Какое оборудование ставить на арту хуммель. «Hummel» - немецкая самоходная артиллерийская установка. Прочность и масса

Прототип самоходной гаубицы "Хуммель" был создан в 1943 году. В том же году было начато ее серийное производство. Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длиной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность была относительно невелика. Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица, как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии. Однако в отличие от обычных орудий, она была способна в любой момент открыть огонь, имела хорошую проходимость и высокую маневренность, то есть обладала качествами, необходимыми для поддержки танков. Серийное производство 150-мм гаубиц "Хуммель" продолжалось с 1943 года до конца войны. Всего было выпущено 724 самоходных орудия и 157 транспортеров боеприпасов.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском. Ввиду ограниченного возимого боекомплекта в 18 артиллерийских выстрела, для вооружённых Hummel частей был разработан бронированный подвозчик снарядов, который по сути был той же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. Он перевозил 90 снарядов и каждая батарея Hummel по штату должна была иметь две таких машины снабжения. При необходимости прямо в полевых условиях гаубицу s.FH.18/1 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ. В начале 1945 года производство Hummel и машин снабжения на его базе было прекращено. Всего было выпущено около 724 САУ (с учётом прототипов и переделок из повреждённых Panzerkampfwagen IV) и 157 транспортёров боеприпасов к ним.Первые самоходки, получившие официальное обозначение 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV , а несколько позднее и имя собственное «Хум-мель» («Шмель»), были выпущены в самом конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Алкетт» и «Дойче Эйзенверке» покинуло 666 таких машин (по другим данным — 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств, и одним существенным недостатком — малым возимым боекомплектом всего из 18 выстрелов, из-за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ, только без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Дойче Эйзенверке» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Хуммель» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.


В целом «Хуммель» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием, поэтому спрос на него, как на превосходное средство огневой поддержки, был очень высок. Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, «Хуммели» поступали на вооружение только элитных частей — в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению — в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика. В новом качестве «Хуммели» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане «Хуммель» всегда был на высоте.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года. Пять самоходных гаубиц Hummel уцелели до настоящего времени и экспонируются в военных музеях Германии, Франции, США и Великобритании.

Комментарии

  • Перебалансированы параметры всех САУ:
  • На 1-3 град/сек уменьшена скорость поворота корпуса.
  • На 1-3 сек увеличено время сведения.
  • На 2-10% увеличен разброс.
  • В среднем в 2 раза увеличено влияние на разброс от движения стволом в горизонтальной плоскости.
  • На 6-8% уменьшен радиус действия фугасных снарядов.
Обновление 0.6.3.7
  • Орудие 15cm sFH18 L/30 (топ G02_Hummel): на 15% уменьшена дальность стрельбы, увеличен угол траектории полёта снаряда.

С одной стороны, Хуммель был просто "убит": из лучшей САУ он превратился в "серенького проходничка". С другой стороны, внесённые изменения были призваны в первую очередь сбалансировать его с новыми САУ более высокого уровня, т.к. до появления САУ 7 и 8 уровней Хуммель являлся венцом немецкой ветки и был излишне силён.

Обновление 0.6.4
  • Прочность уменьшена на 40 единиц.
  • На 10 % увеличен разброс от движения и поворота.
  • Скорострельность орудия 150mm_sFH13_L17 установлена в 4 выстрела в минуту.
  • Скорострельность орудия 150mm_sFH18_L30 установлена в 3.24 выстрела в минуту.
Обновление 0.8.3
  • Скорость поворота ходовой Hummel Ausf. A изменена с 29 град/сек до 30 град/сек.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. A по твёрдым грунтам уменьшена на 18 %.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. A по средним грунтам увеличена на 12 %.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. A по слабым грунтам увеличена на 14 %.
  • Разброс орудия от движения ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 4 %.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 4 %.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. B по твёрдым грунтам уменьшена на 9 %.
  • Дальность обзора изменена с 390 м до 370 м.
  • Угол возвышения орудия 15 cm sFH 13 L/17 изменён с −45 градусов до −42 градусов.
  • Угол склонения орудия 15 cm sFH 13 L/17 изменён с 4 градусов до 3 градусов.
  • Угол возвышения орудия 15 cm sFH 18 L/30 изменён с −45 градусов до −42 градусов.
  • Угол склонения орудия 15 cm sFH 18 L/30 изменён с 4 градусов до 3 градусов.
  • Прочность изменена с 320 до 280 единиц.
Обновление 0.8.6
  • Уровень танка изменён с 5-го на 6-й.
  • Скорость поворота ходовой Hummel Ausf. A изменена с 30 до 24 град/сек.
  • Разброс орудия от движения ходовой Hummel Ausf. A увеличен на 36%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Hummel Ausf. A увеличен на 36%.
  • Скорость поворота ходовой Hummel Ausf. B изменена с 32 до 26 град/сек.
  • Разброс орудия от движения ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 31%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 31%.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 108 TR R.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 120 TRM 112 R.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 120 TRM R.
  • Убран двигатель Maybach HL 120 TR.
  • Убран двигатель Maybach HL 120 TRM.
  • Убран двигатель Maybach HL 157 P.
  • Максимальная скорость движения вперёд изменена с 40 км/ч на 42 км/ч.
  • Дальность обзора изменена с 370 м до 360 м.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 изменено с 5,1 сек. до 6 сек.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 изменено с 17,1 сек. до 23 сек.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 изменён с 0,53 м до 0,78 м.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 18 L/30 изменено с 6,9 сек. до 7,0 сек.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 18 L/30 изменено с 21,1 сек. до 31,3 сек.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 18 L/30 изменён с 0,48 м до 0,76 м.
  • Прочность изменилась с 280 до 300 единиц.
Обновление 0.9.7
  • Дальность обзора уменьшена с 360 до 320 м.
Обновление 0.9.8
  • Танк переработан в новом визуальном качестве.
Обновление 0.9.18
  • Удалён снаряд Gr 39 H1A.
  • Удалён снаряд Gr 39 H1A G.
  • Разброс орудия от движения и поворота ходовой Hummel уменьшен на 21%.
  • Разброс орудия от движения и поворота ходовой Hummel verstärkteketten уменьшен на 18%
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 для башни Hummel уменьшен с 0,78 до 0,7 м на 100 м.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel уменьшен с 0,76 до 0,68 м на 100 м.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel при повороте ствола уменьшен на 21%.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 для башни Hummel увеличено с 23 до 26,4 с.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel уменьшено с 31,3 до 31,1 с.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 для башни Hummel уменьшено с 6 до 4,9 с.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel уменьшено с 7 до 6,2 с.
  • Дальность обзора башни Hummel уменьшена с 320 до 265 м.
  • Скорость поворота башни Hummel уменьшена с 16 до 10 град/с.
  • Бронепробиваемость снаряда Sprgr 18 орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 уменьшена с 75 до 38 мм.
  • Бронепробиваемость снаряда Sprgr G орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 уменьшена с 85 до 39 мм.
  • Урон, наносимый снарядом Sprgr 18 орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17, уменьшен с 680 до 540 ед.
  • Урон, наносимый снарядом Sprgr G орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5, уменьшен с 950 до 680 ед.
  • Добавлен эффект оглушения на орудие 15 cm s.F.H. 13 L/17.
  • Добавлен эффект оглушения на орудие 15 cm s.F.H. 18 L/29.5.
Немецкая самоходная артиллерийская установка, сконструированная фирмой Alkett на базе специализированного шасси GW III/IV, разработанного фирмой "Deutsche Eisenwerke" и объединяющего в себе узлы и агрегаты танков Pz.III и Pz.IV. Самоходка "Хуммель" по конструкции был идентична другой германской САУ - "Насхорн", однако в отличие от последней являлась не истребителем танков, а гаубичной САУ.

Описание

Массовое производство САУ "Hummel" началось зимой 1943 года. Наряду с другими самоходными гаубицами(такими как "Bison","Wespe","Nashorn"), "Хуммель" был очень удачной машиной, позволявшей оказывать мощную огневую поддержку наступающим или обороняющимся войскам. Как и любая гаубичная САУ, "Hummel" мог разворачиваться на позициях намного быстрее, чем обычная буксируемая артиллерия. Мощное 150мм орудие давало возможность эффективно поражать практически любые цели на поле боя. Огонь вёлся в основном осколочно-фугасными снарядами, хотя в боекомплекте также могли находится бронебойные, бетонобойные и дымовые снаряды. В мае 1943 года эти САУ впервые поступили в германские войска. Первое время ими оснащались только танковые войска СС, но постепенно они начали появляться и в Вермахте. Германские артиллерийские полки как правило имели в своём составе одну батарею самоходок "Хуммель" - 6 машин. Мобильность этой САУ позволяла ей стремительно перемещаться за танками и пехотой в наступлении, оказывая необходимую поддержку огнём. Любые полевые укрепления без труда поражались мощной крупнокалиберной пушкой "Хуммеля". На базе этой машины был создан транспортёр боеприпасов, представлющий собой фактически тот же самый "Hummel", но со снятым орудием. При необходимости он мог быть быстро переоборудован в САУ - достаточно было установить орудие. Если коротко охарактеризовать эту САУ, то главными её преимуществами были мобильность и высокая огневая мощь, позволяющая унчтожать долговременные огневые точки противника, полевые укрепления, разрушать здания, занятые пехотой противника. Из недостатков стоит отметить малый возимый боекомплект и открытую сверху рубку, что делало экипаж "Хуммеля" несколько более уязвимым при обстрелах артиллерии или атаках с воздуха, хотя сама круговая стенка надёжно защищала от пуль и осколков снарядов. Кроме того открытая рубка доставляла неудобства экипажу при боевых действиях в плохих погодных условиях, например при проливном дожде. Германские заводы выпускали эту боевую машину вплоть до конца существования гитлеровского Рейха - одна из лучших германских САУ, "Hummel", производилась и использовалась с 1943 по 1945 год.

Венцом немецких самоходных гаубиц периода Второй мировой войны была самоходная установка Hummel (с немецкого - «Шмель»). Полное наименование САУ - 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 700 самоходок данного типа. Они вооружались достаточно мощной немецкой 150-мм гаубицей 15 cm sFH 18, отличающейся отличной баллистикой, и хорошо зарекомендовали себя на полях сражений.

В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года, после установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf. F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить мощной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались специалисты компании Alkett. В июле разработанный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не менее 200 самоходок данного типа. Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.

Разработанная конструкторами компании Alkett машина Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel предусматривала использование максимально возможного числа уже имеющихся узлов и агрегатов, отбирались лучшие системы серийных немецких танков. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, а вот внутренняя начинка большей частью повторяла другой немецкий средний танк PzKpfw. III Ausf.J.

От танка PzKpfw. IV немецкие конструкторы взяли несколько измененный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw. III машине достались силовая установка - карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, а также механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, а также зимнее оборудование.

Самоходная гаубица Hummel была конструктивно аналогична противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), однако вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение находилось в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления - спереди. Расположенная в центральной и кормовых частях боевой машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, а также погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды и осадков экипаж самоходной гаубицы мог установить над рубкой брезентовый тент.

150-мм гаубица 15 cm sFH 18

Основным вооружением самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Основным достоинством данного орудия была отличная баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа. Данная модель являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня, а также была первым образцом немецкого артиллерийского вооружения, в котором для увеличения дальности стрельбы могли использоваться снаряды с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки - 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.

Для стрельбы из орудия чаще всего использовались осколочно-фугасные снаряды, реже дымовые, также имелись бронебойные и бетонобойные снаряды. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 43,5 кг, максимальная дальность стрельбы - 12 250 метров. В качестве вспомогательного на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет - это мог быть или MG 34, или MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel состоял из 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была сравнительно небольшой.

Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве машин обрезиненных), а также ведущего колеса и ленивца применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

Самоходчики 12-й танковой дивизии вермахта загорают на броне САУ «Хуммель» в Курляндии, фото: waralbum.ru

Ограниченный возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов, стал причиной постройки специальных транспортеров боеприпасов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были построены именно в этом варианте. При этом конструкция транспортеров боеприпасов почти не отличалась от конструкции САУ, сохранялась даже возможность установки на них гаубицы непосредственно в полевых условиях. Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров боеприпасов. То есть на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер боеприпасов, который перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было явно недостаточно, но немецкая промышленность не могла себе позволить больших объемов выпуска подобной вспомогательной техники, не хватало танковых шасси.

Для ведения огня из самоходки использовались те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любой момент открыть огонь, обладала высокой маневренностью и хорошей проходимостью, то есть обладала всеми теми качествами, которые были необходимы для поддержки танков в бою. Самоходная установка Hummel могла уничтожать любые типы целей, в том числе и огнем прямой наводкой, поэтому спрос на нее в войсках, как на дополнительное средство огневой поддержки, был достаточно велик. Однако германская промышленность не могла удовлетворить потребность войск в полном объеме, поэтому часто данные САУ поступили на вооружение только элитных подразделений, к которым относили танковые и панцергренадерские дивизии войск СС.

Артиллерийский полк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались обычными буксируемыми орудиями, третий был самоходным. Обычно он состоял из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук). Каждая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта боеприпасов, построенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без вооружения и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.

Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Хуммель», уничтоженная советскими войсками в немецком городе Бриг, фото: waralbum.ru

Первые самоходные установки Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Они массово использовались немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В дальнейшем они активно воевали на всех фронтах Второй мировой войны вплоть до ее окончания. По данным на 10 апреля 1945 года немецкая армия все еще располагала 168 самоходками данного типа. Хотя основным предназначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, использование их для непосредственной поддержки пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки впервые использовались уже во время сражения на Курской дуге.

В целом данная самоходная гаубица была чрезвычайно мощным и эффективным оружием. Экипажи хвалили машину именно за мощность орудия, а также надежность. При этом отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей машины уже иногда не хватает, но для САУ это было не столь критично. Основным же недостатком являлся небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов.

После завершения Второй мировой войны большая часть сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была отправлена на слом и переплавку. До наших дней сохранилось 5 боевых машин данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной можно встретить в США и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.

Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: общая длина (с орудием) - 8440 мм, ширина - 2950 мм, высота - 2940 мм, клиренс - 400 мм.
Боевая масса - 23,5 т.
Бронирование - от 10 до 30 мм.
Вооружение - 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект - 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка - 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Максимальная скорость - 42 км/ч (по шоссе), средняя - 25 км/ч.
Запас топлива - 470 л.
Запас хода - 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж - 7 человек.

Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников

Хуммель стал последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой огневой поддержки войск, разработанной конструкторами фирмы «Alkett».

Она стала 150-мм гаубица, установленная на шасси GWIII/IV, созданное специально для этой цели из уже хорошо отработанных узлов самых массовых серийных танков вермахта Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Хотя первоначально такое решение рассматривалось как временное (до создания специализированного универсального шасси для самоходной артиллерии), получившаяся гибридная конструкция оказалась весьма удачной и затем широко применялась для постройки не только 150-мм самоходной гаубицы , но и эффективного 88-мм истребителя танков, известного под названием «Nashorn». Для увеличения внутреннего объема боевого отделения шасси по сравнению с Pz Kpfw IV было несколько удлинено, а двигатель вынесен вперед, что позволило к тому же несколько уменьшить высоту рубки. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м - очень неплохо для машины такого типа.

Сборочный цех завода германской компании «Deutsche Eisenwerke». Процесс сборки самоходного орудия «Hummel» . Всего в 1943-1945 годах было выпущено 724машины.

(«Шмель» ), были выпушены в конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Alkett» и «Deutsche Eisenwerke» покинуло 666 таких машин (по другим данным - 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств и одним существенным недостатком - малым возимым боекомплектом (всего 18 выстрелов), из- за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ , только без вооружения.

Наводчик самоходной гаубичной установки «Hummel» наводит орудие ни цель. Заряжающий ждет команды «Огонь!». При стрельбе фугасным снарядом массой 43,5 кг с начальной скоростью 495м/с гаубица sFH 18 могла поразить цель, расположенную на расстоянии до 13 250м.

На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Deutsche Eisenwerke» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Hummel» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.

Самоходки «Hummel» 1-й батареи 73-го артполка 1-й танковой дивизии. Район Тернополя, апрель 1944 года. Самоходные гаубицы «Hummel» заслуженно пользовались популярностью в войсках. Они отличались высокой степенью надежности и обладали эффективным мощным вооружением.

В целом «Hummel» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием , поэтому спрос на него как на превосходное средство огневой поддержки был очень высок. Мощная 150-мм гаубица отлично справлялась с задачей подавления противотанковой обороны противника и поддержки танковых дивизий артогнем. Конструкция новою гибридного шасси оказалась в целом удачной. Размещение двигателя в передней части корпуса позволило уменьшить высоту боевого отделения. Находившийся в выдвинутой вперед бронерубке механик-водитель имел отличный обзор. В целом большая площадь броневых листов рубки не позволила сделать их достаточно толстыми, чтобы не перегрузить ходовую часть, однако лобовая плита корпуса машины имела хороший баллистический профиль, заметно повышавший ее бронестойкость.

Самоходная гаубица «Hummel» на улице итальянского города. Лето 1944 года. Эта САУ была выполнена на основе универсального самоходного шасси Geschutzwagen III/IV, в котором использовались основные детали и механизмы танков Pz III и Pz IV.

Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, самоходные установки «Hummel» поступали на вооружение только элитных частей - в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению - в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика.

Машина из состава артполка моторизованной дивизии «Feldherrnhalle». Венгрия, зима 1945 года. В начале апреля 1945 года, в действующих немецких войсках еще находилось около 170 самоходных гаубиц «Hummel» .

В новом качестве САУ «Hummel» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане всегда была на высоте.

Орудие заряжено. Цель - наблюдательный пункт русских. Бескиды, декабрь 1944 года. Обычными целями этих САУ являлись сосредоточения живой силы и бронетехники, укрепрайоны и позиции дальнобойной артиллерии врага. Нередко они били прямой наводкой по атакующим танкам противника.

Первые САУ поступили в войска весной 1943 года, а их боевое крещение состоялось летом под Курском. Затем САУ этого типа активно применялись в ходе всех основных сражений заключительного этапа войны, в том числе на Сандомирском плацдарме, в Арденнах и под Балатоном.