Положительные и отрицательные стороны демократии. От тоталитаризма к демократии. Отрицательные черты непрямой демократии

Историческая оценка демократического политического режима

В современном мире демократические основы государственного управления признаются и в разной степени обеспечиваются во всех развитых и развивающихся государствах. При этом, рассматриваемый политический режим не следует идеализировать, признавая его безусловным благом, на что, в том числе, указывают неоднозначные исторические оценки демократии.

В частности, известно, что древнегреческий философ Аристотель, в работах которого большое внимание уделялось изучению форм правления и поиску наиболее оптимальных из них, в зависимости от особенностей государственного устройства, относил демократию к «плохой» форме правления, обращая внимание на то, что абсолютная власть народа, безотносительно к имущественному положению, образованию граждан, и т.д. (власть «черни»), не отвечает потребностям поступательного эффективного развития государства, поскольку, в конечном итоге, соответствующая власть используется преимущественно в личных, а не общественных интересах.

В Средние века и Новое время отношение к демократии постепенно менялось, в том числе в связи с повышением грамотности населения и совершенствованием политической культуры граждан, и, постепенно, демократия перестала считаться «плохой» формой правления, при сохранении неоднозначного отношения к ней представителей различных направлений политической науки.

Кроме того, и среди крупных государственных деятелей демократия не всегда признавалась абсолютным благом.

Пример 1

Так, например, широко известно высказывание британского государственного и политического деятеля XX в. Уинстона Черчилля, который называл демократию «наихудшей» формой правления, за исключением всех других форм, выработанных человечеством.

Иными словами, отношение к демократии может быть охарактеризовано как неоднозначное, но тем не менее, по словам У. Черчилля, ничего лучшего мировой политической наукой не придумано.

В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть положительные и отрицательные стороны демократического политического режима, исходя из содержания которых возможно формирование целостного представления и выработка собственного отношения к рассматриваемой форме государственной организации.

Общая характеристика положительных и отрицательных сторон демократии

Переходя к рассмотрению вопроса о плюсах и минусах демократического политического режима, прежде всего, следует обратить внимание на то, что безотносительно к признакам, которые будут описаны ниже, подлинная демократия способствует сохранению политической стабильности при минимизации использования принудительных механизмов со стороны государства. Во многом это становится возможным благодаря тому, что в демократических условиях между властными решениями и населением страны существует устойчивая, прозрачная обратная связь, отражающая критику или поддержку соответствующих решений со стороны граждан.

Анализ специальной литературе позволяет сделать вывод о том, что в числе положительных аспектов демократического правления можно назвать:

  • Признание на высшем законодательном уровне и реальное гарантирование естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности;
  • Обеспечение формального равенства граждан, то равенства их положения перед законом и судом, безотносительно к имущественному и социальному положению;
  • Обеспечение возможности и реальная поддержка активного участия населения страны в ее политической жизни;
  • Постепенное формирование эффективных механизмов общественного контроля и самоуправления;
  • Разумное ограничение государственной власти, необходимое для недопущения ее абсолютизации;
  • Существование условий для постоянного обновления властных структур, отказа от необоснованного применения насилия с их стороны, как способа решения политических вопросов;
  • Четкое распределение функций между органами государственной власти, в условиях функционирования системы разделения властей, предполагающей эффективные механизмы сдержек и противовесов, для недопущения сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

Замечание 1

В то же время отмечается, что даже сформировавшийся демократический режим отличается наличием ряда негативных признаков, в числе которых можно назвать фактическое отсутствие реального равенства возможностей политических партий и граждан, несмотря на их юридическое провозглашение; зависимость принимаемых решений от лоббизма со стороны крупных промышленников, сохранение коррупционной составляющей, нередко – также слабость механизмов общественного контроля за выдвижением кандидатов в органы государственной власти.

Плюсы и минусы различных форм демократии

Выше были рассмотрены положительные и отрицательные стороны демократии в целом, безотносительно к тому, о какой конкретно ее форме идет речь. При этом в литературе подчеркивается, что прямая и представительная демократии, как основные типы рассматриваемого политического режима, также отличаются наличием сильных и слабых сторон.

Так, например, в числе недостатков прямой демократии принято называть сложность принятия согласованных решений в условиях больших социальных групп, нередко – также недостаточность компетенции и излишнюю эмоциональность населения в процессе принятия политически значимых решений, и связанную с этим высокую подверженность общественного сознания манипулированию со стороны профессиональных политиков.

В свою очередь, сильными сторонами прямой демократии выступает непосредственное участие народа в выработке и принятии важных решений, обеспечение возможности совершенствования политической культуры граждан, и т.д.

В свою очередь, негативными сторонами представительной демократии можно назвать:

  • Отрыв органов государственной власти и их конкретных представителей от избирателей;
  • Расширение возможностей для влияния мощных групп давление;
  • Ослабление подлинно демократического контроля;

Плюсами представительной демократии выступают:

  • Высокая компетенция лиц, принимающих государственно-властные решения;
  • Повышение оперативности и эффективности политической деятельности и т. д.

Что такое демократия? В переводе с греческого, данный термин означает «власть народа». Демократия — это политический режим, которому свойственное коллективное принятие решений с равным воздействием участников на весь исход процесса, или воздействие на той стадии на котором он находиться. Правда говоря, данный метод воздействия применим практически к любым общественным структурам, но на сегодняшний день его самым важным органом является государство, потому как именно государство обладает наибольшим количеством власти.

Чтобы понять, что такое демократия, ознакомьтесь со следующими признаками, где она применима, если говорить обо всем государстве:

  1. Народ назначает лидеров , которые будут управлять населением и страной в целом путем честных и состязательных выборов.
  2. Именно народ есть и будет единственным легитимным источником власти.
  3. Народ осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Именно при демократии принято считать, что власть не может быть захвачена силой, и она не дана высшими силами, например Богом, а принадлежит если одному источнику — народу. Данный политический режим, берет начало еще с древней Греции и древнего Рима, но по-настоящему его применили ко всей стране только в 1776 году в США.

Для демократии характерны следующие признаки:

  • полное признание и провозглашение прав и свобод человека;
  • принятия решений коллективно;
  • возможность избрания органов власти и управления, должностных лиц своим избирателем;
  • гласность в деятельности государства.

Плюсы и достоинства демократии

Демократия — это такая форма политической организации, при которой народ и выдвигает, и принимает, и исполняет все законы, решения. Демократия обладает множеством достоинств:

1) Данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, а также предупреждает злоупотребление властью и не допускает отрыва правящей стороны от народа.

2) Демократия представляет из себя такую форму организации власти, при которой голос каждого человека будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений.

3) Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность.

4) Профессионализм власти.

5) При обсуждении того или другого вопроса в парламенте, это дает возможность достичь баланса интересов.

Минусы и недостатки демократии

1) Очень сложно привлечь каждого человека или общество к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как большинство граждан не желают принимать добровольное участие в политике.

2) Часто случается так, что власть попадает в руки не истинным лидерам, а демагомам.

3) Большое разнообразие лидеров, большое разнообразие мнений мешает выбрать единое решение.

4) Народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственных институтов.

5) Происходит своеобразное отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократическим видам власти.

6) Если рассматривать общество в целом, то мы понимаем, что при данной форме демократии, люди практически лишены реальной власти, за исключением того момента когда он выбирает лидеров.

Выходит, что сложная иерархическая система лишает народ власти, тогда про какую демократию можно говорить? Конечно же, если мы будем обсуждать «идеальную» демократию, пускай даже и представительную форму, то можем понять, что человек обладает, в принципе, голосом на выборах, референдумах, если задуматься то каждый человек этим влияет на политическую жизнь страны в которой он живет. Но давайте будем реалистами. В данном случае мы говорим о том, что подобного рода демократия, это всего лишь сказка для любого гражданина страны, под которой прячутся высшие должностные лица, которые в свою очередь, руководствуются не интересами своей родины, своего народа, а какими-то личными интересами и желаниями.

Подводя итог , мы видим, что такой политический режим, как демократия, имеет явный здравый смысл, он благоприятно влияет на народ и большинство граждан довольны тем, как они могут влиять на политическую ситуацию в стране, ну а с недостатками обязательно нужно бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.

Положительные стороны демократии.

  • 1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти.
  • 2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.
  • 3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.
  • 4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.
  • 5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.
  • 6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу.
  • 7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит. Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии.

  • 1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.
  • 2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.
  • 3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой.

Трудно представить разум толпы. Даже жестокий диктатор, ведущий общество к спасительной цели, совершает благое деяние. А если демократичное общество, единодушно с воодушевлением движется к ложной цели, то оно совершает самоубийство. Если цель движения выбрана неверно, то все единодушные идеалы и красивые лозунги не дадут положительных результатов.

  • 4. Демократическое общество продолжает выдавать "лицензии" на власть людям, обещающим "райскую жизнь". Однако очевидно, что многие потребительские тенденции создают проблемы и препятствия для развития общества.
  • 5. Прошлая история человечества есть процесс приспособления людей к социальной среде, к самим себе. Отношения с природой всегда отступали на задний план, т. к. проблемы с ресурсами разрешались как бы сами собой. В наш век проблемы взаимодействия с биогеосферой выходят на передний план, что должно отразиться и в политике. Технически это можно осуществить через ограничение потребления природных ресурсов. Чтобы убедить в этом народ, потребуется властное влияние элиты.
  • 6. Любой народ стремится повысить уровень потребления, до уровня элиты или хотя бы до уровня среднего американца. Но при нынешних возможностях производства если половина населения Земли станет потреблять как средний американец, то биосфера потеряет репродуктивные способности, что приведет к экологической катастрофе. Демократически избранная элита не сможет исполнить волю народа, не вызвав экологической катастрофы.
  • 7. Демократия и права человека являются благодатной почвой для расцвета терроризма, т. к. ограничивают возможности борьбы с терроризмом, ограничивают права следственных органов. Забота о правах законопослушных граждан расширяет возможности противоправных элементов.

Пришедший к нам из греческого языка термин «демократия» в дословном переводе означает «власть народа». Что стоит за столь громким определением, и какие формы демократии сегодня существуют? Мы постараемся коротко и доступно ответить на данные вопросы.

Из истории демократии

Понятие демократии появилось в 5-м веке до н. э. в Древней Греции. Однако сами эллины, хотя и стали его родоначальниками, были не в восторге от этого политического уклада. Платон называл демократию властью завистливых бедняков, Аристотель трактовал ее как форму правления большинства малоимущих граждан, действующих исключительно в своих интересах. Пифагор считал демократию «бичом, угрожающим человечеству».

Афинская демократическая система носила избирательный характер. С одной стороны, принимать участие в решении государственных вопросов мог любой гражданин страны, для этого ему следовало всего лишь участвовать в Народном собрании, являвшемся высшим органом власти.

С другой стороны, этим правом обладали лишь свободные граждане мужского пола, достигшие 20 лет. Женщины и рабы в управлении государством участия не принимали.

Современные ученые менее строги в оценке афинской демократии и считают ее более прогрессивной, чем нынешнее ее проявление, которое многие называют олигархической демократией. При этом они отмечают: нынешние попытки установить власть народа еще далеки от того идеала, который рисовали в своих работах Жан-Жак Руссо и Бенедикт Спиноза, Иван Франко и Андрей Сахаров.

Признаки демократии

С момента своего возникновения демократия претерпела значительные изменения. Рабство кануло в небытие, женщины получили равные права с мужчинами, а управление государством посредством народных форумов и вече преобразовалось в референдумы и выборы.

Сегодня западные и отечественные политологи расходятся во мнении, когда пытаются дать определение демократии. Однако и у тех, и у других ее суть сводится к участию рядовых граждан в управлении государством, только степень этого участия видится всем по-разному.

Основными признаками демократии считаются:

  • верховенство народной власти. На практике это означает: народ имеет право управлять страной через органы государственной власти, выявляя свою волю на референдумах и избирая своих представителей в законодательный орган страны;

  • представители основных государственных органов выбираются, а не назначаются. Это же касается и первых руководителей. В качестве примера приведем выборы Президента и Государственной Думы России, а в Украине — Верховной Рады, областных, районных и городских советов;
  • равноправие всех слоев населения, в том числе равенство избирательных прав. Право голоса в демократической стране имеют все граждане, достигшие установленного законом возраста;
  • подчинение меньшинства большинству. Примером может служить любое голосование, когда решение принимается большинством голосов.

Наличие перечисленных признаков свидетельствует о том, что страна идет по демократическому пути развития. Однако не стоит забывать, что степень демократии, то есть допуска рядовых граждан к управлению страной, бывает разной.

Принципы демократии

Принципы, на которых базируется демократическое государство, вытекают из признаков, перечисленных ниже:

  • соблюдение всех прав человека и политическая свобода. Другими словами, демократическое государство действует строго в рамках правового поля, соблюдает Всеобщую декларацию прав человека ООН и наделяет народ правом менять конституционный строй;
  • выборность государственной власти, формирование местного самоуправления путем волеизъявления народа. Примером могут служить выборы в районные, городские и областные советы, а также в Госдуму и Верховную Раду;

  • равноправие всех граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности, социального статуса, пола, места жительства, религиозных и политических взглядов;
  • разделение ветвей власти и невозможность воздействия одной на другую. Так, судебная власть должна быть свободна от давления со стороны исполнительной и законодательной, это гарантирует объективность принятия решений;
  • плюрализм, гарантирующий множественность партий, объединений и общественных организаций.

Формы демократии: недостатки

Большинство политологов выделяют две формы демократии.

Прямая

В этом случае народ непосредственно без посредников, принимает участие в решении судьбы государства. Примером может служить проведение в марте 1991 года референдума о сохранении СССР в обновленном виде, а в декабре того же года — украинский референдум, в ходе которого Украина обрела независимость.

Непрямая

Ее еще называют представительной и репрезентативной, поскольку она позволяет народу выражать свою волю не напрямую, а через посредников — депутатов, мэров, сенаторов и т. п. Выбирая их в органы самоуправления, народ делегирует им свои полномочия определять политическую и экономическую стратегию развития государства.

Обе формы демократии имеют свои недостатки.

Минусы прямой демократии:

  • сложно принять согласованное решение, учитывающее мнение не только большинства, но и меньшинства. В ходе референдума побеждает большинство, меньшинство остается в проигрыше;

  • компетентность народа недостаточно высока, а потому принимаемые им решения не всегда правильны;
  • профессиональные политики научились умело манипулировать общественным мнением и добиваться симпатий избирателей. К сожалению, часто за предвыборными обещаниями скрывается обычная демагогия и обман;
  • дороговизна плебисцитов: выборы обходятся государственному бюджету в миллионы, которые могли бы направляться на развитие экономики и повышение благосостояния народа;
  • низкая гражданская активность, проявляющаяся в плохой явке на избирательные участки.

Отрицательные черты непрямой демократии:

  • бюрократизм и отрыв народных избранников от тех, кто их выбрал. Увы, часто во власть идут люди, заботящиеся не о благополучии страны, а о собственных интересах;
  • лоббирование интересов финансово-промышленных групп. За спиной любого депутата стоит невидимая сила, финансирующая его избирательную кампанию и требующая впоследствии отрабатывать эти инвестиции принятием нужных ей законов;

  • ослабление народного контроля снизу. После того, как депутат оказывается в парламенте, избиратели до следующих выборов практически лишаются рычагов влияния на него.

Как видите, обе формы демократии далеки от идеальных и требуют дальнейшего совершенствования. Западные страны, идущие по этому пути дольше нас, тоже не могут похвастаться окончательным решением проблемы. Поэтому впереди у всех еще много сложных задач и, возможно, непопулярных, мер. Но главное — вектор задан.

Промежуточные выборы в Палату представителей и Сенат США, прошедшие несколько дней назад, представляют собой отличный пример, показывающий все достоинства и недостатки демократии как политического режима. Было бы полезно подробнее рассмотреть этот вопрос.

Эти выборы позволили американскому народу открыто выразить свое мнение по поводу некоторых действий президента Обамы, после всего лишьдвух лет его правления. За эти два года президент африканского происхождения произвел настоящую революцию в умах, изменив образ мышления и убеждения американцев, пообещав им огромные перемены. Некоторые американские политические наблюдатели указывают на то, что сами эти обещания негативно повлияли на Обаму, завысив ожидания избирателей. В итоге с первого же дня своего правления он столкнулся с катастрофическим положением в экономике страны - в таком виде она ему досталась от правивших восемь лет до него республиканцев. Также он оказался вынужден с огромным трудом бороться с общемировым кризисом, разразившимся в 2007 году. Хотя этот кризис принес ему множество голосов избирателей, недовольных политикой республиканцев, он также заставил американцев испытать разочарование от того, что они считали "отсутствием успеха" в борьбе с кризисом, несмотря на то, что Обама принял множество важных решений, без которых нынешняя ситуация была бы гораздо хуже. Результатами прошедших выборов американский народ вынес своему президенту жесткое предупреждение: ему необходимо приложить еще больше усилий в урегулировании внутреннего кризиса в следующие два года, иначе ему будет очень сложно победить на предстоящих президентских выборах. Опросы показывают, что больше всего американцы недовольны действиями Обамы по отношению к проблемам мирового экономического кризиса, иммиграции (в этих областях они оценивают ситуацию как удовлетворительную), социального сектора, налоговой сферы, а также к защите прав сексуальных меньшинств (многие из их представителей голосовали за Обаму на президентских выборах, а после были разочарованы из-за отсутствия обещанной поддержки со его стороны) и войны в Афганистане. С другой стороны, американцы одобрили действия Обамы в отношении трех проблем: это война в Ираке, защита окружающей среды и здравоохранение (хотя за реформу последнего он подвергся критике со стороны левых сил, которые хотели больших изменений, и со стороны владельцев учреждений здравоохранения, которые считают, что на них легло слишком тяжелое бремя).

Что касается негативных сторон демократии, то они выразились в быстром росте популистской и экстремистской "Партии чаепития" (Tea Party), возглавляемой Сарой Пэйлин. Эта партия крайне враждебно относится к американским мусульманам, социалистам и чернокожим, а также требует проведения более жесткой политики по отношению к эмигрантам, более решительных действий в борьбе с терроризмом. Эта ситуация еще раз доказывает, что демократия имеет недостатки, как заметил Платон примерно две с половиной тысячи лет назад. Именно демократия позволила безобразной толпе экстремистов и ее лидерам, взывающим к самым низким из человеческих чувств, обрести силу. Это повторялось много раз в человеческой истории, и теперь происходит в Соединенных Штатах, где агитаторы-популисты "Партии чаепития" используют неудовлетворенность народа, трансформируя ее в неприязнь к личности Обамы, его расовым и религиозным корням. Эта партия использовала страхи американцев, чтобы получить несколько важных мест в Палате представителей, а позднее и преимущество на президентских выборах. Они хотят помешать Обаме проводить реформы и лишить его политического влияния на ближайшие два года, до президентских выборов.

Несмотря на все недостатки, демократия остается замечательной системой, дающей избирателям шанс на изменения. Возможно, иногда эти изменения не к лучшему, однако избиратели сами несут ответственность за них, потому что они не навязаны им кем-то сверху без возможности высказать свое мнение.