Как проверить сопротивление датчика абс. Проверка датчиков ABS - личный опыт. Проверка датчика ABS своими силами. Как проверить датчик АБС разными способами? Дополнительные варианты диагностики

03.04.2017

С появлением системы АБС возросла и безопасность движения. Главное изменение коснулось даже не тормозного пути, а возможности управления машиной в случае экстренного торможения. В состав ABS вошла целая группа устройств, среди которых тормозные механизмы, гидроблок, блоку управления, сенсорные датчики и другие. Одну из главных задач берет на себя датчик АБС. В чем его особенности? Как правильно проверить устройство, и можно ли это сделать своими руками?




Назначение датчика

Блок АБС (антиблокировочная система) - «мозги» тормозной системы машины, которые контролируют многие опции, в том числе и скорость вращения каждого из колес. При таком построении не обойтись без датчиков, которые бы фиксировали основные параметры и передавали их к управляющему блоку. Последний на базе полученных параметров принимает решение о необходимости работы системы и раздает команды исполнительным органам.


В первых вариантах ABS был задействован только один датчик, местом установки которого был задний мост автомобиля. Со временем антиблокировочная система подвергалась доработке, совершенствовалась и усложнялась конструктивно. Одновременно с этим возросло и количество датчиков (сегодня на многих автомобилях их четыре). Этого количества достаточно, чтобы АБС четко отлеживала скорость вращения каждого колеса в отдельности.




Какие виды датчиков бывают?

Существует три типа датчиков. Внешне они похожи, но конструктивно имеют определенные особенности. Вот они:


  • Датчики индукционного типа - наиболее популярный вариант. Принцип работы построен на изменении напряжения с учетом корректировки магнитного поля. Главным недостатком является неспособность вычисления скорости вращения любого из колес при медленном движении машины;


  • Магниторезистивный датчик - редкий «экземпляр», относится к активному типу. Принцип работы построен на магниторезистивном эффекте, а именно способности полупроводника изменять траекторию перемещения электронов под действием магнитного поля;


  • Датчик, работающий на основании эффекта Холла. Его особенность в том, что движение электронов происходит по краям в процессе колебания силы магнитного поля.



Особенности датчиков

Первый тип датчика - пассивный, а следующие два - активные. В чем же особенности? Пассивные устройства отличаются тем, что они не нуждаются в дополнительном питании. Такой датчик сам вырабатывает электрические импульсы, передаваемые к электронному блоку.


Активные датчики работают по-другому. Им для выполнения поставленных задач необходимо напряжение. В таких устройствах присутствуют микросхемы, из-за которых узел усложняется и становится более уязвимым. Главное преимущество - более высокая точность, что позволяет фиксировать скорость прокручивания колеса даже при движении авто на небольшой скорости.


В отличие от активных, пассивные элементы отличаются более простой конструкцией и, соответственно, имеют повышенную надежность. По этой причине они пользуются наибольшим спросом и устанавливаются почти на все марки и модели автомобилей.


Вне зависимости от типа, датчики работают в тесном «сотрудничестве» с магнитным полем, поэтому для их полноценной работы требуются дополнительные (исполнительные) устройства. В пассивном виде датчика эту функцию берет на себя импульсное зубчатое кольцо, выполненное из ферромагнита. Устройство крепится на приводном валу или ступице, а также на поворотной цапфе. Ранее устройство фиксировалось на конических шестеренках основной передачи.




Конструктивные особенности

Как отмечалось выше, наибольшим спросом пользуются пассивные (индуктивные) датчики, поэтому ключевое внимание будет уделено именно им. Так, в основе устройства лежит индуктивная катушка, во внутренней части которой помещается сердечник магнитного типа. Последний монтируется в непосредственной близости от зубчатого импульсного кольца. Монтаж производится таким образом, чтобы между устройствами был хотя бы небольшой зазор.


Для начала работы датчика требуется вращение колеса, при котором формируется магнитно поле (создается сердечником). Через этот поток проходят зубья кольца, что приводит к изменению поля и, соответственно, корректировке напряжения на выходе катушки.


Из сказанного выше видно, что от скорости прокручивания колеса напрямую зависит частота и амплитуда напряжения на выходе изделия. Эта информация идет к направляющему блоку, который оценивает параметр замедления колеса. Если хотя бы один датчик ломается или перестает выполнять возложенные на него функции, система может быть полностью отключена. В такой ситуации тормоза будут работать, но уже с меньшей эффективностью.




Принцип работы АБС

Чтобы проверять и контролировать работу датчика ABS, важно знать особенности и принцип действия системы. Главную нагрузку берет на себя управляющий блок, на который сходят сигналы от четырех датчиков на каждом из колес. По уровню напряжения блок дает оценку необходимости включения системы. Далее информация анализируется и делается вывод в отношении уровня скольжения, ускорения или замедления каждого из колес. Далее информация обрабатывается и выдается на магнитные клапаны гидроблока, выполняющего функцию управления.


С этого момента за работу принимается главный тормозной цилиндр (ГТЦ). В его задачу входит создание необходимого давления, обеспечивающего появление требуемого усилия в цилиндрах суппортов тормозной системы. Созданного давления достаточно для торможения необходимого колеса.


Особенность работы ABS в том, что давление в системе не зависит от усилия, с которым водитель давит на педаль тормоза. Преимущество АБС в том, что контролируется каждое колесо, что исключает блокировки и повышает эффективность торможения. Машина полностью останавливается, благодаря созданию необходимого давления в тормозном приводе.


Выше рассмотрен принцип действия ABS. Если на машине предусмотрен только задний или полный привод, для контроля вращения колес достаточно одного датчика (монтируется на дифференциале заднего моста). Данные об опасности блокировки берутся с ближнего колеса, а команда касательно создания требуемого давления передаются по отдельности.


Устройство, которое управляет магнитными клапанами, имеет три режима работы:


  • Если клапан впуска открыт, а выпуска, наоборот, закрыт, АБС не мешает процессу повышения давления;


  • Клапан впуска получает соответствующую команду и остается в закрытом состоянии. В таком случае давление остается неизменным;


  • Клапан выпуска получает сигнал об уменьшении давления, после чего открывается. В свою очередь, клапан впуска закрывается, а давление уменьшается из-за включения обратного клапана.


Наличие таких режимов приводит к тому, что снижение/повышение давления происходит по ступеням. Если же появляются проблемы, происходит деактивация ABS, а тормозная система работают самостоятельно. Появление проблем удается диагностировать по индикатор, который загорается на приборной панели.




Как проверить датчик?

В случае выхода датчика из строя, прибор не передает к «головному мозгу» необходимый набор команд. По этой причине АБС перестает нормально работать, и в случае аварийного нажатии на педаль тормоза происходит блокирование колес. При появлении свечения соответствующей контрольной лампы необходимо ехать на СТО для выяснения причины проблемы.


Как отмечалось выше, индукционный датчик имеет в основе катушку, работающую в комплексе с зубчатым диском из металла. Последний расположен на ступице колеса. Наиболее популярной поломкой является обрыв провода. Диагностировать неисправность проще всего при помощи мультиметра, специальных пинов и паяльника.


Для выполнения работы требуется подключить пины к разъемам, после чего с помощью мультиметра измерить сопротивление датчика. Норма сопротивления указывается в руководстве по эксплуатации. В ситуации, когда R (сопротивление) стремится к «нулю», можно говорить о КЗ в цепи. Если же прибор показывает бесконечно большой параметр, речь идет об обрыве.


После требуется проверка сопротивления с учетом вращения колеса. Если датчик целый, показатель R должен меняться. Если параметр не меняется, требуется осмотреть цепочку, найти обрыв (если он имеется) и устранить неисправность. Разрывы желательно объединять путем пайки (скрутка запрещена). Это необходимо, чтобы избежать окислительных процессов или разрывов. У каждого устройства имеется своя маркировка, полярность и цвет. Эту информацию необходимо учесть в процессе выполнения работы.


Если датчик вышел из строя, необходимо определить варианты демонтажа устройства, после чего заменить его. При выборе нового изделия лучше не экономить и ориентироваться в первую очередь на качество.


Чтобы провести полную диагностику, потребуется не только проверка контактной группы датчика, но прозвонка проводки. Одна из распространенных причин выхода из строя - нарушение целостности проводов. При отсутствии неисправности параметры должны быть следующими:


  • Измерение R между ножкой и правым датчиком спереди - от семи до двадцати пяти Ом;


  • Измерение R между ножкой и правым датчиком сзади - от шести до двадцати четырех Ом;


  • Сопротивление изоляции - от 20 МОм.


Во многих автомобилях предусмотрена система автоматической диагностики. Ее особенность заключается в наличии информационного экрана, на который выходят коды ошибок. Последние могут быть расшифрованы с помощью информации из мануала к автомобилю.



07.09.2016

Для многих автолюбителей датчик ABS - некий «черный ящик», обслуживание которого можно доверить только профессионалам. Но это не так. Если знать особенности работы, виды, а также основные неисправности датчика, то проблем с эксплуатацией не будет. Что касается самого оборудования, то его назначение известно каждому автолюбителю.


С помощью АБС удается своевременно снизить скорость и сохранить контроль над машиной. При этом функция контролирующих органов (датчиков) заключается в измерении момента вращения колеса и определении точного момента для блокировки. В чем же особенности работы датчиков? Какие виды устройств существуют? К каким неисправностям стоит быть готовым в процессе эксплуатации?




Краткий экскурс в историю

История системы АБС началась в 1978 году, когда разработчиками немецкой компании Bosch была создана первая система защиты от блокировки колес. Конструктивно датчик представлял собой электромагнит с катушкой. Первопроходцем, на который было установлена система, стал автомобиль Мерседес этого же года выпуска.


С того времени компания Bosch не прекращала разработки и совершенствовала уже существующее устройство. Через несколько лет устройство был доработано, а в основе его функционирования лег эффект Холла. Принцип заключался в том, что через специальную пластинку пропускался ток. После помещения элемента в зону действия магнитного поля на краях появлялось напряжение, направление которого зависело от двух параметров - заряда электронов, а также движения тока. Несмотря на то, что эффект Холла был придуман еще в конце 18 века, он популярен и сегодня.




Виды датчиков

Неисправности датчика ABS зависят от типа устройства. Сегодня существует две категории приборов - пассивные и активные. В чем же особенности представителя каждой из групп?


Так, пассивные датчики отличаются крупными размерами и низкой точностью (если сравнивать с устройствами активного типа). Минус в том, что такие изделия работают лишь по факту достижения минимальной скорости вращения. С другой стороны, имеют место и плюсы - продолжительный ресурс работы и прочность конструкции.


Состоят пассивные датчики из кожуха, сердечника из металла, магнита, электрической катушки и специального импульсного кольца. Последнее прочно фиксируется к ступице и прокручивается одной из частей магнита. Благодаря особой конструкции по факту растекания поля в катушке образуется переменный ток, частота и величина колебаний которого прямо пропорциональна скорости вращения колеса. Как правило, для принятия блоком ЭБУ сигнала скорость машины должна быть от 5 км/час и более, что многие специалисты считают главным минусом. Но есть у таких датчиков и плюсы, о которых упоминалось выше - они износостойкие, а появление грязи на поверхности не влияет на мощность магнитного поля.


На современном этапе - уже к началу XXI века появились более современные - активные датчики. Особенность устройств в том, что они не нуждаются в дополнительном источнике питания. Все активные датчики делятся на два типа:


  • Магниторезистивные. Такие устройства способны фиксировать скорость прокручивания колеса с первого же движения. Эти датчики, как правило, применяются не только для ABS, но и для создания системы курсовой устойчивости. В основе устройства лежит свойство полупроводника менять путь перемещения электронов в магнитном поле. Такое явление носит название «магниторезистивный эффект». Конструктивно датчик представляет собой кольцо, состоящее из несколько магнитов и полупроводниковых устройств, принимающих напряжение. Фиксация кольца производится к колесной ступице и прокручивается с дублированием текущей скорости вращения. Чем быстрее крутится колесо, тем мощнее магнитное поле. Это, в свою очередь, приводит к корректировке траектории движения, а также к общему увеличению расстояния, которое должны пройти электроны. Если устройство находится в состоянии покоя, то уровень сопротивления остается неизменным, а при начале вращения меняется. Именно эти сигналы и получает ЭБУ;


  • Датчик, построенный на принципе эффекта Холла. О принципе действия таких устройств кратко уже упоминалось выше. Это устройство на шаг вперед и конкурентов в отношении точности. В основе прибора лежит постоянный магнит, микросхемы, полупроводниковая пластинка, а также контакты для подключения проводов. Конструктивно датчик Холла предельно прост. Внутри кожуха находится пластинка полупроводникового типа, к краям которой подводится напряжение. Кольцо на магните фиксируется к колесной ступице и прокручивается вместе с ней. Как следствие, происходит изменение магнитного поля и смещение электронов с одной стороны пластинки на другую. Плотность электронов - параметр, который зависит от полярности магнитного поля. Чтобы было понятней, можно привести следующее сравнение. Если колесо вращается по ходу движения часовой стрелки, то электроны собираются с одной стороны. Если же вращение производится против хода часовой стрелки, то и электроны накапливаются с другой стороны.


Преимущества датчиков, построенных на принципе эффекта Холла - наличие постоянного напряжения, а также отсутствие импульсного характера. Все это способствует большей точности устройства. С другой стороны, наличие микросхемы - минус, ведь надежность в этом случае падает, да и стоимость производства также возрастает. Нельзя не отметить и повышенную чувствительность прибора к ЭМ помехам.


Таким образом, оба типа датчиков (активные и пассивные) функционируют, благодаря действию магнитного поля. По этой причине высок риск появления сбоев в работе системы, а также возникновения сложностей с поиском месторасположения датчика. Из-за высокой вибрации авто в процессе движения возрастает риск сбоя в работе датчиков АБС. Нельзя не отметить еще один минус. При снижении напряжения ниже уровня 10,5 Вольт антиблокировочная система может сработать самостоятельно, без команды.




Принцип действия

Чтобы вовремя распознать неисправности датчика ABS, стоит четко представлять принципы его работы и наиболее слабые места. Главным органом, который принимает и раздает сигналы, является блок управления. Задача устройства - обработка поступающих от датчика сигналов, анализ и принятие решение по поводу дальнейших действий. При этом работа выполняется на базе текущих значений скольжения колес, набора скорости или замедления. Данные поступают в форме сигналов на клапаны магнитного типа гидроблока (последний выполняет функцию управления на авто).


После подачи соответствующей команды тормозной цилиндр срабатывает и гарантирует своевременное прижатие колодок дискам тормозной системы. При этом вне зависимости от усилия на педаль и условий эксплуатации, уровень торможения всегда оптимальный. Плюс системы в том, что датчик монтируется на каждом из колес. Это значит, что регулировка скорости также производится индивидуально. При этом полная остановка производится, благодаря давлению в тормозном приводе.


Стоит отметить, что на машинах, оборудованных полным или задним приводом, монтируется только один датчик (устанавливается на заднем дифференциале). При этом данные о необходимости блокирования берутся с ближнего колеса, в то время как команда о давлении передается каждому из колес.


Также автолюбитель должен знать, что прибор управления магнитными клапанами способен работать в нескольких режимах. Среди них:


  • Если клапан впуска открыт, а выпуска закрыт, то система не запрещает давлению увеличиваться;


  • Если клапан впуска получает определенный сигнал и продолжает быть закрытым, то давление остается неизменным;


  • К клапану выпуска приходит сигнал об уменьшении давления. При этом он открывается, а клапан впуска, наоборот, закрывается.


Все эти режимы обеспечивают нормальную работоспособность системы. Если возникают проблемы на любом из циклов, то происходит деактивация системы. В такой ситуации заводские тормоза продолжают работать, но уже без участия антиблокировочной системы. Стоит также отметить, что на машинах, которые оборудованы ABS, на приборной панели присутствует специальная лампа. Ее зажигание сигнализирует о наличии проблем в системе.




Как проверить датчик?

Чтобы выявить неисправности датчика ABS, важно уметь проверять устройство. Так, если прибор неисправен, то он не будет передавать блоку управления команды. Итог - отказ системы. Если на приборной панели загорается лампочка, о которой упоминалось выше, то это сигнал о необходимости обратиться к профессионалам и пройти ремонт.


При рассмотрении устройства и принципа действия упоминалось, что датчик имеет вид катушки индукционного типа. Последняя функционирует одновременно с зубчатым диском из металла (установлен на колесной ступице). Одной из причин поломки часто является обрыв витающего проводника. Чтобы диагностировать такую неисправность, достаточно иметь под рукой мультиметр, паяльник и пины. Последние подбрасываются на разъемы, и с помощью мультиметра проверяется уровень сопротивления датчика. Далее снятые показатели фиксируются и сравниваются с теми, что указывает производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации. Если уровень сопротивления находится возле нуля, то это свидетельствует о КЗ в системе. Если же ситуация обратная и величина сопротивления стремится к бесконечности, то это говорит об обрыве питающего проводника.


Как только рассмотренная выше работа проведена, остается осмотреть колесо и убедиться, что при его вращении показатели сопротивления меняются. Если это так, то можно делать вывод об исправности устройства. Если же в процессе оценки состояния ABS найдены обрывы в цепи, то их строит устранить. В случае разрывов соединение последних должно осуществляться с помощью паяльника. Скручивать провода запрещено из-за риска окислений и разрывов. В каждом устройстве предусмотрена маркировка, провода имеют индивидуальную расцветку и полярность. Это упрощает задачу и позволяет выполнить работы быстрее.


Если датчик вышел из строя, тогда стоит разобраться с его демонтажем и произвести замену. Что касается ремонта, то при наличии опыта сделать это реально. В процессе выбора устройства стоит ориентироваться на качество и модель автомобиля.


Чтобы определить факт неисправности прибора, упомянутых выше манипуляций недостаточно. Стоит не только использовать измерительный прибор для проверки сопротивления, но и проверить качество проводки в целом. Главная причина выхода из строя датчика - нарушение целостности проводов. Если же прибор работает нормально, то уровни сопротивлений должны иметь следующий вид:


  • контакт («ножка») - контакт АБС (сзади справа) - 7-24 Ома;
  • контакт («ножка») - контакт АБС (спереди справа) - 7-25 Ом;
  • сопротивление изоляции - от 20 кОм и более.


В некоторых машинах предусмотрена система самодиагностики. Ее особенность в том, что на экран с информацией выводят ошибки, с которыми можно разобраться с применением инструкции по эксплуатации.


Существует также экспресс-проверка, которой пользуются многие автолюбители. С ее помощью удается проверить работоспособность устройства в любых условиях (когда нет возможности подключить диагностический разъем).


Последовательность действий следующая:


  • Готовьте «пробник», в составе которого должно быть сопротивление на 1-1,2 кОма. При этом подключите к изделию провода, на краях которых будут штырьки;


  • Выкручивайте колеса влево или вправо (поочередно). При этом подключайте специальный «пробник» к разъемам. Далее поворачивайте ключ в замке зажигания и следите за поведением лампы на приборной панели. Если при подключении «пробника» к одному из разъемов лампа тухнет, то поломка кроется именно в этом датчике;

Что такое ABS (Anti-lock Braking System ) знают, наверное, даже дети. Эта система позволяет выполнять торможение наиболее эффективное для максимально быстрой остановки транспортного средства. Система электронная и оснащена множеством датчиков и блоком управления, который следит, чтобы колеса во время торможения не блокировались, то есть "не шли юзом".Такое изобретение ежедневно спасает сотни или может быть даже тысячи жизней на дороге. Система АБС предотвращает занос и потерю управляемости, что весьма важно на скользкой дороге, а также в случае экстренного торможения.

В этой статье я расскажу вам о том, как проверить датчик ABS в случае его неисправности, а также в случае появления на приборной панели аварийного индикатора в виде трех английских букв "ABS". Вы узнаете, как проверить датчик АБС в домашних условиях различными способами используя мультиметр.

Наиболее распространенной поломкой в системе ABS является разрыв цепи, когда между блоком управления и датчиком пропадает связь. Это может происходить по разным причинам, о которых вы узнаете чуть позже.

Как распознать неисправность системы АБС или датчика ABS?

  1. Как я уже говорил на панели загорается соответствующий индикатор, это может происходить во время движения, торможения или при повороте ключа в замке зажигания. В последнем случае появления надписи говорит о самодиагностике системы, после того как вы заведете мотор лампочка должна погаснуть.
  1. В случае неисправности системы АБС во врем торможения вы не услышите характерного звука блока АБС расположенного под капотом и не почувствуете вибрации, которая возникает при резком нажатии на педаль тормоза и попытке пробуксовки колес.

Что делать в первую очередь?

Необходимо выполнить проверку датчиков ABS которые располагаются возле каждой ступицы колеса. Ваша задача обнаружить нарушение в соединении датчиков, обрыв провода или повреждение корпуса датчика ABS. В любом из этих случаев вы так или иначе увидите на панели соответствующий индикатор, ну при условии, что сам блок управления системой рачий и не "глючит".

Проверка датчика АБС - меряем сопротивление

  1. Домкратим колесо, то на котором по-вашему расположен нерабочий или неисправный датчик, или каждое колесо по очереди если вы точно не знаете какой из датчиков неисправен.
  2. Далее снимаем колесо и получаем доступ к датчику.
  3. Демонтируйте корпус, а также защитный блок управления и разъемы по которым поступает питание на датчики.
  4. После этого в цепь провода с PIN-разъемами внедряем провода и коммутируем их с датчиком и мультиметром.
  5. Производим замер сопротивления и сверяем его с тем, которое должно быть по умолчанию (его можно узнать в мануале) или у представителя производителя вашего авто.
  6. Проводку «прозваниваем» на предмет обрыва или короткого замыкания.
  7. Вращайте колесо при этом следите за показаниями мультиметра, сопротивление должно меняться.
  • Устройство - ножка - 5-26 Ом.
  • Устройство - «масса» - от 20 кОм и более.

Проверка датчика ABS при помощи тестера - меряем напряжение

  1. Домкратим колесо.
  2. Включите мультиметр, установите режим измерения постоянного напряжения.
  3. Подключаем электроды прибора к разъемам и проверяем показания, при этом вращаем колесо (примерно 1 об/сек).
  4. Исправный датчик ABS покажет напряжение на приборе ~0,25-1,2 Вольта. Если скорость вращения колеса будет выше, то и показания соответственно будут увеличиваться.

Как проверить датчик осциллографом?

Чтобы диагностировать исправность или неисправность датчика АБС можно использовать даже осциллограф или проще говоря тестер. При подключении на приборе будет отражаться график, при помощи анализа амплитуды, можно судить о исправности или неисправности датчика.

Проблема заключается в том, что прибор этот есть не на каждом СТО, не говоря уже за гараж, в котором вы собрались проводить все свои "опыты". Прибор это дорогой, и довольно сложный для понимания поэтому для работы с ним необходимо обладать определенными знаниями и навыками.

В современных автомобилях система ABS имеет функцию самодиагностики, используя специальное ПО можно считать код ошибки после чего расшифровать его по специальной таблице.

Возможен ли ремонт датчика АБС?

На вопрос возможен ли ремонт данного датчика, ответить однозначно - сложно, все в большей степени зависит от степени его повреждения и неисправности. Если все заключается в банальном повреждении проводка, то решить проблему не составить труда. Если же повреждение более глобальное, поврежден сердечник или обмотка, то скорее всего ремонта такого датчика будет просто не возможным и потребует полной замены. Несмотря на то что 99% специалистов рекомендуют заменить датчик в случае его неисправности или проблем с обмоткой, есть те, кто успешно реставрирует эти датчики в домашних условиях используя подручные средства. Более подробно о таком ремонте вы можете узнать в видео расположенном чуть ниже.

В данном видео наглядно демонстрируется как в домашних условиях выполнить ремонт датчика ABS

На этом у меня все. Спасибо за внимание, надеюсь вам было интересно, и вы смогли почерпнуть для себя что-то новое. Жду ваших комментариев на эту тему, возможно вам приходилось сталкиваться с такой проблемой или удавалось ее решить. До новых встреч, пока...

 

Датчики АБС играют важную роль в работе тормозной системы автомобиля - от них зависит эффективность торможения и бесперебойная эксплуатация узла в целом. Сенсорные элементы посылают на блок управления данные о степени вращения колёс, а тот анализирует поступающую информацию, выстраивая нужный алгоритм действий. Но что делать, если появились сомнения в исправности устройств?

Признаки неисправности устройства

О том, что датчик ABS неисправен, просигнализирует индикатор на панели приборов - он загорается при дезактивации системы, которая выключается даже при малейшей неполадке.

Свидетельства того, что АБС перестала «вмешиваться» в работу тормозов :

  • Непрерывно блокируются колёса при резком торможении.
  • Отсутствует характерный стук с одновременной вибрацией при нажатии на педаль тормоза.
  • Стрелка спидометра запаздывает относительно разгона либо не двигается с исходного положения вовсе.
  • При неисправности двух (и более) датчиков на приборной панели дополнительно загорается и не гаснет индикатор стояночного тормоза.

Индикатор АБС на приборной панели сигнализирует о неисправности системы

Что же делать, если контрольная лампа АБС на приборной панели автомобиля ведёт себя не вполне корректно? Не стоит сразу же , сначала устройства следует проверить – эту процедуру можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам высокооплачиваемых мастеров.

Способы проверки работоспособности

Чтобы определить состояние детали, выполним ряд действий по её диагностике, двигаясь от простого к сложному:

  1. Проверим предохранители, вскрыв блок (внутри салона либо в подкапотном пространстве) и осмотрев соответствующие элементы (указаны в инструкции по ремонту/эксплуатации). При обнаружении сгоревшего компонента заменим его новым.
  2. Осмотрим и проверим:
    • целостность разъёмов;
    • проводку на предмет потёртостей, увеличивающих риск возникновения короткого замыкания;
    • загрязнение детали, возможные внешние механические повреждения;
    • фиксацию и соединение с массой самого датчика.

Если перечисленные мероприятия не помогают выявить неисправность устройства, его придётся проверить с помощью приборов - тестера (мультиметра) или осциллографа.

Тестером (мультиметром)

Этот способ диагностики датчика потребует наличия тестера (мультиметра), инструкции по эксплуатации и ремонту авто, а также ПИН - проводки со специальными разъёмами.

Прибор объединяет в себе функции омметра, амперметра и вольтметра

Тестер (мультиметр) – прибор для измерения параметров электрического тока, объединяющий функции вольтметра, амперметра и омметра. Существуют аналоговые и цифровые модели устройств.

Для получения полной информации о работоспособности датчика АБС нужно замерить сопротивление в цепи устройства:


Показания прибора должны соответствовать данным, указанным в пособии по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Если сопротивление устройства:

  • ниже минимального порога − датчик неисправен;
  • приближается к нулю − короткое замыкание;
  • нестабильное (скачущее) в момент подёргивания провода - нарушение контакта внутри проводки;
  • бесконечность либо показания отсутствуют - обрыв провода.

Внимание! Сопротивление датчиков АБС на передней и задней осях различается. Рабочие параметры устройств составляют 1–1,3 кОм в первом случае и 1,8–2,3 кОм во втором.

Видео «Диагностика датчика АBS»

Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)

Помимо самостоятельной диагностики датчика тестером (мультиметром), его можно проверить с помощью более сложного прибора - осциллографа.

Прибор исследует амплитуду и временные параметры сигнала датчика

Осциллограф - устройство, исследующее амплитудные и временные параметры сигнала, которое предназначено для точной диагностики импульсных процессов в электронных схемах. Данным прибором определяются неполадки в разъёмах, нарушение соединения с массой и обрыв проводников. Проверка выполняется посредством визуального наблюдения колебаний на дисплее устройства.

Для диагностики датчика АБС осциллографом необходимо:


Об исправности датчика АБС свидетельствует:

  • одинаковая амплитуда колебания сигнала при вращении колёс одной оси;
  • отсутствие биений амплитуды при диагностике меньшим по частоте сигналом синусоиды;
  • сохранение стабильной, ровной амплитуды колебания сигнала, не превышающей 0,5 B, при вращении колеса с частотой 2 об/сек.

Отметим, что осциллограф - прибор довольно сложный и дорогостоящий. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, скачанной из интернета и установленной на обычный ноутбук.

Видео «Ноутбук вместо осциллографа»

Проверка детали без приборов

Самым простым способом диагностики устройства без приборов является проверка магнитного клапана на индукционном датчике. К детали, внутри которой установлен магнит, прикладывают любое металлическое изделие (отвёртку, гаечный ключ). Если датчик не притягивает его − он неисправен.

Большинство систем антиблокировки тормозов современных автомобилей имеют функцию самодиагностики с выводом ошибок (в буквенно-цифровой кодировке) на экран бортового компьютера. Расшифровать эти символы можно с помощью интернета или инструкции по эксплуатации машины.

Что делать при обнаружении поломки

Что делать с датчиком АБС при обнаружении неисправности? Если проблемной точкой является само устройство, его придётся заменить, а вот в случае с электропроводкой – можно . Для восстановления её целостности используем метод «пайки», тщательно заматывая места соединений изоляционной лентой.

Если загорается индикатор ABS на приборной панели - это явный признак неисправности датчика. Описанные действия помогут выявить причину поломки, однако если не хватает знаний и опыта, лучше обратиться к мастерам автосервиса. В противном случае неграмотная диагностика состояния вкупе с неправильным ремонтом устройства снизят эффективность работы антиблокировочной системы и могут спровоцировать ДТП.

Использование всех функций современного автомобиля не исключает периодических поломок в системах датчиков, что уменьшает безопасность и качество эксплуатации машины. В частности, часто ведут себя непредсказуемо датчики АБС, расположенные на ступицах колеса. На них постоянно попадает грязь и влага, что не исключает их частого выхода из строя. Каждый раз, когда датчики снова начнут вести себя нелогично, ездить на СТО и диагностировать систему будет непросто. В данном случае можно пойти двумя путями. Первый - научиться самостоятельно диагностировать датчики с помощью компьютера и подключения диагностической программы к бортовому устройству диагностики. Второй - определять неисправность датчиков по иным критериям.

Если у вас есть ноутбук, который можно было бы использовать в качестве диагностического устройства, вы можете без труда отыскать неполадки в данных системах. Достаточно подключить диагностику датчиков и начать движение. Компьютер покажет скорость колеса с поломанным датчиком 0 километров в час, АБС на этом колесе будет пытаться постоянно ослабить тормозные усилия, даже если вы на тормоз вообще не давите. Если же компьютера у вас нет, придется иначе определять возможные проблемы с датчиками этой хитрой системы контроля тормозных усилий. Сегодня мы рассмотрим диагностику и замену датчиков АБС.

Как распознать, что датчик АБС уже не выполняет свои функции?

На старых автомобилях неисправность датчика АБС может привести к самым неприятным последствиям. В случае обрыва провода напряжение до компьютера может не доходить, как и при заблокированном колесе. Потому простенький компьютер воспринимает эту ситуацию так, что одно из колес заблокировано. В конечном счете, АБС начинает разблокировать одно колесо во время торможения, что может вообще вывести из строя систему торможения, а при экстренной остановке спровоцировать полную потерю управления вплоть до переворота автомобиля. Признаки того, что датчик АБС неисправен, следующие:

  • после неадекватного срабатывания системы на приборной панели возникает надпись «ABS», модуль перестает работать;
  • на современных авто после запуска двигателя лампочка ABS не гаснет, а система прекращает свою работу;
  • во время слабого торможения педаль вибрирует, включается система распределения тормозных усилий;
  • постоянно работают вспомогательные тормозные системы, усилители и балансировочные устройства;
  • бортовой компьютер выдает ряд неполадок, которые связаны с работой антиблокировочной системы;
  • при подключении к диагностическому компьютеру читается код ошибки работы датчика системы против блокировки колес.

Самостоятельно вы можете определить неисправность датчика в случае постоянной индикации лампочки ABS на приборной панели. Это и есть основной показатель того, что какой-то датчик перестал функционировать и система просто не работает. В данном случае первой задачей автомобилиста будет проверить целостность проводов к датчикам. Это проводки часто обрываются по причине отброса камней в район ступицы или других предметов, срезающих провод. Потому такая неполадка не является редкостью, ее знают практически все владельцы автомобилей с данным модулем.

Методы самостоятельной диагностики датчиков АБС на авто

Если у вас автомобиль с более или менее достойной системой АБС, то в нем может присутствовать и самодиагностика данной системы. К примеру, на некоторых BMW даже старого образца существует такая система, о которой знает далеко не каждый автовладелец. После запуска двигателя лампочка ABS горит три секунды, затем нужно сразу после ее угасания нажать пять раз на педаль тормоза. Запустится система самодиагностики, а количество морганий лампочки сообщит вам о том, какие модули в антиблокировочной системе были неисправны. Прочтите в инструкции о возможностях самодиагностики вашей машины. Можно провести проверку датчиков по-другому:

  • найдите инструкцию к вашему авто с электрическими схемами;
  • снимите разъем с блока ABS;
  • отыщите так называемую распиновку блока АБС;
  • используйте обычный электрический тестер;
  • проверьте сопротивление на пинах, которые отвечают за датчики;
  • если сопротивление показывает обрыв, изучите ситуацию на колесе;
  • для этого снимите колесо и найдите датчик системы;
  • промерьте сопротивление на входящих проводах;
  • исследуйте провода на предмет целостности.

Так вы сможете определить, какие конкретно детали антиблокировочной системы стали причиной неисправности всего модуля. С помощью такой диагностики можно сэкономить изрядное количество денег на услугах автосервиса. Даже если самостоятельная замена датчика или провода окажется для вас сложной задачей, можно приехать на сервис с просьбой заменить конкретную деталь, а не проводить полную диагностику. Так вы сэкономите деньги, как минимум, на услугах диагностики, а также на исправлении тех неисправностей, которые отыщет система диагностики (не секрет, что их может и не быть на самом деле).

Замена датчиков АБС своими силами - реальная ли задача?

В данном случае многие водители предпочитают обратиться к специалистам, ведь это важная система, которая может спасти жизнь в экстренной ситуации. Тем не менее, датчик АБС меняется достаточно просто. Эта процедура стоит на СТО не так дорого, потому отдать авто в ремонт будет все равно целесообразно. Но если вы хотите сами обслужить систему, это вполне возможно. После проделанной диагностики вы определите, на каком колесе датчик работает неправильно. После этого достаточно прочесть часть инструкции для вашего автомобиля для определения предостережений и выполнить следующие действия:

  • поднять нужную часть автомобиля на домкрате для качественного доступа к датчику;
  • определить место посадки старого датчика, а также методы его изъятия;
  • открутить болт, который удерживает датчик в необходимой позиции;
  • снять датчик с места, исследовать его визуально на предмет повреждений;
  • выполнить непосредственно замену старого датчика на новый;
  • не забыть о правильном подключении электрических соединений;
  • прикрутить датчик на прежнее место с помощью болта, который вы открутили ранее;
  • поставить на место колесо, проехаться на автомобиле и проверить работу системы.

В данном случае не менее важным процессом будет покупка качественного датчика ABS. Дело в том, что на каждом автомобиле используются определенные особенности датчиков, которые не смогут работать в паре с другими деталями. Если у вас автомобиль, который покупался с рук, лучше определить, какие именно датчики АБС стоят на данный момент. Далеко не всегда на ступицах вы обнаружите оригинальные заводские элементы. Вполне возможно, что прежний владелец уже производил замену датчиков на более дешевые, что и стало причиной поломки данного элемента электрической системы вашей машины. Подбор датчика имеет огромное значение для нормальной работы машины. Смотрите видео о замене датчика АБС на автомобиле Renault Logan первого поколения:

Подводим итоги

Существует множество поломок, которые могут затрагивать систему ABS. Но самым распространенным вариантом неисправностей является поломка датчика. Если антиблокировочная система на вашем автомобиле демонстрирует проблемы, первым делом выполните проверку датчиков. Существует несколько методов проверки правильной работы данных деталей, потому вы можете выбрать наиболее удобную возможность тестирования. Тем не менее, одна лишь диагностика делу не поможет, придется исправлять возникшие неполадки.

Сегодня вы можете найти и приобрести датчики АБС любых производителей. Можно найти как простые детали для замены заводских датчиков, так и оригинальные элементы системы по весьма демократичным ценам. И подбор в данном случае будет играть очень большую роль. Используйте заводские каталоги, чтобы выбрать датчики, которые полностью подходят для вашего автомобиля и соответствуют функциям системы ABS. Чтобы антиблокировочная система не мешала качественной эксплуатации автомобиля, а помогала выполнять важные задачи при торможении, следите за исправностью датчиков и вовремя выполняйте диагностические и ремонтные работы. Тем более, датчики этой системы вы можете поменять и самостоятельно. Как часто ABS показывает проблемы в вашем автомобиле?