через обмелевшие перекаты, что сильно сократило скорость передвижения (~15 км в день). Но бечевание там не особо напряжно: завалов на Щугоре нет, река петляет от галечника к галечнику, мелкие места ищутся вброд. Река постоянно дробится на острова, заставляя читать воду и выбирать нужную протоку на уровне интуиции. Не всегда понижение кромки леса указывает на хорошую струю, а широкий и на вид полноводный рукав может быть 10 см глубиной.

Притоки от засухи превратились в скромные ручейки, заваленные камнями, и живо напомнили мне печально-героический поход по Лахне. Ленинградцы, стапелевавшиеся с нами, крепко попали - они намеревались на кате поднятся по Торговой, проволочься и спуститься по Малому Патоку в Щугор. В результате ребята почти весь путь пронесли кат на руках, шли без дневок и нормального отдыха. Встетили мы их уже на антистапеле, исхудавших и молчаливых; и только спирт, кажется, влил в них жизнь… J

Берега реки Щугор

Лес мрачен, густ, полон валежника и не предназначен для прогулок - настоящие звериные чащобы. Так что проблема сухостоя для костра отсутствует. Веселых полянок, полей и лугов практически нет - их миссию выполняют поросшие травой каменные галечники и осыпи.
Стоянок на Щугоре, в их развратном Карельском понимании, тоже почти нет. Лично меня это лишь порадовало. Слава Богу, эта река еще не затоптана и не загажена. После стапеля, за две недели пребывания на воде мы не встретили ни одного туриста.
Можно плыть 20, 30 километров - и берега будут везде неприветливы - либо галечники, либо скалы, либо кочковатые полянки с непроходимым древостоем и травой по самую шею. Кривые березы и больные коричневатые елки, поросшие бородами, кое-где перемежаются яркой молодой пихтой или кедром. Сосен нет, они появляются только на Печоре, где начинается песок.
В принцие, на крайняк можно встать где угодно, берега не болотисты - что мы и сделали в паре случаев. Пару раз мы вставали на островах (отмечено). Рекомендую вставать с наветренной стороны, чтобы ветер разгонял жрачей. Но большинство обозначенных на электронной карте стоянок все же пригодны для обитания группы, хотя их пришлось поискать. Официально парком помечена всего пара стоянок - одна из них напротив скал Верхних Ворот, и еще неплохие места на «чужой стоянке» и «стоянке № 6»; последнюю видно с воды только благодаря столбику, выложенному из камней. Метеостанция уже не существует, как таковая, однако ориентир остался: на высоком правом берегу среди деревьев не сразу виден маленький серый домик, и щит без надписи. В домике три грязных матраса, так что ночевать лучше на берегу; что мы и сделали.

К сожалению, грибов в Коми не было из-за месячного отсутствия дождей, зато чернику можно было найти почти на всех скалах, поросших мхом. Брусника только завязывалась, а морошка сидела в низинах, но большим спросом не пользовалась, ибо спирт на ней маловкусен.
Надо отметить, что погода нам сильно благоволила в этот раз - фактически, мы вернулись с курорта, да еще с живой водой!

рыбалка на реке Щугор, хариус

КПП и егеря, опера и браконьеры…

На КПП в низовьях Щугора (отмечен на palm-карте) мы с огромным удовольстивием пообщались с госинспектором Николаем Михайловичем, который работает в парке практически со дня его основания и рассказал нам много интересного о жизни края. От него мы узнали, что такой жары и такой ранней мошки вообще трудно прпомнить. Поэтому и вода ниже на полметра, и даров нет…
…КПП - своеобразный кордон для налетчиков с Печоры, но к туристам здесь относятся по-человечески. Не хапай лишнего, не гадь, туши костры - и тебе будут рады. Так как мест для стоянок не было, нам предложили остановиться переночевать. Часть группы устроилась в избе с печкой, а любители свежего воздуха поставили во дворе палатки.
Поговорили о браконьерстве, рыбалке. Все егеря прекрасно знают, что турье ловит хариуса на спиннинг; ну, ведро наловит, посолит-пожарит, не большой убыток. В парке страшны другие звери, о которых ниже…

Оперативники, подчиняющиеся Комирыбводу, незаметно подкрадываются к гостям на фантастическом пепелаце - катере на воздушной подушке. Лица их неподкупны, взор строг... 8) Воздушная подушка позволяет быстро ходить по реке и преодолевать перекаты вверх по течению. Опера отлавливают браконьеров и хмуро заглядывают в лодки туристов. Но туристы семгу не ловят, класть ее некуда, шмотья полно. Семгу мы каждый день можем купить в соседнем супермаркете. Остаются браконьеры…
Однако беда в том, что пепелац не может перелезть через Большой Порог. А браконеры в основном орудуют до порога. Правда, туда вроде как не доходит семга, зато хариуса и озерных лососей (пелядь, кумжу) вывозят, наверное, грузовиками. Не спиннингом же они их ловят?… Кроме того, и стреляют, видимо, зверье.
Не секрет, что трасса для обслуживания газопровода - единственный путь попасть «колесами в воду» на Щугор; с другой стороны, безусловно, она нанесла ущерб парку и открыла двери многочисленным двуногим «хищникам».
…От газопровода и почти на 30 километров вниз «Уралы» браконьеров ходят прямо по реке. Мы много раз шли по плотно наезженным колеям, бегущим от галечника к галечнику, а где кос нет, «Урал» чешет прямо по руслу сотнями метров. На перекатах вздыбленное колесами дно гребнями перегораживает русло, мешая миграции мальков. Фарисейский мост через Щугор, построенный газовщиками - это просто отмазка для дирекции парка. Как иллюстрация, за нами беззастенчиво перся зеленый «Урал», который встал «на ночь» на острове прямо напротив, примерно в 25 км от моста. Может, «гонца» с притока ждали. Возможно, это сами парковые егеря дурят, но подплывать к ночным гостям мы не стали.
…Честно скажу, узнав про уровень воды, я пыталась в Вуктыле провентилировать, можно ли заброситься ниже по течению на «Урале» по берегу реки. Мне был дан «экологический отлуп», с чем я уныло согласилась. Теперь мы знаем, что машины спокойно бегают по руслу. Но теперь я увидела и Щугор. И такой варварский способ заброски на чистейшую реку мне лично не по душе, я уж лучше покорячусь немного в проводочку, тем более верховья очень красивы, и там стоит прогуляться. Сегодня, если бы мне предложили проехать пару десятков км на машине, я бы категорически отказалась.

…Рейсовый катер, везший нас обратно в Вуктыл, остановился напротив Андроново, в нескольких км ниже Усть-Щугора (отмечено точкой «браконьеры») - пара мужичков вышла из леса и загрузила кучу тяжелых, туго завязанных крафт-мешков на борт. Наверное, там были желуди:)

Большой порог, река Щугор

Порог начинается от хребта Сумьях-ньер и тремя ступенями течет на север примерно 3 км. Каждая супень перемежается некоторым успокением. Не знаю, как бы мы шли порог, если бы перед этим полтора суток не лил дождь, добавив нам сантиметров двадцать… Надо сказать, что порог приятно порадовал экстримом - первая ступень оценилась как 2 категория, вторая - «трешка», третья примерно 2,5. По большому счету, все свелось к искусной лавировке на хорошем течении между здоровенными камнями, с валами, сливами и даже бочками. Наш распальцованный, но малоопытный каякер два раза кильнулся, без спаса и каски, но в болотных сапогах, что навело меня на мысль о случайностях, порождающих трагедии, и о том, что чайникам на порог все же надо брать спассредсва... Все остальные суда прошли нормально. На пороге отменная рыбалка, особенно перед ним и после второй ступени.

Для катамарана струи между камями узковаты, и, сдается мне, катамарану на этой реке вообще делать нечего.

Порог мы прошли за два часа, из них час - рыбалка в ожидании самого медлительного экипажа. В некоторых отчетах «порог проходили 3 дня» - ну, это удел избранных.

вершина Тельпос-Из, вид на Щугор, Северный Урал

О восхождении на Тельпос-Из следует сказать отдельно. Это самая высокая гора на Северном Урале, 1617 метров над уровнем моря. Конечно, горной болезнью там не заболеешь, но даже такие горы лишний раз доказали нам, что с ними надо обходиться почтительно.
…Восходила группа со "стоянки № 6" (с севера) , сделав петлю слева направо. Пройдены обе вершины. Из восьми человек до самого верха добрались только трое: Ирина Колоскова, Маша Соловьева и наш Илюха Постоев.

Сделана отличная цифровая фотоподборка, благо погода была ясной - огромная редкость для Тельпос-Иза.
Переоценка сил и неправильная планировка времени на восхождение-спуск наглядно показали, что рожденный плавать редко станет альпинистом …)) Я до полуночи в расстройстве бегала внизу с рацией, каждый час связываясь с Илюхой, который бодро сообщал, что «негритят» становится все меньше и меньше, а потом он вообще выпал из зоны радиосвязи…
Часть группы, ушедшая в 10 утра, вернулась только в три часа ночи, совершенно измотанная. В результате распиз…ского отношения к горным ветрам Северного Урала один из членов группы после восхождения на плато (даже не доходя до вершины) серьезно заболел, два дня пролежал в горячке, и еще два дня его в лежачем положении волокли на веревочке в моей «труповозке» (так ласково окрестили «Скаут-36»). Правда, потом оказалось, что в Усть-Щугоре нет больницы, но, к счастью, мужик сам оклемался, хотя впал в хандру и запросился в цивилизацию.
Потеря сил и переохлаждение могли легко спровоцировать воспаление легких - у меня так уже погиб один знакомый, хотя и на большей высоте... Мы засуетились, и тут-то выяснилось, что никто из группы не взял антибиотиков! Старые волки уже привыкли, что в матрасных походах бывают только поносы и порезы; такая привычка легко могла обернуться драмой для новичка, учитывая, что на протяжении трехсот километров населенные пункты и дороги в том районе отсутствуют.

…Тельпос - Он величественен, насколько это возможно для рассыпающегося на глазах Урала, а виды с него - великолепны. Голые, поросшие суровым лишайником склоны, камнепады, ледники, голубая вода озера, чистейшие ручьи, масса ягод на подступах, ветер и первобытное запустение… Планируя спуск по Щугору, обязательно заложите время на восхождение - не пожалеете.
Кстати, воду брать на гору не надо - там полно своей. Лучше теплее одевайтесь…

горное озеро на вершине Тельпос

Скалы и пещеры

Среднее течение Щугора изобилует красивыми скалами, покрытыми суровым ельником, цепляющимся корнями за камни - то в виде утесов, то длинных каменнных стен. Сыпуха перемежается твердыми породами, на которых вполне можно устраивать соревнования по скалолазанию. Великолепны Верхние, Средние и Нижние Ворота, обрамляющие реку с обоих берегов. У скал обычно находятся ямы, где можно зацепить язя или окуня.
Основные пещеры находятся на Средних Воротах. Мы-то сдуру полезли в мелкий (~ 30 м) грот на первых же скалах Средних Ворот, но настоящую пещерную разведку лучше устраивать ниже. Кроме того, мы так и не поняли, где там 100 метровая пещера... Видимо, на правом берегу, там, где многочисленные "дыры". Неплохо, если кто-нибудь возьмет с собой баночку ацетона и сотрет плебейские росписи «гостей» на скалах. К сожалению, время у нас поджимало и по графику не успевали даже краем глаза заглянуть в темные манящие отверстия в Средних Воротах...
На Верхних Воротах, где у нас была отменная дневка в черничнике, на правом берегу скалу прорезает сырое ущелье безымянного ручья. По правому бережку идет узкая тропа, которая приводит к красавцу-водопаду, бьющему прямо из дыры в скале.
В высокую воду в ручей заходит хариус, освежиться, а у скалы в яме сидит язь…

Рыбы и рыбалка на реке Щугор

Рыбалка на Щугоре - это хариус. Чтобы словить щуку, окуня, пелядь - надо идти на внутренние озера по берегам притоков - Торговой, обоих Патоков. В ямах кое-где стоит язь. Семга летом не клюет - она вообще ничего не ест, поднимаясь с Баренцева моря по Печоре и Щугору. Обычно семга доходит до порогов и там мечет икру. В сентябре, отметав икру, семга защищает ее, набрасываясь на все, что проплывает мимо и убивает. В это время ее можно поймать на блесну, но, во-первых, ловля ее запрещена, а во-вторых, в сентябре уже заморозки.
Семужье стадо обычно сопровождает туча крикливых чаек. Чайки, похоже, вообще прижились на Щугоре: мы видели их и в самых верховьях, они сидят на елях, как совы - зрелище неповторимое… Осталось загадкой, как они цепляются за ветки перепончатыми лапами.

Хариус в Щугоре крупный и боевой. Мы ловили тушки от 400 грамм до полутора килограмм. Мелких не брали. Клюет хариус практически везде, лучше всего - у быстрин, на блесну, и на мушку. Ловля спортивная, азартная. Ловили даже дети!
Бешенная рыбалка лично мне быстро надела, и вскоре получилось, как в известном анекдоте: «наливают, отпускают…» В нижнем течении я вообще не доставала спиннинг - жалко, тем более что стали попадаться сплошь самки с икрой.
Рыбок мы жарили, солили, делали шашлык. Уха из хариуса никакая, если не добавить в котелок язя или окуня…
Для тех, кто азартен, но занят и весь год живет в ожидании единственной рыбалки, спиннингование на Щугоре - просто отрада души!
Заготавливать хариуса бессмысленно - через пару дней в кане стабильно заводятся опарыши. Так что ловить его стоит только по потребности, а после нескольких дней объедания потребность эта быстро утихает. Знай во всем меру!

Официально рыбная ловля в парке запрещена, но все знают, что все ловят. Рыбалка - это почти основное, за чем едут на некатегорийную речку. Следовало, наверное, для посетителей парка как-то лицензировать лов хотя бы хариуса, чтобы не прятать в испуге удочки при появлении пепелаца.
Что касается ружей, то про них лучше забыть сразу.

республика Коми, реки Печора и Щугор

Животные и «жрачи»

…Звери, пережив налет оводов, попрятались в непроходимых чащобах. Вокруг Щугора обитает большое количество млекопитающих, в том числе хищников, но они держатся от людей подальше, в этом смысле река безопасна. Мы видели лосиху с лосенком, северного оленя, здоровенного русака, бурундука, лягушек, массу крупных жуков-усачей, ос, пчел, гусениц ночного бражника. Есть бабочки, что вовсе не странно - вокруг полно цветов!
Видели и мелкого мышевидного грызуна с длинным хвостом и вытянутым рыльцем, который был приянт за выхухоль, принесен мне и долго бегал по одежде, после чего не нашел ничего лучшего, как зарыться в волосах… Я вынуждена разочаровать общественность - это не наш тотемный зверек, а землеройка-белозубка или водяная кутора. Скорее, последнняя - кутора хорошо плавает, не брезгует мальками, и, видимо, это ее мы нашли в желудке у крупного хариуса, запечатлев тушку на фото. Еще есть вероятнось вымытия землероек из норок, сделанных близко к воде. Резкое поднятие уровня реки при сильном дожде в верховьях застает землероек врасплох - я наблюдала плывущую в перекате кверху лапами мертвую зверюшку. Вот почему здешние хариусы такие здоровенные - мышами питаются J

Из птиц визуально доминируют чайки, от верха до низа, есть соколки и много полевых луней, высматривающих живность, снующую в поросших травой камнях. Змей мы не видели, клещей тоже - не та широта...
Комар, старый друг турья, на реке был весьма скромен, зато раньше времени активизировалась мошка. В верхушках ее почти не было, зато в низовьях, в безветрие - роились целые тучи. В одном месте мы встали с подветрененой стороны на остров и поплатились за лень: столько мошки я ни видела нигде! Достаточно взглянуть на десятисекундный видеролик, где я снимаю свои ноги…

Такое количество гнуси объясняется катастрофической жарой в этом году, несвойственной Уралу. Бороться с мелкой дрянью можно только накомарником или спреем «Гардекс-Экстрим» в красных баллончиках. Ничто другое не помогало.
Для отпугивания мошки был применен народный способ - разведенный в воде ванилин. Самое прикольное, что это действует! Ванилин не раздражает кожу на лице, но, к сожалению, запах его быстро выветривается. В общем, Гардекс все же надежнее.

Но мошка оказалаось цветочками по сравнению с тем, что ожидало бы нас, приедь мы на неделю раньше!
Оказывается, на Щугоре месяц свирепствовал овод, и даже в Вуктыле зажирал людей. Шофер "Волги" показал мне забитый трупами оводов багажник - некогда почистить. Уральский овод здоровый, как лось; в отличе от остальных жрачей он выдирает кусок кожи при укусе, намереваясь отложить туда яйца. Весь июль обезумевшие звери выскакивали из леса и кидались в Щугор, стараясь спастись от полчиш шкуроедов. Олени погружались в воду аж до рогов! В этом районе уже лет тридцать не припомнят такой жары и разгула оводов - так что нам повезло: твари сошли буквально за три дня до нашего приезда.
Что касается мошки - лично я отнеслась к ней без истерики, считая тварь обычным атрибутом северных похождений. Мошка сохраняет маршруты нехоженными и реки чистыми, мошкой питается хариус - отрада души рыболова - нехай живет, пакостная зверюка!…

«Жрачи» и научное окрытие

Мною было совершено любопытное открытие: мошка на Щугоре не садится на зеленое!
Я ставила рядом разные гермы: салатовую, синюю, серую - мошка облепляла все, кроме салатовой. С одеждой то же самое: белый, серый, черный, синий, красный, желтый - излюбленные цвета. А вот на зеленую толстовку или болотную футболку жрачи откровенно не садились! Причем дело не в структуре ткани, как предположили некоторые. Например, толстовка - очень привлекательная, «теплая» и зацепистая структура, х-б футболка тоже. Тем не менее, даже на себе я наблюдала сей удивительный факт: облепив непроходимым слоем мои черные штаны, мошка не садилась на верхнюю часть тела. Отдельные особи если ошибочно и присаживались, то тут же отлетали.
Выводы очевидны…
Возможно, зеленый цвет мошка считает растительным, и потому не привлекательным. Но как быть, к примеру, с синей ветровкой или ярко-желтым каррингтоном? Таких животных нет в помине в здешних лесах, а эта палитра ей явно очень нравится. Загадки природы…

устье реки Щугор (река Печора)

Камни на реке Щугор

Щугор - рай для любителей поковыряться в камнях. Роскошные галечники, фактически, не кончаются до самой Печоры. Правда, сердоликов и халцедонов, как на Яренге, там не обнаружилось, золота и малахитов тоже, зато был найден великолепный кристалл дымчатого хрусталя. Попадаются «яйца» - обкатанные до кварцевидной мути кристаллы хрусталя или кварца. Из нескольких расколотых яиц в одном обнаружился откровенный хрусталь. В двух с половиной кило камней, привезенных домой, я обнаружила дома сиенит (родственник гранита, но без кварца), оливины и серпентины (змеевики) оливинового происхождения, сургучную рисунчатую яшму (подарок Ромки! J), зеленые яшмы, конгломераты с сургучной яшмой, образец с кристалликами уваровита (зеленая разновидность граната). Остальные красивости не поддались классификации, но разве они от этого менее ценны?…
На берегах полно кварцитов, в верховьях - еще и кальцитов; увы, один очень красивый натек свалился с лодки и был утерян…
А жилку золота в верхушках мы все же встретили, в огромном валуне, лежащем прямо посреди русла, но было не до него - тащили, понимаешь, лодки…

Солнце, ветер и лодки…

Какая бы жара не стояла, на Щугор обязательно надо брать теплую шапку и хорошую ветровку с поларкой. И крем от солнца. За один солнечный день Урал способен спалить шкуру куда хуже, чем на Юге. У меня сгорели руки до локтей, а кисти рук стали похожи на налитые водой резиновые перчатки от жестокого отека. Вместо крема можно надеть футболку с длинными рукавами и матерчатые перчатки.
Ветер в долине Щугора всегда дует в лицо, куда бы вы не повернули. С одной стороны, это хорошо - сдувает кровососов, с другой - иногда совершенно не дает двигаться вперед.
Особенно страдают надувные лодки. «Одномоторный» «Скаут» иногда совсем не двигался вперед при сильном вмордувинде, а в разливах ближе к устью, где река становится широченной, он не шел даже на веревочке. «Таймень» с двумя гребцами несколько минут вообще не мог сдвинуть меня с места! «Щукам» приходилось крепко упираться, а «Таймени» и КБ шли довольно хорошо.

Расскажу по-подробнее о моей лодке. Справедливости ради хочется отметить, что на текухе «Скаут» - самое то. Благодаря никакой осадке, он прекрасно проходит мелкие перекаты, обожает шиверы и пороги. В пороге я вообще получила огромное удовольствие, заваливаясь в бочки то боком, то задом - «Скаут» почти невозможно перевернуть. За весь поход он ни разу не сдулся, ничего не оторвалось а на днище не осталось ни одного подера, хотя по камням он волочился километрами. Качество у «Рафтмастера» отменное, что говорить. Кроме того, в него влезли все мои шмотки, на удивление - «Скаут» - экспедиционное соло, с небольшим весом, нормальной управляемостью.
Я сидела почти вровень с бортами, и гребла вдоль них своим обычным веслом (227 см). Стиль моей гребли почти не изменился по сравнению с «Десной». Надувное дно оказалось очень комфорным для ног и самой лодки, которая благодаря ему «облизывает» препятствия. Зато «кости» фартука не особо удались - постоянно выпадали из карманов, перекручивались - конструкция непродумана. Кроме того, передний фартук лучше укоротить - иначе тяжело часто влезать-вылезать.
«Скаут-36» невозможно в принципе «переломить» в пороге и очень тяжело кильнуть.
…Но шмотки создали собою солидный горб, который только добавил парусности лодке, у которой сильно задраны круглые носы. Озерные маршруты и разливы с ветром - смерть для «одномоторного» «Скаута». Выгребая из последних сил против штормовых порывов в устье, я не раз пожалела, что продала «Десну»…
…Видимо, надувнуха - не для женщин в разливе J Придется еще покупать себе «Маринку», не иначе…

Утверждать, как был сказано в одном отчете, что «Щуки» - идеальное средство сплава для Щугора - не возьмусь. Если в верховьях они «делали» тяжелые каркасники на мелких перекатах и шиверах, то в низовьях безнадежно отставали и упирались рогом в неравной борьбе с ветром… Самой лучшей лодкой, по-моему, оказалась КБ «Колибри» - загруженая под «соло», она отделалась малой осадкой, а отличные ходовые качества позволили бы ей всегда идти впереди.

Заброска и выброска на реку Щугор

Чтобы не было накладок и ненужных ожиданий, заброску лучше заказать заранее. У группы больше 8 человек могут быть проблемы - нам пришлось заказывать целый ПАЗик до Вуктыла, что обошлось почти в два раза дороже.
Следует приехать в Ухту (поезда с Ярославки на Сосногорск, Воркуту или Лабытнанги) не позже 21.00 - иначе машина не успеет к парому, и несколько часов придется просидеть в ожидании на берегу Печоры. До Вуктыла машина идет примерно 4-5 часов. Дорога сначала асфальт, потом бетонка, потом укатанная грунтовка, крейсерская скорость 80 км/ч. Вокруг сплошные выморочные болота, сам Вуктыл тоже стоит фактически на болотах. А под болотами - газ, газ... Недалеко от города постоянно горит "вечный огонь", сжигая миллионы кубометров газа впустую...

В Вуктыле придется переночевать, а утром оформиться в дирекции парка и поехать на реку. Кстати, в этом же доме есть продуктовый магазин, где можно купить почти всю необходимую еду. «Уралы» не принадлежат парку, и дирекция вынуждена искать машины на стороне, у газовщиков. Есть «батоны», они дешевле. Правда, «батон» с паралелльной группой сломался, не дойдя до перевала, и нам пришлось взять на борт шесть человек с грузом.

Машина вдоль газопровода идет порядка 7 часов. Только по этой дороге можно добраться до Щугора. Дорога, как ни странно, полне вменяемая. Очень красивы виды с первого перевала, можно остановиться перекусить и поснимать. Основной же перевал неприветлив - машина ползет тяжело, дорога условна. Для тех, кто не видел гор - перевал через хребет Тондер покажется откровением.Урал действительно кажется седым от лишайников, которыми поросли обломки камней на рассыпающихся вершинах…
За два дня до нашего приезда газовщики запретили проезд вдоль газопровода из-за очередной аварии. Слава Богу, дирекция парка устроила нас на ночь в своих пенатах и решила этот вопрос.
На конечной точке стапелеваться особо негде, однако небольшая группа все же может поставить палатки у самого берега и переночевать. Мы собрали лодки с вечера, так что следующий день получился полностью ходовым. Координаты стапеля: N63 18 32.6 E59 11 20.0, примерно 5 км ниже отметки 389 на карте.

Для того, чтобы заказать обе машины, можно связаться с дирекцией Нацпарка не позднее чем за 10 дней до выезда.
Телефоны: 8-821-46-24-763 Фомичева Татьяна Савватеевна (директор парка),
8-821-46-22-639 Умрилова Валентина (помощник директора).
Адрес: г.Вуктыл, Комсомольская, 5.
Можно так же общаться по почте: [email protected]
Все вопросы можно решить письменно, в том числе не помешает выслать список группы с паспортными данными и маршрутом, чтобы меньше тратить времени на оформление. Без путевки у группы могут быть проблемы на КПП и с операми.
На всякий случай, служба спасения Коми: 8-821-46-912-63

…О выброске следует сказать отдельно. Тем, у кого нет проблем со средствами, можно заранее заказать через дирекцию катер из Вуктыла к устью Щугора через нацпарк, и заодно машину. Но так как оплачивать придется оба прогона, катер обойдется в круглую сумму. Поэтому лучше подгадать свой выход в Печору так, чтобы выйти ко вторнику или четвергу, когда от Усть-Щугора идет рейсовый катер на Вуктыл (расписание - 13.30, но иногда опаздывает). Катер идет до пристани порядка 4 часов. Чтобы совсем уж было хорошо, можно заказать прямо из Усть-Щугора машину к пристани до Ухты или Сосногорска. Ни почты, ни больницы в селе нет, зато есть несколько изб, откуда можно позвонить, договорившись с хозяевами. Мы звонили из дома продавщицы (сразу отмечу, что магазин в селе не работает, все привозится только под заказ и рассчитывать на жратву и выпивку там не стоит, разве натурпродукты кто продаст - есть коровы, огороды.) Мы вынуждены были переночевать на берегу Печоры перед самой деревней, на травянистом берегу, надеясь только на свои продукты.
Местные ведут себя тихо, только колдыри выпрашивают спирт, да за день до нашего приезда из одного дома уперли иконы…
Телефон диспетчерской такси г.Вуктыла (из Усть-Щугора) : 9-2-10-44
С небольшими накладками, но грузовая «Газель» была подана к пристани и за 3000 рублей и 4 часа привезла нас в Сосногорск, где мы сразу взяли билеты на поезд Лабытнанги-Москва (уходит в полвторого ночи, в Москву приходит в 5 утра).
Можно так же от пристани подъехать к автостанции Вуктыла и уехать на Сосногорск рейсовым автобусом. - если влезете;) На пристани есть ларек - пиво-чипсы, а до города довольно далеко.
В привокзальном ночном магазине Сосногорска есть тоже нечего, поэтому подтяните пояса до первых бабулек с пирожками и картошечкой на полустанках.

Описанный способ выброски - единственно реальный на сегодняшний день.
Мечты уехать на барже в славный город Печору не сбылись. Баржи почти не ходят и никого на борт уже не берут - мы почти целый день кантовались на берегу, криками зазывая проезжающие плавсредства.
Забудьте так же о возможности уехать на катерах или машинах с Усть-Вои или Березовки. Все дороги - зимники, а катера в Печорском районе в этом году вообще отменили - из-за катастрофически низкой воды.
Кроме того, лопатить несколько десятков км по Печоре оказалось занятием малоприятным: отделившаяся часть группы три дня гребала в вмордувинд, попала в шторм с метровой волной, на берегах встать негде - либо травостой по пояс, либо тайга - густой валежник или болото…
Вода в реке отвратная, отдает гнильем, а камни по берегу покрыты нефтяной пленкой.
Фарватер Печоры там давно не чистят - нет средств, соответственно, с навигацией каждый год все хуже и хуже. Помог им только случай: катер-разметчик сжалился над малыми детьми и довез до ребят до Бызовой, откуда рейсовым автобусом они попали в г. Печору (20 км) и уехали тем же Лабытнанговским поездом. В результате Рома с Машкой и Михаил приехали в Москву на 3 дня позже нас.

Щугор - отличная неэкстремальная речка с беспрецедентной по чистоте водой, отсутствием населенки и клещей, прекрасной рыбалкой, замечательными видами, дикими берегами, приличным течением, скалистыми утесами; плывя по нему, ощущаешь истинный отдых и полное отрешение от цивилизации. В отличие от закрытых русел Карелии и равнинных рек, глаз просто отдыхал на далеких сопках, то розовых от заката, то мрачных от насевших туч…
Пробегающие под дном цветные узоры облизанных камней и скальные плиты с кварцевыми прожилками постоянно напоминали, что ты в объятиях древнейших гор... И все остальное становилось неважно и далеко.
Я поехала в поход совершенно больная, как разбитое корыто, но грёблетерапия и прохладная живая вода совершили чудо - теперь Щугор будет стойко ассоциироваться у меня с санаторием.

Первое знакомство с Уралом оставило самые приятные впечатления, несмотря на отсутствие в этот год грибов и несколько длинноватый маршрут. Но укоротить его невозможно, к сожалению или к счастью. Поэтому в две недели Щугор никак не уложится, для нормального отдыха нужно 20 дней. Весь маршрут (с парой-тройкой дневок) проходится за 13-14 дней, заброска-выброска - 5-6 дней. Минимально известное время прохождения без дневок, при высокой воде - 8 дней. Но это скорее самоистязание, чем отдых.
Ветер в лицо и мошка, появившаяся в низовьях - пожалуй, единственные неприятности маршрута. Как бороться с мошкой, я уже писала, а ветер, похоже, из всей группы напряг только меня…ZhugorR (6).jpg

Река Щугер - одна из самых интересных и популярных туристских рек Приполярного Урала. Своим географическим положением, красотой окружающих гор, своим горным характером она привлекает туристов из самых различных городов и районов нашей страны, число которых с каждым годом увеличивается.

Щугер - крупнейший правый приток Печоры. Она берет начало с хребта Саран-Из с высшей вершиной Пеле-Ньер (1075 м). Здесь, на северо-восточном склоне горного хребта с высоты 720 м над уровнем моря, Щугер начинает свой более чем трехсоткилометровый путь (304 км) до слияния с Печорой.

Есть несколько выходов в верховья горного Щугера. Сплав можно начать от автомобильного моста (Координаты: 63°19"41"N 59°7"26"E) на автотрассе Приполярный.

Понь-Ю - левый приток Щугера - имеет протяженность 31 км. Это быстрая мелководная речка, нижнее течение которой на протяжении 8 км можно использовать для провоза груза на байдарке.

Река Щугер в месте впадения Понь-Ю имеет ширину до 20 м при средней глубине 0,5-0,6 м. Отсюда можно начать сплав на байдарках, а при повышенных уровнях воды - и на плоту или лодках.


Река Понь-Ю - река Мороя (57 км).
Небыстрые мелкие перекаты следуют один за другим. Скорость течения реки не превышает 1 м/сек. Русло реки изобилует островами, река дробится на многочисленные протоки, часто очень мелкие. В малую воду даже на байдарках трудно пройти некоторые перекаты верховий Щугора. На 12-м км пути русло реки пересекает легкопроходимый порог, образованный группой камней.

В 20 км от Понь-Ю после большого острова река делает большую излучину, после которой вновь несложный порог. В левом повороте реки русло суживается, быстрое течение ударяет в береговую скалу и, отразившись от нее, бурлящим потоком перекатывается через каменную плиту. Плита почти по всей ширине реки перегораживает русло, остается лишь узкий проход у левого берега. При высоких уровнях воды плита скрывается под водой, и прохождение порога на байдарке и плоту не представляет сложности.

Справа и слева по течению реки - две линии гор, снизу закрытые лесом, вверху идут серые каменистые гребни. Над долиной реки возвышаются суровые, резко очерченные вершины Тельпосского хребта: Хора-Из (1326 м), Хальмер-Сала (1274 м), хорошо видна и высшая вершина этой части Урала - Тельпос-Из (1617 м).

На склонах горных хребтов, окружающих долину реки,- многочисленные кары с белоснежными пятнами снежников и небольших ледничков. От них берут начало небольшие, но бурные реки, наполняющие Щугор чистой горной водой.

На 35-м км пути слева в Щугер впадает бурный ручей, берущий начало из большого карового озера у юго-восточного подножия горы Хора-Из. По нему можно совершить интересное восхождение на эту малоизученную вершину Урала.

Река течет на север, делая бесчисленные повороты, то и дело меняя глубину и ширину (от 20 до 70 м).
Ближе к устью рек Хальмеря (63.806021, 59.409877) и Мороя, стекающих с Тельпосского хребта, течение реки становится более ровным, камней в русле меньше. На поворотах реки открывается величественная панорама Тельпос-Из, господствующей над всеми близрасположенными вершинами. На тихих участках реки вершина отражается в воде, оставляя незабываемое впечатление.

Вскоре Щугер принимает реку Мороя (63.827149, 59.408271). Недалеко от устья речки можно найти хорошее место для лагеря. Отсюда можно совершить радиальный выход на Тельпосский хребет, осмотреть ледник Говорухина, подняться на Тельпос-Из.


Река Мороя - Большой порог (11 км).
В 6 км от устья р. Мороя справа впадает ручей, от которого до Большого порога не более 2 км. Подступающие к реке горы сжимают Щугер, загромождая его обломками скал и валунами. Реку пересекает старая моренная гряда, которая и образует порог (63.920657, 59.473203).
Весь порог можно разбить на три ступени по 800 м каждая. Между ступенями есть спокойные участки реки. Возможность прохождения порога на байдарке и плоту в большой степени зависит от уровня воды в реке. В малую воду плоты придется бросить и строить заново ниже порога, а байдарки обнести по берегу.

В среднюю и большую воду порог оживает, появляются четко выраженные сливы, по которым можно провести байдарки и плоты. Но для успешного прохождения порога необходимо сделать предварительную разведку, наметить путь движения судна, запомнить характерные ориентиры. Наиболее сложна вторая ступень порога, при выходе из которой русло реки перекрыто каменистой грядой, образующей крутой слив, высотой более 1 м.


Большой порог - устье реки Тельпос (58 км).
За порогом русло реки расширяется до 100-150 м и становится снова мелким. В 15 км ниже Большого порога в Щугор впадает река Волоковка (64.024648, 59.487044), по долине которой в конце XIX века проходил Сибиряковский тракт (64.026269, 59.440512) - дорога от Печоры к Оби, проложенная промышленником Сибиряковым для вывоза сибирского хлеба.

В 2 км от Волоковки на - правом берегу Щугера расположена закрытая гидрометеорологическая станция Верхний Щугор и вертолетная площадка (64.031014, 59.457960). С реки станцию не видно.

Мелководье тянется вплоть до впадения реки Торговой (Хатемалья - 64.057192, 59.414616) в 7 км от метеостанции. В районе впадения Торговой Щугор меняет свое направление на западное и входит в узкую долину между Тельпосским хребтом и Исследовательским Кряжем, образуя ряд быстрых перекатов и несложных шивер. Затем река делает несколько крутых поворотов и принимает слева многочисленные малые речки, стекающие с северного и западного склонов Тельпос-Иза. По одному из ручьев (Дурной-Иоль), протекающему в глубоком ущелье, проходит наиболее удобный путь на Тельпос-Из (15 км).

Тельпос-Из в переводе на русский язык означает «Гнездо ветров». Гора вполне оправдывает свое название. В районе Тельпос-Иза постоянно дуют ветры, а вершина часто закрыта шапкой облаков. Это значительно усложняет восхождение на вершину, и, если группа не обладает опытом пеших путешествий в сложных метеорологических условиях, рекомендовать ей восхождение на Тельпос-Из нельзя.
Ниже устья ручья Дурной-Иоль перекаты следуют один за другим. Наиболее сложный из них так называемый «Дурной порог» расположен у горы 1052 м, находящейся в створе с вершиной Тельпос-Из. По берегам реки все чаще попадаются высокие береговые скалы. На 58-м км от Большого порога Щугор принимает крупный приток - реку Тельпос (63.964736, 58.8846111).


Река Тельпос - Верхние ворота Щугера (75 км).
Ширина Щугера ниже устья реки Тельпос достигает 100 м. Река делает крутую излучину и устремляется на север. Берега Щугера высокие, иногда отвесные, известняковые скалы круто обрываются к воде. В месте впадения слева р. Седь-Ю (64.008269, 58.638523) Щугер входит в область парм. Через 7 км на левом берегу реки можно заметить остатки поселения Герд-Ю (64°4"18"N 58°38"23"E). Напротив возвышается живописная скала Герд-Ю. От бывшей метеостанции до остатков деревни Герд-Ю плоты обычно доплывают за два дня.

На 42-м км Щугор принимает справа р. Малый Паток (64.163821, 58.550042). В устье притока есть охотничья изба (64.166292, 58.561800), в которой можно остановиться на ночлег. Ниже устья Малого Патока Щугор становится еще более многоводным. Отсюда начинается один из наиболее красивых участков реки Щугор. Почти на всем своем протяжении река имеет горный характер. Каменистые перекаты и несложные шиверы чередуются с плесами, по берегам которых часто возвышаются высокие скалы.
На 30-м км пути встречается Широкое плесо, ниже которого расположен сильный перекат-шивера Узкий зев. Длина переката - 2 км. Перекат разделяется

на Верхний, Средний и Нижний. Наиболее бурный - Средний перекат - у скалы Шелясор.
На 33-м км пути от Малого Патока русло Щугера суживается, образуя Верхние ворота. Они представляют собой скалы, отвесно возвышающиеся по обеим берегам реки, вдоль которых спокойно течет Щугер. Выше Верхних ворот справа в Щугор впадает ручей Велдор-Кырта-Иоль (Велдор-Кыртаел -64.166292, 58.561800). В 200 м вверх по ручью расположен живописный водопад. В устье ручья - удобное место для лагеря.


Верхние ворота - деревня Усть-Щугор (76 км).
Ниже Верхних ворот Щугер делает большую излучину и устремляется на запад. В 2 км ниже ворот в русле реки встречается перекат Кривой, который представляет собой крутой слив со сложным фарватером между двух островов. Ниже Кривого переката справа впадает ручей Красный, после которого встречается несложный перекат Парапон. Левый берег реки возвышается красивой скалой Парапон-Кырта. Следующий перекат называется Зырян-перекат и расположен он перед Средними воротами Щугера - самыми живописными на реке.

От Средних ворот остается 9 км до крупного притока - реки Большой Паток (64.340784, 58.199518). В устье Большого Патока встречается остров, который нужно обходить по левой протоке. Ширина рек и достигает 180-200 м.

Тайга часто отступает от берегов, уступая место заливным лугам, в 4 км ниже устья Большого Патока на левом берегу можно увидеть базу рыбаков. На 24-м км от Большого Патока русло реки разветвляется на две протоки, образуя остров (64.204320, 58.046398). Проход возможен по правой протоке.

На выходе из нее раньше находился первый населенный пункт маршрута - стоянка Мичабичевник (64.194550, 58.033040). В деревне жили несколько семей потомственных рыбаков и охотников.

При выходе из излучины расположены последние - Нижние - ворота (5 км). При наличии времени туристы могут совершить экскурсию в район Нижних ворот и осмотреть семь пещер.


Ниже последних ворот Щугер течет в низких берегах. В широком русле реки (300 м) много отмелей, встречаются большие и малые острова. Вода в речке чистая и прозрачная. На реке много уток, а в приречных лесах - дичи и зверя.

Конечный пункт водного похода - деревня Усть-Щугер (64.194550, 58.033040) находится на левом берег у Печоры в 2 км ниже устья р. Щугер.

В настоящее время населенных пунктов на реке нет. Имеются оборудованные сотрудниками Национального парка Югыд Ва туристические стоянки, развивается экологический туризм.

Использован материал: Головко В.К., Оконешников В.А. По рекам Урала. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство,1973.