Памятная доска с капсулой в честь начала строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции в певеке. Плавучая АЭС: участники проекта, все "за" и "против". Плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов"

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) – проект по производству серии транспортабельных атомных электростанций малой мощности. Разработкой установок занимается госкорпорация «Росатом» при взаимодействии с ОАО «Малая энергетика», ОАО «Балтийский завод» и рядом других предприятий. Плавучая атомная станция под названием «Академик Ломоносов » является первой подобной установкой во всем мире. Энергоблок станции будет подготовлен к транспортировке и началу функционирования к сентябрю 2016 года. После этого пройдут первые испытания работы установки.

Характеристики и предназначение ПАТЭС

Энергетическая установка станции обладает тепловой мощностью 140 гигакалорий в час, максимальной электромощностью 80 мегаватт и состоит из двух реакторов КЛТ-40С. Создателем и производителем реакторных установок суммарной мощностью 300 МВт является конструкторское бюро имени И.И. Африкантова. Основой станции является несудоходное судно с гладкой палубой, на котором располагаются реакторы и прочие конструктивные элементы. Протяженность судна составляет 144 метра, ширина – 30 метров, водоизмещение достигает объема 21,5 тысячи тонн.

Плавучая АЭС была разработана на базе серийной энергоустановки атомных ледоколов, эффективность которых была проверена в Арктике по результатам продолжительной эксплуатации. Станция предназначена для обеспечения электро- и теплоэнергией различных объектов, включая:

  1. Производственные предприятия.
  2. Газо- и нефтедобывающие комплексы.
  3. Портовые города.

Плавучая атомная электростанция оптимизирована для функционирования в труднодоступных местах на побережьях морей либо рек, расположенных на большом расстоянии от единых систем энергоснабжения. На территории России к таким местам относятся Крайний Север и Дальний Восток, нуждающиеся в доступных и эффективных энергоисточниках. Мощностей станции «Академик Ломоносов» будет достаточно для того, чтобы снизить сильную потребность в размещении теплоэлектростанций, которые необходимы с целью постоянного развития экономики и достижения качественных условий жизнедеятельности.

Для прибрежных районов территорий, где периодически наблюдается засуха, создан вариант плавучего атомного комплекса, который эксплуатируется для опреснения морской воды. За 24 часа непрерывного функционирования установка способна выработать от 40 до 240 кубометров чистой воды. Водоопреснительный комплекс способен работать по технологии обратного осмоса или с помощью многоступенчатых испарительных сооружений. Данный комплекс будет особенно полезен в странах Африки, а также в некоторых азиатских и европейских государствах, где наблюдается явный дефицит питьевой воды.

Особенности плавучей станции

Строительство плавучего энергоблока осуществляется в заводских условиях, благодаря чему удается минимизировать сроки и стоимость работ, с одновременным соблюдением всех требований к качеству. Стоимость первого энергоблока составила 16,5 миллиарда рублей с учетом расходов на возведение, покупку оборудования и береговых сооружений. Цена самого энергетического блока при этом составила 14,1 миллиарда рублей.

Любые затратные строительные работы на месте расположения станции исключены. При необходимости весь плавучий энергоблок можно транспортировать с одной локации на другую.

Обогащение топлива, используемого в оборудовании плавучей станции, не превышает максимального показателя, который был установлен с целью соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Таким образом, использование плавучих энергоисточников будет осуществляться с учетом международного законодательства во всех странах, включая развивающиеся. Согласно актуальным нормам безопасности, плавучая атомная станция проектируется с определенным запасом прочности, который превышает максимально возможные нагрузки. Корпус гладкопалубного судна и оборудование способны выдержать сильные удары волн, столкновения с сооружениями на побережье или с другими суднами.

Продолжительность эксплуатации плавучей станции составит не менее 36 лет. Между тремя двенадцатилетними циклами будет проводиться перегрузка активных зон реакторов. Ремонт энергетического блока и перегрузка топлива будут осуществляться при помощи действующих предприятий, специализирующихся на технологическом обслуживании атомных судов. После окончания срока службы энергетического блока он будет заменен новым, а старый отправят на утилизацию. В ходе эксплуатации и по завершении работы от плавучей энергетической станции «Академик Ломоносов» не останется опасных для человека и окружающей природы веществ.

4 октября 2016 г. в самом северном российском городе - Певеке (Чукотский АО) состоялась торжественная церемония забивки первого (лидерного) шпунта в основание береговой инфраструктуры для уникальной, не имеющей аналогов в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».

ПАТЭС должна быть введена в эксплуатацию к 2019 году, после чего она станет самой северной в мире атомной станцией, сообщает пресс-служба Росэнергоатома.

В настоящее время статус самой северной АЭС России и мира принадлежит Билибинской АЭС, также расположенной на Чукотке, в зоне вечной мерзлоты.

В церемонии, посвященной началу строительных работ на площадке размещения ПАТЭС в Певеке, приняли участие: губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, представители заказчика-застройщика – заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам Концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.

В честь начала строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции была открыта памятная доска и заложена капсула с обращением к потомкам - «капсула времени».

Роман Копин в ходе пресс-конференции по итогам мероприятия, отметил, что ПАТЭС имеет большое значение для города Певек и региона и решает две задачи.

«Первая – это замещение Билибинской атомной станции, поскольку город Билибино и Певек работают в едином энергоузле, поэтому сроки остановки 1-го блока Билибинской АЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Также одна из основных задач, которую будет решать плавучая станция – обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе, золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны. Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, но на первом этапе – для замены выбывающей станции и обеспечения энергией для новых потребностей – она будет способна работать и даст новый стимул для развития», - подчеркнул губернатор ЧАО.
В свою очередь представитель заказчика-застройщика Сергей Завьялов сказал: «Атомная энергетика – самая чистая энергетика на планете. То, что мы наблюдаем в Певеке в течение многих лет и десятилетий, требует исправления. Мы постараемся помочь городу избавиться от устаревших технологий и решить задачу энергозамещения».

Он отметил, что сегодня Концерн «Росэнергоатом» в соответствии с графиком строительства береговых сооружений ориентирован на срок ввода плавучей станции в эксплуатацию в 2019 году.

«Мы рассчитываем, что работы, проводимые сейчас совместно с Минэнерго, «Чукотэнерго» и «РАО ЕЭС Востока» по разработке технических условий для выдачи мощности ПАТЭС, завершатся в октябре-ноябре этого года, а в декабре мы будем готовы к выпуску рабочей документации и обеспечению заказа электротехнического оборудования для установки на нашей площадке».

В рамках мероприятия также прошло совещание с участием руководства Чукотского АО и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений.

Было отмечено, что в настоящее время на площадке строительства береговых и гидротехнических сооружений (БГТС) в г. Певеке завершаются работы подготовительного периода, которые были начаты в сентябре 2015 г.

Напомним, в 2016 г. был заключен договор на строительство БГТС, а в сентябре текущего года в Певек прибыли два судна с грузами для строительства: строительная техника, механизмы, сваи, шпунты и другие материалы. А 4 октября 2016 г. в Певек пришло 3-тье судно «Геннадий Цыганков» с новой партией оборудования для строительства береговых сооружений.

Что касается комплектования ПАТЭС персоналом, то в Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации «Росатом» уже полным ходом идет подготовка команды для эксплуатации референтного энергоблока ПЭБ.

Предполагается, что общая её численность составит 304 человека. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальной персонал - эксплуатационный, ремонтный и судовая команда - вахтовым методом.

В настоящее время на работу в качестве персонала ПАТЭС уже принят 31 человек (10,2% от общей численности). В течение следующего, 2017 года численность персонала ПАТЭС планируется довести до 77 человек (25,3% от общей численности). Для приема на работу будут рассматриваться и кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.

Напомним, что с июля 2016 г. плавучий энергоблок проходит плановые швартовные испытания на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, где проверяются работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний – октябрь 2017 г. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала, и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в г. Певеке. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 г. – провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек.

ПЭБ – это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на плавучем энергоблоке отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.

Подписан приказ о начале швартовных испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" . Согласно графику строительства ПЭБ, испытания начнутся 1 июля 2016 года.

Проведение швартовных испытаний на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной стадии. Швартовные испытания пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер безопасности.

Испытания будут проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ. Плановый срок окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.

После этого ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певеке . Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а в конце осени 2019 г. – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

ПЭБ проекта 20870 "Академик Ломоносов" - это несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками "КЛТ-40" на борту, предназначенное для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Согласно теххарактеристикам, ПЭБ способен в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 000 человек.

Срок эксплуатации энергоблока составляет сорок лет. При этом каждые три года необходимо совершать перезарядку реакторов. Эксплуатировать ПЭБ будет постоянный экипаж судна из 69 человек.

Строительство гидротехнических и береговых сооружений для первой в мире плавучей АТЭС >>

«Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.

Плавучий энергоблок заменит выбывающие к 2019 году на Чукотке генерирующие мощности - Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ , что важно с точки зрения гарантированного и устойчивого энергообеспечения региона.

Российская Федерация – абсолютный мировой монополист в области плавучих атомных электростанциях, которые перспективно использовать в прибрежном инфраструктурном строительстве.

В настоящее время ПАТЭС «Академик Ломоносов» (проект 20870) достраивается на «Балтийском заводе». По плану, она должна быть сдана в сентябре 2016 г. , но учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 года. Ожидается, что плавучий энергоблок весной 2018 года отбуксируют с Балтийского завода в Мурманск на площадку Росатомфлота, где осенью состоится загрузка ядерного топлива в реактор и физический пуск энергоблока .

Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Англии, Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными.

Атомфлот планирует построить док для нового ледокола ЛК-60 >>

Впервые плавучие реакторы использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала (1966–1976 гг.) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962–1972 гг.). Например, американская плавучая станция Sturgis (мощность 10 МВт) с 1976 г. находилась в нерабочем состоянии на стоянке в штате Виргиния, и недавно ее отбуксировали в Галвестон для утилизации.

Недавно китайская корпорация CGN (China General Nuclear Power Corporation) объявила об официальном запуске проекта плавучей станции с реактором малой мощности ACPR50S.

Как сообщил представитель корпорации Хуан Сяофэй в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай), CGN заключила соглашение с корпорацией Dongfang Electric Corporation о покупке корпуса реактора под давлением.

Проект ACPR50S считается наиболее оптимальным решением комбинированных поставок тепла, электроэнергии и пресной воды для работ по освоению морских ресурсов, а также для поставок электроэнергии и оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в островных и прибрежных районах.

В Советском Союзе в 80-х годах разрабатывали проект плавучей АЭС «Волнолом 3» с реактором АБВ-6 (мощность 12 МВт) для использования на полигоне МО на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАТЭС были прекращены в начальной стадии.

Спущен на воду самый большой в мире атомный ледокол >>

Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 90-х годов. В ходе выполнения Постановления Правительства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири группа экспертов Минатома в 1993 году предложила использовать АЭС малой мощности (100–180 МВт) на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. По заказу Минатома России в период 1992–1994 гг. был проведен ряд конкурсов на лучший проект атомной станции малой мощности, организовано АО «Малая энергетика». В классе реакторных установок свыше 50 МВт первое место в конкурсе было присуждено проекту АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С.

Активная фаза строительства головного плавучего энергоблока для первой российской ПАТЭС началась в 2007 г. Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили большой интерес к проекту, и Росатом планирует передавать ПАТЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает также страны Южной Америки.

До конца года «Росатом», руководимый Сергеем Кириенко, планирует ввести в строй плавучую АЭС «Академик Ломоносов», строительство которой продолжалось более 10 лет. За это время бюджет проекта вырос в разы. Если сначала стоимость «Академика Ломоносова» оценивалась в 2,9 млрд рублей, то затем стала звучать уже сумма 11, 2 млрд рублей. Сегодня же в «Росатоме» говорят о цене в 37,3 млрд рублей, а независимые эксперты приводят и вовсе баснословную цифру – 44 миллиарда.

Кому верить? И нужна ли оказавшейся в кризисной ситуации стране столь дорогая «игрушка» с 2 тоннами «бомбового» урана на борту?

Российские СМИ радостно сообщают: скоро первая плавучая АЭС «Академик Ломоносов» отправится к месту своей приписки, где встанет на «мёртвый» якорь, после чего начнётся загрузка ядерного топлива на атомный понтон. Однако на этом бюджетные траты не прекратятся – уже известно, что из казны для «Академика Ломоносова» будет выделено ещё 5 млрд рублей.

– Эти деньги пойдут на сооружение объектов береговой и гидротехнической инфраструктуры в месте базирования первой российской плавучей АЭС, – объясняет профессор, доктор технических наук Игорь Острецов. – Именно на эти цели и запланировано выделить из госбюджета эти нескромные миллиарды.

С учётом этих 5 млрд «Росатом» и называет общую стоимость ядерного объекта – 37,3 млрд рублей.

Куда же направится «Академик Ломоносов»? Оказывается, на Чукотский

полуостров, а не на Камчатку, как предполагали ранее. Он станет новым источником электрогенерации для чукчей взамен выбывающих мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.

Пресс-секретарь главы «Росатома» Сергей Новиков полон радужных надежд:

– Первая в России плавучая АЭС будет запущена в этом, 2016 году. После этого предстоит два года испытаний. И если итоги будут хорошими, то в 2018 году плавучую АЭС запустят в промышленное производство. Сегодня к проекту проявляют интерес более 10 стран мира.

Видимо, поэтому в коридорах «Росатома» сегодня гуляет идея – кардинально изменить проект новых плавучих АЭС. В ведомстве полагают: строить плавучие АЭС по образцу «Академика Ломоносова» слишком дорого. Потому от бюджетных миллиардов «Росатом» желает перейти к более дешёвой модели – без жилого модуля и без хранилища облучённого ядерного топлива. Об этом журналистам рассказал и заместитель гендиректора концерна «Росэнергоатом» Сергей Завьялов: «Строящаяся плавучая АЭС – это экспериментальный референтный образец. В будущем столь металлоёмкие, насыщенные оборудованием изделия нас устраивать не будут, – пояснил он. – Мы будем оптимизировать технические решения, создавать объекты в несколько раз меньшие по водоизмещению, отказываться от ряда функций».

В «Росатоме» надеются, что после удешевления проекта плавучие АЭС найдут спрос за границей. Впрочем, это пока под большим вопросом. Прежде ставка делалась на Китай. Однако Пекин теперь сам строит собственные плавучие атомные станции.

Гардероб шикарной «дамы»

Первоначально, напомним, плавучую АЭС намеревались построить за 2,9 млрд рублей. Потом проект стал энергично тяжелеть в цене. Сегодня эксперты говорят: плавучая АЭС «Академик Ломоносов» вместе со всем своим шикарным «гардеробом» (гидротехника, береговые сооружения, донноуглубительные работы) тянет на 42–44 млрд рублей. Получается, «Академик Ломоносов» становится платиновым, ещё не выйдя из эллинга?

– По нашим подсчётам, сегодня стоимость референтного образца плавучей атомной станции вместе с береговыми и гидротехническими сооружениями составляет около 44 млрд рублей, – говорит доктор технических наук Игорь Острецов. – На борту этого специфического судна должны быть ещё и бомбовые материалы – почти 2 тонны высокообогащённого урана-235.

Но как атомная баржа будет избавляться от облучённого ядерного топлива (ОЯТ)?

– На обычных атомных станциях его хранят в специальных резервуарах, – объясняет профессор Острецов. – На барже его будут замораживать и складировать на борту, потому что судно-сборщик стоит дорого! И вряд ли «Росатом» на него разорится.

Получается, в ведомстве Сергея Кириенко лукавят? Ведь «Росатом» уже озвучил, что собирается отказаться как от жилых модулей, так и от хранения ОЯТ на борту? А ведь судно-сборщик стоит ещё дороже.

– Сегодня строительство береговых сооружений, обеспечивающих безопасность плавучей АЭС, оценивается в 10% стоимости всей станции, – продолжает наш разговор профессор Острецов. – Эти расходы должны лечь на местные бюджеты «портов приписки» плавучих АЭС. А ведь ещё нужны средства на преобразовательные станции на берегу, ЛЭП, затраты на аренду земли, строительство инфраструктуры для персонала, который должен работать по вахтовому методу…

На «мёртвом» якоре

Зарубежные журналисты иногда допускают большие ляпы, рассказывая о фантастическом проекте «Росатома»: к примеру, корреспондент «Монд» написал, что «такие морские электростанции абсолютно надёжны. В случае цунами им достаточно сняться с якоря и отойти от берега».

– Но плавучая атомная станция должна стоять на «мёртвом» якоре, – объясняет профессор Острецов. – Куда она может уйти? В случае аварии с выходом радиоактивности за пределы судна радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории. И опыт эксплуатации судовых реакторов и судов с реакторными установками это доказывает. Причём к обычному списку факторов риска аварий добавляются опасные природные явления (землетрясения и цунами), морское пиратство и терроризм. К террористам в случае захвата плавучей АЭС может попасть много высокообогащённого, бомбового урана. Это очень привлекательный объект для возможных террористических атак: на атомной барже находятся восемь активных зон.

Так что в итоге построил «Росатом»? И нужно ли нам такое счастье?

Плавучие АЭС в мировой практике использовались всего два раза: для обеспечения энергией Панамского канала в 1966–1976 годах и для работы исследовательской базы США в Антарктике в 1962–1972 годах.

Центральный пульт управления плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Оператор на три секунды зажимает красную кнопку, гудит сирена, гаснет свет, цифры на датчиках температур идут вниз.

— Сработала аварийная защита на реакторе, на левом борту. — объясняет Евгений Гаврилов, начальник учебно-тренировочного подразделения «Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС». — Стержни аварийной защиты влетели в активную зону реактора. Процесс цепной реакции прекращен. Ядерный реактор заглушен, находится в подкритическом состоянии, и переведен в режим снятия остаточного тепла. Второй реактор, на правом борту, продолжает работать стабильно. Жень, приведи в нормальное состояние!

Женя «чинит» атомный реактор, включается свет, замолкает сирена, температура реактора постепенно приходит в норму.

Мы находимся на полномасштабном тренажере, точной копии (вплоть до цвета стен) ЦПУ, который будет поставлен на плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академий Ломоносов».

Тренажерная подготовка происходит так: инструктор инициирует аварийную ситуацию — задает определенные параметры и происходит, например, «разрыв трубопровода». Задача операторов — сориентироваться и привести реакторы в безопасное состояние. Все это записывается на видеокамеры, после чего происходит разбор полетов, рассказывает Гаврилов.

Нажимать красную кнопку — привилегия оператора, хотя, по словам Гаврилова, «чисто номинальная — она практически никогда не нажимается».
«Операторы боятся — мало ли что произойдет: стакан упадет или еще чего. Поэтому они ставят специальные колпачки на эту кнопку, чтобы случайно не нажать. А если действительно нужно — сдернул колпачок и нажал», — говорит Гаврилов.

С 1 сентября в «Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации Росатом», где располагается тренажер, начнется полноценная подготовка.

«Первые 17 человек, которые начинают у нас обучаться — это уровень руководителей: главных инженеров, основных ведущих специалистов, связанных с эксплуатацией», — говорит директор филиала ЦИПКа, проректор института Таир Таиров.

Сейчас формируется костяк будущей команды. «Конечно, есть желание, чтобы первый экипаж был набран из людей опытных. Поэтому сейчас мы отдаем предпочтение людям из довольно узкого мира ледокольщиков, военных моряков и атомщиков», — говорит Андрей Туниманов, начальник отдела управления персоналом.

Уже известно, что всего будет шесть смен. Но в каком графике будет работать экипаж, пока не решили: то ли два месяца через два или, как на ледоколах — четыре через четыре месяца.

— Но директор и главный инженер ПЭБ вахтовым методом не работает. Они работают все время и ездят в отпуск. В соответствии с трудовым законодательством, — громко заявляет Туниманов.

— Ээ, да, они также будут. Неужели они хуже других? — усмехается Гаврилов. Сам главный инженер скромно молчит.

«Когда мы только начали подготовку в 2008-2009 годах, мы столкнулись с тем, что в мире еще нет такого объекта. — объясняет расхождения в показаниях Таиров. — Даже были споры, что это: атомная станция или судно с реакторными установками. Пришли к выводу, что это судно стоичного типа, которое не имеет своего хода. Но споры продолжаются».

Вместо обычных АЭС

«Академик Ломоносов» сам передвигаться не сможет. Для прохода, например, по Северному морскому пути ему потребуется два ледокола-проводника: один будет бить лед, второй тянуть ПЭБ на жесткой сцепке.

Мощность атомного реактора также сопоставима с мощностью современных атомных ледоколов — на нем установлены два реактора КЛТ-40С, которые разрабатывают АО «ОКБМ Африкантов» Госкорпорации «Росатом».

Главная особенность ПЭБ — возможность передавать энергию и тепло на берег.

«Достижения и технологии атомного судостроения впервые в мире в таком масштабе и объеме будут использованы для выработки тепла и электричества для нужд потребителей, — не без пафоса говорит Сергей Завьялов, заместитель генерального директора концерна Росэнергоатом, руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС. — Мы будем генерировать электрическую и тепловую мощность в объеме ПЭБ и с помощью передающих устройств транспортировать это все в энергетические сети, что обеспечит функционирование энергоизолированных регионов».

Конкретно «Академик Ломоносов» станет заменой отжившим свое Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ в Певеке на Чукотке. По словам Завьялова, он придет в порт Певек в 2019 году.

ПЭБ может подключаться к действующим сетям и вырабатывать 70 МВт электрической мощности, 50 ГВт в час тепловой мощности, что позволяет поддерживать нужды городка с населением до 100 тыс. человек.

«В 2021 выходит из эксплуатации Белибинская АЭС, и мы к тому моменту должны наши 70 МВт мощности выдавать потребителям», — говорит Завьялов. Правда, по его словам, «сети находятся в достаточно плачевном состоянии», и требуют замены. «Такие решения сейчас в правительстве разрабатываются. Все вопросы к 2019 году должны быть решены».

История «Академика Ломоносова»

ПАТЭС не имеет мировых аналогов, утверждают разработчики. Правда, американцы когда-то, во Вьетнамской войны, ставили на платформу реактор и турбину для того, чтобы обеспечить Панамский канал энергетикой для прохода своих войск. Но это аналогом назвать сложно.

ПЭБ получил имя «Академик Ломоносов», так как должен был быть готов к 300-летию ученого в 2011 году. В 2006 году победителем тендера на строительство стало предприятие «Севмаш», однако после переноса сроков заказ получил Балтийский завод (в настоящий момент в строительстве ПЭБ задействовано 700 человек - 1\5 завода).

«Мы пришли на «Севмаш», запустились, и там получили две проблемы. — рассказывает Завьялов. — Их ни в коем случае нельзя ставить в вину ни «Севмашу», ни судостроителям, ни тем более заказчикам. Это проблема, связанная с недостаточностью проектной базы «Севмаша». К подобного рода объектам они не были готовы. И в этот период времени на «Севмаш» свалился огромный гособоронзаказ, и они просто начали захлебываться».

Строительство возобновилось только в 2013 году. По словам Завьялова, из 8 лет, объект строится реально всего 3,5 года. Сейчас он готов на 70%. «И потребуется еще где-то год-полтора».

Общая стоимость проекта, по словам Завьялова, «находится в пределах 20 млрд рублей, это очень разумные и взвешенные показатели». Стоимость следующего блока, по его словам, должна быть ниже.

А без следующего блока, получается, не обойтись. «Мы встанем в Билибино, начнем работать и в течение 10 лет завершим первый цикл. Соответственно, за это время мы должны построить второй энергоблок, чтобы поставить его на замену. Предполагаю, что он будет такой же, хотя могут и и иные технические решения», — объясняет Завьялов.

«10 лет находясь на площадке ПЭБ выдает электроэнергию. Перегрузки производятся раз в 2,5 - 3 года. Выгрузка топлива обеспечивается специализированным оборудованием, которое находится на ПЭБ, там же обеспечивается хранение отработанного топлива, — добавляет Юрий Фадеев, главный конструктор АО «ОКБМ Африкантов». По его словам, через 10 лет работы ПЭБ транспортируется на судостроительный завод для среднего ремонта. Там производится выгрузка старого топлива и загрузка нового. Эти циклы должны повторяются в течение всего срока эксплуатации в 40 лет.
Данный ПЭБ рассматривается как референтный образец. На нем отрабатываем все технологии. «С точки зрения будущего, столь металлоемкий, насыщенное оборудование изделие нас устраивать не будет, это очень дорого», — говорит Завьялов. Если все пойдет успешно, ставка будет делаться на более компактные изделия, которые будут лишены, например, жилого блока с библиотекой и бассейном (которые есть на «Академике Ломоносове»), и будут заточены исключительно на выработку тепла и электричества.

В Росатоме не сомневаются, что плавучие энергоблоки будут востребованы и за рубежом. Особенно с дополнительным комплектом оборудования для опреснения воды. Главное - отработать технологии серийного производства. Уже сегодня прямую заинтересованность в ПАТЭС проявляют китайские партнеры.

Ледоколы нового поколения

Одновременно на Балтийском заводе идет строительство атомного ледокола нового поколения «Арктика», который должен быть спущен на воду 26 мая следующего года в день 160-летнего юбилея завода (на фото вверху ). 22 августа 2015 была установлена последняя секция носового блока.

«Данный ледокол является самым большим и самым мощным ледоколом в мире на сегодняшний день. Основные габариты: 12,74 м, наибольшая ширина 34 м, высота, включая надстройку, трубу и мачту — порядка 53 м», — говорит руководитель проекта Сергей Черногубовский.

В настоящий момент в Росатомфлоте существует два типа ледоколов: это крупные ледоколы, например «50 лет победы» (на сегодняшний день крупнейший в мире) и мелкосидящие (предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек) — «Таймыр» и «Вайгач».

«Арктика» совмещает два типа ледоколов, так как имеет двойную осадку.

«Рабочая осадка составляет 10,5 м, при этом максимальное водоизмещение - 33 тыс. тонн. На такой осадке он работает, когда проводит караваны судов в Арктике. Минимальная осадка составляет 8,65м — на этой осадке он может работать в устьях рек, таких как Енисей», — рассказывает Черногубовский.
Еще одна особенность — он выполнен из высокопрочной стали. «В районе ледового пояса составляет 40 мм. В связи с этим ледокол может проходить на скорости 1,5-2 узла, на максимальных оборотах припаянный лед высотой до 2,8 м как носом, так и кормой», — говорит руководитель проекта.
В настоящий момент на Балтийском заводе подписано два контракта. Первый - на строительство головного ледокола «Арктика» и второй — на создание двух серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал».