Эссе на тему модели образования. Эссе "роль образования в жизни современного человека"

Эссе

«Современное образование: необходимость, деятельность, результативность»

Боярская Мария Николаевна – зам. директора по ВР

МОУ Барсовская СОШ

Владимирская область, Киржачский район, п. Барсово

На протяжении все своей жизни, начиная с рождения, человек чему-то учиться – выражать свои эмоции, желания, ходить, говорить, читать, писать, решать проблемы и т.д., получает образование сначала дошкольное, потом школьное, высшее, профессиональное, дополнительное. « Образование - процесс, свойственный личности в течение всего периода активной социальной жизнедеятельности, и как таковой он совершается в самых различных формах».

В настоящее время функции образования, школы и профессиональный статус педагога усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Прежде всего, новые условия, связанные с изменениями в образовании и в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции педагогов и учащихся формулируются, как ответ на эти требования.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. В связи с этим возрастает необходимость в развитии самой личности, ее качественных изменений, ответственности и готовности к самореализации, способности социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения». Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни (повышение квалификации). Таким образом, развитие «многомерного человека» необходимо и возможно в информационном обществе, где производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда, от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Так как информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы, то в условиях современного образования необходимо обеспечение перехода к фундаментальному образованию – базе, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию в зависимости от интересов личности. Кроме того, просто необходимо формирование электронной грамотности личности, освоения компьютерных технологий.

В условиях современного образования наиболее актуальным становится деятельностный характер и является залогом повышения эффективности образования, так как «способности проявляются и развиваются в деятельности». При этом личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Актуален переход на личностно-ориентированную и компетентностную модели. Реализация личностно-ориентированной модели в нашей школе имеет положительные, довольно высокие результаты. Ведь творческий, постоянно самосовершенствующийся учитель без труда проводит дифференциацию содержания учебных заданий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объёму) с учетом возрастных особенностей и склонностей учащихся, применяет различные технологии формы занятий для активизации учебной деятельности, здоровье сберегающие технологии в процессе обучения. Кроме того успешно реализуется исследовательская и проектная деятельность по всем учебным дисциплинам. Для обеспечения индивидуальной траектории развития учащихся введена профильная старшая школа (последовательный переход к которой предусмотрен Федеральной программой развития образования). А это и есть, я думаю, реальная организационная форма реализации компетентностной модели образования.

Любая деятельность сопровождается взаимодействием с различными людьми, субъектами образования, информационными потоками. Необходимостью умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться обусловлено осуществление диалоговых форм общения, т.е. умение сопоставлять и анализировать разные точки зрения, подходы к проблеме; вступать в диалог с автором (соглашаться или нет, уточнять, выявлять условия правоты автора или своей позиции…); представлять сложную природу мира (неоднозначность). На основании диалогичности формируются различные компетенции, которыми должен обладать учащийся в условиях современного образования: формирование собственного мнения, личностной оценки (субъективность), способность опираться на личный опыт и заинтересованность учащихся в обсуждении проблемы (личностность знания), способность видеть проблему, готовность находить различные пути решения увиденной проблемы (компетенция в решении проблем), способность соотнести себя с миром ценностей, толлерантность (аксиологическая компетенция), работа с информацией, восприятие и интерпретация информации, восприятие авторской позиции и формулирование своей точки зрения на обсуждаемую проблему в виде целостного текста, отвечающего заданным требованиям (коммуникативная компетенция) и т.д. Поэтому в процессе обучения ученики не только слушают мой рассказ, но и постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывая свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают то содержание, которое закреплено научным знанием.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На мой взгляд важным результатом является личностное знание, которое должно быть выведено самим учеником, учитель выступает лишь в роли наставника, который учит приобретать знания, применять их в различных жизненных ситуациях, создавая проблемные ситуации в виде учебных задач, побуждая учащегося к самостоятельному поиску решений. Формирование личностного знания необходимо начинать с заинтересованного отношения к предмету познания, мотивации на успех, кроме того необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности обучаемого в процессе познания. Наиболее результативным приемом формирование личностного знания считаю создание проблемной ситуации в виде учебной задачи, пробуждающей интерес учащегося, вовлекающей его в самостоятельный поиск решений, поиск новой информации – добывание знаний.

Качество образования не сводится к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства его существенных свойств. Внутреннюю основу качества образования составляют степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей; уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам. Семья (являясь социальным институтом государства) и само государство заинтересованно в высоком качестве образования. Чтобы удовлетворить это заказ необходимо, прежде всего, сформировать такие базовые качества, как самореализация, способность решать проблемы, адаптивность, социализация, гражданственность, толерантность, диалог культур, культуросообразность, духовность. Формируя базовые качества, тем самым развиваем необходимые компетенции ведущих идей образования (субъектность, диалогичность, личностное знание) и метапредметных компетенций (компетенции в решении проблем, когнитивность, коммуникативность, аксиологичность, гражданская позиция, культуроведение), которыми должен научиться владеть учащийся для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стремительное развитие информационного общества, переход к фундаментальному образованию, развитие «многомерного человека» в идеале находятся, все-таки, в противоречии с действительностью, задача формирования всестороннеразвитой личности, потребность в которой испытывает информационное общество, полностью не реализована, лишь некоторый процент учащихся проявляют способность к планированию, самоконтролю, самооценке, коррекции, у некоторых действия носят не активный характер, не сознательный, в некоторых случаях наблюдается недоразвитие способности к саморазвитию, самореализации, а часть учащихся и вовсе пассивны, проявляют способности репродуктивного характера.

Таким образом, самосовершенствование – есть путь к достижению поставленной перед обществом и личностью целью. Да, как много сегодня ложится на плечи педагога. Но, как утверждает народная мудрость, дорогу осилит идущий…


Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею чёткое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится. Действительно, туда идут только люди, которые слишком сильно любят детей, с такими то зарплатами.

Складывается ощущение, что всех больше заботит обучение учителей, да, именно и, а не сами детей. Постоянные курсы, повышение квалификации, обучение – это, конечно, очень хорошо и полезно, а детей учить когда? Школьная программа с каждым годом становится слабее и слабее. Как будто бы детей бережём, но неужели лучше так, чем давать умеренную нагрузку, что бы вырастить достойное поколение?

Нельзя говорить, что: «Сейчас такое поколение, такие дети, в наше время такого не было». Дети, они и есть дети. А наша система образования, такое ощущение, пытается сделать из людей рабочий класс. Поступить в институт, если у родителей ребенка нет должных финансов, практически невозможно. Так и получается, что учатся во разные ПТУ, становятся слесарями и сантехниками. Конечно, может и грубо, но, я считаю, что детей «лишают мечты».

Высшее образование получают далеко не все, и не из-за того, что дети глупые, а просто потому что «дорого». Сложно учиться, когда понимаешь, сколько денег отдаётся на обучение, и потом, совсем не факт, что ты найдешь работу с достойным заработком. Начиная, со школы, детей мало дисциплинируют, то есть из-за маленькой нагрузки, у них много свободного времени. А свободный доступ в интернет вообще позволяет ничего не читать, не делать домашние задания, ведь всё можно найти в свободном доступе. Задали прочитать книгу – можно найти короткое описание .

Конечно, все дети ищут способ облегчить свою школьную жизнь. Но что будет дальше с образованием нашего будущего поколения? Вопрос, практически риторический и, должна отметить, грустный.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

  • Сочинение Темное царство в пьесе Гроза Островского

    Произведение Гроза А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи.

  • Сочинения про Осень (более 10 штук)

    Есть чудная пора - это осень. И в этой золотой поре можно играть до утра. Раскидывать листья в разные стороны. Вижу золотой листик. Он упал с клёна самым первым. Я подняла его и положила пакет, чтобы собрать гербарий.

  • Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду.

  • Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене (описание)

    В современном мире очень трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, свое первое образование он получил в лицеи, который находился в Царском Селе.

Мария Сластенина
Эссе «Проблемные вопросы в современном образовании»

Эссе на тему : «Проблемные вопросы в современном образовании » .

Люди всегда были заинтересованы в качестве образования своих детей . В конце концов, образование – это будущее нашей нации. Ведь если кто – то не может получить достойное образование , он становится «нулем» в обществе. Этот человек уже не может помочь своей стране в повышении качества жизни. И самое главное, он не сможет обеспечивать себя в жизни. Таким образом , существует ряд проблемных вопросов , которые должны быть решены прежде, чем образовательные организации начнут работать, как должны.

Качество образования в наше время не на высоком уровне и мы это должны признать.

Одним из проблемных вопросов в образовании – это загруженность педагогов, кроме того чтобы учить детей, их загружают разной писаниной, и выходит что ученику дают исходные данные на занятиях, которые он не знает как применить. Зато тема пройдена. Образование в наше время , на мой взгляд, работает не на качество, а на количество сделанной работы.

Еще одним из вопросов в образовании – это нравственное состояние подрастающего поколения. Если в дошкольном учреждениях воспитывают доброту, сочувствие, любовь к ближнему, то как только дети переступают школьный порог, они меняются. В этом социуме ведут себя по другому,становятся озлобленные, дерзят, а постарше дети начинают курить, а еще хуже,принимать наркотики. Нет у детей заинтересованности в учебе. Ученикам интересно посидеть дома в интернете, чем лишний раз прочитать интересную книгу. Здесь, конечно, играет роль еще семья, постоянно занятым родителям, некогда посидеть с детьми, поговорить,обсудить проблемы в учебе . Ученик предоставляется сам себе, стимул прийти побыстрее из школы и за компьютер. У детей нарушается психика, они живут в виртуальном мире. Надо воспитывать в ребенке не робота, а гармоничную личность, который бы умел чувствовать, был патриотом своей родины, защитником своего очага. Должна быть тесная связь школы и семьи, чтобы не упустить будущее нашей страны.

Будем надеяться, что качество образования станет лучше .

Образование вчера — это, прежде всего, советское образование. Некоторое время назад образование совмещало в себе и культуру, и просветительскую работу, и общественные взаимоотношения и, конечно, обучение. Хотя эта система несла идеологический окрас, ее нельзя назвать несовершенной. Нынешние взрослые, рожденные и выросшие в советском союзе, взращенные и воспитанные советскими учителями, знают наизусть многие стихотворения классиков, столицы стран и многое другое. Образ учителя имел высокие моральные принципы и всесторонние знания. Ученики всегда были уверены в том, что их наставник не подведет и всегда придет на помощь, даст совет. В свою очередь, учащиеся советского образования были активными и идейными, отзывчивыми и ответственными. Это диктовала идеология советского государства, в рамках этой доктрины можно было отдать и получить качественное образование. Один момент, который обуславливает такое качество — это статус учителя. В то время, чтобы стать учителем, нужно было успешно проходить все испытания. Ведь учить детей будут лучшие из лучших. Работник в сфере образования по праву гордился своим званием — учитель.

Нельзя сказать, что нынешнее образование стало хуже. Оно просто стало другим. Современные образовательные учреждения стали больше ориентироваться на западную модель образования. Этой причиной служит тот факт, что дипломы наших школ и высших учебных заведений не котируются за рубежом. Образование сегодня имеет много недочетов и проблемных вопросов. Одна из них не самая главная, но имеет немалое влияние на получение образования. Так, например, не все учреждения образования модернизированы. Начиная с элементарно оборудованного помещения для занятий, заканчивая использованием дополнительных мультимедийных средств. Сегодня невозможно уследить за постоянными изменениями в программе, нет оптимальной и общей программы, что вызывает сложности у учащихся. Зачастую, некоторые из них вынуждены нанимать репетиторов, так как они просто не успевают за учебной программой. Неоднократно многие учителя и преподаватели жалуются на нехватку времени на просто общение с детьми. Ученики имеют очень плотный график. После уроков они торопятся к репетиторам, затем на занятия по интересам. Учителя загружены бесполезным написанием бумаг, что тоже влияет на их интерес к работе. Конечно, современное образование разноплановое, оно дает по окончанию знания из различных областей науки и культуры, но насколько задержатся все эти знания, весь заученный материал в головах учеников.

Будущее образования видится в светлых, тонах, так как процесс его преобразования не стоит на одном месте. Постоянная изменчивость программы не очень хорошо отражается на качестве, но эти изменения, однозначно, нужны. В конце концов, через какое-то время будет найден оптимальный курс на хорошее образование. Многим будущее видится как кадры из фильма, где ученикам преподают безликие роботы или, вовсе, будут существовать такие чипы, где будет храниться весь материал, и им можно будет воспользоваться в любое время. Не исключен и такой прогресс, но это все может быть в необозримом будущем.

Очень много изъянов имеет нынешнее образование. Оно все меньше занимается воспитанием учеников. Поэтому главной целью нужно ставить ее усовершенствование. И делать это нужно не с упором на охватывание всевозможных предметов, а на качество их изучения. Кроме того, это усовершенствование должно включать и просветительскую деятельность, направленную на культурное и духовное обогащение учеников. Нельзя игнорировать успехи образования в прошлом, нужно их использовать сейчас, для усовершенствования его в будущем.