Признаки осени в живой и неживой природе. Сезонные изменения в живой природе. Изменения в жизни растений осенью

Сезонные изменения в неживой природе осенью.

Цели: познакомить с такими понятиями как «золотая осень», «листопад», обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

Задачи:

Отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;

Дать такое понятие как листопад;

Коррекция мышления и памяти;

Осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей;

Ход урока:

I Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

______________

II Введение в тему:

/слайд / Показ видеофрагмента об осени под музыку

- Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (об осени)

- Запишите в тетради тему урока. /слайд /

Сезонные изменения в неживой природе осенью

III Работа по теме урока:

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. /слайд /

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) - Запишите в тетради:

осень

сентябрь октябрь декабрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему прихо­дит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. /слайд /

Зовут его «за­певалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают се­ребристые нити паутины. /слайд /

Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народ­ная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднима­ется в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воз­дух холоднее, а потом и на нижних ветках. /слайд /

Первыми стано­вятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными луга­ми белые влажные туманы. /слайд /

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холод­ные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

«Осень идет, и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)

Октябрь - середина осенней поры. /слайд /

В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опа­дают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме. В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо завола­кивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету» . /слайд /

По ночам бы­вают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но ха­рактер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые сне­жинки запорхают.

Ноябрь - последний месяц осени. /слайд /

Листва с деревьев обле­тела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потем­нел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. /слайд /

Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми обла­ками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напо­минает звездный шатер.

Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит моло­дой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви де­ревьев. /слайд /

Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матуш­ке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

* * *

Когда родимый край покинут гуси

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-зиму.

Много стихотворений посвящено этому красивому времени года.

V Физкультминутка:

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебря­ные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки коротко­го «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся ко­роче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по ут­рам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев жел­тые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья посте­пенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажают­ся.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становят­ся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По но­чам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звез­дочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревь­ев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. /слайд /

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет .

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины .

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река - .

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы ,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь - Значит, наступила ОСЕНЬ.

Сколько примет осени перечислено в стихотворении? /3/

- Что осень принесла с собой? / Признаки осени./ /слайд /

    Похолодало

    Листопад

    Иней

    Дожди

    Туманы

    Снег

    Отлёт птиц

- Запишите в тетради:

IV Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: /слайд /

Весна

Лето

Осень

Занимательный материал:

Игра « Четвёртый лишний» /слайд /

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: / под музыку /слайд / /

Дети работают в тетрадях.

V Закрепление.

    Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

    Назовите признаки осени?

VI Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

/видео /

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
– дать такое понятие как листопад;
– коррекция мышления и памяти;
– осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.

Ход урока

I. Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

II. Введение в тему:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об осени.)
– Запишите в тетради тему урока.

Признаки осени.

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:

III. Работа по теме урока:

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)

Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)

Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.

Октябрь – середина осенней поры.(Слайд)

В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)

Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.

Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени. (Слайд)

Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Слайд)Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)

В неживой природе:

  • похолодание,
  • первые заморозки,
  • последняя гроза,
  • затяжные дожди,
  • густые туманы,
  • первый снег – все это осенние явления в неживой природе .

Как меняется осенью жизнь в живой природе?

(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.)(Слайд)

Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.

(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.

Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.

(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.

(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.

Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?

(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)

На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.

Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.

(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)

Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.

Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)

Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.

(Слайд)Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.

В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.

Прячутся на зиму насекомые.

Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их

Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.

V Физкультминутка:

Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.

(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.

(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.

В живой природе

(Слайд) – Запишите в тетради:

  • листопад
  • прячутся насекомые
  • улетают птицы
  • готовят запасы животные
  • животные впадают в спячку

IV. Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)

Зима Весна
Лето Осень

Занимательный материал:

Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд) )

Дети работают в тетрадях.

V. Закрепление.

  • Признаки неживой природы?
  • Признаки неживой природы?

VI. Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Елена Зяблова
«Осенние изменения в природе» - обобщение и закрепление знаний об осени, явлениях природы.

Конспект занятия "Осенние изменения в природе "

Программное содержание :

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

Активизировать глагольный словарь по данной теме.

Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Демонстрационный материал : сюжетная картинка «Осень » , картинки с изображением осенних признаков , осенние листья , музыка «Звуки осеннего леса » , мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : чтение стихотворений об осени , разучивание стихотворений об осенних месяцах .

МЕТОДЫ :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения

Ход занятия

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек . Я … (осень )

Правильно, мы отправляемся в Осень .

Звучит музыка осеннего леса .

Назовите какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, ноябрь, октябрь) .

Послушайте стихотворение о Сентябре. (рассказывает ребёнок)

В сентябре еще не грустно :

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Ребята, сентябрь – это первый месяц осени , начало осени . Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы)

осенними признаками .

Это время называют ранняя осень . Сентябрь - месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов.

А сейчас послушайте стихотворение об октябре. (рассказывает ребёнок)

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В желтой кружатся листве

Осени тревоги .

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

Что же происходит в природе в октябре ? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

На доску выставляются картинки с осенними признаками .

Это время называют средняя осень . Или золотая осень . Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки) А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. (рассказывает ребёнок)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь - невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад .

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Что же происходит в природе в ноябре ? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Это время называется поздняя осень .

Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная . Давайте назовём, какая и когда она бывает.

Игра «Подбери действие» .

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер . Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный ,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Насекомые осенью- прячутся , исчезают.

Люди осенью – убирают урожай , утепляются, пашут поля.

Игра «Осенние листочки » .

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние ,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Под музыку дети имитируют действия «листочков» - музыка играет, листочки летают, музыка останавливается – листочки опадают.

Молодцы, ребята. А теперь давайте отгадаем загадки и вспомним осенние приметы и явления природы .

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

только не душистые.

(снег)

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю - только хуже,

Потому что всюду - лужи!

(дождь)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Видно стало далеко.

(туман)

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник - и не уймешь.

(ветер)

По небесам ораваю

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

(туча)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем.

(роса)

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

(перелётные птицы)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(листопад)

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает.


















Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Изменяется окраска листьев и начинается листопад у растений. Изменяется окраска листьев и начинается листопад у растений. Птицы отлетают в тёплые края. Первыми улетают кукушки, скворцы, грачи, ласточки и др. Птицы отлетают в тёплые края. Первыми улетают кукушки, скворцы, грачи, ласточки и др. Звери линяют и одеваются в тёплый мех. Звери линяют и одеваются в тёплый мех. Белочка становится серо-голубой, заяц-белый.Барсук Белочка становится серо-голубой, заяц-белый.Барсук запасает лягушек, грибы.Ёж –сухой мох, листья.Медведь запасает лягушек, грибы.Ёж –сухой мох, листья.Медведь ищет себе берлогу. ищет себе берлогу. Люди убирают урожай и закладывают его на хранение. Люди убирают урожай и закладывают его на хранение.


Проверь себя! Какой месяц осень начинает? Какой месяц осень начинает? А кончает? А кончает? Что заставляет птиц улетать? Что заставляет птиц улетать? Бывает ли гром в октябре, сентябре? Бывает ли гром в октябре, сентябре? Что он предвещает? Что он предвещает? Что люди убирают в огородах? Что люди убирают в огородах? Какие грибы растут осенью? Назови их. Какие грибы растут осенью? Назови их. Что предвещает богатый урожай рябины? Что предвещает богатый урожай рябины?