Обсерватории древних. Древние святилища и обсерватории

Календарь майя

В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки астрономии считали, что их наука зародилась в странах Ближнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), а также в Древнем Китае и Индии. Однако в последние десятилетия этот взгляд пришлось пересмотреть, так как был открыт еще один очаг культуры. Он оказался расположенным на территории «Нового света» - в Центральной Америке, на землях, занимаемых ныне Гватемалой, юго-восточной частью Мексики и Британским Гондурасом. Особенно интересен полуостров Юкатан, который некогда был населен индейцами майя, создавшими свою самобытную культуру.

О древней истории майя стало известно благодаря тому, что у них был обычай периодически почти во всех населенных пунктах ставить стелы - каменные столбы, на которых делались соответствующие записи важнейших событий и указывалась дата установки стелы. Возможно, что многие из этих памятников древнего народа майя являются «юбилейными» или связаны с различными историческими событиями.

Из этих памятников стало известно, что за первые 8 столетий нашей эры различные племена майя построили более сотни городов. По мнению большинства археологов, период расцвета майя продолжался с IV по Х в. н. э. Особенно больших успехов достигли майя в развитии астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия. В различных надписях майя обнаружены специальные иероглифы для обозначения планет, Полярной звезды и ряда созвездий. В одной из найденных рукописей сохранился даже список предстоящих солнечных затмений. Астрономические наблюдения проводились в сооружениях, напоминающих башни современных обсерваторий.

Древние астрономические обсерватории

Астрономы майя проводили наблюдения за небесными светилами из каменных обсерваторий, которые были во многих городах - Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице... Среди них особо выделяется своими размерами Караколь - обсерватория в городе Чичен-Ица.

«Караколь» в переводе с испанского - «раковина улитки». Это грандиозное сооружение представляет собой высокую округлую башню, стоящую на двухступенчатой прямоугольной платформе. По словам ученого-майяниста Эрика Томпсона, она немного похожа на «двухъярусный свадебный торт, водруженный на коробку, в которой его принесли».

Спиральная лестница внутри башни выводит в верхнее помещение, из которого можно наблюдать за небом. Квадратные окна смотрят на точки восхода и захода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

Астрономические расчеты жрецов майя отличались невероятной точностью. Исследуя руины древнего города Копана, археологи обнаружили две каменные стелы. Они были расположены друг против друга на вершинах холмов, которые замыкали с запада и востока долину Копана.

Если смотреть от одной из стел, то можно установить, что солнце заходит прямо за вторую всего два раза в году: 12 апреля и 7 сентября. Первая дата приходится на самый конец сухого сезона. Поэтому когда вечером 12 апреля солнце заходило прямо за стелу, по всей долине рассылались гонцы, извещавшие земледельцев о том, что боги приказали начать выжигание полей утром следующего дня.

Когда города майя освобождались от джунглей, археологи обращали внимание на то, что расположение зданий имело для майя очень большое значение.

Нередко важные части храмов (например, «коньки» крыш) были ориентированы таким образом, что их положение обозначало восход, кульминацию и закат тех или иных небесных светил.

Другой пример - пирамида Кукулькан в городе Чичен-Ица, являющая собой гигантский каменный календарь с потрясающим эффектом в дни весеннего и осеннего равноденствия. Таких астрономически выверенных сооружений не счесть на земле майя!

Для майя астрономия была не абстрактной наукой. В условиях тропиков (где нет резко обозначенных природой времен года, а продолжительность дня и ночи всегда остается почти неизменной) астрономия служила практическим целям. От жрецов-астрономов шли указания о начале тех или иных сельскохозяйственных работ.

В строго определенный день в густом тропическом лесу майя вырубали деревья, а после их высыхания - сжигали. Затем образовавшиеся поля засевали кукурузой (это - так называемый подсечно-огневой метод земледелия).

Сделать все нужно было в самом конце сухого периода и без затяжек. Иначе помешают тропические ливни, продолжающиеся здесь пять-шесть месяцев подряд. Ошибка в несколько дней могла стать роковой для всего цикла работ.

Летоисчисление и хронология

Большое внимание уделяли майя вопросам летосчисления и хронологии. Они являлись создателями оригинальных календарных систем, существенно отличающихся от всех других известных нам календарей. Центральноамериканский календарь культур индейцев майя и ацтеков применялся в период около 300–1530 гг. н.э. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры (584d) и Марса (780d).

Ученые ряда стран положили много труда, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, календаря. Было сделано много, хотя для полного выяснения всех нерешенных вопросов еще потребуется большой труд. Однако уже теперь известно немало интересного. Литература о календаре майя весьма обширна.

Что же удалось установить ученым о календаре и хронологии майя? Сейчас уже известно, что майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

365-дневный год («хааб»). Майя знали два вида длинных годов. Год в 360 дней назывался «тун» и был сохранен только для особых целей. В быту же применялся 365-дневный календарный год, который назывался «хааб» и который состоял из 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавлялось еще 5 дней, получивших название «дней без имени» и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что «хааб» на доли дня короче истинного солнечного года и что за 60 лет набегает примерно 15 лишних суток.

Многие исследователи культуры майя считают, что календарь майя точнее григорианского. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп - первого месяца года. Заканчивался год 10 июля - последним днем месяца Кумху. Остальные 5 дней года являлись «днями без имени». Эта «пятидневка» являлась как бы 19-м, но коротким месяцем года и называлась «Вайеб». Все пять дней Вайеба отмечались как праздник в честь одного из богов - покровителя следующего года.

По предположению французского ученого Жана Жену в древности первым месяцем был не Поп, а Йашк"ин. Свои доводы он основывает на том, что месяц Шуль означающий «конец», был последним месяцем года и заканчивался 17 декабря. Затем шли безымянные 5 дней и вновь начинался новый год, первый день которого падал на 23 декабря. В этом случае новый год примерно совпадал бы с днем зимнего солнцестояния. При этом интересно, что само слово Йашк"ин означает «новое солнце».

Лунный календарь.

Древние майя пользовались также и особым лунным календарем, каждый месяц которого содержал 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый день месяца, как и в 20-дневном месяце, считался нулевым. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод, после чего опять шел первый лунный месяц. В разное время в древних городах майя, как в наше время в некоторых странах Востока, применялись различные варианты лунных календарей. Все зависело от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя.

Дневный год («цолькин»).

Совсем иначе был построен короткий календарный год майя, называвшийся «цолькин» и имевший ритуальное назначение. Он состоял всего из 260 дней и делился на 13 месяцев, которые, так же как и «хааб», содержали по 20 дней.

Другая особенность этого календаря - наличие недели, состоящей, из... 13 дней. Дни недели обозначались числами от 1 до 13. Поэтому «цолькин» представлял собою своеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В нем числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности. Правда, из некоторых иероглифических текстов майя можно сделать заключение, что у древних майя кроме 13-дневной недели была еще 9-дневная, в которой счет велся не по дням, а по ночам, причем каждая ночь имела своим покровителем одного из девяти богов подземного царства.

В календаре майя были еще два более крупных цикла: 4-летний, в котором повторялись названия дней и числа месяцев, и 52-летний (представлявший собою комбинацию «хааба» и «цолькина»). Последний состоял из тринадцати 4-летних циклов и охватывал период в 18 980 дней. В нем повторялись не только дни и числа недели, но и числа месяца. В самом деле, период в 18 980 дней содержал 52 «хааба» (365 × 52 =18 980) и в то же время 73 «цолькина» (260 × 73 = 18 980). Эта зависимость и составляла основу гармонии календаря майя.

Каждый Новый год мог начинаться только с одного из следующих четырех дней: К"ан, Мулук, Иш и Кавак. Ежегодно они последовательно менялись, и затем этот порядок повторялся.

Датировка любого события в календаре майя всегда состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Например, если дата записана так: «6 Ламат 14 Шуль», то это значит 6-е число 13-дневной недели, день Ламат, 14-е число месяца Шуль. Такая дата могла повториться только через 52 года, т. е. через 18 980 дней.

Так как в гражданском календаре майя год состоял из 365 дней, а месяц из 20 дней, то через каждые четыре года первый день года приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа недели. Поэтому весь 52-летний цикл древнего календаря майя можно представить в виде «вечного календаря» (табл. 2), получившего название «календарного круга».

Точность календаря.

Часто говорят, что календарь майя является самым точным. Насколько справедливо такое утверждение?

Астрономы майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за 5000 лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя несколько точнее григорианского календаря.

Астрономы древних городов Копан и Паленке хорошо знали продолжительность синодического месяца Луны: по копанским вычислениям она была равна 29,53020 суток, а по паленкским - 29,53086. Среднее из этих двух значений составляет 29,53053, что короче принятого в настоящее время всего на 0,00006 дня. Если же при этом учесть, что исследование надписей на одной из стел города Копана привело к заключению о знакомстве астрономов майя с циклом Метона (V в. до н. э.), то следует признать, что и лунный календарь майя также отличался большой точностью.

Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчётам, длина солнечного года составляет 365,2422 дня, тогда как майя на вершинах своих пирамид вычислили его длину в 365,2420 дня. Разница - всего две десятитысячных!

Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет!

Дети пятого солнца

Майя были не только астрономами, но и астрологами. Все небесные тела, блуждающие на фоне звезд, должны были, по их мнению, влиять на их судьбу. И в первую очередь - Солнце...

Подобно другим народам Мезоамерики, майя считали, что Вселенная существует в рамках великих циклов. Жрецы говорили, что с момента сотворения рода людского минуло уже четыре таких цикла, или «Солнца». Ныне человечество живет в эпоху Пятого Солнца.

В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца» - огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далеком прошлом. В центре камня изображен Тонатиу Майя - бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырех предшествующих эпох.

Солнечный камень на языке символов говорит нам, что каждая эпоха имела своего бога, что за четыре предыдущих эпохи сменились четыре человеческие расы, прежде чем появились современные люди. Все предшествующие культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что произошло.

Первое Солнце длилось 4008 лет и было разрушено землетрясениями и съедено ягуарами. Второе Солнце длилось 4010 лет и было уничтожено ветром и его яростными циклонами. Третье Солнце длилось 4081 год и было уничтожено огненным дождем, пролившимся из кратеров огромных вулканов. Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении. Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которго все погибнут.

Анализируя мифы о гибели четырех Солнц, ученые находят прямые аналогии с некоторыми природными катастрофами. Когда же в таком случае следует ожидать великой подвижки земли, которая послужит концом Пятого Солнца?

Жрецы считали, что скоро, так как Пятое Солнце уже очень старое и приближается к концу своего цикла...

Хронология

В основу всех хронологических расчетов был положен день, или «к"ин». Двадцать к"инов составляли один «виналь» (двадцатидневный месяц), а 18 виналей соответствовали одному «туну» (360-дневному году). Далее хронология состояла из следующих циклов:

1 к"аут = 20 тунам = 7200 дням

1 бак"тун = 20 к"атунам = 144000 дней

1 пиктун = 20 бак"тунам = 2 880 000 дней

Если перевести эти циклы на наши годы, то получим следующие соотношения:

1 к"атун -около 20 лет, т. е. 20 1

1 бак"тун - » 400 » » 20 2

1 пиктун - » 8000 » » 20 3

Исходной датой летосчисления майя являлась легендарная дата, имеющая обозначение «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху». Эта дата толкуется двояко. По расчетам американского археолога, этнографа и лингвиста, одного из крупнейших исследователей культуры майя, Э. Томпсона, она соответствует 12 августа 3113 г. до н. э. По мнению другого исследователя культуры майя - Г. Спиндена, начальная дата соответствует 14 октября 3373 г. до н. э., т. е. на 260 лет старше. Долгое время обе даты имели своих приверженцев, но в настоящее время принята синхронизация по Э. Томпсону.

Легендарность исходной даты видна хотя бы в том что она на три тысячи лет старше по возрасту, чем самая ранняя известная нам дата из истории майя (292 г. н. э.), обнаруженная в 1959 г. на одной из стел.

Итак, от даты «0. 0. 0. 0. 0. 4 Ахау 8 Кумху» ведется счет всех остальных дат в истории майя. Если какое либо событие по календарю майя зафиксировано знаками «9. 14. 0. 0. 0. 6 Ахау 13 Муан», то это значит, что от исходной даты прошло 9 бак"тунов» 14 к"атунов 0 тунов 0 виналей 0 к"инов. Как перевести эту дату на наш календарь? Прежде всего подсчитаем, сколько прошло дней от исходной даты: 9 × 144 000 + 14 × 7200 = 1 396 800 дней или 3824 года. Вычитая из этой даты исходную дату, т. е. 3113, получим 711. Следовательно, по нашему летосчислению событие произошло в в 711 г. н. э.

Что касается выражения «6 Ахау 13 Муан», то оно означает, что событие имело место в 6-й день 13-дневной недели, день Ахау, 13 число месяца Муан. Это дает возможность сделать дальнейшее уточнение. Так как месяц Муан соответствует периоду с 22 апреля по 11 мая юлианского календаря, то 13-е число этого месяца приходится на 4 мая 711 г. н. э. по юлианскому календарю.

Изложенный способ отсчета больших промежутков времени применялся преимущественно у древних майя и получил название «длинного счета». Но уже в последние века перед испанским завоеванием они перешли к упрощенному «короткому счету», состоявшему из к"атунов, т. е. «двадцатилеток», вернее, из периодов в 7200 дней.

Каждый к"атун обозначался названием и числом его последнего дня. Так, к"атун 13 Ахау означал такой 7200-дневный период, последний день которого приходился па 13-е число 13-дневной недели. Так как 7200 делится на 20 без остатка, то каждый к"атун начинался со дня Имиш и заканчивался днем Ахау. Однако в каждом последующем к"атуне последний день хотя и оставался Ахау, но он падал на другой день недели. Во втором к"атуне он приходился уже на 11-й день недели, т. е. на два дня раньше, чем предыдущий. Это получается потому, что при делении 7200 на 13 в остатке будет 11, т. е. на две единицы меньше 13-дневной недели. Последний день третьего к"атуна наступит еще на 2 дня раньше, чем предыдущий, - 9 Ахау. Затем последовательно пойдут: 7 Ахау, 5 Ахау, 3 Ахау, 1 Ахау, 12 Ахау, 10 Ахау, 8 Ахау, 6 Ахау, 4 Ахау, 2 Ахау и опять 13 Ахау. Затем все повторяется вновь.

Для наглядности приведем один полный цикл в 13 к"атунов с пересчетом на годы нашего календаря.

10Ахау 21.IV.1441 - 5.I.1461

8 » 6.I.1461 - 22.IХ.1480

6 » 23.IX.1480 - 10.V1.1500

4 » 11. VI.1500 - 26.II.1520

2 » 27.II.1520 - 13. XI. 1539

13 » 14.Х1.1539 - 31.VII.1559

11 » 1.VIII.1559 - 17.IV.1579

9 » 18.IV.1579 - 2.I.1599

7 » 3.I.1599 - 19.1Х.1618

5 » 20.IX.1618 - 6.VI.1638

3 » 7.VI.1638 - 21.II.1658

1 » 22.II.1658 - 8 XI.1677

12 » 9.XI.1677 - 26.VII.1697

Таким образом, получалась полная повторяемость по прошествии 13 к"атунов: 7200 × 13 == 93 600 дней (т. е. около 256 лет).

4 сентября 2012, 20:42

Создание первых астрономических обсерваторий теряется в глубине веков или даже тысячелетий. Древнейшие обсерватории были построены в Ассирии, Вавилоне, Китае, Египте, Персии, Индии, Мексике, Перу и некоторых других государствах несколько тысячелетий назад. Древние египетские жрецы, которые были по существу и первыми астрономами, вели наблюдения плоских площадок, специально сделанных на вершинах пирамид.
Древние обсерватории, хаотично разбросанные по странам и континентам, строились, судя по всему, по единому плану. Что за таинственное послание зашифровано в этом странном "астрономическом коде"?
В период с 2000 по 2004 год американский спутник «Иконос-2″ сделал снимки тринадцати древнейших обсерваторий Земли. В их число вошли Ангкор-Ват в Камбодже
Абу-Симбел в Египте мексиканские Чичен-Ица
Пирамида Чичен-Ица ориентирована таким образом в отношении Солнца, что именно 21 марта и 22 сентября (в дни весеннего и осеннего равноденствия) лучи проектируют тени платформ на край главной лестницы в виде чередующихся треугольников света и тени, которые соединяются со змеиной головой. Этот феномен длится примерно три с половиной часа. Дзибилчалтун
Майапан Теотиуакан Уксмаль
североамериканские Касса-Ринконада , расположенные в каньоне Чако в поселении индейцей культуры пуэбло

Пуэбло-Бонито Ховенвип чилийский остров Пасхи В результате раскопок на острове Пасхи была обнаружена более древняя мощеная культовая платформа с метками, указывающими на точку восхода солнца в дни равноденствия и солнцестояния, то есть солнечная обсерватория. Энтузиастами относительно молодой науки археоастрономии были замечены еще некоторые любопытные факты, до того остававшиеся в тени. Так, на возможную связь со знаниями о звездах указывают топонимы, записанные русским путешественником Миклухой-Маклаем. Мата-ки-те-Ранги, что означает "Глаз неба" или Хити-Аи-Ранги, "Край неба" - так тоже называли свой остров местные жители. Было обнаружено, что ориентация некоторых статуй связана с такими явлениями как солнцестояния и равноденствия. Так, по преданиям местных жителей, статуи особым образом освещаются солнечными лучами, становятся как бы осмысленными, в дни июньского солнцестояния и сентябрьского равноденствия (соответственно, середина зимы и начало весны в Южном полушарии). перуанский Мачу-Пикчу
и легендарный Стоунхендж в Великобритании. Ученые Всероссийского астрономического союза исследовали эту съемку и пришли к выводу, что все эти сооружения предназначались для определения дней солнцестояния и равноденствия, то есть для наблюдений за планетами. Ученых поразила геометрическая правильность и схожесть уникальных сооружений. Как правило, древние обсерватории, либо части храмовых комплексов, представляли собой конструкции как минимум из пяти вертикально врытых столбов, расположенных компактно в центре или по краю искусственно насыпанных курганов. При строительстве таких комплексов использовалось от 6 до 14 астрономически ориентированных линий, по которым столбы соединялись, образовывая стороны треугольников. "Организация пространства этих объектов имеет ряд общих черт, - утверждает академик Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук Геннадий Бочкарев. - Если посмотреть на палеоастрономические строения из космоса, то можно четко различить их архитектурное строение: оно либо круговое, либо пирамидальное. Кроме того, монументальные сооружения, несмотря на различное расположение, удивительно точно ориентированы на одни и те же точки". Что же это за точки? Спутниковые и археологические данные показывают, что это точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий, точки восходов и заходов «низкой» и «высокой» Луны. Этот факт вызвал большой интерес в научном сообществе, и исследователи памятников древности тут же начали выдвигать самые смелые гипотезы. При этом они пытались найти ответы на два главных вопроса. Во-первых, случайно ли общие характерные признаки повторяются в сооружениях, удаленных друг от друга в пространстве и времени? И во-вторых, кто был архитектором палеообсерват Этот перечень палеообсерваторий далеко не полный и сюда можно включить ещё множество других подобных объектов. Вот лишь некоторые из них. Каменный Круг Каслриг в Великобритании Если Стоунхендж – самый известный каменный круг в Великобритании, то Каменный Круг Каслриг, около города Кесвик в Озерном крае, можно назвать самым прекрасным. Так же как и у Стоунхенджа, у этого места есть качества, которые делают его подходящим для использования в качестве астрономической обсерватории. Ньюгрейндж в Ирландии В северо-восточной Ирландии в настоящее время обнаружено более 300 курганов, однако Ньюгрейндж считается самым загадочным. Дело в том, что в дни зимнего солнцестояния в Ньюгрейндже происходит поистине удивительное событие: его внутренний чертог на 17 минут освещается лучами солнца. В крыше строения искусными мастерами сделана ниша, через которую лучи солнца преодолевают путь длиной в 62 фута через камни и попадают в чертог, освещая его ровно на 17 минут.
Очевидно, что чудо происходящее в Ньюгрейндже, является результатом строительного гения древних мастеров, сумевших с ювелирной точностью высчитать путь солнца. «Солнечное шоу» заставляет некоторых ученых предполагать, что Ньюгрейндж - это обсерватория, из которой 5000 лет назад астрономы наблюдали за древними светилами. Гозекский круг в Германии Величественный неолитический Гозекский круг образован несколькими круговыми рвами, с воротами в определенных местах. Через эти ворота в определенные дни проникали солнечные лучи. Это доказывает, что Гозекский круг - одна из древнейших в мире обсерваторий. Данная конструкция свидетельствует о том, что уже за 5000 лет до рождества Христова люди пытались найти на небосводе точки отсчета, чтобы определять годичные циклы. До сих пор ученые не подозревали, что доисторические земледельцы были на такое способны. Аркаим в России Конструкция Аркаима позволяла фиксировать с поразительной точностью все ключевые моменты в движении Солнца и Луны по небосклону. Для этого древние астрономы вели наблюдения за светилами во время восхода и заката, отмечая точки отрыва нижнего края диска от горизонта или касания его. Такие обсерватории называют сейчас пригоризонтными, а фиксируемые с их помощью моменты восходов и закатов - событиями.

Древние обсерватории.

Введение.

Возникновение астрономических знаний принято относить к «седой
древности». Накопление этих знаний, согласно наиболее распространенному
сценарию, стимулировалось практическими потребностями общества. Обычно
называют две: необходимость ориентироваться на местности и регламентация
сельскохозяйственных работ. Полагают, что происхождение астрологии как
целостной доктрины, трудно отделимой от практической астрономии (вплоть
до конца средневековья), также следует отнести к аналогичной «седой
древности». Одни считают, что астрология возникла позже - выделилась из
«практической» астрономии под влиянием некоторых социальных потребностей.
Согласно другой точке зрения, реальные практические астрономические
знания накапливались первоначально в рамках астрологической парадигмы.
Астрономия выделилась из астрологии в процессе «распада» мифологемы
тотального «поклонения Небу».

Археоастрономия свидетельствует о том, что древние сообщества придавали
астрономическим наблюдениям очень важное значение. Вероятно, эта
особенность социальной активности около 7000 лет назад носила глобальный
характер. В последующие эпохи во многих районах ойкумены астрономическим
наблюдениям уже, видимо, не придавалось такого значения. Расцвет
мегалитической астрономии можно было бы понять, если бы влияние на
природные экосистемы было бы столь значительным, что его следовало бы
учитывать в практике ведения натурального хозяйства. Отмечается, что в
древности эффекты солнечной активности в биосфере «отслеживались» по
наблюдению планетных конфигураций. Можно предположить, что в эпоху
массового строительства мегалитических обсерваторий масштабы влияния
солнечной активности на природные явления были намного больше, чем в
настоящее время. Такое предположение оправдано, потому что степень этого
влияния на климат и на биологические явления зависит, видимо, от величины
магнитного момента Земли - с уменьшением магнитного момента степень
воздействия солнечной активности на параметры среды обитания и организмы,
возможно, возрастет. Проверка этой гипотезы - дело будущего. Интересны,
однако, палеогеофизические данные, указывающие на то, что магнитный
момент Земли достиг минимума как раз в эпоху, предшествующую сооружению
грандиозных астрономических обсерваторий (около 6500 лет назад).

Обнаружение мегалитических обсерваторий связано с именем английского
астронома Дж. Хокинса. У него, конечно, были предшественники - среди
них чаще всего называют имя его соотечественника Дж. Н. Локвела (1836
-1920). Все же именно Хокинс тщательно проанализировал особенности
структуры Стоунхенджа и убедительно доказал, что он был астрономической
обсерваторией.
Статьи Хокинса произвели сильное впечатление. И многие загадочные древние
сооружения стали изучаться на предмет того, не являются ли они древними
обсерваториями. Очень быстро оформилось специальное направление в
исследованиях, получившее название археоастрономии. На первых порах
естественно увлечение и, конечно, ошибки. В последние годы
археоастрономические исследования вступили в фазу спокойного развития -
созываются симпозиумы, издаются журналы, выпускаются монографии.

Стоунхендж - «висячие камни»

Теперь я бы хотела подробнее остановиться на такой древней обсерватории,
как Стоунхендж.

«Восьмое чудо света» Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и
бронзового веков, за несколько столетий до падения гомеровской Трои.
Период ее постройки в настоящее время установлен радиоуглеродным методом
из анализа сожженных при захоронении человеческих останков. Место
ритуальных церемоний и погребений, храм Солнца и устрашающий символ
власти доисторических жрецов, нетленный памятник творческих возможностей
человеческого разума, Стоунхендж и сегодня продолжает будоражить мысль
ученых как одно из удивительнейших достижений техники и науки древнего
мира.
Стоунхендж вдоль и поперек систематически обследовался десятками ученых.
Совместными усилиями историки, археологи, антропологи, геологи, инженеры-
строители и химики воссоздали картину: как, когда и кем был построен
каменный исполин болотистой равнины Англии, Солсберийской. Однако, только
астроному Джеральду Хокинсу удалось установить назначение Стоунхенджа.

Стоунхендж уникален. Во всем мире нет ничего подобного этим суровым
руинам, которые, говоря словами Генри Джеймса, «высятся в истории столь
же одиноко, как и на своей бескрайней равнине. Это гигантское сооружение
словно совсем чуждо человеку, его бренному миру.
Это странное место породило множество небылиц, некоторые из которых живы
и сейчас.
Стоунхендж настолько стар, что уже в эпоху античности его истинная
история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают.
Только когда мрак средневековья вновь окутал мир таинственностью, эти
древние камни начали будить людское воображение. К тому времени
происхождение и назначение «постройки гигантов» были давно и безнадежно
забыты, поэтому пришлось заново придумывать ее историю - почти так же,
как в те доверчивые дни по кусочкам сшивались жития бесчисленных, ни в
каких источниках не упомянутых святых. И к 12 веку Стоунхендж был уже
опутан плотным клубком легенд и догадок.

Кто же построил Стоунхендж?

Из истории следует, что в свое время Британия была завоевана римлянами,
британцы быстро романизировались, да и римских легионеров не могли
интересовать местные рассказы и предания, следовательно были потеряны
описания предков британцев. Но характерные черты и способности
доисторических людей Ирландии, несомненно, были типичны и для других
народов, заселивших Британские острова. Опираясь на «Книгу завоеваний» и
другие старинные рукописи, можно кое-что рассказать о них.

В них упоминается три волны ранних пришельцев - фоморяне, партолане и
немедяне (появились они необязательно в этом порядке и необязательно до
Стоунхенджа). Фоморяне, свирепые и коварные, были «сумрачными морскими
великанами… воинственные… они чинили большие досады всему миру», но
несмотря на это они были трудолюбивыми земледельцами - «создали овечью
землю» и «строили башни»(!). Свои навыки и умения они привезли из
Африки через ту часть Европы, которая сейчас называется Испанией.
Партолоняне также, по-видимому, явились из Испании. Об их обычаях
известно гораздо меньше - только то, что с фоморянами они сражались
успешнее, чем с болезнью («моровой язвой»), которая «погубила их… и земля
пустовала тридцать лет». Немедяне явились из Греции, привезя с собой
искусство политики. Как только фоморяне начали теснить их они воззвали о
помощи к «знати Греции», которая появилась в виде «огромного войска с
друидами и друидессами». Но вскоре и те и другие были уничтожены
«великой волной», и долгое время земля пустовала. Затем появились фир
болг, которые, согласно легендам, были потомками греческих крестьян. Фир
болги были очень трудолюбивыми и хорошими земледельцами (их
отличительное свойство - создавать плодородные земли, перетаскивая нужную
почву в кожаных мешках, что, по мнению некоторых исследователей, явилось
причиной их названия). Затем явился самый мистический народ, который
назывался туата де дананн. Это название, наверное, означало
«народ, или дети, Даны», а Дана был их богом, хотя некоторые мифологи
связывают это название с именем богини луны Данаэ. Туата отличались
удивительным обаянием и глубочайшей мудростью: «им были ведомы и
волшебство, и магия, и друидизм, и колдовство, и хитрость… и они
превосходили мудрецов-язычников в волшебствах и науках… дьявольских
искусствах… во всех видах благородных тонкостях». Согласно легенде, туата
были потомками тех немедийцев, которые спаслись и уплыли в Грецию; они
вернулись в первый день мая и победили фир болг. «Тонкие» колдуны правили
при помощи «волшебств и наук», которые бы очень пригодились бы для
великих работ на Солсберийской равнине. Потом появились самые
многочисленные и лучше всех организованные из всех охотников поживиться
за чужой счет, милезяне (названные так по имени их предводителя,
Милезия). Большинство рассказов о милезянах всего лишь сказки, но, как и
во всех остальных мифах и легендах, в них есть доля правды: конкретные
черты, детали. У милезян была «федерация аристократических республик» и
политическое единство, кроме того, они проводили «последовательную
внешнюю политику». В бардических искусствах они не знали себе равных - их
барды помнили 12 книг и 350 поэтических ритмов. Значит, они обладали
политическими способностями и хорошей памятью - две черты, отнюдь не
лишние для солидного строительного начинания. Огромный свод мифов и
изустных историй содержит в себе немало интересного, и, хотя их нельзя
считать научным доказательством каких-либо научных фактов, ознакомиться с
ними не мешает.

Теперь посмотрим, что говорят археологи, те, кто исследует конкретные
данные. Согласно их утверждению, предки современного человека обитали в
Англии уже 500 тысяч лет назад, а сам Homo Sapiens - около 50 тысяч лет
назад, то есть очень скоро после того, как вообще появился. И перед этим
первобытным существом стоял враг более непобедимый, чем все прочие враги,
которые ему угрожали, – лед. По меньшей мере четырежды за последние два
миллиона лет назад с севера на юг ползла гигантская ледяная стена, сметая
все на своем пути, погребая под собой все пригодные для обитания равнины,
долины и предгорья, вынуждая мигрировать все живое, что встречалось у нее
на пути. Поскольку оледенения уничтожили почти все следы существования
первых людей, подавляющее большинство орудий и других остатков, связанных
с древними людьми в Англии, восходит к относительно «современной»
культуре, которая была названа ориньякской. Физически ориньякцы
принадлежали преимущественно к плосколицым кроманьонцам. Примерно за 30
тысяч лет до н.э. они небольшими группами переходили на Британские
острова по перешейку, тогда еще соединявшему Англию с континентом.
Ориньякцы были жителями пещер и кочевниками, они выделывали маленькие
кремневые орудия и украшения из кости (несколько таких предметов было
обнаружено на юге Англии и в Уэльсе). Возможно, их погнало на континент
последнее наступление льда. После ориньякцев на Британские острова с
континента явились другие бродяги - граветиане. Они принадлежали
культуре, распространявшейся от южной России до Испании. Это также были
охотники, шедшие за стадами животных; с ними, возможно, на острова пришли
первые солютрейцы. Когда холод последнего оледенения смягчился, некоторые
охотники остались там навсегда и начали создавать новую культуру. На
континенте это была эпоха мадленской культуры - около 10000 лет назад.
Однако, к тому времени, как обитатели континента уже создали изумительные
рисунки в пещерах Ласко и Дордони, их британские современники сумели лишь
создать кое-какое оружие и орудия мадленского типа, это произошло,
наверное, потому, что в Англии было еще слишком холодно, или, что
наиболее вероятно, Северное море затопило перешеек и отрезало древних
британцев от континента. Уже после отделения островов на них прибыла
новая группа иммигрантов, вероятно, на лодках. Это были тарденуазцы. Они
пользовались кремневыми орудиями небольших размеров, и, вероятно, с ними
на остров прибыли первые собаки. Пришельцы либо смешались с прежними
обитателями острова, либо изгнали их. По-видимому, летом они бродили по
холмам, а зимой жили в пещерах; там, где не было естественных пещер, они
выкапывали себе искусственное жильё. Затем явились азильцы. Они охотились
с собаками, ловили рыбу, и редко отходили в глубь страны. Некоторые из
них дожили до бронзового века. Последними из тех, кто прибыл на острова в
мезолите, были «лесные люди», или маглемозеяне. Они впервые начали
изготовлять каменные и костяные орудия для обработки дерева и для охоты.
Они все еще занимались этим, когда климат потеплел, и началась
неолитическая революция. Далее, начиная с 3000 года до н.э. земледельцы
волна за волной перебирались на острова через все расширявшийся пролив.
Это был уиндмиллхиллский народ. Они все еще вели полукочевой образ жизни,
но основной пищей им служил их собственный скот: они держали коз, овец,
свиней и собак, кроме того они выращивали пшеницу. Наряду с другими
занятиями эти люди находили время для того, чтобы добывать кремни и
изготовляли из них топоры. Они были энергичными предпринимателями и
торговцами, а не только земледельцами и охотниками. Эти люди были
последними, кто населял равнину в неолите. Затем, вскоре после 2000 года
до н.э., там появились бикеры, а с ними и бронзовый век. Свое название
они получили из-за обычая класть в могилы усопших «бикеры» - глиняные
чаши для питья. Они, по-видимому, были хорошо организованным, сильным и
энергичным народом, и менее миролюбивые, чем уиндмиллхиллские люди.
Последним народом бронзового века, который нас интересует, были
уэссекцы. Они появились вскоре после бикеров - около 1700 года до н.э.
Подоюно бикерам, они были высокоорганизованным и деятельным народом, но,
пожалуй, менее воинственным. Есть данные, свидетельствующие о том, что
уэссекцев интересовала не война, а искусства и радости жизни (это
касается, конечно, только вождей этого народа). Они были искусными
ремесленниками и располагали прекрасно сделанными орудиями, украшениями,
оружием не только из бронзы, но и из золота. Правители уэссекцев были
могучими владыками и вели широкие, международные торговые операции.

Все эти «народы» давным-давно исчезли как самостоятельные общества, и от
них не осталось почти ничего, что могло бы рассказать о их повседневной
жизни. Но они оставили нетленные памятники своим богам - свидетельства
страхов, чаяний и великих целей. Стоунхендж - величайший из этих
памятников.

История Стоунхенджа

За возможность познакомиться с этой историей мы должны поблагодарить
ученых. В течение последних пятидесяти лет археологи, антропологи,
специалисты по датировке, раскопкам и истолкованию находок обследовали
этот памятник очень тщательно, и, благодаря их трудам, мы получили
удивительно четкие сведения о том, из чего, как и когда он построен.
Стоунхендж был построен в период между 1900 и 1600 годами до
н.э.,примерно на тысячу лет позже египетских пирамид и за несколько
столетий до падения Трои. Он воздвигался в три этапа.

Первое строительство, следы которого можно обнаружить, было начато около
1900 года до н.э., когда на исходе каменного века какие-то люди вырыли
большой кольцевой ров, выбрасывая землю двумя валами по обе его стороны.
Это кольцо, образованное рвом и валами, было оставлено незамкнутым на
северо-востоке, чтобы можно было входить во внутрь, и перед входом,
довольно точно напротив рва, строители выкопали 4 небольшие лунки («А» на
рисунке). Археологам точно не известно их предназначение, но, возможно, в
них могли устанавливаться деревянные столбы. Непосредственно на
перемычке, на одной линии с концами внутреннего вала, строители вырыли
лунки побольше (D и E). В этих лунках, по-видимому, раньше были вкопаны
вертикально поставленные камни. Третий камень, ныне знаменитый Пяточный
камень, был установлен вне кольца, м в 30 от него, чуть-чуть к юго-
востоку; позже вокруг него вырыли узкий ров, который очень скоро был
сознательно наполнен дробленым мелом. Внутри, по периметру вала, первые
строители вырыли кольцо из 56 «лунок Обри». Несмотря на такую простую
планировку, Стоунхендж уже тогда производил внушительное впечатление.
Внешний вал, теперь уже почти исчезнувший, имел форму почти правильного
круга диаметром 115 метров. Ров находился сразу же за внешним валом.
Строго говоря, это был даже не ров, а кольцо из отдельных ям. Совершенно
очевидно, что они служили просто карьерами и в само сооружение не
входили. Прямо от внутреннего края рва поднимался самый внушительный
меловой компонент раннего Стоунхенджа - внутренний вал. Эта ослепительно
белая насыпь образовывала в окружность диаметром 100 метров. Сооруженный
из твердого мела, он и сейчас хорошо заметен. Вход, расположенный там,
где оба вала и ров прерывались, на северо-востоке, имел ширину примерно
10 метров и был ориентирован так, что человек, стоящий в центре круга и
смотрящий через входной разрыв, утром дня летнего солнцестояния увидел
бы, как солнце встает чуть левее Пяточного камня. Этот камень - возможно,
самый первый большой камень, который ранний строители установили в
Стоунхендже,- имеет длину 6 метров, ширину 2,4 м и толщину 2,1 метр; на
1,2 м он закопан в землю, и оценивается в 35 тонн. Происхождение его
названия точно не известно, но считается, что первым это название
употребил Джон Обри, который впервые упомянул, что в одном из камней есть
выемка, похожая на «пяту босоного монаха». И в завершение, 56 лунок Обри.
Поперечник лунок колебался от 0,8 до почти 1,8 м, а глубина - от 0,6 до
1,2 м. Несмотря на разнообразие их форм, их расположение подчинено очень
строгому порядку: они образуют точный круг диаметром 87,8 м с
промежутками между центрами лунок 4,8 м. Вот, по-видимому, и все, что
ранние строители соорудили в Стоунхендже. Все это было расположено и
спланировано так, что ось входа была ориентирована на точку восхода
солнца в день летнего солнцестояния. Возможно, именно в этот период
ранние строители установили 4 необыкновенных «опорных» камня, хотя их
«возраст» вызывает сомнения. Наиболее примечательным в этих «опорных»
камнях было их расположение по углам прямоугольника. Они размещались так,
что каждая из сторон и одна из диагоналей имели астрономическое значение,
а пересечение диагоналей находилось очень близко от центра Стоунхенджа.
Дж.Хокинс считает эти камни «очень важными».

Около 1750 года до н.э. начался второй этап строительства Стоунхенджа. По
всей вероятности, эту работу выполняли бикеры. Новые строители установили
первый ансамбль мегалистов, или «больших камней». По меньшей мере 82
голубых камня были установлены двумя небольшими концентрическими кругами
на расстоянии 1,8 м друг от друга и около 10,5 м от внутреннего кольца.
Двойной круг имел узкий вход; он располагался всё по той же осевой
линии, что была оставлена в неприкосновенности при первом строительстве.
Кроме того, новые строители расширили старый вход примерно на 7,5 м, срыв
там валы и засыпав ров, а также вывели от этого входу «Аллею» метров в 12
шириной. Возможно, она использовалась для доставки камней от реки к месту
строительства. Теперь рассмотрим поподробнее постройки вторых строителей.
Двойной круг голубых камней, по-видимому, должен был слагаться из
радиально расходящихся лучей, включающий каждый по два камня. Такое
расположение необычно, и очень трудно понять для чего оно
предназначалось, так как этот двойной круг не был достроен. На западной
стороне не хватает нескольких лунок, несколько лунок были выкопаны лишь
частично; по какой-то причине строительство было прекращено и, по-
видимому, внезапно. Сначала исследователи предполагали, что конечное
число лучей должно было бы быть 38, но в 1958 году была обнаружена еще
одна яма (она располагалась на юго-западной стороне на главной оси,
проходящей через центр и вход). Таким образом, это означает, что
количество лучей было нечетным и близким к 38. «Аллея» Стоунхенджа
состояла из двух параллельных валов, располагавшихся на расстоянии 14
метров. Фотографии с воздуха показали, что эта дорога вела от входа в
Стоунхендж на северо-восток, по направлению к точке восхода Солнца в день
летнего солнцестояния, продолжалась по долине приблизительно
полкилометра, далее поворачивала направо, на восток, изгибалась и
приближалась в Уэст-Эймсбери к реке Эйвон. К тому времени, как постройка
второго Стоунхенджа была закончена, кончился и британский каменный век.

В 1700 году до н.э. в Британии начинается бронзовый век, а вместе с ним и
третий этап строительства Стоунхенджа. Последними строителями, во всей
видимости были уэссекцы. За этот период двойной круг, начатый во второй
период, но незавершенный, был разобран. Голубые камни заменили на большие
сарсеновые валуны, числом 81 или больше. Эти сарсены находились примерно
там же, где и их предшественники, но совершенно по другому принципу. Во-
первых, вокруг центра была сооружена подкова из 5 трилитов (групп из
двух вертикально поставленных камней, на которые был положен третий).
Трилиты имели разную высоту - 6, 6.5 и 7.2 м, увеличивающуюся от северных
концов к середине. Центральный трилит был самым большим элементом всей
гигантской структуры Стоунхенджа. Вертикальные камни трилитов были
поставлены очень близко друг к другу: расстояние между ними было
приблизительно 30 см. Во-вторых, эта подкова была окружена простым
кольцом из 30 вертикально поставленных камней, покрытых сверху
горизонтально уложенными плитами. Эти камни имели высоту около 5.5 м,
ширину 2.1 м и в толщину около 1 м. Подкова трилитов открывалась на
северо-восток и была сориентирована так же, как и главная оси предыдущих
строений Стоунхенджа. Возможно именно уэссекцы установили так называемый
«Эшафот» в старой лунке «Е» (см. рисунок 1). Этот камень имеет длину 6.3
м и теперь так глубоко ушел под землю, что видна только его верхняя
грань.
Вскоре после того, как воздвигли свой новый Стоунхендж, начался следующий
этап строительства, который, возможно, представлял собой продолжение
строительства по тому же плану. В этот период был построен, по всей
видимости, овал из 20 голубых камней внутри сарсеновой подковы. Может
быть, тогда же был поставлен «Алтарный» камень, который был уникален по
своему минералогическому составу. Были выкопаны лунки Y и Z. Имеется 30
лунок Y, которые образуют кольцо снаружи сарсенового кольца примерно в
10.5 м от него, и 28 лунок Z; эти лунки образуют кольцо поменьше. Затем
овал из голубых камней был вновь разобран.
Заключительный этап строительства начался сразу после того, как
уничтожили овал из голубых камней и выкопали лунки Y и Z. В этот период
строители вновь установили камни уничтоженного овала, они создали подкову
из голубых камней, остатки которой стоят по сей день. Кроме того, они
установили кольцо из голубых камней между сарсеновой подковой
и сарсеновым кольцом. алтарный камень, возможно, был установлен в
этом кольце как высокая колонна на одной линии с центральным трилитом. И
на этом постройка завершилась.

Назначение Стоунхенджа

Многие люди задумывались над астрономическим значением Стоунхенджа, но не
могли сказать по этому поводу ничего определенного. Например, в 1740 году
Джон Вуд предположил, что Стоунхендж был «храмом друидов, посвященным
Луне». В 1771 году Джон Смит отметил ориентацию Стоунхенджа на точку
восхода Солнца в день летнего солнцестояния и строил догадки по поводу
числа и расположения камней. В 1792 году человек, о котором известно
только то, что он называл себя Уолтайр, утверждал, что Стоунхендж
представлял собо «огромный теодолит для наблюдения за движением небесных
тел… и был воздвигнут по крайней мере 17 тысяч лет назад». В XX веке
также высказывалось много догадок, правда весьма близких к истине, об
астрономическом значении Стоунхенджа. После попытки Локьера в 1901 году
датировать время построики памятника с помощью астрономических методов
несколько видных ученых высказывали догадки о связи Стоунхенджа с
астрономическими явлениями. Но их догадкам недоставало точных
математических расчетов.

В 1961 году Дж.Хокинс пришел к выводу, что «проблема Стоунхенджа
заслуживает того, чтобы призвать на помощь вычислительную машину». Прежде
всего, програмисты Шошана Розенталь и Джули Коул взяли карту Стоунхенджа,
на которой было отмечено 165 пунктов (камни, лунки от камней, прочие
лунки, насыпи), и поместили ее в автоматическую измерительную машину
«Оскар». Эта машина пробивала координаты всех этих точек. Затем
вычислительной машине сообщили географические сведения и дали команду
выполнить 3 команды:
. Провести прямые через 120 пар точек, нанесенных на карту.
. Определить азимуты этих точек.
. Определить склонения точек на небесной сфере, в которые
«опираются» эти линии.
Затем перфокарты «Оскара» были введены в машину. Через несколько секунд
машина выдала результат - 240 направлений были переведены в значения
склонений. Таким образом задача была наполовину решена, оставалось только
выяснить, имеют ли эти склонения астрономическое значение. Программисты и
Дж.Хокинс заметили, что среди значений склонений преобладали такие числа,
как +-29, +-24, +-19. После «проверки» выяснилось, что основные и часто
повторяющиеся направления Стоунхенджа указывали на Солнце и Луну. Расчеты
машины показали, что:
1) со средней точностью 1 градус двенадцать важных направлений Стоунхенджа
указывали на Солнце и
2) со средней точностью 1.5 градуса двенадцать направлений указывали на
крайние положения Луны.

Следует отметить, что на протяжении всех этапов строительства необходимые
направления бережно сохранялись и дополнялись, а вид сооружения
становился всё более внушительным. В течение 300 лет строительством
Стоунхенджа занималось много людей с разным образом мышления и уровнем
культуры. Это монументальное сооружение, возникшее как простое кольцо из
камней, разорванное в направлении восхода Солнца в день летнего
солнцестояния, превратилось в прямоугольник, вписанный в окружность, и в
массивный «храм» сложной конструкции из камней, установленных в форме
подков и колец из арок. Однако сама древняя ориентация не была утеряна,
наоборот, ее сохранили, многократно продублировали и выделили среди
прочих направлений. В последней «версии» Стоунхенджа направления,
определяемые пятью трилитами и Пяточным камнем, восемь раз указывают на
восемь крайних положений Солнца и Луны. Такое совпадение не может быть
случайно. После того, как установили, что строители сориентировали
Стоунхендж по Солнцу и Луне с таким искусством, последовательностью и
упорством, естественно возникает вопрос: «Зачем?»
Дж.Хокинс считает, что солнечно-лунные направления в Стоунхендже были
установлены и отмечены по двум, а может быть, по четырем причинам:
1) они служили календарем, особенно полезным для предсказания времени
начала сева;
2) они способствовали установлению и сохранения власти жрецов, так как
позволяли жрецам устраивать театрализованное представление по наблюдению
восходов и заходов Солнца и Луны, особенно восхода Солнца над Пяточным
камнем в день летнего солнцестояния и захода Солнца в арке большого
трилита в день зимнего солнцестояния;
3) возможно, они служили также для чисто интеллектуальных упражнений;
4) они служили для предсказания затмений Луны и Солнца. Затмения имели
место быть когда зимняя Луна всходила над Пяточным камнем. Конечно, из
Стоунхенджа наблюдалось не более половины этих затмений, большая
вероятность того, что надвигавшееся затмение будет видно в Англии,
позволяло жрецам считать восход зимней луны над Пяточным камнем опасным
признаком. Исследования показали, что в те годы, когда зимняя Луна
всходила над камнями D или F*, осень случалось лунное затмение. Интервал
между ночами, когда Луна всходила по крайней линии центр - D, составлял
18. 61 год; отсюда следует, что Луна должна была всходить над камнем D не
через равные 19-летние интервалы, а вперемежку - то через 19, то через 19
лет, причем в среднем на один 18-летний интервал приходятся два 19-
летних. Самый маленький интервал, который мог бы оставаться точным на
длительное время - это суммарное время трех интервалов, или 56 лет. Этот
56-летний цикл - разгадка числа лунок Обри. Они служили «счетно-
вычислительной машиной». Пользуясь ими для отсчета лет, жрецы Стоунхенджа
могли следить за движением Луны и тем самым предсказывать «опасные»
периоды, когда могли происходить наиболее эффектные затмения Луны и
Солнца.

Во всяком случае, какими бы мотивами не руководствовались строители
Стоунхенджа, их детище оказалось чудом. Столь же сложный, как целый
комплекс астрономических инструментов, и в то же время столь простой с
архитектурной точки зрения, тонкий и сложный по своим функциям
грандиозный Стоунхендж внушает трепет и является воплощением гениального
замысла. По замыслу и выполнению - это восьмое чудо древнего мира.

Стоунхендж – это древнейшее из сооружений, построенных в Англии, представляющее собой круг из камней. На английском языке Stonehenge означает «каменное ограждение». Ученые полагают, что строительство Стоунхенджа началось примерно 4 тысячи лет назад и длилось несколько столетий. Постройка Стоунхенджа, предположительно, велась таким образом: вначале громадные глыбы вытесывали в каменоломнях, затем их отправляли по реке или же волоком до места возведения и вкапывали камни в землю. Ученые установили, что каменоломни, из которых камни доставляли к месту их установки, находятся от места возведения на расстоянии примерно 300 километров. Сам комплекс Стоунхендж содержит 82 мегалита, весом пять тонн каждый, 30 каменных блоков (25 тонн каждый) и 5 огромных трилитов, весящих 50 тонн.

И по сей день предназначение каменных глыб остается загадкой. Общеизвестная версия предполагает, что Стоунхендж – это одновременно календарь и древняя астрономическая обсерватория. В день летнего равноденствия 21 июня утренние солнечные лучи вычерчивают одну ось этого сооружения. Это наводит на мысль, что из этого места древние люди наблюдали за Луной, Солнцем и другими планетами. Вторая распространенная версия - загадочные камни установили инопланетяне, с непонятной для людей целью. Также существует версия, что Стоунхендж выступает моделью Солнечной системы. Она, правда, содержит изображение двенадцати планет, а не девяти: еще две из них, по мнению древних, расположены за Плутоном, и одна находится между орбитами Марса и Юпитера. В наши дни вокруг Солнца на этом месте вращается пояс из астероидов. Другие предположения: каменные глыбы - это кладбище, или храм Солнца, или защита от атлантов, или языческий собор, или город Мертвых, или место посадки НЛО и тому подобные.

Стоунхендж, если доверять принятой датировке, немного младше египетских пирамид. Однако в список античных семи чудес света он не попал - о нем не упоминают ни римские, ни греческие авторы. Очевидно, римлян эти камни не особо впечатлили, они ведь видели пирамиды Египта и сами, к тому же, строили грандиозные храмы. На сегодняшний день уже нельзя точно определить, кто был же впервые описал Стоунхендж. К XII веку все данные о его происхождении канули в мифы и никто сейчас не вспомнит истинное назначение памятника. Древние британцы звали Стоунхендж «Пляской Великанов» и приписывали его авторство великому чародею Мерлину.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как устанавливали в землю исполинские глыбы. Бытует мнение, что вначале выкапывали ямы длиной, равной длине закапываемой в землю части камня. Ширина и длина лунок была примерно на сантиметров девяносто больше, чем камня. Три стенки в лунках делали отвесными, как пишет Дж. Хокинс, а четвертую делали под наклоном в 45 градусов - она выполняла роль приемного пандуса. Прежде чем ставить камень, стенки в лунках обкладывали широкими деревянными кольями. По ним камень скользил, не ссыпая землю. Потом махину при помощи канатов и веревок устанавливали вертикально, при чем очень быстро - пока у держащих камень хватало сил и засыпали пространство вокруг камня, лишь бы он не упал. После утрамбовки, оставляли его на несколько месяцев в покое, чтобы почва просела и спрессовалась. Очень важная деталь: у вертикальных камней нижние концы были оббиты в тупой конус - для того, чтобы после опускания в лунку, каменные глыбы можно было повернуть и установить точнее.

СодержаниеПредисловие
Древние обсерватории разных народов
мира
Средневековые обсерватории
Первые обсерватории и наблюдения за
космосом в России
Бонус

Предисловие

Свет далёких звёзд во все времена манил
людей своей загадочностью. И невероятная
закономерность тех или иных событий на
небе вызывала различные эмоции у людей и
была даже некоторая предначертанность
жизни. Но для выявления этих
закономерностей нужны были регулярные
наблюдения за небом и космосом. С этой
целью ещё в давние времена и были
построены обсерватории.

Обсерватории древних Майя

До нашей эры одни из
наиболее развитых народов
в исследовании космоса
были древние племена
Майя. Именно у этого народа
появились одни из самых
первых обсерваторий. Это
древняя картинка
показывает обсерваторию
Майя тех времён. Она
напоминает по виду
современные сооружения, но
купол у неё не вращается,
так как сделан он из камня

Обсерватории древних Майя

Астрономы Майя
проводили наблюдения
за небесными
светилами из каменных
обсерваторий, которые
были во многих городах.
Астрономические
расчёты жрецов Майя
отличались
невероятной точностью.
На фото изображена
обсерватория Паленке.

Самая большая обсерватория древних Майя

Но среди многих
обсерваторий
выделяется своими
размерами именно
Караколь –
обсерватория в
городе Чичен-Ица.

Астрономия в племенах Майя

Астрономический
комплекс в древнем
городе Уашактун.

Астрономический комплекс в Паленке

Исследования Майя

Вообще жрецы
племён Майя
совершили большой
прорыв в
астрономии,
изучения космоса и
созвездий. Одна из
наиболее изученных
планет племенами
Майя – Венера

Первые обсерватории в Китае

Но Китай тоже сделал
весомый вклад в
астрономию. Первыми
обсерваториями в этой
стране принято считать
обсерваторию
правителя У-Вана из
династии Чжоу,
правившей в
Поднебесной в 12 веке
до н.э. Построена она
была в городе Чжоугун,
который находится в
современной провинции
Хэнань.

Вклад древнего Китая

Благодаря появлению
обсерваторий и наблюдениям
китайских астрологов именно в
этой стране появился первый
звёздный глобус.
Также китайские астрономы
ввели в обиход солнечные и
лунные календари, составлены
звёздные каталоги, небо более
точно разделено на созвездия,
чем у древних Майя.
Именно в Китае изобретено
множество приборов и
приспособлений, которые
используются астрологами и по
сей день.

Астрология средних веков

В средние века люди
были очень
безграмотны (даже
короли и
императоры входили
в это число) и им
свойственно было
доверять звёздам,
верить что всё
происходит по воле
звёзд.

Однако не везде
ситуация была такая
плачевная. Очень
большой вклад в
развитие
астрономии и
астрологии сделали
арабские и
византийские
учёные.

Старая королевская обсерватория

Старая королевская
обсерватория в
Гринвиче была
построена Карлом II,
назначением её
было точное
определение
кораблей по звёздам

Первые исследования космоса в России

Первые исследования космоса и
первые обсерватории появились
лишь в эпоху Петра I. Петр решил
перенять опыт стран Европы, где
астрономия существовала уже
давно. Он встретился со многими
европейскими и арабскими
астрологами и астрономами, многое
от них узнал и отдал приказ создать
и в России обсерватории, где
западные исследователи делились
опытом с нашими. Сначала
появилась обсерватория в Москве, в
Сухаревской башне. Там имелся
двухметровый звёздный глобус,
привезённый из Голландии. Затем
ещё одна обсерватория была
построена в Санкт-Петербурге в
здании первого российского музея –
Кунсткамера.

Не очень старая, но очень красивая обсерватория в г. Лос-Анджелес, США.

Не очень старая, но очень
красивая обсерватория в г. Лос Это знаменитая
Анджелес, США.
обсерватория
Гриффита, открытая
14 мая 1935 года. Не
очень старая, но
очень красивая, с
которой открывается
прекрасный вид на
город