Юрий лисянский известный российский мореплаватель

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ

Уже в начале нашего столетия известный историк великий князь Николай Михайлович Романов замечал, что имя второго капитана - участника первого кругосветного плавания (1803–1806) «предано незаслуженному забвению. Насколько помнят Крузенштерна, настолько мало известен спутник его и сотрудник Лисянский».

Современная история также пришла к выводу, что «общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом кругосветном путешествии не соответствует действительности. Не меньшее, если не большее, значение в проведении всей экспедиции сыграл Ю.Ф. Лисянский, и если он до сих пор оставался менее известным в широких кругах географической литературы, чем Крузенштерн, то только по своей исключительной скромности».

Сами современники Лисянского говорили о том, что «нашлись люди, которые, по присущей ли каждому человеку слабости или по другим причинам, старались исказить святые чувства русского моряка и очернить благороднейшего человека».

Возможно, все эти причины и объясняют непростую судьбу одного из главных участников первого кругосветного плавания на кораблях российского флота.

Юрий Федорович Лисянский родился 2 февраля 1773 года в малоросском городе Нежине в семье местного священника.

Основы грамоты Юрий прошел под руководством своего отца Федора Герасимовича Лисянского. Затем в десятилетнем возрасте он был отвезен в Петербург для поступления в Морской кадетский корпус. Немалую роль в поступлении Юрия в кадетский корпус сыграл российский канцлер князь А.А. Безбородко.

Именно в кадетском корпусе, переведенном в этом время в Кронштадт, и началась дружба Юрия Лисянского со своим однокашником Иваном Крузенштерном, дружба, связавшая их на всю оставшуюся жизнь.

Уже в первый год обучения Юрий освоил греблю на шлюпках, на второй год научился обращаться с парусом и румпелем. Немалую роль в формировании взглядов Лисянского оказал профессор корпуса Н.Г. Курганов - автор трудов «Универсальная арифметика», «Российская универсальная грамматика» и «Письмовник».

В связи с началом русско-шведской войны 1788–1789 годов и нехваткой на судах Балтийского флота личного состава Адмиралтейств-коллегия постановила досрочно выпустить из Морского корпуса гардемаринов посредине курса, присвоив им младшее офицерское звание «за мичмана». Среди выпускников был и Юрий Лисянский, посланный в эскадру адмирала С.К. Грейга на фрегат «Подражислав», находившийся под командованием Гревенса.

Боевое крещение Юрий Лисянский принял в сражение при Гогланде 6 июля 1788 года. В первом бою Лисянский заслужил одобрение капитана корабля, увидевшего в молодом гардемарине способного офицера русского флота.

После окончания боевых действий на Балтике Лисянский на протяжении трех лет нес службу на боевых кораблях русского флота. В 1793 году он был произведен в лейтенанты.

В конце года Адмиралтейств-коллегия постановила направить группу молодых офицеров в Англию для прохождения морской практики в дальних плаваниях. В эту группу был включен и Лисянский. Вместе с Крузенштерном он был зачислен на корабли эскадры Ф. Мэррея, которая отправлялась в Северную Америку. Лисянский находился на фрегате «Луазо», шедшим вместе со всей эскадрой к вест-индским островам. Во время плавания он побывал на островах Антигуа и Невис, где едва не погиб от желтой лихорадки.

Вест-индские острова поразили Лисянского своей экзотической природой, своеобразным бытом местного населения. Но он не мог не замечать и рабскую зависимость, в которой были местные уроженцы, и издевательства над ними британских колонизаторов.

После пребывания на острове Антигуа Лисянский писал: «Об Вест-Индии я Вам могу сказать коротко, что она наполнена неграми, невольниками европейцев, которые производят сахар, кофе, ром и прочие продукты жарких климатов для своих господ… Я бы никогда не поверил, что англичане могут так жестоко обходиться с людьми, ежели бы не был сам тому свидетелем на острове Антиго, где нередко случалось видеть несчастных арапов, употребляемых вместо лошадей».

Пользуясь тем, что «Луазо» стал на ремонт, Лисянский добился у командира фрегата предоставления отпуска и использовал его для посещения Соединенных Штатов Америки. Зимой 1795–1796 годов он побывал в Филадельфии, Бостоне, Нью-Йорке, где был лично принят первым американским президентом Джорджем Вашингтоном, а также другими политическими деятелями молодого государства. Он побывал также на верфях и доках, где наблюдал за строительством судов.

Весной Лисянский возвратился в Галифакс и несколько месяцев спустя вместе с Крузенштерном отправился в обратное плавание в Англию.

В середине марта Лисянский и Крузенштерн на военном корабле «Резонабл» отправились из Портсмута и к началу июня приплыли к мысу Доброй Надежды. Здесь Лисянский задержался на несколько месяцев. Молодой офицер знакомился с бытом голландских колонистов, собрал коллекцию местной флоры и экзотических раковин. Побывал он и на недавно открытом острове Святой Елены.

В январе 1799 года Лисянский прибыл в Индию, где пробыл более трех месяцев. В это время британское командование готовило наступление англо-индийских войск против правителя Майсера Тилу - союзника Франции. Лисянский, не желающий участвовать в чуждой ему войне, добился разрешения британского командования покинуть Индию и отправиться с английской экспедицией к берегам Австралии.

Однако почти одновременно пришел приказ Павла I ко всем русским офицерам, находившимся на кораблях британского флота, немедленно вернуться в связи с разрывом дипломатических отношений с Англией и подготовкой военного союза с наполеоновской Францией.

После возвращения в Россию Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты.

Вскоре после своего возвращения в Россию Крузенштерн подал докладную записку о необходимости организации кругосветной экспедиции. Организацию экспедиции взяла на себя недавно учрежденная Российско-Американская торговая компания, взявшая на себя и все расходы. Руководителем экспедиции был назначен Крузенштерн, а его помощником стал Лисянский. Таков был выбор самого начальника экспедиции. Впоследствии он так объяснял свой выбор:

«Путешествие наше долженствовало быть продолжительно, и для благополучного окончания оного требовалось общей ревности, всегдашнего единодушия, честных и беспристрастных поступков. Противление сему могло бы подвергнуть нас многим весьма неприятным, а может быть, и бедственным приключениям, тем более что вся экспедиция хотя и состояла из людей военных, однако была не совсем военная, но частью и коммерческой. Таковые причины налагали на меня обязанность избрать начальником другого корабля человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе. Таковым признал я капитан-лейтенанта Лисянского, имевшего как о морях, по коим нам плыть надлежало, так и о морской астрономии в нынешнем усовершенствованном ее состоянии достаточные познания».

В сентябре 1802 года Лисянский вместе с кораблестроителем Разумовым был направлен за границу для закупки кораблей для предстоящего плавания. Вначале они побывали в Гамбурге и Копенгагене, но подходящих судов найти так и не смогли, после чего отправились в Лондон. Здесь ими были приобретены два корабля «Леандр» и «Темза». В начале июня оба судна прибыли в Кронштадт, где получили новые наименования, «Леандр» стал «Надеждой», а «Темза» - «Невой».

Незадолго до выхода в плавание в ноябре 1802 года Лисянский был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, согласно положению, за участие в 18 морских кампаниях.

В 10 часов 7 августа 1803 года «Надежда» и «Нева» снялись с якоря и отплыли от кронштадтского порта.

В продолжение почти всего плавания Лисянский находился на «Неве», при этом поддерживая тесную связь с «Надеждой».

«Неве» было поручено доставить грузы в русские колонии на острове Кадьяк и на побережье Аляски.

Первые дни начавшегося плавания сопровождались жестокими штормами, в которые попали оба судна.

К середине декабря корабли Крузенштерна и Лисянского подошли к острову Святой Екатерины, где командиры судов предполагали пополнить запасы пресной воды и запастись провизией. Однако вскоре выяснилось, что мачты на «Неве» прогнили и их необходимо срочно заменить новыми. Поскольку остров Св. Екатерины был богат лесом, изготовить новые мачты не составило особого труда, однако на это ушло около пяти недель.

По пути к Маркизским островам Лисянский задержался на несколько дней на острове Пасхи, где произвел несколько астрономических наблюдений. Он уточнил координаты местоположения острова. Так он исправил ошибку, некогда допущенную Джеймсом Куком, давшим неверные координаты острова Пасхи в своих сочинениях.

Кроме того, Лисянский составил словарь языка местного населения, в который включил около сотни наиболее распространенных слов и выражений.

Расставшись с Крузенштерном у Гавайских островов, Лисянский взял курс к острову Кадьяк. Пройдя труднейшее плавание в течение двадцати трех дней, капитан «Невы» уже приближался к последнему пункту своего назначения - Русской Америке. Однако, войдя в гавань острова Кадьяк, он узнал новость, которая разом изменила его планы - русская укрепленная фактория на острове Ситка вблизи Аляски была внезапно атакована индейским племенем колошей, которых в свою очередь подстрекали к этому трое американских матросов. Немногочисленные русские поселенцы и(але-уты не могли противостоять достаточно хорошо вооруженному племени колошей и были перебиты, строения были сожжены, сожжено и русское судно, разграблены склады с мехами.

Чтобы восстановить на острове порядок, на Ситку лично отправился Управляющий Российско-Американской компании А.А. Баранов. Перед своим отъездом он оставил письмо Лисянскому с призывом незамедлительно следовать к нему на помощь. Лисянский взял курс на Ситку и скоро подошел к острову. При содействии артиллерийского огня с «Невы» на берег был высажен десант, и скоро матросы восстановили контроль над островом.

На месте прежней сожженной была заложена новая крепость под названием Ново-Архангельск.

Во время полуторогодового пребывания в Тихом океане Лисянский составил описание островов Кадьяк и Ситка, а также описания двух небольших островов, некогда открытых Чириковым. Этим островам он присвоил имена Чичагова и Круза.

В сентябре 1805 года на «Неву» был погружен груз пушнины, и шлюп вышел в открытое море. Вначале Лисянский намеревался идти к Кантыку, а затем взять курс на Ландронские (Марианские) острова. Этот маршрут тем более привлекал командира шлюпа, что им до этого никто не проходил, и Лисянский ожидал сделать здесь новые открытия. Вначале признаков земли обнаружить не удалось, но уже спустя несколько дней «Нева» вплотную подошла к коралловым рифам, едва не наткнувшись на них. Здесь и был обнаружен ранее никому неизвестный необитаемый остров. Вся команда «Невы» настояла на том, чтобы новый остров получил имя Лисянского. Недалеко обнаружился и не обозначенный на карте коралловый риф. Его Лисянский назвал «рифом Крузенштерна».

Во второй половине ноября «Нева» находилась в районе Марианского архипелага. Шлюп уже прошел между островами Тинианом и Гуаном и сейчас направлялся к острову Формоза. И здесь неожиданно разразился страшный тайфун. Корабельные снасти оказались изорваны, шлюпка, висевшая за кормой, была разбита в щепки, все, что находилось на палубе было смыто в море. Вся команда откачивала из трюма помпами хлынувшую туда воду. Несмотря на то, что лежавший там груз ценных мехов удалось спасти, часть из них подмокла и стала гнить, и эти меха пришлось выбрасывать за борт.

3 декабря на рейде Макао произошла встреча между экипажами «Невы» и «Надежды». Дальнейший их путь лежал вдоль берегов Китая, Индии, мыса Доброй Надежды в Европу.

Отплыв в феврале 1806 года от берегов Китая, шлюпы к началу апреля приблизились к берегам Южной Африки. Здесь они попали в полосу густого тумана и вновь потеряли друг друга.

Подсчитав, что запасов продовольствия хватит на целых три месяца, Лисянский решился плыть прямо в Европу, не заходя ни в один порт. В конце апреля «Нева» вышла в Атлантический океан и 9 мая пересекла Гринвичский меридиан. Через месяц шлюп уже плыл в районе Азорских островов, а в конце июня вошел в гавань Портсмута. Весь этот долгий путь из Южного Китая до Портсмута «Нева» прошла в 142 дня, не понеся при этом ни потерь, ни повреждений своего судна. До этого почти ни одно судно Европы не ставило таких рекордов в скорости плавания.

Небольшой ремонт был сделан лишь в Портсмутском порту. Пока «Нева» стояла в Портсмуте, англичане, как вспоминал впоследствии Лисянский, «весьма любопытствовали видеть первый российский корабль, совершивший столь важное путешествие».

После возвращения из плавания Лисянский стал готовить к печати описание своего путешествия. Однако дело продвигалось туго. В адмиралтейском департаменте ему дважды отказали, сославшись на «множество погрешностей против российского языка и слога». И тогда Лисянский сам решил готовить свой труд к изданию на собственные средства. Для этого он решил выйти в отставку, чтобы иметь больше времени для подготовки труда.

Он потратил на это 18 500 рублей, и все же в 1812 году ему удалось выпустить книгу в свет. В 1814 году книга Лисянского была переведена на английский язык.

Оставшуюся часть своей жизни капитан 1-го ранга Юрий Федорович Лисянский провел в отставке, занимаясь воспитанием сыновей. Лето он проводил в имении своей жены Кобрино, близ Гатчины, некогда принадлежавшем предкам А. С. Пушкина Ганнибалам.

Весной 1820 года Лисянский был награжден шведским орденом Меча.

26 февраля 1837 года он скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На его могиле на собранные морскими офицерами средства был поставлен памятник, эскиз которого нарисовал сам капитан. На постаменте лежит железный якорь - такой, какими были якоря «Невы», которую водил по волнам морей Юрий Федорович Лисянский.

Его имя носит полуостров на побережье Охотского моря, гора на Сахалине и один из Гавайских островов.

Из книги Пирогов автора Порудоминский Владимир Ильич

Иван Федорович Буш. [о нём в тексте]

Из книги Ты помнишь, товарищ… Воспоминания о Михаиле Светлове автора Либединская Лидия

Из книги На виртуальном ветру автора Вознесенский Андрей Андреевич

Пруст Федорович Прустовское утраченное время нынче материализуется - как в федоровской «Философии общего дела». Меж нас проступает, беспокоя меня, фантом памяти - некий Пруст Федорович.Пермский Полунощный Спас сидит на тюремной лавке. Он прислушивается к

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

КЕРЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ (род. в 1881 г. – ум. в 1970 г.) Лидер Февральской революции 1917 г. в России, диктатор революционной России в июле – октябре 1917 г. Александр Керенский родился в Симбирске на 11 лет позже Ленина – 22 апреля 1881 года в дворянской семье. Отец его был

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич

ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ Время близится к девяти часам. Редакция оживает. Слышу, как спешат по коридору литсотрудники, корректоры, машинистки. Каждого узнаю по походке. Вот проскрипел пол под грузной фигурой сотрудника общественной приемной редакции Федора Федоровича. Значит,

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

САМАРИН Юрий Федорович (1819–1876), известный публицист, историк и литературный критик славянофильского направления. Он познакомился с Гоголем в Москве в 1840 году, а позднее и подружился. С. присутствовал на именинном обеде Гоголя у М. П. Погодина 9 мая 1840 г.24 декабря н. ст. 1844 г.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович 22.5(3.6).1881 – 10.5.1964Живописец. Инициатор выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Живописные полотна «Розовый куст» (1900), «Сад» (1900), «Рыбы при закате» (1904), живописные серии «Франты» (1907), «Парикмахеры» (1907–1908), «Венеры»

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛИКИАРДОПУЛО Михаил Федорович псевд. М. Ричардс, Эллин;9.3.1883 – 17.11.1925Литератор, переводчик (Оскар Уайльд и др. англ. писатели), журналист, драматург. Секретарь журнала «Весы» (с 1906). Секретарь дирекции Московского Художественного театра (1910–1917). С 1916 – за границей.«Весной 1904

Из книги Золотые звезды курганцев автора Устюжанин Геннадий Павлович

МАРКС Адольф Федорович 2.2.1838 – 22.10(4.11).1904Книгоиздатель, издатель журнала «Нива» (1870–1918). По завещанию Маркса издательство в 1907 преобразовали в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркса» (основной пай принадлежал вдове – Л. Ф. Маркс).

Из книги автора

МОНАХОВ Николай Федорович 18(30).3.1875 – 5.7.1936Актер эстрады и оперетты, после революции – драматический актер. На сцене с 1895. Участвовал в спектаклях московского Свободного театра (1913–1914). Лучшие роли – Афанасий Иванович («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Калхас

Из книги автора

МЯСИН Леонид Федорович 27.7(8.8).1895 – 15.3.1979Артист балета, балетмейстер. Ученик А. Горского. Танцовщик московского Большого театра (1912–1914). Помимо балета занимался драматическим искусством, участвовал в спектаклях Малого театра. Премьер труппы Дягилева, заменивший

Из книги автора

НУВЕЛЬ Вальтер Федорович 14(26).1.1871 – 13.3.1949Композитор-любитель, сотрудник и биограф С. Дягилева, член редакции журнала «Мир искусства», основатель «Вечеров современной музыки». Чиновник особых поручений канцелярии Министерства Императорского Двора.«Имя это ничего не

Из книги автора

ПЛАТОНОВ Сергей Федорович 16(28).6.1860 – 10.1.1933Историк, академик АН (1925; академик РАН с 1920). С 1899 – профессор Петербургского университета. До 1896 состоял помощником редактора «Журнала Министерства народного просвещения». Член Ученого комитета Министерства народного

Из книги автора

Из книги автора

СТЕННИКОВ Афанасий Федорович Афанасий Федорович Стенников родился в 1904 году в селе Речкино Белозерского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Беспартийный.После окончания Речкинской сельской приходской школы работал в хозяйстве

О первой русской «кругосветке» Крузенштерна и Лисянского написано немало научно-исследовательских трудов, исторических монографий, художественных произведений. Только история распорядилась так, что капитану первого ранга Юрию Фёдоровичу Лисянскому – одному из руководителей и главных участников и этой легендарной экспедиции – во всех них суждено было оставаться «на вторых ролях».

Его имя неизменно упоминается благодарными потомками лишь после имён всемирно известного путешественника адмирала И.Ф. Крузенштерна и другого, не менее известного участника кругосветного плавания – «спасителя» Русской Америки камергера Н.П. Резанова. Крузенштерн остался в памяти, как инициатор и руководитель экспедиции; красавчик Резанов покорил сердце испанской красотки Кончиты и, стараниями поэтов и драматургов, романтическая история «Юноны» и «Авось» завоевала весь мир. Что же досталось Лисянскому? Ничего, кроме кратких упоминаний в специальной литературе, биографических справочниках и общих трудах, посвящённых первому русскому кругосветному плаванию.

Между тем, капитан Ю.Ф. Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, был назначен одним из руководителей знаменитой экспедиции. Известно, что шлюп «Нева», под его командованием большую часть пути проделал самостоятельно. Это следовало, как из планов экспедиции (у кораблей были отдельные задания), так и из погодных условий: «Нева» и «Надежда» часто теряли друг друга из-за туманов и штормов. Кроме того, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув земной шар и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Англию (без заходов в порты), «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды». Её экипаж во главе с Лисянским первым чествовали в европейских портах, как настоящих героев. По возвращении, И.Ф. Крузенштерн опередил капитана Ю.Ф. Лисянского, поспешив как можно скорее представить свой доклад о результатах экспедиции. И вся слава первого русского кругосветного путешественника, а также немалые почести и награды достались ему. Лисянский же и по сей день считается лишь другом и верным соратником этого выдающегося человека, «идеальным исполнителем» его великих решений. Ведь двух героев одного и того же события быть не может! Даже свой труд о совершённой экспедиции капитану «Невы» пришлось издавать на собственные деньги…

Но если обратиться к общеизвестным фактам, получается, что именно Ю.Ф. Лисянскому первое русское кругосветное плавание в наибольшей степени обязано своим успехом. На его плечи легли заботы по закупке судов и снаряжения, оснащения экспедиции, подготовке моряков и решению массы всевозможных «технических» проблем, до которых не доходили руки у других руководителей экспедиции. Во время путешествия, пока Крузенштерн и Рязанов ссорились, выясняя, кто из них на «Надежде» главный, Ю.Ф. Лисянский ни на йоту не отступил от поставленных перед мореплавателями важнейших задач. Вместе с представителями Академии наук он составлял описание новых земель, собирал этнографический материал, сделал массу открытий в области гидрологии, географии, океанографии, открыл и описал несколько неизвестных островов, один из которых был назван его именем. Экипаж «Невы», находясь более года близ острова Кадьяк, вместе с поселенцами русской колонии Баранова отбивал набеги индейцев, участвовал в разведке территорий Аляски, закладке новых посёлков и строительстве русской крепости Ново-Архангельск, куда впоследствии командор Резанов пригнал свои «Юнону» и «Авось».

К сожалению, в историю берут не всех. Имена И.Ф. Крузенштерна, Н.П. Резанова и даже «американца» графа Фёдора Толстого, высаженного экспедицией за недостойное поведение на одном из Алеутских островов, в XIX веке были более на слуху, чем имя талантливого мореплавателя и исследователя Ю.Ф. Лисянского.

Поэтому сегодня, почти два с половиной столетия спустя, не лишним будет вспомнить об этом человеке, одном из подвижников и великих сынов России.

Боевая юность

Юрий Лисянский родился в Малороссии, в городе Нежин. Его отец был священником, протоиереем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. И одному Богу ведомо, каким образом сын священника из степного украинского городка, никогда прежде не видевший моря, в 10-и летнем возрасте попал в Морской кадетский корпус в Петербурге, где, по преимуществу, учились дворяне и офицерские дети. В корпусе Лисянский подружился с И.Ф. Крузенштерном, и сохранил эту дружбу на всю свою жизнь.

В 1786 году, в возрасте 13-и лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Юрий Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На этом же фрегате он получил своё боевое крещение в Гогландском сражении во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Пятнадцатилетний гардемарин Лисянский участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе при Эланде и Ревеле. В 1789 году был произведен в мичманы.

До 1793 года Ю.Ф. Лисянский вместе с Крузенштерном служил на Балтийском флоте, а в 1793 году он был произведён в лейтенанты и направлен волонтёром в числе 16 лучших морских офицеров в Англию. Четыре года он совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях Королевского флота Англии против республиканской Франции, особо отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен. Лейтенант Лисянский бороздил моря и океаны почти по всему земному шару. Сражался с пиратами в водах Северной Америки, путешествовал по США, в Филадельфии лично встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, затем на американском корабле был в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от жёлтой лихорадки. В 1796-99 годах он сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

27 марта 1797 года Ю.Ф. Лисянский был произведён в капитан-лейтенанты. В 1800 году он, наконец, вернулся в Россию, обогащённый большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики. Значительно пополнились его знания и в области естественных наук. В то время в России такие кадры были буквально наперечёт, поэтому капитан-лейтенант сразу же получил должность командира фрегата «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях Юрий Лисянский был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. За границей офицер преуспел не только в практике мореходства и морских сражениях. Он отлично знал и теорию.

Так, в 1803 году в Санкт-Петербурге вышла книга Клерка «Движение флотов», в которой обосновывались тактика и принципы морского боя. Перевод этой книги с английского языка был выполнен лично Лисянским.

Подготовка кругосветной экспедиции

В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки, Курильских и других островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С проектом кругосветной экспедиции неоднократно выступал так же и друг Лисянского – И.Ф. Крузенштерн, но пока молодой император Александр I и другие влиятельные вельможи не стали пайщиками РАК, дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.


Первоначально проект, подготовленный совместными усилиями РАК и Крузенштерна, был вручён министру военно-морских сил графу Кушелеву, но не встретил у него поддержки. Граф не поверил, что такое сложное предприятие окажется под силу отечественным морякам. Ему вторил привлечённый к оценке проекта как эксперт адмирал Ханыков. Он настоятельно рекомендовал нанять для первой кругосветки под флагом России моряков из Англии. К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил стал адмирал Н.С. Мордвинов. Он не только поддержал Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания два корабля, чтобы в случае необходимости они могли помочь друг другу в долгом и опасном плавании. Тогда Крузенштерн решил привлечь к подготовке экспедиции своего товарища Лисянского – это был моряк высокого класса, и человек, которому он мог довериться в трудной ситуации. По рекомендации Крузенштерна, Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из руководителей экспедиции.

В те времена Россия уже располагала парусными судами высокого класса, но ни одно из них не участвовало в столь длительных переходах. Морские чиновники не понадеялись на отечественных кораблестроителей, и осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым Лисянский был командирован в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. Выбор пал на 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением в 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением в 370 тонн. Первый парусник был переименован в «Надежду», второй - в «Неву».

Выбирая корабли, Лисянский, несомненно, взял лучшее, что могло быть предложено ему в пределах выделенной суммы. За «Неву» и «Надежду» было уплачено 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени. Собственно, цена обоих шлюпов была равна 17000 фунтов стерлингов, но за их «исправления» пришлось доплатить ещё 5 000 фунтов. Несмотря на заломленную иностранцами цену и относительную «молодость» обоих кораблей («Надежда» насчитывал три года со дня своего спуска на воду, «Нева» - всего лишь пятнадцать месяцев), покупка оказалась не вполне удачной. После первого же серьёзного шторма шлюпы пришлось заново конопатить, а мачта «Невы» оказалась гнилой и скоро надломилась. Её заменили уже в ходе путешествия в одном из портов. Однако корабли уцелели в страшных штормах у берегов Японии и мыса Доброй Надежды, прошли все испытания и успешно вернулись домой.

В Англии Лисянский купил также ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонина, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым.

Лисянский и Крузенштерн лично подбирали экипажи из лучших русских матросов и офицеров, причём исключительно на добровольной основе. В те времена в армию и флот брали крепостных, обычно никто не считался с желаниями этих людей. Но руководители экспедиции считали, что для кругосветного путешествия такой метод подбора команды неприемлем, поэтому добились разрешения набирать только желающих.

Охотников идти в кругосветное плавание оказалось очень много.

«...Если бы принять всех охотников, явившихся с просьбами о назначении их в сие путешествие, - писал Крузенштерн, - то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матросами Российского флота».

Тщательно подбирался и офицерский состав. Среди офицеров «Надежды» были такие опытные моряки, как старший лейтенант М.И. Ратманов - участник многих боевых кампаний на Балтийском, Черном и Адриатическом морях, лейтенант Пётр Головачев, мичман Фаддей Беллинсгаузен, открывший впоследствии вместе с М.П. Лазаревым Антарктиду; на «Неве» служили лейтенанты Павел Арбузов и Петр Повалишин, мичман Федор Коведяев и Василий Верх, впоследствии видный историк флота. В экспедицию были включены учёные - астроном И. К. Горнер, естествоиспытатели В. Г. Тилезиус фон Тиленау и Г. И. Лангсдорф. Командиры и офицеры кораблей располагали большим количеством карт и различной научной литературой по мореплаванию и описанию путешествий предшествующих экспедиций. Разработку методических программ для ведения научных наблюдений в кругосветном плавании осуществляла Петербургская Академия наук. К составлению инструкций были привлечены выдающиеся русские ученые: академики В. М. Севергин, А. Ф. Севастьянов и проф. Т. А. Смеловский.

Когда уже почти всё было готово, неожиданно выяснилось, что Крузенштерн должен взять на борт «Надежды» посла России в Японию – представителя РАК и камергера высочайшего двора Н.П. Резанова, вместе с его многочисленной свитой.

Длина капитанского корабля «Надежда» составляла 35 метров, ширина - 8,5 метра; «Нева», находящаяся под командованием Лисянского, была и того меньше. На борту «Надежды» находилось 84 человека. Ко всему прочему корабль вёз в Охотск товары, провизию с запасом на два года и подарки для японцев в числе 50 ящиков и тюков. Свита посла значительно потеснила команду. Из-за тесноты и скученности два высших чина экспедиции - Крузенштерн и Резанов - не имели отдельных кают и ютились в одной маленькой капитанской каюте (6 кв.м), что мало способствовало улучшению их отношений. Среди спутников Резанова оказалось много случайных людей, которым цели путешествия Крузенштерна были глубоко безразличны. Обязанность же подчиняться общей дисциплине на корабле рассматривалась ими как ненужная условность. К тому же Крузенштерн, считая себя главой экспедиции, изначально не был оповещён о полномочиях камергера Резанова, которому было высочайше поручено общее руководство всем проектом.

Начало экспедиции

В 10 часов утра 26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция вышла из Кронштадта в далёкий путь, «не испытанный до того россиянами». В октябре она достигла Тенерифе (Канарские острова), а 14 ноября 1803 года в Атлантическом океане «Надежда» и «Нева» под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны Лисянский и Крузенштерн сблизили свои шлюпы, стоя на мостиках в парадных костюмах при шпагах. Над экватором трижды грянуло русское "ура!", а матрос со шлюпа «Надежда» Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков со вступлением в южное полушарие. Знаменательная деталь: англичане и французы, как и представители других морских наций, побывавшие на экваторе ранее наших соотечественников, прошли мимо важного научного открытия, сделанного русскими моряками: Лисянский и Крузенштерн обнаружили никем до них не описанные экваториальные течения.

Конфликт Крузенштерна и Резанова

На пути в Бразилию Н.П. Резанов вдруг объявил о том, что, будучи главой посольства, является также и руководителем экспедиции. Офицеры восприняли эту новость с большим скепсисом: как мог сухопутный человек командовать кораблями? Морской устав гласил, что старшим на судне во всех случаях и всегда является капитан. А тут получалось, что капитанов два. Обстановка двоевластия накалилась до предела на Маркизских островах, когда Крузенштерн отдавал одни приказы, а Резанов противоположные. Господин камергер заявил, что поздно пускаться в плавание вокруг мыса Горн, а нужно идти сразу в Японию, похоронив, таким образом, все планы кругосветного путешествия. Крузенштерн и Лисянский на это не пошли. Моряки потребовали от Резанова публично огласить его полномочия, подписанные императором. Хоть Резанов их и зачитал, ему никто не поверил. Лисянский в этом конфликте, скорее всего, принял сторону моряков и Крузенштерна, но впоследствии предпочёл более не ввязываться в их споры.

Как только в феврале 1804 года «Надежда» и «Нева» обогнули Южную Америку (мыс Горн) и вышли в Тихий океан, Лисянский сразу направился к острову Пасхи, где нанёс на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах.

У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли соединились и вместе проследовали к Гавайскому архипелагу. Между тем, конфликт Резанова и Крузенштерна на Маркизских островах достиг своего апогея. Резанов заперся в своей половине каюты и не выходил на палубу, что избавляло его от необходимости объяснений. С Крузенштерном он общался только при помощи записок.

Помимо конфликта с Резановым, «бичом» всей первой части экспедиции являлся граф Фёдор Толстой – в будущем знаменитый дуэлянт, получивший в петербургских салонах прозвище Американец. Толстой случайно, спасаясь от ответственности за дуэль, попал в свиту посла Резанова, и в течение плавания ухитрился перессорить между собой весь экипаж «Надежды». Его безобразные выходки, как на берегу, так и на судне буквально взбесили Крузенштерна, который, после ссоры с Лисянским, счёл нужным перевести это «сокровище» на «Неву». Но и здесь граф не успокоился: напоил корабельного священника, припечатав его бороду к палубе корабельной печатью; во время стоянки в Бразилии устроил перестрелку с местными полицейскими, на Маркизских островах покрыл всё своё тело с ног до головы татуировками. По предположению родственника и биографа Ф.А. Толстого – С.Л.Толстого (сына Л.Н. Толстого), не Крузенштерн, а именно Лисянский не то чтобы высадил, а просто «забыл» беспокойного пассажира на одном из малоизвестных островов Алеутского архипелага. И хотя корабельными журналами «Невы» и «Надежды» это никак не подтверждается, версия С.Л. Толстого выглядит наиболее вероятной. «Американец» был высажен не на континент, а на остров, где провёл несколько лет в обществе тех самых индейцев-колошей, с которыми конфликтовали русские поселенцы на Ситхе.

Первое «автономное» плавание

От Маркизских островов оба корабля дошли до Гавайев. Отсюда их маршруты снова разошлись. В тумане корабли потеряли друг друга. Шлюп «Надежда» под командованием Крузенштерна направился в сторону Камчатки, где его капитан посвятил немало времени разбирательствам своих взаимоотношений с камергером Рязановым, и даже пытался оставить руководство экспедицией. Посол требовал от губернатора Камчатки немедленно отдать Крузенштерна под суд, но губернатор принял сторону последнего, и дело закончилось формальными извинениями.

«Нева» Лисянского спокойно, не нарушая планов экспедиции, ушла к берегам Аляски. 1 июля 1804 года она бросила якорь близ острова Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки.

С первых дней пребывания в Америке Лисянский и его офицеры занимались гидрографическим описанием побережья. Научные наблюдения на острове Кадьяк были прерваны плаванием к Архангельской крепости, в заливе Ситха. Лисянский получил тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А. Баранова: индейцы- тлинкиты (колоши), при поддержке британских купцов-конкурентов, захватили русскую крепость. «Нева» немедленно направилась к архипелагу Александра для оказания военной помощи. 18 сентября 1804 года на Ситку был высажен десант. Однако крепость Архангельская, занятая индейцами, была взята не сразу, а лишь после восьмидневной осады, когда колоши, «получившие сильный вред и урон в людях, оставили крепость ночью, удалились, оставя и все военные запасы».

Интересно отметить, что по донесению об экспедиции Баранова и Лисянского о действиях против тлинкитов, сохранившемуся в фондах Министерства иностранных дел, тлинкиты «запасены были орудиями, порохом, взятым прежде в разорённой крепости и купленным у бостонцев». Таким образом, поддержку восстаний тлинкитов против русских осуществляли не только английские купеческие корабли, но и американские. Это обстоятельство служит иллюстрацией той острой конкуренции, которая имела место между русскими, англичанами и американцами, в отношении островов, прилегающих к северо-западным берегам Америки.

После занятия Архангельской крепости её решено было срыть и перенести в недоступное для нападения место, на высокую гору, где раньше было тлинкитское селение. Это новое укрепление стало центром управления колониями и было названо Новоархангельском. Все события, касающиеся взятия Архангельской крепости и сооружения Новоархангельска, подробно описаны Лисянским.

После победы, выполнив ряд астрономических и гидрографических наблюдений в этих местах, Лисянский возвратился на остров Кадьяк. Зимой шлюп «Нева» превратился в метеорологическую лабораторию: экипаж вёл наблюдения над состоянием погоды, условиями замерзания и толщиной льда в озерах и т.д.

В марте 1805 года Лисянский вышел в море на трех байдарках для описания восточной части острова Кадьяк. Описание северной части было поручено штурману Даниле Калинину. Последний не только выполнил задание, но и исследовал острова Афогнак и Еврашечий. Лисянским также были открыты острова Крузова и Чичагова, а результатом проведённых исследований стало составление им точной карты и первого географического описания Кадьякского архипелага.

Летом 1805 года «Нева» посетила Ново-Архангельск, отстроенный Барановым вместо старой Архангельской крепости. Русские моряки были удивлены быстротой строительства и благоустройством посёлка, где год назад были дикие места. Отсюда путешественники предпринимали выезды для гидрографического описания побережья, длительные экскурсии внутрь островов. В результате более чем двухмесячного пребывания в Ново-Архангельске был сделан значительный вклад в научные исследования этого района. Весь архипелаг островов (арх. Александра), осмотренный и нанесённый на карту, приобрёл более точные географические очертания. Среди множества Ситхинских островов (так они были названы Лисянским по имени жителей, населявших их) выделялись четыре главных: Якобиев, Крузов, Баранова и Чичагова. Остров Крузов с вулканом Эчком и острова Баранова с крепостью Ново-Архангельск получили подробное географическое описание. Лисянский отмечал удобное географическое положение Ново-Архангельска, который, по его мнению, должен быть главным портом Российско-Американской компании.

Большой интерес для науки представляло восхождение Лисянского на гору Эчком, возвышающуюся, по его определению, на 2400 м над уровнем моря и представлявшую собой потухший вулкан с характерным конусом и воронкой глубиной 85 м и около 4 км в окружности. Во время подъема на вершину путешественники наблюдали геологическое строение, постепенную смену растительности с высотой, показания термометра, собирали образцы пород. Повсюду на побережье и внутри островов наблюдали следы вулканической деятельности. Лисянский посетил и дал описание источников горячих вод на острове Баранова, в 25 км к югу от Ново-Архангельска. Температура воды в источнике достигала 84° С, и вода имела лечебные свойства. В ней содержалось большое количество растворенных веществ (сера, углекислые соли и др.). Местные жители и русские переселенцы использовали их для лечения ревматических и других болезней.

Воссоединение экспедиции

В августе 1805 года Лисянский вышел на «Неве» с острова Ситка с грузом пушнины в Китай, и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути остров Лисянского, риф Нева и риф Крузенштерна. Переход от Аляски до порта Макао занял три месяца. Жестокие штормы, туманы и коварные мели требовали осторожности. 4 декабря 1805 года, в Макао, Лисянский вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой», которая всё это время провела у берегов Японии в ожидании результатов резановского посольства. После неудачи своей миссии Резанов предпочёл не возвращаться на «Надежду». Он приказал Крузенштерну возвращаться в Россию, а сам на попутном судне «Мария» отправился инспектировать русские колонии на Аляске.

Продав меха в Макао, и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. Вместе они достигли юго-восточного побережья Африки. Но из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды корабли снова потеряли друг друга из виду.

Вторая «автономка» капитана Лисянского

Между капитанами было условленно, что «Нева» встретится с «Надеждой» у острова Святой Елены, но встреча кораблей не состоялась. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Святой Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. А «Нева» Лисянского на остров так и не зашла. Тщательно проверив запасы воды и продовольствия, Лисянский решился на безостановочный переход до Англии. Он был уверен, что «столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали».

Лисянский первым в мире решился на такой беспрецедентный безостановочный переход, осуществив его на парусном шлюпе за удивительно короткий по тем временам срок! Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей.

22 июля (5 августа) 1806 года «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 2 года 11 месяцев и 18 дней первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп «Надежда» командира экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна вернулся в Кронштадт только через четырнадцать дней.

Результаты экспедиции

Анализируя журналы корабля «Нева», исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» провела в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние - 45 083 мили, из которых 25 801 милю - самостоятельно. Этот анализ был опубликован только в 1949 году в «Трудах Военно-морской академии». Только тогда было признано, что плавания «Надежды» и «Невы» - это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю.Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И.Ф. Крузенштерн.

Однако современники ничего об этом не знали. Слава первого русского кругосветного мореплавателя досталась одному Крузенштерну, который сумел первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчёта для Географического общества).

Крузенштерн, который знал Лисянского практически с детства, возможно, понимал, что шумиха вокруг его имени самому Юрию Фёдоровичу совершено ни к чему. Он видел в своем друге и коллеге, прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Заслуги Лисянского, конечно, были отмечены правительством: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Но для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева»».

Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г.И. Лангсдорфа, И.К. Горнера, В.Г. Тилезиуса и других её непосредственных участников.

Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803-1806».

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

В период своего замечательного плавания Лисянский не только исправил неточности в описаниях морских течений, составленных Куком, Ванкувером и другими, но и (совместно с Крузенштерном) открыл межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, составил географическое описание многих островов, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии.

Первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков. Достаточно сказать, что в первой половине XIX века русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций англичанами и французами, вместе взятыми. А некоторые русские мореплаватели совершили эти опасные кругосветные плавания на парусниках дважды и трижды. Легендарный первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен был мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда». Один из сыновей известного писателя Августа Коцебу - Отто Коцебу - возглавлял две кругосветные экспедиции в 1815-1818 и в 1823-1826 годах. И стал поистине рекордсменом по первооткрывательству: ему удалось нанести на карты мира более 400 (!) островов в тропической полосе Тихого океана.

После экспедиции

В 1807-1808 годах Ю.Ф. Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота. Он командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов Балтийского флота, участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году Лисянский получил чин капитана I ранга и ему был назначен пожизненный пансион - единственное средство к существованию, поскольку других источников дохода он не имел. Почти сразу же Лисянский, которому было тогда лишь 36 лет, вышел в отставку. И, вероятно, он ушёл не без обид. Адмиралтейств-коллегия отказалась финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского». Чиновники отказывались признавать самостоятельные заслуги С.Ю.Лисянского, считая, что обласканный властью Крузенштерн об этом событии уже всё написал.

Возмущенный, Лисянский уехал в деревню, где и занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые вёл в форме дневника. В 1812 году он за собственный счёт издал в Петербурге своё двухтомное «Путешествие», а затем, также на свои собственные деньги, и «Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию».

Не найдя должного понимания у соотечественников, Лисянский получил признание за рубежом. Он сам перевёл книгу на английский язык и в 1814 году выпустил в Лондоне. Годом позже книга Лисянского вышла на немецком языке в Германии. В отличие от русских, британские и немецкие читатели высоко её оценили. Труд мореплавателя, содержащий множество интересных географических и этнографических данных, заключает много оригинального. В частности, им впервые подробно описана Ситка, на которой не был Крузенштерн, а также Гавайские острова. Книга Ю.Ф. Лисянского стала ценным исследованием и впоследствии несколько раз переиздавалась.

В труде Лисянского бросается в глаза не только его широкая эрудиция, но и разносторонность его интересов и возникавших у него в связи с путешествием социально-экономических вопросов. Русский путешественник Лисянский первым начал рассматривать взаимоотношения колонизаторов и местного населения в их гуманистическом аспекте. Так, анализируя причины и ход восстания индейцев-колошей против русских поселенцев, он отмечает то тяжёлое состояние, в котором находились племена колошей на службе у Российско-Американской компании. Туземцы подвергались эксплуатации и получали за свою трудную работу, доставлявшую ценные котиковые и бобровые меха, лишь предметы первой необходимости. На основании всего виденного, Лисянский пришёл к выводу, что успех колониальной политики Российской империи заложен, прежде всего, в изменении отношения к местным «диким» народам, избегании войн и конфликтов, уважении чужих традиций и образа жизни.

Умер путешественник 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. Памятник на могиле мореплавателя представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле «Нева» (скульпторы В.Безродный, К. Леберехт).

Память и потомки

Трижды в своей жизни Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана, но для современников и потомков так и остался «вторым».

Остров Лисянского оказался не нужным России. Название осталось на картах, а вот государственная принадлежность... Еще в 60-е годы XIX века Российская империя отказалась от прав на остров. Сложись ситуация иначе, как знать, возможно, и имела бы сейчас Россия «свои» Гавайи...

Ныне имя Ю.Ф.Лисянского семь раз встречается на карте: им названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

На родине путешественника, в городе Нежин (Черниговская область) именем Лисянского названы улица и сквер, а в 1974 году рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где служил протоиереем его отец, был установлен памятник.

В 1965 году в СССР построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года. В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).

Сын путешественника, Платон Юрьевич Лисянский (1820-1900), пошёл по стопам отца. Всю свою жизнь он посвятил службе в русском флоте, в 1892 году был произведен в чин адмирала. Адмирал Лисянский известен своей благотворительной деятельностью, которой отдавал значительную часть времени и средств. В частности, он основал приют в честь Святого благоверного князя Михаила Черниговского в Санкт-Петербурге.

В 1883 году в память своего рано умершего сына Василия он открыл на свои средства «денную колыбельную для призрения бедных детей» на 6 мест. В 1888 году ясли были обращены в детский приют Господа нашего Иисуса Христа в память отрока Василия Императорского человеколюбивого общества. П. Ю. Лисянский купил для приюта дом на Гатчинской улице в Санкт-Петербурге и пожертвовал капитал. Существовавший дом был надстроен по проекту Христиана Тацки. В приюте содержались 25 мальчиков в возрасте 5–14 лет, детей бедных родителей; имелись церковь и двухклассная церковно-приходская школа.

Лисянский, Юрий Федорович

Флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении. Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата "Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна. Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа - "Надежда" под командой Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей.

"Русские портреты ХVIIІ и ХIХ в.", изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. - Леер , "Энциклопедия военных и других наук". - Военный энциклопедический лексикон.

А. Акимов.

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(1773-1837) - путешественник. Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном хорошим атласом "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг." (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на английский язык: "A voyage round the World" (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел "Движение флотов" (СПб., 1803) Клерка.

{Брокгауз}

Лисянский, Юрий Федорович

Извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л. выпущен из Мор. кадетск. корпуса "за мичмана" и тотчас же принял участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне 1788-1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794 г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те "L"Oiseau", участвовал в захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц. фр-та "La Concorde", и во взятии воен. брига "Chigamoga". На фр-те "Topaz" в жаркой схватке с франц. фр-том "Elisabeth", окончившейся взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в Россию. В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", принял участие в эксп-ции под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления сношений с Японией. Шлюпы "Нева" и "Надежда" во время шторма у м. Горн разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У Гавайск. о-вов суда опять разлучились. "Надежда" пошла на Камчатку, а "Нева" сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк. Здесь, в порту Святого Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том, что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл. селение и перебили в нем всех жителей. Л. немедленно вышел на о-в Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым. Покончив с этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич. исслед-ниями. В 1805 г. "Нева" была послана с товарами в Кантон и на пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в это время налетел сильнейш. шквал, и "Неза" вновь села на риф. Только пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп удалось стащить на глубину. Низкий корал. о-в. находящийся посреди опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа "Невы", был назван о-вом Лисянского. Выйдя из опасн. положения и подняв сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание. Вскоре был открыт еще корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л. соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их разлучила. Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу, не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона "Нева" бросила якорь в Портсмуте. Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы и не терпели ни в чем недостатка. По возвращении в Россию Л. был произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3 степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос. Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск. кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами. В 1809 г. он вышел в отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803 г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием "Движение флотов", а в 1812-1814 гг. - описание своего кругосветн. путешествия на рус. и англ. яз., с атласом. Значит. коллекция одежд, оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева.

{Воен. энц.}

Лисянский, Юрий Федорович

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(2 авг. 1773 - 22 февр. 1837) - рус. мореплаватель. В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788-90 участвовал в швед. кампании. С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной экспедиции на кораблях "Надежда" и "Нева"; был назначен командиром "Невы"; командиром "Надежды" и начальником экспедиции был И. Ф. Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на Камчатку, а "Нева" - к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их укреплению. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. Переход от Кантона до Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. Она установила новый путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени, составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы: остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин.

Соч.: Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах, М., 1947.

Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951; Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е. Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, "Известия Акад. наук СССР. Серия географическая", 1953, № 6.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Лисянский, Юрий Федорович" в других словарях:

    Лисянский, Юрий Федорович путешественник (1784 1837). Вместе с И.Ф. Крузенштерном (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в снабженном хорошим атласом Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах (СПб., 1812) … Биографический словарь

    - (1773 1837) российский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 06 командовал Невой. Открыл один из Гавайских о вов, названный в его честь о вом Лисянского; исследовал. о.… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В 1786 окончил Морской кадетский корпус. Участвовал в русско шведской войне 1788≈90, в 1790≈93 служил на Балтийском флоте. В 1793≈99 плавал на… … Большая советская энциклопедия

    Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

    Лисянский, Юрий Фёдорович - Юрий Фёдорович Лисянский. Лисянский, Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773 1837), российский моряк, капитан 1 го ранга (1809). В 1 й русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна (1803 06) командовал “Невой”; плавание Лисянского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лисянский. Юрий Фёдорович Лисянский … Википедия

    - (1773 1837), мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 1806 командовал «Невой». Открыл один из Гавайских островов, назван островом Лисянского; исследовал остров Кадьяк и часть… … Энциклопедический словарь

    Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии.

После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание , которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда».

1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт.

Самое интересное для Вас!

На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку.

В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре.

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников