Православное воспитание девочек переходного возраста читать онлайн. Как воспитать девочку: советы и рекомендации. Школьные прилежницы: в стремлении к похвале и одобрению
Введение
Цель православного воспитания девиц
Методы и средства православного воспитания девиц
Дух времени и ошибки в воспитании девиц
Святые отцы о воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель и содержательная основа светского воспитания определяются текущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров влечет за собой переоценку задач и форм организации воспитательной работы. Вместе с тем, духовное воспитание личности, понимаемое как приобщение ребенка православной культуре и традициям, как формирование в сознании и поведении установок, отвечающих неизменному, указанному Богом предназначению человека: мужчины и женщины, - не должно претерпевать каких-либо корректировок в угоду тем или иным социальным реформам.
И чем активнее современная светская идеология выдвигает карьерные и потребительские цели в ранг общественных идеалов, тем большая твердость и настойчивость требуются от родителей и педагогов для формирования в юных душах нерушимой основы православного мировоззрения, позволяющей им противостоять нарастающим соблазнам мира.
Социальные процессы последнего столетия, уравнявшие мужчину и женщину практически во всех жизненных сферах, привели к тому, что даже в православных семьях вошло в обычай воспитывать как в мальчиках, так и в девочках качества и навыки, позволяющие им, прежде всего, доказывать свою состоятельность в обществе, завоевывать деловые и личные симпатии, добиваться финансового успеха.
Подобный подход несет в себе серьезную проблему, затрагивающую не только область нравственного благополучия личности, но здоровье и будущее народа в целом. Женщина, поставленная Богом, как хранительница семейных ценностей, мать, хозяйка, помощница мужу, под влиянием эмансипации и других либеральных течений все чаще отказывается от назначенного ей пути. Результатом становится деградация и разрушение всего общества. Поэтому сегодня задача полноценного воспитания будущих женщин имеет высокую актуальность и государственную важность.
Но каким должно быть правильное воспитание девиц в согласии с христианским духом? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо проанализировать следующие положения:
В чем заключается земное служение женщины;
Какие качества позволяют ей в полной мере реализовать свое предназначение;
Какие методы и средства являются наиболее эффективными для воспитания и укрепления будущей женщины на пути ее служения.
Объектом исследования данной работы является процесс воспитания девиц, основанный на православном учении и традициях, учитывающий особенности женской психологии, а также роль женщины в жизни общества.
Предмет исследования – цели и задачи, методы и средства православного воспитания девиц, духовная основа, психологические предпосылки, исторический опыт, а также распространенные ошибки воспитания по духу времени.
Целью настоящей работы является анализ социально-исторического аспекта, а также духовной и психологической основ православного воспитания девиц.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Выявление смысловой и содержательной основы православного воспитания девиц в соответствии с предназначением женщины.
Анализ методов и средств православного воспитания девиц, изучение исторического опыта на примере дореволюционной России, а также примеров из жизни первых христиан.
Выявление и анализ распространенных ошибок в воспитании, возникающих под влиянием духа времени.
Изучение наследия святых отцов Церкви в отношении воспитания детей.
Формирование выводов относительно целей и характера воспитания девиц в истинно православном духе.
Для ознакомления.
«Духовные и нравственные основы воспитания девочек
Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования». А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребенка, передает детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своем будущем.
Особенности воспитания девочек, связаны с особенностями происхождения женщины, ее назначения и тех природных свойств, которыми она наделена.
Происхождение женщины
«Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой (Быт. 2, 21–22)». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” (1 Тим. 2, 12, 13)».
Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как еще не укрепились в добре. Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою большую склонность к греху по сравнению с мужчиной. Почему именно женщина пала первой? Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины: «Он (змий – ред.) приступил к жене, как к существу более слабому…». «Жена более удобопреклонна к искушениям».
Назначение женщины до грехопадения
«По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа. Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца, в восхождении по лествице духовного совершенствования. Эта честь принадлежала бы и ее дочерям».
Назначение женщины после грехопадения
После грехопадения «из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному. “Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” (Быт. 3, 16)». Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Старец Порфирий говорит, что «страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».
Каким же стало назначение женщины после грехопадения и в чем теперь состоит ее долг или какие обязанности она должна выполнять? На поприще жизни женщину ждут обязанности супруги, матери, хозяйки и дочери.
Обязанности женщины
Воспитание девочки должно подготовить ее к тому, чтобы в семейной жизни она стала примерной матерью, верной спутницей своего мужа, доброй хозяйкой, заботливой и послушной дочерью.
Обязанности супруги перечислены в первой главе. Здесь лишь укажем, на что обращает особое внимание Глинский иеромонах Порфирий: разделять с мужем все многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды; благодушно переносить суровость и все странности его характера; поддерживать падающие силы его духа; разнообразить и возвышать радости мужа.Обязанности доброй, знающей хозяйки состоят в том, чтобы: управлять домом; уметь готовить здоровую пищу; иметь навыки оказания первой медицинской помощи; насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви.Главная обязанность женщины как примерной, благоразумной матери – «содействовать просвещению ума и сердца детей своих», воспитывать их в знании и соблюдении нравственных законов, то есть в духе благочестия. Обязанности детей указаны в первой главе. Иеромонах Порфирий обращает внимание на обязанности дочери: чтить отца и мать; быть послушной по отношению к своим родителям на протяжении всей своей жизни; заботиться о них (особенно в старости и немощи) с любовью и терпением.
Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек
Для выполнения этих обязанностей, по мнению старца Порфирия, женщине требуются добродетели: кротость, терпение, любовь, предусмотрительность. (О воспитании этих добродетелей рассказано в Разделе II учебного пособия «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»).
«Святой апостол Петр требует от жен нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, чтобы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жен». Рассмотрим более подробно указанные Апостолом добродетели.
О воспитании кротости и тихого нрава у девочек.
Преподобный Иоанн Лествичник определяет кротость как «неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Кротость, по определению Златоуста, состоит «вообще в перенесении обид, и, в особенности, в перенесении неприятностей не только от высших и начальствующих, но и от низших». При всех обидах и неприятностях … /необходимо/ хранить неизменно спокойствие духа и быть ко всем приветливым и радушным. Это внутреннее расположение… души должно выражаться и вовне – во всех словах и поступках. Такое постоянное расположение духа и внешнее его выражение и есть кротость. Но эта кротость не должна, впрочем, доходить до слабости, до потворства людским порокам; кротость нисколько не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений… Требование от /человека/ кротости не лишает его и права законными средствами защищать свою честь». Святитель Филарет Московский пишет: «Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером». «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». (Сир. 26, 17)Святитель Тихон Задонский называет кротость «плодом духовной мудрости» и «плодом истинной веры».Кроткое устроение ума позволяет человеку даже в самых сложных жизненных ситуациях принимать верные решения и действовать самым оптимальным образом. Никакие эмоциональные потрясения не в состоянии затмить ум кроткого человека. «Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия». Кроткий никогда не скажет в гневе слов, о которых потом будет жалеть; он никогда не поднимет руку на другого человека в состоянии ярости; его ум никогда не затмится ревностью и завистью. Ум кроткого неизменно контролирует его действия, слова и чувства; и потому его поступки всегда разумны, и даже в сложных ситуациях он не действует импульсивно и необдуманно. Упорядоченность, которая царит в душе кроткого и проявляется в работе его ума, делает любую деятельность такого человека успешной и эффективной.«Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость» – пишет святитель Игнатии Брянчанинов. А преподобный Марк Подвижник отмечает, что «кроткий по Богу премудрее премудрых».Движения сердца кроткого человека подчинено его уму. Это контроль ума человека, который знает и почитает Бога и исполняет нравственные законы.Преподобный Иоанн Лествичник часто использует слово «кроткий» совместно со словом «тихий».«Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд (Пс. 24, 9), паче же на рассуждение».Святитель Тихон Задонский пишет о тихом устроении души: «Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать».
Методы воспитания кротости
1. Метод примера. Пример кротости – кротость Спасителя, Пресвятой Богородицы, примеры жизнеописания святых должны быть главными образцами для девочки в воспитании у нее этой добродетели.2. Метод наставления. Девочек учить с ранних «при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться». Учить девочек не раздражаться; «Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется». Пресекать у девочек гнев;«Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения». Прививать терпение, в том числе занимая их рукоделием.
О воспитании благопокорливого нрава
Что значит благопокорливый нрав? «Благопокорливый – покорный, смиренный, послушный». «Человек должен почитать Бога покорением воли своей Его воле. Истинное богопочитание рождает истинную покорность».
Основные методы воспитания благопокорливости:1. Метод примера (покорность Иисуса Отцу Небесному)Пример родительской покорности Божией воле.2. Назидания: учить все делать ради славы Божией. наставлять угождать ближним и всячески о них заботиться учить относиться к оскорблениям как к «спасительному пластырю, Господом прилагаемому на рану тщеславия». 3. Метод внушения внушать послушание воле Божией, родителям, старшим;
О воспитании богобоязненности (страха Божия)
«Страх Божий, как страж, хранит душу от зла». «Страх Божий очищает от грехов». «Страх Божий удерживает от зла и научает добру».
Основные методы воспитания страха Божия:
1. Метод примера: примеры из Евангелия, жизнеописания святых, пример родителей.2. Метод поучения: беседы о свойствах Божиих беседы о сущности понятия «страх Божий».Преподобный авва Дорофей, опираясь на труды святых отцов, говорит, что есть два страха: «один первоначальный, а другой совершенный, один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх» 3. Метод наставления. Старец Амвросий Оптинский на вопрос, как стяжать страх Божий, отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну» удерживать язык от зла и уста от лести (не уязвлять ничем совести ближнего, не злословить, не раздражать; не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его) исполнять заповеди Божии, делать все по совести иметь неослабевающей память смерти и память вечных мучений4. Метод предостережения. учить избегать дерзости, так как она «изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение»Дерзость, как учит нас преподобный авва Дорофей, «бывает многообразна»: может быть дерзкое слово, осязание, взор; может быть дерзкое действие: прикасаться к другому без необходимости, толкать кого-либо, вырывать что-либо из рук и т. п. говорить о том, что надо стараться избегать не только явных, но и тайных грехов
Святитель Иоанн Златоуст особое внимание обращает на воспитание у девочек скромности.
«Прежде всего учите дочерей быть благочестивыми и скромными, <…> не слишком заботится о нарядах. <…> Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, и не одних детей, но и внуков».Какого человека называют скромным?«Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерный, но не лукавый, благородный. Приучить себя надо к скромному образу мысли».«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия».Таким образом, родители должны воспитывать девочек скромными.Почему девочек надо отучать от желания «слишком заботиться о нарядах»?«Одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительнейших признаков нравственных качеств человека», – говорит иеромонах Порфирий.«Костюмы – вещи бездушные, но сильно действует на душу». Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию и страстям тех, кто их носит, и, соответственно вызывают страсти у тех, кто на них смотрит.Стыдливость – прирожденный страж невинности девушкиВажной особенностью женской природы, является стыдливость. которая, по определению святых отцов, является «прирожденным стражем невинности девушки», «естественным свойством девической скромности и чистоты». Старец Порфирий называет стыдливость благодетельным чувством, так как именно стыд может удержать девицу на пути чести, когда «ни представления рассудка, ни очевидная опасность, ни страх наказания, ни всеобщее нарекание, ни другие побуждения» не могут это сделать.«Природа особенно наделила женщин стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями.Правила сохранения стыдливости: избегать воспоминаний, которые могут привести к нечистым помыслам, отгонять их, как только они возникают; следить за работой воображения, не допускать порочных образов, рассеивать их полезной деятельностью или важнейшими размышлениями; удаляться неблагопристойных сообществ и неприличных разговоров; удаляться льстецов, показывающих восхищение красотою девушки, а на самом деле толкающих на путь нечистых пожеланий.
О целомудрии девочек
Целомудрие преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей». «Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповреждённого здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не осквернённый нечистыми мыслями, сердце, не заражённое нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами».
Поэтому очень важно понимать, что целомудрие – это добродетель, затрагивающая все части человеческого устроения – тело, ум, чувства, волю, восстанавливающая их целостность и помогающая преодолеть неестественное состояние человека после грехопадения. «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос».Поэтому целомудренный ум характеризуется целостностью и истинностью суждений; его деятельность не повреждается страстями. «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу». Таким образом, целомудрие (целостность ума) – является той основой, на которой формируется благоразумие и мудрость – качества, необычайно важные для каждой женщины. Более того, целостный ум не только помогает держаться доброго и отвращаться злого, защищает от жизненных ошибок, но также определяет и состояние души. В чистой, целомудренной душе все силы находятся в состоянии гармонического равновесия, ведь «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».Всеобъемлющая добродетель целомудрия освящает не только ум, чувства, но и тело человека. Это проявляется и во внешнем облике. Если нам бывает приятна чистота и опрятность в одежде, то насколько более важно и заметно это в самом человеке. «Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный». Более того: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства». Состояние девства действительно теснейшим образом связано с добродетелью целомудрия. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело – храм Духа;… „если кто разорит храм Божий, того покарает Бог“ (1 Кор. 3, 17)». Но необходимо понимать, что состояние девства отнюдь не исчерпывает добродетели целомудрия. Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что разрушение целомудрия возможно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внешнем хранении девства. Можно, сохраняя телесную целостность, не иметь целомудрия из-за растленного сердца, помраченного ума, поврежденной воли:«Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия».«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души». Авва Геронтий«Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем». С другой стороны, отсутствие телесного девства не является свидетельством отсутствия целомудрия. Более того, супруги, живущие в супружеских отношениях, должны быть целомудренны. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». «…Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…». Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности». Задача сохранения целомудрия является одной из важнейших жизненных задач каждой женщины. Потеря целомудрия не даром называется падением: «Сколь же велико бедствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением». Потеря целомудрия сказывается на всей природе человека, разрушает не только его тело, но и ум, чувства, волю. «Греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы» – предупреждает преподобный Ефрем Сирин. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждал своих духовных чад: «Если девица до замужества потеряла целомудрие, она будет как разбитое колесо у телеги; и как его не склеивай, оно всю жизнь будет скрипеть». Очень важно сформировать в девочках понимание огромной важности сохранения целомудрия. Противостоять своей плотской природе они захотят только тогда, когда осознают реальную опасность гибели тела, души, ума, воли; разрушения семейного счастья; потери возможности Богообщения и превращения в рабынь в руках врагов рода человеческого; опасности для судьбы и здоровья будущих детей. Но не только личное счастье находится в прямой связи с добродетелью целомудрия, но и жизнь общества в целом. Святитель Филарет, митрополит Московский, указывает: «Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной».
Из сказанного следует, что целомудрие, которое характеризует состояние целостной чистоты человека, жизненно необходимо воспитывать. Каким образом? «Заповедано хранить целомудрие: во взглядах в речах в сердце».В числе условий, необходимых для воспитания добродетели целомудрия, святые отцы называют: стыдливость, смирение, послушание, хранение телесных чувств, труд, пост, горячую молитву, внимание, Таинства исповеди и причастия. Среди причин падения чаще всего упоминается невоздержанность телесных чувств (зрения, слуха, осязания), чревоугодие, долгий сон, праздность, леность.Среди духовных причин падения: самомнение, гордость, высокоумие, осуждение, празднословие, тщеславие.Все это указывает нам основные направления педагогической работы – что нужно пресекать, от чего необходимо детей беречь, а к чему, напротив, прививать склонность и осознанное устремление. Почему воспитание указанных добродетелей должно являться целью трудов девичьих наставников? Потому что этими добродетелями «обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности». Если с детства готовить женщину к выполнению обязанностей жены, матери, хозяйки, дочери, то результат такого воспитания старец Порфирий описывает так: «Семейная жизнь потечет светлою струею, без перерывов и столкновений, расходы сократятся, прихоти и причуды всякого рода уступят место существенным потребностям, во всем окажется избыток…, члены семейства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно прекрасное целое». В процессе девического воспитания нужно учитывать определенную способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.
Влияние на детей
«Женщина самому зародышу ребенка передает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности детей».
Ярким примером влияния благочестия женщины на ее детей является семья, в которой вырос святитель Василий Великий. Благодаря исключительным нравственным качествам матери из шестерых детей трое стали святыми. «Удел быть матерями благонравных детей, здоровых душой и телом, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, но тем, которые живут в благочестии и чистоте». «Все великие мужи моральными своими доблестями самым непосредственным образом были обязаны высокому благочестию матерей».«По свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».
Влияние на мужчин
Особое влияние женщины имеют и на мужчин. Старец Порфирий отмечает у женщин особую «силу убеждения», отчего «нередко, – пишет он, – мужчины медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честью, жизнью».
Пример жизни благочестивой женщины способен и без слов убедить мужа, который раньше не покорялся нравственному закону, и послужить его исправлению. Это подтверждает множество примеров. Например, жизнь блаженной Моники, матери блаженного Августина, которая своим примером привела мужа к истинной вере. Поэтому святой апостол Петр дает женщинам такое правило: украшать себя не внешним плетением волос и нарядами, но благочестием и скромностью, пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Как величественна была бы такая женщина, – говорит старец Порфирий – в таком украшении! «Каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней…. В благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно». Женщина высоконравственная облагораживает мужчин. «Женщина, проникнутая чувством благочестия, имеющая мирные добродетели, внушает мужчинам уважение и тем самым облагораживает их».
Влияние на общество
Старец Порфирий, говоря о влиянии женщины на общество, раскрывает необходимость согласовывать воспитание девочек с их предназначением. «Даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, заранее, с самого младенчества, готовили к этому прежде всего матерей. И такое воспитание девочек произвело переворот в республике. И образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа. Один этот пример говорит о великой нравственной силе женщины.
Как много могло бы дать для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства? Старец Порфирий говорит об очевидности того факта, что «сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей». «Когда пала праматерь, не устоял и праотец – и все подверглось крушению». По этой же схеме происходят события и в современном мире. Когда женщина не выполняет свой долг, то в семействах нарушается порядок, в свою очередь, «семейные смуты сказываются на обществе: из-за них происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные». Насколько важно для общества выполнение женщиной своего долга, раскрывают слова старца Порфирия: „Мир прекрасен в той мере, в которой женщина сохраняет верность своему долгу“.
Основные правила воспитания девочек
1. Девочка должна быть воспитана в духе святой веры. Душа, в которой обитает страх Божий, отличается чистотой, здесь нет места для порока и преступления.
2. Девочек нужно готовить с детства ко всем положениям жизни, так как, по словам старца Порфирия, обстоятельства их будущей жизни зависят исключительно от Промысла Божия. 3. Устранять все случаи и поводы, служащие девушкам к соблазну.4. Необходимо научить девочек с детства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблазнительных образов и звуков.5. Не расточать им похвалы, а хвалить и ласкать в меру.6. Внимательно относиться к внешним проявлениям нравственного чувства у девочек (к походке, взгляду). «Одеяние <...> и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем» (Сир. 19, 27). 7. Уберегать от легкомыслия и рассеянности пустых занятий, обучить разным видам рукоделия. Рукоделие является одним из важных средств воспитания терпения.8. С детства обучать их ведению домашнего хозяйства.В рассказе В. И. Даля (из книги «Картины из быта русских детей) девятилетняя девочка вместе с мамой составляет список необходимых для семьи продуктов, учится не приобретать ничего лишнего и разумно распоряжаться отведенными средствами.9. Приучать девочку с детства заботиться о ближних. 10. Круг чтения девиц должен непременно включать Священное Писание, жития святых. Все родители хотят видеть своих дочерей счастливыми. Что же составляет счастье девиц? Плоды христианского воспитания, те добродетели, которые они будут бережно хранить в своих сердцах. Старец Порфирий говорит, обращаясь к родителям: «Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию. Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом - воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия».
«Духовные и нравственные основы образования и воспитания»
под редакцией доктора педагогических наук
Н.В.Маслова" ЕрошкаРу
Да и матерям их понять проще - все-таки, женская психология. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности. Воспитание девочки - это трудоемкий процесс, в наши дни практически искусство. Что могут сделать родители, чтобы в будущем дочь стала счастливой, гармоничной женщиной, чувствовала себя уверенной, смогла создать свою семью, радоваться и ощущать полноту жизни?
В современном мире, к сожалению, размываются границы между мужским и женским началом. Мужчины и женщины на протяжении последних 100 лет стали терять свою гендерную идентичность, мужские и женские роли смешиваются и перепутываются. Стало исчезать понятие «женственности» и «мужественности». Если посмотреть, как выглядят сегодня кумиры молодежи, можно поймать себя на мысли, что мужчины становятся все более женственны (длинные волосы, манерность, кокетство), девушки, наоборот, приобретают мужские черты (напористость, агрессивность во внешнем облике и поведении, жесткость в общении).
ХХ век дал женщинам равные права с мужчинами, открыл перед женщинами невиданные возможности. Но в погоне за карьерой, учеными степенями, освоением новых профессиональных сфер женщина стала проигрывать в семье. У нее не стало хватать времени на воспитание детей, поддержание домашнего очага, на заботу о муже. Всеобщая пропаганда равенства полов травмировала женскую душу, потому что изначальное божественное предназначение женщины - быть помощницей мужчины, его эмоциональной поддержкой и вдохновением. В результате мы имеем поистине устрашающую статистику: из трех семей распадаются две.
В этих условиях современным родителям нужно сосредоточить свой педагогический талант на том, чтобы воспитать девочку женственной. А воспитание женственности во всей своей полноте невозможно без духовности. Важно помнить, что воспитание человека начинается с момента его зачатия. Оказывается, в момент зачатия срабатывают законы духовной наследственности.
Мы знаем, что существуют законы генетической наследственности (информация от обоих родителей через набор хромосом передается ребенку). Святые отцы говорят о том, что духовное состояние родителей в момент зачатия сказывается на особенностях души будущего ребенка. Если это было состояние страстное, ребенок рождается более подверженным неблагоприятному воздействию. Если это было состояние духовное, то на ребенка нисходит особая благодать, душа ребенка как бы освящается в утробе (известны случаи, когда родители будущих святых, перед зачатием становились на молитву, просили, чтобы Бог послал им богоугодную душу).
Если такого духовного состояния не было в момент зачатия, его можно восполнить тем, что в ожидании рождения чада его мама и папа будут особо внимательны к своей духовной жизни, как можно чаще исповедоваться, принимать святое Причастие. Во время беременности духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится печатью на душу ребенка.
Священник Илья Шугаев в книге «Один раз и на всю жизнь» приводит такой пример: «Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка еще находится в утробе у матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родителей отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать - шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: „Откуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла такой гулящей?!“ Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позво- лить пофлиртовать, папа на улице и на работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая статьи об интимных подробностях жизни знаменитых людей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха».
В период от рождения до пяти - шести лет у ребенка закладываются характерологические особенности, а также идет формирование половой идентификации. Очень важно в этот период оказывать девочке эмоциональную поддержку, особенно подчеркивать в ней проявления мягкости, уступчивости, сострадательности, заботливости. Когда четырехлетняя девочка хочет помочь маме вымыть посуду, мудрая мама обязательно скажет: «Какая ты у меня помощница!». Пусть потом маме придется тайком перемывать тарелки, зато девочка впоследствии будет повторять то действие, за которое ее похвалили. Таким образом, в ней можно воспитать привычку помогать по хозяйству, проявлять заботу о ближних.
Маме важно помнить, что ее собственное поведение, способ взаимоотношений с миром, ее женский сценарий - это образец для подражания дочери. Если мама ведет себя грубо, часто кричит на дочь, конфликтует в присутствии дочери с отцом, девочка скорее усвоит не мамины правильные слова, а ее способ реагирования.
Психология материодиночки, к сожалению, часто передается из поколения в поколение. Женщина неуспешная во взаимодействии с мужем бессознательно будет культивировать в своей дочери черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с собственным мужем.
Для того, чтобы стать счастливой женщиной, девочке нужно иметь перед глазами образец для подражания в виде счастливой мамы. Если мама не чувствует себя счастливой, нужно проанализировать, что является причиной этого. За ощущением несчастья могут стоять, например, застарелые обиды, затаенные в глубине сердца (на своих родителей, на мужа, на ребенка). А корни обиды уходят в такую страсть, как гордыня. Осознав, в чем кроется причина ее собственных трудностей, и, изменив свою жизнь через покаяние и прощение, женщина поможет своей дочери стать по-настоящему счастливой.
Для воспитания женственности девочке необходима любовь и внимание отца. Принято считать, что мальчик, воспитанный без отца - это плохо. И с этим трудно спорить. Но дефицит мужского воспитания для девочки также может иметь долгоиграющие негативные последствия. Повседневное общение с отцом учит девочку разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее (а для женщины это очень важно, если она хочет, чтобы ее замужество оказалось удачным), учит не бояться мужчин. В идеале оно дает то человеческое тепло, которое многие женщины, не имевшие отца, пытаются обрести путем раннего вступления в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.
Очень важно, чтобы с детства девочка видела правильную семейную иерархию: отец послушен Богу, мать послушна отцу, дети слушаются родителей. Если эта иерархия нарушена (например, женщина берет на себя функции главы семьи), ребенок часто растет неуверенным в себе, боязливым, невротизированным, а у девочки не возникает правильного представления о том, как нужно в обществе вести себя женщине, каким должен быть настоящий мужчина.
Истинное женское обаяние заключается в чистоте души девушки. А чистота души сохраняется, если девочку воспитывают в целомудрии. Целомудрие воспитывается через такие, на первый взгляд, банальные вещи как одежда, игрушки, книги
Важно одевать девочку в женственную одежду: платья, юбки. На эту тему достаточно подробно говорит монахиня Нина (Крыгина). Сейчас очень много девочек дошкольного возраста, одетых в брюки. С психологической точки зрения, одежда, которую могут носить и мужчины, и женщины (брюки, джемпера и т. д.) - это одежда-гермафродит. Даже взрослый человек, женщина, надевая брюки, психологически чувствует себя более независимо, раскованно. А поскольку дошкольный возраст является базовым по формированию пола, то очень легко ребенку «сбить» пол.
В то же время платье платью рознь. Не нужно девочку одевать как на подиум: излишне декольтированное, открытое платье, полупрозрачный материал, обилие украшений могут навредить душевному состоянию девочки. Поэтому родителям нужно контролировать, во что одевается их дочь, пока их мнение авторитетно и значимо. Если говорить о девочках-подростках, то в выборе одежды они уже ориентируется не на мнение родителей, а на так называемую моду.
Священник Илья Шугаев так пишет о посланиях, которые транслирует женская одежда: «О чем говорит современная женская мода? Короткая юбка говорит всем проходящим мужчинам следующее: «Половину своих ног я тебе уже показала, остальное получишь потом, если захочешь». Обидно, что девушка, надевая короткую юбку, думает показать всем только то, что она умеет модно одеваться, и не догадывается, что ее одежда несет совсем иное послание всем окружающим мужчинам. Вообще, одежда - это всегда некое безмолвное обращение ко всем встречным людям. При встрече обращение, зашифрованное в одежде, обязательно прочитывается. «Встречают по одежке». Появляется девушка в обтянутых брюках. Читаю: «Я вроде бы скрыла свое тело, но о моих прелестных формах ты можешь уже догадаться...» Есть и более коварные послания. Это длинные до пят юбки, но со столь же длинным разрезом на всю высоту юбки. Читаю это послание: «Я скрыла свое тело, но оставила маленькую щелочку, ты можешь немного подглядеть, если постараешься, и будешь ловить своим взглядом все движения моей походки, но остальное можно будет рассмотреть потом, если захочешь». Высказав подобное своей одеждой, девушке будет очень трудно встретить хорошего мужа. Поэтому, дорогие родители, на вас лежит очень большая ответственность научить девочку с детства хорошему вкусу в одежде, любви к платьям, но при этом важно выработать чувство меры. И, пожалуйста, не поощряйте интерес девочки к косметике.
Еще один немаловажный момент. Родителям необходимо тщательно подбирать игрушки для дочери. Современная индустрия часто предлагает игрушки, ориентированные, по сути, на развращение детской души. Девочке дошкольного возраста очень вредно, например, играть куклами типа Барби.
Я напомню, что кукла Барби исходно предназначалась для увеселения взрослых. Правда, звалась она подругому и была гораздо больших размеров. В середине ХХ века ее попробовали продавать в Германии в качестве «сексуальной партнерши» для моряков. Однако номер не прошел - нравы тогда еще не расшатались, и в Германии поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось иммигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размере и обрела новое имя. Но облик «секс-бомбы» остался.
Кукла Барби имеет пропорции взрослой женщины, и девочка вынуждена, играя с этой куклой, воспроизводить взрослые сюжеты: поход в ресторан, общение с Кеном и т. д. Тогда как традиционная кукла - это прообраз ребенка. И играя с ней, девочка учится быть мамой. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины - материнство.
Сейчас появляются игрушки для так называемого «полового воспитания», т. е. это куклы с половыми органами. Журналы для родителей уверяют, что это очень полезно для половой самоидентификации ребенка. Православные психологи, в том числе Татьяна Шишова, утверждают: «На самом деле, подобные игрушки - это одно из начальных звеньев в цепи мероприятий по сокращению рождаемости. В разработке мировой антидемографической политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. „Игрушки для полового воспитания“ действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие прогрессивным журналам, а их противоположность».
Родителям девочек можно посоветовать покупать традиционных кукол с детскими пропорциями, пупсиков. Если говорить о мягких игрушках, то стоит приобретать зверушек-малышей, которые пробуждают материнские инстинкты, кроме того, они мягкие, теплые, создают у ребенка чувство безопасности, снимают тревожность, несут определенную терапевтическую нагрузку.
Ребенок активно осваивает мир, по-своему преобразуя его, ощущая себя творцом, и игра для него - необходимое средство познания мира. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развивать потенциал самого ребенка.
Подрастая, девочки начинают проявлять интерес к книгам и телевидению. Хочется сказать о романах для женщин, которыми сейчас заполнены прилавки. Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей. Так еще - и это главная опасность - поглощая подобную литературную продукцию, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.
В этих книгах очень часто переплетены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочкиподростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви целомудренной, чистой нацеливают читательниц совсем на другое.
Большинство современной литературы для девочекподростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности близких отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням, часто ведет себя как девушка легкого поведения, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы. В конце книги героиню, как правило, ждет удача.
Девочка-подросток, обольщенная подобной литературой, попадает в ловушку. Начиная подражать героине романа, она отказывается от своих естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения сострадать. Поначалу ей кажется, что она обрела свободу и независимость, но очень быстро выясняется, что парни смотрят на нее как на вещь, объект потребления.
Родителям нужно внимательно следить за тем, что читает и смотрит девочка. И важно, чтобы родители сами не читали подобные книги и не смотрели сомнительные фильмы. Потому что все тайное становится явным. Если отец читает непристойный журнал, дети в силу своей природной наблюдательности и любопытства рано или поздно этот журнал найдут. Потом будет очень сложно объяснить им, почему это плохо, если низкопробная печатная продукция была найдена, скажем в родительском секретере.
Очень полезно приводить примеры святых жен, достигших святости в супружестве. Жизнь святых благоверных князей Петра и Февронии, святых царственных страстотерпцев Николая Александровича и Александры Федоровны, их переписка до брака являются замечательным образцом чистоты отношений.
Родителям необходимо постараться воспитать девочку так, чтобы она смогла осознать и принять свое женское предназначение, свою высокую роль в жизни семьи и общества, чтобы, образно говоря, девушка не занималась играми на чужом поле, пытаясь подражать мужчинам. Родители должны своим примером и чутким воспитанием показать, что девушка будет счастлива только если будет сама собой, будет реализовывать Богом заложенный в ней потенциал, предназначение. А главное предназначение женщины - дарить любовь и дарить жизнь - быть женой и мамой. И если мы сможем нашим девочкам раскрыть это высочайшее призвание женщины, научим их любить семью и детей и готовиться с детства к этому подвигу, мы убережем их от многих ошибок, разочарований и жизненных трагедий, а значит и наша жизнь на весах Божией Правды будет взвешена по иному. Ведь, как известно, «дерево познается по плодам».
Глава 5
С подростком надо говорить по-другому. – «Трудный возраст» у мальчиков. – Они не понимают себя. – Кому лучше беседовать с подростком? – Начало беседы. Возраст брачного созревания, его признаки. – Борение плоти и бесовские нападки. – Надо подчинить плоть высшему началу личности. – Тело христианина есть храм. – Необходимость хранения целомудрия. – Окончание беседы. «Мы понимаем тебя». – Последствия внешней, бездуховной оценки поведения подростка. – Развращенные «просветители». – Как подросток впадает в грех? – Ответственность родителей.
…Проходит несколько лет – и возникает новая необходимость в беседе с подрастающим ребенком.
Общеизвестно, что с 12–14 лет мальчик начинает заметно меняться – и внешне, и внутренне. Порой взрослые его просто не узнают: где открытый, добрый, жизнерадостный ребенок? Откуда взялся этот угрюмый, некрасивый, долговязый отрок, прячущий глаза, что-то бубнящий себе под нос неприятным голосом?.. Да, меняются мальчики.
Те из них, которые прежде были послушны и усердны в учебе, начиная с этого времени и до 17–18 лет делаются непослушными и обучать их становится гораздо труднее. Учителя, которым приходится заниматься с ними в этот переходный период, составят о них совершенно иное мнение, отличное от мнения знавших мальчиков раньше.
Подростковый возраст… Трудный и для окружающих, и для самого подростка. Печальнее всего то, что там, где подросток сам себя не понимает, его обычно не понимают и люди, которые ему ближе всех. В годы, называемые годами созревания, мальчик развивается и делается юношей. Совершенно правильно называют это время «периодом бурных порывов», указывая на настоящую революцию в природе ребенка, которая нередко проявляется в самой неожиданной форме. И однажды потрясенная мать-христианка застает своего сына, которого все еще считает маленьким, за разглядыванием какого-нибудь «Плейбоя»…
Если бы мальчик при наступлении переходного периода получил от родителей или воспитателей разъяснение о том, что же именно с ним происходит, данное в форме тактичного и доброжелательного наставления, он бы более спокойно и безопасно для себя и других пережил его.
Кто может дать подростку такое наставление? Глубокое, не вполне осознанное ощущение стыда не позволит матери обсуждать некоторые вопросы с подрастающим сыном. Да и с его стороны она скорее всего встретит сопротивление: ему тоже стыдно говорить «об этом» с матерью. Думается, что на сей раз мать должна препоручить это ответственное и трудное дело отцу (если у сына сохраняются с ним доверительные отношения) или другому знакомому мужчине, который пользуется уважением мальчика, или, лучше всего, опытному священнику.
Беседу можно представить себе приблизительно так. При появлении изменений во внешности и поведении мальчика отец, или крестный, или родственник при удобном случае, и обязательно наедине, мог бы сказать ему в виде наставления примерно следующее:
– Ты переживаешь сейчас трудный период, и я хочу поговорить с тобой, потому что и сам в свое время пережил то же самое. Я хорошо помню, что не совсем понимал тогда, что со мною происходит.
Ты вступаешь в очень важный период жизни – период перехода из детства в юность. Сам, конечно, уже чувствуешь и замечаешь некоторые изменения в твоем физическом состоянии. Ты начинаешь испытывать совсем новые, прежде незнакомые тебе чувства. Тебя охватывают неведомые тебе прежде желания; неизвестно откуда в твою голову приходят странные мысли – помыслы. Порой они связаны с чем-то дурным, нечистым. Тебе снятся сны, о которых ты никогда не мог бы рассказать своим родителям…
Все это означает, что ты теперь находишься в начале брачного созревания, когда твоя плоть изо всех сил старается пересилить и подчинить себе высшее начало твоей личности.
К тому же и бесы стали нападать на тебя сильнее: ведь ты сам замечаешь, что реже стал исповедоваться, больше развлекаться, смотришь телевизор, даже слушаешь вместе с друзьями грубую, бездушную рок-музыку… И бесы, враги нашего спасения, не оставят тебя в покое, будут дразнить и мучить твое воображение. Чего они хотят от тебя? Хотят сделать тебя плотским, чтобы о душе ты и не думал, а только искал удовлетворения разных пожеланий твоего тела. Они хотят превратить тебя в животное… Не позволяй им этого. Ты-то знаешь, что человек – это не часть животного мира. Он высшее творение Божие, венец творения, как его называют. Он имеет свою особую миссию на земле.
Ты должен знать, что не только твоя загробная участь, но и счастье будущей земной жизни во многом зависит от того, что ты выберешь сейчас: пойдешь1 на поводу желаний плоти или подчинишь их высшему началу твоей личности – духу. Некоторые твои сверстники выбрали первый путь: думают только о развлечениях, увлекаются грязными, развратными фильмами, картинками… Но тем самым они незаметно для себя растлевают свою душу и тело.
Знаешь, что такое тело христианина? Это! не набор костей, покрытых мясом, и не сложная машина. Отличается оно и от тела собаки и обезьяны… Тело каждого человека – жилище его вечной, бессмертной души. Тело христианина – это к тому же храм Духа Святого, то есть жилище Самого Бога. И осквернить его нечистым действием, словом или мыслию – значит осквернить дом Божий.
Ты еще только вступаешь в пору возмужания; но пройдет несколько лет – и станешь зрелым мужем. Какой бы ты ни избрал тогда путь: монашество или честный христианский брак, – сейчас ты должен хранить тело и душу в чистоте. Не думай раньше времени о брачных отношениях: время брака наступит для тебя не скоро, и твоя детородная сила только созревает.
Представляешь, что будет, если попробовать силой открыть бутон, чтобы скорее увидеть розу? В результате такого варварства мы не увидим ни розы, ни бутона. Так и в твоей душе таится, подобно прекрасному нераспустившемуся бутону, способность любви брачной, супружеской. Но не пытайся раскрыть ее прежде срока цветения, береги для той единственной девушки, которую ты поведешь к венцу и которая в законном, Богом благословенном браке станет матерью твоих будущих детей.
Не думай, мы понимаем, что твоя мрачность, упрямство, раздражительность происходят не от недостатка любви к нам – это следствие той внутренней борьбы, которую ты сейчас ведешь. Мы верим в тебя и молимся за тебя.
В крайнем случае побеседовать с сыном таким образом может и мать. Желательно только, чтобы в тоне беседы было поменьше дидактики и побольше искренней любви.
К сожалению, редкий подросток в наше время услышит подобное. Не понимая истинного значения своего состояния и не умея дать ему правильной, духовной оценки, он теряется и поддается соблазнам.
Окружающие взрослые чаще оценивают происходящее с ним несколько легкомысленно, внешне: смеются над его грубым голосом, дразнят, когда над губой у него пробивается первый пух; постоянно бранят за неповоротливость и неловкость; замечая его мрачность и задумчивость, смеются: «О чем размечтался? О девочках думаешь?..» Плотское начало, действительно, побуждает его стараться быть привлекательным в глазах девочек; долговязый и неуклюжий в этом возрасте, как «гадкий утенок», он часто и в самом деле выглядит комично… Но, встречая вместо дружеского понимания, деликатного и душеполезного разговора равнодушную и часто недобрую насмешку, подросток «бунтует»: он делается вызывающе груб, дерзок, резок, замыкается в себе, пытаясь хоть как-то защитить свой внутренний мир… Иногда это кончается полным внутренним разрывом с родителями.
Часто в этом возрасте мальчик находит «просветителей» среди развращенных сверстников: от них и через них он получает такое «объяснение» происходящему с ним, что в результате впадает в тяжелейшие мысленные, а потом и действенные грехи. За них ему впоследствии приходится расплачиваться физическими и нравственными страданиями.
И если он, по неведению или непониманию самого себя, поддаваясь соблазнам мира сего, падает (совершает грех) – его ждет суровое осуждение и часто даже охлаждение к нему родителей, утрата родительской любви… Но разве невозможно было предостеречь его заранее?
Родителям никогда не придет в голову дать своему ребенку в руки острый нож, не предупредив о грозящей опасности при обращении с ним. Им не придет в голову обвинять ребенка и с негодованием отворачиваться от него, когда, не подозревая об опасности, он порежется до крови. И ведь родители знают, что в их мальчике пробуждаются телесные, плотские силы, которые могут оказаться для него более опасными и роковыми, чем самый острый нож. Но все-таки оставляют ребенка без всяких разъяснений, без всяких наставлений. Такой ли должна быть истинная родительская любовь?..
Глава 6
Трудность разговора с подростком. – Отсутствие соответствующей литературы. – Опираться на Предание и Устав Церкви. – Родительские усилия принесут плод в свое время. – Девочка-подросток. – Беседа в связи с периодами «телесной нечистоты». – Правильное отношение к собственному телу. – Взгляд на свое будущее материнство. – Беречь дочь от развития чувственности. – Вред увлечения любовными романами. – Увлечь в сферу других интересов (научно-познавательных, хозяйственных и духовных). – Забота о телесном здоровье подростка. – Важность поста.
Нелегко в наше время найти подход к сердцу подростка. Родителям часто сделать это труднее, чем посторонним людям. Порой подросток просто отказывается воспринимать слова матери, встречая их угрюмым молчанием и грубостью. Он не хочет слушать, отворачивается, замыкается в себе, отделывается шутками. Но говорить с ним все равно надо.
Если бы мы писали эти строки лет сто назад, можно было бы порекомендовать родителям дать сыну почитать соответствующую литературу. Тогда родители могли познакомить подростка с функциями его тела и правилами элементарной гигиены по популярным медицинским изданиям, в надежде, что авторы научно объяснят читателю целесообразность телесной чистоты до брака и должного воздержания даже в законном браке…
Увы, современные издания не научат его этому; наоборот – ему «научно» объяснят, что именно воздержание, целомудрие «вредно для здоровья»! Поэтому остается ориентировать подростка и юношу только на опыт Церкви, ее Предание, ее Устав.
Но может быть, родителям покажется, что послушание Церкви – недостаточно сильный побудительный мотив, чтобы оказать влияние на современного подростка? Что ж, даже если сейчас, вступая в «трудный возраст», сын отмахивается от слов матери, от ее мягких напоминаний о посте, о молитве, об исповеди, – мы не знаем, как отзовутся эти материнские наставления в его дальнейшей жизни. Быть может, вкусив «запретного плода» и испытав первое жгучее разочарование, он ухватится за них, как за спасительный якорь. И даже став старше и пережив глубокое падение, он вспомнит, вместе с материнскими «уроками ботаники», ее духовные наставления и, как блудный сын, припадет к Матери Церкви…
И наконец, наш родительский долг – воспитывать дитя в любом возрасте, стараться положительно воздействовать на ум и сердце того, кто вверен Богом нашему попечению. Сделать все зависящее от нас – и остальное предоставить воле Божией… Если бы мы добросовестно и самоотверженно исполняли этот наш долг, то, как знать, быть может, образ мыслей современной молодежи был бы иным.
Что касается девочки, то и она в подростковом возрасте (который наступает у нее несколько раньше) нуждается в разъяснениях и душеполезных наставлениях. Она тоже, как и мальчик, переживает переходный период, полный тревоги, неуверенности, неясных желаний. Обычно с нею обращаются более бережно, более осторожно, чем с мальчиком, щадят ее ранимую душу и не обижают насмешками. Но и ей чаще всего не дают необходимых разъяснений. Мать пережила такой же сложный период без разъяснений своих родителей – почему же не оставить и дочь в том же неведении?
Так, мать часто рассматривает периоды «телесной нечистоты», связанные с детородной функцией тела, всего лишь как нарушения нормального хода жизни, вызывающие ряд неудобств, и потому стремится по возможности не касаться этого вопроса в беседе с подрастающей дочерью. Между тем для девочки наступление соответствующего периода, связанного с «телесной нечистотой», иногда бывает глубоким потрясением. К тому же разговор об этой функции организма даст матери возможность побеседовать с дочерью на самые серьезные темы, связанные с подготовкой к брачному периоду, чистотой и целомудрием…
Потому-то и здесь прежде всего сама мать должна проникнуться отношением к человеческому телу как к храму Святого Духа, который необходимо содержать во внешней и внутренней чистоте, и такое же отношение внушить дочери-подростку. Своевременные разъяснения не только смогут уберечь девочку от соблазнов и возможных падений, но и подготовят ее к тому, чтобы соблюдать необходимые правила гигиены и заботиться о своем здоровье, а со временем и своих детей наградить добрым здоровьем.
На все, что относится к ее будущей брачной жизни, девочка должна смотреть спокойно и целомудренно, принимая свое назначение женщины и свою способность к деторождению как дар Божий. Насколько необходимы здесь более конкретные физиологические разъяснения – решать самой матери.
И наконец, еще один совет матери-христианке: в период брачного созревания особенно оберегайте девочек от чрезмерного развития чувственности. Каким образом?
Берегите их не только от непристойных книг и зрелищ, но и от романов. Иным матерям кажется, что посмотреть по телевизору чувствительную любовную мелодраму без «постельных сцен» – дело совершенно безобидное и даже полезное для дочери-подростка. К сожалению, это не так.
Чтение романов или просмотр фильмов «о любви» развивает нездоровую мечтательность, растлевает воображение и неприметным образом возбуждает чувства, связанные с половыми органами, благодаря чему вызывается преждевременное и нездоровое их развитие. В старину строгие и благочестивые родители старались не давать подрастающим дочерям любовных историй, как бы хорошо они ни были написаны, и прятали ключ от книжного шкафа. «Ну, и что же? – скажет иная мать. – Они все равно читали романы». На это мы еще раз возразим: будем делать зависящее от нас, а остальное предадим в волю Божию.
Вот что говорит епископ Варнава (Беляев) о чтении романов:
«Родоначальники современной поэзии и беллетристики … немало потрудились над тем, чтобы блудную похоть облечь в самые красивые формы, поэтической дымкой прикрыть действительное безобразие этого уродливого божка и вонь разврата задушить ароматом звучной речи и плавных стихов. Какой тонкий яд льется со страниц романов и повестей, тем более опасный, что он преподносится в самой изящной форме увлекательного рассказа, приятно волнующего воображение читателя!..»
Конечно, девочек, как и мальчиков, надо стараться беречь от всепроникающего «голубого экрана», ставшего злым «просветителем» наших подрастающих детей в половом вопросе.
Мальчикам в каком-то смысле проще: они часто «снимают напряжение» в занятиях спортом. Они не так болезненно воспринимают отношение к ним окружающих и не так, как девочки, озабочены своей внешностью. Сама их душевная организация обычно несколько грубее, и порой на то, что может для девочки оказаться по-настоящему трагичным, мальчик реагирует здоровым смехом. Девочки же, как показывает опыт, переживают в подростковом возрасте особенно тяжелые жизненные драмы, связанные с проблемами брачного созревания.
Как помочь подрастающей дочери, как укрепить не только ее тело, но и душу? Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий – постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучите к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение по домашнему хозяйству, требующее времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не «в воспитательных целях», а всерьез, что она приносит реальную пользу семье. Это может быть ежедневная уборка комнаты, или мытье посуды, или приготовление ужина. Это может быть и постоянный уход за младшим братиком или сестренкой (одевать их, отводить в детский сад или гулять с ними и т.д.). Такое занятие, во-первых, убережет девочку от вредной праздности, которую недаром называют «матерью всех пороков», и, во-вторых, будет для нее наилучшей подготовкой к будущей супружеской жизни, к обязанностям жены и матери.
Если говорить о чтении подростка – и девочки, и мальчика, – то на первый план мать-христианка, конечно, поставит духовную литературу, от житий святых до популярных православных журналов и газет (в которых сегодня обязательно есть и «детская страничка»). Хорошо, если удастся заинтересовать подростка популярными изданиями (или даже телепередачами) по естественным наукам.
А что касается тела, то лучшее, в чем оно нуждается в подростковом возрасте, – это здоровое питание, свежий воздух, движение и спорт. В этом современные городские дети, оторванные от природы, испытывают самую острую нужду.
Наконец, едва ли не самое главное – с малолетства приучать своего ребенка к посильному исполнению православного поста. Это даст ему драгоценное сокровище на всю жизнь – навык воздержания. Владея таким навыком, христианин сможет в любой ситуации, подвергаясь дурным влияниям окружающих и испытывая душевредные впечатления мира сего, сознательно противостоять греху.