Нахапетов родион где живет сегодня. Родион Нахапетов: национальность и биография. — В подростковом возрасте вы доставили ему хлопот

— Мне было одиннадцать лет, когда папа уехал в Америку. Его фильм «На исходе ночи» купила кинокомпания 20th Century Fox, и его пригласили там поработать. Через не­­­­­­­которое время, летом, мы с сестрой Машей и мамой собрались в Штаты. Мама там играла антрепризный спектакль «Джаз­мен». Я страшно радовалась предстоящей встрече с отцом, и вдруг, уже в Лос-Анджелесе, мама говорит: «Папа ушел, у него другая семья. Но вы скоро его увидите и даже поживете с ним до осени». Маша младше меня почти на два года и в силу своего возраста и легкого характера восприняла эту весть спокойнее, чем я. А со мной случилась истерика — я плакала навзрыд и кричала, что не останусь с папой, а если меня отвезут насильно — перебью всю посуду в его доме и сбегу.

Мы были с отцом очень близки, и даже представить то, что его больше с нами не будет, мне, ребенку, казалось невозможным. И все же мама оставила нас в семье отца, и мы… подружились с его женой Наташей и ее дочерью Катей! Надо отдать должное Наташе — она быстро сумела найти к нам подход. Ничего конкретного не делала, просто относилась к нам очень бережно и уважительно.

Сейчас я, уже взрослая женщина, понимаю, насколько героически поступила мама. Я бы так, наверное, не смогла. Ведь для нее все произошло неожиданно, а она очень сильно любила папу. Но все же смогла перебороть боль, перешагнуть через обиду, гордость. Если бы тогда она не пустила нас к отцу или сообщила о разводе в Москве, мы с ним больше никогда не встретились бы. Я не простила бы его. Это совершенно точно.

События тех лет уже стерлись из памяти. Ведь все плохое забывается. Но когда несколько лет назад я разводилась с Егором, отцом своей дочери, вопрос, препятствовать ли их общению, не стоял. Конечно, надо общаться — и чем чаще, тем лучше. Егор женился, недавно у него родился сын Филипп. Наша Полина восприняла это очень болезненно, кричала: «Я не дам ему свою фамилию!» Мы с ней поговорили, и теперь она даже гордится братиком, наснимала его на телефон, ходит всем показывает. (улыбается.) Счастье детей превыше всего, и им нужен отец. Я против того, чтобы сохранять союз, если чувств больше нет. Но ради детей бывшим супругам надо уметь договариваться. Недавно Полина заявила: «Я знаю: у бабушки Веры и дедушки Родиона просто любовь прошла». Не вижу ничего плохого в том, что в свои шесть лет она уже разбирается в таких вопросах. (Смеется.)

— Пришлось ли вам, как старшей дочери, поддерживать маму в тот сложный период?

— Маму спасла работа. Она дебютировала в качестве режиссера в фильме «Сломанный свет». Может быть, именно ее оголенные нервы сделали картину такой пронзительной. Да и забота о нас с Машей держала на плаву. В то время я с бабушкой жила в Ленинграде, училась в хореографическом училище имени Вагановой, и мама каждые выходные, взяв сестру в охапку, садилась на поезд и ехала нас проведать.

Правильно говорят: время лечит, и что ни делается — к лучшему. Спустя несколько лет мама встретила Кирилла, они полюбили друг друга и уже больше двадцати лет живут вместе. У папы с Наташей тоже все хорошо. Их отношения меня поражают. Они как люди с другой планеты! Звонят друг другу по десять раз за час, беспокоятся, заботятся. Ходят, держась за руки. Наташа отличная жена, во всем поддерживает папу, даже когда он ошибается. Они как единое целое. Папа вообще умеет любить.

— В подростковом возрасте вы доставили ему хлопот?

— Я была увлечена балетом, занималась с утра до ночи, приходила без сил, на глупости просто времени не оставалось. (Смеется.) Поэтому папа за меня никогда не волновался. А вот за Машу переживали все, поэтому родители решили, что ей нужно какое-то время пожить у папы в США. Там Маша получила образование художника компьютерной графики, но потом потеряла к этому интерес. Теперь она художник-анималист, потрясающе пишет животных.

В Америке сестра вышла замуж. Но брак просуществовал недолго, и она вернулась домой, в Москву. Сейчас снова вышла замуж, воспитывает сына Кирюшу, который младше моей Полины на 9 месяцев, и счастлива. Папа всегда давал нам полную свободу, но мы все равно были у него как бы под присмотром. И я, и сестра знали, что отец рядом, придет и поможет.

— У вас с сестрой очень маленькая разница в возрасте. Наверняка всю жизнь спорите, кто же в любимчиках у папы?

— Мы не спорим, потому что всем известно — в любимчиках я. (Смеется.) С раннего детства мы с Машей «поделены». Я — папина дочка, а Маша — мамина. Сестра не обижается, знает, что папа ее тоже очень сильно любит. И все же иногда может упрекнуть: «Ну конечно, ты Аню больше любишь, на ее день рождения всегда приезжаешь…» А он оправдывается: «Ну что ты такое говоришь? Это то же самое, что определить, какая рука лучше. Вы обе невероятно дороги мне, и твои дни рождения я ведь тоже почти не пропускаю!» Меня папа любил и любит какой-то невероятной любовью. Так было, так есть и так, надеюсь, будет еще долгие годы. (Улыбается.) Во всем поддерживает, всегда хвалит.

А вот мама, наоборот, критикует. Например, оба посмотрели мой спектакль. Реакция папы: «Я плакал от счастья. Как же великолепно ты танцевала!» Мамина: «Молодец, хорошо. Но вот здесь могла бы…» Критика безобидная, но тем не менее она есть.

— Аня, когда вы смотритесь в зеркало, кого себе напоминаете — маму или папу?

— Папу! Недавно была у него в Америке, сидим с ним, разговариваем, и я ловлю себя на мысли: «Да это же я…» (Смеется.) Мы очень похожи, это все замечают. И мама говорит, когда видит меня на экране: «Ну, прямо Родион». Но, кстати, многие считают, что я больше похожа на маму.

— Когда вы родились, вашему отцу было 34 года, он был популярным актером, уже вышли на экраны картины «Раба любви», «Пароль не нужен», «Влюбленные». Осознавали, что папа вам достался какой-то необыкновенный?

— В детстве я очень любила смотреть его фильмы. Правда, чем заканчиваются «Торпедоносцы» и «Раба любви», долгое время не знала: бабушка выключала телевизор — там папины герои погибают. Конечно, я всегда гордилась тем, что мой папа такой красивый, талантливый.

Во дворе нашего дома его постоянно караулили какие-то женщины. В основном просили автографы, но была и одна неадекватная — утверждала, что она его жена. Папа мне мягко объяснил, что бывают на свете странные люди, не стоит обращать внимания. То, что у меня известная фамилия, поняла лет в девять, когда стала ученицей Вагановского училища. Стоило кому-то из преподавателей обратиться ко мне по фамилии, как все с интересом поворачивались в мою сторону. Сейчас, конечно, больше знают маму и говорят: «Дочь Веры Глаголевой». А в то время популярнее был папа.

Вообще-то детство у меня было самым обычным. Мы жили в маленькой квартирке, метров, наверное, шестьдесят, в Тишинском переулке — родители и мы с Машей в одной комнате, в другой бабушка, мамина мама, Галина Наумовна, а в третьей — самой крошечной — был папин кабинет.

Поражаюсь, как родители ухитрялись собирать на детские праздники человек тридцать гостей! Не помню, что было тесно, а вот что очень весело — помню хорошо. Домашние концерты не были редкостью. Если родители оказывались дома, мы впятером набивались в папин кабинет: он играл на гитаре, а мы с Машей пели песни его сочинения. При том, что он никогда не знал нотной грамоты. Наверное, это самые счастливые вос­­­поминания моего детства. Недавно была в Америке на гастролях с Большим театром, заехала на несколько дней в гости к папе и Наташе. Утром лежу у бассейна, загораю. Тут приходит папа с гитарой, садится рядом и начинает петь мне те самые песни. Как же это было трогательно… Маленькой я обожала просыпаться очень рано, вместе с папой. Мама с Машей спят, а мы на кухне готовим завтрак. Сырники, кофе. И разговариваем… И сейчас, когда его навещаю, он встает пораньше и будит меня так же, как в детстве: «Анечка, пойдем завтракать». Вот еще одно воспоминание: мне шесть с половиной лет, Маше пять, папа нас и бабушку везет на Икшу, в дом творчества. Мы сидим в машине притихшие и улыбаемся от предвкушения наступающего счастья. Как же там было хорошо! Помню, там же отдыхали Крючков, Смоктуновский и много других легендарных артистов.

Недавно я нашла свои письма к отцу. Он был на съемках, а я запиралась в комнате, раскрывала тетрадку в линейку и начинала писать ему про все, что с нами происходит, особенно много было рассказов про Икшу. Частенько писала и за Машу, потому что она не любила эпистолярный жанр. А чтобы папа не расстраивался, Маша в конце письма подписывалась. (Смеется.) Наверное, он понимал, что это я стараюсь, но вида не подавал.

— Видимо, баловал вас папа сильно…

— Время-то было такое, что особо не побалуешь. Единственное, что папа привозил нам с Машей из-за границы, — кока-колу, жвачку и почему-то кокосы. Платья нам дарил наш замечательный крестный Дима, он жил в Америке. Нет, мы никогда не были избалованы. В Ленинграде мы с бабушкой снимали в коммунальной квартире комнату. Несколько лет назад я туда наведалась и вышла со слезами на глазах. Комната метров шесть, а к нам еще Маша и мама в гости приезжали. В ванной тараканы кишмя кишели. Входишь, а пол шевелится… И ничего — жили как-то.

Несколько раз от знакомых слышала: «Ты, Аня, дочка известных родителей, жизни не знаешь!» Но это большое заблуждение — жизнь я знаю. Мы никогда особо не шиковали — это раз. Во-вторых, мне приходилось очень серь­езно работать, потому что к детям знаменитостей относятся так: а! у них все по блату.

Может, поэтому мои родители и не хотели, чтобы я пошла по их стопам, — всю жизнь нас бы сравнивали. Когда папа забирал меня из роддома, сказал: «Будет балериной». Ему всегда казалось, что балетные девочки — это феи, они из другого мира, порхают себе по сцене… Благодаря папе с трех лет у меня была цель — я мечтала танцевать в Большом театре. И вот уже шестнадцать сезонов выхожу на его сцену. (Улыбается.) Когда училась в подготовительном классе Московского хореографического училища при Большом театре, из нас, детей известных родителей, сформировали группу. Папе показалось, что там нагрузки меньше. Он пошел к директору и попросил перевести меня к «нормальным» детям. А вот чтобы наоборот — попросить мне поблажек — такого не было никогда. Иногда папа советует: «Иди к руководству театра и скажи, что хочешь попробовать вот эту роль». Я смеюсь: «Папа, но ты же не приучил меня просить». — «Да… Я и сам такой… Никогда и ничего не попрошу». Хотя мог бы! В 1985 году ему дали звание «Народный артист РСФСР», но никакие блага за этим не последовали. У нас были обычные «жигули», все та же квартирка. У родителей вообще не было и нет звездной болезни. Сейчас кто-нибудь из молодых снимется в паре картин, и уже к нему не подойти: столько гонора — откуда только берется?! А мои мама с папой — простые люди: доброжелательные, скромные. Ни разу не слышала, чтобы кто-то из них разговаривал свысока. Папа, когда приезжает в Москву, на метро ездит. Старшее поколение его узнает.

— Балет балетом, но вы снимаетесь в кино, играете в театрах. Как так получилось, что актрисой вы все-таки стали?

— Гены проснулись и взяли свое. В детстве я снялась в фильме «Воскресный папа». Потом, через 20 лет, начала работать в сериалах.

— Обычно, выбирая спутника жизни, девушка ищет подобие отца. Вы не исключение?

— Папа нас оставил, когда мне было 12 лет, меня воспитывал второй папа, мамин муж. Поэтому в моем идеальном мужчине собраны черты и папы, и Кирилла. Главное, чтобы любимый человек понимал, любил, ценил, не предавал и во всем поддерживал.

— А за что вы больше всего цените отца?

— Он необыкновенный во всех смыслах. Простой мальчик из Днепропетровска, родился во время войны, в 1944 году, в партизанском отряде «Родина». И его назвали в честь этого партизанского отряда — Родионом.

Как ни странно, он нам мало рассказывал о своей маме. Хотя очень сильно ее любил. Мы знали, что ее звали Галя, она умерла, когда ему было чуть за двадцать. Потрясающая история про то, как она, связная партизан, шла беременной через линию фронта, нам стала известна много позже. В Америке папа написал и выпустил книгу «Влюбленный». Думаю, история матери для него священна.

Когда я читала эту книгу, у меня кровь стыла в жилах. Не представляю, как молодая женщина смогла пережить столько бед! И все же зря папа нас с Машей не посвящал во все это. То ли детскую психику берег, то ли боялся чего-то: времена-то непростые были, а его мама выступала против советской власти, лагеря прошла, потом принудительное лечение в психиатрической больнице. В 1960-х ту­­да всех инакомыслящих упекали. Папа шел к своей цели, зная, что мама в него верит. Они жили впроголодь, а она назанимала у знакомых денег, купила сыну билет до Москвы и отправила поступать во ВГИК. Папа говорил, что пока его товарищи по общежитию гуляли и выпивали, он сидел с книжкой и читал, читал, читал… Стал актером, потом уже Высшие режиссерские курсы окончил.

Папа очень закрытый человек. К сожалению, в подробностях я не смогу рассказать вам про его жизнь. Все подбиваю его поскорее закончить вторую книгу, уже про сегодняшний день, тоже автобиографическую. Ему, конечно, есть о чем поведать. Одна дружба с Реем Брэдбери чего стоит!

Они познакомились лет шесть назад. Знаю, что папа подарил Рею диск со своим дипломным фильмом «Вино из одуванчиков», который снял по его роману. Брэдбери был в восторге. Так они и подружились. А незадолго до смерти Рей передал папе все права на эту книгу.

— Чем сейчас занимается Родион?

— Он написал интересный сценарий, одна крупная кинокомпания его купила. Пока неизвестно, будет ли папа режиссером. И его приезд в Москву все откладывается и откладывается. На следующее лето хочу отправить к нему Полину. Общение с таким человеком, как ее дед Родион, пойдет только на пользу. Вчера звоним ему по Скайпу, а Полина шепчет на ушко: «Я не знаю, как его называть — Родион или дед Родион?» Отвечаю: «Говори — Родион». Слово «дед» к папе совершенно не применимо. Через пару лет ему семьдесят, но в это невозможно поверить. Он и сам говорит: «Так быстро пролетело время, что я и оглянуться не успел». Он совершенно не меняется с годами, такой же мягкий и интеллигентный, как и был. Пожалуй, даже слишком мягкий… В современном мире с такими качествами непросто жить.

— Что для вашего отца идеальное времяпрепровождение?

— Это то время, когда он общается с нами! Пусть нас разделяет океан, но я точно знаю: обо мне он думает так же часто, как и я о нем. (Смеется.) На этот Новый год к моей Полине пришел Дед Мороз и спрашивает: «Девочка, а тебя как зовут?» И она, непонятно почему, отвечает: «Полина Нахапетова». Мы поразились: «Ты же Симачева!» Наверное, она тоже очень гордится Родионом Нахапетовым — своим дедом.

Семья: мать — Вера Глаголева, актриса и режиссер; отец — Родион Нахапетов, актер и режиссер; дочь — Полина (6 лет)

Образование: окончила Московскую государственную академию хореографии

Карьера: с 1996 года — артистка балета Большого театра. Занята в спектаклях: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка» и др. Снималась в фильмах и сериалах: «Воскресный папа», «Русские в городе ангелов», «С ног на голову», «Личная жизнь доктора Селивановой», «Наследство», «Одна война» и др.

Семья: жена — Наталья Шляпникофф, продюсер; дети (от брака с Верой Глаголевой) — Анна (33 года), артистка балета Большого театра, Мария (32 года), художник

Образование: окончил актерский и режиссерский факультеты ВГИКа

Карьера: снялся в 40 фильмах: «Живет такой парень», «Сердце матери», «Влюбленные», «Раба любви», «Торпедоносцы» и др. Режиссер фильмов: «Вино из одуванчиков», «С тобой и без тебя…», «Зонтик для новобрачных», «Моя большая армянская свадьба», «Русские в городе ангелов» и др. Лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР. С 1989 года живет в США

Родион Нахапетов встретил Веру Глаголеву, когда его актерская карьера была в самом расцвете и его стала все больше привлекать режиссура. Они познакомились во время съемок картины "На край света...". "С Верой меня сразу же связала странная комбинация чувств и эмоций. Несколько раз устраивал ей кинопробы. Мне показалось, у нее глубокий взгляд, в глазах таится драматизм и какая-то своя правда . Подкупало и то, что она не собиралась становиться актрисой, ее интересовала спортивная карьера. Вера была лучницей, мастером спорта. Мне подумалось, что в ее неподготовленности есть особая прелесть", – отметил Нахапетов.

ПО ТЕМЕ

Вера ввела его в свой круг, и постепенно Родион ее полюбил. "До встречи с Верой я жил очень уединенно, поскольку вообще человек закрытый, а тут вдруг оказался в кругу друзей ее брата, Вериных подруг. Она очень ценит дружбу, отношения с людьми. Рядом с ней ожил и мой мир, будущее показалось менее депрессивным. Интерес к Вере, желание о ней заботиться, чувства Пигмалиона к своей Галатее охватили меня . Она не испорчена славой, естественна и проста в общении. Вера привлекала меня и как женщина – крепкая, подтянутая, со спортивной фигурой, значит, родит здоровых детей. Сделал предложение, она согласилась", – рассказал режиссер. Вскоре у пары родились дочери – Анна и Мария.

Несмотря на то что Нахапетов снимал Глаголеву во всех своих фильмах, роли в картине "На исходе ночи" для нее не оказалось. "Вера расстроилась, обиделась, стала относиться к моей работе критично. Во многом та ситуация и заложила трещину в наши отношения. Но я никогда бы не ушел из семьи, если бы не встретил Наташу . Это не она – американка – увела меня у русской жены, решение принимал я", – заявил артист.

Между тем фильм Нахапетова купили в США. Картина понравилась директору специальных торжеств в Ассоциации независимых телевизионных станций Наташе Шляпникофф, и она познакомилась с Родионом. Они договорились о сотрудничестве, Наташа помогала Нахапетову продвигать его фильмы. Постепенно он полюбил ее. "Я вдруг обнаружил, что неравнодушен к ней. Это не было романтическим чувством с первого взгляда, просто моя признательность Наташе постепенно преобразовалась в более сложное и глубокое чувство – любовь", – признался Нахапетов.

Тогда режиссер решил начистоту поговорить с Верой Глаголевой и постарался объяснить дочерям, почему мама с папой решили расстаться. "Девчонки гостили у нас месяц, пока Вера гастролировала. Когда улетали, оставили письмо: предлагали мне сделать выбор между ними и Наташей. Даже сегодня мне больно об этом вспоминать, хотя рана уже зарубцевалась. Длительное расставание либо укрепляет чувства, либо разводит людей в разные стороны. У нас с Верой произошло второе. Когда чувства гаснут – это драма и очень серьезная . Себя я уговаривал: у Веры все хорошо, актерская карьера идет в гору, она начинает снимать свой режиссерский дебют "Сломанный свет", все, что я мог для нее сделать, сделал. Дети – вот это была проблема. Никто ведь не знает о моих переживаниях, о том, как я себя поедал изнутри. Я благодарен Вере, что она никогда не настраивала дочек против меня, не рассказывала, какой их папа негодяй. Просто объяснила, что жизнь изменилась. Развод со мной выглядел как оплеуха Вериному самолюбию, пощечина ее гордости . Но страдала Вера, к счастью, недолго, вскоре ей встретился Кирилл Шубский, который стал ее мужем", – цитирует Нахапетова "Коллекция Караван историй" .

К счастью, Нахапетов и Глаголева сумели наладить отношения. В заключение Родион рассказал: "Я старался постоянно быть с дочерьми на связи, отправлял посылки . С Аней мы переписывались, созванивались, когда она поступила в Вагановское училище, звонил ей в ­Питер. Маша приехала к нам и некоторое время училась в школе в Беверли-Хиллз, потом вернулась в Россию, чтобы окончить там десятилетку. У них сложились добрые отношения с Наташей и Катей. Аня прекрасно танцует, у нее есть афишные партии, я видел все ее спектакли. Если когда-нибудь стану снимать историю своей матери, для Ани непременно найдется роль. Маша – большой настоящий художник, окончила школу компьютерной графики в Лос-Анджелесе. Мастерски рисует домашних животных. Мне казалось, при ее высочайшей квалификации она могла бы найти работу на киностудии Disney. Но Маша сегодня воспитывает двух очаровательных мальчиков, моих внуков, полностью отдавая себя семье . Кстати, у меня есть талантливая внучка, дочь Ани. Наша дочь Катя сочиняет красивые песни, пишет стихи, в Москве была участницей "Фабрики звезд", дошла почти до финала. Сегодня она профессионально занимается фотографией. Я счастлив, что всех нас связывают глубокие и доверительные отношения , что наш с Верой развод в свое время не отравил жизнь детей. Анина дочь Полина однажды сказала: "Дедушка Родион и бабушка Вера просто разлюбили друг друга". Наверное, здесь стоит вспомнить поговорку про уста младенца..."

Я УЕЗЖАЛ в Америку не потому, что собирался перевернуть кинематографический мир. Я знал, актер я очень хороший, но не владею в такой степени английским языком, чтобы блистать на западном экране. Как режиссер я могу делать хорошие картины. Но ведь нам, режиссерам и актерам, не выдают справок, в которых бы значилось: «Ты хороший режиссер». Ты должен доказать это на деле. Как? Надо сначала найти деньги.

И вопрос даже не в том, можешь ли ты открыть нужную дверь. Я могу зайти к директорам самых крупных кинокомпаний. Но они не решают, дать или не дать тебе денег на съемки картины, - это функция продюсера. Ты должен найти особую… жилу, что ли, которая поможет тебе стать успешным. И если твой фильм заработает большие деньги, все двери в Америке откроются перед тобой сами. Конечно, молодость - это важно, но не менее важна и удача.

- Вам удалось найти свою жилу?

Нет. Хотя за то время, как в 1995 году мы с Наташей организовали свою компанию, мы сделали два художественных фильма и три полнометражных документальных фильма. Наша компания живет, может быть, скромной, но честной и порядочной жизнью.

- Вам не обидно, что за то время, пока вы покоряли Америку, в России успели забыть ваши прежние заслуги?

А кому я должен объяснять, кто я такой? Молодым? Мне это ничего не даст. У них уже свой круг, свои истории, свои герои, с которыми они персонифицируют себя. Даже если бы я продолжал работать в России, что изменилось бы? Да, кто-то знал бы, что есть такой дядька с круглым лицом. Но я все равно бы старел со своим зрителем.

Рецепт счастья

- ЕСЛИ смотреть со стороны, картина жизни в Америке порой получается не самая радостная. Народ друг на друга стучит, полиция за малейшую провинность наказывает долларом.

У американцев есть качества, которые могут раздражать. Например, их скрытность. На первый взгляд, они очень приветливы, но за этой приветливостью скрывается глухая стена. Их первая реакция - улыбка: «Хай! Как твои дела?» Но это вовсе не означает, что им действительно интересно. И если ты им захочешь душу открыть, моментально натолкнешься на отказ: «Ах, извините, я спешу…» И - боком, боком - человек исчезает. Если тебя устраивает жизнь на таких вот поверхностно любезных отношениях, то лучше американцев никого не найдешь.

Лучшие дня

Они предатели и на всех стучат? Нет, просто стараются обезопасить свою жизнь. И все не так однозначно. Сейчас там идет, к примеру, большой спор - стоит ли в микрорайонах частных домов устанавливать скрытые камеры наблюдения. С одной стороны - это защита от грабителей, с другой - от тайны личной жизни ничего не останется. Да, они действительно звонят с сообщениями. А хорошо ли, когда в России на выстрелы уже просто перестали обращать внимание?

- Русские в Америке создают смешанные браки или стремятся сохранить чистоту крови? Ведь говорил же Кончаловский, что, если ты хочешь быстрее проникнуть в систему того же Голливуда, надо спать исключительно с местными женщинами.

Ну, у Кончаловского особый характер…

Я не берусь обобщать опыт эмигрантов. Те, кто уезжал в 70-е годы, хотели, чтобы их дети поскорее растворились в американской среде и стали большими американцами, чем сами американцы. Они не учили детей русскому языку, отдавали их в американские школы, давали им американские имена и пропагандировали смешанные семьи. Мне кажется, что эти люди многое потеряли. Обидно и жалко в один момент растерять то, что здесь воспитывалось, формировалось десятилетиями.

- Русские в американских фильмах всегда выглядели малопривлекательно, достаточно вспомнить роли того же Крамарова или Сичкина.

Американцы не пытаются точно передать русский характер потому, что они его просто не знают. Однажды сложившийся стереотип так и кочует из фильма в фильм. Для американцев русский кто? Мафиози, жестокий и без моральных принципов. Хотя сейчас они изображают так же и арабов, и китайцев. Им главное - построить действие, и чем проще при этом будут характеры, тем меньше придется объяснять зрителю, меньше нюансов придумывать в сюжете, а больше упирать на зрелищность - машины бьются, дома в воздух взлетают.

Но сегодня образ русского как коварного врага уже не насаждается политиками, возможно, потихоньку будут меняться и фильмы.

- Сейчас Владимир Машков, Валерий Николаев, Ксения Алферова активно работают в Голливуде. Возможно ли, что они станут звездами голливудского масштаба?

Я очень хорошо отношусь и к Валере Николаеву, и к Володе Машкову, но звездами они еще не стали. Американские звезды - это те, кого узнают. Не просто узнают в лицо на улице, а принимают их как героев, на которых хотелось бы походить. Наши же все равно выражают в первую очередь русский характер, а он еще не стал американцам в такой степени близок. Пожалуй, только Шварценеггер стал национальной американской звездой, не будучи американцем. Возможно, такое еще произойдет и с Машковым, и с Николаевым, но в их возрасте тех высот, каких достиг Шварценеггер, уже добиться сложновато.

- Как вы обустроились в Америке?

У нас двухэтажный дом, очень комфортный. Нет бассейна, зато есть хороший сад. Высокий ли это уровень? Для меня, во всяком случае, достаточный. У моих детей тоже все в порядке. Анна танцует в Большом театре, Маша учится в Штатах, в компьютерной школе, а младшая, Катя, пишет стихи и песни и тоже учится в Америке в университете.

- Так все-таки, подводя итог разговору, ответьте: стоит ли уезжать из страны или где родился, там и сгодился?

Универсального рецепта нет. Жизнь может ограничиваться одной комнатой, но при этом быть насыщенной, а можно колесить по всему миру и оставаться до отчаяния одиноким.

Что касается меня, то я уезжал к любимой женщине. Я не представлял жизни без Наташи, мне казалось, что мое место - там, рядом с ней, что мы созданы друг для друга. Конечно, мне хотелось бы, чтобы она приехала в Россию. Я хотел, но и боялся одновременно. Наташа, хоть и русская, родилась в Китае, жила в Чили, потом переехала в жаркую Калифорнию. А здесь - холода, и совсем другие люди, которые могут быть порой жестокими и грубыми. И если бы ей не понравилась Россия, мне пришлось бы разрываться между двумя странами. Но ей понравилось, несмотря на холода.

В восторге
Анатолий 17.06.2007 06:28:08

Я и раньше знал уважаемого Родиона, особенно по фильму "Раба любви". Но вчера посмотрел его фильм "Моя большая армянская свадьба" и пришел в восторг. Столько тепла и любви в течение всех четырех серий может сотворить только очень добрый и хороший человек. Прочитанное на этом сайте интервью подкрепляет мое впечатление. Удачи ему и новых добрых картин.


Обращение
Станислав 28.07.2014 09:51:16

С большим уважением отношусь к Родиону Рафаиловичу как Человеку, актеру, режиссеру. Хотел бы предложить ему свои песни для возможного использования в его фильмах.
С уважением, Станислав Викторович.

Российский и американский актер, режиссер и сценарист. Народный артист РСФСР. Известен благодаря сериалу «Убойная сила» , «Не стреляйте в белых лебедей» , «Заражение» .

Родион Нахапетов родился на Украине. Его мать Галина – учительница, участвовала в подпольной организации во время фашистской оккупации. Отец Рафаил – горный инженер, руководитель одного из подпольных отрядов.

Во время одного из заданий Галину схватили и отправили в концлагерь. По пути туда она обнаружила, что беременна. Мать назвала сына Родина (по названию партизанского отряда), когда мальчик получал паспорт, его имя исправили как опечатку на Родин. Родион он стал только после своего первого фильма, где его имя исправили монтажеры.

Отца Родион так и не увидел, потому что тот сразу после окончания войны вернулся в свою семью. А мать посвятила всю свою жизнь воспитанию сына.

В 50-х годах у Галины обнаружили туберкулез, и дирекция школы, где учился Родион, пристроила его в детский дом. Там он провел полтора года, научился курить, драться, ругаться. Родион Нахапетов мечтал поступить в Нахимовское училище, но однажды его попросили сыграть медведя на новогоднем спектакле. Детям и самому Родиону так понравилось, что он записался в театральный кружок.

Творческая деятельность Родиона Нахапетова/Rodion Nakhapetov

После школы Родион Нахапетов поехал поступать во ВГИК. Он начал снимать уже на третьем курсе. Дебютной ролью стал инженер Гена в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» . Затем последовала роль Ленина в фильмах «Сердце матери» и «Верность матери», с которой Нахапетов мастерски справился. После такого успеха и Родиону Нахапетову начали предлагать только главные роли.

Не смотря на успехи в актерской карьере, Родион Нахапетов решает вернуться во ВГИК и поступить на режиссерский факультет.

Его первый полнометражный фильм «С тобой или без тебя» получил хорошие отзывы у зрителей и критиков и даже получил международные премии.

В 1987 году Родион Нахапетов снял эпический фильм о первых днях Великой Отечественной войны «На исходе ночи» . Съемки проходили в Севастополе, Берлине, Гамбурге, были задействованы тысячи людей. Нашумевший фильм выкупила американская киностудия «20-й век Фокс» и показала картину в 91 стране.

В 1988 году Нахапетова приглашают в Лос-Анджелес. Там он познакомился с Наташей Шляпникофф . Родион придумывал сюжеты, сценарии, а Наташа знакомила его с нужными людьми.

Долгое время ни одна из идей Родиона Нахапетова не могла заинтересовать голливудских продюсеров. В 1992 году Нахапетов и президент студии «20-й век Фокс» подписали контракт на разработку сценария, который так и не был снят.

В 1993 году Родион Нахапетов и Наташа Шляпникофф организовали независимую голливудскую кинокомпанию «RGI Productions, Inc». В том же году они учредили «Фонд дружбы Нахапетова», который помогает российским детям бесплатно сделать сложную операцию на сердце.

В 1995 году Родион Нахапетов снял свой первый американский фильм «Телепат ». В 2000 году по заказу Первого канала он снял в Лос-Анджелесе три фильма из серии «Убойная сила» . Успех Нахапетова в России закрепил сериал «Русские в городе ангелов» .

С 2003 года Нахапетов переехал обратно в Россию.

Один из последних фильмов Родиона Нахапетова психологический триллер«Заражение» основан на воспоминаниях его матери. В фильме принимали участие Эрик Робертс , Карен Блэк, Андрей Смоляков , Игорь Арташонов и младшая дочь Мария Нахапетова.

Помимо художественных фильмов, Нахапетов снял три документальные картины.

Личная жизнь Родиона Нахапетова/Rodion Nakhapetov

С 1974 по 1988 годы Родион Нахапетов был женат на Вере Глаголевой , с которой познакомился на съемках своего фильма «На край света» . В 1978 году у них родилась дочь Аня, в 1980 году - дочь Маша.

После переезда в США Родион познакомился с Наташей Шляпникофф , с которой постепенной сблизился. Это привело к болезненному разрыву с Верой Глаголевой . В 1991 году после развода Нахапетов женился на Наташе Шляпникофф , у которой также была дочь от первого брака.

Анна Нахапетова - балерина Большого театра, снимается в кино. Мария – художник. Екатерина (дочь Наташи) – певица и автор песен.

Еще у Родиона Нахапетова есть внучка Полина (от Анны Нахапетовой и Егора Симачева) и внук Кирилл (от Марии Нахапетовой и Евгения Дзюра).

1968 - Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу»
1976 - Большой приз Международного кинофорума «Человек - труд - творчество», (Любляна) (На край света»)
1976 - Премия ежегодного смотра фильмов «Фемина», (Бельгия) («С тобой и без тебя»)
1981 - Приз на ВКФ телефильмов, (Ереван) («Не стреляйте в белых лебедей»)
1983 - Приз «Золотая нимфа» на МТФ в Монте-Карло - за лучший сценарий (с Радием Кушнеровичем) («О тебе»)
1984 - Серебряная медаль им. А. П. Довженко («Торпедоносцы»)
1985 - Лауреат Государственной премии СССР («Торпедоносцы»)
1985 - Народный артист РСФСР
2008 - Специальная премия Гильдии актёров кино России на кинофестивале «Золотой феникс» - за продвижение российской культуры в мировой кинематограф посредством художественного фильма «Заражение»

Фильмография Родиона Нахапетова/Rodion Nakhapetov

  • Актерские работы
  • 1964 - Живет такой парень
  • 1964 - Мне двадцать лет
  • 1964 - Первый снег
  • 1967 - Нежность
  • 1967 - Пароль не нужен
  • 1967 - Прямая линия
  • 1967 - Сердце матери
  • 1968 - Верность матери
  • 1969 - Влюбленные
  • 1969 - Старый дом
  • 1972 - Это сладкое слово – свобода!
  • 1974 - Мечтать и жить
  • 1979 - Подозрительный
  • 1980 - Валентина
  • 1981 - Перед закрытой дверью
  • 1982 - Две главы из семейной хроники
  • 1982 - Человек, который закрыл город
  • 1983 - Поздняя любовь
  • 1983 - Серафим Полубес и другие жители Земли
  • 1983 - Торпедоносцы
  • 1984 - Прости нас, первая любовь
  • 1985 - Кто-то должен...
  • 1985 - Прыжок
  • 1986 - Покушение на ГОЭЛРО (сериал)
  • 1988 - Полет птицы
  • 1988 - Утреннее шоссе
  • 1990 - Оно
  • 1997 - Телепат
  • 2000-2007 - Убойная сила (сериал)
  • 2004 - Влюбленные. Фильм второй
  • 2008 - Заражение
  • Режиссерские работы
  • 1971 - Вино из одуванчиков - короткометражка
  • 1973 - С тобой и без тебя
  • 1975 - На край света...
  • 1979 - Враги
  • 1980 - Не стреляйте в белых лебедей
  • 1982 - О тебе
  • 1984 - Идущий следом
  • 1987 - Зонтик для новобрачных
  • 1987 - На исходе ночи
  • 1997 – Телепат
  • 2000-2007 - Убойная сила (сериал)
  • 2003 - Русские в городе ангелов (сериал)
  • 2004 - Моя большая армянская свадьба
  • 2004 - Пограничный блюз
  • 2008 - Заражение
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Нахапетова Родиона (Родина) Рафаиловича

Нахапетов Родион (имя при рождении – Родин) Рафаилович – советский, российский и американский киноактер, сценарист, режиссер.

Детство

Родион Нахапетов – один из поколения, рожденного во время войны. Не просто видевшего войну, но впитавшего военное время с молоком матери. Мама Родиона Нахапетова Галина Антоновна Прокопенко в годы войны была членом подпольной организации «Родина». 21 января 1944 года в городе Пятихатки, где стояла линия обороны она родила сына и дала ему имя Родина в честь подпольной организации. Сначала мальчика действительно все звали Родиной. Сокращенно – Радик. Затем, когда юноша получал свой первый паспорт, работники паспортного стола посчитали, что Родина – женское имя, оно никак не подходит парню. Они убрали последнюю букву. В 1964 году имя Родина вновь претерпело изменения. Редактор фильма «Первый снег» решил, что в имени допущена опечатка. Он исправил имя Родин на имя Родион. С тех самых пор Нахапетов и стал Родионом.

В 1999 году выходит книга воспоминаний Родиона Нахапетова – «Влюбленный». В ней Родион опубликует воспоминания своей мамы, о ее переходе через линию фронта, о своем участии в подпольной организации.

Отец Родиона – Рафат Татевосович Нахапетов, армянин по национальности. Рафат познакомился с Галиной в партизанском отряде. Сразу после того, как война подошла к концу, Рафат вернулся в родную Армению к своей семье, позабыв о своей любовнице. Родион никогда не видел своего родного отца и до десятилетнего возраста был уверен в том, что тот погиб на войне.

До пяти лет Родион жил у бабушки, так как мама работала учительницей в дальнем селе. Затем они с мамой переехали в Днепропетровск. В это время в жизни его матери появился мужчина – школьный учитель математики. Некоторое время он исправно играл роли любящего мужа и заботливого отца, однако отношения в семье не сложились. Математик ушел незадолго до одного трагического события… К сожалению, Галина заболела туберкулезом и практически не вставала с постели. В школе, где работала мама, понимали, что Родиона необходимо куда-то пристраивать, чтобы он не заразился. Так он оказался в детском доме, где прожил два года. Но как только позволило здоровье, мама забрала Родиона домой в свою комнату. У них наконец-то появился свой угол.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Как талантливый педагог, она старалась избавить сына от вредных привычек, приобретенных в детдоме. Благодаря ей он увлекся научно-фантастической литературой, затем она привела его в судостроительный кружок. Ну а затем случай привел его в драматический кружок при Дворце культуры, где он получил первые навыки игры. Участие в спектаклях драматического кружка, встречи с настоящими звездами кино , повлияло на выбор профессии Родиона.

Мама Родиона скончалась от рака в середине 60-х годов. До этого она продолжительное время работала воспитателем в лагере для политзаключенных. В 1962 году Галина написала Хрущеву письмо, в котором попросила его разобраться с несправедливостью. За это самое письмо и за чрезмерную активность в оказании помощи политзаключенным Галина Антоновна была отправлена на лечение в психиатрическую больницу. Родион смог вызволить мать из стен лечебницы, однако долго она не протянула. Сам Родион был уверен, что онкология развилась у его матери из-за ненужных уколов, которые ей делали в больнице.

ВГИК. Первые роли

Поступал Родион Нахапетов во ВГИК на курс Юлия Райзмана. А вот экзамены принимал , так как Юлий Райзман был занят съемками. Исполнение отрывка из «Детства» очень понравилось . Так шестнадцатилетний Родион стал студентом первого курса.

Учился Родион хорошо, преподавателям нравилось серьезное и уважительное отношение к предметам. Во ВГИКе Родион сразу привлек к себе внимание студентов режиссерских мастерских. С ним было интересно работать. Он легко и естественно импровизировал, умел добиться максимальной выразительности. Поэтому, заканчивая актерский факультете, Родион Нахапетов уже имел для защиты диплома роль, сыгранную в фильме «Живет такой парень». Именно в этой первой большой кинороли у Родиона проявилась в индивидуальности внутренняя сдержанность, сжатая пружина, сила. Готов был к выходу на экран и другой фильм с участием Нахапетова – «Первый снег» режиссеров Бориса Григорьева и Юрия Швырева.

Встреча с Марком Донским

К моменту окончания института Родиону поступило предложение создать образ молодого – в дилогии Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери». Эта работа для Родиона была экзаменом не только на профессиональную зрелость, но и на человеческую. Родион обратился к ленинским статьям и книгам, которые помогли ему быть органичным и в сценах, где перед нами юноша – любящий сын и брат, и там, где уже отчетливо проступают черты убежденного оратора, защитника угнетенных.

Встреча с опытным мастером Марком Донским во многом определили отношение Нахапетова к своей профессии, сформировали его творческую и человеческую индивидуальность. Марк Донской относился к Родиону как к своему приемному сыну и, когда узнал о смерти мамы Родиона, бросил свои дела и приехал на похороны.

Другие роли

Еще в институте Родион подружился с Эльером Ишмухамедовым, которого в шутку прозвал Эльерини. Дружба, начатая в институте, переросла в творческий союз. Эльер Ишмухамедов приглашает его в свои фильмы «Нежность» и «Влюбленные».

В фильме «Нежность» Нахапетов играет любовь-предчувствие – недоговоренную, неразделенную, внезапно и трагично оборванную. Сыграл светло, по-доброму трогательно, без сантиментов и слащавости.

В последовавшем вскоре фильме «Влюбленные» Родион играет пожарника, взрывника. Как и прежде, главная тема роли – любовь. Здесь уже все краски резкие и драматические. Герою фильма авторы дали имя Родин и наделили некоторыми биографическими данными Родиона Нахапетова. Работалось на этих фильмах легко и непринужденно. В 2005 году на экраны вышел фильм «Влюбленные -2», где зрители увидели, что случилось с героями двадцать лет спустя.

Фактом дальнейшего сотрудничества с режиссерами Юрием Швыревым и Борисом Григорьевым послужили фильмы «Прямая линия» (роль молодого ученого Володи Белова), «Пароль не нужен» (роль разведчика Максима Исаева, принесшая Нахапетову премию Всесоюзного кинофестиваля 1968 года).

С удовольствием вспоминаются и другие роли Родиона Нахапетова. В политической ленте Витаутаса Жалакявичуса «Это сладкое слово – свобода!» Родион сыграл Бенедикто – темпераментного революционера, а в драме «Раба любви» – роль кинооператора Виктора Потоцкого.

Интересны для Родиона были встречи с режиссерами Глебом Панфиловым в работе над фильмом «Валентина» (где он сыграл следователя, приехавшего в небольшой таежный поселок), с Расимом Оджаговым в социальной драме «Перед закрытой дверью» (фильме, раскрывающем отчужденность советского общества и неумение видеть чужую боль), с Сергеем Овчаровым в эксцентрической трагикомедии «Оно».

Отдельно стоит отметить роль Родиона Нахапетова в героической киноповести Семена Арановича «Торпедоносцы». В роли морского летчика старшего лейтенанта Александра Белоброва актер воплотил многие характерные черты поколения, героически выстоявшего и победившего в Великой Отечественной войне: чувство товарищества, верность боевым традициям, способность к самопожертвованию. За эту работу Нахапетов был удостоен Серебряной медали имени Довженко и Государственной премии СССР.

Режиссура

Еще во время учебы на актерском факультете Игорь Таланкин, руководитель режиссерского курса, приглашал Нахапетова в свою мастерскую. Но только через пять лет он пришел к Таланкину, уже сложившимся актером, определив свое амплуа.

На курсе у Таланкина он снял короткометражку «Помнишь?» о мальчике, жившем в детском доме, о становлении детского характера. Затем последовала экранизация повести Бредбери «Вино из одуванчиков», построенная вся на музыке.

Свой первый большой фильм «С тобой и без тебя» Нахапетов называл историей о несчастном счастливом человеке. Фильм показывал историю любви на фоне раскулачивания зажиточных хуторян. На главные роли Нахапетов утвердил, казалось бы, «неподходящих» городских актеров, – и . Но режиссерское чутье не подвело Нахапетова. Актеры очень органично вписались в свои образы.

Второй фильм Родиона Нахапетоова «На край света» тоже рассказывает о любви, о том свете, которым она освещает жизнь. На съемках этого фильма произошла встреча Родиона Нахапетова и , будущей жены режиссера. У фильма был очень трудный путь выхода на экраны. Он подвергся многочисленным правкам, но тем не менее имел успех.

После съемок этого фильма Родион и уже не расставались и в Одессу, в киноэкспедицию на съемки фильма «Раба любви» он поехал вместе с . Именно там, в Одессе, он сделал предложение стать его женой. В этом браке у Родиона и родились две дочки – Анна (1978 г.р.) и Маша (1980 г.р.).

На следующей картине «Враги» (по одноименной пьесе ) Родион Нахапетов собрал замечательных актеров: , . Ему было интересно поработать с целым созвездием талантов, и это ему в полной мере удалось.

В 1980 году Нахапетовым был поставлен по повести телефильм «Не стреляйте в белых лебедей», где в главных ролях снялись и . Картина повествовала о человеке, который долго искал свое место в жизни, и, к неудовольствию близких, наконец-то нашел его. Полностью отдавшись работе егеря и лесничего, герой пытается в одиночку бороться с браконьерами… Фильм, с трудом пройдя цензурные преграды, вышел на киноэкраны, где имел огромный зрительский успех.

Следующие режиссерские работы Родиона Нахапетова – музыкальный фильм «О тебе» (главную роль в нем исполнила ), фильм-воспоминание «Идущий следом», мелодрама «Зонтик для новобрачных» и последний советский фильм, снятый Родионом на родине, «На исходе ночи» были вполне успешные и заняли свое место в сердцах зрителей.

Америка, Америка...

Летом 1988 года Родион Нахапетов получает приглашение от своего знакомого посетить США. К тому же кинокомпания «20-й век Фокс» купила фильм Родиона Нахапетова «На исходе ночи». Во времена перестройки к русским относились с большой симпатией, и Родион едет в надежде со временем получить работу.

Там он знакомится с Наташей Шляпникофф, которая работала в Ассоциации независимого телевидения США, была знакома с телевизионным руководством многих ведущих студий. Вскоре она становится менеджером Родиона. До тех пор, пока отношения между ними из рабочих не перешли в личные. Развод Родиона Нахапетова и обсуждала вся страна, но ему удалось сохранить дружеские отношения с женой.

В 1995 году Родион и Наташа организовывают свою компанию RGI Productions. Они сделали два художественных фильма и три полнометражных документальных фильма.

А вот что говорил Родион о своей жизни в США: «У нас двухэтажный дом, очень комфортный. Нет бассейна, зато есть хороший сад. Высокий ли это уровень? Для меня, во всяком случае, достаточный. У моих детей тоже все в порядке. Анна танцует в Большом театре, Маша учится в Штатах, в компьютерной школе, а младшая Катя, дочь Наташи, пишет стихи и песни и тоже учится в Америке в университете» .

Благотворительный фонд

В 1993 году к Родиону и Наташе обратились за помощью – спасти ребенка, сделать операцию на сердце. Они помогли, спасли ребенка. Затем последовали другие звонки и обращения с просьбами о помощи. Вскоре помощь больным детям стала едва ли не главным смыслом его жизни. Вместе с Наташей они организовали благотворительный фонд помощи больным детям России.

Вот что говорил Родион Нахапетов о работе фонда:

«Фонд работает, но с годами в его деятельности многое изменилось. В начале работы мы возили больных детей в Америку, потом, наоборот, американских врачей в Россию. Из Калифорнийской университетской клиники как-то раз приехали 25 врачей с лекарствами и дорогостоящей аппаратурой.

С женой, по-совместительству продюсером Натальей Шляпникофф прооперировали, спасли десятки детей в Москве, Казани. Но потом мы стали сталкиваться со множеством бюрократических препон. Запрещали ввозить лекарства, подозревая врачей в мошенничестве. Тьма бумаг, согласований. Рогатки на каждом шагу, ожидание взяток.

Теперь ни с какими деньгами мы категорически не связываемся. Помогаем только делами. Смысл работы фонда – мост дружбы, мы помогаем врачам и пациентам находить друг друга» .

Новый век

После того, как российское кино стало возрождаться, Родион снова появился на отечественном телеэкране. Сначала он снялся в роли эмигранта-полицейского в «Убойной силе-2», затем в 8-серийном фильме «Русские в городе ангелов», номинированном на «Золотого орла».

Была также удачная работа над новым фильмом, название его – «Заражение». Место действия – Россия, наше время. Это драматическая история учителя, который волею случая попадает в криминальную историю. Одну из главных ролей согласился сыграть известнейший голливудский актер .

Родион Нахапетов вернулся в Россию в 2003 году. На сей раз он решил остаться здесь навсегда.

Ну и главное счастливое событие в семейной жизни Родиона Нахапетова в новом столетии – он стал дедушкой. Старшая дочь актера Анна подарила ему внучку.

Основные награды и премии

Народный артист РСФСР (1985).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актерскую работу» (1968, за роль в фильме «Пароль не нужен»).

Обладатель Серебряной медали им. А.П. Довженко (1984, за фильм «Торпедоносцы»).

Лауреат Государственной премии (1985, за роль в фильме «Торпедоносцы»).