В последнее время падают деревья. Деревья, как люди, стареют и умирают. Сергей Пальчиков, кандидат сельскохозяйственных наук

Нынешнее лето было щедрым на ливневые дожди, в это время земля промокала насквозь. В результате некоторые плодовые деревья стали заметно отклоняться от своего естественного вертикального положения. Что делать в

У некоторых деревьев в наших садах только наметилась тенденция к наклонам, а иные уже чуть ли не заваливаются набок. Сильные наклоны (фото 1) всегда опасны выворачиванием корней из почвы. Корни обрываются, оголяются и сохнут, а зимой еще и вымерзают.

Не допустить этой беды можно, если знать причины наклонов, своевременно устранять их и по возможности помочь падающим деревьям прочно «стать на ноги».

6 причин наклона плодовых деревьев:

1. Чаще всего наклоняются деревья на вегетативно размножаемых (клоновых) подвоях, особенно на их карликовых разновидностях у яблони. Карликовые подвои позволяют выращивать невысокие деревья со всеми их достоинствами. Но у них есть и существенные недостатки, в частности - плохая «якорность» (то есть недостаточное закрепление в почве), так как корневая система карликовых подвоев не имеет стержневых корней и занимает небольшой объем почвы. При этом нарушается архитектоника (характер строения) дерева: получается, что опорная площадь фундамента, находящегося в земле (то есть корни) меньше диаметра кроны. Такое несоответствие неизбежно влечет заваливание деревьев и от тяжести урожая, и от различных «сюрпризов» погоды. Поэтому в производственных насаждениях для карликовых деревьев непременным условием является их шпалерное выращивание, то есть крепление к прочной вертикальной и горизонтальной опоре (фото 2).

В приусадебных садах можно использовать индивидуальные крепления, но не к хлипким колышкам, неспособным удержать дерево (фото 3), а к основательным кольям (фото 4).

2. Плохая якорность бывает и у деревьев на сильнорослых клоновых подвоях с поверхностным залеганием корней в почве. Особенно страдают от этого деревья черешни, которые уже в первые годы растут интенсивно, давая большие (до 1,5 м) приросты с крупными листьями, характерными для этой культуры. Молодым корням, не успевающим быстро разрастись, трудно удержать огромную вегетативную массу кроны. К тому же большой размер листьев увеличивает их парусность и деревья часто наклоняются в сторону господствующих в данной местности ветров. В средней полосе черешня - еще новая культура (имеются в виду новые адаптированные здесь сорта), и специалистами ведется подбор специальных подвоев для нее. А пока для ее выращивания тоже надо предусмотреть прочную опору сразу после посадки.

3. Иногда наклоняются и молодые деревья груши, если у саженцев были слаборазветвленные корни и они еще не успели окрепнуть. Потом корни разрастутся и вширь, и в глубину, дерево будет прочно стоять на земле. Но наклон так и сохранится, и даже усилится от тяжести урожая, если его своевременно не исправить. Поэтому пока не поздно - аккуратно подтяните ствол к прочно вбитому колу, поставленному в противовес от наклона.

5. Еще одна распространенная причина наклонов - неравномерность кроны по окружности, из-за чего происходит ее перекос в сторону наиболее разветвленной части от тяжести плодов и листьев. Обычно это случается из-за пресловутой рекомендации - сажать прививкой на север (или на юг). Ориентироваться надо не на расположение прививки, а на строение кроны. Сажать надо так, чтобы оголенные ее части оказались в наиболее освещенном месте (юг или восток). В таком случае крона быстрее выровняется, «распушится» со всех сторон и наклона не произойдет.

6. Набок могут падать и деревья вполне благополучные, но посаженные слишком близко к пешеходной дорожке или цветочному (огородному, земляничному и т.п.) участку. Саженцы сначала кажутся такими маленькими, но вскоре они разрастаются, и вот уже их ветки мешают свободно проходить или затеняют другие ценные растения. Такие ветки хозяева или подтягивают вверх, или постоянно обрезают, что также приводит к асимметрии кроны и наклонам.

Учитывайте все это, выбирая место для посадки.

Что делать, если дерево падает?

Не запускайте наклоняющиеся деревья, исправляйте ситуацию сразу же. Сначала для облегчения работы аккуратно снимите верхний слой почвы вокруг ствола. Затем с противоположной от наклона стороны глубоко вбейте прочный кол на расстоянии примерно 0,5 м от штамба. Чтобы при подтягивании дерева корни не оторвались, надо подкопать их, некоторые подрубить и затем подбить снизу землю, сколько потребуется для выравнивания дерева. Разумеется, все это должно сопровождаться соответствующими поливами для заполнения пустот между корнями, дополнительной засыпкой их землей и поверхностным мульчированием, как при посадке.

Выровненное дерево подвяжите «восьмеркой» к колу в 2-3 местах, используя для этого прочную веревку. При необходимости дерево можно закрепить растяжками к 2-3 кольям. Такая процедура выравнивания дерева почти равноценна пересадке, поэтому выполнять ее лучше весной. На зиму надо постараться закрепить дерево подпорками, так как под тяжестью снега наклон может усилиться.

Сборник любопытных задач и вопросов

А.

Тонкое высокое дерево спилено под корень и падает (рис. 40). Куда прогибается ствол дерева во время падения: выпуклостью вниз или вверх?

Рис. 40.

Во избежание запутывания картины посторонними обстоятельствами будем считать, что, во-первых, ствол дерева перепилен полностью, до последнего волокна, и, во-вторых, сопротивление воздуха падающему дереву отсутствует (иначе вас отвлекло бы от русла задачи то, что ветви и листья, составляющие крону, как парашют, поддерживают макушку дерева, и, следовательно, под действием собственной тяжести ствол прогибается вниз).

Б.

Смотри в корень!

Козьма Прутков. «Мысли и афоризмы», №5.

– Э-э-э, нас не надуешь! – таков ответ, полученный от многих из тех, кому автор предлагал эту задачу.– Мы знаем, что падающее тело находится в состоянии невесомости. А если ствол дерева ничего не весит, то отчего он будет прогибаться? Тем более, что в отсутствие атмосферы состояние невесомости у падающего предмета идеально!

Такой ответ является слишком поспешным. Только свободно падающее тело находится в состоянии невесомости, а спиленное дерево не является свободно падающим, так как оно (смотри в корень!) опирается комлем* на пень или на землю.

*Комель – прилегающая к корню часть дерева

В.

Представим себе, что комель падающего дерева прикреплен к пню шарниром, вокруг которого дерево при падении вращается. И пусть там, куда дерево собирается упасть, земли нет, так что ствол, пройдя через горизонтальное положение, продолжает вращаться дальше. Это позволяет нам рассматривать его как маятник. А поведение маятника нам хорошо известно. Представим теперь вместо ствола множество математических маятников 01 , 02 , 03 , ..., 08 различной длины, каждый из которых закреплен в одной и той же точке подвеса 0 (рис. 41). Как вы знаете, математический маятник представляет собой точечную массу, подвешенную на невесомом стержне. Для такого маятника известно, что период его колебания тем больше, чем длиннее маятник. Самый короткий маятник 01 будет иметь самый короткий период колебания, каждый последующий – более длинный период.

Рис. 41.

Пусть вначале все маятники составляют одинаковый угол α 0 по отношению к вертикали. Освободим все маятники одновременно и сфотографируем их через промежуток времени, за который маятник 08 успеет повернуться на заметный угол α 8 . Поскольку период колебания маятника 07 короче, то за этот же промежуток времени он повернется на больший угол α 7 . Угол поворота α 6 маятника 06 еще больше, и т.д. В результате маятники на снимке расположатся по кривой 01"2"3"...8" , которая выпуклостью обращена вниз. Теперь ясно, что целый ствол также будет падать выпуклостью вниз, только силы упругости, связывающие отдельные «маятники» воедино, будут стремиться выпрямить кривую, отчего прогиб будет значительно меньше показанного. При падении тонкого высокого ствола этот прогиб отчетливо заметен.

Если дерево, падая, заденет соседнее или начнет падать до того, как ствол будет перепилен полностью («с хрустом»), то на рассмотренный прогиб наложатся колебания, постепенно затухающие. Казалось бы, что эти колебания должны возникнуть и при полном перепиле из-за того, что, пока дерево стояло, оно было сжато (а то и согнуто) собственной тяжестью, а начиная падать – освобождается от напряжения. Так было бы, если бы весомость с дерева снималась мгновенно. Так бывает в электрическом колебательном контуре, если его мгновенно подключить (или отключить) к источнику э.д.с. (ударное возбуждение контура). Но падающее дерево разгружается от весомости (и разгружает пень) постепенно, при этом колебания не возникают.

Вместо улучшения условий для машин путем вырубки деревьев, необходимо создавать неудобства для автомобилей, чтобы горожане пересели на автобусы или ходили пешком.

У моего 5-летнего сына любимая игра – "Растения против зомби". В этой игре машиноподобные зомби нападают на растения. С каждым разом количество машин увеличивается, и когда погибает последнее дерево, наступает конец.

Эта игра очень напоминает текущую ситуацию во многих городах мира, включая города Кыргызстана. Повышение доходов, урбанизация привели к росту числа автомобилей на дорогах. За последние пять лет количество автомобилей в Бишкеке выросло в 4(!) раза. Количество же парков не только не увеличилось, а резко сократилось.

Как видно, борьба деревьев и машин в Бишкеке идет с переменным успехом. Однако последний был пока за машинами. Несколько недель назад в городе стали появляться "парковочные карманы" для автомобилей, создаваемые за счет вырубки деревьев.

Понятно, что городские власти это делают из благих побуждений. Проблема пробок в центре города стала очень сложной. Однако чем больше парковок, тем больше будет машин и тем больше пробок – это замкнутый круг. Решение проблемы является контринтуитивной. Вместо того чтобы создавать условия для машин, нужно создавать ограничения для машин. Одновременно нужно создавать условия для пешеходов, велосипедов и общественного транспорта.

Города мира на эту ситуацию реагируют по-разному. Некоторые создают условия для машин. Очень познавателен пример Лос-Анджелеса. В конце прошлого века город считался самым неудобным в США для пешехода. Без машины ты никто. Общественный транспорт был слаборазвит благодаря усилиям… лобби производителей автошин, которые, не желая снижения продаж, успешно заблокировали инициативу по созданию метро в этом городе. С тех пор город "образумился" и активно стал развивать общественный транспорт.

Другие города, наоборот, создают условия для пешеходов. Например, в Сеуле одной из самых популярных достопримечательностей является парк Чхонгечхон – пешеходная зона отдыха длиной 8 километров вдоль ручья в самом сердце города. Каждый день тысячи горожан и туристов гуляют по этому парку. Мало кто может представить, что ранее здесь проходила крупнейшая автомагистраль. А теперь это место - зеленый, прохладный и тихий оазис посреди суеты огромного мегаполиса.

Подобные примеры, где у пешеходов главная дорога, а у машин второстепенная, есть во многих частях света. Например, в Лондоне заезд в центр для частного транспорта – платный или вообще запрещен. В Шанхае – автомобильный номер стоит дороже, чем автомобиль. Он не только обойдется в десятки тысяч долларов, но еще и в очереди нужно подождать месяцы. В Нью-Йорке парковка, если найдешь свободное место, обойдется в большую копеечку – дороже, чем проездной на метро на целый месяц. Что объединяет все эти города – это искусственные ограничения на машины и создание удобных условий для пешеходов и общественного транспорта.

Как видно, вырубка деревьев в пользу автопарковок – это не самое устойчивое решение. Следует отметить, что противники зеленых насаждений в Бишкеке уже успешно сформировали имидж деревьев-убийц, которые надо искоренить во избежание человеческих жертв. На самом же деле природа становится жертвой человека.

Возможно, наш великий писатель Чингиз Айтматов, увидев это, свое последнее произведение "Когда падают горы" назвал бы "Когда падают деревья". В последнее время от человеческой деятельности страдают не только деревья. И хотя наши горы еще на падают, но обитатели гор – величественные архары и горные козлы оказались под риском. Попытка запретить охоту на редких животных в парламенте не увенчалась успехом.

Во всем мире зеленые активисты пытаются спасти природу. В некоторых случаях доходило до радикальных мер. Защитники экологии приковывали себя к деревьям, чтобы предотвратить их уничтожение. Отсюда пошло выражение Tree Huggers, или "Обниматели-деревьев". Этот теперь всемирно известный термин возник совсем недалеко от нас – в Гималаях. Еще в далеком XIX веке местные жители в одном из регионов Индии, пытаясь остановить вырубку лесов для строительства, обхватывали стволы деревьев и защищали их своим телом. Десятки человек так и погибли вместе с вырубленными деревьями.

К счастью, в Бишкеке можно не идти на такие радикальные меры. Путь для спасения деревьев от автомобилей – развитие удобного общественного транспорта.

Хотя виновниками пробок многие считают наши пресловутые маршрутки. На самом деле они снижают транспортные заторы. В час-пик маршрутка может вместить 25 человек. Представьте, что было бы, если вместо каждого бусика на дорогу выехали по 25 человек на своих машинах? В городе наступил бы транспортный коллапс.

Поэтому, вместо того чтобы угнетать маршрутки, их нужно поддерживать. Например, создать условия для увеличения вместимости. В Бишкеке, насколько я осведомлен, существует некий запрет для частных транспортных компаний использовать на рейсах большие автобусы. Возможно, это архаичное решение, призванное защитить муниципальные транспортные предприятия. Но если частный сектор может предоставлять услуги, надо отдать им на аутсорсинг. Ведь муниципальный общественный транспорт не только не приносит прибыль городу, но и наоборот, постоянно требует субсидий. Отдай маршрут частнику и дай возможность использовать большие автобусы - горожане довольны, компания рада иметь прибыль, мэрии не надо затрачивать средства. А в результате на дорогах будет меньше заторов и деревья вырубать не надо для парковок.

В ранних 2000-х я работал в Алматы и видел, как произошла эволюция маршрутки в большой современный автобус. Буквально на глазах маршрутки-РАФики превратились в средние бусы, а потом переросли в большие автобусы – все частные.

Мне нравится инициатива города по созданию выделенных полос для общественного транспорта. Днем в центре города невозможно передвигаться на машине – однозначно опоздаешь на встречу. А если сядешь на автобус или маршрутку на Киевской или Московской, можно быстро и без пробок доехать куда надо. Что удивительно, автобусы на выделенных полосах ведут себя очень прилично – не гоняют, не обгоняют. Они ездят аккуратно, даже не смотря на то, что на их полосе припаркованы автомобили, затрудняющие проезд. Следовательно, надо создавать больше выделенных полос для автобусов и троллейбусов.

Другая городская инициатива тоже поддерживается – высадка деревьев и зеленых насаждений. Я рад, что мэрия и общественность активно вовлечены в этот процесс. Благодаря этому в городе воздух будет чистым, станет прохладно и красиво. Одно дерево может производить прохладу, как 20 кондиционеров. Оно вырабатывает кислород, достаточный для суточного потребления 4 взрослых человек. Также деревья ловят пыль, газы, смог из воздуха – площадь, защищенная деревом, содержит на 75% меньше вредных газов.

Талант Султанов, директор Центра изучения Шелкового пути и председатель Кыргызского отделения интернет-общества (ISOC).

Почему в Тюмени во время ураганов падает огромное количество деревьев? И почему раньше – лет 30-40 назад – такого не наблюдалось? Почему нельзя укладывать асфальт в непосредственной близости от ствола дерева и какое расстояние необходимо соблюдать? Почему дерево с засыпанной корневой шейкой неминуемо погибнет? На эти и другие вопросы корреспонденту сайт ответил заместитель директора по научной работе филиала «Сибирская лесная опытная станция» всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ФБУ ВНИИЛМ «СибЛОС») Андрей Николаев. Специалисты этой организации часто выступают в качестве экспертов во время судебных заседаний, когда хозяйствующие субъекты спорят, чьи действия привели к гибели зеленых насаждений. Современный уровень развития технологий, по его словам, позволяет ученым по спилу дерева рассказать всю его «биографию»: когда было высажено, как росло, развивалось и от чего погибло. Допускаемые сегодня подрядными организациями ошибки во время благоустройства территорий могут в дальнейшем привести к гибели деревьев и их падению во время ураганов.

Улица Жигулевская. Фото Максима Злобина

За комментариями к Андрею Николаеву мы обратились после того, как в редакцию сайт общественный инспектор по охране окружающей среды департамента лесного комплекса Тюменской области Максим Злобин предоставил фотографии нескольких десятков деревьев с засыпанной корневой шейкой на улице Жигулевской. Здесь осуществляется благоустройство территории, прокладывают новые тротуары вдоль дороги. В результате территория смотрится нарядной. Но для зеленых насаждений такое преображение территории может быть пагубным. В рамках работ по благоустройству на улице Жигулевской была произведена отсыпка территории, но, к сожалению, о здоровье деревьев подрядная организация не позаботилась: в результате корневые шейки оказались засыпаны грунтом, а кое-где асфальтовые дорожки проходят в непосредственной близости от стволов. .

Как это отразится на дальнейшем состоянии зеленых насаждений?

Этот вопрос мы задали эксперту в области лесного хозяйства, заместителю директора по научной работе филиала «Сибирская лесная опытная станция» Андрею Николаеву.

«Дерево с засыпанной грунтом корневой шейкой и закрытыми асфальтом корнями неминуемо гибнет. Это можно сравнить с воздействием на человека вируса иммунодефицита: организм гибнет в первую очередь от сопутствующих заболеваний. Дерево с засыпанной шейкой погибает либо от стволовой гнили, развития грибка или других сопутствующих заболеваний, заражения вредителями, — пояснил он. – Как долго простоит такое дерево, зависит от многих факторов. Это может произойти и через год, и через 2 года. Максимум, дерево простоит в таких условиях лет 10-12, — говорит ученый. – Не лучшим образом сказывается на здоровье зеленых насаждений и близость асфальта. Бетон и асфальт не следует располагать ближе, чем на 4 метра к стволу дерева, в противном случае корни перегреваются, отмирают, ослабевают и дерево гибнет. Если высаживать саженец изначально на небольшой участок, примыкающий к дороге или тротуару (если расстояние менее 4 метров), то у него неправильно сформируется корневая система: будет мало корней в горизонтальном направлении. Это приведет к тому, что в результате сильного ветра дерево потеряет устойчивость и упадет. В этой связи высаживание деревьев вдоль дорог должно производиться с учетом рекомендованных расстояний, чтобы предотвратить возможное их падение на проезжую часть».

В случае, когда в рамках благоустройства производится отсыпка территории с повышением уровня поверхности, необходимо заботиться о наличии пристволовых лунок, чтобы максимально снизить возможное негативное воздействие на зеленые насаждения. По словам Андрея Николаева, на первоначальном этапе, освободив прикорневую шейку и пролечив дерево, можно нивелировать этот негативный фактор, но если дерево простоит в таком состоянии 2-3 года, то процессы, которые начнутся в корнях и стволе, будут необратимыми. Контроль за состоянием зеленых насаждений должен производиться регулярно – только в этом случае можно заниматься профилактикой заболеваний и обеспечивать защиту от вредного антропогенного воздействия.

Почему во время ураганов в последнее время в Тюмени падает так много деревьев? …

Отвечая на этот вопрос, к примеру, натуралист Павел Ситников отметил, что в первую очередь падают старые тополя.

«В каждом конкретном случае есть свои факторы. Но, к примеру, тополя — не самые крепкие деревья и не являются долгожителями, — пояснил он. — В большинстве своем все они высаживались в советские времена, и сейчас они достигли пика своей зрелости. Думаю, в большинстве своем падают от порывов ветра старые тополя, которые, естественно, лет 30-40 назад, были еще молодыми и здоровыми, поэтому выдерживали натиск стихии. Необходимо обследовать зеленые насаждения и своевременно ликвидировать аварийные деревья, тогда случаев падения деревьев в ураган будет меньше».

Между тем, Андрей Николаев считает, что рост количества упавших деревьев в городе во время урагана свидетельствует в первую очередь о росте негативного антропогенного воздействия на зеленые насаждения, в том числе — перегреве корневой системы деревьев в результате близости асфальта.

«Ослабленное дерево не сможет противостоять сильным ветрам и может упасть при порывах ветра более 15 м/с», — говорит он.

Стоит отметить, что в Тюмени, к сожалению, подрядные организации нередко нарушают требования, прописанные в правилах благоустройства. На этой неделе эту проблему . Остается надеяться, что в перспективе ситуация изменится и подрядчики будут не только соблюдать правила благоустройства в полном объеме, но и начнут учитывать рекомендации ученых.

Сразу пять машин получили серьезные повреждения на 5-ой улице Ямского поля. На автомобили упал большой клён. Владельцы разбитых авто считают, что погода не виновата. Шёл дождь, но сильного ветра не было. Зато есть вопросы к коммунальным службам. Они озеленяли газон и подпилили у клёна корни. Так что старое дерево нашло точку опоры на другой стороне проезжей части.

Коммунальные службы в экстренном порядке наводят порядок на газоне. Засыпают новую землю, сеют траву. В общем, ликвидируют последствия совсем неприятной истории - как для пяти автовладельцев, так и для инженерной службы района Беговой. Во вторник в десять вечера здесь упал огромный клён не от урагана. Погода была хоть и дождливая, но совсем безветренная.

Дерево стояло и в какой-то момент просто завалилось набок, по счастливой случайности, подмяв под себя только автомобили и не задев людей. Односторонняя 5-ая улица Ямского поля стала тупиком. Водители, подъезжая к баррикаде, разворачивались и на глаза полицейских уезжали обратно. Чётко под кирпич. Прав за это никого не лишали.

Работы по разбору завала продолжались полночи. А утром пришло осознание, что дерево почему-то упало само, и кто будет платить за разбитые машины - непонятно. В управе рассказали, что проводили здесь работы по понижению уровня земли.

"Для того, чтобы в случае обильных дождей, которые могут возникать, грунт не выносило на проезжую часть", - объясняет Виктор Юрьев, заместитель начальника отдела благоустройства САО города Москвы.

Специалисты объясняют, что по технологии снимается верхний пятнадцати сантиметровый слой земли. Вместо него засыпается слой почвы толщиной десять сантиметров. И корни деревьев не страдают. С этим утверждением как раз и готов спорить Юрий Грудзинский. Он поясняет, что упавшее на его машину дерево - "клён ясенелистный" имеет поверхностную корневую систему. То есть корни дерева растут не вглубь земли, а в стороны. Глубина - от нуля до полуметра. Если корни обрубить - дерево упадет.

"Я строитель по образованию и юрист по второму образованию. Поэтому я могу утверждать. - То есть так делать нельзя? - Так делать нельзя. Мы будем доказывать это в суде, если необходимо", - утверждает Юрий Грудзинский, пострадавший.

Упавшее дерево к тому же оказалось практически гнилым насквозь. Об этом говорит тёмная сердцевина - её видно на срезе. В центре ствола - труха.

"Та корневая система, которая находится в постоянном контакте с переуплотнённой почвой, с зоной асфальта, где происходит перегрев, начинает потихоньку отмирать. И вот через отмершие корни гниль проходит в основание ствола и приводит к тому, что дерево либо выворачивает с корнем, либо ломает", - объясняет Дмитрий Кухаркин, лесопатолог.

Правда, процесс этот не быстрый и длиться может десятилетиями. Но могли ли работы с газоном стать причиной, пускай не гниения дерева, то хотя бы ослабления его корневой системы.

"Если мы говорим об устройстве газона, то это обычно подсыпка. И дерево корнями проникает в эту подсыпку через 4-5 лет. Поэтому если раз в 4-5 лет менять газон, то мы срезаем верхнюю корневую систему однозначно", - продолжает Дмитрий Кухаркин, лесопатолог.

Причем соседние деревья тоже не так давно оказались в центре благоустройства. При помощи специального инструмента исследуем древесину кленов. Оба дерева оказались с признаками гниения. Возраст гнили - минимум лет десять. То есть вывод очевиден - деревья могут упасть. Когда - неизвестно. Повреждены ли у них корни - тоже неясно. Но в управе ботаников скорей всего нет. Рабочие-озеленители газонов на них тоже не похожи. Поэтому исследованием деревьев заниматься вряд ли будут.