Эссе на тему социальное развитие и молодежь. Социальные проблемы молодежи в современном обществе. Молодёжь и социально-экономическая ситуация

Тема урока: «Социальное развитие и молодежь».

«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести

состоит не в возможности все сделать,

а в возможности думать, что все сделаешь».

И. Тургенев

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 10 класс (базовый уровень)

Мультимедиа компоненты к уроку: - презентация "Социальное развитие и молодежь".

Цели урока:

1.Обучающая:

    Рассмотреть молодежь как социальную группу

    Сформировать представление о молодежной субкультуре

2. Развивающая :

    Развитие навыков и умений применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.

3.Воспитательная

Формирование и воспитание:

    толерантности, ответственности, приверженности к общечеловеческим ценностям;

Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, повышение общественной и гражданской активности.

Структура урока:

1.Организация урока. - 2 мин.

2. Учитель:

План урока:

    Вступление.

    Понятие молодежи как социальной группы.

    Современное российское общество и его требования к современной молодежи

    Особенности социального положения молодежи.

    Особенности социально – психологических качеств молодежи.

    Неформальные группы.

    Ценности и приоритеты современной молодежи.

    Молодежная субкультура.

    Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

    Вступление

Учитель: Свой урок я хочу начать с цитат

Цитата первая.

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.»

Цитата вторая.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

Цитата третья.

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

Цитата четвертая.

«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Как вы думаете, какому времени принадлежат эти цитаты?

(ответы - предположения детей)

Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.

После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.

Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

Учитель: Как вы думаете, о какой социальной группе сегодня пойдет речь на уроке?

(ответы детей)

Социальное развитие и молодежь

Учитель: в течение урока мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос:

(вопрос появляется на доске и находится там в течение урока)

Учитель: Так какая она современная молодежь? Почему во все времена молодежь противостоит социуму и как она реагирует на это противостояние? Сегодня на уроке попробуем дать ответы на эти вопросы.

Так какая она молодежь? Постараемся составить ее портрет.

    Понятие молодежи как социальной группы.

Учитель: Какие слова - ассоциации возникают у вас при слове молодежь?

Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.

Обратимся к учебнику и посмотрим, какое определение дают молодежи социологи как социальной группы:

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет (30), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

    Каковы особенности современной молодежи .

Вопросы исследования:

    Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?

2. Почему старшее поколение критикует современную молодежь?

3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться? Почему они возникают?

4. Есть ли проблемы у молодежи?

5. «Потерянное поколение» – вы согласны с таким термином по отношению к молодежи?

6. Интересуются ли молодые люди политикой?

7. Насколько самостоятельны современные молодые люди?

8. Есть ли идеалы у современной молодежи?

9. Молодые люди: потребители или созидатели?

3. Учитель: как-то один из великих писателей Англии Уильям Шекспир сказал: «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры». Мы все играем в своей жизни роли, но не простые, а социальные, хотя они мало отличаются от ролей не подмостках сцены, а какие роли играете вы, ведь вы как мы уже поняли, относитесь к категории молодежи? Чем характеризуются ваши социальные роли?

Предлагаю вам поработать в группах и охарактеризовать социальные роли, которые играет современная молодежь

(работа с учебником в группах)

4.Учитель: Легче всего решать свои проблемы, если их решать вместе. Необходимы объединения, организации, комсомол ушел и на его место пришли молодежные субкультуры.

Что такое субкультура?

5.Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вам определить место молодежи в современном мире (на доске – постеры, предложить детям встать, разделиться на две группы, аргументировать свою позицию)

6. Учитель: Ребята, помните, с чего мы начинали с вами занятие. Мы поставили перед собой вопрос: Есть ли у нас достаточные основания для того чтобы утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества. И сейчас я предлагаю вам сменить знак вопроса, который мы поставили с вами в конце данного утверждения на восклицательный знак.

    Подведение итогов урока. Д/З на карточках.

- 106.00 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»

Реферат по обществознанию

На тему: Социальное развитие и молодежь.

Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.

Студентка группы: 291

Руководитель: Филатова Л.В.,

Преподаватель обществознания

Проверил:____________________

Оценка:______________________

«______________________» 2010 г.

пос. Ува, 2010 г.

Введение……………………………………………… …………………………………..3

1. Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4

2. Молодежь как социально- демографическая группа………………………............... .6

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6

2.2 Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7

2.3. Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12

Заключение…………………………………………………… ………………………....13

Литература…………………………………………………… ………………………….14

Введение.

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.

Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу. И зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации . Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.

В своей работе я хочу разобраться: что же такое социальное развитие человека, и рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и демографии. Также я рассмотрю, с какими проблема она сталкивается.

1. Социальное развитие человека.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Этапы социализации:

Первое детство.

Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери. Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.

Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми. В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.

Детство и отрочество.

В преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:

· включать социально-фиксированные эталоны в персептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;

· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть". "Запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.

В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я". К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст .

Что может ребенок к 6/7 годам?

Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.

Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.

Второй этап социализации - школьный возраст.

Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д. Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток). На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (не более 5), но среди них больше представителей другого пола

Зрелость.

Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению. В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.

В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое», сдвигается в сторону биологического. Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения – отодвигание собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.

2. Молодежь как социально- демографическая группа.

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.

С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.

Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России. 2. Молодежь как социально-демографическая группа………………………................6
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)…………………………………….6
2.2 Молодежные субкультуры…………………………………………………...............7
2.3. Проблемы молодежи………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………....13
Литература……………………………

Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если первое свидетельствует о его устойчивости, то второе придает внутреннюю взаимосвязь. В современных обществах сознательно развиваемые общественные отношения составляют фундамент научно обоснованного регулирования этого процесса. Отмечая данную особенность, имеется в ввиду не манипулирование молодыми людьми, не волюнтаристическое воздействие на их судьбы, а создание необходимых условий социализации, использование всей совокупности регулируемых мер, характеризующих воспитательную практику.

Длительное время к социальному развитию наше обществоведение обращалось главным образом через анализ закономерных изменений в нем. К тому же при установлении закономерности того или иного явления "с классовых позиций" нередко вступало в конфликт с реальными фактами. В поисках причинно-следственных связей забывалось о спонтанных, стихийных тенденциях, раскрытие которых позволяет повысить эффективность воспитательных средств, лучше использовать инновационный потенциал молодого поколения.

Надо сказать, что противоречия, охватывающие социализацию молодежи, выражают диалектику объект-субъектных отношений, возникающих в ходе ее общественного возмужания, и лежит в основе целого комплекса проблем. Конкретные же условия бытия определяют особенности молодежного сознания, сложное переплетение структурных элементов которого и образуют побудительно-мотивационные сущностные силы. Внутри этого единства обнаруживает себя многообразие противоречивых детерминаций, определяющих специфику отношения к окружающей действительности и мотивацию социальных поступков. Эти проявления социального качества переходят одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая социальную сущность молодого поколения, которая реализуется посредством активной деятельности.

Результаты социологических исследований последних лет вынуждают сделать вывод, что реформирование базисных структур практически не учитывает особые, отличные от других общественных групп социальную роль и позицию молодежи. Односторонняя направленность экономических реформ больно ударяет по ее жизненным интересам, отбрасывает на обочину жизни, влечет за собой разрушение присущего ей инновационного потенциала, тормозящее прогрессивное развитие общества. Выпадая из воспроизводственного процесса, молодое поколение не может занять подобающего места в социальной структуре, поскольку лишено возможности на равных конкурировать с более обеспеченными слоями населения, а завтра уже фактически окажется маргинальным слоем. Утрата надежных социальных ориентиров, распад традиционных институтов социализации (хотя во многом и не отвечающих современным требованиям, тем не менее обладавших довольно отлаженным механизмом формирования устойчивых представлений об идеалах, ценностях, нормах, принципах), с одной стороны, повысило его личную ответственность за свою судьбу, поставив перед необходимостью выбора (увы, последний все чаще зависит не от способностей и интересов, но от случайных обстоятельств), а с другой - выявило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения. Наметилось перераспределение молодой рабочей силы между производственными и коммерческими структурами. Резко обозначилась тенденция роста бездуховности, снижения нравственных критериев общественного поведения, ухудшения физического здоровья молодежи.

В этой обстановке уповать на саморегулирование рынка, который рано или поздно якобы все приведет в необходимое соответствие, - значит окончательно потерять молодое поколение. Чтобы этого не произошло, нужно последовательная и гибкая молодежная политика.

Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

Молодежь в современном обществе

С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

Молодежь как социальная группа

Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.

Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.

Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.

МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.