Зачем нужна школьная форма? Нужна ли школьная форма

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Воспитательский час на тему: Зачем нужна школьная форма?

Цели:

    воспитание осознанного отношения к внешнему виду.

    развитие познавательных интересов.

Задачи:

    познакомить обучающихся с положением школы о школьной форме и внешнем виде учащихся;

    познакомить обучающихся с историей школьной формы в России

    представить школьную форму различных стран;

    формировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям;

    развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.

Наглядные пособия и материалы: различные картинки по теме.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

Ход проведения

Часть 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово воспитателя. В нашей школе уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей школы.
Сегодня мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

    Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить..."

    Нравится ли вам внешний вид школьников?

    Совместимы ли украшения с деловой одеждой?

    Нужна ли школьная форма?

Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего воспитательского часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях.

Зачем вводится школьная форма?

Школьная форма

    Школьная форма – это некий показатель уровня школы.

    Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.

    Форма дисциплинирует, делает более организованным.

    Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.

    Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.

    Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

    1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

    1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.

    1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.

    1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.

    1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

Школьная форма в разных странах.

    В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.

    В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.

    В Африке школьницам запрещают мини-юбки.

    Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.

    Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

    Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.

    В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.

    На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Современная Россия.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Часть 9. Подведение итогов


Школьная форма. (плюсы)

    Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

    Форма дисциплинирует человека.

    Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

    Нет проблемы «В чем пойти в школу».

    Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

    Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

    Школьная форма экономит деньги родителей.

Школьная форма. (минусы)

    Нежелание детей ее носить.

    "Потеря индивидуальности”.

    Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

    Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

А теперь вернемся к нашим вопросам в начале воспитательского часа и скажите ваше мнение изменилось к школьной форме и вы поняли, что все носят школьную форму и это престижно, актуально, необходимо в нашем интересном современном мире в 21 веке.

Выводы: Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

Кто родился в СССР, тот помнит красные шарфики, публичные моральные наказания, боязнь выделиться или показаться «не таким, как все». Не скажу, что в Союзе было плохо, наоборот, уровень удовлетворенности жизнью и уверенность в завтрашнем дне почти недостижимы для большинства наших сограждан, хотя мы проживаем в демократическом обществе.

Кто не верит, посмотрите, как живут кубинцы. Обожают Фиделя Кастро, делают татуировки с изображением Че Гевары и наслаждаются социализмом. Да, у них бедность, да, они почти оторваны от мира, но какая там душевность. Так что мы не будем сегодня спорить с теми, кто ностальгирует по советской эпохе. Давайте лишь уделим внимание такому понятию, как «уравниловка». Что может лучше вбить в сознание детей, что все равны, как не школьная форма? Представьте картину, все, как один, одеты в одинаковые костюмы и, кроме обуви, их ничто не выделяет на фоне друг друга. А когда уравниловка практикуется еще и в методах преподавания, не стоит удивляться низким оценкам и нелюбви к школе.

Школьная форма появилась еще в 1834 году. Как правило, цвет платьев и костюмов был черным, серым или коричневым. Иногда мальчиков поголовно стригли наголо, а девочек заставляли ходить с длинной косой.

Учитывая влияние одежды на самоощущение и самосознание, школы в добровольно-принудительном порядке заставляют покупать или шить зеленые платья с кружевами, приобретать голубые галстуки или дорогие пуговицы с изображением символа школы. Благие намерения «уравнить» школьников превратились в пустые кошельки для родителей. Только платные гимназии предоставляют униформу. Государственные образовательные учреждения не финансируют одежду своих подопечных.

Как в корне изменить систему образования

Наша редакция заинтересовалась постомЛилии Горелой на Фейсбуке , которая подняла вопрос эффективности образования в современном обществе. Мало того, что родители вынуждены покупать школьную форму, делать ремонты, часто оплачивать обеды в столовых, так еще влиять на изменения в системе образования. Родительский комитет школы, где учится ребенок автора, организовал свою собственную систему для компенсации недостатков образовательной системы в стране. Лилия просит отцов и матерей, которым небезразлично будущее их потомков присоединиться к борьбе за качественное образование.

К примеру, каждый родитель может проводить занятия, где будет делиться собственным опытом и знаниями. Менеджеры научат детей общению с людьми, программисты помогут освоить информатику, что, несомненно, пригодится в будущем.

Давайте воспитывать детей так, чтобы у них была возможность получать бесценные знания на протяжении 11 лет. Их будущее, карьера, успех зависят во многом от вас.

Лилия Горелая призывает родителей присоединиться к ее инновационной системе образования и дать детям хороший старт для будущих успехов во взрослой жизни.

Во всем виновата школьная форма

Многие страны отказались от школьной формы, поскольку ее постоянное ношение отупляет население. К примеру, Александр Кузнецов, президент Ассоциации детских психологов, утверждает, что уравниловка иногда может отуплять ребенка. Одинаковость и боязнь выделиться могут сделать ребенка ограниченным, а страх развиваться и выражать свою индивидуальность повлияют на будущую жизнь. Кстати, не стоит забывать, что большинство учителей посещало школу в форме. Может, поэтому они не готовы развивать в учениках индивидуальность и делать образовательную систему идеальнее?

Опять же, привычка жить «как все» влияет на нашу реальность. Представьте, если с раннего детского возраста показывать ребенку, что он – личность, определять уровень его интересов и помогать всем родительским комитетом овладевать реально необходимыми в жизни навыками, ребенок будет уверенно подниматься по социальной лестнице.

Многие страны мира уже отказались от практики «уравнения». Может, если и мы решим учить детей по-новому, без акцента на их внешнем виде, наши дети смогут добиться больших успехов, нежели мы с вами?

А как у них?

В Англии своей школьной одеждой гордятся и даже дополнительные занятия посещают не в джинсах, а в форме. Но это одна из немногих стран, где правит королева и обожают передавать многолетние традиции из поколения в поколение.

Такие страны как Бельгия, Австралия, Индия, Ирландия, Куба даже не рассматривают иной вариант одежды для учеников, кроме как традиционной школьной формы. Девочки носят платья средней длины (цвет может быть коричневым, синим, темно-серым), а мальчики – костюмы с рубашками.

Интересный вариант формы в Японии. Девочки одеваются в стиле «сейлор фуку» или «черный низ – белый верх». Обязательно носить гетры и туфли на низком каблуке или платформе. Мальчики носят костюмы, рубашки и галстуки.

США поддерживает свою репутацию свободного государства даже в вопросах школьной одежды. Частные школы имеют право устанавливать свой дресс-код (ярко выражено в сериале «Сплетница»), но государственные учреждения предоставляют полную свободу.

Почему школьная форма не нужна

Газета «Комсомольская правда» в 2012 году серьезно заинтересовалась данной тематикой. Журналисты обратились к юристам с вопросом: «Обязательно ли детям носить форму?». Да, хоть Кабинет Министров Украины и утвердил образец одежды для учеников, никто не имеет права обязать школьников ее носить. Принуждение со стороны администрации школы, классных руководителей или глав родительского комитета можно рассматривать как нарушение прав человека.

Но те постоянно оправдываются, мол, дети приходят из разных семей, и нужно, чтобы различия в социальном статусе не влияли на моральное состояние школьников. Хотя, согласитесь, даже если все будут ходить в одинаковой одежде, это не помешает кому-то носить серьги с бриллиантами или подъезжать утром на папином лексусе. Да и сейчас, когда у всех детей есть телефоны различных марок, популярны различные субкультуры и есть возможность обедать не в столовой, а где-то в кафе, социальное уравнение просто невозможно.

Когда школы прикрываются словами «Это красиво», администрация лишь пытается показать свои родные пенаты с лучшей стороны. Одинаковые, опрятные дети с эмблемами говорят об умении воспитывать подрастающее поколение и вызывать у них уважение к школе. Да и возможность выделиться на фоне других добавляет плюсов при проверках.
Иногда у школьной формы ужасный внешний вид – то слишком короткие юбки, в которых полненькие девочки чувствуют себя толстыми, превращая каждый «школьный» день в стрессовую ситуацию. То костюмы в клетку для мальчиков, над которыми смеются ребята во дворе.

Главное, чтобы ребенку было комфортно

Многие украинские и российские школы вообще отказались от формы. Главное, чтобы ребенок не носил вызывающую одежду, не красил волосы в яркие, неподобающие возрасту и статусу цвета и выглядел опрятно. Администрация следит, какой маникюр и украшения у детей, не позволяет наносить яркий макияж или высокие каблуки.

Важно, чтобы дети не курили и не распивали алкогольные напитки на территории школы. Важно, чтобы они хорошо учились и ставили перед собой цели. А то, носят они школьную форму или нет – пусть решают родители.

Так, может, задумаемся

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

Здравствуйте! Насколько важна школьная форма в среде Монтессори? Мы живём в Торонто и моя дочка посещает сад Монтессори. В нём есть дресс-код по цвету: тёмно-синий низ, обувь, джемперы и жакеты; белый или серый верх. Это для того, чтобы дети не отвлекались на внешний вид друг друга. Исключение - пятница, когда возможна свободная форма одежды. На русскоязычных ресурсах упоминаний о дресс-коде почему-то не встречаю вообще. Это только канадская особенность или у Марии Монтессори тоже было своё мнение по поводу школьной формы? После летних, зимних каникул и выходных довольно сложно уговорить дочку одеться по форме. Дочери 4 года, всегда даю одежду на выбор. Но ей хочется надеть что-то более «весёлое», чем тёмные джинсы и светлую блузку.

В нашем Международном Монтессори-центре мы отказались от школьной формы. Но есть и другая точка зрения, которой, возможно, придерживаются в школе автора вопроса. О ней рассказывает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

А вот при подготовке современных Монтессори-педагогов вопрос школьной одежды обсуждается.

Аргументы за школьную форму

Неброская, привычная глазу одежда помогает сохранять рабочий настрой.

Форма выступает частью классной среды, которая должна быть максимально простой и нейтральной. На дошкольников оказывает влияние каждый элемент внешнего вида класса. Поэтому важно, чтобы детям было легко сосредоточиться на материале.

Форма - рабочая одежда ученика и должна быть практичной.

Для малышей важно, чтобы одежда не стесняла движений, не была слишком просторной, легко снималась и надевалась. Соблюдение правил в форме снимает вопрос о том, хорош ли конкретный комплект в качестве одежды для работы в классе. Ни ребёнку, ни родителю, ни гиду не придётся спорить о вкусах.

Встречается практика, когда дети переодеваются утром в классе. Одежда постоянно хранится и стирается в школе, а родители только оплачивают покупку комплекта в начале года. Школьники же предпочитают приходить сразу в одежде для учёбы. Но если кому-то очень хочется поносить полюбившийся предмет, он волен надеть его, но обязательно переодеться в форму к занятиям.

Свобода и необходимость носить школьную форму

Свобода - это осознанная необходимость и вопрос школьного дресс-кода приглашает ребёнка к ответственному поведению. Поддержание деловой атмосферы в классе и забота об удобстве других выражается в том, чтобы не создавать в рабочей зоне чрезмерного шума - звукового или визуального.

Покажите дочери, как можно с достоинством и минимумом самоограничения соблюдать правила, помогите увидеть, что в них заложен смысл бережного отношения к соученикам. Есть несколько вариантов это сделать.

Для детей младшего возраста в классе предусмотрены материалы, которые развивают бытовую независимость в одевании. Расскажите о трудностях дочери педагогу и он найдёт способ уделить этой теме внимание по мере проявления интереса к тематическим презентациям. Например, к стирке.

Возможно, больше ярких цветов можно позволить на прогулке. Узнайте у педагога, в какие моменты ребёнок может надеть что-то более «весёлое».

Добирайтесь до класса во внешкольной одежде, чтобы переодеться на месте.

Поделитесь с дочкой вашим видением ситуации. Наверняка вы бы предпочли, чтобы она работала с красками или в саду в специальной ученической одежде, а не в дорогой сердцу кофточке. Хоть фартук оберегает, но стопроцентной защиты не даёт, а в форме любимым вещам ничего не грозит.

Подготовьте желанный наряд для пятницы заранее, повесьте на специально отведённое место. Это символически удовлетворяет желание надеть комплект прямо сейчас.

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Российские предприятия легкой промышленности предложили ввести единую форму для учеников младших классов по всей стране. Представители отрасли считают необходимым сделать школьную форму отдельным сегментом одежды и закрепить стандарты ее производства на законодательном уровне.

«Летидор» вспоминает, когда и где школьная форма появилась впервые, и рассматривает основные вехи в мировой истории.

С древнейших времён школьная форма была отличительным знаком высшего общества, ведь далеко не каждый мог дать своим детям образование. Это не просто атрибут образовательной системы, но ещё и древняя традиция, которая менялась вместе с развитием общества.

Когда появилась школьная форма

Определить «день рождения» формы практически невозможно, поскольку первые школы появились задолго до нашей эры. Уже к III тысячелетию до нашей эры во многих городах Междуречья были школы при храмах. Специальной формы у школьников не было, они должны были одеваться как будущие писари: в короткий хитон (подобие рубашки), кожаные доспехи с изящной отделкой из хламиды (плотная ткань). На Востоке такую форму тысячелетиями носили юноши, обучаемые наукам (девушки, как известно, долгое время не принимали участия в процессе обучения). Но уже тогда появились и особые знаки отличия. Например, в древней Греции ученики Аристотеля повязывали специальным восточным узлом галстуки и носили белые тоги, перекинутые через левое плечо.

Древние индийцы учились в так называемых «семейных школах». Ученики жили в доме учителя-отца и во всем ему повиновались. На академические занятия им полагалось приходить в дхоти курта - так называли костюм из двух элементов. Ноги и бедра оборачивали полоской ткани, наверх надевали рубаху, которая у разных каст отличалась цветом, пошивом и орнаментом. С развитием буддизма в I-VI веках дхоти курта сменили на курту и паджами - длинную рубаху и широкие штаны. Да-да, слово «пижама» пришло к нам из хинди и буквально обозначает «одежда для ног».

Что было с формой в Средние века

В средневековой Европе с упадком античной культуры начались «темные» времена для образования. Институты и школы были практически уничтожены. Избежали этой участи только церковные школы при монастырях. Форма в те времена представляла собой обычную монастырскую одежду. После тяжелых времен впервые школьная форма была введена в Англии.

С 1552 года появились Christ’s Hospital - школы для сирот и детей из бедных семей. Для учеников шили специальный костюм, состоящий из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колена. Эта форма существует и по сей день, только теперь её носят не сироты, а будущая элита Великобритании. Форма была утверждена на государственном уровне. В то же время дети из разных элитных школ придумали особые условные знаки, по которым ученики понимали место друг друга. Сколько пуговиц застегнуто на блейзере, как завязаны шнурки, под каким углом надета шляпа, как ребёнок держит школьную сумку (за одну ручку или за две) - все это были социальные маркеры, невидимые для непосвященных.

Что со школьной формой в России

В России форма появилась в 1834 году с принятием закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров - студенческие и гимназические. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Надо ли говорить, что мальчишки с гордостью носили такую одежду не только в школе, но и в повседневной жизни.

Девочки носили весьма строгий и скромный наряд - коричневые платья и фартучки. Одна цветовая гамма у каждого заведения, а фасон менялся в зависимости от моды. После революции школьную форму упразднили как элемент буржуазии. Время «бесформенности» длилось вплоть до 1949 года. Дальше гимнастерки сменили костюмы на четырех пуговицах, фуражка и ремень с бляхой. При этом прическа ученика непременно должна была быть «под машинку», как в армии.

В 1992 году под влиянием демократических идей школьная форма была официально отменена постановлением о правах ребёнка. Утверждалось, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как считает нужным. В 2012 году вновь был принят закон, вернувший школьной форме законный статус.