Международный валютный фонд (МВФ). Международный валютный фонд: история создания и деятельность Кто входит в состав мвф


Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора.

История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС .
Что такое Международный валютный фонд? Когда он появился и кто в него входит?
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств. По каким принципам работает МВФ?
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны , входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество "голосов" при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR ("специальные права заимствования"). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по "безналу" — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою "резервную долю" (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства. Насколько велика российская квота в современном МВФ?
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Почему Советский Союз не входил в МВФ?
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как "старейшина") Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию . По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги "История отношений России с международными финансовыми организациями", приводит другое объяснение: "Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР". Почему же Россия начала занимать деньги у фонда?
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991-1999) Борис Ельцин подписал соглашение о "нулевом варианте", при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание "нулевого варианта" условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия "рефинансировала" долги перед кредиторами СССР: их "процентная ставка" была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России. И сколько мы получили от фонда?
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999-2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.

На что тратились эти деньги?
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами. МВФ помогал только деньгами?
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг . Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций. Какие взаимоотношения у России с МВФ сейчас?
"Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами" — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Сергей Круглов

P.S. Бреттон-Вудс. июль 1944 года. Именно здесь банкиры англосаксонского мира окончательно отстроили очень странную и противоречащую здравому смыслу финансовую систему, неизбежный закат которой мы сегодня наблюдаем. Почему неизбежный? Потому что система, придуманная банкирами, противоречит законам природы . В мире ничто не исчезает в никуда и не появляется из ничего. В природе действует закон сохранения энергии. А банкиры решили нарушить фундаментальные основы бытия. Деньги из воздуха, богатство из ничего, без труда — это скорейший путь к деградации и вырождению. Именно это мы сегодня и наблюдаем.

Великобритания и США активно направляли события в нужное им русло. Ведь новый мир можно было построить только… на костях старого. А для этого и была нужна мировая война. По ее итогам доллар должен был стать мировой резервной валютой. Эта задача была решена путем Второй мировой войны и десятков миллионов смертей. Только так европейцы согласились расстаться со своим суверенитетом, неотъемлемым признаком которого является выпуск собственной валюты.

А ведь англосаксы всерьез собирались нанести ядерный удар по России-СССР в случае несогласия Сталина «сдать» свою финансовую независимость. В декабре 1945 года Сталину хватило мужества не ратифицировать Бреттон-Вудские соглашения. C 1949 года начнется гонка вооружений.

Борьба завязывается потому, что Сталин отказался сдать государственный суверенитет России. Его на пару сдадут Ельцин и Горбачев.

Главным итогом Бреттон-Вудса стало клонирование американской финансовой системы на весь мир , с созданием в каждой стране филиала ФРС, подчиненного мировому закулисью, а не правительству этой страны.

Эта структура является для англосаксов карманной и управляемой.
Не сам МВФ, а правительство США решает, что и как должен решать Международный валютный фонд. Почему? Потому, что у США «контрольный пакет» голосов МВФ, что было определено еще при его создании. А «независимые» центральные банки как раз и входят в Международный валютный фонд, выполняют нормы этой организации. Под пленкой красивых слов о стабильности мировой экономики, о желании избежать кризисов и катаклизмов скрывалась структура, призванная раз и навсегда привязать весь мир к доллару и фунту.

Работники МВФ никому в мире не подсудны, при этом сами имеют право требовать любую информацию. Отказать им нельзя.
Прямо в преа мбуле устава МВФ красуется надпись: «Международный валютный фонд. Вашингтон, округ Колумбия, США»

Автор: Н.В. Стариков

2.1 Вступление России в МВФ, условия вступления, обязанности России как члена МВФ

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Отдельные контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблее ООН Советский Союз официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным банком. В июле 1990 г. СССР впервые посетил директор-распорядитель Фонда М. Камдессю.

После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и 14 других бывших советских республик. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992г. российскими представителями Россия официально стала участницей этой организации.

В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7млрд. дол. (3,5 - 6% от капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками (табл. 2.1).

По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном Совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 2,8% общего количества голосов она, подобно двум другим странам – Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств–членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора.

Таблица 2.1

Квоты России, других стран СНГ и стран Балтии в МВФ

Страны Первона-чальные квоты

В соответствии с девятым пересмотром квот

В соответствии с одиннадцатым пересмотром квот (с 22 января 1999г.)
Млн. СДР Млн. СДР Доля в общей сумме квот, % Млн. СДР Доля в общей сумме квот, %
Азербайджан 78,0 117,0 0,08 160,9 0,076
Армения 45,0 67,5 0,05 92,0 0,043
Белоруссия 187,0 280,4 0,20 386,4 0,182
Грузия 74,0 111,0 0,08 150,3 0,071
Казахстан 165,0 247,5 0,17 365,7 0,172
Киргизия 43,0 64,5 0,04 88,8 0,042
Латвия 61,0 91,5 0,06 126,8 0,060
Литва 69,0 103,5 0,07 144,2 0,068
Молдавия 60,0 90,0 0,06 123,2 0,058
Россия 2876,0 4313,1 3,00 5945,4 2,804
Таджикистан 40,0 60,0 0,04 87,0 0,041
Туркменистан 32,0 48,0 0,03 75,2 0,035
Узбекистан 133,0 199,5 0,14 275,6 0,130
Украина 665,0 997,3 0,69 1372,0 0,647
Эстония 31,0 46,5 0,03 65,2 0,031
Всего 4559,0 6837,3 4,74 9458,7 4,460

В соответствии с уставом МВФ Россия оплатила в конвертируемой валюте 25% суммы квоты (979 млн. СДР или 1,3 млрд. долл.). Взнос в валюте других 14 республик бывшего СССР – 573 млн. СДР (0,8 млрд. долл.). Остальная часть подписки была оплачена национальной валютой.

Членство в МВФ возлагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.

Во-первых, в соответствии со статьей VII устава обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение переходного периода (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

К числу валютных ограничений обычно относят и требование обязательной продажи экспортерам части их валютной выручки (1992-1998 гг. – 50%, с начала 1999 г. – 75%). Действительно, это требование формально касается внешней торговли, которая относится к текущим операциям. Однако по сути дела оно направлено на сдерживание вложений в иностранную валюту, а, следовательно, ограничивает вывоз капитала. Поэтому такое требование не вступает в противоречие с обязательствами России по статье VII.

Во-вторых, статья VII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, то есть складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке.

В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Реструктуризации наших долгов перед иностранными кредиторами. В 2007 году ситуация иная. Как следует из доклада комитета по развитию Всемирного банка и Международного валютного фонда, серьезных рисков для макроэкономической ситуации в России не существует, даже несмотря на возможность увеличения расходов бюджета в предвыборный период и рост внешних заимствований российских банков. Общая сумма...

Валют. Рассмотрим далее, как оценивают деятельность МВФ в развивающихся странах ведущие западные экономисты. Глава 2. Оценка деятельности МВФ в системе международных экономических отношений с политико-правовых позиций 2.1. Анализ влияния рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период валютных кризисов 1970-1990-х гг. Проблема валютных кризисов является едва ли не самой...

МВФ — межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

Был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

Международный валютный фонд занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, валютных ресурсов, величины валютных резервов, и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

Главная задача МВФ — поддержание стабильности мировой . Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и других стран-членов.

Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой.

Внесение квоты служит для:
  • образования для кредитования стран-участниц;
  • определения суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений;
  • определения количества голосов, которые получает страна-участница.

Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту и соответственно число голосов имеют США (она составляет чуть более 17%).

Порядок предоставления кредитов

МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития .

Порядок предоставления кредита следующий: предоставляются на срок от 3 до 5 лет под чуть ниже рыночного. Перечисление кредита осуществляется по частям, траншами. Промежуток между траншами может быть от одного до трех лет. Такой порядок разработан с целью контроля за использованием кредита. Если страна не выполняет обязательств перед МВФ, то перечисление следующего транша откладывается.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ проводит систему консультаций. Несколько представителей фонда выезжают в страну, которая подала заявку на предоставление ей кредита, собирают статистическую информацию по различным экономическим показателям (уровню цен, уровню занятости, налоговым поступлениям и т. д.) и составляют Отчет по результатам исследования. Затем Отчет обсуждается на собрании Исполнительного совета МВФ, который вырабатывает рекомендации и предложения по улучшению экономического положения страны.

Цели международного Валютного Фонда:
  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов.
  • Содействовать стабильности валют , поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений , препятствующих росту .
  • За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Студент юридического факультета - Института международного права и экономики А.С.Грибоедова

Адрес: [email protected]

Введение.

Актуальность данной работы заключается в том, что Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как Международный валютный фонд. Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ.

Новизна данной работы заключается в подробном анализе не только теоретической базы, но еще и практической деятельности Международного валютного фонда. Рассмотрения некоторых крупных членов как непосредственных участников международных экономических отношений. Практическая значимость выражается в анализе всей системы данной организации, для того чтобы данную работу могли использовать как специалисты в области международного права, так и просто люди, интересующиеся международными экономическими отношениями для студентов эта работа может быть очень полезна полнотой информации, которая представлена в работе, а также тем, что написана она их коллегой.

МВФ - МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Международный Валютный Фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в

связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По тойже причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы).

на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

В 1999г. (по состоянию на Январь) число стран – членов МВФ составляло

182. Кроме того, после завершения всех требуемых процедур место бывшей СФРЮ может занять ФРЮ (в составе Сербии и Черногории). Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.

Официальными целями МВФ являются: «способствовать международному

сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; «обеспечивать стабильность валют,поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетовпо текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

· В 1969 году с введением системы СДР;

· В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

· В ноябре 1992 года с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании - по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.

Структура управления.

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.

Совет Управляющих - высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще.

Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга.Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании международной валютной (monetary) системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

Исполнительный Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Развитие формул квот.

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов.

В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

Вступление в МВФ.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения. На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР. Уставный капитал составляет 199 млрд. долл. (1998 г.). Формируется за счет взносов стран-членов: 25% выделенной квоты страны оплачивают в свободно конвертируемой валюте, а 75% -в национальных валютах. Наибольшими квотами располагают США - около 20%, Великобритания - 6,5, Германия - 5,7, Франция - 4,7, Япония - 4,2, Россия -3%. Одним из условий выдачи кредита является предоставление МВФ программы социально-экономического развития страны-заемщика и следование его рекомендациям. Общее число членов: 184 (по состоянию на 19 августа 2005 года). Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития. Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (WorldBank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений. Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксиро­ванные в Статьях соглашения МВФ. Интегри­рование национальных экономик этих стран в ми­ровое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

Во-первых, в соответствии со статьей VIII ус­тава обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание кон­вертируемости национальных валют в сфере между­народных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Одна­ко введение конвертируемости валют не рассмат­ривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксиро­вана) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности ва­лютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим ино­странным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или ва­лютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спро­са и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбан­ковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгал­терского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для ста­тистической отчетности.

В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной откры­тости. Страны-члены должны регулярно предо­ставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны при­нимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены вы­полнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими сов­местно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и после­довательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью между­народных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, прак­тически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран «семерки».

ОСНОВНЫЕ НАПРОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

МВФ осуществляет наблюде­ние и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структур­ные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию добился широ­кого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кре­дитных отношений, авторитетного центра междуна­родного кредитования, координатора межгосударст­венных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-заемщиц. Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации согласова­ния национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным институтом, накопил боль­шой и полезный опыт.

Кредитная деятельность МВФ.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности использу­ются два понятия: 1) сделка (transaction) - предостав­ление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических фина­нсовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами - казначействами, центральны­ми банками стабилизационными фондами. Разли­чаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики с ран-членов.

Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как

правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования

(предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит

платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них

причинами, в число коих входят: стихийные бедствия, непредвиденное

падение мировых цен, промышленный спад, введение протекционистских

ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и

2. Механизм финансирования буферных (резервных) запасов (цель – оказание

помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в

соответствии с международными товарными соглашениями, если это

ухудшает их платежные балансы; этот механизм не применялся с 1984г.);

3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований (цель

– оказание финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от

централизованно планируемой экономики к рыночной посредством

радикальных экономических и политических реформ);

4. Механизм финансирования дополнительных резервов (в рамках этого механизма предоставляются средства государствам-членам, которые

испытывают «исключительные трудности» в области платежного баланса и

остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании

вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на

международные резервы страны);

5. Чрезвычайные кредитные линии (МВФ открывает в чрезвычайном порядке

краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с

угрозой острого кризиса платежного баланса, «бегства» капиталов из

страны вследствие возможного негативного воздействия изменения

ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов,

находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны кредитуемых стран; спецификой нового механизма является его упреждающий характер:

валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как

наступит кризис, - при появлении первых его признаков; условие

получение кредита – проведение страной-заемщицей эффективной

антикризисной экономической политики и соблюдение ею «международно-

признанных стандартов»).

В рамках МВФ действуют также специальные системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов и система дополнительного резервного финансирования.

Система компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначена для стран-членов МВФ, которые столкнулись с временным сокращением поступлений от экспорта или несут чрезмерно большие расходы на закупку зерна по причинам, не зависящим от данной страны. В 1997/1998 финансовом году ни одна из стран-членов МВФ не воспользовалась системой компенсационного и чрезвычайного финансирования, однако в июле 1998 Фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд. СДР с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть.

Хотя с 1984 ни одна из стран-членов МВФ не заимствовала средства по системе финансирования буферных запасов, данная система продолжает существовать и предназначена для финансирования взносов стран-членов на поддержание международных буферных запасов.

В декабре 1997 МВФ ввел новую систему финансирования, предназначенную для стран-членов, которые столкнулись с исключительными краткосрочными проблемами платежного баланса, вызванными внезапной утратой доверия инвесторов. Система дополнительного резервного финансирования позволяет получить в течение одного года двумя или несколькими траншами дополнительные средства в рамках соглашений о резервном кредите или расширенном доступе. В декабре 1997 было одобрено первое выделение средств по этой системе на сумму 9,95 млрд. СДР, которые получила Корея в рамках соглашения о резервном кредите. В июле 1998 4 млрд. СДР дополнительного резервного финансирования были получены Россией.

Бедным странам мира, испытывающим постоянные проблемы с платежным балансом, в 1987 была предложена, а в феврале 1994 расширена программа поддержки структурной перестройки, предусматривающая предоставление кредитов на льготных условиях. Ее целью является поддержка в течение трех лет среднесрочных национальных программ структурной перестройки, призванных улучшить состояние платежных балансов и способствовать экономическому росту. С 1986 МВФ выделил по этой линии кредиты на общую сумму 9,9 млрд. СДР (по состоянию на 30 апреля 1998).

Помимо вышеописанных систем и программ, существуют еще три специальных механизма кредитования стран-членов МВФ. Во-первых, в сентябре 1995 было решено оказывать финансовую поддержку фондам стабилизации валютного курса в рамках предоставления очередных кредитных траншей по соглашениям о резервном кредите или расширенном доступе. До настоящего времени страны-члены Фонда не прибегали к данному механизму кредитования. Во-вторых, в 1995 МВФ принял решение о выделении средств из фонда чрезвычайной помощи (изначально предназначенного для финансирования стран, пострадавших от стихийных бедствий) государствам, переживающим последствия вооруженных конфликтов. В 1997/1998 финансовом году три государства – Албания, Руанда и Таджикистан – получили на эти цели от МВФ 30 млн. СДР. Наконец, в сентябре 1995 начал функционировать механизм экстренного финансирования. Предусмотренные этим механизмом неотложные меры принимаются только в редких случаях, когда в стране-члене МВФ наступает кризис платежного баланса, требующий немедленного вмеш⇢潍ⱮРтва МВФ. Впервые механизмом экстренного финансирования воспользовались в июле 1997 Филиппины; позднее средства от МВФ по этой линии получали Таиланд (август 1997), Индонезия (ноябрь 1997), Корея (декабрь 1997) и Россия (июль 1998).

Азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов, оказавший крайне негативное воздействие на развитие мировой экономики, продемонстрировал недостаточную эффективность мировой финансовой системы в условиях растущей глобализации экономики и резкого ускорения миграции капиталов. Поэтому все более актуальным становится вопрос о переустройстве глобальной финансовой системы на новых принципах, в том числе о реорганизации деятельности Международного валютного фонда.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит поку ку (purchase) или иначе з имствование (drawing) иностранной валюты ибо СДР в обмен на эквивалентное количество сис ей национальной валю ты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в с рогом смысле слова. На практике в Фонд обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно перво­начальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты стра­ны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фон но подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валю­ты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что ка­сается второго условия, то в исключительных обстоя­тельствах и его действие може приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комисси­онный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и опреде­ленную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную опера­цию - выкупить национальную валюту у Фонда вер­нув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валют­ных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается ругим государ­ством- членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по­рция иностранной валюты в размере до 25% квоты ( о Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса нацио­нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% вели­чины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в резуль­тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заем-щицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе­мом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна исполь­зует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки ино­странной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о ре ервном кредите, или с глашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на националь­ную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подо­бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв­ляется в настоящее время кредитование макроэконо­мических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде ре­зервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с про­сьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на­рушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производст­ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-чле­нов - до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на ротяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны, но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного со­глашения).

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ МВФ

В целях расширения своих кре­дитных во можностей МВФ практикует создание спе­циальных фондов (англ. faci ity - устройство, меха­низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1 Фонд компенсационного и непредвиденного кре­дитования предназначен для кредитования стран-чле­нов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них фактора­ми. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импорте­рах появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, ва­лютные поступления которых сокращаются в резуль­тате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-им ортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование не­предвиденных потерь для помощи странам, испытыва­ющим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудно­сти платежного баланса вызваны ли ь снижением эк­спортной выручки либо увеличением расходов на им­порт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использова­нии странами кредитов Фонда для возмещения убыт­ков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кре­дитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредито­вания с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буфер­ных (резервных) запасов для оказания помощи стра­нам, участвующим в создании подобных запасов сы­рьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный ба­ланс. Лимит - 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой под­держки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развива­ющихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-долж­никам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспече­ния основного долга при обмене по паритетной сто­имости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или рас­ширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически вели­чины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу­чая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной пе­рестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентиро­ван на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и поли­тических реформ. Поводом для его использования мо­жет быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос­нованной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости им­порта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих сочетание обоих этих явлений. Пре ­оставление кредитов в данном случае обусловливает­ся выполнением страной-з аемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномас­штабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кре­диты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требова­ния МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это до олнение к их кредит­ным долям. Использование страной ресурсов специ­альных фондов может увеличивать находящийся в рас­поряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных ределов, установленных для получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специаль­ных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их форми­рования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным спе­циальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ре­сурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преоб­ладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государст­вами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процент­ные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении на­циональной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур­сам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кре ельного кредитования или фонд Виттевеена- по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фон­да - предоставлять за счет заемных средств допол­нительные кредиты с ранам, ис ытывающим особен­но резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресур­сы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стр н-чле­нов МВФ, а также Швейцарского национального бан­ка. Креди ы из этого фонда получили 26 стран:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, фун­кционировал в 19811992 гг. Цель фонда пред­оставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балан­сов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших раз­мерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Ис очником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением кво стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою дея­тельность в ноябре 1992 г.; 5) Фон структурной ерестройки (с марта 1986 г.): редоставляет льготные кредиты беднейшим разви­вающимся странам испытывающим хронический кри­зис платежного баланса в целях осуществления средне­срочных программ макроэкономической и структур­ной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5"/2 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) - погашение кредитов, пред­оставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной пере­стройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функци­онирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Алба­нию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактиче­ски - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возмож­ность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки - правопреемник предыдущего. Объем нового фонда - 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились уча­ствовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите насе­ления и совершенствованию структуры государствен­ных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки - до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут пред­оставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адап­тации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам испыты­вающим потребность в кредитах. Одновременно ока­зывая силовое воздействие на экономическую полити­ку стран-заемщиц. Он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

Заключение

За время своего существования МВФ превратился в сильную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Ведь предостовление информации о своей экономики довольно ответственный ход государства поскольку экономика движущая сила развития и подчас ее развитие евляется секретом для внешних игроков. Одновременно он начинает играть большую роль в реализации решений «Семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, Согласования национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования, как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.

Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов разли­чаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций, отдельных общест­венно-политических сил. Наличие кризисной си­туации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики. За последний период наблюдается сильное укрепление данной организации на мировой арене, а также рост экономики в странах которые входят в Международный Валютный Фонд.


Литература:

1. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" - под ред. Красавиной Л.Н. / 1994

3. Устав ООН

4. Международное право Д.Д.Остапенко

5. Конституционное право Зарубежных стран

6. Журнал Законодательство № 10\2005

7. Журнал Российская Юстиция № 2\2006

Евгений Бородин, консультант

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – специализированное агентство ООН, учрежден на мировой валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) в июле 1944г. , на которой ее участники приняли статьи соглашения МВФ, исполняющие роль его устава. Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.- в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией.

На сегодняшний день в состав МВФ входят 185 стран , почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.

Цель МВФ регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих , в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) , 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете.

Исполнительный совет МВФ отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Россию представляют Можин А.В. и Лушин А.. Своих директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает одного Исполнительного директора.

Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция).

По договоренности между странами – учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США.

В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне . Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира , том числе в России.

МВФ получает доход от процентов и сборов по кредитам и использует доход для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и накопления страховых остатков . В 2007 финансовом году доход был на 111 млн. СДРниже расходов. Чистый дефицит доходов в основном отражает существенное сокращение непогашенных кредитов МВФ, с пикового уровня 70 млрд. СДР в сентябре 2003 года до 7,3 млрд. СДР на конец 2007 финансового года и вследствие низкого спроса на новые кредиты МВФ, а также досрочного погашения кредитов некоторыми государствами-членами в последние годы.

Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

Условия членства в МВФ и механизмы кредитования

При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР , или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.

Квота рассчитывается на основании данных об объемеВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8% иперевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда иАргентины. Всовокупности Соединенные Штаты истраны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании вМВФ ифактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения.

Основные механизмы и условия кредитования

Кредитный механизм (год введения)

Цель

Условия

Поэтапное осуществление покупок и мониторинг

Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год)

Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера.

Принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода.

Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании)

Более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера.

Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев.

Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Краткосрочная помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных с кризисами доверия рынка.

Предоставляется только в связи с договоренностями «стэнд-бай» или о расширенном кредитовании с соответствующей программой и усиленными мерами политики для восстановления утраченного доверия рынка.

Механизм предоставляется на один год с концентрацией доступа в начале периода и двумя или более покупками (фактическими выплатами).

Механизм компенсационного финансирования (1963 год)

Среднесрочная помощь в преодолении временного дефицита экспорта или чрезмерными затратами на импорт зерновых.

Предоставляется только если дефицит/избыток неподконтролен властям и государство-член имеет договоренность с условиями, предъявляемыми в рамках верхних кредитных траншей, или если состояние его платежного баланса, помимо указанного дефицита/избытка, является удовлетворительным.

Как правило, фактически предоставляется в течение как минимум шести месяцев в соответствии с положениями договоренности о поэтапном осуществлении покупок.

Экстренная помощь

1) На случай стихийных бедствий (1962 г.)

2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.)

Помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим:

Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта

Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ.

Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки.

Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год)

Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера- направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности.

Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности.

Полугодовые (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) выплаты средств, обусловленные соблюдением критериев реализации и результатами обзоров.

Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (2006 год)

Краткосрочная помощь для удовлетворения временной потребности в финансировании платежного баланса, связанной с внешним шоком.

Принятие 1–2 летней программы, включающей макроэкономическую стабилизацию, позволяющую государству-члену преодолеть шок, и структурную реформу, которая считается важной для преодоления шока или смягчения воздействия будущих шоков.

Полугодовые или ежеквартальные выплаты средств при условии соблюдения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.

При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.

Взаимоотношения России с МВФ

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

Кредиты МВФ России и их условия

Дата

Виды

Сумма, млрд. $

Период

использования

Сроки погашения

Условия договоренностей

(Обязательства России)

Первый транш резервного кредита («стэнд-бай»)

5 месяцев

Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц.

1993 г.

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований

Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9%

1994 г.

Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу

Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета- уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.- снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине 1995 г. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка.

В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств.

1996 г.

Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования

10,1

3 г.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу

Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.- снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых.

МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ

1998 г.

Договоренность о кредитном пакете:

1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов

3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г.

Единовременно в полном объеме

1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу

5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Выполнение объявленной антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов.

Структурные реформы: решение проблем неплатежей и содействие развитию частного сектора- реструктурирование банковской системы, включая: совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

Перспективы

В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.

Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.

Сегодня практически никто не берет уМВФ связанные финансовые кредиты и поэтому новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.

8 Сентября 2008