Отчего нарушается. Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Заболевания, провоцирующие появление замедленной речи

Затруднения речи — расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия - представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание - является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия - патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия - является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия - нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным - различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа - ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие - «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов - моторная, сенсорная, -
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия - нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») - состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи - это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа - эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие - незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор - могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название - маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость - повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия - любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа- невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения - в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия - признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина - закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия - неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина - закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия - человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая - человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая - человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия - нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Наши врачи

Дизартрия

Дизартрия - нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной - нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу , чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая - «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Мутизм

Этиология мутизма сложная - молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь , но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Дисфония

Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.

Мозг - уникальный орган, сложнейшие функции которого - мышление, память, речь - собственно, и делают человека человеком. От внешних воздействий эта святая святых надежно защищена черепной костью, и тем не менее мозг остается самым уязвимым органом человека.

Дело в том, что для работы ему абсолютно необходимо бесперебойное поступление кислорода. Именно поэтому при остановке дыхания мозг умирает первым. Уже через 5-6 минут клинической смерти в нем происходят необратимые изменения; перестает существовать личность.

Мало кто знает о том, что мозг и стареет первым. Возрастные изменения обменных процессов в его тканях начинаются примерно с 25-30 лет. Недаром после тридцати многие, к счастью, не все теряют былую обучаемость и креативность.

Практически каждый сталкивается и с другими симптомами старения мозга. Кому из вполне молодых людей не знакомо временное ослабление памяти, внимания, сосредоточения; раздражительность и сонливость, вызванные, к примеру, стрессом в семье или авралом на работе?

С течением лет функционирование мозга постепенно замедляется: падает скорость реакции, ухудшается координация движений, уходит ясность мысли. Заключительную стадию этого процесса мы называем старческим маразмом и надеемся избежать его либо не дожить. Но, к сожалению, нередко работа мозга нарушается самым неожиданным и драматичным образом.

Самый страшный враг мозга

Самый грозный враг деятельности мозга - инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения.

Это настоящая катастрофа, которая настигает ежегодно триста тысяч наших соотечественников.

Примерно для половины из них инсульт оказывается последним событием в жизни.

60-80% из выживших до конца жизни остаются инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. И даже те, кто выздоравливает до полной социальной и бытовой адаптации, живут под постоянной угрозой повторения трагедии.

В известном романе "Граф Монте-Кристо" об инсульте говорится так:

"Страшны не только смерть, старость и безумие. Существует, например, апоплексия - это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, однако после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который были почти ангелом, становитесь неподвижной массой, которая уже почти животное..."

Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Поэтому апоплексический удар означал смерть либо месяцы или годы полурастительного существования. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Инсульт требует огромного мужества от больного и много терпения и любви от его близких, т.к. он вызывает частичное или полное поражение важнейших функций организма - движения, речи, памяти; а также поведенческие, умственные и эмоциональные расстройства, бороться с которыми порой приходится годами.

Как происходит инсульт

Геморрагический инсульт , как правило, является осложнением гипертонической болезни. Не выдержав повышенного давления крови на стенку, сосуд разрывается. Возникшее кровоизлияние сдавливает ткани, вызывает отек - и участок мозга погибает.

В случае ишемического инсульта сосуд сохраняет целостность, но ток крови по нему прекращается из-за спазма или закупорки тромбом, то есть сгустком крови, который образовался на стенке сосуда, пораженного атеросклерозом.

Стрессы, колебания атмосферного давления, переутомление, вредные привычки: алкоголь и курение, резкое колебание уровня сахара в крови - эти причины могут вызвать длительный спазм сосудов головного мозга со всеми атрибутами ишемического инсульта.

Вопреки распространенному мнению, инсульт - не единовременное событие, а процесс, развивающийся во времени и пространстве: от незначительных функциональных изменений до необратимого структурного поражения - некроза.

Болезнь коварна тем, что в первые часы ее развития вплоть до наступления паралича, потери речи или комы человек может не испытывать никаких болевых ощущений. Немеют рука, щека, слегка изменяется речь, иногда появляется головокружение или помутнение зрения. Ни сам больной, ни его родные не подозревают, что происходит мозговая катастрофа, упускается драгоценное время. "Терапевтическое окно", тот период, когда интенсивная терапия может повернуть болезнь вспять, составляет всего около шести часов.

"Ступени к инсульту"

В пожилом возрасте нарушения мозгового кровообращения в той или иной степени настигают каждого человека. Но следует помнить, что первые признаки нарушения обмена в тканях мозга обнаруживаются достаточно рано.

Такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония , начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК), дисциркуляторная энцефалопатия , могут рассматриваться как различные стадии одного и того же процесса: хронической сосудистой патологии мозга. Они не только являются серьезным фактором риска развития инсульта, но и сами по себе существенно ухудшают качество жизни.

Об имеющихся нарушениях функций мозга свидетельствуют частые головные боли, головокружения, ухудшение координации движений, внимания, памяти, смазанность речи, чувство онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Если два и более из перечисленных симптомов наблюдаются не реже одного раза в неделю на протяжении хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз, пренебрегать этим очень и очень опасно.

Еще на шаг ближе к инсульту так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения или транзисторные ишемические атаки. Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются несколько минут, реже - часов, но не более суток и заканчиваются полным восстановлением нарушенных функций.

Итак, каковы же основные признаки приближающегося инсульта?

Врачи выделяют очаговые и общемозговые симптомы.

Очаговые: внезапная слабость в одной руке и/или ноге, кратковременное нарушение речи, онемение одной половины губы, языка, одной руки. Возможны временная потеря зрения на один глаз, резкое головокружение, пошатывание при ходьбе, двоение перед глазами, нечеткость речи и даже временная амнезия.

Общемозговые: появление резкой , головокружения, тошноты и рвоты на фоне повышенного артериального давления, при этом возможны судороги, изменения сознания.

Если случилась беда

Лечение инсульта - дело рук врачей: невропатологов, реаниматоров, иногда нейрохирургов. От того, как быстро оно начато, часто зависит жизнь больного.

Немедленно вызывайте скорую медицинскую помощь в случае инсульта!

Неврологическая бригада скорой медицинской помощи проведет комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

В первые три-пять дней после инсульта желательно пребывание больного в нейрореанимации, отделении интенсивной неврологии или остром инсультном отделении. Здесь будет тщательно контролироваться состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, врачи откорректируют водно-электролитный баланс, будут бороться с отеком мозга, возникающим вокруг инсультного очага.

В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

На первой-второй неделе, с разрешения врача начинают делать больному массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, занятиями по восстановлению речи. Раннее начало реабилитационной терапии очень важно, так как в этом случае больные не привыкают находиться в зависимости от окружающих, вовремя приобретают навыки самообслуживания.

После выписки больной должен наблюдаться участковым неврологом по месту жительства. Медиками разработана программа поэтапной адаптации человека, пережившего инсульт, к домашним условиям. Следуя ей, можно помочь пациенту постепенно вернуться к нормальной активной жизни.

Как избежать инсульта?

Предупреждение инсульта (и его повторения) заключается в правильном режиме труда и отдыха, рациональном питании и урегулировании сна, нормальном психологическом климате в семье и на работе, своевременном лечении атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

Существенную помощь способны оказать лекарства, улучшающие микроциркуляцию сосудов, а также предупреждающих гипоксию (кислородное голодание) головного мозга. Одним из таких средств являются болюсы Хуато - современный ноотропный фитопрепарат, обладающий клинически подтвержденной способностью эффективно восстанавливать обмен в участках мозга, поврежденных в результате инсульта, ишемии сосудов, переутомления или травмы.

Итак, основные направления профилактики и лечения сосудистых патологий мозга - устранение причин недостаточного кровоснабжения, медикаментозное воздействие на мозговой метаболизм и, наконец, индивидуальное симптоматическое лечение (лечебная физкультура; физио- и психотерапия).

Комплексные профилактические мероприятия уменьшают заболеваемость почти наполовину, а своевременное и правильное лечение значительно повышает шансы больного вернуться к полноценной жизни.

Обсуждение

Замечательная статья! В 1989 году у моего
папы случился инсульт. Я не знала, что это такое. А знать это должен каждый. Ведь у нас постаревшие родители. С ними это случается. Если рядом сведущий родственник, дети, мы сыграем основную
роль спасении. Дальше помогут врачи, а
потом тщательный уход. Папа жив. И мы
смогли справиться с болезнью очень быстро. Он сам справлялся. Я ему помогала. Сначала вселила надежду. Он
не шевелился, не мог говорить, по щекам текли слезы. После врачебной помощи, я его терла, руки, ноги, голову, поднимала
руки-ноги, забрасывала руки за спинку кровати, чтобы хватался. Делала это все время пока сидела около него. Весь день.
И появилась чувствительность. Потом шевеление, стал поднимать руки, поворачивать головой. Потом я его поднимала. Мы падали на кровать. Он тяжелый, большой. Я маленькая. Когда
мы вышли в корридор, все отделение больницы сбежалось смотреть. Такой поразительный успех за короткое время. А ведь у него не работал даже кишечник, полмесяца не было стула. Он не лежал, все время двигался. Дома с третьего этажа спускался на 5-6 ступенек ниже каждый день. У него остался только неподвижным один глаз. Надо и его было тренировать. Но я об этом не знала. Знания нам очень нужны. Спасибо Вам! Сейчас он поддрерживает свое здоровье Антиоксом.
Это сильнейший антиоксидант с гинго билобой и витяжками и пурпурного винограда. Этому натуральному витаминному комплексу нет равных в мире.
Поскольку я знаю, как надо обезопасить, себя от инсульта я тоже его принимаю.
Ем еще Пакс для улучшения памяти, это
тоже комплекс для мозга и ослабления стрессов. Я боролась с головными болями очень много лет. Наконец, они исчезли.
Как я это делала, можно посмотреть на
сайте http://www.nnabieva.narod.ru/health.html в разделе о себе.
Я использовала очень много методов и победила. Даже ишемия задней стенки левого желудочка сердца ушла. Я изменила
образ жизни, мышления, пищу, принимаю много витаминов и микроэлементов. От проблемы мозга в левой части плохо видит правый глаз. Но и эта проблема излечима. Я сменила очки на меньшие диоптрии.
Я Вам очень благодарна!
С уважением,
Нина Петровна
E-mail: [email protected]

04.05.2001 17:03:53, Нина

Комментировать статью "Инсульт: когда мозгу нужна помощь"

Несмотря на улучшение стандартов помощи больным с инсультом, инсульт по-прежнему - одна из главных причин смертности во всем мире. Лишь 20% пациентов возвращаются к работе, 80% людей, перенесших инсульт, становятся инвалидами, а каждый пятый нуждается в постоянном медицинском уходе 1 . Именно поэтому одной из важнейших задач становится повышение осведомленности о заболевании, которое находится на втором месте по смертности среди заболеваний системы кровообращения, а также самой частой...

Статистика не радует: по официальной версии минздравов всех стран, сердечно-сосудистые заболевания уверенно лидируют в списке болезней-убийц. А в наше время печальная тенденция «омоложения» страшного недуга угрожает не только людям пожилого, но и среднего возраста. Сегодня я беседую с кардиологом поликлиники «Медросконтракт» Евгением Вадимовичем Ночёвкиным. - Евгений Вадимович, сейчас по всем телеканалам и печатным СМИ широко распространяется информация о том, что атеросклероз стал одной из...

Обсуждение

Сына сбила машина, зчмт, перелом ключицы. Кома 4 день. Врачи никаких прогнозов не дают. Что делать?. Помогите!

26.01.2019 23:27:15, Марина Турхан

У меня сына сбила машина, 4 день в уоме, сломана ключица. Врачи никаких прогнозов не дают. Люди помогите советом, что делать? Душа в клочья.

26.01.2019 23:23:59, Марина Турхан

Моя мама перенесла ишемический инсульт. С трудом научилась ходить, много занимались лечебной физкультурой плюс различные сосудистые препараты. С Божьей помощью восстанавливается, но левая рука пока не очень работает. Кто сталкивался с подобным, напишите о лечении, реабилитации и восстановлении. Кто пробовал иглоукалывание и какие результаты?

Обсуждение

У меня теще год назад с такой же проблемой столкнулась, правда ей отказала вся правая сторона тела. Потом мы вот узнали о способе реабилитации при помощи экзоскилета. И вот где то в течении пяти месяцев полностью реабилитировалась.так что могу сказать что реабилитация после инсульта это все таки чудо которое нам предоставили современные разработчики.

Мы нанимали невролога-массажиста. Он назначал лекарства и делал массаж. Всё восстановилось. Второй инсульт был уже фатальным.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. ...хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

Обсуждение

Спасибо большое всем!

У моего сына категория В, как раз по астме. Поставили астму в 11 лет, было 2 госпитализации, в 11 же лет. Потом просто ходили к аллергологу раз в год, пробы делали, все записывали в карту. Приступов с 12 лет не было. Аллерголог в карте писала "астма легкой степени тяжести, ремиссия". Еще обострение поллиноза фиксировали ежегодно.
Медкомиссия в военкомате сразу же дала категорию В в 16 лет, не требуя больше никаких подтверждений, только та карта, в которой были все записи и выписки из стационара. В 18 лет просто выдали военный билет.

Астма, поставленная до 14 лет, подтвержденная выписками из стационара, в военкомате рассматривается однозначно - категория В и все. Стационар нужен обязательно, хотя бы пару раз.
Потом наблюдаться просто.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Обсуждение

Пробирайтесь как можете.У меня про свекровь так же говорили не волнуйтесь ей ничего не надо.Свекр прорвался а ее просто так положили и лежала еще немного и привет был бы.Поднял всех на уши подключили все аппараты...Свекровь все же умерла.Вопрос в другом возможно бы и жила если бы все сделали сразу...

18.09.2006 15:28:51, TEZ

Соберитесь с силами и не приезжайте. Ну зачем? Она в больнице, в реанимации, все, что могут, врачи делают, Вы им не поможете, и маме тоже, наверное. А просто прийти и разрыдаться:(Зачем?
Что-то передать - наверное, можно, надо к медсестрам, наверное. Что-то конкретно полезное. И все. А врачей, наверное, лучше после благодарить, все же. При "стабильно тяжелом" наверное им самим неловко, вот и гонят Вас. Хотя в принципе - на то и реанимация, чтобы "тяжелое", а "стабильное" - скорее плюс...
В общем, держитесь, все идет правильно и врачи правы, видимо. Постарайтесь успокоиться и максимально разумно-практично подходить к этому. имхо

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Геморрагический инсульт, как правило, является осложнением гипертонической болезни. онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Обсуждение

Здравствуйте! Во-превых, не отчаивайтесь! Инсульты бывают разные. И преиод восстановительного лечения будет полностью от вас зависеть. Но однозначно необходимы будут препараты для снижения холестереина и укрепления сосудистой стенки, снижения протромбинового индека. Пишите, посоветую.

22.10.2005 18:41:36, Веда

Пусть мама быстрее поправляется.

Если моя информация может быть для вашей мамы применима:
У моей мамы были очень частые прединсультные состояния. Жуткие головные боли со рвотой, не могла даже шевельнуть головой от боли. Это продолжалось в течение нескольких лет. Мы все очень боялись, что когда-нибудь врачи не успеют приехать. От обследования она отказывалясь, но судя по признакам инсульта, микроинсульты у неё были не один раз.
После 3-х чисток печени по Малахову (с травами, маслом, лимоном) на 2 года забыла о болях. Потом лёгкие боли были, но она опять печень чистила. Сейчас проводит себе чистки раз в полгода. Про боли забыла.
Конечно, чистки надо проводить строго по методике (кишечник вычистить обязательно), только в хорошем состоянии здоровья, не в момент обострений.Александр Игоревич

Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.

Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.

Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

  1. Ранее перенесённые травмы мозга;
  2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
  3. Болезнь Вильсона;

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Олигофрения.
  3. Травмы черепа.
  4. Наследственность.
  5. Образования в головном мозге.
  6. Миелит.
  7. Столбняк.
  8. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

Причины возникновения:

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Дизартрия

Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Афазия

Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

  1. «Пирацетам».
  2. «Финлепсин».
  3. «Луцетам».

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

Препараты:

  • «Винпоцетин».
  • «Пирацетам».

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

  1. Прозерин.
  2. Транквилизаторы.

Другие препараты для лечения нарушений речи:

  • «Винпотропил».
  • «Кавингтон».
  • «Мемотропил».
  • «Ноотропил».

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Лечение в домашних условиях

Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

  1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
  2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
  3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

Заключение

Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

Видео: Лечение афазии

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.