Как решить приведение дробей к общему знаменателю. Приведение дробей к общему знаменателю (Москаленко М.В)

На этом уроке мы рассмотрим приведение дробей к общему знаменателю и решим задачи по этой теме. Дадим определение понятию общего знаменателя и дополнительного множителя, вспомним о взаимно простых числах. Дадим определение понятию наименьший общий знаменатель (НОЗ) и решим ряд задач на его нахождение.

Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Урок: Приведение дробей к общему знаменателю

Повторение. Основное свойство дроби.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Например, числитель и знаменатель дроби можно разделить на 2. Получим дробь . Эту операцию называют сокращением дроби. Можно выполнить и обратное преобразование, умножив числитель и знаменатель дроби на 2. В этом случае говорят, что мы привели дробь к новому знаменателю. Число 2 называют дополнительным множителем.

Вывод. Дробь можно привести к любому знаменателю кратному знаменателю данной дроби. Для того чтобы привести дробь к новому знаменателю, ее числитель и знаменатель умножают на дополнительный множитель.

1. Приведите дробь к знаменателю 35.

Число 35 кратно 7, то есть 35 делится на 7 без остатка. Значит, это преобразование возможно. Найдем дополнительный множитель. Для этого разделим 35 на 7. Получим 5. Умножим на 5 числитель и знаменатель исходной дроби.

2. Приведите дробь к знаменателю 18.

Найдем дополнительный множитель. Для этого разделим новый знаменатель на исходный. Получим 3. Умножим на 3 числитель и знаменатель данной дроби.

3. Приведите дробь к знаменателю 60.

Разделив 60 на 15, получим дополнительный множитель. Он равен 4. Умножим числитель и знаменатель на 4.

4. Приведите дробь к знаменателю 24

В несложных случаях приведение к новому знаменателю выполняют в уме. Принято только указывать дополнительный множитель за скобочкой чуть правее и выше исходной дроби.

Дробь можно привести к знаменателю 15 и дробь можно привести к знаменателю 15. У дробей и общий знаменатель 15.

Общим знаменателем дробей может быть любое общее кратное их знаменателей. Для простоты дроби приводят к наименьшему общему знаменателю. Он равен наименьшему общему кратному знаменателей данных дробей.

Пример. Привести к наименьшему общему знаменателю дроби и .

Сначала найдем наименьшее общее кратное знаменателей данных дробей. Это число 12. Найдем дополнительный множитель для первой и для второй дроби. Для этого 12 разделим на 4 и на 6. Три - это дополнительный множитель для первой дроби, а два - для второй. Приведем дроби к знаменателю 12.

Мы привели дроби и к общему знаменателю, то есть мы нашли равные им дроби, у которых один и тот же знаменатель.

Правило. Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо

Во-первых, найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем;

Во-вторых, разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т. е. найти для каждой дроби дополнительный множитель.

В-третьих, умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.

а) Привести к общему знаменателю дроби и .

Наименьший общий знаменатель равен 12. Дополнительный множитель для первой дроби - 4, для второй - 3. Приводим дроби к знаменателю 24.

б) Привести к общему знаменателю дроби и .

Наименьший общий знаменатель равен 45. Разделив 45 на 9 на 15, получим, соответственно, 5 и 3. Приводим дроби к знаменателю 45.

в) Привести к общему знаменателю дроби и .

Общий знаменатель - 24. Дополнительные множители, соответственно, - 2 и 3.

Иногда бывает трудно подобрать устно наименьшее общее кратное для знаменателей данных дробей. Тогда общий знаменатель и дополнительные множители находят с помощью разложения на простые множители.

Привести к общему знаменателю дроби и .

Разложим числа 60 и 168 на простые множители. Выпишем разложение числа 60 и добавим недостающие множители 2 и 7 из второго разложения. Умножим 60 на 14 и получим общий знаменатель 840. Дополнительный множитель для первой дроби - это 14. Дополнительный множитель для второй дроби - 5. Приведем дроби к общему знаменателю 840.

Список литературы

1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 6. - М.: Мнемозина, 2012.

2. Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. - Гимназия, 2006.

3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - Просвещение, 1989.

4. Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5-6 класс. - ЗШ МИФИ, 2011.

5. Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5-6. Пособие для учащихся 6-х классов заочной школы МИФИ. - ЗШ МИФИ, 2011.

6. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О. и др. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. Библиотека учителя математики. - Просвещение, 1989.

Можно скачать книги, указанные в п.1.2. данного урока.

Домашнее задание

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 6. - М.: Мнемозина, 2012. (ссылка см. 1.2)

Домашнее задание: №297, №298, №300.

Другие задания: №270, №290

Изначально я хотел включить методы приведения к общему знаменателю в параграф «Сложение и вычитание дробей». Но информации оказалось так много, а важность ее столь велика (ведь общие знаменатели бывают не только у числовых дробей), что лучше изучить этот вопрос отдельно.

Итак, пусть у нас есть две дроби с разными знаменателями. А мы хотим сделать так, чтобы знаменатели стали одинаковыми. На помощь приходит основное свойство дроби, которое, напомню, звучит следующим образом:

Дробь не изменится, если ее числитель и знаменатель умножить на одно и то же число, отличное от нуля.

Таким образом, если правильно подобрать множители, знаменатели у дробей сравняются - этот процесс называется приведением к общему знаменателю. А искомые числа, «выравнивающие» знаменатели, называются дополнительными множителями.

Для чего вообще надо приводить дроби к общему знаменателю? Вот лишь несколько причин:

  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. По-другому эту операцию никак не выполнить;
  2. Сравнение дробей. Иногда приведение к общему знаменателю значительно упрощает эту задачу;
  3. Решение задач на доли и проценты. Процентные соотношения являются, по сути, обыкновенными выражениями, которые содержат дроби.

Есть много способов найти числа, при умножении на которые знаменатели дробей станут равными. Мы рассмотрим лишь три из них - в порядке возрастания сложности и, в некотором смысле, эффективности.

Умножение «крест-накрест»

Самый простой и надежный способ, который гарантированно выравнивает знаменатели. Будем действовать «напролом»: умножаем первую дробь на знаменатель второй дроби, а вторую - на знаменатель первой. В результате знаменатели обеих дробей станут равными произведению исходных знаменателей. Взгляните:

В качестве дополнительных множителей рассмотрим знаменатели соседних дробей. Получим:

Да, вот так все просто. Если вы только начинаете изучать дроби, лучше работайте именно этим методом - так вы застрахуете себя от множества ошибок и гарантированно получите результат.

Единственный недостаток данного метода - приходится много считать, ведь знаменатели умножаются «напролом», и в результате могут получиться очень большие числа. Такова расплата за надежность.

Метод общих делителей

Этот прием помогает намного сократить вычисления, но, к сожалению, применяется он достаточно редко. Метод заключается в следующем:

  1. Прежде, чем действовать «напролом» (т.е. методом «крест-накрест»), взгляните на знаменатели. Возможно, один из них (тот, который больше), делится на другой.
  2. Число, полученное в результате такого деления, будет дополнительным множителем для дроби с меньшим знаменателем.
  3. При этом дробь с большим знаменателем вообще не надо ни на что умножать - в этом и заключается экономия. Заодно резко снижается вероятность ошибки.

Задача. Найдите значения выражений:

Заметим, что 84: 21 = 4; 72: 12 = 6 . Поскольку в обоих случаях один знаменатель делится без остатка на другой, применяем метод общих множителей. Имеем:

Заметим, что вторая дробь вообще нигде ни на что не умножалась. Фактически, мы сократили объем вычислений в два раза!

Кстати, дроби в этом примере я взял не случайно. Если интересно, попробуйте сосчитать их методом «крест-накрест». После сокращения ответы получатся такими же, но работы будет намного больше.

В этом и состоит сила метода общих делителей, но, повторюсь, применять его можно лишь в том случае, когда один из знаменателей делится на другой без остатка. Что бывает достаточно редко.

Метод наименьшего общего кратного

Когда мы приводим дроби к общему знаменателю, мы по сути пытаемся найти такое число, которое делится на каждый из знаменателей. Затем приводим к этому числу знаменатели обеих дробей.

Таких чисел очень много, и наименьшее из них совсем не обязательно будет равняться прямому произведению знаменателей исходных дробей, как это предполагается в методе «крест-накрест».

Например, для знаменателей 8 и 12 вполне подойдет число 24, поскольку 24: 8 = 3; 24: 12 = 2 . Это число намного меньше произведения 8 · 12 = 96 .

Наименьшее число, которое делится на каждый из знаменателей, называется их наименьшим общим кратным (НОК).

Обозначение: наименьшее общее кратное чисел a и b обозначается НОК(a ; b ) . Например, НОК(16; 24) = 48 ; НОК(8; 12) = 24 .

Если вам удастся найти такое число, итоговый объем вычислений будет минимальным. Посмотрите на примеры:

Задача. Найдите значения выражений:

Заметим, что 234 = 117 · 2; 351 = 117 · 3 . Множители 2 и 3 взаимно просты (не имеют общих делителей, кроме 1), а множитель 117 - общий. Поэтому НОК(234; 351) = 117 · 2 · 3 = 702.

Аналогично, 15 = 5 · 3; 20 = 5 · 4 . Множители 3 и 4 взаимно просты, а множитель 5 - общий. Поэтому НОК(15; 20) = 5 · 3 · 4 = 60.

Теперь приведем дроби к общим знаменателям:

Обратите внимание, насколько полезным оказалось разложение исходных знаменателей на множители:

  1. Обнаружив одинаковые множители, мы сразу вышли на наименьшее общее кратное, что, вообще говоря, является нетривиальной задачей;
  2. Из полученного разложения можно узнать, каких множителей «не хватает» каждой из дробей. Например, 234 · 3 = 702 , следовательно, для первой дроби дополнительный множитель равен 3.

Чтобы оценить, насколько колоссальный выигрыш дает метод наименьшего общего кратного, попробуйте вычислить эти же примеры методом «крест-накрест». Разумеется, без калькулятора. Думаю, после этого комментарии будут излишними.

Не думайте, что таких сложных дробей в настоящих примерах не будет. Они встречаются постоянно, и приведенные выше задачи - не предел!

Единственная проблема - как найти этот самый НОК. Иногда все находится за несколько секунд, буквально «на глаз», но в целом это сложная вычислительная задача, требующая отдельного рассмотрения. Здесь мы не будем этого касаться.

Как приводить дроби к общему знаменателю

Если у обыкновенных дробей одинаковые знаменатели, то говорят, что эти дроби приведены к общему знаменателю .

Пример 1

Например, дроби $\frac{3}{18}$ и $\frac{20}{18}$ имеют одинаковые знаменатели. Говорят, что они имеют общий знаменатель $18$. Дроби $\frac{1}{29}$, $\frac{7}{29}$ и $\frac{100}{29}$ имеют также одинаковые знаменатели. Говорят, что они имеют общий знаменатель $29$.

Если у дробей знаменатели не одинаковые, то их можно свести к общему знаменателю. Для этого необходимо умножить их числители и знаменатели на определенные дополнительные множители.

Пример 2

Как привести две дроби $\frac{6}{11}$ и $\frac{2}{7}$ к общему знаменателю.

Решение.

Умножим дроби $\frac{6}{11}$ и $\frac{2}{7}$ на дополнительные множители $7$ и $11$ соответственно и приведем их к общему знаменателю $77$:

$\frac{6\cdot 7}{11\cdot 7}=\frac{42}{77}$

$\frac{2\cdot 11}{7\cdot 11}=\frac{22}{77}$

Таким образом, приведением дробей к общему знаменателю называют умножение числителя и знаменателя данных дробей на дополнительные множители, которые в результате позволяют получить дроби с одинаковыми знаменателями.

Общий знаменатель

Определение 1

Любое положительное общее кратное всех знаменателей некоторого набора дробей называют общим знаменателем .

Другими словами, общий знаменатель заданных обыкновенных дробей – любое натуральное число, которое можно разделить на все знаменатели заданных дробей.

Из определения вытекает бесконечное множество общих знаменателей данного набора дробей.

Пример 3

Найти общие знаменатели дробей $\frac{3}{7}$ и $\frac{2}{13}$.

Решение .

Данные дроби имеют знаменатели, равные $7$ и $13$ соответственно. Положительные общие кратные чисел $2$ и $5$ равны $91, 182, 273, 364$ и т.д.

Любое из этих чисел можно использовать в качестве общего знаменателя дробей $\frac{3}{7}$ и $\frac{2}{13}$.

Пример 4

Определить, можно ли дроби $\frac{1}{2}$, $\frac{16}{7}$ и $\frac{11}{9}$ привести к общему знаменателю $252$.

Решение.

Чтобы определить, как привести дробь к общему знаменателю $252$, необходимо проверить является ли число $252$ общим кратным знаменателей $2, 7$ и $9$. Для этого разделим число $252$ на каждый из знаменателей:

$\frac{252}{2}=126,$ $\frac{252}{7}=36$, $\frac{252}{9}=28$.

Число $252$ делится нацело на все знаменатели, т.е. является общим кратным чисел $2, 7$ и $9$. Значит, данные дроби $\frac{1}{2}$, $\frac{16}{7}$ и $\frac{11}{9}$ можно свести к общему знаменателю $252$.

Ответ: можно.

Наименьший общий знаменатель

Определение 2

Среди всех общих знаменателей заданных дробей можно выделить наименьшее натуральное число, которое называют наименьшим общим знаменателем .

Т.к. НОК – наименьший положительный общий делитель данного набора чисел, то НОК знаменателей заданных дробей является наименьшим общим знаменателем данных дробей.

Следовательно, чтобы найти наименьший общий знаменатель дробей, нужно найти НОК знаменателей этих дробей.

Пример 5

Заданы дроби $\frac{4}{15}$ и $\frac{37}{18}$. Найти их наименьший общий знаменатель.

Решение .

Знаменатели данных дробей равны $15$ и $18$. Найдем наименьший общий знаменатель как НОК чисел $15$ и $18$. Используем для этого разложение чисел на простые множители:

$15=3\cdot 5$, $18=2\cdot 3\cdot 3$

$НОК(15, 18)=2\cdot 3\cdot 3\cdot 5=90$.

Ответ: $90$.

Правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю

Чаще всего при решении задач алгебры, геометрии, физики и т.п. принято обыкновенные дроби приводить к наименьшему общему знаменателю, а не к любому общему знаменателю.

Алгоритм :

  1. С помощью НОК знаменателей заданных дробей найти наименьший общий знаменатель.
  2. 2.Вычислить дополнительный множитель для заданных дробей. Для этого найденный наименьший общий знаменатель необходимо разделить на знаменатель каждой дроби. Полученное число и будет дополнительным множителем данной дроби.
  3. Умножить на найденный дополнительный множитель числитель и знаменатель каждой дроби.

Пример 6

Найти наименьший общий знаменатель дробей $\frac{4}{16}$ и $\frac{3}{22}$ и привести к нему обе дроби.

Решение.

Воспользуемся алгоритмом приведения дробей к наименьшему общему знаменателю.

    Вычислим наименьшее общее кратное чисел $16$ и $22$:

    Разложим знаменатели на простые множители: $16=2\cdot 2\cdot 2\cdot 2$, $22=2\cdot 11$.

    $НОК(16, 22)=2\cdot 2\cdot 2\cdot 2\cdot 11=176$.

    Вычислим дополнительные множители для каждой дроби:

    $176\div 16=11$ – для дроби $\frac{4}{16}$;

    $176\div 22=8$ – для дроби $\frac{3}{22}$.

    Умножим числители и знаменатели дробей $\frac{4}{16}$ и $\frac{3}{22}$ на дополнительные множители $11$ и $8$ соответственно. Получим:

    $\frac{4}{16}=\frac{4\cdot 11}{16\cdot 11}=\frac{44}{176}$

    $\frac{3}{22}=\frac{3\cdot 8}{22\cdot 8}=\frac{24}{176}$

    Обе дроби приведены к наименьшему общему знаменателю $176$.

Ответ: $\frac{4}{16}=\frac{44}{176}$, $\frac{3}{22}=\frac{24}{176}$.

Иногда для того, чтобы находить наименьший общий знаменатель, нужно провести ряд трудоемких вычислений, что может не оправдывать цель решения задачи. В таком случае можно воспользоваться наиболее простым способ – свести дроби к общему знаменателю, который представляет собой произведение знаменателей данных дробей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

5 КЛАСС

Учитель математики

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Основная

общеобразовательная школа №6» с.Донского Труновского района Бальцер (Съедина) Наталья Сергеевна

Приведение дробей к общему знаменателю.

Цели:

  • познакомить учащихся с алгоритмом приведения дробей к общему знаменателю и показать практическую направленность;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение видеть связь с математикой и окружающим миром;
  • формировать информационную культуру учащихся;
  • Воспитывать культуру общения с компьютером.

Оборудование:

у учителя - компьютер, мультимедийный проектор, Power Point, раздаточный материал для работы в парах.

у обучающихся – тетради, учебники, простые карандаши, цветные карандаши, линейки.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступление учителя: эмоциональный настрой, мотивация учащихся.

– Добрый день! Урок сегодня проведу я, Наталья Сергеевна. Я очень рада вас видеть, мне интересно с вами познакомиться и поработать. Садитесь пожалуйста поудобнее, расслабьтесь, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте соседу по парте хорошего настроения. Я тоже желаю вам хорошего настроения и активной работы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд (Слайд 2)

я к вам пришла вот с таким настроением, поднимите руки у кого настроение совпадает с моим.

А у кого другое настроение…

Я постараюсь на уроке поддерживать ваше настроение. Желаю вам удачи, в добрый час.

II. Актуализация знаний.

Ребята, у немцев сохранилась такая поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. А чтобы нам с вами не попасть в дроби, т.е. в трудное положение и должны много знать и уметь. Давайте с вами, определим область «знания». Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби.

Повторение материала предыдущего урока.

1. Какая часть часа прошла от начала суток? (Слайд 3, 4, 5)

2. Какую часть поля вспахал тракторист? (Слайд 6)

3. Какую часть дороги проехал автобус? (Слайд 7)

4. Какая часть слив осталась на тарелки? (Слайд 8)

5. (Слайд 9) Приведите к знаменателю 36 те из данных дробей, которые возможно:

, , , , , , , , , , .

III.Изучение нового материала . (Слайд 10)

В 5 «А» классе девочки составляют всех учащихся класса, а мальчики- всех учащихся класса. Кого в классе больше мальчиков или девочек?

А какие дроби вы умеете сравнивать, что нам для этого нужно сделать? Привести дроби к одному знаменателю.

- А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Приводить дроби к общему знаменателю.

Да, тема нашего урока «Приведение дробей к общему знаменателю».

(Слайд 11).

Запишите в тетрадях число и тему урока: «Приведение дробей к общему знаменателю».

А зачем нам это нужно?

Чтобы сравнивать, производить действия с дробями, решать практические задачи.

Цель нашего урока научиться приводить дроби к общему знаменателю.

Приведем дроби к одному знаменателю.

К какому знаменателю их можно привести?

К какому из них – удобнее и почему?

(Слайд 12).

Итак, то > значит девочек в классе больше

Ответ : девочек в классе больше.

Т.о.мы убедились, что решить данную задачу мы можем только умея приводить дроби к общему знаменателю.

Давайте попробуем вместе с вами сформулировать правило приведения дробей к общему знаменателю.

Познакомиться с «алгоритмом» правилом приведения дробей к общему знаменателю.

(Слайд 13).

Правило:



дополнительный множитель ;

Вот у нас с вами правило получилось правило, пользуясь этим правилом вы всегда можете привести дроби к общему знаменателю.

Какие дроби можно привести к любому новому знаменателю?

Приведите примеры.

(Слайд 14). Выполним вместе. Обращая внимание, на памятку выполним пошагово.

Как привести дроби и к общему знаменателю?

IV. Физкультминутка. (Слайд 15).

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть, тихо сесть.

Семь, восемь лень отбросим.

V. Работа по теме урока.

№ 806 (Слайд 16).

Учащиеся работают самостоятельно в парах. Организуется фронтальная проверка.

Найдите несколько чисел, кратных двум данным числам. Укажите наименьшее общее кратное этих чисел: это число которое делится и на 3 и на 7

а) 3 и 7; б) 4 и 5; в) 6 и 12; г) 4 и 6.

№ 808. (Слайд 17). А сейчас вы поработаете в парах, при выполнении задания будьте внимательны.

Приведите дроби к общему знаменателю, у вас на партах таблица для ответов, выполните решение в тетради, а в таблицу запишите дроби с новыми знаменателями.

А) ; б) ; в) ; г) ;

д) ; б) ; в) ; г) .

ответы: (Слайд 18, 19).

Какая пара выполнила без ошибок? Молодцы! Хорошо!

А кто с одной ошибкой? А те, у кого не получилось выполнить без ошибок, не переживайте, мы только начинаем изучать тему и вы ее отработаете на следующих уроках.

VI. Подведение итогов. (Слайд 20).

Учитель предлагает учащимся следующие вопросы:

Какую цель мы ставили перед собой вначале урока?

Как вы считаете достигли ли мы этой цели?

Как привести дроби к наименьшему знаменателю?

Итак, чтобы привести дроби к общему знаменателю, что необходимо сделать

Где нам нужны дроби? (Слайд 21 )

Что Вам запомнилось на уроке?

Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда

сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже

трудная задача!

Ребята, кто считает, что урок был полезен для вас, и вы понимали все, о чем говорилось и что делалось на уроке выберите пожалуйста красный прямоугольник, отложите в сторонку и запишите Д/З на «5»

Ребята, кто считает, что урок был интересен, в определенной степени полезен для вас, вам было на уроке достаточно комфортно на уроке выберите пожалуйста желтый прямоугольник, отложите в сторонку и запишите Д/З на «4»

Ребята, кто считает, что на уроке поняли о чем шла речь, но вам следует получить консультацию у учителя, выберите пожалуйста зеленый прямоугольник, отложите в сторонку и запишите Д/З на «3».

VII. Домашнее задание (Слайд 22 ):

п.8.4, № 809, № 812, на «5» - № 813.

Мне было очень приятно с вами работать, настроение у меня хорошее. А у вас настроение не изменилось в течении урока? Мне бы хотелось отметить и поставить 5 за активную работу на уроке. Ребята уходя из класса прикрепите на доску ту карточку, которую вы выбрали. Спасибо за урок Желаю удачи! (Слайд 23 ) Спасибо за урок!

Приложение

№ 808

№ 808 Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби.

№ 808 Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби. № 808 Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби.

Приложение

Правило:

Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо:
1) подобрать наименьший общий знаменатель;
2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель ;
3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.

Правило:

Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо:
1) подобрать наименьший общий знаменатель;
2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель ;
3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.


Приведение дробей к общему знаменателю

Дроби И имеют одинаковые знаменатели. Говорят, что они имеют общий знаменатель 25. Дроби и имеют разные знаменатели, но их можно привести к общему знаменателю с помощью основного свойства дробей. Для этого найдем число, которое делится на 8 и на 3, например, 24. Приведем дроби к знаменателю 24, для этого умножим числитель и знаменатель дроби на дополнительный множитель 3. Дополнительный множитель обычно пишут слева над числителем:

Умножим числитель и знаменатель дроби на дополнительный множитель 8:

Приведем дроби и к общему знаменателю. Чаще всего дроби приводят к наименьшему общему знаменателю, который является наименьшим общим кратным знаменателей данных дробей. Так как НОК (8, 12) = 24, то дроби можно привести к знаменателю 24. Найдем дополнительные множители дробей: 24:8 = 3, 24:12 = 2. Тогда

К общему знаменателю можно приводить несколько дробей.

Пример. Приведем дроби к общему знаменателю. Так как 25 = 5 2 , 10 = 2 5, 6 = 2 3, то НОК (25, 10, 6) = 2 3 5 2 = 150.

Найдем дополнительные множители дробей и приведем их к знаменателю 150:

Сравнение дробей

На рис. 4.7 изображен отрезок АВ длины 1. Он разделен на 7 равных частей. Отрезок АС имеет длину , а отрезок AD имеет длину .


Длина отрезка AD больше длины отрезка AС т. е. дробь больше дроби

Из двух дробей с общим знаменателем больше та, у которой числитель больше, т. е.

Например, или

Чтобы сравнить любые две дроби, их приводят к общему знаменателю, а затем применяют правило сравнения дробей с общим знаменателем.

Пример. Сравнить дроби

Решение. НОК (8, 14) = 56. Тогда Так как 21 > 20, то

Если первая дробь меньше второй, а вторая меньше третьей, то первая меньше третьей.

Доказательство. Пусть даны три дроби. Приведем их к общему знаменателю. Пусть после этого они будут иметь вид Так как первая дробь меньше

второй, то r < s. Так как вторая дробь меньше третьей, то s < t. Из полученных неравенств для натуральных чисел следует, что r < t, тогда первая дробь меньше третьей.

Дробь называется правильной , если ее числитель меньше знаменателя.

Дробь называется неправильной , если ее числитель больше знаменателя или равен ему.

Например, дроби-правильные, а дроби -неправильные.

Правильная дробь меньше 1, а неправильная дробь больше или равна 1.