Банный обряд. Как задобрить банника? Банник: Жестокий банный дух

15.01.2013

Важнейший символ русской культуры - это баня. Баня способствовала укреплению здоровья тела и духа и избавляла от недугов. Очень важными и значимыми для наших предков были обычаи, ритуалы и традиции принятия банных процедур. Не многие знают, кто такой банник дух, а ведь народ всегда почитал его и относился к нему с большим уважением. От него зависело, что будет происходить в бане.

Хранитель и хозяин банный дух

Банник – дух бани, живущая в ней сущность, хранитель и хозяин бани. Никто не ведает, откуда возникает эта сущность, но как только строилась новая банька – в ней появлялся и хозяин. Он, как и домовой привязан к конкретной семье и их бане. Он очень любит тепло, поэтому предпочитает прятаться у печки, а когда сердится – перебирается под полок. Раньше все знали, что заходя в баню нужно попросить разрешения попариться, а после поблагодарить банника за пользу и полученное удовольствие. После банных процедур для него оставляли мыло, воду, пар, считалось, что банник заходит в парную только после того, как ее покинули люди.

Для людей банная пора по обыкновению назначалась около 5-7 часов полудня, и разделялась на три очереди. Четвертой очереди люди боялись как огня, считалось, что после трех перемен в бане моются лешие, черти и сами банники. А если кто осмелится в это время париться, то живым не выйдет. Черти его уморят, а люди подумают, что человек запарился или угорел. Это поверье повсеместно. Все старались покинуть баню в это время, оставляя там кадушку с чистой водой и новый веник.

Банник невидим благодаря шапке невидимке

Ночью никто не осмеливался заходить в баню, ведь это могло разгневать банника. Странник, не имеющий оплаты за ночлег, предпочтет выспаться под кустом, или в стогу сена, но спать в баню не пойдет. Единственным исключением были беглые и каторжники, которые позволяли себе ночлег в бане, зная, что банник им покровительствует.

Запреты на действия, которые могут разгневать банного духа – не только строги, но и разумны. Нельзя было браниться, так как считалось – проклятия, произнесенные в бане, сбываются. Запрещалось громко говорить, смеяться, находиться в пьяном состоянии, торопиться и подгонять тех, кто париться, нельзя было с нательным крестом, пить воду, которая предназначается для бани и т.д.

Нарушение правил вызывало появление рассерженного банника, который мог запарить до смерти, защекотать или задушить провинившегося. Карающий банник может явиться в образе знакомых или родственников. Вдруг к припозднившемуся в бане приходит сосед и начинает поддавать жару. От невыносимой жары человек задыхается. Понимая, что это проделки банника, пытается спастись, прогоняя появившегося соседа. Существуют, дошедшие до наших дней, свидетельства тех, кто нарушил правила и испытал на себе наказание банного духа. Как-то один мужик, запоздал в дороге, спешил к празднику. Всю дорогу он мечтал попариться в баньке, но поспеть к банному времени не смог, . Так умаялся он в пути, что решился истопить баньку. Полез на полок париться, а слезть оттуда подобру-поздорову не может, веники так и бьют по бокам. Насилу еле-еле слез, кинулся к двери, а она крепко заперта. А веники все хлещут и хлещут его. Услыхала жена шум в бане, пытается открыть дверь, та не поддается, в окошко мужа зовет – нет отклика. Голося, позвала на подмогу соседей, те давай рубить двери топорами, а толку нет – искры летят, а не щепки. Выручила бабка-знахарка: дверь святой водицей окропила, прочла наговор и дверь отворилась. Мужик уж был без сознания, насилу его в чувство привели. На Руси поодиночке старались в баню не ходить, и правила посещения – не нарушать.

Перед банником заискивают, стараются получить от него расположение. Поэтому приносят ему угощение – ржаной хлеб, круто посыпанный солью. А когда хотят отнять у него желание и силу вредить – приносят ему в жертву черную курицу. В старину существовало поверье: если выстроил баню, преподнеси подарок банному духу. Черная курица приносилась в жертву, ее удушали и закапывали перед входом в баню. Закопавши, идут из бани задом, все время отвешивая поклоны могущественному и строгому «хозяину».

Черная курица – подарок банному духу

Людям банник показывается крайне редко, так как очень скрытен. Обнаруживает себя только шумом: стукочет, кричит, обливает кипятком, иногда даже кидается камнями. Как истинный хозяин бани он избавляется от неугодных ему людей. Очень любит он попугать – это его обожаемые проказы.

Невидимого духа всегда можно слышать за каменкой, под полоком, в листьях свежих веников. Особенно чутко реагируют на эти звуки роженицы. Их никогда не оставляют в бане одних, с ними неотлучно всегда кто-то дежурит. Все знают, что банник очень любит, когда у него до третьего дня после родов, а у богатых мужиков и на неделю. Но полностью положиться на банника - никто не рисковал, опасаясь его проказ.

Если банник недоволен местом, где стоит баня – может насылать на семью недуги, которые проходят тотчас, после того, как баню переносят в другое место. Слышать банника – всегда к неприятностям, а видеть – к несчастиям. Его козни злы, а все несчастья, происходящие с людьми в банях, считаются его проделками.

Также все знают, что места, на которых стоят бани, именуемые банищами – места опасные, грязные и поганые. Если по причине пожара освобождалось место, то ни один хозяин не решался строить там избу. Все были убеждены, что банник не даст ни покоя и ни житья, и не помогут никакие закладки-обереги при возведении жилья.

Домовой в бане

Нет существа злее банника и нет его добрее

Если вышел из баньки обновленным - угодил «хозяину». А если вышел больной, с тяжелой головой - что-то сделал не так. Тех, кто нарушает установленные правила поведения, домовой в бане наказывает своим строгим судом. Он владеет баней безраздельно и очень недоволен всяким, кто покушается на его права, даже временно. О болезни, неизвестно отчего начавшейся говорили: «Из бани вынес». Раньше многие считали, что банник невидим благодаря шапке-невидимке. Но, хоть и крайне редко, он все же показывался в виде лохматого голого старика, облепленного банными листьями.

Образ коварного банника, скорее всего, ассоциируется со жгучим жаром, мороком и опасностями, подстерегающими человека в бане. По крестьянским меркам баня – место не однозначное. С одной стороны – смываемая грязь, делает это место нечистым, отсутствие икон, некоторая отдаленность от дома внушает опасность. С другой стороны – крайняя необходимость очищения и обновления тела и души, возрождение к новой, «чистой» жизни.

Перед венчанием в баню идет молодая девушка

Банные процедуры на Руси буднично принимались каждую неделю, обязательно перед праздниками, накануне свадеб, перед родами и по случаю самых значимых событий. Эта традиция идет со времен Древней Руси. Поэтому исконно сама баня с ее обитателями были и необходимы, и представляли опасность одновременно.

По оврагам и косогорам по всей Руси стоят закоптелые и обветшалые утлые баньки, отличаясь от прочих деревенских строений. Они имеют вид зданий непрочных и недолговечных, как будто обреченных на слом, заброшенных и неухоженных. А между тем, эти усталые, задымленные стены слышат первые крики новорожденных детей, вздохи кормильца, который расправил уставшие, натруженные тяжкой работой чресла, смывает трудовой пот, чтобы чистым и обновленным идти на свои бесконечные тяжелые труды. Сюда, перед венчанием идет молодая девушка перед тем, как отдать свою волю в другие руки, здесь она в последний раз грустит перед расставанием с родительским домом.

В некоторые дни в году, определяемые по православному календарю: в Чистый четверг накануне Пасхи, Дмитрову субботу и в понедельник Фоминой недели баню топили для всех предков. Подготавливали баню, приносили чистое белье, испеченный обрядовый хлеб, звали предков и ушедших родственников и с поклоном уходили. Также баню топили на сороковый день после смерти хозяйки или хозяина.

Дух охранитель и знатный лекарь

Всегда являлась местом исцеляющим. Сделать целым – значит освободиться от всего того, что нарушает целостность души и тела. В бане помыться, что заново родиться. Целебная сила ее в жаре и холодной воде. А банный домовой одухотворяет ее, и как хозяин устанавливает свои правила поведения. На Руси банного домового называли банник, баенник, лазьником, байношко.

Считается, что банник один из самых злобных духов, строго соблюдающий свои установленные правила. Он существо языческое, поэтому христианские средства защиты на него не действуют. Чтобы не впасть в немилость банного духа – его просто не нужно злить. При соблюдении всех правил проведения банных процедур банник наоборот выступает духом- охранителем, лекарем, дает людям свою защиту и оберегает от несчастий. Не зря же народная мудрость гласит: «Нет существа злее банника и нет его добрее». Он частенько защищает убогих, гонимых и преследуемых.

Народное предание рассказывает о том, как банный домовой защитил от «нечисти». Как-то раз в вечерний час на путника напала «нечистая сила». Он не ведал, как спастись от нее. На пути ему встретилась баня, он забежал в нее и попросился: «Пусти, батюшка, на постой, переночевать ночку». Банный дух пустил его к себе, а тут "нечисть" появилась, и давай упрашивать банника: «Отдай нам душу человека». «Не отдам, он ко мне попросился» - был ответ банника. Так под защитой и охраной провел странник ночь, поблагодарил благодетеля и отправился дальше.

Банник заходит в парную после того, как ее покинули люди

Банник давал свою защиту роженицам. Испокон века на Руси роды происходили в бане. Накануне родов женщину переселяли в баню, да и после родов на несколько дней, мать и новорожденного доверяли защищать банному духу. При этом женщину никогда не оставляли одну, боясь похищения и подмены младенца. Поэтому младенца защищали таким способом: надевали красную шапочку или перевязывали ручку красной ниткой. Помимо этого следили, чтобы на лицо новорожденного не падал лунный свет, в колыбель клали обереги и окуривали ее перед сном.

Банный дух

Банный дух всегда считался знатным лекарем. Со всеми недугами и хворями наши предки шли в баню. Они доверяли лечебным способностям «хозяина» бани и верили, что не только целебный пар помогает им. Да и злобный характер его оправдывали тем, что вся грязь, смытая с человека, остается в бане и впитывается духом.

Народные суеверия требовали неукоснительного соблюдения правил обращения с «хозяином» бани. При входе обязательно говорили: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». А при выходе из бани непременно пригласить: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости».

Зачастую коварный банный дух именовался чертом, анчуткой, шишком, жихарем. В некоторых деревнях, чтобы очистить помещение бани для роженицы, бабка-повивальница бросала по углам раскаленные камни с печки, приговаривая: «Черту в лоб!». Но банник и черт разные персонажи мифологии, так выражалось общее представление о нем как о «нечистой силе». Банники бывают и в женском обличии, их в разных местах называли по-разному: обдериха, баенная матушка, байница, банниха.

Народное поверье гласит о том, что банный дух может предсказывать судьбу. Он не позволяет шутить над собой, но очень любит и обязательно участвует в святочных гаданиях. В дни Святок (7-19 января) девушки гадали на суженого: брали землю из-под девяти столбов, возле заборов, бросали на печь - каменку с приговором: «Байношок, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?»

Ровно в полночь незамужние девицы подходили к открытым дверям бани, завернув подол на голову, и ждали ощущения прикосновения. Если банник касался мохнатой рукой – девушке судился богатый жених, голой рукой – бедный, мокрой – пьяница, а если прикосновения не было - жениха в этом году ждать не стоит.

Практиковалось также гадание с помощью зеркала. Девицы приходили во время Святок в баню, снимали кресты, пояса, расстегивали все пуговицы, распускали косы. Одну девушку ставили в центр круга, а вокруг очерчивали магический круг и поочередно смотрели в зеркало и призывали чертей. Черти должны были показать в зеркале суженого. Такие гадания были очень опасными, так как «нечистый» часто покидал магический круг и губил девушек.

В банях девушки делали приворот на жениха. Из веника выдергивали хворостину, клади на порог, чтобы ее переступил суженый. После этого прилаживали эту хворостину на самое высокое место в парилке, где жар был самым сильным. Считалось, что, после того, как высохнет хворостина - суженый будет сохнуть по девушке.

Видео - банник

Заключение!

Баня с ее духами, которые все ведают, была самым удобным местом для гаданий, а в народных поверьях и былинах была местом, где обучали колдовству и приворотам. И все это при участии банного духа, от которого зависела судьба человека и его семьи.

С духом бани ассоциируют хлеб, которым благословляют молодых к венцу. Он так и называется «банник». Два столовых прибора, зажаренная птица, соль и сам «банник» заворачивают в скатерть, зашивают нитками и передают свахе. На следующий день скатерть расшивается, и это угощение молодые едят после выхода из бани, только вдвоем, и без присутствия посторонних.


Существенную роль в жизни наших предков испокон веков играла баня. Она считалась местом не только для мытья, но и для любовных свиданий, и даже родов... Из тех далеких времен дошли до нас предания об обитающих в бане духах - банниках и банницах.

Банные «правила»

При строительстве баньки необходимо было соблюдать определенные правила. Строили ее обычно на заднем дворе, а то и за пределами двора. Очень важно было верно выбрать место для строительства, иначе разгневанный банник мог наслать на хозяев смертельный недуг. Чтобы наступило излечение, следовало разобрать строение и сложить его вновь в «правильном» месте.

Банник мог иногда показываться людям на глаза. Выглядел он как крошечный голый старичок с длинной, покрытой плесенью бородой. Зловредный дед мог ошпарить кипятком, жаром довести до обморока, расколоть валуны в печи и кидать в людей осколками... А порой затаскивал сомлевших людей в горячее печное устье и там заживо сдирал с несчастных кожу!

Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол свежий веник и лохань с чистой водой. В процессе мытья нельзя было чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Если все-таки банник начал куролесить, следовало выбежать на улицу и обратиться за помощью к другим местным духам – например, овиннику или домовому. Те, как правило, относились к людям более лояльно и часто помогали.

Главным же условием было не ходить мыться в одиночку и, войдя в баню, обязательно спросить у «хозяина» позволения.

Месть банных духов

Тем, кто нарушал эти неписаные правила, могло серьезно не поздоровиться… Один парень пошел в баню в одиночку, да еще в первый жар. Начал хлестаться веником, и вдруг слышит - собачонка где-то визжит. Визг раздавался то под полком, то в углу. Решил парень, что это внизу, под баней, начал даже земляной пол ковырять - никого... А тут грабли, стоявшие у потолочины, сами собой на него падать стали. Только тогда он понял, что дело нечисто.

Некий старик собрался мыться на ночь глядя, что, по древним поверьям, не допускается. Старуха ждала его ждала, да так и не дождалась. Послала внука глянуть, как там дед. Мальчонка вбежал в баню и увидел старика лежащим головой в устье каменки. На лице его была содрана вся кожа…
Две девушки отправились мыться. Одна из них, Катерина, истопила баньку очень жарко - прямо невмоготу. И тут слышат девицы сверху чей-то голос: «Топи печку жарчей, чтобы кожу обдирать ловчей». Катеринину подругу взял страх, она стала просить Катерину больше не топить, а то как бы не приключилось беды… Но та ее не послушалась, продолжала поленья подкладывать. Тогда подруга и вовсе отказалась идти мыться… Прошло немного времени – и услышала подруга из баньки крики, звон, а потом вдруг паром вышибло двери. Увидела она, что Катерину вынесло наружу. Девушка билась в судорогах, а с тела у нее сама собой слезала кожа…

Долго Катерина пролежала в беспамятстве, а придя наконец в себя, поведала о своих приключениях. Мол, стоило ей окатить лавку и полок кипятком и плеснуть, как водится, отваром мяты, как явилась перед ней ватага бесенят. Не успела она оглянуться, как бесенята схватили ее и стали об стены кидать и со смехом приговаривать: «Растопила печь жарчей, кожу будет драть ловчей!» Веник же, ею загодя приготовленный, принялся сам собой ее хлестать… Попыталась девушка спрятаться под полок – не удалось: нечистые за ноги тащат и подталкивают к печи, а оттуда жаром так и пышет…

Один бесенок стал ей соски выкручивать, да так, что кожа чуть не лопнула… Тут Катерина сознание потеряла, очнулась уже снаружи бани - видать, нечистая сила все же сжалилась над ней, не стала в печь совать, а выбросила в двери…

После этого деревенские стали обходить «нехорошую» баню стороной. Никто с тех пор не отваживался туда зайти. На дверь наложили крестное знамение и заперли. Прошло довольно много времени, прежде чем кто-то решился туда все же наведаться. Внутри было тихо, только на полу виднелись глубокие борозды, похожие на следы от когтей…

Сказка – ложь, да в ней намек…
Разумеется, фольклор есть фольклор. Но, скорее всего, нет дыма без огня. Возможно, банный жар способствует измененным состояниям сознания, а содранная кожа – всего лишь результат злоупотребления этим самым жаром…
А возможно, пространство бани обладает особой, замкнутой атмосферой, способной воздействовать на психическое и физическое состояние людей. Поэтому, отправляясь попариться в баньку, стоит на всякий случай вспомнить о народных поверьях!

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог и банник был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Все славянские боги — Сварог, Перун, Ярила — принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, банник обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что банник также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями — предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару — каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для банника подарок (как блюдечко с молоком для домового) — маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его — выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи и банник, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки — то бедным, если мокрой — то муж будет пьяницей, а если шершавой — то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет — безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев… Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями — баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника — не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт…

А на крыше сидел тот самый черный кот и рядом банник, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, — считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух банник не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным ‘вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Бани играли важную роль в жизни наших предков. Ни одно хозяйство без бани не обходилось. Там не только очищались телесно, но и проводили магические ритуалы, лечились, женщины рожали. Также в бане гадали, проводили досуг. «Свято место пусто не бывает», поэтому у бани, так же, как у дома или амбара, был свой незримый хозяин - банник .

Банник - демонологический персонаж в поверьях восточных славян. Полагали, что он, в отличие от других духов, людей не любит, отличается злым нравом. Неслучайно: ведь ему приходится иметь дело с грязью физической и духовной, которую оставляют в бане люди. Откуда появился он - сложно сказать. Возможно, как и Домовой , Банник является духом предков хозяев. Как бы то ни было, главная обязанность Банника - надзирать за порядком в бане, наказывать тех, кто его нарушает.

Кроме Банника, в бане живет Обдериха, которую считают либо Банником женского пола, либо его женой. Выглядит она неприглядно - лохматой, страшной старухой, иногда перекидывается в кошку, обезьяну, иногда в красивую голую женщину. Другое ее название - Шишига. Этот дух еще более коварен: перекидывается в знакомого человека, зовет попариться в баню, но может убить.

Какой облик у Банника?

Подобно остальным домашним духам, Банник многолик и способен к перевоплощениям:

Кому как покажется етот баенник. Кому в сарафане, кому совсем страшно. Лиза пошла в байну-то, залезла на полок, да не смогла помыться. Вся байна заполнилась маленькими собачками, баенниками-то.

Обычно банник представляет собой косматого старика, довольно страшного на вид. В бане он с женой занимает место за печью или под полком.

Есть ли в бане Банник? Как узнать?

Считали, что Банник есть в каждой бане, но он не всегда враждебен к людям. Но если начнет озорничать, так все сразу узнают. Он может издавать разные звуки, бросаться камнями, может вылить всю воду. Если банник совсем недоволен поведением, то может физически напасть. Об этом рассказывают разные былички. Чтобы банник не мешал моющимся, перед входом в баню всегда спрашивали разрешения, приветствовали хозяина постройки, а после - оставляли ему и Обдерихе чуть-чуть воды и мыла самому помыться, пригласить духов бани:

В байну идешь, говоришь, просишься: «Баенна хотерка, баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице».

Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху. Поэтому в такое время ходить в баню нельзя было, иначе духи бани жестоко обойдутся с нарушителем их покоя.

Чем Банник опасен и что он не любит?

Банник - дух капризный и привередливый. Чуть не по нему, начнет пугать. Особенно он не любит, когда его игнорируют, не здороваются с ним, не прощаются, идут мыться в «третий пар» (когда там уже побывало две смены людей), в праздничные дни, поздно ночью, остаются в бане ночевать, громко ведут себя. Тогда банник явится сам - обычно его явления достаточно, чтобы сильно перепугать моющихся. Но иногда он может «задрать», запарить до смерти.

Обдериха, «банница» опасна еще тем, что может подменить ребенка у роженицы или у матери, пришедшей с ним мыться в неурочный час. Поэтому рожавшую женщину в бане обязательно кто-то сопровождал, ей предлагалось прибегать к различным предосторожностям против подмены младенца. Считалось, кстати, что обдерихи заводятся в бане после того, как там пройдут роды или вымоют перед свадьбой невесту, поэтому в недавно построенных банях этот дух не обитал.

Впрочем, если человек проявил учтивость по отношению к банным хозяевам, он мог не бояться за свое благополучие, даже уповать на защиту Банника и Обдерихи. Вот какую быличку рассказывают на Севере:

Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрешка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».

Рассказывали, как Банник защищал своего гостя от других духов дома или леса.

Как защититься от Банника? Чем он может быть полезен?

Прежде всего, надо неукоснительно соблюдать обычай здороваться и прощаться с Банником. Приносили ему в дар различные продукты, а строя новую баню, прикапывали под порогом черную курицу.

Банник помогал в гаданиях на суженого. В полночь девушки просовывали руку в дверь бани и примечали: погладит рука мохнатая - быть замужем за богачом, голая - за бедняком. У Банника хранятся такие волшебные предметы, как неразменный рубль и шапка-невидимка. Ловкие, знающие люди могли их обрести.

Банник в славянской мифологии - воплощение довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда его образ - не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. В славянской мифологии одушевлено все, поэтому неудивительно, что повсюду есть свои духи. Узнавать о них очень интересно!

Подробнее о славянской мифологии.

Издавна баня считалась священным местом. Древние славяне воспринимали ее как чертог между миром живых и мертвых. Такие представления подкреплялись 4 стихиями, царящими в бане: пламенным огнем в каменной печи, обилием воды, землей, на которой строение располагалось, горячим воздухом. В бане принимали роды и омывали покойников. Через это место душа приходила в мир и покидала его. В помещении бани никогда не ставили икон, поэтому здесь человек мог соприкоснуться с потусторонним миром через гадания и колдовство. Неудивительно, что к этому месту был приставлен дух банник - существо, призвание которого заключалось в охране священного чертога.

Образ банника в мифологии

Банник - это мифический злой дух, который пришел к нам из поверий восточных славян. По преданиям, это существо селится в каждой бане, чтобы держать баланс между потусторонним и миром живых. Древние славяне верили, что в банях парятся не только люди, но и разнообразная нечисть: черти, лешие, русалки. В задачу банника входит охрана порога в потустороннее и препятствование встречам людей с нечистой силой.

Банник - условно злой дух. В силу своего характера, он скорее принципиальный и вредный. Людям, которые не нарушают законы бани, он не грозит. Потусторонний надзиратель рьяно следит за порядком в бане и нещадно карает тех, кто осмелится его нарушить.

Обитает дух за печкой. Когда он сердится, то перебирается за полок и оттуда пугает посетителей бани. Существо любит попариться после посещения бани большого количества людей. Моется он грязной водой, которая стекала с потных человеческих тел.

Для изгнания духа бани под порогом закапывают удушенную черную курицу или петуха. Желательно сделать это перед Пасхой - в Чистый Четверг. Баню освящают и периодически опрыскивают святой водой. Если же встреча с духом произошла, можно призвать на помощь домового или попытаться ударить существо железной палкой.

После этого советуют, не оглядываясь, бежать до ближайшей церкви от банника. Дух бани, как и вся нечисть, не переносит железа, поэтому прикосновение этого материала ему точно придется не по вкусу.

Внешний вид

Обычно невидимый для людского ока банник легко перевоплощается в таких зверей:

  • вепрь;
  • собака;
  • кошка;
  • лягушка;
  • заяц.

Настоящий облик банника могут видеть только его нечистые друзья или избранные люди, которым он по какой-то причине пожелал явиться. Со слов очевидцев банник выглядит так:

  • голый старик неряшливого вида;
  • косматый;
  • длинные ногти;
  • заплесневевшая борода;
  • все тело покрыто седыми волосами;
  • на теле кое-где виднеются ошметки банного веника;
  • худой, но с немаленьким пивным животом;
  • щуплый и низкорослый.

Несмотря на свой рост и вес, дух очень силен, как и полагается нечисти. Иногда рядом с Банником изображают женщину. Ее называют шишига или обдериха. Хозяйка бани проживает под полком. Перед людьми она появляется в образе голой лохматой старухи или черной кошки.

Согласно преданиям, она появляется только в тех банях, в которых парилась роженица. Обдериха любит только мужчин. Особенно ей ненавистны беременные женщины и молодые матери. Таких женщин мужчины не отпускали в баню одних, чтобы обдериха не запарила их до смерти.

Особую страсть хозяйка бани питает к детям. К малышам она относится очень хорошо, никогда их не обидит, но если она заметила, что родители уделяют ребенку недостаточно внимания - может подменить дитя. Подкидыши, вначале выглядевшие точными копиями малышей, вскоре обретают уродливые черты и превращаются в старые банные веники. Так обдериха мстит нерадивым матерям.

Проделки банника и польза от него

Все неприятности, произошедшие в парилке, принято списывать на пакости банника. Но так ли это: человек поскользнулся на мокром полу - случайность или проделки духа и как далеко может зайти коварство хозяина бани. Согласно поверьям, банник может пакостить следующим образом:

  • обжигать человека кипятком, подсунув ему черпак с горячей водой;
  • бросаться камнями, угольками;
  • стучать по стенам, окнам бани;
  • запирать двери из парилки;
  • поддавать жару;
  • щекотать;
  • кричать утробным голосом.

Дух просто пугает не понравившихся ему людей, но если его обидеть, то мало никому не покажется. Он может затащить обидчика в пылающую жаром печь, задушить, ободрать кожу, запарить до смерти.

Банник может принести и пользу. Он защищает людей от нечисти, мертвецов и является прекрасным знахарем. Говорят, что лекарственные свойства бани связаны с банником.

Дух может предсказать человеку его судьбу. Особенно он популярен на Святки, когда охотно гадает девушкам на жениха. Девицы задирают юбки и становятся задом к дымнику. Если банник ущипнет за ягодицу мохнатой рукой - к богатому жениху, голой - к нищему, мокрой - к пьянице.

Опасность и способы задобрить

Дух опасен лишь тем, кто неуважительно к нему относится и не чтит порядки бани. Чтобы не попасть в немилость к баннику, следует придерживаться несложных рекомендаций.

  1. Не посещать баню после заката. В это время дух приглашает в парилку своих нечистых братьев.
  2. Не париться после большого количества людей. Этот пар предназначен для самого банника.
  3. Никогда никого не торопить в парилке.
  4. Не приходить мыться во хмелю.
  5. Не прыгать по полкам парилки.
  6. Не приходить в дни больших церковных праздников.
  7. Не париться на чужом пару.
  8. Не сорить в бане.
  9. Не пить воду, предназначенную для мытья.
  10. Приходя, здороваться, а уходя - прощаться с духом бани. Не забывать благодарить его за гостеприимство.

К вышеуказанным 10 «заповедям банника» можно добавить еще пункт о беременных женщинах. Будущим матерям в бане пребывать нежелательно. Духу также не понравится, если баню решили снести. За это он может наслать на людей страшное проклятие.

Чтобы задобрить духа, ему оставляют кусок ржаного хлеба с крупнозернистой солью. Можно еще поставить блюдце с молоком, медом, плошку свежей воды. Баннику нравится такое жертвоприношение. Особенно он радуется оставленному для него хорошему пару, свежему венику и куску душистого мыла.

Приметы и суеверия о баннике

С образом банника связано много примет. Самые распространенные из них такие:

  • на местах разобранных бань нельзя строить дома;
  • ночные путники никогда не останавливаются на ночь в бане;
  • в парилке лучше не снимать нательный крестик;
  • строить баню следует подальше от дома;
  • если прийти в парилку во время заутренней, можно снять со спящего духа шапку-невидимку, после этого необходимо стремглав мчаться в церковь, чтобы банник не успел догнать;
  • у обдерихи можно выторговать беспереводную монету: для этого необходимо подкинуть ей черную кошку, которую пеленают, как грудного ребенка - дух может принять кошку за дитя и отдать монету.

Помимо народных примет, есть масса былин о духе бани. Как-то вечером 5 девушек направились в баню, несмотря на запрет париться после заката. Одна из девиц прихватила с собой маленькую сестренку. В полночь в двери постучали, и девушки увидели на пороге 5 прекрасных юношей, которые сбились с пути.

Гостей пригласили за стол. Маленькая девочка, игравшая на полу, заметила, что вместо ступней у юношей копыта. Она уговорила сестру вернуться домой. Старшая сестра с досадой попрощалась с компанией и ушла вместе с девочкой. Утром они узнали, что баня провалилась под землю, а вместе с ней черти унесли оставшихся девиц.

В другой истории две девушки проживали с теткой. Одна из них родила малыша, но сама умерла при родах. Племянница с теткой усыновили ребенка. Однажды они решили отправиться в баню. Малыш долго резвился в воде, а родственницы не могли отказать сиротке в удовольствии.

Когда ребенок наигрался вдоволь, время уже близилось к ночи. Женщины попытались выйти, но дверь не поддалась. Тотчас начали доноситься жуткие крики, скрежет и стук. С первыми петухами кошмар закончился, и семья смогла выйти на улицу. Вокруг бани они увидели следы копыт, когтей и зубов. Так черти пытались пробраться в парилку, а любящая детей обдериха не пустила их.

Некоторые путают банника с банщиком. Банник - мифическое существо наподобие домового, которое оберегает баню. А банщик - это добрый человек, который поддает жар и выдает банные простыни.