Ребенок расстраивается от мультиков. Страх сказочных и вымышленных персонажей у детей: способы борьбы с ним Как происходит формирование страшных вымышленных персонажей

Многие родители обеспокоены появлением у ребенка страхов, которые мешают ему нормально развиваться и проводить досуг. Страх - это защитная реакция, и полностью избавляться от нее не нужно, это даже невозможно. Пока четкие рамки поведения не установились в психике малыша, он защищает его от неприятных последствий. Например, боязнь животных защитит ребенка от необдуманных игр, ведь если больно ущипнуть собаку, она может укусить или поцарапать.

То же касается и страха высоты. Если ребенок будет слишком безопасно относиться к огромной высоте, никакие перила не обезопасят его от падения. Но вместе с тем патологические фобии, которые не выполняют никакой полезной функции, а просто мешают ему нормально развиваться, следует поддавать корректировке.

Существует ряд навеянных страхов, которые не подкреплены каким-либо опасным фактором. Например, боязнь страшных персонажей из сказок. Рассказывая детям на ночь сказки о злобной Бабе Яге, следует подумать, как отнесется к ним ребенок. Для ранимой детской психики сказочный персонаж - это могущественная сила, которой наверняка стоит бояться.

Очень часто из-за страхов ребенок начинает замедляться в психомоторном развитии, начинает писать в кровать. Фобии могут спровоцировать ухудшение функций речевого аппарата и даже заикание. Поэтому, если ребенок вдруг начинает проявлять жалобы на боязнь чего-либо, следует очень ответственно к этому отнестись.

Страхи бывают разными, их проявления могут значительно ухудшать жизнь детей. Например, страх перед потерей близкого человека способен настолько завладеть психикой, что ребенок откажется ходить в садик, школу, а каждый его выход из дома будет сопровождаться продолжительными истериками.

Страхи детства в некоторых случаях остаются на всю жизнь, если их своевременно не выявить и не устранить. Во взрослом возрасте они существенно влияют на социальную адаптацию личности, создавая лишние проблемы в рутинных делах.

Основные причины развития страхов у детей


Каждый страх имеет свою причину или повод. Ребенок очень редко может полностью придумывать себе то, чего нужно бояться. Зачастую страх - это трансформация услышанного или увиденного, которая рассматривается только с негативной стороны. То, что малыш услышал или увидел, дополняется живым и богатым детским воображением и создает полноценный образ страха.

Причины можно поделить в зависимости от фактора, который спровоцировал формирование страха:

  • Негативные герои из сказок . Чувство страха у детей может формироваться на почве преобразования отрицательных персонажей мультфильмов и сказок. Если этот вымышленный герой описан довольно сильным, малыш может бояться, что сказка станет явью. Сказки и созданы для того, чтобы ребенок примерял на себя роль храброго героя, который совершает подвиг, или красивой принцессы, которой все восхищаются. В сказке все просто и положительный герой легко справляется с отрицательным, но, проецируя роль на себя, ребенок оценивает свои реальные шансы и начинает бояться встречи с ним.
  • Наказание - не способ контроля или учебы . Очень часто родители с помощью наказаний «знакомят» детей с правилами этого мира. Постоянные запреты с бесконечной тирадой «не делай то, не делай это» значительно ограждают детское пространство действий и ограничивают их возможности познавать мир. Со временем, чтобы ни делал ребенок, он совершает это сквозь страх быть наказанным. Постоянное ощущение угрозы провоцирует тревожный фон, который весьма неблагоприятен для полноценного и гармоничного развития детей.
  • Увиденные картины угрозы или насилия . Если ребенок случайным образом стал свидетелем неприятных картин, где человек причиняет вред другому человеку, ему это запомнится надолго. Если он увидел картину насилия или угрозу для жизни близкого, в том числе одного из родителей, то запомнит это на всю жизнь. Часто после такого появляются страхи потери близкого человека, и ребенок невообразимо боится, что такое случится еще раз. Для него образом любви и наиболее близкими в жизни являются мама и папа. Если детская психика рисует угрозу самому близкому, что есть у ребенка, значит, боязнь потери будет преобладающим чувством для него.
  • Горький опыт . Для детей наступать на одни и те же грабли бывает не слишком характерно. Если в прошлом имелись неприятные ситуации, связанные с неким фактором, очень часто ребенок будет бояться его и даже трансформирует свою боязнь в длительный страх. Такой механизм работает даже на простых примерах, например, дверная щель, где он прищемил себе пальчик. Вероятно, что он будет обходить ее десятой дорогой. Более серьезные страхи связаны с более существенными травмами или стрессовыми факторами. Например, если собака напугала лаем ребенка или даже напала на него. В таком случае сформируется стойкий страх перед этим животным, и малышу очень сложно будет находиться рядом с ним.
Причины страхов у детей сочетаются с бурной фантазией и впечатлительностью самого малыша. Если для него выдумки - это обычное занятие, значит, боязнь будет довольно длительной и стойкой.

Важно! Для полноценного развития ребенка без страхов следует читать сказки с хорошим концом и позитивным сюжетом.

Признаки наличия страхов и фобий у ребенка


Легче всего заметить страх ребенка тогда, когда он сам скажет об этом. Если малыш достаточно замкнут в себе и боится даже рассказывать о том, что его беспокоит, узнать, есть ли у него фобии, получится только по косвенным признакам.

Проблема страхов у детей замечается в изменении их поведения, странных просьбах, которых никогда раньше не было. Внимательные родители практически сразу заметят первые признаки того, что ребенок чего-то боится. В зависимости от вида страха и предмета боязни, будет проявляться то или иное поведение.

Общие признаки, по которым можно заподозрить наличие фобии у малыша:

  1. Ребенок рассказывает о том, что ему страшно или он чего-то боится. Иногда признание может наступить после длительного периода попыток бороться со страхом самостоятельно.
  2. Изменяется его поведение, он стает более замкнутым, отказывается делать рутинные вещи (например, страх остаться одному провоцирует панику, когда все уходят из комнаты).
Для детей характерно несколько видов страхов, с которыми они сталкиваются в период взросления и познания нового мира. Каждый имеет тенденцию к развитию после пускового фактора или на фоне чувствительной личности.

Очень часто детские фобии выливаются в страшные сны, которые повторяются со временем. Они выматывают эмоционально, и ребенок практически дрожит даже при упоминании любых факторов, связанных со своим страхом. Сны могут быть первым звоночком на пути к развитию полноценной фобии, которая очень часто остается на всю жизнь.

Для своей же защиты дети часто создают себе воображаемых друзей, наделяют их сверхспособностями и искренне верят в то, что они защитят их. Такой механизм стоит на страже спокойствия ребенка, и нельзя его рушить просто так. Нужно сначала избавляться от фобии, а затем необходимость в воображаемых друзьях отпадет сама по себе.

Если малыш довольно остро реагирует на эмоциональные факторы, часто плачет или сердится, значит, он достаточно уязвим к проявлениям детских фобий. По своей сути, это способ бороться с непониманием некоторых вещей и явлений в этом мире. Если ребенку что-то неизвестно, значит, оно может нести угрозу - впечатлительные личности следуют именно такому принципу.

Разновидности страхов у детей


Эмоционально неустойчивый ребенок по-особенному реагирует на происходящее. То, к чему взрослый человек давно привык, и что не вызывает у него поводов для беспокойства, для детской психики может оказаться полнейшим шоком, который сформирует устойчивую фобию. В зависимости от того, какая ситуация для малыша стала шоковой, такой страх и появляется. Чем эмоциональнее он, тем ярче будут проявления подобных страхов.

Рассмотрим основные виды страхов у детей:

  • Страх смерти . Этот страх может касаться как самого ребенка, который боится за свою жизнь, так и родителей, и близких, ведь они - самое ценное, что есть у него. Совершенно нормально взрослыми людьми воспринимается смена поколений, старение и процесс умирания. Каждый человек во взрослом возрасте целиком и полностью принимает неизбежность будущего и учится с этим жить. Узнать ребенку, что когда-то не станет родителей, близких и даже его самого, в совсем еще юном возрасте бывает часто непосильно для детской психики. Тяжело воспринимается факт любой неизбежности, тем более такой фатальной. Поэтому следует разговаривать с малышом об этом и по возможности избегать посещений похорон. Часто зрительные образы могут быть более устойчивыми, чем вербальные установки. Они могут провоцировать сны и яркие фобии.
  • Страх наказания . Часто он связан с особыми условиями воспитания детей в семье. Если очень большую роль в педагогическом процессе играет наказание за неправильные действия, значит, весь мир ребенка вертится на том, что делать нужно так, чтобы его не считали виновным. Зарождается страх быть недостойным своих родителей, снижается самооценка. Такие дети даже при отсутствии физического наказания могут проявлять подобные страхи, ведь сильнее всего они боятся не боли, а того, что родители будут ими недовольны.
  • . Он целиком и полностью провоцируется путем рассказывания впечатлительных сказок. Негативные герои в них вводятся только для того, чтобы показать, как добро всегда торжествует над злом. Именно поэтому делать акцент на негативных персонажах никак нельзя. Впечатлительная психика и бурная фантазия ребенка мигом нарисует в подсознании страшную Бабу Ягу или Змея Горыныча. Часто для малыша в сказках побеждают далеко не положительные герои. Именно поэтому следует акцентировать внимание на доброте и хорошей стороне сказки, на позитивных героях и на неизменной победе добра.
  • Страх темноты . Этот вид фобий может быть связан как с другими, включая предыдущие, так и развиваться самостоятельно. Зачастую это самый распространенный вид страха. Впечатлительный малыш с легкостью представляет себе в темноте любых монстров и чудовищ, которые только возможно вообразить. У ребенка появляется чувство страха в любой стрессовой ситуации. Часто роль играет переезд в новый дом или новую комнату, где приходится ночевать одному. Иногда такую фобию провоцирует просмотр фильма с кровавыми сценами или ужасами, ведь для детей они не предназначены.

Как побороть чувство страха у ребенка


Самый оптимальный способ бороться с детскими страхами - это не допускать их появления, вовремя объяснять ребенку все, что вызывает у него боязнь. Если страх все же появился, следует помочь малышу избавиться от него.

Многие родители задаются вопросом, как преодолеть страх детям, ведь их психика еще не способна стойко противостоять внешним стрессовым факторам, и самое главное, как не позволить ему перейти во взрослую жизнь человека.

Существует несколько приемов, которыми родители способны помочь ребенку справиться со страхом:

  1. Уберите стрессовый фактор . Конечно, по возможности можно убрать тот провоцирующий фактор, который запустил процесс формирования фобии. Например, если малыш панически боится какой-то вещи или наказания, следует убрать ее и начать базировать свое воспитание на других вещах. В идеале для такого ребенка воспитание должно основываться на поощрениях больше, чем на наказаниях. Не следует угрожать какими-то негативными последствиями в случае непослушания или уклонения от своих обязанностей.
  2. Разговор . Помочь ребенку с фобией можно с помощью обычной родительской беседы. Следует разобраться в его страхе и найти именно то, из-за чего он возник. Например, если напугал негативный персонаж из сказки, стоит рассказать более правдоподобно счастливый конец малышу и объяснить, что сказки всегда заканчиваются хорошо и ему ничего не угрожает.
  3. Безопасность . Второе, что захочет ощутить ребенок с фобией, - это уверенность в безопасности. Следует почаще обнимать его и проявлять заботу так, чтобы он чувствовал, что он не один. Чрезмерное отталкивание и акцент на самостоятельности в этом случае могут только усугубить состояние малыша.
  4. Позитив . Если докопаться до основания возникновения фобий, они - эмоциональное проявление чего-то плохого. На этом фоне развивается тревога - постоянное ощущение приближения того, чего ребенок боится. В таком состоянии он очень скоро закроется в себе и выдаст депрессивные или истерические проявления. Следует занять его и показать, что море добра и радости можно получить от жизни, не фокусируясь на своих страхах.
Как побороть страх у ребенка - смотрите на видео:


Если страх имеет довольно стойкую форму и не корректируется, следует обратиться к специалисту. Опытный психиатр или психотерапевт знает, как избавить ребенка от страхов.

Малыши в возрасте 4-6 лет наполняются эмоционально и часто переплетают в своем мире реальность со сказками, мультфильмами и собственными вымыслами. Свои чувства они уже выражают словами, устанавливают целый ряд этических категорий и умеют некоторое время проводить самостоятельно. Богатое воображение становится причиной возникновения выдуманных монстров.

Как происходит формирование страшных вымышленных персонажей

Чаще всего герои сказок «оживают» у малышей во сне. Чем старше становится ребенок, тем больше усложняется психика, к четырем годам накапливается целый багаж вымышленных образов.

Первыми появляются те герои, с которыми дети сталкиваются в сказках, мультфильмах ежедневно: Серый Волк, Кощей, Синяя Борода, Бармалей. Как ни странно, но среди пугающих персонажей больше героев мужского пола. Это объясняется тем, что отец находится на некоторой дистанции от малыша, в отличие от мамы.

Чуть позже добавляются и женские персонажи: колдуньи, ведьмы. Иногда от ребенка можно услышать открытый упрек: «Мама, ты злишься, как баба Яга».

Причины боязни мифических героев

Детские страхи не рождаются на пустом месте. Монстры, прячущиеся под кроватью и в шкафу, - это прежде всего, ошибки родителей, неумение слушать и слышать малыша, отсутствие должного количества любви и заботы.

Чтобы борьба со страхами прошла наиболее успешно, следует начинать с устранения их причин:

1. Убрать запугивание в любом виде

Добиваясь послушания, некоторые родители употребляют в общении некорректные образы, например: «Вот я тебе сейчас уши то оборву» или «Будешь себя плохо вести, отдам Серому Волку». Для взрослого это обычные образные выражения, а ребенок тут же подключает воображение и представляет себя без ушей или же в объятиях злого зверя.

Старайтесь следить за своей речью и проговаривать только то, что может вызвать у малыша положительные эмоции, чтобы рано или поздно он не проснулся от кошмарного сна и с криком не бросился в вашу постель.

2. Лишить просмотра страшных фильмов и сказок

Часто родители, просматривая фильм ужасов, забывают о присутствии ребенка, либо намеренно не обращают на него внимания, будучи убеждены в том, что он увлечен игрой. Малыш не может посвящать все свое время одному процессу даже тогда, когда игрушка ему интересна, он отвлекается и «выхватывает» взглядом сцены ужасов.

Отбор фильмов и сказок должен идти тщательнее. Родители обязаны помнить о том, что детская психика хрупкая, а потому ребенок даже случайно не может становиться свидетелем насилия и кошмаров.

3. Сменить наказание дружескими беседами

Наказывая малыша «углом» в темной или полутемной комнате, взрослые рискуют развить у ребенка не только страх вымышленных персонажей, но и сопутствующие страхи: боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества.

Дети, которые боятся быть наказанными, намного быстрее в своем воображении воспроизводят злую Бабу Ягу или Кощея, которые уносят в свои владения непослушного малыша.

4. Устранить эмоциональную отдаленность родителей от детей

У всех вымышленных персонажей есть общие признаки: коварство, черствость, жадность, агрессия. Когда отец или мать начинают злиться, ребенок переносит образ страшного героя на них и психологически начинает защищаться и отчуждаться.

Нельзя оставлять его в таком состоянии. Задача родителей - дать малышу эмоциональную защиту, сблизиться настолько, чтобы чувство опасности не возникало. Особенно это касается отца. Уверенный, всегда спокойный и любящий родитель сможет стабилизировать состояние крохи, стать примером бесстрашия и самостоятельности.

5. Дать ребенку достаточное количество любви

Недостаток любви к крохе возникает в случаях, когда взрослые ждали малыша противоположного пола. Такой же дефицит нежного отношения испытывают дети строгих и деспотичных родителей. Ребенок может не проявлять явных признаков боязни, но во время игры начинает панически бояться страшных персонажей.

Чрезмерное излияние признаков любви и опеки тоже нежелательно - малыш постепенно осознает свою беззащитность перед окружающим миром, особенно в моменты, когда остается один.

6. Наладить отношения между взрослыми

Частые семейные скандалы, сложные моменты в общении между родителями формируют нерешительность, постоянные сомнения. У малыша может развиться мнительность и тревожность.


Если с обычными страхами можно бороться с помощью логики и обоснований, то вымышленные требуют особого подхода и профессионализма. Обычно эту боязнь малыши благополучно перерастают. Но, что делать, когда ребенок панически боится придуманного героя?

Среди самых популярных способов борьбы можно назвать:

1. Cказкотерапия

Посредством сказки можно попросить малыша побывать на месте того, кто боится страшилища, затем занять место самого злого персонажа, и, наконец, сыграть того, кто вообще никогда никого не боится и побеждает страшного героя в конце.

2. Изотерапия

Рисование страхов - удачный прием для деток любого возраста. Озвучив свою боязнь и нарисовав ее, ребенок всегда может превратить монстра из кошмаров в смешного персонажа, которого в итоге перестает бояться.

3. Игровая терапия

А вот беседы о том, что боязнь ребенка возникла на пустом месте, в этом возрасте бесполезны .

Куда обращаться, если проблема не решается

Даже учитывая тот факт, что страх вымышленных персонажей проходит с возрастом, не следует затягивать с лечением. С целью недопущения развития неврозов у малыша, лучше обратиться к профессионалам как можно раньше.

Детский психотерапевт выявит истинную причину боязни, подберет максимально щадящие методы избавления от страхов.

Сознание ребенка до 5 лет похоже на то состояние взрослых, когда утром просыпаешься и еще не очень четко представляешь себе, где сон, а где реальность. Так же и малыши переплетают в своем мире сказки, мультфильмы и все то, что на самом деле происходит вокруг. В результате в головке у детишек 2-5 лет с богатым воображением — а еще больше у тех, кто слишком близко знаком с телевизором и компьютерными играми — поселятся целая корпорация монстров .

Совсем маленькие детки обычно встречаются со сказочными существами во сне, но те, кто особенно впечатлителен, могут испугаться и во время чтения сказки или просмотра мультфильма. Чаще всего страх сказочных персонажей появляется после 2-х лет, когда и психика ребенка становится достаточно сложной для этого, и багаж фантастических образов уже накопился. И герои сказок «оживают» для ребенка и становятся частью его детского мира.

Первыми в страшные сны приходят традиционные образы Волка, Кощея, Бармалея, а также современные их аналоги из многочисленных мультфильмов, которые малыш к этому возрасту уже успевает, как ни странно, посмотреть, если взрослые считают это допустимым — словом, первыми появляются мужские персонажи . Если такие существа снятся слишком часто, значит, вероятнее всего, у малыша непросто складываются отношения с отцом — папа слишком строг, вспыльчив или же чересчур дистанцирован от ребенка, которого он считает еще слишком маленьким, чтобы проводить с ним много времени.

Бабай таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей.
«Баю-баю-баю-бай, приходил вечор Бабай. Приходил вечор Бабай, просил:»Леночку отдай». Нет, мы Лену не дадим, Лену надо нам самим».
Название «Бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», » бабай» — старик, дедушка. Этим словом (возможно, в напоминание о татаро-монгольскои иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательно и опасное. В поверьях северных районов России Бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

К возрасту 3-4 лет появляются и разнообразные женские персонажи : Баба Яга, ведьма, колдунья и т.д. Их слишком частое присутствие в снах ребенка говорит о проблемах в отношениях с мамой.

Яга — богиня общеиндоевропейская. У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты. У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу). У индийцев — не менее жуткая Кали. Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовли их славянские соседи — чехи и словенцы.

Однако не все фантастические существа пугают детей только по ночам: примерно в 4-5 лет, на пике развития воображения, они «выходят из сумрака», и малыш может испугаться даже днем.

Перечисленные персонажи чаще всего отражают страхи или отчуждения родителей от детей. Строгие, жесткие, эмоционально холодные родители, презирающие такие «слабости», как жалость, сочувствие, ассоциируются y ребенка со злыми, угрожающими сказочными героями.

— Мама, не кричи на меня, как Баба Яга!

— Она очень страшная и сердитая, как Баба Яга!


Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба яга уносит непослушных детей для расправы. Страх наказания перемешивается со страхом . Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи. Если мать не способна отдать душевное тепло ребенку, то эмоциональная привязанность становится патологической, перерастая в будущем в эмоциональную зависимость. Несомненно, что мы всегда в определенной мере зависим от тех, кого любим, полная эмоциональная независимость означает полное отсутствие привязанностей, глубоких чувств, что само по себе является серьезной проблемой. Однако эмоциональная зависимость, имеющая корни в детстве, способна разрушить личность и даже привести к суициду.

Что делать, когда ребенок боится сказочных персонажей?

1. Страх сказочных персонажей – это возрастные страхи, свойственные детям от з до 5 лет, c возрастом эти страхи проходят. Вы видели взрослых, которые боятся Бабы яги, Кощея и пр.?

2. Того, кого малыш боится, можно нарисовать , а затем подарить существу его портрет, чтобы задобрить и подружиться. Но можно и наоборот, устроить торжественное разорвать рисунок на мелкие кусочки. Чтобы понять, какую тактику выбрать, спросите ребенка, как бы он хотел поступить с картинкой.

3. У всех страхов есть одна особенность, в том числе и y страхов сказочных персонажей. Пока страх – «невидимка », ребенок о нем не говорит, он кажется малышу пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители, которые, увлекшись выразительностью речи, артистично озвучивают роль Волка, забыв o маленьком слушателе. Ребенка может напугать не персонаж, a интонация, которая сопровождает его действия. Поэтому будьте внимательны при выборе сказки и при ее рассказывании. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночь (например, «Синяя борода»). Для чувствительных детей лучшим лекарством будет добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным . Действительно, сегодня Баба Яга – это скорее героиня комическая. B советском мультике o приключениях домовенка Кузи, снятом по сказке T. Александровой, Баба Яга – просто домашняя хозяйственная бабушка. B каждом страхе надо попытаться помочь ребенку увидеть смешное. Например, представить и нарисовать Бабу Ягy, которая примеряет какой-нибудь нeлeпый для нее костюм (пожарного, водолаза) и собирается пойти на праздничный карнавал.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей: Волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: вначале ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом – того, кого боится (Волк), a затем того, кто ничего не боится (Дровосек). Можно поиграть так на примере любой сказки.



7. То, что кажется рациональным нам, взрослым, только усиливает страхи ребенка. Честный «мужской» разговор с сыном о том, что никакого Бармалея в темной прихожей под тумбочкой быть не может, – абсолютно бессмысленный, поскольку ребенок воспринимает и боится героев сказок как реальных личностей. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним o его страхах:

— Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его.

Поцелуй, расслабляющие и легкий массаж на ночь – лучший способ успокоить ребенка.

8. Можно придумать совместно c ребенком «волшебные» слова , охраняющие его. Можно найти игрушку-друга, который никого не боится. Тогда ребенок будет чувствовать себя более защищенным.

9. Можно вместе с ребенком сказку или проиграть с игрушками сюжет о том, как злое существо подружилось с мальчиком или девочкой и приручилось, стало добрым, либо придумать вариант сражения и победы над грозным монстром (это не так конструктивно, но иногда идея дружбы встречается ребенком в штыки).

Чего нельзя делать?

Использовать страшилищ в своих интересах. Ни в коем случае не запугивайте ими ребенка, не его страхами — этим Вы и особого послушания не добьетесь, и закрепите страхи в детской душе надолго. Ребенок с устойчивой психикой просто перестанет Вам верить. А вот впечатлительный, нервный малыш запомнит Ваши слова надолго, и уже в недалеком будущем Вы столкнетесь с новой проблемой — необходимостью лечить страхи и даже невроз.

Говоря ребенку, что в любой момент может появиться существо, которое его, противного, заберет, Вы сообщаете малышу, что есть на свете силы, способные безнаказанно и беспрепятственно сделать ему плохо, больно и страшно. При этом все будет происходить с молчаливого одобрения мамы и папы.

Источники: Н.Царенко «Читаем мысли наших детей»,
Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

Наталья Царенко «Читаем мысли наших детей»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи мы можем самостоятельно, то деткам это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребенка. Но ваша задача – это научиться адекватно к ним относиться, прорабатывать и стараться самим не становиться причиной испуга.

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Откуда берутся детские страхи

Беспокойство, страх и фобия – это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку. Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму. Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло. Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет. Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия . Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище. Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра. Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы.

Разлады в семье . Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни . Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно. Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет. Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз . Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет: проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет: примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет: узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет: вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет : пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет: как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет: задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет: не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет: ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет: не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

  1. У ребенка нет отца.

Небольшой совет: если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви. Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас. Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним» , прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Виды детских страхов

Психологи классифицируют детские страхи по четырем видам.

Страхи по ночам . Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.

Необоснованные страхи . Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.

Навязчивые страхи . Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.

Необъяснимые (бредовые) страхи . Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Страхам все возрасты покорны

Побороть детские страхи можно при условии, что вы понимаете, чем они вызваны и как с ними справиться. Каждый возраст – время тех или иных страхов. Давайте разберемся, чего боятся наши дети в определенном возрасте.

1-3 года

Что из себя представляют . Учатся основным жизненным навыкам, а главное – быть собой. Умеет отличить мальчика от девочки, взрослого от ребенка и своего от чужого. Понимают, что есть близкий круг, а есть социум. В этот период семья для ребенка становится надежной крепостью (если отсутствуют конфликты). Если семья психологически здоровая, то кроха постепенно забывает стресс появления на свет.

Чего боятся: того же, что и мама. Вы расстроены – ребенок расстроен. Вы снова повеселели – ребенок повеселел. Ребенок с 2 до 3 лет может испытывать страх при появлении второго ребенка. Также появляется ревность, если родители уделяют внимание себе или другим. Ребенок может бояться ухода мамы или самостоятельного засыпания, незнакомцев, громких или резких звуков. Когда кроха делает первые шаги, он может бояться упасть. Но это скорее проекция родителей своих страхов на ребенка.

Как ограждать от страха. Не ругаться при ребенке, думая, что он ничего не понимает. Кроха мигом ощущает напряженную обстановку и реагирует плачем на изменение поведения родителей. Если мать кормит грудью, ей особенно следует меньше бояться и нервничать, так как страхи передаются с грудным молоком. Ни в коем случае не допускайте конфликтов с домочадцами про кормлении грудью. Здоровая атмосфера в семье позволяет крохе укреплять свою я-позицию и обретать уверенность в себе.

Если рождается братик или сестричка, победить детские страхи можно путем включения малыша в заботу о младшем. В этом возрасте лучше не отдавать ребенка в ясли. Помните, чем дольше вы будете с малышом – тем лучше. Старайтесь как можно быстрее приучать его к самостоятельности и не опекайте чрезмерно. Оставайтесь спокойными, чтобы не передавать страхи ребенку.

Выбирайте тщательно сказку на ночь – не следует читать о Бабе Яге. Остановитесь на более добрых сказках Сутеева или Теремке. Подарите максимум защиты крохе. Для этого обеспечьте его любовью перед сном, погладьте, спойте песенку, успокойте.

3-5 лет

Что из себя представляют . Ребенок вовсю проявляет чувства и эмоции. Его эмоциональная сфера намного расширяется, а значит, появляется множество детских страхов. Он пытается еще больше сблизиться с родителями и чужими детьми, которых объявляет своими друзьями. При этом дружба может длиться 1 день. Ребенок учится понимать социум, жить в нем. Он понимает, что уже существует на только «я» , но и «мы» . Он становится более самостоятельным, также начинает усиленно развиваться воображение. Кроха может примерять на себя образы героев сказок или профессии.

С 3 до 5 лет вы можете наблюдать не только активность, но и раздражительность, обидчивость, постоянные смены настроения. Кроха смеется и тут же начинает плакать, если что не по его. Может требовать, чтобы вы с ним постоянно находились.

Чего боятся . Что его разлюбят. Любят сильнее родителя противоположного пола и боятся не угодить ему в первую очередь. Снова остро ощущается страх одиночества, поэтому вам надо больше общаться с ребенком. Также боится наказания, закрытого помещения.

Как ограждать от страха. Так как сейчас кроха учится любить, ему важно показать достойный пример. Старайтесь открыто проявлять любовь к своей второй половине, а также ребенку. Целуйте, обнимайте, тормошите – все это сейчас очень важно. Старайтесь никогда не говорить «ты плохо себя повел, я тебя не люблю» — ребенок это может запомнить навсегда и тогда появится детский страх потерять любовь родителей.

Родителю противоположного пола следует особенно быть внимательным к ребенку в этом возрасте. Ни в коем случае не запирайте его в комнате в качестве наказания. Сглаживайте сказки путем пропускания страшных моментов. Максимально оградить от страхов поможет общение со сверстниками, где кроха проявляет всю гамму эмоций.

5-7 лет

Что из себя представляют. В этом возрасте дети начинают разделять людей на хороших и плохих. Хорошие – это те, кто улыбается и добр к ребенку. Плохие – те, которые злятся и делают уколы. Может появиться тревога, мнительность, чувствительность.

Чего боятся. В этом возрасте ребенок начинает бояться, что умрет он или его родитель. Если крохе часто снятся кошмары, то появляется страх перед засыпанием. Отсюда истерики по ночам. Также кроха начинает бояться врачей, укусов, высоты, огня. Могут усилиться страхи темноты, закрытого пространства и наказания родителей. Ребенок начинает бояться потустороннего. Причем это больше выражено у неуверенных в себе детей, которые воспитывались в авторитарных семьях. Дети начинают задумываться о будущем и его бояться. Ребенку-мальчику важен пример сильного и смелого отца, потому что сейчас формируются первые мужские качества.

В этом возрасте страхи формируют физическое воздействие на ребенка, наказания, крики. Девочка может бояться крикливого отца, а мальчик авторитарной матери. Появляется страх разлуки, нападения, войны, скандалов, опозданий, ожидания, смерти домашних животных.

Как ограждать от страха. Чтобы преодолеть детские страхи, старайтесь убеждать своего ребенка в безопасности, показывать ему, что мир не страшный. Не ругайте ребенка, если он начинает говорить плохие слова. Спокойно говорите, что это неприемлемо и старайтесь не обращать на них излишнего внимания. Сейчас важно как можно меньше травмировать психику угрозами или злыми возгласами. Если ребенок сам по себе невротичный или гиперчувствительный, старайтесь свести болезненные ситуации к минимуму: давайте таблетки вместо уколов, читайте добрые сказки и так далее.

7-11 лет

Что из себя представляют . Ребенок больше не ведет себя как эгоист. Он начинает понимать, что в социуме нужно уметь контактировать с окружающими учителями и сверстниками. Начинает развиваться чувство долга, обязательства, ответственности, дисциплинированности.

Чего боятся. Ребенок продолжает испытывать страх смерти. Только уже больше переживает за родителей. Начинает бояться нападения незнакомцев, плохих оценок, пожаров, ограблений, Детские страхи становятся, в основном, конкретными. Однако все эти страхи не сильные, потому что школа перенаправляет внимание с себя на других. Но может развиться чувство вины, если ребенок ведет себя «не так» или он не такой как все.

Как ограждать от страха. Сейчас вам надо взяться за уверенность своего ребенка, чтобы преодолеть его детские страхи несоответствия другим. Покупайте ему ту одежду, которую он просит, старайтесь больше к нему прислушиваться. Не заставляйте дружить с теми, с кем он не хочет. Дайте понять, что дома его всегда любят и ждут, даже если у него не получается учиться и учителя ставят плохие отметки. Помогайте ему самому принимать решения, благодарите за помощь и хвалите за ответственность, даже если она проявляется нечасто.

11-16 лет

Что из себя представляют . Этот возраст – самая нелегкая пора. Ребенок устанавливает свои принципы, у него меняется мировоззрение. Он начинает здраво рассуждать. Порой эти изменения настолько молниеносны, что родителям кажется, будто ситуация уходит из-под контроля. Ребенок начинает учиться быть собой в межличностных отношениях. От его самооценки зависит все.

Чего боятся . Подростки больше всего боятся непонимания. Появляется двоякий детский страх: с одной стороны ребенку хочется влиться в общую массу и замаскироваться, с другой же он пытается не растерять свою индивидуальность. В этом возрасте очень трудно преодолеть детский страх изменения своей внешности. Девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. В 12 лет дети очень эмоционально чувствительны и вы их легко задеваете своими словами. Пик тревожности – это 15 лет. Далее страхи уменьшаются. Они могут перерождаться в фобии и навязчивые состояния. Ребенок помимо прочих страхов боится позора и порицания.

Как ограждать от страха. Вам следует повышать самооценку подростка, хвалить его за хорошие поступки. В девочек нужно вселять понятие красоты. Несмотря ни на что, говорите дочке, что она очень красива. А сыну внушайте, что доверяете ему решения в своей жизни. Чем больше конфликтов в жизни подростка – тем больше у него страхов. Старайтесь быть более лояльным к агрессии и возбудимости ребенка. Сейчас важно понять, что подросток – это отражение вас самих. Поэтому, в первую очередь, начинайте работать над собой.

Страхи школьников

Школьные страхи можно отнести в отдельную категорию детских страхов. Впервые они могут появиться у первоклассника, когда ребенку еще трудно разлучаться с родителями. Если родитель сам боялся школы, отзывается о ней негативно и боится плохих отметок ребенка, он навязывает ему свой страх. Выполнение домашних заданий вместо детей приводит к тому, что они не могут отвечать за свои поступки, начинают бояться совершить ошибку и во всем полагаются на то, что родители решат их проблему.

Легче всего справляются со страхом дети, которые с детства приучены оставаться какое-то время без родителей. К тому же школьные трудности легче преодолеваются детсадовцами. В школе ребенок пытается подстроиться под учителя, одноклассников. Он пытается соответствовать устоявшимся требованиям.

В школьные годы вам как родителям важно не быть зацикленными на оценках. Чтобы преодолеть школьные детские страхи, старайтесь обсуждать их с ребенком, будьте в курсе его дел и не взваливайте слишком много обязанностей. Приучайте ребенка не только делать уроки, но и уделять время своему хобби и общению со сверстниками.

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Как бороться с детскими страхами?

Разговоры . Больше общайтесь с малышом, задавайте вопросы. Если кроха не хочет отвечать, то пытайтесь подойти с другой стороны. Старайтесь, чтобы кроха как можно чаще раскрывался перед вами и говорил о своем страхе. Тогда этот страх уменьшится.

Рисунки . Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Далее, чтобы избавиться навсегда от этого детского страха, порвите рисунок вместе или сожгите. Добивайтесь того, чтобы ребенок перестал бояться (это будет выражаться его улыбкой). Если страх не уменьшился, рисуйте снова и снова, добавляйте цвета и мелкие детали. Можно к страшному чудовищу прикрепить бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он не может негативно воздействовать.

Сочинение . Попросите кроху придумать сказку о своем страхе. Лучше всего, если вы вместе ее сочините, а затем нарисуете. Бороться с детским страхом при помощи такого метода очень занимательно. Концовка должна быть положительная. Например, ваш кроха в виде супермена побеждает отрицательного персонажа.

Сценки . Как бороться с детскими страхами эффективно? Вы можете (как в предыдущем совете) обыграть придуманную историю. Попробуйте играть со сменой ролей. Когда кроха сам сыграет свой страх, он перестанет его бояться.

Купание для маленьких . Чтобы побороть детский страх новорожденного, попробуйте его искупать в травах. Вода отлично смывает плохое настроение у маленьких детей. Также лучшим лекарством будет предложение груди и отвлечение игрушкой.

Боязнь темноты . Если ребенок боится темноты, не стоит действовать от противного и заставлять кроху смотреть страху в глаза. Так вы только ему навредите. Проговорите страх, оставьте ночник или тусклый свет, положите рядом игрушку и поцелуйте перед сном.

Страх перед плохими оценками . Скажите ребенку, что несмотря на плохие оценки, вы все равно его любите. Чтобы побороть такой детский страх, достаточно всего лишь родительской любви.

Игры с песком . Перебирание песка очень успокаивает, поэтому предложите крохе рисовать песком. Это занятие укрепит нервную систему и позволит малышу избавиться от детского страха.

Лечение музыкой . Известно, что классические мелодии гармонизируют и расслабляют. Включайте их дома как можно чаще, тогда постепенно состояние крохи выровняется. Если классику вы не любите, то бороться с детским страхом можно при помощи звуков природы или этнических инструментов.

Лепка . Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть кроха слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Спорт и танцы . Можно бороться с любыми детскими страхами при помощи движения. Отдайте кроху на танцы или боевые искусства. Разнообразие и новый коллектив помогут развеяться всем страхам.

Шумные игры . Чем чаще вы позволяете ребенку бегать, резвиться, кричать и стучать, тем лучше. Это дает выход негативным эмоциям, и ваш кроха перестает чего-либо сильно бояться.

Друзья . Никогда не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. Как бороться с детскими страхами, если не таким образом? Чувствуя себя в своей среде, крохе легче преодолеть все тягости жизни.

Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими. Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.

Продолжаем ответы на ваши вопросы, заданные в предыдущем опросе:

Меня волнует то, когда моя дочка смотрит какой-нибудь мультик, например «Лунтик» и что-то там происходит негативное или кто-то что-то натворил или разбил, разлил и т.п. Или если кто-то кого-то ругает, то она сразу не хочет его смотреть, идёт ко мне и ложится на колени, закрывая глаза, а если я сразу не выключу этот мультфильм, то может заплакать. Нам 1.9 месяцев, смотрит только мультфильмы соответствующие её возрасту и развивающие мультики. Не понимаю, почему она так расстраивается и как ей объяснить, чтоб она не реагировала так чутко на это, потому что жизнь-то ещё тяжелее... я на неё никогда не кричу и тем более не бью её, она у меня умница и всё понимает, только голос немного повышу и всё, мы с ней находим компромиссы. Спасибо заранее Вам! Елена

Добрый день, Елена!

Вопрос хороший, спасибо за него! Многие мамы тоже его поднимали. Когда-то я отвечала на похожий на ваш, вопрос: « » — можете так же почитать по этой ссылке.

А теперь давайте разберемся с текущей ситуацией.

Любой мультик несет в себе сильную психическую энергию, воплощенную в образах и выраженную в их динамике. Только в зависимости от жанра и тематики, эта энергия может быть разной: как созидательной, побуждающей к каким-то новым открытиям в окружающем мире и особенно — в мире отношений между главными героями, так и разрушительной, которая ярко проявляется в каких-то негативных моментах сюжета (споры, ссоры, драки, обида, страх и т.д., т.п.).

Что происходит, когда мы даем смотреть мультики детям?

Для начала нужно вспомнить, что восприятие сюжета в телепередаче и из книжек у самых маленьких деток (до 3 лет условно) сильно разнится от восприятия в старшем дошкольном (5-7 лет), школьном возрасте (после 7 лет), и у взрослого.

Говоря простым языком, многие малыши до 3 лет , когда видят какой-то мультик, слышат реплики между персонажами из мультиков или книг, читаемых мамой, часто всей душой идентифицируют себя с главными героями сюжета. Как будто это с ними происходит. Только видео привносит более сильный контраст и эффект. Одно дело, когда слышишь, как мама читает: «...яичко упало и разбилось... плачет дед...плачет баба...» и другое дело, когда на экране видишь реальное происшествие с разбитым яйцом, плач бабушки-дедушки, их слезы в три ручья...

В обоих случаях (видео и чтение) ребенок мысленно соотносит себя с персонажами и примеряет на себе их чувства на неосознанном уровне...
И если он понимает, что НЕ ХОЧЕТ, чтобы, к примеру, «дед и баба плакали, а яичко — разбилось» — он будет переживать, жалеть и даже плакать, отказываясь слушать/смотреть дальше.

Простой пример из жизни. Наверняка вы замечали. Стоит одному ребенку заплакать, за ним могут подтянуться и остальные малыши, «пореветь за компанию»))) Настолько сильно близко они способны принять чувства другого, ощутить их на себе. Психическая синергия, одним словом.

Еще пример, знакомый мамам. У вас бывало такое, что в вашей душе полный раздрай, хочется натурально завыть от обиды на кого-то или на что-то. Вы пытаетесь сдерживаться, несмотря на то, что хочется поплакать, посидеть одной — и идете к ничего не подозревающему крохе.
А он? Соприкасаясь с вами, такой напряженной и «деревянной», ощущая на ментальном уровне нависшую «тучку», малыш испытывает потребность разрядить эту обстановку. Как? Ответным плачем и капризами. Как будто считает: вместе поплачем, покапризничаем и станет легче!)))

Эта психическая связь на простых примерах помогает понять, что же происходит, когда такой кроха смотрит мультик, в котором происходит много общения и соприкосновения главных героев друг с другом.

Если взять «Лунтика», там сюжет достаточно динамичен: у Лунтика много приключений, которые подстерегают буквально на каждом шагу с рождения. Он и его друзья то ссорятся, то мирятся. Кто-то делает пакости, кто-то сильно обижается на всех, кто-то балагурит, кто-то трудится, кто-то инфантилен, а кто-то менторски поучает.

Разобраться в этих отношениях бывает не просто и детям постарше, а малыши просто впитывают каждый поступок. Они еще не умеют критически анализировать, пока что они просто принимают происходящее на экране «как есть». И переживают в себе, будто это с ними все происходит.

Что касается детей старше 5 лет . Для них отношения между героями приобретают более осмысленный характер. Они с интересом следят за сюжетом, умеют отделять себя от главных героев в том плане, чтобы не становиться с ними «на одну доску». И, в то же время, способны проводить параллели между понравившимся героем и собой, проигрывать этот образ на выбор, становясь, к примеру, то сказочной Феей, то могущественной царицей, то Суперменом, то роботом Валли, то отважным завоевателем далеких земель...

А что касается взрослых , я думаю, нам с вами все понятно)). Мы воспринимаем мультики как сказку-развлечение, в некоторых случаях, как познавательно-развивающий элемент для ребенка, а также (чаще всего) как один из вариантов приятно провести время, наблюдая за понравившимся героем. Причем, не забываем временами поучать своих деток умными словами, типа «вот что бывает, если...» далее вставьте то, что вертится у вас на языке.))

Также есть еще важный момент, на который я хочу обратить ваше внимание. Помимо возраста ребенка, учитываем и его психическую готовность. Чтобы проще понять, что я имею в виду — просто вспомните, что есть очень чувствительные и ранимые дети (условно называю «тонкокожие»), и есть просто «толстокожие». Это тип темперамента, тип нервной системы у конкретного ребенка предопределяет его наиболее часто встречающуюся реакцию на какое-то событие.

В данном случае, Елена, очень возможно, что ваша дочка принадлежит к «тонкокожим», она чувствительна к конфликтам, к динамичным, экспрессивно выраженным эмоциям. Пока она мала, рекомендуется не перегружать ее сильными впечатлениями, пусть ваш принцип будет «постепенно и плавно».

С возрастом дочка может приобрести чуть бОльшую «толстокожесть» — только пусть это будет не форсированный рывок, основанный на ломке природной чувствительности, а естественный, преобразующий под влиянием различных житейских ситуаций. Подобно тому, как молодое деревце на этапе нежного ростка защищают от сильного ветра, а по мере роста и укрепления корней, ствола и кроны, подобная опека уже не актуальна. Ваша дочка вырастет, оставаясь чувствительной, и в то же время, будет эмоционально устойчивой.

Желаю вам радости и мудрости в общении с дочкой!

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки, если у вас есть какие мысли по этой теме — пишите в комментариях, почитаю их Если статья вам понравилась — буду рада, если кликните на кнопочки соц.сетей в самом низу статьи и поделитесь ею с друзьями. Спасибо!