Таинство рукоположение в церковный сан. Указания для ставленников во иерея и диакона. Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторы

Во диаконы рукополагают только иподиакона, поэтому диаконской хиротонии может в тот же день предшествовать посвящение во иподиакона.

Рукоположение во диакона совершается на Литургиях святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, а также на Литургии Преждеосвященных Даров.

Поскольку диакон не совершает Таинства Евхаристии, а лишь служит при нем, хиротония над ним бывает после освящения Даров, а именно после слов архиерея: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". На Литургии Преждеосвященных Даров хиротония во диакона совершается после великого входа перед ектенией "Исполним молитву нашу Господеви". Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его.

Диакон возглашает в алтаре: "Повели", испрашивая согласия народа Божия на хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: "Повелите", испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя.

Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: "Повели, Преосвященнейший Владыко", испрашивая согласия архиерея на рукоположение.

В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один - за правую, другой - за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго - палицу и руку архиерея, после третьего творит три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия.

При первом обхождении в алтаре хор поет тропарь: "Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...", призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты.

Вторая песнь: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие..." возвещает, что по их примеру проповедью рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная.

Третья песнь: "Исаие, ликуй, Дева име́ во чреве и роди΄ Сына Еммануила..." показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя.

После того архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: "Боже, умилостивися мне, грешному", и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними возлагает главу. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает "всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему богообразные умы, - Самому Спасителю и Господу".

В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что тот готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его главу, по возглашении протодиаконом (или диаконом): "Вонмем", произносит вслух громко тайносовершительную формулу: "Божественная благодать, всегда немощна́я врачующи и оскудевающая восполняющи, проручеству́ет (имярек) , благоговейнейшаго иподиакона, во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа". Протодиакон произносит ектению об архиерее и о "ныне проручеству́емом диаконе", в это время клирики в алтаре поют: "Господи, помилуй" (трижды) , а хор медленно то же по-гречески - "Ки΄рие, эле́исон" (трижды) , пока архиерей читает молитвы.

По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и "разрешают препоясание его", то есть снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко возглашая: "а́ксиос", и хор вторит ему. Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает: "Аксиос", и клир, оба клироса по очереди повторяют этот возгла́с. Этим возглашением изъявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, соделался достойным совершать священнослужение. Далее при пении "Аксиос" ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, "стрещи΄ святая", то есть охранять Святые Дары, возводя над ними рипиду; это продолжается до возглашения: "Святая святым", после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо на нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению: "Про́сти! прии΄мше", свидетельствуя народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитве.

Священство – одно из самых загадочных Таинств. Из этой статьи Вы узнаете, чем это Таинство отличается от всех других, что такое царственное священство и какие есть канонические препятствия к рукоположению? Каким было священство в Ветхом Завете и как происходит священническая хиротония.

Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного, нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).

Смысл и значение Таинства Священства

“Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов” –

Преподобный Серафим Вырицкий

Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В или , или даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.

Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.

Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.

Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.

Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.

Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.

Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:

  • посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
  • первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
  • обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
  • первое прикосновение к Престолу;
  • преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
  • слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.

Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.

На сегодняшний день зачастую забывают о том, что в Литургии всем сердцем должны принимать участие и священнослужители и народ. Бытует мнение, что есть священник, пусть он сам все что нужно совершает и молится, а люди лишь заплатят, возьмут просвирки, поставят свечи.

Таинство рукоположения, хиротония

Установление Таинства

Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, выбравшим апостолов среди Своих слушателей и последователей, давшим им власть учить и совершать Таинства, а после Своего вознесения послал им Святого Духа, давшего им необходимые для совершения служения силы (Деян. 1, 8; 2, 4).

С того момента Божественный огонь благодати Святого Духа сохраняется в Церкви и переходит из рода в род.

Рукоположение – символ преемства благодати и власти священства. Это Таинство может быть совершено только епископом.

Степени священства

Священство имеет три степени:

  1. Диакон
  2. Священник
  3. Епископ

Этим степеням предшествуют степени церковнослужителей: чтец, певец, иподиакон.

Иподиакон же обязан облачать архиерея, прислуживать ему во время богослужения, готовить к богослужению священные одежды и богослужебные сосуды, зажигать светильники на Престоле и тому подобное.

Хиротония во диакона

Посвящение в диаконы можно обрести, будучи иподиаконом. Обязанности диакона – помогать при совершении таинств: творить прошения, призывать народ к молитвам и возносить их к Богу.

Хиротония во священника

Как во священника, так и во диакона может рукополагать только епископ. Это право сообщено епископам самими апостолами, как это ясно видно из слов ап. Павла к епископам: Титу (1, 5) и Тимофею (1 Тим. 5, 22).

Сейчас во священника рукополагают сразу после Херувимской песни, чтобы новопоставленный священник мог участвовать в освящении даров.

5 действований во Священстве:

  1. Предстоять Жертвеннику Искупителя, отдав свою собственную жизнь как жертву;
  2. Проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя миру;
  3. Благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;
  4. Приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Божия;
  5. Являть миру Божие отцовство, крестить водой, Духом Святым и пламенем Веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту.

Следом за чтением молитв архиерей передает хиротонисанному облачение священника: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник в качестве руководства для священнодействия. Принимая всё это, новорукоположенный священник обязан поцеловать полученное вместе с рукой архиерея.

Рукоположение во епископа

В древности в выборе епископа участвовал весь народ и все епископы области. После избирания свершалась непосредственно хиротония, осуществляемая главным образом собором епископов, путем возлагания рук с Евангелием с молитвами на главу хиротонисанного.

Хиротония во епископа

В настоящее время после избрания кандидата во епископа и утверждения его патриархом и Священным Синодом, происходит в здании патриархии (или экзархии) наречение его во епископа.

Наречение во епископа состоит в том, что за один или несколько дней до самого рукоположения, в присутствии патриарха и членов Синода (или в присутствии экзарха области и епископов), после обычного начала, пения тропаря и кондака в честь Святого Духа, краткой ектении и отпуста дня Пятидесятницы (обычное начало, ектению и отпуст произносит, возложив на себя епитрахиль, патриарх или первенствующий архиерей), Управляющий делами Московской Патриархии (или экзархии) читает нарекаемому во епископа указ о его избрании. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».

Обряд наречения заканчивается пением «Многая лета».

В современном мире хиротония во епископа традиционно осуществляется собором епископов с главенствующим патриархом, или, как минимум, собором двух и более епископов (Апостольское правило 1-е).

Во диакона или священника рукополагать разрешено только епископу.

Возведение (хиротесия) в чин протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита

Обряд Хиротесии указанных церковных чинов свершается на богослужении во время малого входа с Евангелием и проводится вне алтаря, чрез благословение и руковозложение, молитву, наречение в производимый чин и возглас: «Аксиос », что значит «достоин».

Ветхозаветное священство

Иерархия пришла в Православие из Нового Завета. Согласно воле Божией великий пророк Моисей поставил во священника своего брата Аарона. И был установлено, что потомки Аарона будут родом священным, будут служить скинии (в дальнейшем – ветхозаветному храму).

Важно отметить, что священство было родовым: все потомки Аарона (левиты) становились священниками.


Таинство Хиротонии, рукоположение во епископы

Новозаветное священство

Новозаветное священство установлено непосредственно Господом Иисусом Христом во время избрания 12 апостолов: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас» . Далее он отбирает 70 апостолов и дает им власть изгонять духов нечистых, совершать чудеса, исцелять больных, учить об истине Божьей.

Наконец, по своем Воскресении Христос является Своим ученикам и говорит:

«Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся».

Тем самым Господь дает апостолам особую благодать Святого Духа.

Во время Пятидесятницы и схождения Святого Духа благодать сошла на апостолов в полноте. Тогда только они делаются апостолами в полном понимании этого слова, и здесь начинается их благодатное и таинственное служение.

Что такое царственное священство

Обращаясь к верующим, апостол Петр подчеркивал:

«Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел».

Все без исключения христиане после совершения крещения обретают особенный дар Святаго Духа, дающий благодатнейшее возрождение и делающий их «родом избранным, царственным священством», священниками в этом мире.

Над кем совершается таинство священства

Об отношении Церкви к представлению во священника, епископа, диакона можно узнать из Первого Послания ап. Павла к Тимофею (3:1-13):

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».


Таинство Хиротонии в Храме Христа Спасителя

Канонические препятствия к священству

Существуют так называемые канонические препятствия к принятию священства. Не рукополагают человека, не сохранившего девства до брака (или если его супруга выходила замуж не девственницей). Он должен также иметь доброе свидетельство от внешних, т. е. не должен иметь справедливого укора от общества, от неверующих.

Есть такое правило, что ставленник не должен иметь судимости, не должен быть осужден. Даже если он уже отбыл срок, он не может быть рукоположенным. Здесь, конечно, имеется в виду осуждение справедливое, ведь существует масса примеров, что люди просидели в тюрьме много лет и были потом рукоположены, если это было гонение за веру и они никаких преступлений на совести не имеют. А если он, скажем, осужден за воровство, то он уже не может быть рукоположен.

Также не может он быть и пьяницей. Потому что если кто-то может его укорить в чем-либо даже за прошлое, то это укорение возводится как бы на Церковь; он делается поводом, причиной того, чтобы укоряли Церковь. Таким образом, он соблазняет народ и препятствует людям обращаться к Церкви.

Репутация священнослужителя должна быть непорочной, народ должен говорить о нем, как о чистом человеке, образце для подражания.

Если священник станет вдовцом, он не может больше служить. Обычный человек может жениться второй раз, а священник – нет. Если супругу священника уличили в измене, то священник не сможет ее принять, а обязан развестись с ней и принять монашество. Исключение - только один случай - когда после каких-то браков или грехов совершилось крещение. Потому что Крещение есть таинство рождения, в котором человек рождается в новую жизнь, и все, что было с ним раньше, аннулируется и уже не является препятствием к священству. Жизнь священнослужителя должна быть близка к идеалу.

Неправильная жизнь – это явная преграда священству. К таким случаям, к примеру, относятся неверующие дети священника. Если таковое имеет место быть, то рукоположение невозможно. Дети священника должны быть церковными людьми, жить правильной жизнью, в противном случае это становится серьезным поводом для отказа в священническом служении. В семье у священника должен быть порядок.

В современном мире встречаются примеры, когда люди ищут священства, имея не православных жен. Такие исключительные случаи являются полным абсурдом и явным каноническим затруднением на пути к священству. Естественно, что таких людей не рукополагают.

По утверждению апостола, невозможно воспитать прихожан, навести порядок в церковной жизни до той поры, покуда не наведен порядок в собственной семье или отсутствует воспитание в вере.

Такая строгость в отношении священнической жизни очень назидательна для нас. Так Церковь блюдет чистоту своего священства.

На вопросы об Исповеди отвечают священники

Протоиерей
АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
Клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево

Иеромонах
МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Клирик Иваново-Вознесенской епархии
г. Иваново

Иеромонах
ГЕРАСИМ (ВЕРТЕЙ)
Храм св. мученицы Татианы
г. Самара

Иерей
КЛИМЕНТ ДИДЕНКО
Клирик храма Александра Невского
г. Нижний Тагил

Протоиерей
ИГОРЬ
ШУМИЛОВ
Настоятель
храма Воскресения
cловущего,
с.Васильевское, Рузский район

– Батюшка, в споре, заступаясь за священников, мой оппонент меня спросил: “Зачем нужны священники?”. Объяснила, что священник- посредник между нами и Богом. И опять тот же вопрос “Зачем нужен посредник?” Так я и не смогла на него вразумительно (по мнению оппонента) ответить. Может Вы посоветуете, где об этом почитать?

– “Посредник между нами и Богом” – не вполне удачная формулировка… Священник служит людям, как шофер автобуса служит пассажирам. Пассажиры ничем не “хуже” или “ниже” шофера, но за руль они не садятся… // Иеромонах Макарий (Маркиш)

– Если священник много лет живет в тяжелом смертном грехе (тайно), то действительно ли Причастие на Литургии, которую он совершает?

– Порой люди, видя настоящие или мнимые грехи священника, сомневаются – действительны ли таинства, совершаемые им. На это можно ответить, что не нам осуждать других, мирян-ли, священников-ли. И в частности, суд над священником принадлежит епископу. И если священник не запрещён им в служении, то все священнодействия, совершаемые им, действительны и благодатны. Об этом пишут святые отцы и повествует Священное Предание.

Св. Иоанн Златоуст: “Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог”.

Преп. Ефрем Сирин: “Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин – не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин”.

Древний патерик: “Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение. Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. – Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: “Пресвитер твой грешник, – не позволяй ему более ходить к тебе” . Авва Марк сказал ему: “Сын мой! в Писании сказано: “не судите, да не судими будете” (Мф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, – я и сам грешник, больше нежели он”. Сказав это, он сотворил молитву, изгнал из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к Святой Трапезе, “Я увидел – рассказывал сам старец, – Ангела, сходящего с неба, – он положил руку на главу пресвитера, – и сей сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, – услышал глас, говорящий мне: “Что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия; тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Тайн предстоять гнусными пред небесною славою?”” . И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера”.

Преп. Иосиф Волоцкий, много сил отдавший на борьбу с ересью жидовствующих, однажды получил от иконописца Феодосия, сына Дионисия, известие о вопиющем случае богохульства священника-еретика. В житии преп. Иосифа Волоцкого приводится этот рассказ: «В то время живописец Феодосий, сын живописца Дионисия мудрого, рассказал Иосифу (Волоцкому) следующее чудо. Один из жидовствующих еретиков покаялся; ему поверили и даже поставили во священники. Однажды, отслужив литургию, он принес домой чашу со Святыми Дарами и вылил их в печь на огонь. Жена его в это время варила пищу и увидела в печи в огне «отроча малое», которое проговорило: «Ты меня здесь предал огню, а я тебя там предам огню» . При этом внезапно раздвинулась крыша дома, прилетали две большие птицы и взяли отроча и полетели на небо; а крыша опять покрыла избу, как и прежде. Жена пришла в сильный страх и ужас. Об этом событии она рассказала соседям».

Из рассказа жены священника, поражённой видением Богомладенца, в частности, ясно, что, так как священник, хоть и был еретиком, но не был извергнут из сана, ни даже запрещён в служении, то поэтому таинства, совершавшиеся им, были действительны. Бог совершал их и через недостойного священника ради Церкви верных. По слову преп. Ефрема Сирина, “священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин” // Иеромонах Герасим (Вертей)

– Что нужно знать, чтобы стать диаконом? И как выучиться на диакона?

– Что нужно знать, чтобы стать диаконом? Нужно знать не меньше, чем священнику или епископу. Почитайте прежде 6 слов о священстве Иоанна Златоуста. Ведь священство – это большая ответственность. Для начала нужно на приходе, на который Вы ходите сказать батюшке, что хотели бы помогать в алтаре. Когда Вас благословят на пономарство, учитесь читать апостол. Желательно записаться на курсы по пению. В муз. училищах обычно бывают такие услуги. Желательно, чтобы был знакомый батюшка или диакон, которые хорошо поют возгласы. Они подскажут как петь. Можно также ходить петь на клирос. Можно даже так: одну неделю петь на клиросе, другую неделю читать апостол. Батюшка заметит Ваше рвение и обязательно по истечении времени предложит Вашу кандидатуру архиерею, если посчитает нужным. Диакон – это украшение службы. Также, сейчас обязательным считается прежде рукоположения закончить семинарию. Во многих семинариях ставят голос. Особенно во всяких известных, на вроде Московской, Владимирской и т.п. Но там и соответствующий конкурс… Очень важно также, просто петь светские различные песни.(романсы к примеру) Я думаю, если никуда не спешить и не рваться, то Господь обязательно сподобит диаконского служения. Бог в помощь! // Иерей Климент Диденко

– Батюшка, а что может православный любить и уважать в себе?

– Самое главное - принятого в себя Христа, Тела и Крови Которого православный христианин регулярно причащается. Мы, христиане - “род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет” (1Пет.2:9) Разве это не достойно уважения? // Протоиерей Игорь Шумилов


Не могу определиться с дальнейшими обучением. Я искренне хочу стать священником и учиться в семинарии, но при этом я понимаю, что буду без высшего образования, и могут так сложиться обстоятельства что не смогу даже обеспечить свою семью. Вот и не знаю что выбрать, пойти по церковной линии или все же получить высшее образование и остаться работать в миру, думаю, что с достойной заработной платой. Что церковное дело нравится, что профессия в миру нравится…

– Основное недоумение здесь вот в чем: сегодня, дабы стать кандидатом необходимо иметь высшее образование. В большинстве случаев будущие священники получают его в семинариях, которые сейчас (в отличие от прошлого) представляют собою высшие учебные заведения. Есть и другие вузы, например, ПСТГУ, где дается адекватное духовное образование. Вам следует посоветоваться в епархиальном управлении по месту вашего жительства, возможно, переговорить лично с правящим архиереем, его викарием или епархиальным секретарем, спросить их совета о ваших дальнейших перспективах // Иеромонах Макарий (Маркиш)


Может ли человек быть священником будучи женатым второй раз?
Насколько мне известно по апостольским правилам, священник муж одной жены. В то же время мне известен, как минимум, один факт такого священства, доводилось быть на службе с участием такого человека. Просветите пожалуйста, как это возможно?

– И мне известны такие случаи, при которых дважды женатый человек служит в сане. И не один такой случай мне известен, а более, что я лично отношу на общую расхлябанность и расслабленность. И эта расхлябанность и расслабленность приводит к попиранию очевидных вещей, прописанных черным по белому: то есть священник – одной жены муж. Дважды женатый не может священствовать. Но на сегодняшний день такие случаи случаются («случаи случаются» – прошу прощения за тавтологию).

Что делать? Я думаю, что если местный архиерей в курсе происходящего, и всё совершается с его разрешения, молчаливого согласия или прямого благословения, то всю полноту ответственности за происходящее несет архиерей. И сомневаться в этом не стоит. А принимать тайны у этого священника – стоит, потому что священник священствует не личным священством, а через него церковь священствует. То есть церковь Божия актуализируется через службу конкретного священника. Если он находится в мире с церковью, и священноначалие ему это дозволяет и благословляет, то через него Дух Святой действует. Насколько это самому ему полезно – это другой вопрос. То есть в осуждение ли он священствует себе или во спасение – этого я сейчас не берусь обсуждать.

У нас ведь с католиками совершенно разное отношение к священству. Католики считают, что однажды рукоположенный в священство человек – во веки веков священник. Что с него нельзя снять священство, ему нельзя запретить священнодействовать – всё равно как в личную собственность получает хиротонию. А мы считаем, что через хиротонию мы получаем право священствовать, а, по сути, священствует-то у нас одна только церковь. Церковь, невеста Христова, священствует во Христе Иисусе. Церковь Божия, Тело Христово – церковью священствует Христовым священством.

Если тебе разрешили священствовать – вот тебе, какому-то псу шелудивому, разрешили – священствуй! Хоть бы ты был самый хороший, а тебе запретили священствовать – значит, всё! – через тебя церковь не действует! Поэтому, если власть церковная, одетая благодатью, знает нечто о человеке и говорит: «Господи, прости, пусть он служит», – пусть он служит. И Вы причащайтесь у него, хотя смущение, конечно, некое есть. А если церковь скажет: «Стоп! Хватит. Ты больше не можешь священствовать. Ты дважды женат… Ты трижды женат… Ты что-то там натворил», – всё. Шаг в сторону – и ты уже не священник, ты не священствуешь. Так что такие вещи еще могут нам встречаться на пути жизненном и не раз, и не два. Смущение умерять нужно верою в церковь. Церковь жива, и церковь действует // Протоиерей Андрей Ткачев

Последнее время задумываюсь над вопросом осталась ли Божественная Благодать, что даётся священнику при рукоположении на том, кто в последствии отлучён от Церкви? Может ли решением забрать человек то, чем одарил Бог? Эти вопросы в связи с раскольником Филаретом, очень уж страшны его проповеди и действия в Киеве. Действительно ли все Таинства, совершаемые в церкви Киевского патриархата недействительны – лишены Божьего Благословения?

– Священник и архиерей, высшие священники и другие священнодействующие лица – а не священство, благодатью данное в личное пользование. Вот католическое пасторское богословие думает примерно так: человека сделали священником – и никуда он теперь от этого не денется, и во веки веков будет священником. И даже если он тяжко нагрешит или в голове у него что-нибудь помешается, и он будет говорить вещи, противные Евангелию или церкви, то всё равно он будет священником и будет священствовать. Какая-то неотъемлемость и неупраздняемость священства присутствует в католическом понимании.

У православных – нет. Православные считают, что священник не священствует благодатью, полученной им в личное пользование однажды и навсегда. Священник священствует по мере принадлежности к церкви. Вместилище благодати – сердечная мышца, которая качает благодатную кровь – это церковь. Присутствие в церкви, живость твоя в церкви, твоя живая связь с нею – делает тебя благодатным. Благодатным может быть и мирянин. И мирянин должен быть благодатным! Когда он побеждает свои грехи и страсти, исполняет заповеди, угождает Богу – он благодатен. Благодатным должен быть и дьякон, и священник, и монах, и архиерей – по мере причастности твоего сердца, твоего существа, твоих мыслей к церкви. Стоит поссориться с церковью, отойти от нее, начать думать иначе, чем думает она – и благодать Божия уже не может или не хочет Дух Святой действовать через такого отщепенца. Если же разрыв с церковью произошел категоричный и окончательный, как у этого Филарета (но он еще жив и, может быть, он еще покается в последние дни или часы своей жизни, но на данный момент – разрыв видится окончательным) – при таком разрыве благодать Божия совсем оставляет человека. И то, что происходит с Филаретом, в силу неизбежности, распространяется на всех тех, кто считает его патриархом. Поэтому, будучи безбожным человеком – он является безблагодатным человеком и делает безбожной и безблагодатной ту общину, которая имеет вид церковности и связана с ним, как со своим патриархом. Такова правда Божия // Протоиерей Андрей Ткачев

Рукоположение во диакона

Во диаконы может быть рукоположен только тот, кто уже посвящен в чтеца и иподиакона. Поэтому в настоящее время часто бывает так, что рукополагаемый во диакона в тот же день сперва посвящается в чтеца и иподиакона (если он не был до того посвящен в эти степени).

Рукоположение во диакона может быть только за литургией, как полной, так и Преждеосвященных Даров.

Диакон не совершает Таинства Евхаристии, а только служит при нем. Поэтому хиротония над ним бывает на полной литургии уже после освящения Св. Даров, именно после слов архиерея: «И да будут милости …» На литургии же Преждеосвященных Даров хиротония во диакона совершается после великого входа, пред ектениею: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви ».

Иподиаконы приносят архиерею кафедру и ставят ее у левого угла престола. Архиерей садится на ней так, чтобы не быть спиной к Св. Дарам. Два иподиакона приводят рукополагаемого с середины церкви к царским вратам, держа свои руки на вые его, а второю рукою держа его за руки, и приклоняя его ничуща, «елико можно». Старший иподиакон говорит: Повели . Потом, поступивше мало (в некоторых местах поворачивают ставленника лицом к народу), преклоняют его опять, и второй иподиакон говорит: Повелите . Наконец, подводят его к самим царским вратам, где его принимают протодиакон и диакон, один за правую, другой за левую руку, причем протодиакон произносит: Повели, преосвященнейший владыко . Это приведение хиротонисуемого к алтарю и эти возгласы выражают призвание Божие, которое свидетельствуется народом, клиром и епископом. Войдя в алтарь, хиротонисуемый поклоняется архиерею, сидящему слева у престола на кафедре, который осеняет его рукой крестовидно. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола, что символизирует его обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Обходя престол, рукополагаемый целует его на каждом из четырех углов, в доказательство того, что он благоговейно чтит святость престола. После каждого обхода целует архиерейскую руку и «епигонатион», то есть палицу, показывая почтение к тому, через кого низводится на него благ

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Святитель Игнатий - Богоносец Российский автора (Петровская) Игнатия

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Постриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги автора

Рукоположение преп. Феодора 10. Между тем, когда дела их так преуспевали и братство их умножалось и, подобно тучной и плодоносной ниве, отлично возделываемой опытностью искусных земледельцев, приносило многократный плод Господу, тогда мудрый пастыреначальник Платон,

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители , служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью.

Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной , принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты , и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии.

Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению. Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях.

Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве.

Установление Таинства

Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1; 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2; 3, 4).

Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств.

Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства .

1. Возложение рук апостола (в послеапостольский период — епископа) на главу ставленника.

2. Соборная молитва .

Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».

Степени церковной иерархии

Клир (греч . клэрос — жребий), духовенство, причт — это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель . Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.

Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается . Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник.

Сейчас в обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священников и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ладана;

4) разжигание угля и подготовка кадила;

5) помощь дьякону во время Причащения мирян;

6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб;

8) чтение во время богослужения;

9) колокольный звон до и во время богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами.

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности:

1) иподьяконы (в древней Церкви — субдьяконы);

2) чтецы (псаломщики);

3) пономари;

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8; 8). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу, и встал читать (Лк. 4; 16).

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч . анагност) становится должностным лицом в Церкви.

Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26; 30).

Священнослужители — лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства.

1. Дьякон.

2. Пресвитер (священник, иерей).

3. Епископ (архиерей).

Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Дьякон (греч . диáконос — служитель) — священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их . Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеродьяконом , если он состоит в монашеском чине;

2) схииеродьяконом , если он принял схиму;

3) протодьяконом (первым дьяконом) , если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

4) архидьяконом (старшим дьяконом) , если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон».

Пресвитер (греч . пресвúтерос — старец), либо священник, иерей (греч . иерéос — священник) — священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» . Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч . иеромнúхос — священник-монах), если он состоит в монашеском чине;

2) схииеромонахом , если иеромонах принял схиму

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером) , если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов);

5) архимандритом , если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения);

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом.

1. К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие».

2. К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие».

Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексúй» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, — «батюшка «.

Епископ (греч . епúскопос — надзиратель) — высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина — архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель .

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех). Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора (680-681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен . Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться следующим образом.

1. К епископу: «Ваше Преосвященство «.

2. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство «.

3. К Патриарху: «Ваше Святейшество «.

4. К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются — «Ваше Блаженство «.

Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко » (имярек ).

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней .

1. Викарный епископ (или хорепископ ) — не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством.

2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.

3. Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви.

4. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

5. Экзарх (первоначальствующий епископ) — обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

6. Патриарх (отценачальник) — Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. Титул Патриарха установлен Четвертым Вселенским Собором, проходившим в 451 году в городе Халкидоне (Малая Азия). На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган — Священный Синод. В 1918 году на Поместном Соборе РПЦ патриаршество было восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Хиротония и хиротесия

Хиротония и хиротéсия — два священнодействия, коренным образом отличающиеся друг от друга. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство , а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства , но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви.

Хиротония (греч . хэир — рука и тонэо — тянуть, избирать голосованием; рукоположение ) является по большому счету первым моментом Таинства Священства. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения . Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

1. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».

2. Священника — после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

3. Епископа — перед чтением Апостола .

Хиротéсия (греч . хэир — рука и тифими — возлагаю, назначаю; руковозложение ) — богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы — из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

1. В чтеца и певца — перед чтением Часов, по облачении архиерея.

2. В иподьякона — по прочтении Часов, перед началом Литургии.

Условия действительности хиротонии

Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.

1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа , который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»).

2. Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто — при посвящении дьякона в пресвитеры).

3. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемоеабсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

4. Хиротония не может быть повторена . Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: «О двукратном Рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго Рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую бóльшую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности».

5. Непременным условием действительности епископской хиротонии является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру .

6. 29-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется».

7. Согласно 30-му Апостольскому Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен , и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их».

Чин посвящения в чтеца и певца

Чтец и певец — низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение ) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении.

Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея.

Чин посвящения в иподьякона

По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.

Чин рукоположения в дьякона

Обязанность дьяконов — помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве. Как говорится в Постановлениях Апостольских, «дьякон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера».

Рукоположение в дьякона может совершаться как на Литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии в тот же день предшествует посвящение во иподьякона.

Чинопоследование священнической хиротонии

Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в священника не положено.

Чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров, хиротонию начинают по окончании Херувимской песни после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

Хиротония во епископа

Обязанность епископа — «учить, священнодействовать и управлять» — не только совмещает во всей полноте звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав. На епископах лежит преимущественная обязанность наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. И если священник выполняет аналогичные обязанности в пределах своего прихода, то для епископа, по 58-му Апостольскому Правилу, круг окормляемых им гораздо шире — это паства всех приходов его епархии.

Епископ совершает священнодействия, которые не имеет права совершать никто более:

1) мироварение и освящение Мира;

2) рукоположение кандидатов на священнослужение;

3) благословение на церковнослужение;

4) освящение храмов и антиминсов.

Кроме того, епископы осуществляют полноту церковной власти и управления. Но власть епископа не абсолютна — он имеет над собой Законодателя и подчиняется его закону: «Епископ управляет народом Божиим совместно с пресвитерами не от своего имени и не на основе права, как получивший власть от людей, или через людей, — он управляет от имени Бога, как поставленный Богом на служение управления. Имея харизму рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством пастырей совершается согласно воле Божьей, по откровению Духа Святого».

Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский жезл.

Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея

Возведение в эти чины бывает на Литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производятся эти хиротесии вне алтаря, поскольку, по толкованию Симеона Солунского, они «суть рукоположения в различные внешние служения».

Чин награждения набедренником, палицей, митрой

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение – греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, о которых было уже рассказано, имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Оно называется еще Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!»

Над кем совершается Таинство

Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл Таинства

Чрез положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом на выборах, как депутатам. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение Таинства

Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Поставление во епископа совершается сразу после чтения Апостола (см. «Богослужение»). Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники

Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владико». Владыка благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы …», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исайе, ликуй…». Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа.

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключение он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.