Сложное будущее время в русском языке. Время глагола в русском языке

Грамматика английского языка содержит несколько возможных форм употребления глаголов в будущем времени. Каждая из них имеет свои законы построения и случаи использования. Сначала мы познакомимся с ними по отдельности, а затем сведем все способы выражения будущего времени в английском языке в одну общую таблицу.

Простое (Simple)

Первая категория употребляется для обозначения действий, которые предположительно будут выполняться в какой-либо временной промежуток. Иными словами, этот случай подходит для фраз: «Я сделаю это завтра», «Я обещаю это сделать потом», «Я сделаю завтра уроки, а потом буду играть» , или если мы принимаем решение прямо в момент разговора.

Форма простого будущего образуется путем добавления вспомогательного глагола will (в 1 лице также используется shall ) к сказуемому предложения в форме инфинитива (без to ). На письме эти сочетания часто сокращают до конструкции «местоимение +‘ ll ».

We (1) + will (2) + go (3) + on holiday this summer (4) – Мы поедем этим летом в отпуск .

Чтобы превратить утверждение в вопрос достаточно всего лишь поменять местами подлежащее со словом will /shall . Вопросительные предложения в Future Simple схематично можно представить следующим образом:

Will (1) you (2) go (3) on holiday this summer (4)? – Вы поедете в отпуск этим летом ?

Для создания отрицания, к глаголу will/shall необходимо добавить частичку not . В сокращенном виде конструкция выглядит так: won ’t /shan ’t . Рассмотрим, как выражается простое будущее во всех типах предложений.

Продолжающееся (Continuous)

Будущее время в английском языке может иметь так называемую продолженную форму, то есть мы говорим о действии, процесс которого будет происходить в конкретный момент будущего времени. Такие конструкции носят название Future Continuous . Их образование схоже с предыдущей группой, только к will добавляется be , а сказуемое этих предложений представляет собой форму причастия I.

Mike (1) will (2) be (3) still sleeping (4) when I come (5) – Майк все еще будет спать, когда я приду .

Иногда встречаются предложения, в которых на первое место выходит обстоятельство времени, а после него следует стандартная схема: In a week we ’ll be celebrating my brother ’s birthday (Через неделю мы будем отмечать день рождения моего брата) .

Вопросы в будущем продолженном также строятся по принципу вынесения will на первое место, только между подлежащим и сказуемым вклинивается be .

Will (1) Mike (2) be (3) sleeping (4) when you come (5) ? – Майк будет спать, когда ты придешь?

Для создания отрицательной формы по-прежнему используется not . Изучим возможные варианты.

+ ?
Their friends will be watching the football match tonight. Will their friends be watching the football match tonight? Their friends won’t be watching the football match tonight.
Их друзья будут смотреть футбольный матч сегодня ночью. Будут их друзья смотреть сегодня ночью футбольный матч? Их друзья не будут смотреть футбол сегодня ночью.
I’ll be still working at 6 o’clock. Will you be still working at 6 o’clock? I won’t be working at 6 o’clock.
Я еще буду работать в 6 часов. В 6 часов ты все еще будешь работать? Я не буду работать в 6 часов.

Совершенное/Завершающееся (Perfect/Perfect Continuous)

Этой группы всегда вызывают трудности, поскольку многие часто не различают значений данных конструкций. Благо, что такие комбинации на английском языке встречаются очень редко. Но уметь в них разбираться все же необходимо.

Глаголы могут иметь форму Future Perfect в тех случаях, когда говорящий планирует завершить какие-либо действия к точно указанному времени. В таком случае конструкция помимо will и сказуемого содержит еще один глагол – have.

I (1) shall (2) have (3) painted (4) the picture by 3 o’clock (5) – Я закончу рисовать картину к трем часам .

Отрицание к предложениям на будущее совершенное время строится при помощи not, а для создания уточняющего вопроса необходимо вперед поставить will, а уже за ним подлежащее, have, сказуемое и т.д.

Will (1) you (2) have (3) painted (4) the picture by 3 o’clock (5) ? – Ты дорисуешь эту картину к трем часам?

Как мы уже отмечали, изучая английский язык, встречать будущее время под названием Future Perfect Continuous практически не приходиться. Поэтому отметим только, что его конструкции во многом совпадают с приведенным выше временем, но между have и сказуемым вставляется been . По значению отличия этих времен в том, что употребление Perfect показывает завершенность действия, а использование Perfect Continuous указывает на то, что действие уже длится какое-то время и все еще будет продолжаться, когда наступит определенный момент.

I (1) shall (2) have (3) been (4) painting (5) the picture for 3 month by November (6) – В ноябре будет уже 3 месяца, как я рисую эту картину (а она все еще не завершена).

Рассмотрим возможное выражение будущего в данных временах на конкретных примерах.

+ ?
Jack says that he will have read this book by Friday. Will Jack have read this book by Friday? Jack won’t have read this book by Friday.
Джек говорит, что он прочтет эту книгу к пятнице (завершит ее чтение). Джек прочтет эту книгу к пятнице? Джек не прочтет эту книгу к пятнице.
I will have been living in Prague for 10 years by next year. Will you have been living in Prague for 10 years by next year? I won’t have been living in Prague for 10 years by next year.
В следующем году будет уже 10 лет, как я живу в Праге (и продолжу там жить). В следующем году уже будет 10 лет как вы живете в Праге? В следующем году не будет 10 лет, как я живу в Праге.

Особые случаи

Существуют еще несколько способов сказать о будущем, хотя они грамматически не относятся к выше приведенным группам. Речь идет о конструкциях to be going to и Future in Past , которые также могут выражать будущее время в английском языке.

Оборот to be going to + инфинитив используется в ситуациях, когда имеются конкретные планы на ближайшее будущее, т.е. говорящий решительно намерен это исполнить при первом удобном случае.

Jane (1) is (2) going to (3) tell (4) her parents the truth Джейн собирается (намерена) рассказать своим родителям правду .

Важно отметить, что в качестве сказуемого в этой конструкции не могут использоваться go, come. Следуя этому правилу , их употребляют только в Простом настоящем времени.

Комбинация «Будущее в прошлом », как видно из названия, используется при рассказе о давно прошедших событиях. Ее можно перевести словосочетанием: сделал бы, должен был бы и т.п. В общем, это придаточные предложения условного характера. Чтобы воспользоваться такой конструкцией, необходимо взять любое предложение группы Будущих времен, и заменить в нем will на would .

Будущее время в английском языке в таблицах

Эта обобщенная таблица поможет быстрее запомнить новый материал.

Future
+ ?
Simple Подлеж. + will+инф.

She will write…

Will + Подлеж. + инф.

Will he speak…?

Will + not + подлеж. + инф.

We won’t work…

Continuous Подлеж. + will+ be + прич.I

I will be telling…

Will + Подлеж. + be + прич.I

Will they be watching…?

Подлеж. + will+ not + be + прич.I

You won’t be washing…

Perfect Подлеж. + will+ have + прич.II

We will have finished…

Will + Подлеж.+ have + прич.II

Will you have painted…?

Подлеж. + will+ have + not + прич.II

He won’t have typed…

Perfect Continuous Подлеж. + will+ have + been + прич.I

I will have been living…

Will + подлеж.+ have + been + прич.I

Will we have been standing…?

Подлеж. + will+ not + have + been + прич.I

They won’t have been spending…

To be going to

Особый случай

Подлеж. + to be + going to + инф.

We are going to learn…

To be + подлеж. + going to + инф.

Are you going to run…?

Подлеж. + to be + not + going to + инф.

She isn’t going to lie…

Цель урока

Задачи урока :

Развивающие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Сложная и простая форма глаголов будущего времени»

Тема урока: Сложная и простая форма глаголов будущего времени.

Цель урока : научить правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи.

Задачи урока :

Образовательные задачи: создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

Развивающие задачи: развитие общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Оборудование : учебник Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина, таблица формы глаголов.

Структура урока:

I. Организационный момент (2-3 мин).

II. Актуализация знаний (7мин).

III. Изучение новой темы (25мин).

IV. Закрепление (8мин).

V. Домашнее задание (2мин).

Ход урока:

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Скажите, что такое глагол? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Как изменяется глагол? (По временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам.)

Как называется по-другому изменение глагола по числам и лицам? (Спряжение.)

Молодцы, ребята.

А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.

III. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать изучать глаголы. Научимся различать простые и сложные формы глаголов.

Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы играть, читать, писать и таблички с указанием временной формы с вопросами.

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

Посмотрите, что у нас получилось:

поиграет / будет играть

напишет / будет писать

С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

Глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. Еще они могут изменяться по числам.

Теперь ребята, вы внимательно послушаете текст и мы все вместе выпишем глаголы в столбик на доске, выделим окончание, определим время.

Обучающимся на листках раздается текст «Ураган».

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

Теперь поставим эти глаголы в будущем времени, в простой и сложной форме. Используем таблицу.
Проверка работы ученика и класса.

Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
- Делаем вывод:

глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени

глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени

IV. Закрепление изученного материала.

Придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
- Придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

На какой вопрос отвечают слова будут петь, будет бегать, будем наступать, будешь кричать, будете думать.

V. Домашнее задание.

Выполнить писменно упражнение 61 на странице 27.

Как найти время глагола?

Глагол - это часть речи, обозначающая действие. Глаголы меняются по числам, лицам и временам. Не считая того, они имеют спряжения, виды и наклонения. В российском языке выделяют три главные формы времени глагола: прошедшее, истинное и будущее. Побеседуем подробнее о том, как разобраться во временах глагола.

Формы выражения будущего времени в английском

Определяем вид глагола.

Глаголы бывают совершенного и неидеального вида. Совершенные глаголы указывают на то, что действие уже изготовлено (либо будет изготовлено) и итог достигнут. К таким глаголам подходит вопрос “что сделать?”. У совершенных глаголов выделяют всего два времени: прошедшее и будущее.

Неидеальные глаголы могут быть в прошедшем, реальном и будущем времени. Они отвечают на вопрос “что делать?”.

Глаголы прошедшего времени.

Основными признаками того, что глагол относится к прошедшему времени, являются:

суффикс -л; (шел, летел) окончания -а(дамский род), -о(средний род) и -и(множественное число). У глаголов мужского рода в прошедшем времени нет окончания. Пример: играл, игралась, игралось, игрались.

Чтоб осознать, что глагол стоит в прошедшем времени, к нему, зависимо от рода и числа, необходимо подставить последующие вопросы:

Глаголы реального времени.

В реальном времени глагол отражает действие, происходящее в момент речи. Общий определяющий вопрос таких глаголов:

Как ранее говорилось выше, в реальном времени могут быть глаголы только неидеального вида.

Окончание глагола в реальном времени будет зависеть от того, к 1-ому либо 2-ому спряжению он относится.

Окончания глаголов первого спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ешь (2-ое лицо); -ет (третье лицо). Пример: несу, несешь, несет; читаю, читаешь, читает.

Множественное число: -ем, -ём (1-ое лицо); -ете, -ёте (2-ое лицо); -ут, -ют (третье лицо) Пример: несём, несёте, несут; читаем, читаете, читают.

Окончания глаголов второго спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ишь (2-ое лицо); -ит (третье лицо). Пример: лежу, лежишь, лежит; строю, строишь, строит.

Множественное число: - окончания -им (1-ое лицо); -ите (2-ое лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: лежим, лежите, лежат; строим, строите, строят.

Глаголы грядущего времени.

Глаголы в дальнейшем времени отражают действие, которое планируется сделать либо действие, которое будет изготовлено в дальнейшем. Определяющие вопросы для единственного числа глаголов:

Вопросы для множественного числа глаголов:

У неидеальных глаголов в дальнейшем времени возникает одна увлекательная особенность - они преобразуются в сложные глаголы. К инфинитиву добавляется глагол “быть” в подходящей форме. К примеру: буду гулять, будем бегать, будут играть.

Окончания глаголов совершенного вида первого спряжения.

Единственное число: -у, -ю (1-ое лицо); -ешь, -ёшь (второе лицо ); -ет, -ёт (третье лицо). Пример: отнесу, отнесёшь, отнесёт; прочитаю, прочитаешь, прочитает.

Множественное число: -ем, -ём (первое лицо); -ете, -ёте (второе лицо ); -ут, -ют (третье лицо). Пример: отнесём, отнесёте, отнесут; прочитаем, прочитаете, прочитают.

Окончания глаголов совершенного вида второго спряжения.

Единственное число: -у, -ю (первое лицо); -ишь (второе лицо); -ит (третье лицо). Пример: полежу, полежишь,полежит; построю, построишь, построит.

Множественное число: - окончания -им (первое лицо); -ите (второе лицо); -ат, -ят (третье лицо). Пример: полежим, полежите, полежат; построим, построите, построят.

Тезисы

Глаголы будущего времени, сложная и простая. Составная форма будущего времени глаголов присуща глаголам Глагол как. какой глагол имеет простую форму будущего времени…. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. какой глагол имеет простую форму будущего времени. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. какой глагол имеет простую форму будущего времени. Простую форму будущего времени имеют глаголы совершенного вида. Из данных Вами глаголов. Какие Глаголы Не Имеют Форм Настоящего Времени. Глаголы Русский Язык Формы Глагола Глагол. форм настоящего времени не имеют. какой глагол имеет простую форму будущего времени…. какой глагол имеет простую форму будущего времени; позвать срывать получать согревать. какой глагол имеет простую форму будущего времени …. Пользователь Ольга Попова задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 1. Что такое будущее простое время глагола? Каждый глагол имеет В формах настоящего и будущего времени глаголы (с какой целью? Времена глагола в русском языке - Идиомы на пяти. В русском языке две формы будущего времени: принесёт ли какой-либо результат. Глагол имеет начальную форму , имеет две формы: простую и из будущего времени.

Настоящее время глагола

По основе настоящего времени различаются глаголы тематические

и нетематические . Тематические – это такие глаголы, у которых между основой и личными окончаниями имеется тематический гласный е (Iспряжение) или и (II спряжение). Тематический гласный сохраняется во всех формах, кроме 1-го л. ед. ч. и 3-го л. множ. ч., например: несешь , видишь ; ср. 1-е л. – несоу , вижоу , 3-е л. – несоуть , видишь .Глаголы I спряжения в зависимости от качества согласных основы – твёрдости или мягкости - в 1-м л. ед. ч. и 3-м л. мн. ч. делятся на две группы: несмягчённое спряжение и смягчённое . Тематические глаголы в процессе исторического развития

претерпели небольшие изменения. Книжная форма на - ши во 2-м л. ед. ч. впоследствии была заменена повсеместно формой на - ил . В 3-м л. ед. и мн.ч. с XIII в. в севернорусских говорах устанавливается твердое окончание - тъ , ставшее со временем литературным: несетъ , несоутъ , пишетъ , пишоутъ . После утраты двойственного числа (к XIV в.) глагол стал спрягаться только в единственном и множественном числе. Нетематические – это глаголы, у которых личные окончания присоединяются непосредственно к основе. В эту группу входят всего четыре глагола: бытии, дати),ђсти,вђдђти.

В древнерусском языке было три формы будущего времени: одна

простая и две сложные. Будущее простое . В роли будущего простого выступало настоящее время от глаголов совершенного вида: придоу , понесоу , вълезоу , възьмоу Однако в древнерусском языке не было резкого разграничения, как в современном языке, между формами будущего и настоящего времени. Поэтому форма настоящего времени от одной и той же основы могла иметь значение то настоящего, то будущего времени. Это свидетельствует о том, что в древнерусском языке еще не было четких норм выражения будущего времени. Оформление категории

будущего времени связано с окончательным разграничением совершенного и несовершенного вида.

Будущее сложное первое выражалось сочетанием инфинитива

спрягаемого глагола и настоящего времени вспомогательного глагола. функции вспомогательных глаголов употреблялись хотЬти, имЬти, почАти, начАти. Эти вспомогательные глаголы, теряя своё лексическое значение,играли лишь роль формального показателя будущего времени. Будущее сложное второе состояло из причастия на - л - спрягаемого глагола и вспомогательного глагола боудоу : боудоу писалъ . Эта форма обозначала будущее действие, которое

предшествовало другому будущему, и употреблялась главным образом в условных придаточных предложениях. Будущее сложное второе вышло из употребления к XVI в.

24. История форм повелительного и сослагательного наклонения. Повелительное наклонение образовывалось от основы настоящего времени и имело в единственном числе формы 2-го и 3-го лица, во множественном и двойственном – 1-го и 2-го лица. Повелительное наклонение оканчивалось в древности не во всех глаголах одинаково. Это зависело от того, и какие были глаголы – тематические или нетематические. Тематические глаголы в единственном числе оканчивались на - а . Во множественном и двойственном числе от глаголов I несмягчённого спряжения повелительное наклонение имело суффикс - Ь -, а от глаголов I

смягчённого и II спряжения – суффикс - и - . Нетематические глаголы в единственном числе оканчивались на ь. Во множественном и двойственном числе эти глаголы имели суффикс -и-. От глагола i есмъ повелительное наклонение боуди . В 1-м и 2-м л. множ. и дв. ч. был суффикс -Ь-. По нетематическому типу образовывалась форма 2-го л. ед.ч. повелительного наклонения от глагола видђти; вижь (ст.-сл. виждь). Данная система повелительного наклонения, как свидетельствуют памятники, значительно изменилась уже к XIII в. Так, в памятниках XIII в. не встречается двойственное число в повелительном наклонении глагола.В дальнейшем в повелительном наклонении сохраняется только 2-е л. ед. и множ. ч. При этом под влиянием пишите , хвалите и т.д. начинают употребляться формы несите , ведите вместо несђте , ведђте . А глаголы с основой на г и х в результате выравнивания основ теряют последствия второго смягчения заднеязычных: вместо пъци появляется пеки , вместо

бђзи бђги и т.п.С XVI в. безударное конечное -и во 2-м л. ед. ч. утрачивается: боуди > будь , въстани > встань , сΔди > сΔдь . Форма 2-го л. множ. ч. Стала образовываться прибавлением к форме единственного числа окончания -те : веди ведите , помоги помогите , встань встаньте , сядь сядъте . Формы ђжь ђдите , дашь дадите были заменены формами ешь ешъте , дай дайте .

Сослагательное наклонение обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное при определенных условиях. Оно выражалось в древнерусском языке сочетанием спрягаемых форм аориста от быти (быхъ ) с причастием на - л -: быхъ писала , бы писалъ и т.д. С исчезновением аориста (примерно с XIII в.) аорист от глагола быти в сослагательном наклонении перестал спрягаться. Общей формой для всех лиц и чисел становится форма 2-го и 3-го л. ед. ч. бы, которая превращается в частицу бы . Поэтому сослагательное наклонение в современном русском языке изменяется только по родам и числам.

14.Состав счетных слов в древнерусском языке. Грамматические признаки. Синтаксические свойства. В древнерусском языке числительного, как части речи, не существовало. Для выражения кол-ва использовались счетные слова, которые являлись существительным или прилагательным. Прилагательные обозначавшие число от 1-4;Сближались с прилагательными т.к. такие слова с огласовывались с существительными в роде, числе, падеже (Синтаксич. Связь-согласование). Склонялись по местоименной сис-ме склонения.Название чисел от 5-10 выступали в качестве существительных, т.к. имели определенный род и изменялись по числам. Также сорок , сто , тысяча в древнерусском языке были

существительными, изменявшимися по разным типам склонения Синтаксическая связь-управление.

23. История синтетических форм прошедшего времени глагола .

В древнерусском языке было 4 формы глагола прошедшего времени: 2-е синтетические и 2-е аналитические. Аорист и имперфект относились к синтетическим формам. Аорист обозначал действие, целиком отнесенное к прошлому. Существовало два типа аориста. От основ инфинитива на гласный образовывался так

называемый древний сигматический аорист, от основ на согласный

образовывался сигматический тематический, или «новый»,

аорист. Особенностью древнерусского аориста было

наличие одной формы для 2-3 лица дв. ч.: пекоста , ходиста . Другим простым прошедшим временем, использование которого в

древнерусском языке также было ограничено книжно-литературнымиписьменными памятниками, был имперфект. Специфическая особенность славянского имперфекта – актуализировать моменты настоящего в контексте прошлого.

Пишущий (повествующий) как бы задерживает внимание на некоторыхсобытиях, происходивших в ряду с другими. Образовывался имперфект, так же как и аорист, от основ обоих

видов. В древнерусских текстах фиксируется не только архаичный, но и«стяженный» имперфект: ношахъ , печахъ , хожахъ .Формы 3 лица ед. и мн. ч. практически всегда употреблялись с элементом - ть ,В истории прошедшего языка эти формы упростились. История прошедшего времени в русском языке определяется двумя

факторами:· утратой перфектом значения результатива и закреплением в значении универсального прошедшего времени;

· слиянием видовых и временных значений.

Но внешнее упрощение прошедших времен и сохранение только одного из них вовсе не означает упрощения временных значений. Те функции, которые когда-то выполняли особые временные формы, в значительной степени «взяли на себя» глагольный вид и семантика конкретных глаголов, а также условия контекста. Даже при беглом наблюдении можно обнаружить, что современное прошедшее время «включает» значения, в древности выражаемые разными формами – аористом, имперфектом,перфектом, плюсквамперфектом. Так, аористные значения в тексте обычно выражаются глаголами совершенного вида: побежал , увидел , написал , спел . Глаголы несовершенного вида используются в имперфективном значении: лес шумел , заря занималась , мы долго стояли на мосту. У исследователей нет единства во мнениях относительно времени и

особенностей утраты этих форм. Полагали, что сначала утратился имперфект, поскольку он не встречается уже в древних деловых текстах. Затем произошла утрата аориста.

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое последует за моментом речи. Это значение могут иметь все глаголы. Однако у глаголов совершенного вида простая (синтетическая) форма будущего времени, а у глаголов несовершенного времени – сложная (аналитическая): петь – буду петь; спеть – спою.

Простое будущее образуется от основ будущего времени глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний. В парадигме – 6 личных форм.

1л. – услышу мн.ч. – услышим

2л. - услышишь услышите

3л. – услышит услышат

Формы простого будущего употребляются в 3-х значениях: а)будущее конкретное – весной в саду посадим сирень; б) будущее абстрактное обозначает вневременное действие (повторяющееся или действие вообще) – свою землю по-настоящему поймешь на чужбине; поживем – увидим; в) употребляются в переносном значении для обозначения событий прошлого – будущее историческое. Его легко обнаружить по наличию частицы бывало или как для обозначения внезапного действия в прошлом. Проведет, бывало, по струнам смычком, и замрет сердце… Иван Иванович прочитал послание и вдруг как захохочет.

Будущее сложное имеют глаголы несовершенного вида. Оно образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личных формах и инфинитива. В парадигме 6 форм.

1л. – буду знать мн.ч. – будем знать

2л. – будешь знать будете знать

3л. – будет знать будят знать

Будущее сложное употребляется в прямом значении: я буду стараться учиться.

Понятие об абсолютном и относительном временном значении

Следует различать абсолютное и относительное время. Абсолютное время определяется с того момента речи, который является главным ориентиром в определении временного плана: я вернусь, я возвращаюсь, я вернулся . Но в сложном предложении, где есть несколько глаголов, время действия определяется другими ориентирами: в главном предложении время действия зависит от момента речи, и поэтому в нем – обычное (абсолютное ) время. В придаточных же частях время действия определяется с точки зрения времени действия в главной части. Поэтому время действия в придаточных частях – относительное. Командир сказал, что получил донесение (прошедшее время относительно действия в главной части). Он сказал, что получит донесение (будущее время относительно действия в главной части).

Относительным является временное значение форм причастия настоящего и прошедшего времени, т.к. оно определяется временем другого действия, названного спрягаемым глаголом, а не моментом речи. Я слышал голос идущего рядом человека (прошедшее относительное время).

Таким образом, категория времени – это сложное грамматическое явление, теснейшим образом связанное с видом и наклонением. Она относится к числу предикативных категорий, т.к. участвует в формировании предикативности (основной категории предложения, в которой выражается отношение к действительности).


Глагол теснейшим образом связан с носителем действия или субъектом. Большинство глаголов в русском языке легко сочетаются с субъектом в именительном падеже (я слушаю, дети спят, вы работаете). Такие глаголы называются личными.

1л. – услышу

Услышать 2л. - услышишь

3л. – услышит

Личные глаголы могут использоваться в 2-х формах – личной и родовой.

Зна-ю

Зна-ешь и т.д.личные формы

Знать

Знал, -а, -о родовые формы

В глаголах выделяются особые показатели лица – личные окончания.

1 лицо (говорящий) имеет показатели (в ед.ч.); -им, -ем (во мн.ч.): иду, поем, сидим.

2 лицо (собеседник): -ишь, -ешь (в ед.ч.); -ите, -ете (во мн.ч); нулевой суффикс и -и в повелительном наклонении (ид-ешь, сид-ишь, ид-ете, сид-ите, сядь, принес-и ).

3 лицо (не участвующее в диалоге лицо или предмет): -ет, -ит (в ед.ч.); -ут,-ют (во мн.ч.). – по-ет, сид-ит; по-ют, сид-ят.

На основе противопоставления личных форм сформировалась категория лица. По своему характеру она является чисто грамматической или словоизменительной, т.к. выражается формами одного и того же глагола.

Это отношение находит строгое морфологическое выражение в личных формах глагола.

Категория лица сложилась исторически. В древнерусском языке категория лица была универсальной, т.е. обнаруживалась во всех глагольных формах. В современном русском языке она стала более узкой, т.е. она охватывает только часть глагольных форм.

Категория лица может выражаться не только синтетически (с помощью личных окончаний), но и аналитическими средствами, в состав которых входят личные местоимения, в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения.

синтетическая форма лица аналитические средства

скаж-у 1л., ед.ч. я пел

скаж-ем 2л., мн.ч. ты пел

Эта точка зрения является уязвимой: в качестве средств выражения лица в ней называются местоимения, т.е. знаменательные слова. Это лексическое средство выражения лица, а не морфологическое, т.к. аналитические формы образуются соединением служебного и знаменательного слова.

Безличные глаголы обозначают действия без указания на деятеля: на улице подмораживает. Безличные глаголы не могут сочетаться с субъектом в именительном падеже. Они разнообразны по семантике:

1)могут обозначать состояние окружающей среды: светает, вечереет, морозит. При таких глаголах вообще не возможен субъект;

2)физическое или психическое состояние субъекта, который возможен, но только в форме дательного, реже родительного падежа: знобит, першит, лихорадит, тошнит;

3)значение непроизвольного действия, которое совершается независимо от воли лица: не спится, легко дышится, работается;

4)модальное значение долженствования, желательности, предположительности: следует, надлежит, не терпится, кажется, хочется, подобает;

5)глаголы сообщения: говорится, поется и др.

Большинство безличных глаголов является производными и возвратными: живется, дышится.

Морфологическая особенность безличных глаголов – неполная парадигма (неизменяемость по лицам, числам, родам). Безличные глаголы имеют только формы времени и наклонения. В парадигме безличных глаголов 3-4 формы в зависимости от вида.

Совершенный вид. 1. Прошедшее время, средний род, единственное число – взгрустнулось, рассвело. 2. Простое будущее время, 3 лицо, единственное число – взгрустнется, окажется. 3. Сослагательное наклонение, средний род, единственное число – взгрустнулось бы.

Несовершенный вид. 1-3 (светало, будет светать, светало бы). 4. Настоящее время, 3 лицо, единственное число – светает.

Не все ученые выделяют группу безличных глаголов, т.к. субъект при них возможен в косвенных падежах.

От собственно безличных глаголов следует отличать личные глаголы в безличном употреблении.

Личные глаголы в одном из своих значений могут употребляться как безличные. При этом сохраняется связь между их значениями.

Болит ухо – болит в ухе.

Ветер дует – в окно дует.

Сено пахнет – пахнет сеном над лугами

Молния зажгла дерево – молнией зажгло дерево.

Если связь между значениями разрывается, возникает собственно безличный глагол. Ср. лошадь везет – мне везет.

Вопрос о происхождении безличных глаголов спорный. Одни ученые (например, А.М. Пешковский) считают, что они образованы от личных в результате устранения из предложения субъектного подлежащего – свет светает, вечер вечереет. Противоположный подход находим в трудах А.А. Шахматова. Он полагает, что личные и безличные глаголы существовали в языке исконно и параллельно.

Спряжение

Термин «спряжение» понимается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле под спряжением понимается изменение глагола по лицам, числам, наклонениям и временам. Эти формы называются спрягаемыми, а к неспрягаемым относятся: инфинитив, причастие, деепричастие.

В узком смысле спряжение – это изменение по лицам и числам в настоящем и будущем простом времени. Такое понимание спряжения распространено в школьной практике.

Все глаголы по образованию форм настоящего и будущего простого времени делятся на 2 продуктивных типа спряжения.

I спряжение объединяет глаголы, у которых в большинстве форм есть тематический гласный -е и окончание -ут, -ют в 3лица множественного числа.

Зеленеть: -у, -ю, -ем; -ешь,-ете; -ет.

II спряжение объединяет глаголы с тематическим гласным -и и окончанием -ат,- ят в 3 лица множественного числа.

Кормить: -у, -ю, -им; -ишь, -ите; -ит.

Наиболее четко спряжение глаголов различается под ударением: несешь, несем, несут - I спр.; сидишь, сидим, сидят - II спр.

При безударном личном окончании глагола тип спряжения устанавливается по форме инфинитива. Ко II спряжению относится небольшая группа глаголов в русском языке: все глаголы с суффиксом в инфинитиве (глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться ), 7 глаголов с суффиксом -е (видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть), 4 глагола с суффиксом -а (слышать, дышать, гнать, держать).

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Наиболее обширным в русском языке является I спряжение. Большинство продуктивных классов (I-IV) относится к I спряжению, а глаголы V продуктивного класса – ко II спряжению.

В рус. языке есть небольшая группа разноспрягаемых глаголов: хотеть (хоч-ет, хот-ят), бежать (беж-ишь, бег-ут), чтить (чт-ят, чт-ут).

Некоторые глаголы сохраняют архаичное спряжение: есть, дать, надоесть, создать и другие однокоренные.

1л. ем едим

2л. ешь едите

3л. ест едят

Лекция 12.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ