Почему у моряков брюки клеш. История одной вещи: брюки клеш. История клеш в российском флоте

Папаша Мюллер задал вопрос

Отчего на флоте пошла мода на брюки "клеш"?
Тут какое-то издание оповестило свет, что оттого, что так их (клешеными) проще с себя стянуть было, если матрос вдруг падал в воду. Логично? Ага.
Все дело в том, зачем с себя стягивать брюки, в воду упав - этим вопросом, похоже, никто не заморачивается...

И вспомнил я свои школьные годы. Не в клешах была проблема! Этим гордились.

Напомню, все старшие классы школы мой отец был старшим офицером - инженер-подполковником. Ходил в чёрной форме, в морском мундире. Форму новую ему выдавали очень часто, а отец был аккуратист. Форма годами была как новая. Даже рубашки! И он снабжал одёжкой флотской меня.

Совсем в детстве, в начальной школе, мне шили штаны и пальто из отрезов, которые отец получал. Отличная была ткань! А вот когда вымахал я большим, отец стал приносить полный комплект формы моего размера! Шинель немного переделывали, а рубахи и штаны полностью подходили. И вот впервые я надел флотские матросские штаны. И пошёл в школу.

Вот теперь будет интересно мамашам, которые имеют мальчиков и умеют шить.

На флотских штанах у матросов отсутствует ширинка (она же гульфик по морскому). Штаны спереди имеют т.н. клапан и застегиваются с боков на пуговках. А гульфик есть у офицеров.

Я помню, как в 7 классе пришёл в класс и все с интересом посмотрели на мои новые штаны - у них был клёш! - а когда сказал и показал, что у матросов ширинки нет и у меня на штанах тоже нет, все заржали. Было мне неказисто…

А потом придумал. Гордо сказал - клапан прекраснейшая вещь при быстром сексе))) да в людных местах))). И все пацаны посмотрели с уважением))… Блеф в нужное время - замечательнейшая вещь))

Опустим версии, которые повторяют все - про Петра Первого и секс, про Екатерину Великую и обнажённый член матроса - и поговорим про две основные версии.

Первая. Чтоб штаны быстро в воде скинуть. И клёш для этого, чтоб скинуть портки, не снимая ботинок. Это самая распространенная версия. Но мне милей Вторая.

Почему-то забыли про правдивую версию брючного клапана - военная форма самая продуманная одежда, бесспорно, флотская тоже. И все в ней подчинено практичности. Возникновение такого кроя с клапаном пришло от матросской одежды голландских моряков. Это чтобы, когда спускаешься с реи по веревке, не зацепиться мотней, не порвать одежду... И всё.

Нет, ещё одно. Если у вас есть фрак и фрачный комплект, то у вас тоже нету ширинки или гульфика на брюках! Странное родство - матрос и его штаны, аристократ и его штаны…

Нет, всё непросто! Ваши версии?

***
С морского форума:

Увидев будущую парадно-выходную форму матросов и старшин флота, я был сильно расстроен. Она стала напоминать форму сухопутных войск: те же фуражки, кители… Нет уже ни бескозырок с ленточками, ни тельняшек, ни «голландок», ни гюйсов… А ведь в этом была, можно сказать, вся «изюминка» матросской формы! Какой же это матрос в фуражке, а не бескозырке?! А повседневная форма, роба, стала во многом похожа на аналогичную американскую форму ВМС (опять слепое копирование всего западного). Она, например, сшита из сукна, которого почти уже не встретишь в современном обмундировании. Эта шерстяная форма имеет в свою очередь ряд достоинств: она тёплая, «дышит», отталкивает воду, надёжная и долго не изнашивается. Она также является и разнообразной. Например, в холодную погоду матросы и старшины надевали синие суконные голландки, а в тёплую - белые хлопчатобумажные голландки. Бескозырки были и чёрные, и белые и т. д.

Подтверждаю. Сукно великолепное, теперь заграничная херня заместо советского великолепия! Тонем…


У морских брюк раньше была застежка -лацбант.

Лацбант - это особая форма покроя передка матросских брюк, когда вместо переднего разреза с пуговицами есть клапан, который застёгивается по бокам у карманов.

Спереди брюк имелся откидной клапан,и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку упавшему в воду быстро освободится от одежды и всплыть.Когда две боковые застежки расстегивались то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких клешей брюки сами соскальзывали не задевая ботинок.

Военная форма самая продуманная одежда, бесспорно, флотская тоже. И все в ней подчинено практичности. Возникновение такого кроя с клапаном пришло от матросской одежды голландских моряков.

"МОРСКИЕ ШТАНЫ"

В наш язык слово «брюки» попало из голландского языка во время петровских реформ, поэтому в русских словарях 1789, 1803 и даже 1834 гг. все еще приходилось объяснять, что брюки — это «матросские штаны».

Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.

В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.

Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность

Так было...

Так стало...

Нахимовцы

День сегодняшний не радует. Министр обороны Сергеев (закончил ЧВВМУ им. Нахимова) знал, как больнее ударить по традициям, внешнему виду флота: изъят из ношения бушлат, введены стандартные брюки с ширинкой. «Экономия», так сказать, на "боевых и революционных традициях". http://nac.zbord.ru/viewtopic.php?p=130

У каждого поколения своя мода.
Л. Соболев, «Капитальный ремонт»:
«Неприлично гардемарину сидеть в театре выше второго яруса; невозможно выйти на улицу без белых замшевых перчаток; позорно торговаться с извозчиком; стыдно носить казенные ботинки. Таков был катехизис Морского корпуса...».

Из той же книги:
- А знаете, будущий адмирал, неостроумные у вас штаны, ей-богу!..
- Форма. Кроме того, обычная прорезь была бы безобразной. Ведь брюки спереди ничем не прикрыты.

Версий происхождения штанов с лацбантом - множество, с вариациями до амурных...

На самом деле лацбант когда-то был вполне массовым элементом одежды, и не только у моряков.

И скорее всего остался как дань традиции. Роба, кстати, фактически не менялась лет 200.

Мнение служивших на флоте:

"В суконных от парадки даже под дождеи намокнешь - они уже весьма тяжелые. Роба - напротив, мягкая, легкая и практичная. Если она из правильной ткани. Вот у меня обе были старшинки, а те кто позже призывался - приходили в "стекле" и "джинсе" - там было хуже, да. По весу одинаково, а вот по практичности - только старшинка.

Что же касается ширинки - штаны с нею в сочетании с фланкой ( фланелевка ), на мой вгляд менее эстетичны, чем с лацбантом. А неудобств от лацбанта ровно никаких, разве что первую неделю непривычно..."

Если у вас есть фрак и фрачный комплект, то у вас тоже нету ширинки или гульфика на брюках! Странное родство - матрос и его штаны, аристократ и его штаны…

Знаю две версии появления клапанов на матросских брюках:

1.Царь Пётр,проходя по набережной, увидел матроса занимающегося любовью с женщиной в кустах и мелькавшего своей голой "кормой"на виду у прохожих,издал указ:

"Матросы отродье хамское,но девки их любят и впредь,дабы они не позорили флот Российский, штаны им шить указанного покроя — передняя часть чтобы откидывалась, задняя прикрывала зад!"


2. Вторая версия не менее интересная:
Екатерина Великая решила посетить о.Котлин - Кронштадт на вёсельной шлюпке с гребцами

(здесь следует заметить, что во время перехода матросам, сидящим на вёслах, разрешается все действия делать только по команде старшины шлюпки, даже при надобности справить малую нужду при длительном переходе, существует команда - "Х** на планширь!"),

при переходе у матроса,сидящего на вёслах напротив императрицы, из ширинки вывалился его прибор, который царица наблюдала пока шлюпка не причалила в Кронштадте, после чего и был издан указ,запрещающий пошив матросских брюк с ширинкой. http://www.yaplakal.com/forum7/topic520683.html

ПЛЕЯДА МОРЯКОВ - семейные традиции

Началось все в 19 столетии.

Определенно точно то, что брюки клеш появились на флоте и неразрывно связаны с морскими традициями. Брюки, расширенные в калошах к низу, носили еще во времена парусных судов. Точно известно и то, что название предмета одежды происходит от французского слова «cloche» («колокол»). Любопытно, что несмотря на французские корни, первыми, кто принял такую форму официально стали Соединенные Штаты в 1810 году. В Россию клеш попали несколько позже.



Благодаря такой форме брюки легко снять.

Подобная форма брюк была выбрана из-за удобства покроя. Такие штаны не стесняют движения и позволяют легко заниматься повседневными обязанностями на корабле. Что не менее важно – они легко закатываются при необходимости. Они также исключительно удобны, когда речь заходит о подъеме по рее. Наконец, штаны легко снимаются даже через ботинки. Это очень важно, так как у матросов всегда есть риск упасть в воду. В такой ситуации может понадобиться быстро избавиться от лишней одежды, чтобы не пойти ко дну. Хочу обратить внимание на то, что по этой же причине, все морские куртки имеют широкий вырез – они легко снимаются через голову.


Брюки клеш – почему моряки носили именно их.

В России брюки клеш использовались с 19 века. Постепенно они также попали в гражданскую среду. Многие считали такую одежду невероятно модной и были правы. Впрочем, с уходом парусного флота стала меняться и специфика работы матроса, а вместе с ней брюки клеш стали выходить из обихода.

Брюки клеш в дополнение к тельняшке создают узнаваемый с первого взгляда образ моряка. Именно таким матроса представляют себе даже дети. Но почему мореходы носят именно такие брюки, а не, к примеру, зауженные? Откуда была взята такая форма, по какой причине ее ввели? Есть ли у таких брюк какие-либо практические особенности, актуальные именно для моряков, полезные для них на практике? Почему этот фасон появился именно в рамках флотской формы?

Если рассмотреть все нюансы глубже, некоторые вещи станут очевидными. Эти брюки появились в форме моряков многих стран мира совершенно не случайно.

История появления брюк клеш

Брюки клеш действительно происходят именно от флота, являются неотъемлемой частью морских традиций. Расширенные книзу штаны матросы носили еще во времена парусников. Согласно традициям и нормам, расширение вниз на брюках начиналось от бедра, а название такой одежды происходит от французского слова колокол – cloche. Несмотря на французское происхождение этого названия, официально такая одежда была введена сначала на флоте Америки, это произошло в 1810 годах. В России к такой форме перешли несколько позже, а брюки данного покроя именовались не только клешами, но и трубами. До этого моряки носили обычно широкие парусиновые или хлопковые штаны.

Практическая составляющая брюк клеш

Стопроцентно точной версии происхождения этих брюк нет, однако все исследователи склоняются к тому, что данная форма была выбрана не случайно, а из практических соображений. Это исключительно удобный покрой, который позволяет матросам с удобством, без лишних проблем выполнять свои ежедневные обязанности. Брюки обеспечивают подвижность, возможность заниматься физической работой, и при этом легко закатываются, если необходимо, к примеру, отдраить палубу, не замочив их. Штаны можно закатать, выходя на берег из не полностью причалившей шлюпки. Они исключительно удобны при необходимости подъема по мачте.


Работа моряка всегда связана с риском упасть в воду, оказаться в морской стихии. Одежда должна обеспечивать максимальные возможности для выживания в этом случае. Брюки клеш показывают себя с лучшей стороны и в этой ситуации. Если необходимо немедленно избавиться от одежды, чтобы не пойти ко дну, можно снять эти штаны прямо через ботинки. Старый тип застежки под названием лацбант, а также откидной клапан спереди обеспечивали освобождение от одежды даже в воде, снять эти штаны можно было за считанные секунды. Другие элементы одежды также были рассчитаны на это, морская куртка имеет широкий вырез, она легко снимается через голову, а ботинки имели обычно не шнуровку, а резиновые вставки (после изобретения процесса вулканизации каучука в 1839 году), что также упрощало освобождение от них.

Интересный факт: моряки гордились своей формой, причем не только ее практическими качествами, но и красотой. В брюки клеш при выходе на берег вшивались кусочки свинца по нижней части брючин – при этом штанины раздувало на ветру, они красиво колыхались. Впрочем, это было наказуемо, можно было получить выговор от начальства. Эти действия приравнивались к порче формы.

История клеш в российском флоте

Возвращение клеш на флот

Брюки клеш фигурировали во флотской форме не постоянно. В конце 19 века в российском флоте фигурировали уже прямые, не слишком широкие брюки из черного сукна, либо шерстяные. Ведь парусники постепенно уходили в небытие, специфика работы моряка стала другой, из-за этого стала меняться и форма. Однако вскоре широкие брюки снова вернулись – в 1909 году они становятся модными уже в гражданской среде. Вскоре они возвращаются на флот, но уже в офицерскую среду и в училища, становясь по большей части достоянием молодых людей. Обычный матрос не имел права их носить или перешивать стандартные прямые брюки формы. Но сразу после февральской революции ситуация вновь изменилась – каждый матрос считал своим долгом перешить брюки на клеш, либо приобрести таковые.

Это было противодействие старому строю, и как водится в таких случаях, энтузиазм иногда переходил все разумные рамки, брюки становились безмерно широкими. Брюки клеш с удвоенной активностью начали носить гражданские лица, матросы – анархисты же считали их обязательной частью формы.

Брюки клеш сегодня

В современном флоте РФ расклешенных брюк не носят, такого элемента в форме нет. Зато есть удобная и практичная форма со штанами стандартного покроя, средней ширины, которая оптимально подходит для текущих условий, в которых несут свою службу моряки.

Таким образом, брюки клеш появились во времена парусного судоходства. Этот покрой привлек своей практичностью, а также возможностью быстро снять в случае кораблекрушения, падения в воду. Брюки клеш красивы и удобны, однако сегодня они не используются как элемент флотской формы, появляясь время от времени только в рамках гражданской моды.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .