История создания. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание Средний танк Pz Kpfw IV и его модификации

». Тяжелый, обладавший мощной броней и убийственной 88-мм пушкой, этот танк отличался совершенной, поистине готической красотой. Однако самую важную роль в истории Второй мировой сыграла совсем другая машина - Panzerkampfwagen IV (или PzKpfw IV, а также Pz.IV). В отечественной историографии его обычно называют T IV.

Panzerkampfwagen IV – это самый массовый немецкий танк Второй мировой войны. Боевой путь этой машины начался в 1938 году в Чехословакии, затем была Польша, Франция, Балканы и Скандинавия. В 1941 году именно танк PzKpfw IV был единственным достойным противником советских Т-34 и КВ. Парадокс: хотя, по основным характеристикам T IV значительно уступал «Тигру», но именно эту машину можно назвать символом блицкрига, с ней связаны основные победы немецкого оружия.

Биографии этой машины можно только позавидовать: этот танк сражался в африканских песках, в снегах Сталинграда, готовился к высадке в Англию. Активная разработка среднего танка T IV началась сразу после прихода к власти гитлеровцев, а свой последний бой T IV принял в 1967 году в составе армии Сирии, отражая атаки израильских танков на Голландских высотах.

Немного истории

После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.

Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.

Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.

Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.

Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.

В январе 1934 года техническое задание на разработку танка получили сразу три компании: AG Krupp, MAN и Рейнметалл. В тот момент Германия еще старалась не афишировать работы над видами вооружения, запрещенными Версальскими соглашениями. Поэтому машине было присвоено название Bataillonsführerwagen или B.W., что переводится как «машина командира батальона».

Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.

Производство танка и его модификации

В 1936 году началось серийное производство новых машин. Первой модификацией танка стала модель Panzerkampfwagen IV Ausf. A. Первые образцы этого танка имели противопульное бронирование (15-20 мм) и слабую защиту приборов наблюдение. Модификацию Panzerkampfwagen IV Ausf. A можно назвать предсерийной. После выпуска нескольких десятков танков PzKpfw IV Ausf. A, AG Krupp сразу получила заказ на производство улучшенной модели Panzerkampfwagen IV Ausf. В.

Модель В имела корпус другой формы, у нее отсутствовал курсовой пулемет, были улучшены смотровые приборы (особенно командирской башенки). Лобовое бронирование танка было усилено до 30 мм. PzKpfw IV Ausf. В получил более мощный двигатель, новую коробку передач, сократился его боекомплект. Масса танка увеличилась до 17,7 тонны, при этом его скорость благодаря новой силовой установке возросла до 40 км/ч. Всего с конвейера сошло 42 танка Ausf. В.

Первой модификацией T IV, которую можно назвать по-настоящему массовой, стала Panzerkampfwagen IV Ausf. С. Она появилась в 1938 году. Внешне эта машина слабо отличалась от предыдущей модели, на нее был установлен новый двигатель, были произведены еще некоторые незначительные изменения. Всего было изготовлено около 140 единиц Ausf. С.

В 1939 году начался выпуск следующей модели танка: Pz.Kpfw.IV Ausf. D. Ее основным отличием стало появление внешней маски башни. В этой модификации была увеличена толщина бортовой брони (20 мм), также были внесено еще несколько усовершенствований. Panzerkampfwagen IV Ausf. D – это последняя модель танка мирного времени, до начала войны немцы успели сделать 45 танков Ausf.D.

К 1 сентября 1939 года немецкая армия обладала 211 единицами танка Т-IV различных модификаций. Эти машины хорошо показали себя во время польской кампании и стали основными танками германской армии. Боевой опыт показал, что слабым местом Т-IV являлась его бронезащита. Польские противотанковые орудия с легкостью пробивали как броню легких танков, так и более тяжелых «четверок».

Учитывая опыт, полученный в первые годы войны, была разработана новая модификация машины - Panzerkampfwagen IV Ausf. Е. На этой модели лобовая броня была усилена навесными плитами толщиной 30 мм, а бортовой – 20 мм. Танк получил командирскую башенку новой конструкции, была изменена форма башни. Незначительные изменения внесли в ходовую часть танка, была улучшена конструкция люков и смотровых приборов. Масса машины увеличилась до 21 тонны.

Установка навесных броневых экранов была нерациональной и могла рассматриваться только в качестве вынужденной меры и способа улучшения защиты первых моделей Т-IV. Поэтому создание новой модификации, в конструкции которой учитывались бы все замечания, было только вопросом времени.

В 1941 году началось производство модели Panzerkampfwagen IV Ausf.F, в которых навесные экраны были заменены интегральной броней. Толщина лобовой брони составляла 50 мм, а бортов – 30 мм. В результате этих изменений масса машины увеличилась до 22,3 тонны, что привело к значительному повышению удельной нагрузки на грунт.

Чтобы устранить эту проблему, конструкторам пришлось увеличить ширину гусениц и внести изменения в ходовую часть танка.

Изначально Т-IV не был приспособлен для уничтожения бронетехники противника, «четверка» считалась танком огневой поддержки пехоты. Хотя, в боекомплект танка входили бронебойные снаряды, что позволяло ему бороться с бронетехникой противника, оснащенной противопульной броней.

Однако первые встречи немецких танков с Т-34 и КВ, обладавших мощной противоснарядной броней, повергли германских танкистов в шок. «Четверка» оказалась абсолютно не эффективной против советских бронированных исполинов. Первым тревожным звоночком, который показал бесполезность использования Т-IV против мощных тяжелых танков, стали боевые столкновения с английским танком «Матильда» в 1940-41 гг.

Уже тогда стало понятно, что на PzKpfw IV следует устанавливать другое орудие, которое больше бы подходило для уничтожения танков.

Сначала родилась идея установить на Т-IV 50-мм орудие с длиной 42 калибра, но опыт первых боев на Восточном фронте показал, что эта пушка значительно проигрывает советской 76-мм, которая была установлена на КВ и Т-34. Тотальное превосходство советской бронетехники над танками вермахта стало весьма неприятным открытием для немецких солдат и офицеров.

Уже в ноябре 1941 года начались работы над созданием новой 75-мм пушки для Т-IV. Машины с новым орудием получили аббревиатуру Panzerkampfwagen IV Ausf.F2. Однако броневая защита этих машин все еще уступала советским танкам.

Именно эту проблему хотели решить немецкие конструкторы, разработав в конце 1942 года новую модификацию танка: Pz.Kpfw.IV Ausf.G. В лобовой части это танка были установлены дополнительные броневые экраны толщиной 30 мм. На части этих машин была установлена 75-мм пушка с длиной 48 калибров.

Самой массовой моделью Т- IV стала Ausf.H, впервые она сошла с конвейера весной 1943 года. Эта модификация практически ничем не отличалась от Pz.Kpfw.IV Ausf.G. На ней была установлена новая трансмиссия и утолщена крыша башни.

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку », то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера » и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

Существует мнение, что если бы ресурсы, потраченные на производство «Пантер», были использованы для выпуска дополнительных «четверок», то это создало странам антигитлеровской коалиции гораздо больше проблем.

Технические характеристики

Видео о танке Panzerkampfwagen IV

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Мы продолжаем цикл материалов о немецком танке Pz.Kpfw IV. За годы войны было создано десять модификаций этого танка, который можно условно разделить на «короткоствольные» и «длинноствольные». Первые оснащались 75-мм гаубицей KwK 37, которая изначально не рассматривалась как основное противотанковое орудие. Тем не менее, до марта 1942 года «четверка» оснащалась этой, теряющей официальность, пушкой. Сегодня мы рассмотрим различия ранних модификаций немецкой машины.

До марта 1942 года основным орудием всех "четверок" была короткоствольная пушка KwK 37, которой было не всегда достаточно даже на начальном этапе Второй Мировой.

Pz.Kpfw IV Ausf.A (Sd.Kfz. 161)

Первенец серии был практически идентичен прототипу B.W. I, о чем говорит его полное имя (Panzerkampfwagen-IV (7,5cm) (Vskfz. 622) Ausfuehrung A, (1./B.W.)). За семь месяцев производства, стартовавшего в конце 1937 года, было создано 37 машин первой генерации. Танк получил раннюю версию мотора Maybach HL-108TR, мощностью в 230 сил. В паре с трансмиссией SSG75 с пятью передачами вперед и одной задней, его максимальная скорость составляла 31 км\ч.

Pz.Kpfw IV Ausf.A. Видна командирская башенка без бронированного кольца,"ступенчатая" лобовая плита и турель курсового пулемета

Ходовая часть состояла из 8 опорных катков, которые парами устанавливали на подрессоренные тележки. Сверху располагались 4 поддерживающих ролика, передняя звездочка была ведущей, а задний каток регулировался, отвечая за натяжение гусеницы.

Подбитый Ausf.A во Франции, 1940 год. Конфигурация лобовой плиты позволила добавить механику-водителю амбразуру для стрельбы из личного оружия

Лобовая плита корпуса Ausf.A получила заметную ступеньку, позволившую добавить амбразуру механику-водителю для стрельбы из пистолета. Радисту, сидевшему справа, достался пулемет MG-34, который устанавливался в шаровой амбразуре, прикрываемой щитком. Каждый обитатель отделения управления имел свой люк в крыше корпуса.

Монокулярный прицел T.ZF 5b был устанавливался на все модификации Pz.Kpfw IV

В задней части башни устанавливалась цилиндрическая башенка командира, которая имела 8 смотровых щелей, с 12-мм стеклами. Это одно из главных отличий первой модификации, так как позже командирскую башенку модернизировали. Наводчик сидел слева от командира, его инструментом был прицел T.Z.F.5b с 2,5-кратным увеличением и панорамой в 25 градусов. Кнопка электроспуска основного орудия располагалась на маховике наводки, а стрельбу из спаренного пулемета начинали нажатием напольной педали.

Еще одной особенностью ранней модификации является орудийная маска "внутреннего" типа. Недостатком этой конструкции была вероятность клина пушки от осколков и пуль

Справа от орудия находился заряжающий. В его распоряжении было 122 75-мм снаряда и 38 пулеметных лент. Вес машины составлял 18 тонн при максимальном значении толщины брони в 14,5 миллиметров.

Ausf.B – работа над ошибками

Опыт применения Pz.Kpfw IV быстро выявил недостатки машины, к коим относилось недостаточное бронирование и слабый мотор. Лобовая плита корпуса теперь производилась из 30-мм брони и избавилась от характерной «ступеньки». Потяжелевший танк получил форсированный двигатель Maybach HL-120TR в 265 сил с новой КПП SSG76. С новыми агрегатами максимальная скорость Ausf.B возросла до 40 км\ч.

Лобовая деталь корпуса лишилась курсового пулемета, который заменила амбразура для стрельбы из личного оружия. Кроме того, она стала прямой, лишившись характерной "ступеньки"

В прямой бронеплите корпуса отказались от установки пулемета на шаровой турели, заменив его круглой амбразурой под крышкой – для стрельбы из личного оружия. Водительский прибор наблюдения заменили на более широкую версию Fahrersehklappe-30. Она получила две подвижных заслонки, которые прикрывали, или закрывали вовсе прибор наблюдения. В таком случае, обзор велся через два перископических прибора. Амбразуру защищало 12-мм стекло. Двухстворчатые люки радиста и водителя заменили цельными, открывающимися вперед.

Командирская башенка получила бронированное кольцо, защищавшее смотровые приборы командира. Самих амбразур в башенке стало пять

Старую командирскую башенку заменили более бронированной. Теперь смотровых щелей было 5, а над и под ними появились металлические «шторы», защищавшие комбашенку от повреждений. Все эти нововведения повысили массу танка до 18,5 тонн. До осени 1938 года было создано 42 танка Pz.Kpfw IV Ausf.B из планировавшихся 45, причина – нехватка деталей.

Pz.Kpfw IV Ausf.C – самый массовый «короткоствол»

Panzerkampfwagen-IV (7,5cm) (Vskfz. 622) Ausfuehrung C, (3./B.W.) стал самым массовым танком довоенных серий. До августа 1939 года было собрано 134 машины, хотя заказ предполагал 160 танков. Позже было создано еще пять шасси, косвенно относящихся к этой серии. Они использовались для создания мостоукладчика Bruckenleger IV.

Мостоукладчик Bruckenleger IV, построенный на шасси Ausf.C

Внешне эта версия мало чем отличалась от предшественника, что вызывает некоторую путаницу. Ausf.C получил бронированный цилиндр вокруг ствола спаренного пулемета. Остальные изменения внешне ничем не выдают обновленный танк. Мотор модернизировали, добавив к наименованию литеру «М». Изменения касались его надежности и узлов крепления, потому мощность осталась неизменной – 300 сил. Такой же осталась и масса – 18,5 тонн.

Внешне Pz.Kpfw IV Ausf. C отличались бронированным кожухом спаренного пулемета.

Pz.Kpfw IV Ausf.D – возвращение к истокам

Внешне Ausf.D отличало сочетание ступенчатой лобовой плиты и новой маски орудия. Данный экземпляр получил дополнительные экраны

После ряда модификаций, уже на опыте боевых действий родилась новая модификация – Ausf.D. Она получила 20 мм лобовую броню корпуса, которая снова получила «ступеньку» и полноценный курсовой пулемет. Маска орудия «наружного» типа стала меньше подвергаться заклиниванию от пуль и осколков, а толщина детали возросла до 35 мм. Некоторые машины получили экраны, крепящиеся на болтах. Тогда же двигатель форсировали, доведя мощность до 300 сил. В такой конфигурации он оставался до самого конца серийного выпуска семейства Pz.Kpfw IV.

В этой модификации снова вернули курсовой пулемет, который крепился в шарнире

Всего, до мая 1941 года было создано 229 танков в этой модификации.

Pz.Kpfw IV Ausf.E – первый военный

Масштабная модель опытного Pz.Kpfw IV с 50-мм орудием KwK 38

Пятая модификация «четверки» создавалась в неутешительном осознании недостатков Pz.Kpfw IV. Для повышения огневой мощи танка, в опытном порядке одну машину оснастили 50-мм пушкой PaK 38, которая обладала лучшими баллистическими характеристиками, чем родной «окурок» KwK 37. Это было инициировано первыми встречами с хорошо защищенными танками, например – французским B1 bis. Правда, успешное завершение французской компании успокоило военных, и первоначальную партию в 80 танков отменили.

Один из немногих Ausf.E с накладной броней на лобовом бронелисте и на башне

Таким образом, Ausf.E остался с прежним орудием, но толщину лобовой брони корпуса довели до 50 мм с помощью накладных экранов, как в прошлой версии. Командирскую башенку перенесли вперед, а за башней появился ящик для запчастей и провианта. До апреля 1941 года было создано 223 машины модификации Ausf.E

Ausf.F – последний короткоствол

Данная модификация танка "закрепила основы", которые в ключевых моментах не менялись до конца войны. Лобовая деталь была окончательно прямой, а курсовой пулемет обосновался в шаровой установке

Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 - «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек - трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом - в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель - на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка - низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни - 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых - в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства - были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях - до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

Модификации


Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

Высота, м

Ширина, м

Броня корпус/лоб, мм

Башня корпус/лоб, мм

Пулеметы

Выстр./патр.

Макс. скор., км/ч

Макс. расст., км

Преод. рва, м

Преод. стены, м

Преод. брода, м

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Проект будущего танка PzKpfw IV разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса. Поскольку разработка танка началась ещё во времена Рейхсвера, его первоначальное название в целях маскировки звучало как BW – Bataillonsfuh-rerwagen, то есть, машина командира батальона. Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. Танк, разработанный на Рейнметалле, имел шахматное расположение катков, унаследованное от опытного тяжёлого танка Nd.Fz.

Так должен был выглядеть Panzer IV по мысли конструкторов фирмы M.A.N.

Такое же расположение катков предложили и все остальные участники конкурса. исключение составил лишь проект Круппа. Его ходовая часть имела восемь сблокированных попарно катков небольшого диаметра на рессорной подвеске. Именно этот проект и победил в конкурсе, и фирме Круппа было поручено изготовление нескольких машин нулевой серии. В апреле 1936 года, танк приобрёл своё окончательное обозначение - Panzerkampfwagen IV или PzKpfw IV .

75-миллиметровый калибр немцы посчитали достаточным для достижения своих целей.

Установленная на ранних моделях танка PzKpfw IV 75-мм гаубица KwK 37 L/24 имела ствол с 28 нарезами глубиной 0,85-мм и полуавтоматический вертикальный сдвижной затвор. Орудие оснащалось клинометрическим прицелом, что при необходимости позволяло танку вести прицельную стрельбу с закрытых позиций. Цилиндр для отката ствола выступал за пределы орудийной маски закрывал большую часть ствола орудия. Люлька орудия была тяжелее, чем этого требовалось, в результате имелся небольшой дисбаланс башни.


В состав боекомплекта танковой пушки входили фугасные, противотанковые, дымовые и картечные снаряды. Наводчик наводил пушку и спаренный с ней пулемет по углу места, вращая левой рукой специальный штурвальчик. Разворачивать башню можно было или с помощью электропривода переключением тумблера, или вручную, для чего использовался штурвальчик, установленный справа от механизма вертикального наведения вооружения. Разворачивать башню вручную мог как наводчик, так и заряжающий; максимальная скорость ручного разворота башни усилиями наводчика составляла 1,9 гр/с, наводчика - 2,6 гр/с.

До начала войны гитлеровские войска имели 134 машины модификации С, одетой в 30-мм броню и развивавшие скорость по шоссе 40 км/ч. Масса танка равнялась 19 т, дальность хода – 200 км.

В башне PzKpfw IV устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие KwK 37, спаренное с пулеметом. Другой пулемет помещался за лобовым листом корпуса. 6,8-килограммовый бронебойный снаряд, начальная скорость которого составляла 385 м/с, пробивал с расстояния в 500 м 39-мм броню (со 100 м – 41 мм, с 1000 м – 35 мм). Позднее в боекомплекте появился еще и кумулятивный снаряд, поражавший 100-мм броню.

Panzer IV Ausf B

Напав 1 сентября 1939 года на Польшу, немецкая армия уже тогда имела 211 машин PzKpfw IV , в ходе боевых действий командование оценило танк, и он был утвержден наряду с PzKpfw III в качестве основного. С декабря 1939 года развернулось его массовое производство. К началу французской кампании в мае 1940 года в частях немецкой армии, размещенных на западных границах рейха, находилось всего 278 PzKpfw IV . Они также активно использовались в боях. Результатом сражений в Польше и во Франции было то, что на танке до 50 мм увеличили толщину лобовой брони, до 30 мм – бортовой и до 50 мм – башенной. Масса его достигла 22 т (модификации E и F1, выпускавшиеся в 1939-1941 годах). Незначительно, с 380 до 400 мм, была увеличена ширина гусениц. Когда гитлеровские орды напали на СССР, тут же выявилась слабость вооружения PzKpfw IV .

Panzer IV Ausf E

, вооруженная 75-мм пушкой, но уже длиной в 70 калибров, такой же, как и на танке «Пантера». Но машины эти оказались слишком тяжелыми, ходовая часть их, особенно передние катки, быстро выходила из строя. Однако они стали весьма эффективным противотанковым оружием (подкалиберный снаряд 75/70-мм пушки с 1000 м пробивал под углом 30° 149-мм броню). На базе PzKpfw IV с 1943 года выпущено и 500 СУ «Носорог» с 88-мм противотанковой пушкой, и более 700 СУ «Шмель» со 150-мм пушкой. Старые танки PzKpfw IV в 1944 году переделывались в зенитные самоходные установки, вооруженные 37-мм или счетверенными 20-мм автоматическими пушками во вращающихся башнях.