Барятинский михаил борисович. Бедарида франсуа III. Оценка конструкции танка

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Churchill Mk.I — первый в своем роде

Многие игроки уже знакомы с неуклюжим британским тяжеловесом — пехотным танком «Черчилль». Однако он не сразу стал эффективной и универсальной боевой машиной: первая модель танка разительно отличалась от своих поздних улучшенных версий. Первая версия легендарного пехотного танка «Черчилль» появилась в игре вместе с недавним обновлением 1.69!

В самом начале Второй мировой войны британское верховное командование разместило заказ на создание проекта нового пехотного танка, который смог бы заменить устаревшие танки «Матильда» и «Валентайн». В то время полагали, что новый конфликт превратится в окопную войну, как и Первая мировая, поэтому упор был сделан на толстую броню и высокую огневую мощь, а не на скорость. Несмотря на некоторые сложности, первый прототип танка, который позднее получил название Churchill Mk.I, был построен в конце 1940 года и запущен в производство в 1941 году.

Однако, поскольку выпуск машины наладили в спешке, нельзя было произвести надлежащее тестирование и оценку возможностей. Это привело к тому, что у первой версии «Черчилля» были различные недостатки, например маломощный двигатель, проблемы с надежностью и невысокая огневая мощь. Тем не менее танк нужно было принять «как есть», поскольку вооруженные силы Великобритании испытывали нехватку бронетехники после отступления из Франции в 1940 году.

Всего в 1941 году было произведено 303 пехотных танка Churchill Mk.I. Позже почти все танки были переработаны в специальные версии и учебные машины.

В War Thunder танк Churchill Mk.I стал интересным дополнением к дереву развития британской наземной техники низкого ранга. Оснащенный характерной толстой броней, как и все варианты «Черчилля», он не спеша двигается к полю боя с максимальной скоростью в 26 км/ч.

Однако, в отличие от поздних вариантов, Churchill Mk.I оснащен двумя орудиями вместо одного. В башне установлена 40-миллиметровая пушка OQF Mk. IX, стреляющая сплошными снарядами. Этот тип боеприпасов обладает хорошей бронепробиваемостью, но без взрывоопасной начинки существенный ущерб после пробития не наносит. Командирам танка «Черчилль I» нужно полагаться на свою меткость и высокую скорострельность 40-миллиметровой пушки, чтобы эффективно выводить врагов из строя.




Вторая пушка — это 75-миллиметровая гаубица, расположенная в передней части корпуса машины. Она предназначалась для стрельбы осколочно-фугасными боеприпасами по вражеским постройкам и живой силе, однако в игре этим орудием можно уничтожать и легкие бронемашины.
Роль этого танка на поле боя ясна — теснить противника и предоставлять поддержку союзникам. Старайтесь не допускать того, чтобы вас отрезали от товарищей по команде, поскольку машина может стать легкой добычей для более проворных соперников и ее легко обойти.

Обзор видео гайд Churchill I World of Tanks

Сегодня мы рассмотрим два британских танка. Одна из этих машин весьма печальна, у нее нет брони, у нее нет динамики и нет маневренности. Полезных ископаемых то же нет, она населена роботами, ей мы уделим немало внимания. Вторая же машина является уникальной на своем уровне, у нее есть все, что нужно тяжелому танку: отличная лобовая броня, хорошее орудие и очень хорошая маневренность. Таким образом, получается, что у нас есть 2 танка: один неиграбельный, а другой нагибающий. Поэтому данный гайд называется «Ложка дегтя в бочке меда», так как всем нам придется пострадать, чтобы получить один из лучших тяжелых танков 7-го уровня.

Ложкой дегтя у нас сегодня выступает британский танк 5-го уровня Churchill I, британский собрат советского танка Черчилль, который поступал в СССР по Ленд-лизу. Если советский Черчилль нагибает и еще как, то британец, скорее страдает, ибо у него нет ни того, ни другого. Давайте посмотрим на тактико-технические характеристики и сравним их с уже знакомыми нам характеристиками отечественного англичанина.

Прочность у танков одинаковая, масса, в принципе тоже, есть небольшое различие, но оно не особо важно. Двигатель, и вот тут кроется первое разочарование: у советского Черчилля, который как бы премиумный танк, и который как бы должен быть слабее своих одноклассников, двигатель на 24 лошадки мощнее. Советский Черчилль заметнее быстрее и маневреннее британского собрата, это оказали и бои.

Шасси у Churchill I быстрее поворачиваются, но из-за менее мощного движка толку от этого нет.

Советский Черчилль с пониженным уровнем боев имеет броню намного лучшую, чем у его британского коллеги. Смотрим, у обоих Черчиллей слабые башни в районе 88 мм брони, но при этом у советского Черчилля лобовая броня корпуса целых 176 мм, а у британского всего 89. Почему броня британца хуже, чем броня его предшественника, тут идея разработчиков не понятна.

Кроме слабой брони в лобовой проекции корпуса нельзя не отметить и то, что британский Черчилль, как его и советский собрат очень боится фугасных снарядов, это касается и артиллерии и обычных фугасных пушек у танков. Например, такие машины, как СУ-26 или СУ-5 - это наши самые страшные враги, потому что именно от них регулярно проходит full домаг по 300-400 хп. Ну, а если нам в противники попался такой танк, как КВ-2 с фугасницей М10, то от него надо прятаться в самых густых кустах и ни в коем случае не выходить на лобовое столкновение, потому что все это может закончиться очень печально.

И последнее, орудие - это отдушина британского Churchill, оно у нас весьма неплохое и на голову выше, чем у собрата из СССР. Итак, на советском Черчилле стоит пушка QF 6 pounder Mk I, уже хорошо знакомая вам скорострелка с пробитием 110 мм и совсем маленьким уроном в 75 единиц. Точность этой пушки тоже оставляет желать лучшего. А вот у британца стоит обалденное орудие Vigers HV 75 мм, с пробиваемостью 145 мм и уроном 135 единиц и очень хорошей точностью в 0,36 на 100 м. По этому параметру наш герой действительно вырывается вперед. Его орудие практически не испытывает проблем с пробитием врагов, конечно, не считая четверных КВ-1 или машин более высокого уровня, оно довольно точно посылает снаряды в цель и наносит немало урона.

Но у этого орудия есть и серьезные минусы, первый - это просто ужасные углы вертикальной наводки, пушка вниз практически не опускается. На многих холмистых картах, которых сейчас не мало, это будет для вас самая настоящая проблема. Потому что, чтобы выстрелить по цели вам придется или спускаться вниз или отъезжать назад или просто не стрелять. Второй минус - довольно таки медленная скорость полета снаряда и немножечко настильное, из-за чего трудно стрелять на дальних дистанциях, таких как 300-400 или 500 м. Снаряд летит довольно медленно и немножечко дугой, из-за чего приходится брать довольно большое упреждение. В принципе, это проблема всех низкоуровневых танков, но когда у тебя пушка лимитирована на ДПМ, она очень скорострельная, на дальней дистанции из такого орудия стрелять трудновато, так как приходится долго ждать сведение после каждого выстрела.

Обычно концепция тяжелых танков строится следующим образом: танк или медленный и бронированный, как например, Маус или более картонный, но при этом более динамичный, как например, 50 100 или 50 120. Если ТТ не может совместить в себе что-то из этого, в рендоме он в проигрыше. В нашем случае мы не имеем ни брони, ни динамики, ни маневренности. Наш танк и медленный и картонный и неповоротливый. Да, у нас есть очень неплохое орудие, но оно нам скорее мешает, чем помогает. Почему? Все дело в том, что у нас нет хорошего альфа-страйка, из-за чего мы не можем играть в так называемые «качельки», то есть выезжать, выдавать много урона и сразу прятаться. Чтобы реализовать нашу огневую мощь нам приходится постоянно быть на виду у противника и подставлять свою лобовую броню, которой у нас нет. Потому что 88 мм - это не броня. Из-за своего орудия мы должны постоянно играть в ДПМ и вытанковывание урона, а брони то у нас нет, которая могла бы помочь этот урон вытанковывать, и динамики у нас нет, чтобы убежать от врагов, и маневренности тоже нет.

Британский танк Churchill I - это действительно ложка дегтя и самый слабый танк 5-го уровня. Даже БТР показывает результат намного лучше. Так что желаю вам быстрее пройти этот танк, лучше за свободный опыт, хотя если вы будете играть взводом, он покажется вам не таким уж и неприятным.

Если вы все-таки решитесь качать этот танк, вам понадобится информация об экипаже, расходниках и снарядах. Итак, начнем с экипажа. Конечно, как и на любом танке, первым делом мы качаем ремонт, потом можем прокачать маскировку, ну, и, конечно же, после того, как у нас командир прокачается на 100%, качаем лампочку, тут ничего нового.

Что касается модулей, тот тут уже дело вашей фантазии: первым делом ставим сведение и досылатель, первое, чтобы быстрее сводиться, второе, чтобы еще быстрее стрелять. Многие говорят, что на таких скорострельных пушках досылатель не нужен, но я люблю его ставить, вы же, можете заменить его чем-то другим. Например, стереотрубой или ящиком с инструментами, таким образом, мы получаем три варианта расходников. Первый вариант - это сведение, досылатель и стереотруба, второй вариант - это досылатель, стереотруба и ящик, и третий вариант - это сведение, досылатель и ящик. Что касается расходников, то тут все стандартно - ремкомплект, аптечка и огнетушитель. Желательно ставить голдовый, потому что он тушит мгновенно.

Снаряды я все-таки советую вам ставить 50 на 50, то есть половина бронебойных и половина за голду. Они вам понадобятся, если вы вдруг попадете в бои к 7-м или 8-м уровням.

Карта Руинберг, я в топе, режим «Встречный бой». Посмотрим на списки: Черчилль пробивает тут всех, кроме КВ-1, его тоже пробивают все. Как всегда на этой карте я еду в город. Кто-то едет на зеленку, но я на 8-9-ую и 0-ую линии ехать не люблю, потому что это задача СТ, но никак не тяжелого танка. Максималка 25 км/час, весьма печалит. Это не Маус, у которого 20, но тоже ничего. Итак, мы едем в город, где союзники успешно сливаются. Т49, который в начале боя меня толкнул сейчас, скорее всего, погибнет, что он и сделал. Ситуация складывается печальная, в центре собрались очень серьезные противники, я попытаюсь их обойти и я еду вперед. В лоб к ним я ехать не могу, поэтому мне нужно их обойти. И вот я вижу очень опасного врага, это второй уровень, какой-то французский, видимо родственник AMX 40, который всегда страдает, этот тоже пострадал и погиб. Учитывая, что у противника артиллерия СУ-5 и СУ-6, мне бы лучше сразу пожаться под какую-то стеночку и не вылезать, но я вылез, получил от СУ-5 на 123. Едем дальше. У меня нет никаких преимуществ перед противником, кроме относительно точной и скорострельной пушки. Стараюсь вести себя очень аккуратно. Вижу Черчилля и отъезжаю назад. В боях с Churchill I ничего не происходит, ты либо доезжаешь до места, когда союзники все погибают, или доезжаешь до места, когда уже все противники умерли. То есть вариантов вообще никаких. Вот тут я выезжаю налево и смотрю есть ли тут кто-то, но никого тут нет, потому что всех уже убили. Я поворачиваюсь направо, очень не хочу, чтобы меня долбанула арта, поэтому опять поворачиваю налево и вижу Черчилля. Первым выстрелом я промахиваюсь, потому что я играю на Черчилле, ну вы поняли, вторым выстрелом я пробиваю. Нагибать AFK-кашных собратьев - это все на что способен этот танк. Поэтому, если вы хотите играть в такой game play, покупайте этот танк, если не хотите, лучше не покупайте. Вот я добиваю AFK-кашный танк, хочу начать уже следующий и получаю в бочину от СУ-5. Видим СУ-85, уже более менее опасный противник, даем в бочину домаг, она разворачивается на нас, еще один домаг не попадаю потому, что это Черчилль и пытаемся играть через труп. Любой другой танк, который играл бы через труп, не имел бы с этим никаких проблем, потому что это правильные танки, у них хоть какая-то броня, хоть где-то есть. Но мы играем на Черчилле, а это не танк. Я получаю еще раз в зад фугас, хочу вытанковать через башню, которую мне пробивают. Я кое-как добил СУ-85 и едем дальше. А тут еще один Черчилль, который совсем немного движется. Мы едем на базу потому, что арта, скорее всего, там. И тут начинается самое интересное, мы едем, и так всегда выглядит game play с Черчиллем. Он просто едет, не стреляет, не танкует, не пытается кого-то подловить, он просто едет. Вот, он наконец то кого то находит, стреляет и иногда попадает. Вот в принципе и все.

Итак, на этом танке, в этом бою я получил 1700 опыта, целых 35 000 денег, медальки «Воин» и «Знак классности Мастер». Я нанес 2000 урона, мои союзники не нанесли ничего, противники практически то же самое, кроме Т49. Повреждено противников 7, уничтожено противников тоже 7, пройдено 1,5 км, очень хорошее достижение для Churchill I, произведено выстрелов 21 и прямых попаданий 18.

И тут, наверное, возникает вопрос: неужели Джов нас обманул? Неужели Churchill I так хорошо нагибает. Нет, просто это единственный хороший бой на этом танке. Потому что все остальные бои проходили вот в таком ключе!

зоны пробития Churchill I World of Tanks

Churchill I — тяжелый танк Британии 5 уровня. Обладает низкой мобильностью и посредственной бронёй без углов наклона, но точным и скорострельным орудием.

Прокачка

  • Для перехода с Valentine требуется 8.000 единиц опыта. Для перехода с Matilda требуется 11.500 единиц опыта;
  • От предшествующего танка нам достались рация WS No. 19 Mk. II и орудия: QF_6_pounder_Mk_III_UK, QF 6-pdr Gun Mk. V, 75 mm Gun Mk. V, которые невозможно установить в стоковую башню;
  • Потребуется изучить ходовую Churchill III и башню Churchill III;
  • Далее стоит изучить и установить топовый двигатель Bedford Twin-Six, который стоит всего 850 опыта;
  • Далее, имеет смысл накопить опыт на установку топового орудия 75 mm Vickers HV;
  • А чтобы сделать танк элитным, нужно ещё изучить рацию WS No. 19 Mk. III, если она не была изучена ранее, например в ветке легких танков (начиная с Covenanter) или ветке ПТ (начиная с AT 2);
  • Закончив с компоновкой танка можно переходить к изучению следующих машин.

Топовая комплектация

Обзор

Преимущества

  • Хорошая точность и пробиваемость
  • Большой запас прочности
  • Крепкий лоб корпуса
  • Неплохой обзор

Недостатки

  • Слабое бронирование башни
  • Орудие плохо опускается вниз
  • Плохая мобильность
  • Большие габариты

Умения и навыки экипажа

Оборудование и снаряжение

Как играть и тактика

Отличный танк поддержки и продолжатель традиций Matilda. Точная пушка позволяет стрелять даже на дальние дистанции, так как войти в ближний бой Churchill I не всегда успевает из-за низкой мобильности.

В определённых случаях она играет на руку: танк неплох при стрельбе на ходу, особенно когда движется по городскому асфальту или по другой ровной поверхности. За счёт пробивного и точного топового орудия, а также хорошего обзора, танк эффективен на всех дистанциях.

В ближнем бою может начать сказываться проблемная мобильность и слабость брони без углов наклона. Передние катки расположены перед корпусом, что позволяет при необходимости использовать рискованную тактику - подставляться неопытным противникам для выстрела по гусенице без урона по танку.

Такой маневр допустим лишь при уверенности, что обездвиживание не является критичным в текущей ситуации, например при выдавливании одинокого противника из укрытия группой. Важно помнить, что при «танковании» передними катками и гусеницами необходимо иметь ящик с инструментами, а также прокачанный у экипажа навык «Ремонт». Иначе может возникнуть ситуация, при которой враг найдёт место, куда проходит урон, и Churchill I просто разберут, пока он находится без движения.

Историческая справка

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Мк II «Матильда». Серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой.

Как и другие английские пехотные танки, «Черчилль» отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм, позднее доведена до 152 мм) позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года.

После окончания Второй мировой, «Черчилль» вскоре был снят с вооружения к концу 1940-х годов, но некоторое количество огнемётного варианта этих танков ещё приняло участие в Корейской войне.

Суббота 30 января 1965 года. Утро этого исторического дня выдалось на редкость студеным. Хмурое серое небо нависло над Лондоном. Воскресным днем 24 января умер самый прославленный сын Альбиона. Увенчанному почестями и славой герою было девяносто лет. Он прожил необыкновенно яркую жизнь: преодолевал бесконечные препятствия, укрощал бури. Уинстон Черчилль, дожив до глубокой старости, стал символом Великобритании. И не только как исторический деятель, служивший королевам Виктории I и Елизавете II и на протяжении девяти лет управлявший страной в качестве премьер-министра. Он стал легендой, вписав свое имя на страницы истории. Англия, пораженная в самое сердце смертью своего героя, готовит титану достойные похороны, которые стали прощанием с великим человеком и ностальгическим чествованием былого величия страны. Для жителей Альбиона смерть Уинстона Черчилля значила гораздо больше, чем конец земного существования отдельного человека. Уже несколько лет при мысли о славном прошлом и пугающем неизвестностью будущем родной Англии их охватывала тревога, особенно усилившаяся после неудачи в Суэце. Вот уже несколько лет британцы размышляли о самобытности своей нации, ее основах и критериях ее самоопределения. В свое время Черчилль был символом сильной, единой Великобритании, гордой своим наследием, уверенной в своем будущем, призванной исполнить великую миссию. И вот теперь англичан мучили сомнения в прочности возводившегося веками здания, их пугали появившиеся в его фундаменте трещины, которые могли стать причиной страшной катастрофы.

Своим влиянием, размахом всей деятельности Уинстон Черчилль живо напоминал ушедшую эпоху, эпоху колониальной державы, пышности империи... Ведь он вырос в то время, когда звезда королевы Виктории еще сияла в полную силу. В юности кавалерист Черчилль сражался на границах Индии, устремлялся со своими уланами в атаку на берегах Нила. И вот, потеряв Уинстона, его соотечественники вдруг осиротели. А потому многие восприняли эту смерть как личную утрату. В этот день, 30 января 1965 года, жители Соединенного Королевства предавали земле часть самих себя и своей истории. Внезапно стало очевидным, что старая Англия, старая добрая империя умерла. Родился новый мир - мир шестидесятых.

Вот почему погребению героя придавалось такое историческое, символическое и эмоциональное значение. В 1940 году был заключен крепкий союз, который ничто не могло разрушить - настолько верны были друг другу стороны, его заключившие в минуту смертельной опасности. Слились воедино воля премьер-министра и воля целого народа. Принадлежавший к аристократической элите премьер-министр хотя и тосковал по разделенному на иерархические ступени обществу, но при этом умел сообразовываться с требованиями демократии, хотя его не оставляла мысль об имперском величии. И вот в чем парадокс и ирония истории: в значительной степени именно благодаря своим устаревшим взглядам он стал гением чрезвычайных ситуаций, он отражал удары судьбы, взяв на вооружение традиционные ценности своего народа и призвав прошлое на службу настоящему. В его речах англичане будто бы слышали эхо голосов Генриха V, Дрейка, Мальборо, Питта. Черчилль же, виртуозно владевший словом, сумел привести к гармонии отголоски прошлого и голос современной эпохи.

Похороны Черчилля вовсе не были импровизированным действом, развивавшимся по воле случая. План погребения, получивший кодовое названиеHope not , разрабатывался на протяжении многих лет. Королева и службы Букингемского дворца всё взяли в свои руки и отдавали распоряжения, согласуя свои действия с Даунинг стрит и советуясь с семьей Уинстона Черчилля. Чтобы оценить исключительную честь, оказанную Черчиллю решением устроить ему похороны государственного масштаба, напомним, что за всю историю Англии лишь четверо выдающихся людей, не являвшихся членами королевской фамилии, были удостоены подобной чести: Питт II, Нельсон, Веллингтон и Гладстон. Следовательно, в XX веке лишь Черчиллю, единственному, Англия воздала столь высокие почести.

В девять часов тридцать минут началась похоронная церемония. Накрытый государственным флагом Соединенного Королевства тяжелый гроб, сделанный из выросших в Бленхейме - фамильном поместье герцогов Мальборо - вековых дубов, выносят из старинного здания на Вестминстерском холме, где в течение трех дней перед катафалком, установленным в парламенте, не иссякал людской поток - десятки тысяч человек пришли проститься с великим Черчиллем. Затем саркофаг приняли отряд королевских гусар и взвод 21-го уланского полка - в составе этих полков Черчилль служил в молодые годы. А гвардейские гренадеры, вместе с которыми он сражался в Артуа в 1915 году, поставили фоб на лафет. Везти его взялись сто сорок два матроса и восемь офицеров военно-морских сил Великобритании. Именно на этом лафете в свое время доставили к месту последнего упокоения останки королевы Виктории. Когда траурная процессия достигла Уайтхолла, Биг-Бен пробил в последний раз и замолчал до утра следующего дня.

Теперь, согласно сложному замыслу, величественная траурная процессия достигла полутора километров в длину. Она проследовала через всю историческую часть Лондона, сначала от Вестминстера до Уайтхолла, затем от Трафальгарской площади до собора Святого Павла и, наконец, оттуда до лондонского Тауэра. Семь тысяч солдат и восемь тысяч полисменов рассредоточились на пути следования процессии.

Оркестр британских военно-воздушных сил, возглавлявший шествие, играл траурный марш Бетховена. За гробом шли члены семьи усопшего: леди Черчилль, закутанная в черные покрывала, дети - Рандольф, Сара, Мэри и ее муж Кристофер Сомс, внуки. Мужчины - пешком, женщины - в каретах, запряженных каждая шестеркой гнедых, которыми правили кучера в алых ливреях. Вслед за семьей с огромным барабаном впереди следовали кавалерия конной гвардии (Household Cavalry ) в парадных мундирах, музыканты артиллерийского оркестра в красных киверах, представители британского морского флота, делегация от лондонской полиции. Участники процессии продвигались очень медленно, делая не более шестидесяти пяти шагов в минуту. Особое место в процессии занимала небольшая группа английских боевых летчиков (The Few ), возглавляемых новозеландским асом Эл Диром. Вдруг в парке Святого Джеймса раздались оглушительные пушечные залпы - девяносто залпов - по одному на каждый год жизни покойного. Когда процессия подошла к Ксенотафу , делегация французского движения Сопротивления вместе с несколькими солдатами-фронтовиками Первой мировой войны начала размахивать триколорами, выражая признательность товарищу, бывшему вместе с ними в дни испытаний. Рядом с французской делегацией разместились участники норвежского и датского Сопротивления, прибывшие также засвидетельствовать свою верность усопшему.

Annotation

М.Барятинский

История создания

Описание конструкции

Боевое применение

Заключение

М.Барятинский

Бронеколлекция 2003 № 06 (51) Пехотный танк «Черчилль»

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 2-я и 4-я стр. - рис. М.Дмитриева

История создания

Боевые машины 148-го танкового полка на тактических занятиях. На переднем плане танк «Черчилль I», на заднем - «Черчилль II» и «Черчилль III». 1942 год

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправились на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять, что страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Итак, предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение - две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец. для более эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. По совокупности всех этих характеристик получился танк... периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло!) техническом уровне. Справедливости ради, надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром,так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого - в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка В Ibis).

В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов заключили в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктора Х.Е.Меррита не было. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Уже пробные испытания на полигоне не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию.

И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Два других не стали строить вообще. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла- Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», - в честь премьер-министра Великобритании.

Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая «Производственная группа танка «Черчилль» (Churchill Tank Production Group), в которую, помимо генподрядчика - компании Vauxhall Motors, вошли еще 10 фирм, осуществлявших его выпуск.

Организация сборки танков на 11 предприятиях, 10 из которых находились в Англии, а одно - в Северной Ирландии, вызывала немало сложностей, тем более, что комплектующие поставлялись еще сотней фирм. Тем не менее, первый «Черчилль» фирмы Leyland собрали в июне 1941 года, а месяц спустя заводские цеха покинула и машина, изготовленная фирмой Metro-Cammel.

Тяжелый танк А20 во дворе завода Harland and Wolff в Белфасте.

На этом прототипе установлена башня от «Матильды». Амбразура над дверью в борту корпуса предназначена для установки пулемета Besa

Черчилль на «Черчилле». Премьер- министр Великобритании осматривает танк, носящий его имя

Надо сказать, что «Черчилли» выпуска 1941 года были плохо отработаны конструктивно и технологически. Комиссия Военного департамента в ноябре 1941-го выявила не менее 16 крупных конструктивных дефектов, в основном в трансмиссии и ходовой части, приводивших к частому выходу танков из строя даже в «тепличных» условиях эксплуатации в частях, дислоцированных в Великобритании. Так, например, в одном из армейских танковых батальонов при первом же выходе в поле для проведения тактических занятий из 54 боевых машин вышли из строя 30! Причем не менее трети из них так и не смогли добраться до места постоянной дислокации своим ходом.

К числу наиболее серьезных дефектов ходовой части относились заклинивание тележек опорных катков и разрыв гусениц. Трансмиссия быстро ломалась из-за применения материалов недостаточной прочности и быстрого износа главного фрикциона. В системах двигателя наблюдались утечка горючего из бензонасоса и трубопроводов, быстрое разрушение гибких маслопроводов и неудовлетворительная герметизация системы зажигания. Перечень выявленных «слабых мест» сотрудники фирмы Vauxhall Motors разослали по танковым частям вместе с инструкцией по эксплуатации, снабдив его красноречивым обращением к личному составу: «Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV - хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство».

Для оказания помощи техсоставу по устранению конструктивных недостатков в строевые части были направлены инженеры с заводов-изготовителей. Однако военным иногда приходилось справляться своими силами, и не без успеха, как это было, например, в 147-м Хэмпширском полку. Одним из постоянно выходивших из строя узлов «Черчилля» была тяга управления коробкой передач. Она постоянно ломалась, а запасные тяги отсутствовали. Проблему удалось решить закупкой большого количества полуосей к автомашине «Форд» в автомобильных ремонтных мастерских в Норфолке. Полуоси вполне подходили для установки на танк вместо штатных тяг и к тому же превосходили их по прочности.