Почему необходимо знать правила вежливого обращения. Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Вы найдете их список внизу страницы.

Вежливость - это умение и желание говорить и действовать доброжелательно и учтиво в любых обстоятельствах. Вежливый человек с легкостью заводит друзей, добивается успеха в работе и проявляет уважение к другим. Возможно, вы уже обладаете хорошими манерами, но хотите научиться проявлять их в полной мере, готовясь к предстоящему званому ужину, вечеринке на работе или в повседневной жизни. Вы можете проявлять вежливость, правильно приветствуя людей и показывая на словах и на деле свои хорошие манеры.

Шаги

Приветствуйте людей вежливо

    Улыбайтесь, когда приветствуете кого-то. Если вы знакомитесь с человеком или просто приветствуете своего знакомого, не забудьте об улыбке. Ваша улыбка будет говорить о том, что у вас хорошее настроение, и вы рады видеть человека. Улыбка - это хорошее основание для развития дружеских отношений.

    Поздоровайтесь первым. Вместо того чтобы молча проходить мимо человека, которого вы знаете или игнорировать того, с кем у вас запланирована встреча, дружелюбно поздоровайтесь. Не стоит ждать, пока человек поздоровается первым; проявляйте в этом инициативу.

    • Можно сказать: «Здравствуйте, Андрей. Приятно познакомиться! Меня зовут Елена, я - переводчик».
  1. Избегайте сплетен. Хотя, возможно, вы сталкиваетесь с искушением отзываться нелестно о знакомых вам людях, не стоит этого делать. Вежливый человек не говорит о других плохо, даже если информация, которой он владеет правдива. Если другие сплетничают в вашем присутствии, переведите разговор на другую тему или уйдите.

  2. Извинитесь, если вы сделали ошибку. Хотя вежливый человек старается не совершать ошибки, находясь в обществе, все же стоит помнить, что совершенных людей не бывает. Если вы сделали что-то не так, искренне извинитесь. Делайте это, не откладывая. Скажите, что вы сожалеете о произошедшем и сделайте все возможное, чтобы не допускать подобного поведения в будущем.

    • Например, если вы подвели своего друга, пообещав сходить с ним на вечеринку, но нарушили свое обещание, вы можете сказать: «Прости меня, что я подвел тебя. Я вернулся с работы уставшим и очень хотел спать. Однако это не оправдывает мой поступок. Поэтому извини меня, пожалуйста. Давай встретимся на этих выходных».

Светлана Романькова

Цель : сформировать представление воспитанников об основных этических нормах и навыках культурного общения, воспитывать в детях вежливость и дружелюбие , уважение и чуткость по отношению к окружающим людям.

Эпиграф занятия : «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Д. Свифт)

Девиз игры : «Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей!»

Вступительное слово воспитателя.

Человек живёт среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.

Русская пословица гласит : «Встречают по одежке» . Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим.

А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет . Когда мы впервые встречаемся с человеком, то тоже складываем о нём определённое мнение. Мы можем наделить его всеми хорошими качествами, а можем в чём-то усомниться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, то, прежде всего, обращаем внимание на его манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом .

Поэт Расул Рза сравнил человека с морем. Послушайте его стихотворение «Старик – моряк говорит о море» .

Ведущий 1 :

Море бывает щедрым, - сказал он.

Бывает оно печальным, - сказал он.

Бывает жестокосердным, - сказал он.

Бывает оно отчаянным, - сказал он.

Море бывает разным, - сказал он.

Чистым бывает и грязным, сказал он.

Таинственным и раскрытым,

Могучим, ворчливым, сердитым…

Море – как человек!

Как видите, человек не обладатель какого-то одного качества – хорошего или плохого. Человек – это ансамбль качеств. Главное правило вежливого поведения : даже если ваш знакомый не заслуживает хорошего отношения, нормы этикета переступать нельзя .

Воспитатель : Проверим это утверждение. Разделимся на три группы. Каждая группа получает задание-ситуацию, которую нужно разыграть, а потом проанализировать своё поведение.

Детям раздаются карточки с заданиями.

Ситуация №1.

Вы должны забрать младшую сестрёнку из детского сада. В дверях вы сталкиваетесь с двумя спорящими женщинами, которые не дают вам пройти. Время ограничено. Что вы будете делать?

Ситуация №2.

Ваш друг знакомит вас со своим приятелем и приглашает идти гулять. Вам не понравился новый знакомый, но вам хочется прогуляться со своим другом. Как вы поступите?

Ситуация №3.

Вы помогаете старенькой бабушке, вашей соседке : покупаете продукты, ходите в аптеку и т. д. Ваши друзья всё время над вами подсмеиваются. Как изменить ситуацию?

Ребята разыгрывают ситуации и проводят анализ.

Об истории хороших манер.

Ведущий 1 : Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Ведь стремление вести себя по определённым правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет » французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король–солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток » и произошло слово «этикет » . Этикет состоит из правил , которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

Ведущий 2 : С 18 века начинают печатать пособия по этикету . При Петре трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению» . В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом : «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить и на людей косо взглчдывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое : «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже». В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать» . Если отец позовёт сына, то приличным считалось откликаться так : «Чего изволите, государь, батюшка» или «Что мне прикажете, Государь» . Невежливыми полагались следующие ответы : «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь» . Этикет прямо был соотнесён с нравственными отношениями.

Ведущий 1 : Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер французского «короля - солнца» . Но всё же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Историческое развитие было своеобразным фильтром, отсеивавшим незначительные или бесполезные правила. Оно оставило в наследство лишь наиболее рациональные из них.

Воспитатель : Итак, этикет - это воспитанность , хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Но, как мы уже сказали, с каждым человеком нужна своя линия поведения. Попробуем вместе решить, как именно. Я буду называть качества характера и поведения человека, а вы вносите предложения, как вести себя в этой ситуации.

С подозрительным человеком мы себя ведём…

Дети : Осторожно.

С капризным…

Дети : Не обращаем внимания на капризы и ведём себя очень спокойно.

С хвастливым…

Дети : С иронией.

С застенчивым…

Дети : Доверительно, помогаем ему освоиться в коллективе.

Ребята, а кто-нибудь знает, что означает слово «вежливость » ? Слово «вежливость » происходит от старославянского «веже» , т. е. «знаток» . Быть вежливым , следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим. Употребляется исключительно к людям, знающим правила хорошего тона. Значит, невежа – человек, который не знает приличия. Правила приличия уходят своими корнями вглубь истории. (Например, правило снимать шапку, правило о рукопожатии) .

Ведущий 2 : «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят : «Я тебя вижу» . В Китае спрашивают : «Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и тоже. А как это звучит по–русски? Мы просто говорим : «Здравствуйте» , то есть, желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности, неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия и не отвечает на него.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» , больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)

Воспитатель : Вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь» . А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь» , не то «брыь» .

Игра «Вежливые слова » .

(Кто из участников игры больше назовет вежливых слов .)

Конкурс знатоков этикета .

Что такое вежливость ? («Веже» , т. е. «знаток» .)

Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)

Ты идёшь с товарищем по улице Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

С вами, наверное, такое бывает : встречаете вы человека часто, например, на улице, по которой вы ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

А кстати, кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят : «Первым здоровается тот, кто вежливее » . Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибётесь.

Игра «Зеркало» .

Подведение итогов игры. Рефлексия.

Литература.

1. Алоева М. А. Классные часы в 5-7 классах. Ростов-на-Дону : Феникс. Национальный проект «Образование» , 2007

2. Северина О. А. Классные часы в 5-7 классах. Волгоград : Панорама, 2008

Владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.

Что такое вежливость

Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.

Проявление вежливости

Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.

Супруги бывают тактичны по отношению и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.

В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.

Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.

Правила вежливости для детей

Что такое должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка - это и есть вежливость, очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания - вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Волшебные слова

Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.

Основные правила вежливости

  1. Здороваться первым и отвечать на приветствие.
  2. Не перебивать других при разговоре.
  3. Стучаться, когда дверь заперта.
  4. Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
  5. Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
  6. Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
  7. Избегать конфликтов.

Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.

Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим

Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.

С первых дней нужно выстраивать теплые и с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.

Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.

Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.

Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.

Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.

С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком всегда приятно общаться! От нашего умения повести себя в отношении к другим людям в жизни зависит очень многое, и нередко мы этого не понимаем или недооцениваем. Круг друзей и знакомых, репутация в коллективе, успех в бизнесе, гармония в личной жизни - благополучие в любой из этих сфер, согласитесь, во многом зависит от того, как мы общаемся и ведем себя с другими людьми.

Быть вежливым на самом деле не всегда легко. Многие из нашего окружения или даже из посторонних не очень нам нравятся или откровенно не симпатизируют, часто повести себя сдержанно и адекватно мешают неурядицы в личной жизни, усталость, стрессы. Но одним из самых важных качеств успешного современного человека является самообладание и вежливость. Вот почему так важно, чтобы наши детки учились этому с самого раннего детства. Вежливого ребенка всегда предпочтут грубому и хамоватому, даже и особенно тогда, когда он вырастет. И ковать железо нужно, пока оно горячо, то есть обучать детей правилам вежливости необходимо с малых лет.

Правила вежливого поведения и общения для детей

Самым универсальным, наверное, правилом может быть всем известное: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Но дети далеко не всегда сознательно хотят, чтобы с ними здоровались или чтобы обращали на них малейшее внимание. Однако без этого в формировании вежливости не обойтись.

Пожалуй, начать следует из того, что объяснить ребенку, что такое вежливость, какие вежливые детки и почему лучше и даже очень важно быть именно вежливым. Затем постепенно перейти к практике и начать применять полученные знания в повседневной жизни. Очень удобным подспорьем для родителей являются правила вежливости для детей в картинках, правила вежливости для детей в стихах и множество других изданий, найти и купить которые сегодня не составит больших трудностей.

Вряд ли возможно четко и по пунктам изложить все правила вежливого поведения, ведь практически в каждой жизненной ситуации или мелком эпизоде себя можно повести определенным образом. Но отправной точкой может стать изучение, понимание и применение так называемых волшебных слов, слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «благодарю», «извините», «разрешите», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее. А вот применять их можно в совершенно разных ситуациях. Например, извинения просят не только, когда поступают плохо, неправильно, доставляют кому-то неудобства или чувствуют за собой вину. Слово «извините» может быть и просьбой (например, при попытке продвинутся вперед в большом столпотворении людей или желании спросить что-то), и способом привлечь к себе внимание (например, включаясь в разговор других людей).

Пользоваться вербальными (то есть словесными) инструментами вежливости будет получаться все лучше по мере увеличения жизненного опыта ребенка: чем больше он встречается и общается с другими детьми и взрослыми, тем больше он может практиковаться.

Отдельного внимания заслуживают слова благодарности. Благодарить нужно не только за предоставленные подарки или сюрпризы, причем это следует делать даже в тех случаях, если презент не пришелся по вкусу. Словами благодарности нужно отвечать на сказанный в свой адрес комплимент, на предоставленную услугу или помощь. Между прочим, помогать другим - это тоже признак вежливости.

Быть не/вежливым возможно, даже не употребляя этих особенных слов. Малышу нужно объяснять, что недопустимо обзываться, высмеивать или придумывать другим людям прозвища, акцентировать на их недостатках, выражать вслух свое недовольство или злость . Взамен этого нужно говорить другим комплименты и выражать похвалу, отмечать достоинства и хорошие качества, уметь слушать и интересоваться личными делами других. К примеру, после ответа на заданный ребенку вопрос, как у него дела, будет вежливо поинтересоваться об этом же у своего собеседника.

Даже не произнося ни слова (а нередко дети не хотят отвечать на приветствие или прощание), можно повести себя вежливо или некрасиво. Искренняя улыбка в ответ способна заменить слова, которые, бывает, так нелегко произнести. Та же улыбка в соответствующей ситуации может быть совершенно неуместной и говорить о плохом воспитании.

Вежливый ребенок должен знать и понимать, что других нужно уважать (особенно взрослых и еще больше - учителей), что нельзя думать только о себе и своем комфорте, что перебивать без крайней надобности или кричать, громко разговаривать в общественных местах - некрасиво, так же, как и ковыряться в носу или грызть ногти.

Существует множество других правил вежливости, среди которых можно назвать еще некоторые основные:

  • Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.
  • Улыбайся, будь в хорошем настроении.
  • Не перебивай, когда разговаривают другие.
  • Заходя в закрытую дверь, стучись.
  • Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.
  • Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.
  • Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.
  • Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен.
  • Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?
  • Не показывай, что тебе неинтересно.
  • Не спорь, избегай конфликтов.
  • Не отвечай грубостью на грубость.
  • Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.

Правил вежливости для детей и взрослых существует большое множество. Но ребенок, воспитывающийся в культурной, образованной семье, многие из них будет ощущать интуитивно, даже без специального акцентирования на них со стороны взрослых.

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей

Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Так что правила вежливости существуют не только и не столько для детей, как в первую очередь - для родителей. И самое основное, самое главное из них - быть для ребенка лучшим примером!

Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться - некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение. Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки. А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

  1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами.
  2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!
  3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.
  4. Не навязывайте детям правил вежливости. Не заставляйте их поступать или говорить определенным образом, не ругайте за «неправильное» поведение и не кричите.
  5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.
  6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.
  7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.
  8. Не стыдитесь из-за поведения ребенка и не стыдите его самого. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка.
  9. Всегда учитывайте особенности характера и темперамента малыша, его настроение и самочувствие. Личность Вашего ребенка, его переживания должны быть превыше устоявшихся в обществе правил.
  10. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно.

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие. В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый. Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Специально для - Екатерина Власенко