Из истории первого атомного ледокола в мире "ленин"

В пятой части повествования о заполярном вояже - рассказ о походе по атомному ледоколу "Ленин" и его внутренностях.
Вначале я добросовестно пытался всё ужать в одну часть, чтобы сильно не растягивать серию; однако получался либо слишком большой мегапост, либо из рассказа выпадали важные детали, которые я хотел бы сохранить и показать. Поэтому мой рассказ про атомоход будет состоять из двух частей. В этой части - общий обзор, столовая экипажа, машинное отделение, пост управления энергетикой, реакторный отсек и судовая амбулатория. Вторая часть будет включать в себя ходовую рубку, радиорубку, кают-компанию и капитанский салон.
Особое внимание я обращал на эстетику интерьеров, приборов, отсеков и приметы эпохи, и хочу подчеркнуть своё главное впечатление: этот корабль - не просто рациональное техническое устройство, но ещё и очень стильно оформленный обьект. Это было для меня даже несколько неожиданно, но это так. Уточнение содержания снимков (названий девайсов и прочего) будет всячески приветствоваться, а содержательные дополнения - включаться примечаниями в текст.

Атомный ледокол "Ленин". Фрагмент приборной панели поста управления энергетикой.


Необходимое примечание для фотокультуртрегеров.
Поскольку я снимал без вспышки (на непрофессиональную камеру), так как стремился сохранить оригинальное цветовое восприятие и моё впечатление об уровне освещенности отсеков, при большом дефиците времени во время экскурсии; то ряд снимков - с зерном и некоторые даже смазанные. Но для меня сохранение первого впечатления - гораздо важнее. Посему все потенциальные фотоэстетские стоны о балансе белого, композиции, горизонте и прочих любимых параметрах будут беспощадно вымарываться из комментов, а особо тяжко стонущие личности - по-византийски коварно выбрасываться за борт атомохода журнала. Прошу иметь это в виду, в процессе просмотра обоих частей похода, и не отягощать комменты излишней пустой породой. Спасибо за понимание.

1. Сам атомоход сейчас пришвартован к пирсу у морвокзала и по статусу является двойственным: действующим (не списанным) кораблём, но одновременно и судном-музеем, с частью помещений, куда водят экскурсии.

2. Фрагмент носовой части.

3. Из ледокольной работы по проводке караванов по Северному морскому пути "Ленин" выведен в 1989 году, ещё при СССР. Таким образом, он почти непрерывно проработал 30 лет, с небольшим перерывом в 1967 г. Общее число проведенных судов за все навигации - более 3.700.

Решение о строительстве такого уникального судна с принципиально иной энергетической установкой было принято в 1953 году; тогда же - выдано и проектное задание (ЦКБ-15). Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе им.А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Если я правильно понял, там же он был заправлен и ядерным топливом - в отличие от более совершенных атомоходов следующих поколений, типа "Арктика", заправка которых производилась уже в Мурманске, на специальной инфраструктуре базы "Атомфлота". Таким образом, строительство шло быстро и продолжалось всего три года. Спущен на воду - в конце 1957-го.
Поставщики оборудования: судовые турбины - Кировский завод, главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградская «Электросила».

* * *
Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. "Саванна" была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие "красивости", судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.

Коммерческая эксплуатация "Саванны", которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что "Ленин" выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас - заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было очень необычно.

В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды .
[отсюда ]

4. Атомоход является первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Вышел в первое плавание 3 декабря 1959 года, и этот день считается праздником всего "Атомфлота", оперирующего на Севморпути.


"Ленин" в акватории Невы, перед выходом на ходовые испытания. Ленинград, лето 1959 (фото из журнала avp23649 )

5. Первая экскурсия на ледокол собирается к 12.00. Приходят смотреть самые разные люди: местные папы с детьми, туристы, моряки, школьники, командированные и т.п. Я пришёл именно на первую, чтобы народу было поменьше - потому что если набирается зараз больше 20 человек, то смотреть (а тем более снимать) становится довольно неудобно. А собирают - до сорока человек. Кстати, следующая группа и правда была раза в полтора больше, чем наша.

6. Приезжают к ледоколу и зафрахтованные микроавтобусы из гостиниц. На моих глазах приехало две такие партии. Вот этот пожилой немец на костылях - его затаскивали по трапу двое коллег, однако он честно ковылял там, где мог, внимательно рассматривал девайсы и с восторгом слушал экскурсию (переводимую их переводчиком, взятым с собой). Может быть, это бывший моряк, кто знает.

7. Ну что, теперь пора подняться на борт по трапу. Вперед!

8. Вначале мы попадаем в просторный холл-предбанник, изящно отделанный в едином стиле деревянными панелями.

9. Чеканка - модный в ту эпоху стиль оформления.

10. Стильно выполненная лестница-трап, ведущая на ходовую рубку и в капитанский салон.

11. Выход к длинному коридору вдоль правого борта.

12. Оформление коридоров, где размещаются каюты экипажа.

13. Экскурсия начинается с общего инструктажа: куда можно идти, куда нельзя, что можно делать и что нельзя. Она проводится в столовой экипажа, расположенной прямо под кают-компанией. Режим на судне довольно строгий.

14. Стиль оформления очень узнаваем - это начинающий тогда только входить в моду минимализм шестидесятых. Никаких ампирных рюшечек.

15. Экскурсия проводится в ограниченном числе помещений. Поскольку ледокол довольно широкий и ёмкий, то количество помещений велико, и экскурсанты видят едва ли 1/20 часть всех помещений. Те места, где мы побывали, я отметил красными точками на схеме ледокола. Как видите, весьма небольшой по охвату маршрут.

16. Спустились ниже. На ярусе палубы, ведущей к машинному отделению.

17. В машинном отделении. Ледокольный гид рассказывает про парогенераторы (они как раз под нами) и гребные электродвигатели.

18. В помещениях машинного отделения проходит великое множество трубопроводов с ещё большим множеством вентилей.

19. Парогенераторный нижний "этаж" в машинном отделении (на самом деле - там ещё два яруса-уровня).

20. Приборная эстетика конца 1950-х (девайс не знаю).

21. Интерьер 3-го верхнего яруса парогенераторной.

22. Из машинного отделения идём в "святая святых" ледокола - пост управления энергетикой. Здесь сосредоточено управление реакторами, парогенераторами, гребными электродвигателями, а также вспомогательной энергетикой. Если я верно понял, пост управления в этом виде существует с 1967 г., когда ледокол переоснастили более новой и совершенной двухреакторной установкой, вместо энергетики первого поколения (трехреакторной схемы, 1959-66), которая считалась в какой-то мере экспериментальной. На реакторах первого поколения отрабатывались приёмы эксплуатации и выявлялись слабые места.

23. Эстетика оформления энергетического поста выглядит вполне современно даже сейчас.

24. Экран состояния параметров реактора №2.

25. Группа кнопок с разнокалиберными надписями.

26. Ещё немного промышленной эстетики той эры.

27. Чёрно-кнопочная симфония:-)

28. Из поста управления энергетикой проходим в амбулаторию ледокола. Поскольку она являлась базовой для всего полярного каравана, идущего по трассе за ледоколом, то там была оборудована операционная, стоматологический кабинет, рентгенкабинет, кабинет физиотерапии и ещё ряд медицинских девайсов. Я тут выложил только часть снимков.

29. Медицинские девайсы 1970-х.

30. Часы над дверями. Стиль минимализма.

32. Боковая дверь по пути, в немузейной части судна. Не входил:)

33. Теперь входим в помещение сверху аппаратной (так на ледоколе называется реакторный отсек). В саму аппаратную посторонним зайти нельзя, поэтому экскурсанты смотрят на реакторы вот в такие окошки с толстыми освинцованными стёклами.

34. Само помещение аппаратной весьма большое, но через толстое стекло снять что-то подобное панораме весьма сложно. Поэтому показываю только снимок "в лоб", на реактор №2 (в центре и чуть правее центра кадра). Реактор этот - уже второго поколения, который был установлен в 1967 г. Первый, ранний вариант аппаратной с реакторами, был вырезан из ледокола целиком и затоплен у берегов Новой Земли.

35. Трапы на ледоколе очень крутые, чувствуется, что конструкторы плотно сталкивались с задачей экономии пространства в служебных зонах. Даже не знаю, смог ли пожилой немец на костылях (кадр №6) прийти в эти помещения. Идти и здоровому человеку надо осторожно и аккуратно, чтобы не стукнуться башкой о многочисленные препятствия.

В следующей части - поднимемся наверх, в ходовую рубку и другие места.

Ворота в Арктику.


Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.

Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.

Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки.

Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта прочной конструкции.

В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.

В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.

Ледокол Ленин - трехвинтовое судно. По архитектурному типу он представляет собой гладкопалубное судно с умеренной седловатостью, четырьмя непрерывными палубами, удлиненной надстройкой и двумя мачтами. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета. Дымовая труба отсутствует.


Необычно большие размеры грот-мачты обусловлены ее использованием для вентиляции парогенераторной установки.


Применение атомной энергии определило особенности внутреннего расположения энергетических, жилых и служебных помещений судна. Корпус ледокола разбит главными поперечными водонепроницаемыми переборками на двенадцать отсеков.


Две продольные переборки, идущие от второго дна до верхней палубы, образуют по бортам отсеки, в которых размещены главным образом балластные, топливные и другие цистерны, выше нижней палубы - различные кладовые, служебные помещения и каюты команды.


Корпус ледокола Ленин по конструкции значительно отличается от других ледоколов отечественной постройки. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части - по продольной.


Размер шпации 800 мм. Промежуточные шпангоуты установлены по всей длине судна от второго дна до жилой палубы. Набор носовой и кормовой оконечностей веерный; шпангоуты в этих районах расположены нормально к обшивке.


Наружная обшивка в районе ледового пояса и прилежащие поясья выше и ниже его выполнены из стали повышенной прочности. Толщина ледового пояса 36 мм в средней части, 52 мм - в носовой и 44 мм - в кормовой оконечности.


Форштевень и ахтерштевень ледокола - лито-сварные. Общий вес форштевня 30 т, а ахтерштевня - 86 т. Руль ледокола сварной, имеет обшивку из листовой стали толщиной 40 мм. Площадь пера руля 18,5 м2. Баллер кованый из легированной стали диаметром 550 мм.


Команда ледокола размещается в одно - и двухместных каютах. Для жилых, культурно-бытовых и медицинских помещений на ледоколе использовано водяное отопление с кондиционированием воздуха.


В машинном отделении и вспомогательных помещениях отопление паровое. Предусмотрены мощная холодильная автоматическая установка и большое количество провизионных кладовых.


Грузовыми средствами на ледоколе служат: в носу - две грузовые стрелы с электролебедками грузоподъемностью по 1,5 тс,


в средней части - кран грузоподъемностью 12 тс для обслуживания отсека атомной установки;


в корме - два крана грузоподъемностью по 3 тс.


Ледокол снабжен тремя становыми якорями (один из них запасной) с поворотными лапами весом по 6 т каждый, стоп-анкером весом 2 т и четырьмя ледовыми якорями (два по 150 кг и два по 100 кг). Становые якоря убираются в клюзы заподлицо с обшивкой. Литые якорные цепи калибра 67 мм имеют длину 325 м.


В корме предусмотрен вырез для буксировки судов вплотную, который снабжен привальными брусьями и кранцами, облицованными резиной. Автоматическая двухбарабанная буксирная лебедка с тяговым усилием 40 тс на главном барабане и 25 тс на вспомогательном установлена в кормовой оконечности.


Электрогидравлическая рулевая машина осуществляет перекладку руля с борта на борт за 30 сек при скорости хода судна 18 уз и работе одного из двух установленных насосов. Непотопляемость ледокола обеспечивается при одновременном затоплении двух главных водонепроницаемых отсеков.


Ледокол имеет две спасательные шлюпки на 58 человек каждая, две спасательные моторные шлюпки на 40 человек каждая, два шестивесельных яла, разъездной и буксирный катера. Спуск и подъем спасательных шлюпок и катеров осуществляется с помощью шлюпбалок скатывающегося типа.


Энергетическая установка ледокола работает по следующей схеме. Выделяемое в реакторе тепло используется для получения перегретого пара в парогенераторах. Пар направляется к главным турбогенераторам, от которых электроэнергия подается на гребные электродвигатели.


Якоря гребных электродвигателей соединены с гребными валами. Парогенераторы получают питание от параллельно работающих питательных насосов, так что в случае аварийной остановки одного из насосов остальные автоматически увеличивают производительность до необходимого уровня. Управляют всей энергетической установкой ледокола с одного поста.


Биологическая защита атомной установки гарантирует защиту экипажа ледокола от действия радиоактивных излучений, которые контролируются специальной дозиметрической системой. Пульт управления этой системы расположен в посту радиационного контроля.


Главные турбогенераторы расположены в двух отделениях: носовом и кормовом. В каждом отделении установлены две турбины активно-реактивного типа мощностью по 11 000 л.с. Каждая турбина через редуктор соединена с двумя двухъякорными генераторами постоянного тока длительной мощностью 11 500 л.с. при номинальном напряжении 600 В.


Турбогенераторные агрегаты питают три гребных двухъякорных электродвигателя постоянного тока: средний и два бортовых. На средний двигатель подается 50% мощности, вырабатываемой турбогенераторами, а на бортовые - по 25%. Мощность среднего электродвигателя - 19 600 л.с, а бортовых - по 9800 л.с. Гребные валы ледокола выполнены из легированной стали. Диаметр среднего вала 740 мм, длина 9,2 м, вес 26,8 т; диаметр бортового вала 712 мм, длина 18,4 м, вес 45 т.


Гребные винты четырехлопастные, со съемными лопастями. Вес среднего винта составляет 27,8 т, бортового - 22,5 т.


На ледоколе имеются носовая и кормовая электростанции. В носовой установлены три турбогенератора, в кормовой - два турбогенератора и один резервный дизель-генератор мощностью по 1000 кВт каждый. Каждый турбогенератор состоит из конденсационной паровой турбины активного типа и генератора переменного тока. Кроме того, на судне предусмотрены два аварийных дизель-генератора.


Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953-1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 (почти «нержавейка») была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Атомные ледоколы - явление уникальное. Строились они только в СССР и РФ. У других крупных держав нет таких больших территорий в Арктике. «Ленин» - первый атомный ледокол - был настоящим прорывом в научно-технической сфере. Он стал символом советской эпохи. Увидеть его своими глазами, а тем более побывать на борту, - мечта многих мореходов, историков, почитателей Российского флота. Как же появился атомный ледокол «Ленин»? Об этом - дальше.

История постройки

Создание атомного ледокола «Ленин» началось в год смерти Сталина, а именно в 1953 году. Главным конструктором назначили Неганова. Руководил проектированием Африкантов, а научным руководителем был Александров.

При проектировании специалисты столкнулись со сложностями по компоновке машинного отделения. Это было связано с новизной оборудования. Создатели решили сделать макет нужного отделения из дерева. Именно на нем конструкторы отрабатывали варианты компоновки. В любое время все можно было переделать без существенных затрат.

Заложили атомоход 25.08.1956 г. в Ленинграде. Главным строителем назначили Червякова.

В создании атомохода принимали участие различные заводы СССР:

  • Кировский произвел судовые турбины.
  • Харьковский электромеханический – главные турбогенераторы.
  • Ленинградский – гребные электродвигатели.

В проекте были задействованы ученые из ЛИПАН. Они не только занимались научной стороной вопроса, но и имели опыт в инженерном и производственном деле. Сотрудники ЛИПАН выполняли сложнейшие расчетные задачи.

Установка ОК-150 стала изготавливаться в 1955 году. Ее создание получило статус первостепенной важности. Контролировал работы Африкантов. Все трудились в напряженном ритме. Завод № 92 перешел на работу в три смены, никто не считался с личным временем работников. Если срывались сроки графика, на ответственных накладывались взыскания. Все возникающие ошибки оперативно устранялись. Ценой такого титанического труда стал «Ленин».

Основные параметры


Атомоход «Ленин» стал первым в своем роде. Его водоизмещение составило шестнадцать тысяч тонн без учета балласта. Длина по наибольшему измерению равна ста тридцати четырем метрам, а ширина – почти двадцати восьми метрам. Высота корабля - шестнадцать метров десять сантиметров. На чистой воде судно достигало скорости в девятнадцать с половиной узлов. Осадка судна составила чуть больше десяти метров.

Флот атомных судов

Советские умы довольно удачно выбрали область применения энергии расщепленного ядра. Ледоколы с атомными установками отличались безопасностью и экономичностью. Однако СССР был не единственным, кто решился на подобные эксперименты.

Другим государством, которое занялось строительством судна, работающего на «мирном атоме», были США. Только они решили создать пассажирское судно. Прослужила «Саванна» всего семь лет в шестидесятых годах прошлого века. Американцы не ставили цели добиться экономической выгоды от своего творения. Они просто хотели доказать, что в состоянии создать судно с атомной энергоустановкой. Им это удалось, но развивать атомную программу дальше они не стали.

Советский Союз, наоборот, не остановился на строительстве «Ленина». В дальнейшем был создан целый флот атомоходов. Судна подразделяются на несколько классов:

  • «Ленин»;
  • «Арктика»;
  • «Таймыр»;
  • ЛК-60Я;
  • ЛК-110Я.

В зимнее время в водах Арктики толщина льда достигает двух с половиной метров. Атомоходы могут перемещаться по такой воде со скоростью в одиннадцать узлов, или двадцать километров в час. Всего было сооружено десять судов. Пять из них все еще в строю.

Современная РФ продолжает строительство новых ледоколов, работающих на «мирном атоме». Помимо своих прямых предназначений они выполняют экскурсии. Так, за несколько десятков тысяч долларов США человек может совершить круиз к Северному полюсу. Он проведет на «макушке» планеты около пяти дней. Затем его доставят в Мурманск. За последние двадцать лет таких туристов было около девяти тысяч. Однако вернемся к первому ледоколу, который сделал Арктику ближе.

Особенности конструкции


Многие технические решения первого атомного ледокола «Ленин» были на то время новаторскими:

  • Экономия топлива. Вместо огромного количества нефти, которое тратилось другими ледоколами за сутки, атомоход расходовал всего сорок пять грамм ядерного топлива. Эта масса вмещалась в спичечной коробке. За один рейс судно могло пройти от Арктики до Антарктиды.
  • Лошадиные силы. На борту находилось три реактора, каждый из которых больше чем в три раза превосходил первую электростанцию в мире. Ее, кстати, тоже построили в СССР. Полная мощность установки достигала сорока четырех лошадиных сил.
  • Система против льдов. Атомоход имел специальную конструкцию балластных цистерн. Они не давали атомоходу застрять во льдах. Работала она таким образом, что перекачивание воды из одних цистерн в другие приводило к раскачиванию судна. Так ломался лед и раздвигался в стороны. Эта же система была установлена на носу, в корме.
  • Защита от радиации. Существует много споров о том, что экипаж подвергался сильному облучению. На самом деле он был защищен от воздействия радиации стальными плитами, толстым слоем воды, бетоном.

Спуск на воду

Несмотря на то что ядерная энергоустановка была смонтирована только в 1959 году, спуск на воду атомного ледокола «Ленин» состоялся раньше, а именно в 1957 году. Ядерный реактор запустили только через два года после спуска.

На ходовые испытания атомоход отправился в 1959 году. В этом же году его сдали Министерству морского флота, а со следующего года он вошел в состав Мурманского пароходства.

Годы эксплуатации


После спуска атомного ледокола «Ленин» началась его эксплуатация. В первые же годы он показывал прекрасную работоспособность. Атомоход имел хорошую ледопроходимость. За первые шесть лет службы он прошел больше 80 тысяч морских миль. Он провел за собой больше 400 судов. За весь период службы он прошел во льдах больше 500 тысяч миль.

В 1971 году атомный ледокол «Ленин» прошел из Мурманска в Певек севернее Северной Земли. Проработал он тридцать лет. Из эксплуатации его вывели в 1989 году.

Серьезные аварии


За долгие годы службы на 1-м атомном ледоколе «Ленин» произошли две серьезные аварии:

  • 1965 год – частичное повреждение активной области реактора. Топливо частично разместили на плавтехбазе «Лепсе». Остальное горючее выгрузили и поместили в контейнер. Через два года емкость с топливом затопили в Цивольки – заливе на востоке от архипелага Новая Земля.
  • 1967 год – течь одного из трубопроводов реактора. При ликвидации протечки серьезно повредили оборудование установки. Весь реакторный отсек заменили. Топливо частично поместили на ту же плавтехбазу. Залив Цивольки пополнился реакторной установкой, затопленной, как и топливо.

Едва ли затопление атомных отходов можно назвать заботой об экологии. Монтаж новой реакторной установки на атомный ледокол «Ленин» завершили только в 1970 году.

Место вечной стоянки

Судно, которым гордился Советский Союз, не было списано на металл, несмотря на то что оно не функционирует с 1989 года. Где же находится атомный ледокол «Ленин»? Мурманск принял его на вечную стоянку. Его можно найти на причале морского вокзала.

Капитаны

За период эксплуатации атомный ледокол «Ленин» имел двух капитанов. Первым был Павел Пономарев, который принимал участие в разработке атомохода. Родился он в далеком 1896 году, прожил семьдесят семь лет. Он был известным мореплавателем, капитаном ледокола «Ермак». Во время Второй мировой проводил ледовые операции на Балтике. Его назначили капитаном в 1957 году. На посту он пробыл всего лишь до 1961 года. Его отстранили по состоянию здоровья. По крайней мере, такова официальная версия.

Вторым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал Борис Соколов. Родился он в 1927 году, прожил семьдесят три года. Его отец был столяром. Борис Соколов учился в Ленинграде, в высшем арктическом морском училище. Во время практики он плавал на многих судах, включая ледоколы. С 1959 года он стал дублером капитана «Ленина», а через два года был назначен полноправным капитаном.

Во времена его командования экипаж атомохода совершил все свои важнейшие миссии:

  • Прошел в Чукотское море, район тяжелых льдов.
  • Построил станцию «Северный полюс», которая могла дрейфовать.
  • Разместил у многолетних льдов шестнадцать радиометеостанций, которые функционировали автоматически. Одна из дрейфующих радиометеостанций была установлена за восьмидесятой параллелью, когда царила полярная ночь.
  • Провел экспериментальный рейс по вывозу руды из порта Дудинка.

На капитанском мостике Борис Макарович провел через льды множество судов. Благодаря его стараниям атомоход сохранился для потомков. При нем он был преобразован в музей.

С 2001 года капитаном уже не плавающего атомохода является Александр Баринов.

Открытие музея

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» сохранился для потомков в виде музея. Он принимает посетителей с 2009 года. Для того чтобы побывать в нем, достаточно прийти на пристань и подождать, пока наберется группа людей. В выходные дни для этого требуется около тридцати минут.

Незабываемая экскурсия


Судно, о котором слышало большинство советских школьников, расположилось на вечный покой в Кольском заливе. Оно не нагружено, поэтому ватерлиния видна высоко над водой.

Об истории атомного ледокола «Ленин» у музея можно прочитать на стенде, который есть на причале. Есть на нем и фотография первого капитана.

Чтобы попасть на сам атомоход, нужно зайти на плавучий пирс. С него по трапу люди проходят на судно. На корпусе виднеется символ, который дает понять, на каком топливе работал ледокол. Его можно назвать символом "мирного атома".

Если подняться на борт, можно увидеть Кольский залив. На другом берегу расположен Абрам-мыс. После входа на судно расположена касса музея и магазин сувениров. Помимо прочего в нем можно приобрести книгу по тематике навигации и советской эпохи. Например, там продаются советские буквари, макеты ледокола.

Из основного зала ведут два трапа, построенных симметрично. По ним можно подняться на верхний ярус. Напротив них стоит бронзовый барельеф, на котором запечатлена карта советской Арктики. Можно оценить, по каким местам ходило судно три десятка лет.

Интерьер атомохода впечатляет. В коридорах, каютах - деревянная отделка, выполненная добротно. Если отстать от экскурсии, можно потеряться в большом количестве похожих коридоров. Именно поэтому в музей не пускают одиночных посетителей, а водят их небольшими группами с сопровождением. Минус в том, что экскурсовод показывает небольшую часть атомохода.

В столовой все стулья хорошо прикреплены к полу. И это неудивительно, поскольку ледокол мог попадать в шторм. Тогда вся неприкрепленная мебель летала бы по залу, задевая членов экипажа. В столовой есть пианино. Кроме этого она служила кинозалом, поскольку на стене висит белый экран.

Экскурсия посещает и отсек атомного реактора. Его защищает свинец. Впрочем, теперь это не требуется, поскольку оборудование демонтировали перед тем, как вывести атомоход из состава флота. Для антуража возле отсека стоят манекены в костюмах химической защиты. Посмотреть на атомный реактор можно на макете.

Из ходовой рубки открывается прекрасный вид. Можно увидеть Мурманск, а когда-то из окна судна виднелись совершенно другие пейзажи. Это арктические льды, Северный полюс, северное сияние, берега Чукотки и многое другое. Незабываемое, должно быть, зрелище прожектора, который прорезал темноту полярной ночи.

На столе в рубке лежит судовой журнал, датированный 1986 годом. Для кого-то это уже давняя история. Неудивительно, поскольку с тех пор прошло больше тридцати лет. По соседству находится радиорубка. Именно она отвечает за внешнюю связь. «Ленин» держал связь с портами, другими суднами.

В кают-компании на стене висит деревянное резное панно. На нем изображена Арктика. Возможно, оно висело здесь, когда на атомоходе бывал Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие известные личности. Изображен на панно и сам ледокол. Далее идет каюта помощника капитана. В ней находится бюст Ленина, имя которого носит атомоход. В комнате досуга стоит шахматная доска, пианино.

Походив по отсекам, каютам и запутанным коридорам, приятно снова выйти наружу. Если осталось время, можно еще раз взглянуть на судно и убедиться, что его не зря считают наиболее ярким символом освоения Арктики.


Хотя первый атомный ледокол «Ленин» (спуск на воду состоялся в 1957 году) выведен из флота в далеком 1989 году, на его борту есть экипаж. Он уже не такой многочисленный, как прежде.

В былые времена экипаж насчитывал двести сорок три человека. Они могли плавать в течение полного календарного года по Арктике, не приставая к берегу. Это был настоящий город на воде. На судне даже предусматривалась больница. У медиков в распоряжении был рентгеновский аппарат и операционная. В середине прошлого века подобное относилось к передовым технологиям.

Главный механик атомохода Владимир Кондратьев увлекался фотографией. За годы плаваний он сделал множество снимков. Посмотреть их можно на выставке фотографий Арктики.

Во время строительства и сразу после спуска атомного ледокола «Ленин» на его борту побывало множество известных людей. Выделить среди них можно Гарольда Макмиллана, Ричарда Никсона. На одном из фото запечатлен Фидель Кастро, который бывал в Мурманске. Он с интересом рассматривает модель судна.

На судне проходили съемки фильма-катастрофы «Ледокол», вышедшего в 2016 году. Сюжет повествует о реальных событиях. Только происходили они с судном «Михаил Сомов». Экипаж провел сто тридцать три дня среди льдов в ожидании спасения. Произошла эта история в 1985 году.

Вторая половина ХХ века в мире ознаменовалась научно-технической революцией, затронувшей и судостроение. На смену паровой энергетике пришла дизельная, а затем ученые и инженеры задумались об использовании атомной энергии. Одной из перспективных областей ее применения стало строительство ледоколов - атомная энергия позволяла добиться неограниченной автономности при сверхмалом расходе топлива.

Первый в мире атомный ледокол был создан в СССР. Проект разрабатывался в 1953-1955 годах в Центральном конструкторском бюро. Главным конструктором был кораблестроитель Василий Неганов, также участвовавший в постройке ледоколов «И. Сталин» и руководивший испытаниями ледокола «Илья Муромец».

Строительство корабля было поручено Адмиралтейскому судостроительному заводу в Ленинграде, разработка проекта атомной силовой установки - ОКБ Горьковского завода №92. Всего к созданию атомохода было привлечено более 500 предприятий по всей стране.

Согласно проекту, судно планировалось оснастить ядерной паропроизводительной установкой водо-водяного типа, расположенной в центральной части ледокола.

Установка должна была обеспечивать паром четыре главных турбогенератора, которые питали три гребных электродвигателя, которые, в свою очередь, приводили в действие три гребных винта - два бортовых и один средний.

Длина судна составила 134 м, ширина - 27,6 м, высота борта - 16 м, водоизмещение - 16 800 тонн. Численность экипажа составила 210 человек. На ледоколе были установлены реакторы OK-150 (позже - OK-900), топливом для которых служил диоксид урана. Несколько десятков граммов ядерного топлива пришли на смену тысячам тонн мазута или каменного угля.

Фоторепортаж: Атомный Ленин

Is_photorep_included11033162: 1

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали десятки делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон и министры из Китая.

Британцы знакомились с атомоходом долго и внимательно.«Очень благодарны Вам за этот интересный день, проведенный на Вашей большой верфи, — писали они в заводской книге почетных гостей 21 мая 1957 года. — Мы увозим много принадлежащего будущему».

Оставила свой отзыв и делегация ГДР во главе с президентом Народной палаты Иоганнесом Дикманом, прибывшая 12 ноября 1957 года.

«Мы под большим впечатлением от всего, что видели, и восхищены громадными успехами рабочих и инженеров этой старейшей верфи. Пусть все суда служат на благо человечества, для мира»,

Написали они.

«В области судостроения Ваш завод освоил самую передовую технику... - писали представители делегации из Китая. - Вы находитесь в авангарде науки и техники во всем мире. Мы рады Вашим огромным успехам. Всегда будем Вашими близкими братьями, будем перенимать и изучать Ваш опыт в области судостроения».

5 декабря 1957 года судно было спущено на воду. Окончание строительства ледокола в сентябре 1959 года совпало с первым визитом Никиты Хрущева в США. 14 сентября в советских газетах появилось сообщение, в котором он отвечал на письма и телеграммы, отправленные ему в связи с поездкой.

«Наша поездка в США, — писал Хрущев, — совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно осуществлен полет космической ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»...

Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».

Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования государств в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, на согревание его души и тела, на создание всего необходимого, в чем нуждаются люди...».

Осенью 1959 года судно прошло ходовые испытания в Финском заливе, а уже 3 декабря правительственная комиссия подписала акт о приемке ледокола в эксплуатацию. 29 апреля 1960 года, после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» отправился в Мурманск, куда прибыл 6 мая. Ледовые испытания, проведенные в июне, показали, что атомоход способен преодолевать льды толщиной до 2 м со скоростью 2 узла (около 7,5 км/ч). После них началась работа ледокола в Арктике.

17 октября 1961 года с борта судна на льдину было впервые спущено оборудование для дрейфующей научно-исследовательской станции и высажены члены экспедиции. Ранее это осуществлялось только при помощи авиации, что обходилось куда дороже.

В 1970 году навигация в Арктике впервые была продлена на зимний период.

Не обошлось на ледоколе и без аварий. Первая произошла в феврале 1965 года во время планового ремонта и перезарядки атомных реакторов ледокола. Вторая - в 1967 году. Трубопроводы реакторного контура дали течь. Было решено ликвидировать весь реакторный отсек. Он был упакован в специальную капсулу и затоплен в районе архипелага Новая Земля.

Первая атомная установка ледокола отработала шесть лет. Затем, после замены реакторного отсека, трехреакторная установка была заменена на двухреакторную, с которой «Ленин» и отработал до 1989 года.

«К сожалению, наша первая ледокольная установка недолго работала после перезарядки. В 1966 году ледокол был выведен из эксплуатации для замены всей паропроизводящей установки на более надежную и совершенную... Все работы по монтажу и испытаниям закончились в 1970 году и ледокол получил более мощное «сердце» - двухреакторную установку нового типа, которой оснащались все последующие атомные ледоколы», - вспоминал один из разработчиков реакторов инженер Валерий Иванов в многотомнике «Воспоминания ветеранов ОКБМ».

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. За это время он прошел 654,4 тыс. морских миль, из которых - 560,6 во льдах. Он провел за собой 3 741 судно. В 1989 году он был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас ледокол превращен в музей.

Чтобы проложить дорогу во льдах Северного морского пути, необходимо судно , обладающее огромной мощью главных механизмов, иметь большое водоизмещение, многомесячный запас топлива и совершенные средства ледовой разведки. Удовлетворять всем этим требованиям может только атомный корабль, постройка которого по плечу лишь державе с хорошо развитой индустрией.

На очередном съезде КПСС было принято решение о строительстве ледокола под названием «Ленин» с атомной . В мире должно было появиться судно, движущей силой которого должна была стать энергия атома. Как же разрешили эту непростую задачу советские ученые и инженеры?

Источником энергии на ледоколе является атомный реактор. Атомная установка и все ее коммуникации надежно изолированы от других помещений. Она со всех сторон окружена специальной защитой, а сам реактор заключен в стальной кожух, заполненный водой. В реакторе атомного ледокола непрерывно поддерживается цепная реакция делений атома урана, при этом выделяется большое количество тепловой энергии. Вода теплоноситель движущаяся под большим давлением по каналу реактора нагревается до нескольких сот градусов и поступает в парогенераторы. Здесь теплоноситель отдает свое тепло. После чего насосами подается обратно в реактор. Вода в парогенераторах нагревается теплоносителем до кипения, в результате чего образуется пар. Пар приводит в действие турбогенераторы, затем конденсируется в воду, которая питательными насосами перекачивается обратно в парогенераторы. Электрическая энергия вырабатываемая турбогенераторами подается к гребным электродвигателям вращающие три винта атомного ледокола. Во время работы реактора в окружающем его воздухе возможно появление некоторой радиоактивности - особая вентиляционная система непрерывно откачивает этот воздух. Проходя через специальные фильтры, он полностью очищается от радиоактивных примесей и только после этого выбрасывается в атмосферу.

строительство атомного ледокола «Ленин»

Советский ледокол «Ленин » строила вся страна. В его проектировании, экспериментальных проработках и строительстве участвовало около 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро и более 250 промышленных предприятий. Его корпус собирался из отдельных секций, которые изготовлялись из специальной высокопрочной стали. В отсеках атомного ледокола размещалось оборудование и механизмы машинного отделения и реактора. Дружно и слаженно работали судостроители. Глубоко внутри корабля они сваривали переборки и отдельные части корпуса. С высоты шестиэтажного дома их можно было видеть и на палубе, где на каждом шагу сверкали яркие огни электросварки и летели искры из-под абразивных кругов. Бригады сборщиков и сварщиков соревновались друг с другом движимые горячим желанием как можно лучше выполнить работу по строительству первого атомного ледокола в мире. В цехах завода подготавливали для установки на судно реакторы. Корпус реактора и все его детали тщательно очищались. В этом же цехе реактор был заключен в кожух, изготовленный из нержавеющей стали. Он являлся одновременно защитой реактора и его фундаментом. Затем медленно и осторожно опустили в трюм корабля важнейшую часть его оборудования, в котором родится замечательная энергия, дающая жизнь атомному ледоколу . Из листов нержавеющей стали собирались толстые плиты представляющий защитный каркас реакторного отсека. Они должны были защитить экипаж судна от радиоактивного излучения. Затем на атомный ледокол началась погрузка главных механизмов - редуктор турбогенератора, весящий более 10 тонн, он передавал вращение вала турбины к валам электрогенераторов. После чего установили на свое место один из рециркуляционных насосов. Атомный ледокол быстро насыщался техникой.

На строящемся корабле можно было часто видеть членов его экипажа. Со сложными механизмами они ознакомлялись еще до того как системы будут установлены. В трюме корабля четко монтировались трубопроводы. Во время погрузки гребные валы были обшиты досками, чтобы при установке не повредить их шлифованную поверхность. Чтобы закрепить винт ледокола на гребной вал как гигантский цветок, который весит несколько тонн, понадобился ключ весьма внушительных размеров.

советский ледокол «Ленин»

советский ледокол «Ленин» во льдах

ледокол «Ленин» в доке


ледокол-легенда в наше время, порт Мурманск

Приближался день спуска на воду советского ледокола . Для большей безопасности спуска судостроители подготовили два понтона, каждый из которых сооружение объемом несколько сот кубических метров. Понтоны были подведены под кормовую и носовую части судна.

Спуск на воду атомного ледокола «Ленин » весом около 11000 тонн был произведен 5 декабря 1957 года на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде. После этапа строительства флагмана советского атомного арктического флота следовали длительные ходовые испытания корабля.

Советский ледокол обладал повышенной живучестью и непотопляемостью, то есть способностью оставаться на плаву в случае проникновения воды вовнутрь корабля при аварии. Для этого его корпус был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Затопление одного или даже нескольких из них было не опасно для корабля. В отсеках располагались корабельные механизмы, приборы, хранилища и часть жилых помещений экипажа судна.

Атомный ледокол имел креновые, а также носовые и кормовые дифферентные цистерны. При перекачивании воды из цистерн одного борта в цистерны другого борта или же из кормовых цистерн в носовые создавался крен (дифферент) судна . Раскачивание ледокола «Ленин» с помощью перекачивании воды помогало взламыванию очень мощных льдов.

Советский ледокол одновременно являлся и электроходом, так как вращение его гребных винтов осуществлялось электродвигателями, что облегчало управление кораблем . Управление энергетической установкой осуществлялось из центрального поста управления. Там находились приборы, благодаря которым контролировались процессы, протекающие в судовых агрегатах и системах с автоматическим регулированием.