Научиться грамотной красивой речи. Красивая речь: уроки и упражнения. Насколько важно умение грамотно говорить

Правильная речь – один из самых важных признаков, характеризующих воспитанного, культурного человека. К сожалению, следует признать, что сейчас красивая речь сдала свои позиции. Но можно при желании научиться правильно и красиво говорить.

Краткость, простота, грамотность

Это основы правильной речи и грамотной речи. Люди со временем разучились правильно говорить из-за целого ряда причин, начиная с повсеместного упадка культуры в 90-х годах. Такому необходимо выучиться снова. По меньшей мере потому, что грамотная речь не только позитивно характеризует человека, но и помогает в общении с другими людьми. Представьте: вы разговариваете с человеком, который злоупотребляет вульгарными, жаргонными словами. Захочется ли вам продолжать с ним общение? Вряд ли.

Каждый человек может научиться разговаривать красиво. Богатство языка позволяет с предельной точностью описать любые предметы. Совсем не обязательно, чтобы речь была многословна. Ведь слишком длинное повествование, даже красивое и образное, весьма утомляет, а иногда и раздражает. Поэтому нужно помнить, что одно из главных требований к верной и красивой речи – краткость. Нужно быстрее переходить к основной сути вопроса, не затягивать вступление, не отвлекаться на ненужные мелочи. Тогда ваша история произведет должный эффект.

Разумеется, говорить нужно грамотно. Человек, который часто ошибается в ударениях или неправильно употребляет слова, абсолютно не располагает к себе. Например, вся деловая речь может быть перечеркнута словом «ложить» , вместо правильного «класть» . Таким же образом, начальник, неправильно ставящий ударения в словах «документ», «квартал» , едва ли вызовет расположение и доверие у партнеров по бизнесу.

Техники правильной постановки речи

Тем, кто хочет говорить красиво, различные техники дают все возможности для того, чтобы :


  • Правильное дыхание. Глубоко вдохнув, вы овладеете поддержкой дыхания при произношении гласных и согласных звуков в медленном темпе, проговаривая каждый слог и каждое слово. Это помогает использовать все оттенки языка.
  • Ораторское искусство. Плавная речь, правильная артикуляция, чёткое звучание заставляют слушателя еще внимательнее слушать рассказчика. Грамотно поставленная речь включает в себя тренировку при помощи скороговорки, шепота, искусственно быстрого произношения.
  • Краткое, точное изложение. Тренируйтесь излагать мысли лаконично.
  • Логика. При общении или выступлении нужно следить за логикой повествования, причинно-следственными связями. Логика мышления и повествования базируется на общей образованности и широком кругозоре.

Используя упражнения для тренировки языка, вы автоматически расширите общение, обретете уверенность в профессиональной сфере, научитесь искусству убеждения и легкой манипуляции слушателями.

Упражнения для постановки правильной и красивой речи пригодятся в постановке дыхания, голоса, в управлении резонаторами, в укреплении силы голоса и выносливости, обогатит интонацию, отработает правильный темп дикции. Как же научиться великолепно говорить? Ответ прост – терпеливо отрабатывать технику.

Уроки для постановки правильного дыхания

Фонационное дыхание – немаловажный фактор в правильности говорения. За вдох «отвечает» диафрагма – мышца, которая разграничивает грудную область с брюшной и мышцы, которые руководят движением рёбер при дыхании. Самое естественное положение для удобного дыхания – лежа на спине с полностью расслабленными мышцами.

Устройтесь поудобнее, лежа на спине. Одна рука на животе, вторая на груди. Постарайтесь вдохнуть так, чтобы грудь осталась без движения, а живот поднялся. Медленно выдыхайте и повторяйте такое упражнение до тех пор, пока брюшное дыхание не будет осуществляться легко и без напряжения. Такое дыхание нужно ввести в привычку. Тем более такое упражнение хорошо взбодрит вас ото сна.

Конечно, для достижения мечты о красоте слова просто правильная постановка дыхания - это еще не все, что вам нужно. Чаще всего проблема кроется на психологическом уровне. Это может быть боязнь публики, остаточные воспоминания от посещений логопеда в детстве или же просто неумение заинтересовать собеседника.

С этим всем можно легко справиться при помощи несложных уроков правильной речи:


Если чувствуется неуверенность в себе, общаться и раскрепощаться перед собеседником довольно непросто.

Нужно совершить несколько шагов для освобождения от страха :


  • признать наличие трудностей и подготовиться к долгой работе по избавлению от переживаний;
  • понять причину (возможно даже придется прибегнуть к психологу);
  • пережить сложную ситуацию, навсегда отпустить прошлое и наслаждаться настоящим;
  • начать общаться – только методическое преодоление своих страхов позволит научиться общаться с людьми (можно мысленно придумывать планы, например, 10 длительных бесед и 20 коротких разговоров в общественном транспорте или в очереди);
  • если трудно сразу начать беседы в компании, можно сначала общаться по телефону (по крайней мере, не будет внешних проявлений);
  • когда тренировки будут проходить без проблем, можно проявлять инициативу в знакомствах с противоположным полом.

Но все же есть люди, которые от природы скромны, и не нужно из-за этого страдать. Скромность – не порок! Работайте над собой, над развитием личности, совершенствуйте навыки правильной речи при общении, старайтесь быть открытыми и общительными.

Чтобы в сегодняшнее время стать уважаемым и успешным человеком, необходимо грамотно и красиво говорить, обладать идеальной репутацией и выглядеть с иголочки. Последние два фактора проще осуществить, чем первый. Серьезно: если вы с детства страдали молчаливостью и косноязычием, то как научиться грамотно разговаривать? Если вы сильно чего-то хотите, то нет ничего невозможного, просто усвойте наши советы и вы станете настоящим оратором, который будет признан всеми и всюду.

Что представляет собой грамотная речь?


Перед началом обучения советуем вам определиться, что же представляет собой грамотная речь. Ведь она состоит из многих пунктов, которые вы могли упускать, скучая на уроках русского языка и сидя на школьной скамье. И если вы считаете, что грамотная речь это всего лишь правильное построение предложений, то вы глубоко заблуждаетесь, на самом деле все намного серьезнее. Грамотно построенная речь - это

  • По плану логически выстроенная речь, а не отрывистое сумбурное выступление без конца и начала.
  • Правильно построенное предложение.
  • Правильно сочетаемые слова: вам следует уяснить, что не должно быть веселье – веселым, а масло масляным.
  • Правильно употреблять словоформы: как вы скажите – пять носков или пять носок?
  • Правильно ставить ударение: вы знаете, к примеру, что нужно говорить не жАлюзи, а жалюзИ?

Так что приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет повторить морфологию, синтаксис, лексику, фонетику – почти весь курс русского языка. Даже если в данный момент все эти термины для вас представляют собой темный лес, если вы будете регулярно заниматься, то сможете уяснить все нюансы и овладеть нормами русского языка. Но как постичь эту науку и охватить необъятное?

Как самостоятельно научиться говорить грамотно?


Если у вас все-таки есть базовые знания русского языка, то вы можете научиться говорить грамотно, без посторонней помощи. Важно выделить пару часов в день и иметь желания заниматься. С чего начать, спросите вы. Вот, что нужно сделать:

  1. Приступите к чтению художественной литературы, лучше в прозе: Пастернак, Булгаков, Солженицын, Пушкин, Толстой, Достоевский и прочие русские писатели. Это следует делать не меньше часа в день, а если можете, то и больше. В голове будут откладываться методы построения художественной, красивой русской речи. Вы сами непроизвольно начнете строить свою речь более грамотно и красиво, на подобии тех, что читаете.
  2. Зайдите в магазин учебной литературы и приобретите справочник по культуре речи. Сейчас самый популярный автор в данной области – это Д.Э. Розенталь: он объясняет все очень подробно и доступным языком. Заодно купите и орфоэпический словарь, к которому будете обращаться по поводу правильной постановки ударений.
  3. Распланируйте занятия, согласно оглавлению приобретенного справочника: Неделю отрабатываете словоформы, неделю – ударения и так далее.
  4. Ежедневно тренируйтесь составлять небольшие спичи: тема подойдет любая (к примеру, о пользе ваших же занятий) и придумывайте речь на 5-10 минут. Обязательно все записывайте на диктофон, затем прослушивайте и разбирайте все свои ошибки. Очень быстро вы сами увидите, что ошибок с каждым днем становится меньше и меньше, а ваши речи имеют успех среди друзей и рабочего коллектива.

Если ощущаете, что занятия даются с трудом, или вы боитесь самостоятельно прибегнуть к тренировкам, тогда стоит обратиться за помощью к профессионалам.

Грамотную речь поставят профессионалы!


Если вы не можете обойтись без специалиста по культуре речи, не стоит стесняться искать хорошего преподавателя. Ну а по поводу экономии средств в этом варианте речь даже не может идти, поскольку все преподаватели сейчас берут почасовую оплату. Кто же может с вами заниматься?

  • Если есть возможность (деньги, знакомства, связи), проведите уроки с учителем, у которого специализация риторика: в наше время данная дисциплина есть в большинстве школ, а на филологических факультетах можно найти людей учеными званиями по данному вопросу.
  • Любой учитель русского языка (филолог) обладает навыками обучения грамотной речи, так что можете попросить о помощи почти каждого.
  • Поговорите с вашим бывшим учителем русского языка: это самый оптимальный вариант, потому что он знает вас и ваши способности, и поэтому найдет самый оптимальный вариант обучения. Да и вам будет проще с ним общаться.

Если вы все же решились заниматься с профессионалом, то будьте готовы не только тратить деньги, но и проводить регулярные трудные практические занятия, которые потребуют от вас дополнительных сил и времени.

Теперь вы знаете, как научиться говорить грамотно и суметь оставаться на высоте в любой ситуации. Вы увидите, как начинает расти ваш авторитет в компании друзей и на работе. Вы быстро войдете во вкус и будете с удовольствием говорить на всевозможные темы.

Одним из важнейших элементов при оценке человека является голос. Чаще всего, если нам приятно, как человек говорит, то нам понравится с ним и общаться, и мы будем с удовольствием его слушать. Поэтому грамотно поставленная речь и, к тому же, красивая – это залог успеха в любом общении - хоть личном, хоть деловом. А нередко она даже привлекает внимание и представляет человека в выигрышном свете по сравнению с теми, кто не умеет грамотно строить свою речь. Но как поставить речь? Справиться с этой задачей может практически каждый - нужно просто выполнять определенные упражнения, о которых мы вам сейчас и расскажем.

Как поставить правильную речь

Основным правилом здесь является регулярное чтение. Если у вас с речью совсем плохо, то нужно читать вслух не менее, чем по 20-30 минут в день. Это несложное упражнение поможет вам справиться с такими ненужными чертами, как стеснение и неуверенность в себе, а также вы приобретете и необходимые навыки. Читая вслух, вы, несомненно, научите себя и говорить вслух, но с той разницей, что это будет красивая литературная речь, а не простой разговорный язык. Разумеется, для чтения вслух лучше всего подбирать художественную литературу классических образцов, которая насыщена выразительными средствами языка. Обычно самыми привередливыми слушателями являются дети, поэтому, если они есть в вашем доме - это просто замечательно. Если вас внимательно слушают дети, то вам, по сути, не о чем беспокоиться, хотя это вовсе не означает, что больше не нужно совершенствовать свой навык правильной речи. Это нужно делать постоянно. Ну, и, конечно, читайте побольше и регулярно, чтобы навык правильного произношения не терялся. А теперь о еще одном хорошем способе, как поставить грамотную речь.

Выбираем образец

Выберите себе человека, голос и характер речи которого вам нравятся. Лучше всего выбирать из ведущих телевидения или радио, поскольку этих людей специально обучают правильной речи. Выбрав, начните ему (или ей) подражать. Для этого записывайте голос ведущего и свой голос и сравнивайте результат. Особое внимание нужно обращать на произношение согласных, потому что «корявой» речь выглядит именно из-за их неправильного произнесения. Чаще всего, во рту наблюдается своеобразная «каша», из-за чего человек начинает мямлить и говорить практически нечленораздельно. Именно сравнивания произношения согласных звуков, вы увидите те недостатки, которые необходимо исправить для того, чтобы добиться успеха.

Как правильно поставить речь - скороговорки

Очень хорошо помогают скороговорки, которые нужно проговаривать максимально быстро и четко. Выберите ту скороговорку, в которой встречаются наиболее сложные для произнесения звуки. Например, постановке таких звуков, как «б», «п», «г» и «к» способствует скороговорка: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа была тупа», для свистящих и шипящих «с» и «ш» подойдет не менее знаменитая скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», ну и так далее. Начинать, конечно, нужно с простых скороговорок (как вышеупомянутые), а затем постепенно переходить и к более сложным. Кстати, для большего эффекта можно проговаривать скороговорки и/или читать с набитым ртом. Для этой цели хорошо подойдут орешки, только лучше всего набивать рот чищенными лесными орехами, либо если они не чищенные, то хотя бы помыть их перед занятием. Ну и еще несколько полезных рекомендаций. При разговоре не нужно стискивать зубы, поскольку подобное положение зубов не позволяет четко проговаривать слова, а это может привести и к непониманию со стороны окружающих. И, наконец, старайтесь общаться регулярно и регулярно же увеличивать свой словарный запас (особенно с помощью чтения). Очень часто люди не могут подобрать нужные слова, заменяя их различными не слишком членораздельными звуками типа «ммм», «эээ», «эммм» и т.п. Звучит и выглядит это со стороны не слишком приглядно, поверьте, а временами и просто смешно.

Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...
или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2 . Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления , ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.
— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;
— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели . Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей . Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули , которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала . Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабее т и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи .

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде » , и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..


С уважением,

На протяжении развития человечества умение правильно, красиво говорить вызывало восхищение. До наших дней дошли имена великих ораторов: Цицерон, Платон, Аристотель, Демосфен. Это были великие ораторы, мыслители, философы.

Умение говорить правильно, нужно современному человеку как никогда. Сотни современных профессий, требуют грамотно формулировать мысли, четко излагать тему, которую важно донести до слушателя.

Профессии, требующие общения с человеком, группой людей, аудиторией: адвокаты, менеджеры по продажам, политики, преподаватели и учителя. Этот список можно продолжить.

Уметь владеть словом, владеть искусством убеждения, говорить грамотно, четко, интересно, чтобы каждое слово доходило до слушателя – вот принципы искусства говорить красиво.

Как этого добиться? Существуют три основных принципа, соблюдение которых позволит добиться успеха в этом направлении:

  1. Четкое произношение слов (дикция).
  2. Техника речи, содержание.
  3. Большой словарный запас.

Представьте человека, который не выговаривает часть букв. Нельзя понять, о чем он говорит, теряется смысл сказанного. Вспомните фразу знаменитого логопеда, сыгранного Роланом Быковым. «Я живу на улице Киевской, а она на Киевской (Кировской)». Каждую гласную и согласную в слове выговаривать четко, ясно.

Кроме явных дефектов речи, есть ошибки произношения, которые не украшают речь и делают её менее убедительной.

К ним относятся:

  1. Неправильное произношение безударных звуков.
  2. Утрата при произношении отдельных согласных звуков.
  3. «Съедание» гласных звуков.
  4. Нечеткое произношение шипящих звуков.
  5. Неверное соединение звуков.
  6. Неправильное произношение мягких звуков.

Это вызывается особенностями произношения в местности, где человек живет. Исправлять дикцию нужно с логопедом. Можно договориться и брать частные уроки.

Важно знать! Чтобы научиться произносить правильно буквы, поработайте над артикуляцией – расслаблением лицевых мышц.

Значительное условие – темп речи. Быстро говорящий человек тараторит, поэтому сложно понять, что он говорит. Чтобы исправить это, произносите текст медленно. Например, считать до ста, произносить список имен, городов. Делая это регулярно проговаривая слова в последовательности: прямой и обратной.

Развивайте речь, пополняйте словарный запас. Это делается только при помощи чтения литературы. Нужно много читать. Желательно классическую литературу – образец грамотной речи.

Взять себе за правило прочитывать в день две, три странички вслух, обязательно с выражением. Смотреть классические постановки: фильмы, спектакли. Другого способа пополнить словарный запас нет.

Красивая речь: уроки и упражнения

Говорить правильно и красиво можно научиться самостоятельно. Для этого нужны ежедневные тренировки. Рассмотрим пять упражнений, помогающих развитию речи.

Выпишите и повторяйте слова с сочетающимися согласными звуками: взвод, дуршлаг, чванливый и так далее.

Выучите наизусть и повторяйте скороговорки, в которых сочетаются сложно проговариваемые согласные звуки.

Произносите поговорки с трудно произносимыми согласными Р и Ш. Сначала читайте медленно, выговаривая каждое слово. Постепенно увеличивайте скорость произнесения.

Возьмите предложение и, повторяя, делайте ударение поочерёдно на каждом слове. «Ученик правильно сделал упражнение». Сначала акцентируйте ударение на первом слове, потом на втором, третьем, четвертом. Следите за тем, как меняется смысл.

Сделав короткий вздох, при выдохе четко произнесите согласные звуки (ааауууоооиииеее). После этого при выдохе, посчитайте до пяти, четко проговаривая цифры.

Быстрый способ

При беседе старайтесь говорить лаконично. Не употребляйте слова, значение которых не знаете, чтобы не показаться смешным.

    Похожие записи