Сообщение как едят животные. Урок окружающего мира "Животные - живые существа. Классификация животных по способу питания". характерная зубная формула собаки

Ктырь, двукрылое насекомое-хищник, за свою быстроту снискавшее себе славу гепарда среди насекомых. Этому насекомому всегда нужна самая высокая травинка, так как это прекрасный наблюдательный пункт для засады.

Стоит только в пределах досягаемости появиться подходящему по размерам насекомому, ктырь действует как перехватчик: резкий взлет, бросок - и жертва поймана.


Примерно один раз в 10 минут ктырь снимается с места и летит на разведку недалеко от места засады. Нередко случается агрессивному и сильному ктырю нападать даже на таких хорошо защищенных насекомых, как пчелы, осы, жуки-скакуны.
Ученые заметили, что это хищное насекомое учится охоте в течение всей своей жизни. Да, да, именно учится! У каждого ктыря свои пищевые предпочтения. Кому-то больше нравятся одни насекомые , а кому-то - другие.

Что пристрастия хищника часто определяются во время его первой в жизни охоты. Кого поймал первого, того и будет продолжать ловить чаще других. Приспосабливается ктырь к поведению именно этих насекомых, чтобы было легче охотиться. Но если в какой- то день на лугу их окажется слишком мало для удачной охоты, ктырь переквалифицируется на более массовые виды.

Материалы по теме:

Неожиданно опасные животные

Зубы в желудке


Змея – яйцеед

В тропическом лесу порой можно видеть просто фантастические картины. В густой листве недалеко от оставленного без присмотра гнезда птицы появляется голова змеи. Это представительница группы яичных змей. Птичьи яйца - ее единственная пища. Поэтому в то время, когда птицы высиживают свое будущее потомство, яичные змеи стараются наесться как следует, про запас, поскольку всю остальную часть года им придется сидеть на голодной диете.

В тех случаях, когда животное питается только каким-то одним видом корма, ученые используют термин «пищевая специализация». Специфический рацион часто сказывается на строении животного (чаще - на внутреннем, а иногда и на внешнем). Яичная змея - не исключение.

Змея – яйцеед

Подобравшись к гнезду, охотница начинает заглатывать яйца. Но птичьи яйца по своим размерам зачастую значительно больше змеиной головы, и кажется, что они просто физически не могут быть ею проглочены. Однако рот яичной змеи обладает удивительным секретом. Ее челюсти не скреплены друг с другом, а расположены свободно. Благодаря этому в момент заглатывания яйца они расходятся на необходимое расстояние, а затем сходятся снова. Змея наползает на яйцо, и оно оказывается как бы в чулке.

Проглоченное яйцо продвигается по пищеводу и практически сразу наталкивается на… змеиные зубы. С точки зрения анатомии это, строго говоря, не зубы, а острые выросты шейных позвонков, которые образуют своеобразную пилку. Проглотив яйцо, змея начинает сильно извиваться. При этом она словно ножом разрезает своими позвонками яичную скорлупу. Содержимое яйца выливается и перетекает в желудок через особое сужение пищевода, которое расположено сразу за «пилкой». Осколки скорлупы в этом месте задерживаются, а через некоторое время змея выплевывает их через рот.

Материалы по теме:

Защитная окраска у животных

Крылатые спасатели

На центральной площади одного из городов в штате Иллинойс (США) стоит 20-метровая башня, увешанная дуплянками. Она сделана для ласточек, которых жители города специально поселили рядом с собой. Зачем им это было нужно? Каждая ласточка в день уничтожает до 1000 комаров, мух и прочей мошкары, спасая людей от полчищ насекомых. В результате хорошо всем, и ласточкам и людям. Еще более ощутимую помощь человек может получить от стрижей. Выкармливая птенцов, родители предлагают им своеобразные лепешки, «пакетики» с кормом, где в оболочке липкой слюны «упаковано» от 200 до 2000 насекомых. Нетрудно подсчитать, что при условии 30-40-разовой кормежки в день малыши съедают порядка 40-60 тысяч насекомых! А скворцы часто спасают южные районы от разрушительного нашествия саранчи.

Каждый скворец в день может уничтожить до 200 саранчуков. Если сопоставить это с массой самой птицы, то окажется, что скворец съедает вдвое больше своего собственного веса. Немалую пользу нашим садам приносит и маленькая синица-лазоревка. Прожорливые птенцы в день съедают до 1000 различных мушек, гусениц, жучков, которых приносят заботливые родители.

Материалы по теме:

Как считают животных?

Юные каннибалы

В природе можно найти немало случаев, когда представители того или иного вида поедают себе подобных. Это явление носит название «каннибализм». Наиболее удивительная его форма наблюдается у обитательниц подводного мира - акул. У акул существуют виды, которые размножаются откладыванием яиц, но есть и живородящие акулы, у которых на свет появляются уже совершенно самостоятельные акулята. У таких живородящих видов наблюдается удивительно жестокое, но вполне оправданное с точки зрения биологии явление - внутриутробный каннибализм. Самка акулы вынашивает в своем теле сразу несколько десятков эмбрионов.

Их может быть 30 и даже более. Некоторое время они мирно развиваются, однако начиная с определенного момента в утробе самки начинают происходить странные процессы. Еще не родившиеся акулята борются за свое существование весьма оригинальным способом: наиболее сильные и крупные без зазрения совести поедают своих братьев и сестер. Причем делают это так энергично, что к моменту появления на свет внутри тела самки остаются лишь единицы.

Материалы по теме:

Интересные факты о животных

Самые отважные

На коралловом рифе обитает огромное количество рыб. Здесь можно встретить гиганта и карлика, хищника и его жертву, а также существ, живущих в полном согласии друг с другом. Всем им иногда требуется помощь, которую с удовольствием оказывает крохотная рыбка-санитар - губан-чистильщик. Эти крошечные рыбки держатся большими стаями, причем каждая стая имеет свою территорию, с которой предпочитает не уходить, - эдакий своеобразный медицинский кабинет. Эту особенность малюток-докторов знают практически все обитатели рифа. Когда возникает необходимость пройти «медицинский осмотр», рыбы приплывают к губанам и отдают себя в полное их распоряжение.

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.

Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!

Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.

Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.

На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.

Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.

А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.

Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.

Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.

Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.

А вот пример другой :
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.

Задание 1. Рассмотрев примеры, изображенные на рисунке 133, попробуй определить по строению зубов, кто чем питается. Ответ впиши в пустой прямоугольник.

Грызун - грубая растительная пища.
Хищник - плотоядные (питающиеся плотью, мясом).
Растительноядное животное - мягкая растительная пища.

Примечание. Строение зубов больше указывает на тип питания. Например, у грызунов и растительноядных животных редуцированы (отсутствуют) клыки, так как им не нужно удерживать добычу. Тогда как резцы, служащие для того, чтобы грызть грубую растительную пищу (у грызунов) или «щипать» траву (растительноядные животные), значительно развиты. У обоих этих типов животных развиты и коренные зубы, предназначенные для дальнейшего длительного перетирания пищи. У хищников (плотоядных) процесс питания совершенно другой, потому наиболее развиты - клыки, предназначенные для захвата и удержания пищи. Резцы для «отрывания» кусков мяса и коренные для измельчения развиты умеренно.

Задание 2. Выбери из текста и запиши в таблицу примеры, объясняющие, как питаются животные, не имеющие зубов.

Домашнее задание. Выскажи собственное мнение, ответив на вопрос: «Почему нельзя хорошенько наесться один раз на всю жизнь?». Ответ кратко запиши.

В клетках живого организма постоянно происходит обмен веществ в результате которого организм получает необходимые элементы для роста и развития, получает энергию для движения и жизнедеятельности, вырабатывает специфические вещества, без которых невозможна жизнь организма и т.д. Для осуществления всех этих процессов требуется постоянное поступление питательных веществ.
Но необходимо отметить, что в природе существуют живые организмы, которые питаются «про запас», или питаются очень редко, или вообще не питаются, используя запас питательных веществ, полученных в стадии личинки (некоторые виды насекомых).

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме:

«Как животные питаются»

Провела учитель начальных классов

Дубровина Наталья Валерьевна

2015 г.

Тема урока: Как животные питаются.

Цели:

Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления, способствовать умению работать в группе, паре.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативны е – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать растительноядных, всеядных животных и хищников

Уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

Уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане:

20 урок по разделу «Царства природы», 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Схемы классификации;

Карточки с заданием;

Учебник, рабочая тетрадь;

Опорные схемы;

Справочная литература (словари, энциклопедии, справочники).

1. Организационный момент

Урок необычный. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуйте их.

Готовы к уроку? Настроены работать в полную силу? Тогда начнём урок.

2. Определение общей темы цикла уроков «Животные – живые существа»

Закройте глаза и послушайте. (звучит запись «Звуки природы (зоопарк)») (Слайд 2)

Вы, наверное, догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке?

Да, мы с вами продолжим изучать мир животных.

3. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. На экране вопросы. Перед вами листочки, на которых вы отметите + или -

    Все животные дышат кислородом.

    У слона есть шерсть.

    Пауки – насекомые.

    Человек - млекопитающее.

    Насекомые дышат с помощью лёгких.

    Все животные размножаются.

    Все рыбы не заботятся о своём потомстве.

    Кит – большая рыба.

    Кальмар помог людям придумать реактивный двигатель.

    Жаба может дышать кожей.

(Слайд 3)

Проверьте. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные.

4. Определение темы урока

Посмотрите на доску. Нам необходимо дополнить эту схему.

ПИТАЮТСЯ!

Так вот питание животных мы с вами сегодня будем изучать.

Откройте учебники на странице 102, прочитайте тему урока.

5.Определите цели урока:

Узнать что-то новое о питании животных,

Познакомиться с приспособлениями для питания животных;

Узнать, на какие группы можно разделить животных по способу питания.

6. Определите способы достижения цели:

Работа по учебнику, по тетради, в парах, группах, самостоятельно.

7. Самостоятельная работа по учебнику: чтение статьи на с.102 – 103.

На какие группы можно разделить животных по типу питания?

Кроме тех групп, которые перечислены в учебнике, есть ещё группа, которая называется падальщики.

Для того, чтобы подробнее узнать о каждой группе животных, предлагаю разделиться на группы.

8. Работа в группах: (Слайд 7)

Выбрать представителя;

Забрать у учителя опорные листы с заданием;

Поработать по учебнику, энциклопедии, по тетради;

Защитить работу своей группы.

9. Защита работ групп, обсуждение: (Слайды 8 – 12)

10. Физкультминутка (Слайд 13)

11. Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема: (Слайды 14 – 18)

А) К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

1. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы никогда не станем есть других животных!

2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения, особенно когда мы голодны. Аж зубы и когти чешутся.

3. Многие нас презирают, но мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

4.Всё, что пригодно для питания, все съедим, даже не задумаемся.

5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания (работа в парах).

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

Правильные ответы проецируются на экране.

12. Включение новых знаний в систему:

Где мы можем использовать полученные сегодня знания?

На контрольных;

В жизни (например, в лесу при встрече с незнакомым животным);

При составлении пищевых цепей.

13. Составление пищевых цепей:

Так как осталось время, предлагаю поиграть. Попробуйте составить пищевые цепи, используя знания, которые вы получили сегодня.

14. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

15. Домашнее задание: составление пищевых цепей с использованием наибольшего количества звеньев.

16. Элемент экологического воспитания:

Ребята, подумайте, что случится, если одно из звеньев пищевой цепи исчезнет? (Полностью разрушится вся цепь).

Как вы думаете, имеет ли человек право разрушать звенья пищевой цепи?

А мир животных нуждается в защите человека или нет?

На доске плакат «Мир животных», а у вас на столах ладошки из цветной бумаги.

Те ребята, которые считают, что мир животных нуждается в защите человека, прикрепите свои ладошки к плакату, а те, кто считает, что природа не нуждается в вашей защите, можете оставить эти ладошки на своих столах.

Посмотрите, все ребята нашего класса решили, что мир животных нуждается в защите человека. Это здорово!

17. Рефлексия:

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке и самостоятельно, и в парах, и в группах. Молодцы! А вам понравилось?

Тогда я попрошу вас продолжить предложения, которые вы видите на экране:

(Слайд 25)

    Мне понравилось…..

    Мне показалось интересным….

    Я узнал (узнала), что….

Спасибо за урок!