Техническое содействие по линии проон финансируется. Офис по поддержке проектов программы развития оон (проон). Смотреть что такое "Программа развития ООН" в других словарях

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является важнейшим органом оперативной деятельности ООН по предоставлению помощи (финансовой, технической и иной) на цели развития. ПРООН создана в ноябре 1965 г.

Общее руководство Программой осуществляет Исполнительный совет в составе 36 членов, представляющих как развивающиеся, так и развитые страны. Возглавляет ПРООН Администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Исполнительным советом на срок, равный четырем годам. Его назначение утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. С апреля 2009 года пост Администратора занимает г-жа Хелен Кларк (Новая Зеландия).

Целью ПРООН является содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в укреплении потенциала развития. Финансовые средства ПРООН формируются из добровольных взносов государств - членов ООН, учреждений системы ООН, неправительственных организаций и частного сектора (в 2009 году - 4,7 млрд. долларов США в год).

Располагая офисами в 136 странах, ПРООН имеет самую крупную сеть представительств на местах из всех организаций системы ООН, оказывающих помощь в целях развития. Через эти представительства Программа поддерживает усилия в области развития в 166 странах, сотрудничая с правительствами и общественными организациями.

Руководители представительств Программы обычно совмещают должность резидента-координатора оперативной деятельности ООН и представляют другие структуры Организации на местах. Это же относится и к Представителю Программы развития ООН в Республике Беларусь Антониусу Бруку (Нидерланды). Г-н Брук совмещает эту должность с выполнением функций Резидента-координатора ООН в Беларуси.

Приоритетными направлениями работы ПРООН являются содействие в достижении программными странами Целей развития тысячелетия, ликвидация бедности, укрепление национальных институтов в области макроэкономического управления, защита окружающей среды, содействие занятости, улучшение положения женщин, борьба с распространением ВИЧ/СПИД и другие.

Сотрудничество Республики Беларусь и ПРООН началось в 1992 году с открытия в г. Минске постоянно действующего Представительства ООН/ПРООН и разработки Краткосрочной программы ПРООН для Беларуси на 1992 - 1994 годы. В рамках этой программы для решения социально-экономических задач Республике Беларусь выделено около 1,5 млн. долларов США.

В дальнейшем сотрудничество осуществлялось в области развития людских ресурсов, укрепления потенциала государственного управления, реструктуризации промышленности, конверсии военных городков, минимизации последствий аварии на ЧАЭС.

В период 1999-2001 и 2005−2007 годов Республика Беларусь входила в состав Исполнительного совета ПРООН.
В период 2001−2005 годов в Беларуси осуществлялись две программы ПРООН: Вторые страновые рамки сотрудничества (СРС) на 2001-2005 годы и Программа регионального сотрудничества ПРООН для стран Европы на 2002-2005 годы.

По линии СРС ПРООН оказывала поддержку Беларуси главным образом в социально-экономическом развитии, преодолении последствий аварии на ЧАЭС и здравоохранении. В период 2001 - 2004 годов в стране реализовано 28 проектов технической помощи ПРООН с объемом финансирования порядка 6 млн. долларов. К наиболее значимым из них можно отнести: “Содействие Правительству Республики Беларусь в формировании и реализации Национальной стратегии устойчивого развития”, “Укрепление механизмов партнерства и мобилизация ресурсов в целях уменьшения негативных последствий чернобыльской катастрофы”, “Совершенствование инфраструктуры инновационной деятельности в Республике Беларусь”, “Поддержка и развитие малого предпринимательства”.

В рамках Программы регионального сотрудничества осуществлялись проекты с участием Беларуси в области борьбы с нищетой, обеспечения равных условий в развитии, проведения открытой подотчетной антикоррупционной политики.

В целом деятельность ПРООН в Беларуси стала заметным фактором, способствующим решению социально-экономических задач переходного периода. Во многом это обусловлено неполитизированным подходом ПРООН к решению существующих проблем, ориентированностью Представительства на приоритеты развития и нужды нашей страны. За 1994−2005 годы (12 лет сотрудничества) по линии ПРООН в страну привлечено более 30 млн. долларов.

Третья страновая программа ПРООН для Беларуси на 2006-2010 годы утверждена Исполнительным советом ПРООН/ЮНФПА на январской сессии 2006 года. В разработке Программы принимали участие органы государственного управления Беларуси, что позволило включить в нее направления сотрудничества, которые отвечают национальным интересам страны.

В рамках программы в настоящее время реализуются более двадцати проектов международной технической помощи в пяти приоритетных областях:

  • экономический рост и повышение жизненного уровня граждан;
  • эффективное и ответственное государственное управление;
  • экологическая устойчивость;
  • реабилитация и устойчивое развитие территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • трансграничное сотрудничество.

Изначально программа предусматривала мобилизацию ресурсов для реализации проектов в размере более 33 млн. долларов США. Из регулярного бюджета ПРООН запланировано выделение 4,1 млн. долларов. Ресурсы в размере 28 млн. долларов предполагалось привлечь из других учреждений системы ООН и от международных доноров. Порядка 2 млн. долларов было запланировано привлечь из национальных источников. Вместе с тем, на практике удалось значительно превзойти запланированные показатели по привлечению средств. Общий объем средств, которые будут освоены в рамках программы, на декабрь 2010 г. составит около 70 млн. долларов США. Только за 2010 год для этих целей израсходованы средства в размере почти 20 млн. долларов США.

Самые крупные проекты осуществляются во взаимодействии с Глобальным фондом для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией. Они связаны с профилактикой и лечением ВИЧ/СПИД и поддержкой Государственной программы “Туберкулез”.

Крупные проекты при поддержке и финансировании Европейской комиссии и других международных доноров осуществляются ПРООН в Беларуси в области повышения энергоэффективности экономики и энергосбережения, социально-экономического и экологического восстановления территорий, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, расширения микрофинансирования и микрокредитования, противодействия торговле людьми и других важных областях.

В 2010 году совместно Правительством Беларуси и Представительством ПРООН разработан проект четвертой страновой программы ПРООН для Республики Беларусь на период 2011 - 2015 годов с запланированным объемом финансирования проектов международной технической помощи свыше 80 млн. долларов США. В сентябре 2010 г. он утвержден Исполнительным советом ПРООН/ЮНФПА.
С 2011 года начнется реализация новой страновой программы. Она будет проходить в рамках определенных при разработке четырех приоритетных тематических областей:

  • экономическое развитие и социальная защита;
  • энергосбережение и охрана окружающей среды;
  • предотвращение распространения ВИЧ/СПИД и профилактика туберкулеза;
  • эффективное и ответственное государственное управление, безопасность человека.

По ходу реализации программы возможны коррективы, с тем чтобы обеспечить ее полную ориентацию на поддержку выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была создана в 1965 г. и в настоящее время является одной из самых значительных и ведущих международных организаций. ПРООН содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения интересов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранительных аспектов с учетом воздействия экологических факторов.

Основной целью ПРООН является создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:

· универсальность деятельности – формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансирования приоритетных программ развития государств – членов ООН;

· глобальность деятельности – ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединений мира, что позволяет осуществлять успешное сотрудничество с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах которых реализуется эта деятельность. Представители – резиденты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности с ООН, связанной с управлением специальными целевыми фондами, координацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;

· адаптация мировых достижений – содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;

· мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности – оказание финансовой поддержки конкретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств и предоставления значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.



Важнейшими направлениями работы ПРООН являются:

· развитие потенциальных областей деятельности стран, таких как координация процессов экономической взаимопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с общественными организациями;

· содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;

· оказание помощи правительствам стран в осуществление целевых программ, отражающих стратегию национального развития;

· участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кредитные организации;

· обеспечение развития научно-технического сотрудничества между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширение доступа к современным научным знаниям и передовым технологиям;

· содействие потенциальным возможностям стран в развитии гражданских и общественных отношений, укреплении правовых основ неправительственных и общественных организаций в целях их активного участия в решении государственных проблем;

· участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценностей, связанных с использованием новаторских видов деятельности;

· создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;



· поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращение конфликтов, совершенствования основ мирового общества.

В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области развития человека и его реальных потребностей. ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.

Особую значимость в.н.в. приобретают активно реализуемые в ПРООН направления по разработке приоритетных программ в различных странах мира. Это способствует выполнению важнейших аспектов деятельности ПРООН.

В структуру ПРООН входит:

· Фонд капитального развития ООН , осуществляющий финансирование перспективных проектов развития, инфраструктуры жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах.

· Глобальный экологический фонд. Его деятельность направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня экологической устойчивости окружающей среды и защиты экосистем нашей планеты, снижении негативных последствий, вызванных наводнениями, выбросами в атмосферу технологических отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, истощением озонного слоя земли и др.

· Программа Добровольцы ООН обеспечивает направление (на добровольной основе) в развивающиеся страны подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения.

· Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспективным проектам развития в целях обеспечения помощи женщинам, повышения их статуса в обществе, расширения их участия в процессах принятия и реализации важнейших государственных решений.

В настоящее время ПРООН оказывает поддержку приоритетным государственным направлениям национального значения, которые напрямую связаны с перспективными целями в области развития стран. Это обеспечивает возможность рационального распределения ресурсного потенциала, достижения более высокого уровня взаимодействия с другими международными организациями ООН.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.

Для достижения этой цели ЮНКАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.

Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе.

В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий.

ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат расположен в Женеве (Швейцария) и насчитывает около 400 сотрудников. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 80 млн.долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемыми странами-донорами, а также некоторыми организациями в размере 24 млн. долл.

В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями системы ООН и вне ее.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН

(United Nations Development Programme)

ПРООН была создана в 1965 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2029(ХХ) на основе объединения Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи.

ПРООН имеет свои отделения в 166 странах мира и играет центральную роль в координации усилий в области развития всех агентств ООН, работающих в стране, через систему постоянного координатора. Штаб-квартира Программы находится в Нью-Йорке.

Деятельность ПРООН регулируется Исполнительным советом, в состав которой входят представители 36 государств-членов ООН. Казахстан был членом Исполнительного совета ПРООН/ЮНФПА в 2005-2008 годах.

С 17 апреля 2009 г. Администратором Программы Развития ООН является представительница Новой Зеландии - Хелен Кларк, побывавшая с официальным визитом в Казахстане в мае 2011 года.

С начала деятельности ПРООН в Казахстане в 1993 году Представительство Программы в Казахстане возглавляли пять постоянных представителя – Н.Рингроуз, Г.Берсток, Ф.Акчура, Ю.Шоджи и Х. Шу. В настоящее время резидентом-координатором ООН – Постоянным представителем Программы развития ООН является С.Тулл, вручивший верительные грамоты Президенту Н.Назарбаеву 30 марта 2011 г.

Основная цель деятельности ПРООН заключается в обеспечении устойчивого человеческого развития, т.е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и восстановлении окружающей среды.

ПРООН является основным каналом предоставления многосторонней технической и помощи развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления консультантов, поставки оборудования и др.

Программа действует фактически по всем направлениям социально-экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство, лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, экономическое планирование и государственное управление.

ПРООН представляет собой глобальную сеть ООН, занимающуюся вопросами развития, которая поддерживает изменения и дает странам доступ к знаниям, опыту и ресурсам, с целью помочь населению построить лучшую жизнь.

МИД РК

Сотрудничество Республики Казахстан

с Программой Развития ООН

Программа Развития ООН (ПРООН) является наиболее крупным агентством ООН, действующим на территории РК. При этом оно предоставляет операционные услуги другим агентствам ООН, что позволяет им оптимизировать свои расходы, а также администрирует фонды для других организаций в/вне системы ООН, в том числе Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Постоянный координатор ПРООН в Казахстане также осуществляет функции Постоянного представителя ООН, координируя деятельность всех агентств, работающих в РК.

ПРООН начала свою Программу помощи Казахстану в 1993 г. В октябре 1994 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством РК и ПРООН, охватывающее приоритетные направления деятельности Программы в Казахстане.

С 2009 г. взаимодействие осуществляется в рамках Меморандума о сотрудничестве на новом этапе национального развития. Был создан Стратегический консультативный совет во главе с заместителем Премьер-министра, определяющий области для использования грантов.

Основополагающим принципом, которым руководствуется ПРООН в своей работе, является концепция человеческого развития. ПРООН официально приняла концепцию человеческого развития в 1990 году, и начала выпускать Отчет о человеческом развитии на глобальном и национальном уровнях. В Казахстане национальный отчет выпускается с 1995 года. Каждый отчет имеет четкую тематическую направленность и стремится привлечь внимание к наиболее острым проблемам развития в стране. Вторая часть каждого отчета традиционно посвящена мониторингу индикаторов человеческого развития, как в национальном, так и в областном разрезе.

ПРООН является главным агентством ООН, ответственным за достижение Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые были приняты в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке на Саммите тысячелетия.

Отчет, выпущенный в Казахстане в 2002 г., стал первым подобным отчетом в Восточной Европе и странах СНГ, подтвердив готовность страны провести открытую оценку прогресса ЦРТ и работать для их достижения.

В 2005, 2008 и 2010 гг. в свет вышли второй, третий и четвертый Отчет о целях развития тысячелетия в Казахстане. Так как в Казахстане уже выполнен ряд задач по ЦРТ, отчеты включали в себя повестку ЦРТ+, то есть дополнительные цели, адаптированные для Казахстана.

Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) и страновая программа ПРООН являются основными документами, определяющими сотрудничество с РК, которые пересматриваются и утверждаются каждые пять лет.

ЮНДАФ является ключевым стратегическим документом для обеспечения коллективной, согласованной и интегрированной помощи системы ООН в реализации национальных приоритетов и решения проблем в рамках Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и других международных обязательств в области развития. Программа строится на пяти основных программных принципах: соблюдение прав человека, гендерное равенство, устойчивость окружающей среды, управление, ориентированное на результат и укрепление потенциала.

На сегодняшний день в Казахстане успешно реализованы программы на 2005-2009 и 2010-2015 годы. В апреле 2015 г. был одобрен текст новой «Рамочной программы партнерства между РК и ПРООН», подписание документа намечено на ближайшее будущее.

В 2005-2015 гг. программы партнерства ориентировались на активную работу по следующим приоритетным направлениям:

1) экономическое и социальное благополучие для всех;

2) демократическое и эффективное государственное управление;

3) экология и устойчивое развитие.

Общий бюджет программы за 2005-2009 гг. составил 26,4 млн., за 2010-2015 гг. – 43,8 млн. долларов США. На сегодняшний день в рамках реализации программ Правительство РК профинансировало 18 проектов на общую сумму в 19 млн. долларов США.

ПРООН поддерживает роль Казахстана в качестве формирующегося донора посредством оказания консультативно-экспертной помощи по созданию KAZAID, используя свой опыт в оказании таких инициатив. Знания и инновации, накопленные в Казахстане, могут быть совместно использованы с другими странами (Сотрудничество Юг-Юг) и ПРООН может выступить здесь в качестве соединительного моста. Например, недавно созданный Центр по снижению риска стихийных бедствий при поддержке ПРООН предлагает огромный потенциал для предоставления помощи Казахстана по всей территории Центральной и Южной Азии.

Деятельность ПРООН в Казахстане существенным образом сфокусирована на охране окружающей среды. Представительство ПРООН выстроило сильное сотрудничество с центральными и местными органами власти и продолжает работать в деле поддержки реформ по госуправлению и правам человека. Отношение между ПРООН и Правительством перерастают в новый тип партнерства, основанный на равенстве: Правительство выделило 9,8 миллионов долларов США на Совместную Программу ООН по зональному развитию в Семипалатинской области, где находится бывший испытательный ядерный полигон.

В своей деятельности ПРООН руководствуется также резолюцией ГА ООН по QCPR (Четырехлетний Всеобъемлющий Обзор Политики) – это механизм, через который Генеральная Ассамблея предоставляет общесистемное руководство для международного сотрудничества ООН и операционной деятельности на страновом уровне для развития.

QCPR предоставляет руководство по трем основным направлениям: 1) вклад операционной деятельности по национальному развитию и укреплению национального потенциала; 2) функционирование системы развития ООН, и 3) финансирование операционной деятельности системы ООН. Исполнительный Совет ПРООН одобрил семь общих приоритетов для руководства подхода ПРООН к QCPR:

1. Сделать систему развития ООН подходящей в различных условиях развития страны;

2. Позиционировать систему развития ООН, при ведущей роли ПРООН, на страновом уровне при реализации новых соглашений по развитию, в том числе устойчивого развития и эффективных программ по развитию сотрудничества;

3. Выработать перспективные цели, ориентированные на конечный результат в деятельности ПРООН и системы развития ООН;

4. Оборудовать систему необходимыми инструментами для обеспечения эффективной координации на страновом уровне, где это необходимо и на основе присутствия ООН и потребностей стран;

5. Увеличить гибкость и национальную принадлежность общего странового программирования и инструментов;

6. Создать условия для продолжения ведущей координирующей роли ПРООН в рамках системы развития ООН;

7. Обеспечить долгосрочную и предсказуемую базу для финансирования операционной деятельности ООН в деле развития.

В 2013 году Исполнительный совет ПРООН одобрил принципы стратегического присутствия ПРООН на страновом уровне. При этом было определено 17 стран со средним уровнем достатка, в том числе – Казахстан, которые в 2016-2018 гг. будут переведены в категорию стран-доноров.

В этой связи, в 2016-2017 гг. принимающая страна должна будет взять на себя финансирование 75% стоимости содержания офиса Программы, а начиная с 2018 г. – 100%. В настоящее время годовой бюджет странового офиса ПРООН в РК составляет 2,5 млн. долларов (1,95 млн. – содержание штата, 0,55 млн. – операционные расходы).

Кроме того, согласно нормативам ПРООН необходимо, чтобы Правительство РК ежегодно выделяло не менее 12 млн. долларов на реализацию проектов.

По итогам заседания под председательством Премьер-Министра РК К.Масимова в декабре 2014 г. было принято решение выделить необходимые для продолжения сотрудничества с ПРООН средства.

В настоящее время ведется проработка технических аспектов данного вопроса.