Большой театр варвара рябцева. Вдова евгения моргунова. «Работник кафедры» - будущий муж

Нам нравилось в Рябцеве все: и то, как он преподает, и то, как он рассказывает о любимом искусстве танца. Заниматься у него было наслаждением. «Многожестие — это засоренность выражения мысли. Лаконичность жеста — это большое искусство»,— говаривал Рябцев. Однажды на урок Рябцев пришел сильно прихрамывая. Окружив его, мы стали расспрашивать, что с ним случилось. Владимир Александрович, страдая от боли в ноге, сел на стул и очень тихо сказал:

— Напился... как свинья, не помню, что было. Наши лица мгновенно изменились. Сострадания как не бывало. Удивление, а кое у кого из девушек — испуг: Рябцев — и вдруг напился! Мальчики скрывали усмешку... Владимир Александрович посмотрел на всех, болезненно улыбнулся и сказал аккомпаниатору:

— Мазурочку можно? С первым же тактом Рябцев встал со стула и буквально «полетел» по залу, лихо ведя воображаемую Даму. Весь класс как-то разом охнул. Это был восхитительный обман, игра педагога.

Рябцев, довольный, улыбающийся, сел на стул и, обращаясь к Мише Каверинскому, сказал:

— Вот так-то вот. Ты, брат, и впрямь поверил в мою фантазию. Молодцы вы все. Гамма быстро сменяющихся чувств прочитывалась прекрасно. А почему вы мне поверили? Разве Рябцев славится как пьянчужка? Я пью, по секрету скажу вам, только в двух случаях: когда идет дождь и когда он не идет... Дальше Рябцев продолжать не мог. Его шутка вызвала гомерический хохот. Когда мы успокоились, он продолжал:

А почему вы мне поверили? Да потому что я искренне, глубоко прочувствовал свою «больную ногу» а вы все по-своему пережили этот момент. Подчеркиваю — пе-ре-жи-ли. А на сцене что надо делать, чтобы партнер, партнерша, публика вам поверила? Глубоко искренне пережить, даже если вы играете этот спектакль уже в сотый раз. Но! Берегитесь пе-ре-играть Лучше уж не-до-играть. Пусть нашим девизом станет: «Чуточку сильнее, чем в жизни, и лучше «недо», чем «пере». Часто он говорил: «Это у тебя вышло «пере». Ученик понимал, что переиграл и получилось неправдоподобно.

Рябцев много времени отдавал занятиям в училище. Искал и подбирал нотный материал, сочинял вместе с учениками сюжеты для сцен и этюдов. Преподавал он увлеченно, с большим интересом. Как бы он ни был занят в театре и как артист, и как руководитель балетной труппы, и как член художественного совета, он никогда не пропускал уроков. Параллельно с искусством хореографии Владимир Александрович немало времени отдавал драматическому искусству. С детства любовь к Малому театру и участие в спектаклях с корифеями драматического искусства с годами превратились в потребность пробовать свои силы и в этом жанре. В 1913 году он гастролировал в Петербурге, где в Театре на Фонтанке играл вместе с выдающейся артисткой Рощиной-Инсаровой в спектакле «Хозяйка гостиницы». Она исполняла роль Мирандолины, а Рябцев — Фабрицио.

В 1921 году Рябцев был одним из создателей Театра старинного водевиля. Он был актером, режиссером, ставил танцы. Артисты Большого театра любили ходить в этот театр. Рябцев был великолепен в водевилях. Этот театр существовал недолго, однако любовь к этому жанру у Рябцева осталась на всю жизнь. Только один раз мне посчастливилось видеть моего учителя в одной из картин старинного водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Он исполнял роль самого Льва Гурыча. Его дочери — жена Рябцева Варвара Кеслер. тоже артистка балета . Было это при печальных в моей жизни обстоятельствах. Владимир Александрович узнал, что мне сделана операция в в связи с туберкулезом легких, собрал бригаду артистов и приехал в санаторий, где я находилась. Добрый, душевный человек, Рябцев решил порадовать больную балерину. В этот вечер он играл как большой мастер, играл самозабвенно, с отдачей всех творческих сил. Публика долго его не отпускала...

Владимир Александрович пробовал свои силы и в балетмейстерской деятельности. В 1920 году Владимир Иванович Немирович-Данченко пригласил его ставить танцы в оперетте Лекока «Дочь мадам Анго» в музыкальной студии Художественного театра. В Большом театре в 1921 году он поставил балет Стравинского «Петрушка». В один вечер с «Петрушкой» шел «Воинственный танец» Равеля. Этот номер Рябцев создал для Е. Гельцер и Л. Жукова. Во время войны с фашистской Германией Владимир Александрович находился в Москве. В прифронтовой столице он по-прежнему играл свои любимые роли — Марцелину, Санчо Панса и др. Все тяготы военного времени он мужественно переносил. 27 ноября 1945 года в Большом театре шла опера Глинки «Иван Сусанин». На балу у Сигизмунда артисты танцевали краковяк и мазурку. Владимир Александрович, как всегда, танцевал в первой паре, создавая образ горделивого польского шляхтича, с гривой седых волос и лихими усами. С первыми тактами мазурки Рябцев вдруг покачнулся и упал. Он умер на сцене...

И жизнь, и слезы, и любовь...

Вдова актера Евгения МОРГУНОВА Наталья: "Мужа подкосила гибель нашего младшего сына - через год после смерти Коли не стало и Жени"

Их знакомство началось с розыгрыша - Евгений Моргунов был на них большой мастак.

Их знакомство началось с розыгрыша - Евгений Моргунов был на них большой мастак. Его телефонный номер по ошибке набрала студентка МАТИ. В полной уверенности, что звонит на институтскую кафедру, она спросила, когда можно сдать зачет. "А вы оставьте телефон, - ответил Евгений, - посмотрю расписание и перезвоню". Он действительно связался с ней, назначив день и час для пересдачи, но когда Наташа приехала в институт, преподаватель ее там не ждал. Домой она возвращалась расстроенная и с несданным зачетом. Стоило ей переступить порог, как вновь зазвонил телефон...

"МОЯ МАМА НАЗЫВАЛА ЕВГЕНИЯ "ТВОЙ БЕСЦЕРЕМОННЫЙ КАВАЛЕР"

- Наталья Николаевна, шутка, прямо скажем, была жестокая. Вы обиделись?

Скорее, разозлилась: обижаться можно только на близких людей, а мы и знакомы-то не были. Я вообще сначала ничего не поняла: уж очень голос у собеседника был серьезный и солидный. Когда Евгений перезвонил, представился и покаялся в своем розыгрыше, я только подумала: "Господи, ему что, делать больше нечего?!". Поначалу даже разговаривать с ним не хотела, но потом успокоилась, отошла. Это случилось в самом начале 1963 года.

А короткометражные комедии "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики" вышли на экран в 1961-м. Значит, Евгений Александрович был уже узнаваемым человеком. Вы его узнали?

Да. Но, видите ли, я не считала его артистом: мол, режиссер просто нашел для картины нужный типаж. Мне тогда казалось, что актеры должны быть другими - статными, красивыми. А этот простой, полноватый - в общем, обычный человек из толпы.

- Моргунов сразу начал за вами ухаживать?

Жизнь у него была насыщенная, но время от времени он вспоминал обо мне и звонил. Много чего плел, однако я к его словам серьезно не отнеслась. Известный актер захотел побалагурить с девчонкой - глупо было принимать это за подлинный интерес ко мне. А потом вышла картина "Когда казаки плачут" - в ней Евгений Александрович предстал не только актером, но и режиссером, сценаристом.

Хотя монтаж фильма не был закончен, Моргунов, который еще что-то там дописывал и доделывал, повез материал показывать футболистам "Спартака" - они тренировались на своей базе в Серебряном Бору. Мы в то время жили неподалеку, на "Соколе", и он пригласил меня присоединиться. Я поехала с подругой. Так, ни шатко ни валко, наши отношения тянулись до лета. А в августе он уехал в Киев и вызвал меня туда.

- Оказывается, у вас со столицей Украины многое связано?

Настоящий роман у нас начался именно там. В Киеве у Евгения Александровича был друг - легендарный бегун, фронтовик Евгений Буланчик. Из-за травмы ноги ему очень трудно было заниматься спортом, но он каждый день, сцепив зубы, выходил на пробежку. Кстати, жил Буланчик на Крещатике, в шикарном сталинском доме. Меня поселили в гостинице "Украина", тогда она находилась на бульваре Шевченко. Еще к нашей компании прибился какой-то летчик, и мы прекрасно проводили время.

С этого времени наши отношения стали серьезными. Правда, с предложением Моргунов не торопился. Расписались мы только через два года, в 1965 году. А еще через год у нас родился первый сын, Антон, и через шесть лет - второй, Николай...

- Как ваши родители приняли знаменитого зятя?

Поначалу без особого восторга. Дело в том, что, ухаживая за мной, Евгений Александрович вел себя своеобразно: то появлялся каждый день, то где-то неделями пропадал, мог позвонить мне в любое время дня и ночи. Мою маму это ужасно раздражало, и она говорила о Моргунове: "твой бесцеремонный кавалер".

Он был человеком из другой среды, и моим родителям-инженерам было непонятно, зачем мне нужен актер и, главное, зачем я нужна ему. Правда, когда мы поженились, они Женю полюбили. Дело в том, что зять их очень уважал и ценил, заботился о тесте и теще, как о своих собственных родителях. Он воспринял нас как свою семью, поскольку был на этом свете один как перст - его мамы, которая была для него всем, не стало в 1960 году.

"ПЕРВАЯ ЖЕНА МОРГУНОВА БЫЛА СТАРШЕ МЕНЯ НА 26 ЛЕТ. О КАКОЙ РЕВНОСТИ РЕЧЬ?"

- До вас Евгений Александрович официально не был женат, но состоял в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой. Вы его не ревновали?

Прожив вместе больше 10 лет, они считали себя при этом абсолютно свободными людьми. Продолжали общаться и после нашей свадьбы, но это были уже исключительно дружеские отношения. Они любили ходить друг к другу в гости - Рябцева жила в роскошной квартире на Кузнецком Мосту, где частыми гостями были актеры Большого театра. Евгений Александрович чувствовал себя там как рыба в воде. Рябцеву нежно называл Вавой. Когда Вава умерла, он ее хоронил. Она была старше его на 13 лет, а меня, соответственно, на 26. О какой ревности могла идти речь?

- Говорят, у Евгения Александровича было трудное детство. Он вам о нем рассказывал?

Не очень охотно. Отца он не помнил: тот ушел, когда сыну едва исполнился год. Его мама, простая женщина, работала в роддоме санитаркой, зарабатывала мало, и ей было очень трудно тянуть сына в одиночку. Когда началась война, 14-летний Женя устроился на завод в Сокольниках, где делали артиллерийские снаряды, - вытачивал болванки. Мальчишка был маленького роста, и для того, чтобы он мог работать, к станку приставляли ящик.

Трудился он наравне со взрослыми - по 12 часов в сутки, и даже получил за свой труд Почетную грамоту. А в свободное время бегал заниматься в драмкружок при Дворце культуры, ходил в театры, в консерваторию. Денег на билеты не было, но он как-то прорывался, смотрел спектакли и концерты, сидя на ступеньках. Классическая музыка привлекала его даже больше, чем драматический театр (кстати, и билеты в консерваторию были гораздо дешевле). Если же пойти не удавалось, слушал по радио - в то время часто транслировали отрывки из опер и симфоний.

Евгений очень хотел работать в театре, но директор завода его не отпускал (тогда и руководители предприятий, и председатели колхозов наделялись таким правом). И тогда он взял и написал письмо Сталину: "Примите меня в искусство, я хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко".

- Смелый шаг!

Самое интересное, что ему ответили. На имя директора завода пришло письмо, подписанное Сталиным, согласно которому мальчика направили в Камерный театр Таирова (был тогда такой), во вспомогательный состав. Там Евгений постигал азы актерского искусства, а через год, в 1944-м, поступил во ВГИК, на курс Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Ему исполнилось 17 лет, он был самым молодым на курсе. В мирное время его бы, наверное, не взяли - предложили бы немного подрасти, но шла война, почти все мальчики ушли на фронт, а кому-то надо было играть с девочками этюды...

Курс у них был золотой! Там учились Клара Лучко, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Муза Крепкогорская, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, чуть позже появился Сергей Бондарчук.

Герасимов был потрясающим педагогом, и студенты его обожали. Он рассказывал им много интересного, водил в консерваторию, приглашал к себе домой - Евгений вспоминал, что у него были редкие пластинки с записью классической музыки. В 1948 году Герасимов снял всех своих студентов в экранизации "Молодой гвардии", Моргунову досталась малопочтенная роль предателя Стаховича.

- Долгие годы Евгений Александрович играл только эпизоды. Он не огорчался, не отчаивался?

Уныние ему вообще было несвойственно. Моргунов и жизнь, и все, что она ему преподносила, воспринимал как подарок. Почему-то принято считать, что роль Бывалого испортила ему биографию: дескать, после этого в других ролях режиссеры его уже не видели.

- Разве это не так?

Во-первых, он никогда не воспринимал собственную персону чересчур серьезно, не претендовал на место в вечности: пригласили - хорошо, не пригласили - ничего страшного. А во-вторых, муж всегда находил, чем заняться.

Когда не было ролей в кино, ездил со сборными концертами "Товарищ кино" - такие встречи с актерами пользовались у зрителей большой популярностью. Жалоб на то, что он не понят, не признан и не оценен по достоинству, я от него никогда не слышала, Боже упаси! Да, он мог пошуметь, и характер у него был сложный, это правда. Но, с другой стороны, если все это отмести, с ним было очень легко общаться, потому что у него был позитивный взгляд на мир. Евгений Александрович во всем умел найти хорошее, он вообще был мажорным человеком.

- Говорят, Гайдай долго искал исполнителя на роль Бывалого...

Первым из славной троицы он нашел Труса - с Вициным Гайдай дружил. Потом кто-то посоветовал ему посмотреть на невероятно смешного клоуна Никулина, так появился Балбес. А вот с Бывалым не складывалось. Гайдай видел в этой роли Жарова, но Михаил Иванович был уже человеком пожилым и бегать, как того требовал от персонажа сценарий, не мог. Кто-то предложил на эту роль Ивана Любезнова, но тот почему-то отказался.

Время шло, надо было приступать к съемкам, а актера так и не нашли. И тут Пырьев, который был тогда директором "Мосфильма", в холле гостиницы "Европейская" в Ленинграде встретил Моргунова. "Погоди, - сказал он Евгению Александровичу, - Гайдай ищет Бывалого - это же твоя роль! Поезжай сейчас же на "Мосфильм". А сам тем временем позвонил секретарше и распорядился: "Передайте Гайдаю, пусть больше никого не ищет, я лично утверждаю Моргунова!". Пырьев на "Мосфильме" был царь и бог, никто не мог позволить себе его ослушаться.

"ЖЕНЯ ЧЕРЕЗ ЛЮБУЮ ТОЛПУ ШЕЛ, КАК ЛЕДОКОЛ, И НИКТО НЕ РИСКОВАЛ К НЕМУ ПОДОЙТИ"

- После выхода первого же фильма с участием знаменитой троицы на Вицина, Никулина и Моргунова обрушилась слава. Наверное, поклонники не давали актерам прохода?

Вицин в таких случаях поднимал воротничок пиджака, надвигал на глаза кепочку и пытался проскользнуть незамеченным. Женя никогда не маскировался: через любую толпу он шел, как ледокол, и никто не рисковал к нему подойти, если он сам этого не хотел.

- По слухам, в жизни Вицин, Никулин и Моргунов почти не контактировали?

Нет. Они прекрасно общались. Правда, с Никулиным меньше, но исключительно по причине занятости Юрия Владимировича: он работал в цирке, его по полгода не было в Москве, а если никуда не уезжал, то играл по три спектакля в день. Вицин был более свободным, поэтому и встречались они чаще - вместе ездили на концерты, да и просто так.

- Что у Моргунова случилось с Гайдаем - почему режиссер его больше не снимал?

У них действительно вышла ссора - Евгений Александрович нагрубил Гайдаю, но Леонид Иович вовсе не поэтому перестал его снимать. Трус, Балбес и Бывалый были очень хороши в немом кино - в "Самогонщиках" и "Псе Барбосе...". "Операция "Ы" еще куда ни шло, а в "Кавказской пленнице" их сцены уже выглядели вставными номерами. Гайдай это понял и решил: я вас породил, я вас и убью. Потом их еще некоторое время использовали в своих картинах другие режиссеры. Например, Рязанов в фильме "Дайте жалобную книгу!", но былого успеха они уже не имели - зрители смеялись, скорее, по инерции.

- Была роль, о которой ваш муж мечтал?

Он никогда ни на что не замахивался и не переживал из-за того, что не сыграл Гамлета или Отелло. Другое дело, что, хорошо зная не только музыку, но и литературу, будучи человеком начитанным, мог разложить по полочкам любую роль, рассказать, как бы он ее трактовал. Наверное, так и появлялись слухи о том, что Моргунов страстно мечтал сыграть какого-то персонажа. Да и где он мог это сделать? Евгений Александрович, как и многие его коллеги, числился в Театре киноактера, но уже давно не играл на его сцене.

"МУЖА ВЫВЕЛ ИЗ ТРАНСА КРИК ПРОХОЖИХ: "ГРАЖДАНИН, ВЫ РЕБЕНКА ПОТЕРЯЛИ!"

- В жизни вашему супругу не мешала полнота, которая добавила ему как актеру яркости, характерности?

У него был сахарный диабет - болезнь, страшная своим коварством. Человек ничего не чувствует - ни боли, ни других симптомов, ему даже кажется, что он абсолютно здоров, а тем временем его организм разрушается изнутри: страдают сердце, легкие, ноги и, что самое страшное, нервная система.

- У него была специальная диета?

- (Смеется ). Муж много говорил о ней, но почти не придерживался. Вообще-то, дома у нас все готовилось правильно - никакого сахара, преимущественно гречка и овощи в разных вариациях. Бывало, приготовлю ему что-нибудь постное и сижу жду. А когда он приходил, выяснялось, что у него была встреча и он успел с кем-то поужинать (разумеется, блюдами, категорически ему противопоказанными), еще и инсулин забыл уколоть. А то еще и торт принесет. Если я начинала ругаться, говорил: "Так ведь это я тебе принес". А сам схватит кусок, и попробуй у него отними. Он любил вкусно поесть и ни в чем себе не отказывал.

- О непростом характере Моргунова ходят легенды...

Евгений Александрович был человеком вспыльчивым, легковозбудимым, гневливым, но это не врожденные свойства его личности, а следствие болезни: люди, страдающие диабетом, легко раздражаются. Правда, вспышки гнева, которым он был подвержен, быстро и проходили. Муж мог накричать, тут же повернуться и разговаривать, как ни в чем не бывало.

Последние три года мне даже казалось, что я живу не с ним, а с другим человеком, настолько сильно он изменился - стал более грубым, озлобленным. Иногда и журналистам говорил то, чего не следовало. Я, увидев в прессе очередные "откровения Моргунова", буквально хваталась за голову - Женя снова кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов. Причем намеренно говорил вещи неприятные, и только я знала: на самом деле муж так не думает.

На него многие обижались, но ведь никто даже не подозревал, насколько ему тяжело. Он же никому не рассказывал о своем самочувствии, все хорохорился, старался держать марку. А я ему даже резинки на носках разрезала, потому что они давили и причиняли ему невыносимую боль.

Евгений Александрович стал отцом довольно поздно - в 39 и 45 лет. Это наложило отпечаток на отношения с сыновьями?

Он в них души не чаял. Хотя и понимал свой родительский долг однобоко: был уверен, что главное - одеть, обуть и накормить. Старался везде брать сыновей с собой, чтобы они побольше увидели, - считал, чем больше впечатлений, тем лучше для их развития. С внуками он редко куда-то ходил - в то время это была для него уже непомерная физическая нагрузка. Единственное, куда мы их водили, так это на концерты и в оперу, да и то больше я этим занималась.

Муж всегда разговаривал с детьми, как со взрослыми. Если ему казалось, что я чрезмерно их опекаю, Женя меня ругал. Но бывали, конечно, и курьезы. Как-то этот заботливый папаша... потерял сына. Я их выпроводила гулять на улицу, а он посадил ребенка в коляску и повез ее не впереди, а за собой. Сын выпал, а Евгений Александрович так задумался, что и не заметил. Вывел его из транса только крик прохожих: "Гражданин, вы ребенка потеряли!".

- Многих актеров его поколения подкосила перестройка. А как Евгений Александрович к ней отнесся?

Она совершенно на нем не отразилась: работы у него меньше не стало, он по-прежнему зарабатывал концертами. Умудрялся выступать, даже лежа в больнице. С утра ему ставили капельницы, делали уколы, а вечером он мог сесть в машину, которая всегда стояла около больницы, и укатить на концерт.

Да, кино стало другим, а люди, чтобы как-то выжить, кидались на любые заработки... Но у Жени была своя жизнь: консерватория не закрылась, любимые книги стояли на своих местах, театры не прекратили существования. Иногда он мне говорил: "Я так устал без хорошей русской речи!" - и шел в Малый театр, где по-прежнему играли русскую классику. Его подкосила не перестройка, а гибель нашего младшего сына.

- Как это случилось?

Коля разбился на машине. Сейчас, когда я о нем думаю, понимаю: он жил так, будто чувствовал, что ему мало отпущено, и хотел все успеть. Женился сразу же после школы. А на машине гонял гонял с такой скоростью, что отец не мог с ним ездить. Сам-то Евгений Александрович был аккуратным, дисциплинированным водителем: очень следил за машиной, всегда вовремя делал профилактику. О том, чтобы нарушить правила, и речи не шло. Если Коля его куда-нибудь подвозил, заканчивалось это всегда тем, что муж начинал кричать: "Ты гоняешь, как сумасшедший! Немедленно сбавь скорость или я сейчас выйду!". Сын в ответ только смеялся...

Когда Коля погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние. "Как же так?! - все время повторял он. - За что?! Почему такая несправедливость?!". Чтобы как-то спастись от чувства пустоты и утраты, старался при первой же возможности сбежать из дома - на людях ему было легче. Муж старался не показывать, как ему тяжело, но я видела: он срублен под корень. Через год после смерти Коли не стало и его.

"Я ЧИТАЛА ИСТОРИЮ ЕГО БОЛЕЗНИ И ПОНИМАЛА: С ТАКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ НЕ ЖИВУТ"

- Как вы все это пережили?..

К уходу Жени, как ни страшно это звучит, я была готова. Несмотря на то что ему было 72 года, - не так уж и много! - его организм был уже в таком состоянии, что это могло случиться с ним в любую минуту. Он по два-три раза в год лежал в больнице, а когда возвращался домой, я читала историю его болезни и понимала: с такими показателями не живут. У Жени практически не осталось ни одного здорового органа, но он держался до последнего и терпеть не мог нытья: "Все будет хорошо!".

- Правда, что государство не выделило ни копейки на похороны?

Мы на это и не рассчитывали. Ни он, ни я никогда и мысли не допускали, что кто-то чем-то нам обязан. Деньги у нас были, мы достойно проводили Евгения Александровича. Все было не хуже, чем у других. На Кунцевском кладбище, маленьком и уютном, похоронено много хороших актеров, к тому же там было место возле Коли.

Это уж потом журналисты стали подсчитывать, кто пришел на похороны, кто нет. Но ведь было лето, все куда-то разъехались: кто на гастроли, кто на съемки, кто на кинофестиваль. Помню, Сергей Никоненко сбежал с какого-то фестиваля, чтобы попрощаться с Женей, и тут же сел в машину (он сам был за рулем) и уехал обратно.

Было очень жарко. Чтобы никого не мучить, гроб из больницы сразу перевезли в церковь, на отпевание. В Дом кино не поехали - в этом не было нужды. Может, кого-то из коллег и не было, зато пришло много простых людей, а это самое главное. Так что обиды ни на кого не держу, Боже упаси! Наоборот, меня всегда удивляло: почему деятели культуры претендуют на большее, чем обыкновенные люди? Обыкновенные люди тоже всю жизнь где-то работают, все силы отдают, душу вкладывают. Неужели они менее значимы для общества только потому, что не публичны?

А на каких весах взвесить радость, которую зрители до сих пор получают от картин с участием Евгения Моргунова?

Так ведь и он получал от этих фильмов дивиденды! Его знала вся страна, он мог войти в любой начальственный кабинет, и его везде с удовольствием принимали. (Смеется ).

В тяжелое время, когда не было продуктов, директор любого магазина обязательно продавал ему что-нибудь дефицитное. Так что грех жаловаться - роли в фильмах отразились на его жизни самым лучшим образом. Как Бывалый он был своим в любой среде и мог общаться с теми, кто был ему интересен, - композиторами, дирижерами, художниками, писателями. Муж считал, что ему повезло, ведь всего этого могло и не случиться.

- Он вам снится?

Почти никогда. Только в этом году где-то с месяц назад вдруг приснился. Вывод я сделала один: надо быстро ехать на кладбище - наводить там порядок. Ведь как принято считать: если покойник снится, значит, какая-то вина в тебе подспудно живет: или на кладбище давно не был, или в церкви не поминал, или при жизни ему чего-то недодал. Но мне в отношении Евгения Александровича себя укорять не в чем: мы прожили вместе 36 лет, и я всегда делала для него все, что было в человеческих силах. Ухаживала за ним до последнего дня, терпела его, даже когда он был совсем невыносимым. Люди ведь сходятся, чтобы жить друг с другом, как говорят во время венчания, "и в горе, и в радости, и в здравии, и в болезни".

- Два страшных события подряд - сначала гибель сына, потом смерть мужа - это напоминает злой рок...

На самом деле, было не две, а три смерти. Сначала заболела моя мама. Я прожила в ее больничной палате три месяца, ухаживала, но все старания были тщетны. Потом разбился Коля, умер Евгений Александрович... Сама не знаю, как я все это выдержала. Считается, что горе можно выплакать со слезами, а я - такая уж у меня особенность! - плакать не умею. Когда случается что-то совсем ужасное, просто каменею и нахожусь в таком состоянии дни, недели, месяцы.

Я старалась никому демонстрацией своей скорби жизнь не отравлять: вокруг люди, какое я имею право ходить черной вдовой? А потом взяла к себе на воспитание внучку и с тех пор ращу ее, как дочь. Она пришла ко мне первоклассницей, а недавно уже окончила восьмой класс, совсем большой стала. Девочки всем хороши, жаль только, взрослеют быстро.

Помню, мои сыновья уже и школу оканчивали, а все говорили мне басом: "Мам, пошли в кино!" - и со всеми вопросами бежали ко мне. А эта с 10 лет такая самостоятельная, что и не подступишься. Мне с ней повезло, она в отличие от моих сыновей-лентяев учится очень хорошо. Помимо нее, у меня есть еще внуки: одному 19 лет, другому - девять.

- Никто из них не мечтает стать актером?

Пока нет. Но внучка исполнила другую заветную мечту Жени - окончила музыкальную школу по классу виолончели. Мы с ней сразу договорились, что не делаем ставку на музыкальную карьеру. Она будет просто учиться, а дальше - как получится. Если пойдет хорошо, значит, попробует поступать в консерваторию... Как бы мне хотелось, чтобы Женя услышал, как Женя играет! Ее тоже зовут Женя...

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Многие из нас наверняка знают знаменитого актера советской комедии Евгения Моргунова, его биографии и личной жизни, хотя нынешняя молодежь скорее всего даже и никогда не интересовалась, как же звали в настоящей жизни Бывалого, входящего в состав троицы знаменитых гвардейцев. К большому сожалению, позднее молодой человек не смог получить новые значимые роли в кино, а все по той причине, что Евгений поссорился со своим режиссером, как говорил сам актер, ссора была незначительной, но именно из-за нее никаких хороших ролей ему больше не доставалось.

Позднее мужчину приняли на съемки в комедиях о приключениях Шурика, и хотя фильмы были очень интересными и собирали большую публику у экранов телевизоров, все-таки сам мужчина играл там преступника, поэтому не сильно выделялся.

Многие говорят о том, что этот человек всегда отличался юмористичным характером, открытой прямолинейностью и часто устраивал розыгрыши, ну а чтобы узнать об этом человеке немного больше, мы расскажем о биографии и личной жизни Евгения Моргунова.

Немного о детстве и юношестве актера

Будущий актер был рожден в Москве, и как говорил он сам, его детство было абсолютно спокойным и счастливым, он часто посещал кружки художественной самодеятельности, самостоятельно мастерил что-то дома, а также много времени проводил с друзьями во дворе и с ними же играл в футбол. Когда Евгений стал подростком, в спокойном мире началась Великая Отечественная война, и именно туда отправили воевать отца юноши.

К сожалению, на фронте отец Евгения смог пробыть не долго, вскоре Александр Моргунов погиб в бою. Так как в семье были сложные времена, а главный кормилец погиб в сражении, Евгений уже в четырнадцать лет пошел работать, чтобы помочь матери, юноша работал на заводе, где ему дали работу в достаточно тяжелой трудовой отрасли, но он никогда на это не жаловался.

Артист рассказывал, что в годы войны, чтобы прокормить свою семью, ему приходилось более чем двенадцать часов обтачивать специальные емкости для снарядов.

Платили за такую работу не много, но труд был тяжелый, по этой причине вскоре юноша получил благодарственную грамоту за самоотверженный труд. Сам же Евгений искренне считал, что не сделал ничего такого, он лишь пытался заработать на еду для своей матери.

Именно в это время молодой Евгений начал увлекаться киноиндустрией, конечно, в годы войны он даже не думал об обучении на актера, но все имеющиеся карманные деньги тратил только на походы в кинотеатры. При этом, как говорит сам артист, он часто пропускал занятия в школе, только чтобы попасть на очередной сеанс кино. Наверное именно это и привело к тому, что сегодня биография и личная жизнь Евгения Моргунова часто обсуждаются в обществе.

После постоянных походов в кино, юноша и сам не заметил, как загорелся идеей стать известным актером, так как молодой человек успевал не только работать, но и участвовать в самодеятельности, однажды ему выдалась возможность поучаствовать в массовке кинокомпании «Мосфильм», здесь Евгений и понял, что он хочет посвятить актерству всю свою жизнь.

Чтобы воплотить идею, необходимо было привести некоторые дела в порядок, но это оказалось не так просто, так как будущего актера не хотели отпускать с рабочего места. Тогда юноша решил идти на крайние меры, он стал писать письма самому Сталину, и уже через две недели к директору этого завода пришло письмо, в котором было приказано отправить Евгения на обучение в Камерный театр, здесь он стал обучаться под строгим контролем Александра Таирова.

На тот момент биография и личная жизнь Евгения Моргунова никого не интересовала, ведь он только начинал делать свои первые шаги в актерском искусстве, но уже на тот момент многие замечали, что у юноши есть к этому талант. На тот момент ему предлагали только эпизодические и второстепенные роли, тогда молодой человек понял, что ему необходимо иметь знания, которых ему очень не хватает на съемочной площадке, по этой причине Евгений подал документы во ВГИК, куда успешно поступил и начал обучение.

Лучшие роли в фильмах

Биография Моргунова Евгения Александровича стала очень обсуждаемой, сразу после съемки первого фильма, где он снялся в главной роли. Многие говорят о том, что сам актер имел очень привлекательную внешность и статную фигуру в годы молодости, когда режиссер Сергей Герасимов начал подбирать актеров в знаменитый фильм «Молодая гвардия», именно Моргунов был выбран на одну из главных ролей этого замечательного фильма. Сам актер рассказывал, что у него так хорошо получилось сыграть свою роль в картине, что однажды на улице его хотели задержать дети, чтобы обвинить его в военном преступлении.

Евгений Моргунов в фильме «Молодая гвардия»

Какое-то время назад часто ходили слухи о том, что за эту роль Моргунов должен был получить Сталинскую премию, но все-таки в итоге Евгений не получил своей награды, так как было решено не увековечивать образ предателя.

Чуть позднее начали вскрываться новые факты, касающиеся организации «Молодая гвардия», тогда из киноленты прошлось вырезать некоторые сцены с Моргуновым, да и самого предателя быстро переименовали. Режиссеры хотели сделать фильм максимально реальным, а без изменений сделать это было невозможно.

Евгений Моргунов в фильме «Гори, моя звезда»

И хотя биография Моргунова Евгения Александровича начала интересовать телезрителей, другие режиссеры даже не обратили внимания на этого большого актера и весьма харизматичного мужчину. Сам Евгений не стал отчаиваться, по этой причине решил начать работу в Театр-студии киноактера, там он служил до 1953 году.

Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин в фильме «Операция И и другие приключения Шурика»

Есть данные о том, что этого актера хотели уволить с места работы несколько раз, но попытки не увенчались успехом, причиной называли отсутствие актерского таланта. Вполне возможно, что мужчину хотели уволить за его тяжелый характер, ведь Евгений очень любил подшутить, и возможно это нравилось не всем, также актер никогда не смотрел на статус человека, и мог высказать свое мнение прямо и достаточно резко.

Евгений Моргунов в фильме «Кавказская пленница»

Начиная с 1951 года, и заканчивая 1953, актер мог заниматься не только работой в студии, Евгений также много времени уделял съемкам в эпизодических ролях и служил в малом академическом театре, но за всю свою карьеру мужчина так и не смог больше получить достаточно серьезный образ, так как режиссеры просто ему не доверяли. В таком ритме Моргунов жил более десяти лет, но потом произошла одна судьбоносная встреча, которая сделала биографию Моргунова Евгения очень обсуждаемой среди актеров и зрителей.

Кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс»

Леонид Гайдай искал на роль друга-алкоголика еще одного персонажа, так как двое уже были найдены. Хотя было перепробовано множество актеров, режиссер никак не мог определиться с выбором, так как кандидаты просто не подходили. Тогда режиссеру позвонил директор студии «Мосфильм» и предложил на роль именно Моргунова, который в итоге оказался идеальным кандидатом для этой роли. Короткометражка вызвала бурный успех, а также сделала биографию Моргунова Евгения более известной и обсуждаемой в определенных кругах.

Евгений Моргунов и Людмила Крачковская в фильме «Покровские ворота»

Но сразу после съемок нескольких картин режиссера Леонида Гайдая, Евгений поругался с ним, а это в свою очередь поставило крест на его большой карьере в кино. Сразу после ссоры с режиссером, актера перестали приглашать на съемки новых фильмов, после этого Евгений почти не появлялся на телеэкранах.

Кадр из фильма «Райское яблочко»

В 1980 актера пригласили на одну из ролей в фильме, но это не принесло Евгению никакой славы. За следующие десять лет этот актер смог сняться не более, чем в десяти новых фильмах, при этом он всегда играл там второстепенные роли. Многие говорят о том, что карьеру намеренно актеру испортил сам Леонид, с которым у Евгения произошла ссора.

Личная жизнь

Евгений Александрович был женат дважды, первой его супругой была знаменитая балерина по имени Варвара Рябцева, она на тот момент была старше актера на тринадцать лет. Жизнь этой пары не удалась, по этой причине супруги решила развестись.

Вторую жену этого артиста звали Наталья, свадьба была сыграна в 1965 году, у Евгения и Наталья родилось двое сыновей в браке, но младший сын по имени Николай трагически погиб во время ДТП, это произошло за год до кончины отца.

Когда карьера актера полностью завершилась, Евгений очень переживал по этому поводу, и не редко злоупотреблял алкоголем, как говоря близкие, актер также страдал от диабета. Из-за частого употребления алкоголя, Евгений Моргунов перенес инсульт, а кроме этого два инфаркта, смерть любимого сына еще сильнее пошатнула здоровье актера. Евгений скончался в 1999 году в одной из больниц Москвы.

«Однажды Никулин, Вицин, Моргунов...» — про самую знаменитую комедийную троицу по сей день слагают анекдоты, а это самый верный знак популярности. Трус, Балбес и Бывалый путешествовали из комедии в комедию, их реплики тут же становились крылатыми фразами. В жизни они, конечно, были совсем другими. Один — грустный клоун, другой — человек в футляре, а третий — неисправимый оптимист, который на смертном одре мог заявить врачам: «Вы не вынесете меня отсюда, потому что я — не-вы-но-си-мый!»

Сегодня Бывалому исполнилось бы 85 лет.

Наталья Николаевна Моргунова неохотно соглашается на интервью. На журналистов у нее есть обиды. И она не может понять, почему на Евгения Александровича вдруг вылилось столько негатива.

— Он был хороший человек. Я-то знаю, что он никогда и никому не желал зла. Если смотрел спектакли, восторгался, ходил за кулисы говорил: «Старик, как здорово!» Поэтому я никак не могу понять, кому он так насолил? Пока Отари Квантришвили не убили, мы не знали, что это криминальная среда. Женю пригласили к нему на день рождения, и он пошел. Это была их первая встреча. В это время как раз снимался фильм «Райское яблочко». Брагинский написал сценарий, подобралась хорошая компания: Янковский, Гундарева, Никоненко. А денег не было. Даже снимались в своей домашней одежде. Женя был одним из продюсеров картины, и он искал, как сейчас говорят, спонсоров. После титров картины идет огромный список благодарностей, включая трест булочных. Да любого сейчас сними, кто ходит на корпоративы, и окажется, что он «связан с криминалом»!

— Может быть, Евгения Александровича недолюбливали из-за его знаменитых розыгрышей?

— Больше половины придуманы. Володя Цукерман, директор Музея трех актеров, рассказывает, будто Женя однажды полез к чиновнику на балкон по пожарной лестнице и сфотографировал его с любовницей, чтобы шантажировать. Куда он полезет со своей комплекцией и больными ногами? И фотоаппарата у него никогда не было!

— Но все-таки неудачные шутки случались?

— Например, в ЦДЛ он действительно сделал глупость, когда перед панихидой лег на постамент для гроба. Просто валял дурака. Конечно, это было цинично. Директор тогда распорядился Моргунова в ЦДЛ не пускать.

— Другой известный розыгрыш, когда Моргунов на троллейбусной остановке прикидывался водителем и просил прохожих подержать рога.

— Это было.

— А «красной книжечкой» для прохода в ресторан пользовался?

— Его и так пускали. У нас ведь актеров очень любили, и он этим пользовался. Жене нравилось, когда его узнавали, просили автограф. Однажды пошел гулять с сыном, и вдруг появились поклонницы. Прекрасная возможность покрасоваться! И он чуть не потерял ребенка. Даже не заметил, как сын выпал из санок.

Евгений Моргунов и Георгий Вицин были друзьями и в кадре, и за кадром. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Ваше знакомство тоже началось с розыгрыша?

— Мы познакомились в начале января. Как сейчас помню, у него был телефон Б-6-17-61, а на кафедре моего института К 6-17-61. Бывает же так! Я звоню на кафедру — занято, позвонила подруге — тоже занято. Опять набираю и попадаю к Жене. Спрашиваю: «Это кафедра физики?» Солидный голос отвечает: «Да». — «Мне профессора Котова!» — «Я слушаю». — «Я должна сдать зачет...» — «Оставьте ваш телефон, я посмотрю расписание и перезвоню». Через пять минут перезванивает: «Приходите завтра!»

— И вы пришли?

— Я пришла, но меня, конечно, никто не ждал. Правда, Евгений позвонил — наверное, совесть проснулась: «Извините, я пошутил!» Я чуть было не сказала: «Ну и дурак!» Он представился и начал рассказывать о себе. Он воображал из себя звезду. А я — хоть убей — не знала такого артиста!

— Ну как же! Он в «Молодой гвардии» сыграл, «Пес Барбос и необычный кросс» вышел в прокат!

— В «Молодой гвардии» он совсем другой был. Юный, стройный. А картину «Пес Барбос» я, конечно, смотрела, но думала, что Бывалый — не артист, а просто типаж. Мне почему-то казалось, что Евгению Моргунову уже за пятьдесят, и было смешно, что он кокетничает. Он назначил мне встречу на Центральной студии документальных фильмов в Лиховом переулке, а я решила, что он имеет в виду кинотеатр документальных фильмов. И приперлась, конечно, туда. Женя мне звонит: «Что ты за неандерталец такой!» Он рассказал, что снял фильм по Шолохову «Когда казаки плачут» и хочет «обкатать» его на спортсменах в Серебряном Бору. Пригласил меня на этот просмотр, а я поехала с подругой. Ее зовут Таня, но мы договорились, что обе назовемся Наташами. Пусть разбирается!

— Встречный розыгрыш! Евгений Александрович вас вычислил?

— Не сразу. У нас с подругой интонации были похожие, и он со своим музыкальным слухом это, конечно, уловил. А внешне мы с ней совсем разные: у меня лицо овальное, а она круглолицая. И Женя больше на нее посматривал. А потом сказал: «Ну пошли, Наташки!» Вечером позвонил, чтобы узнать, как мы доехали, и пытался с помощью наводящих вопросов узнать, кто из нас та самая Наташа. И как-то догадался. Мы начали встречаться. Он уезжал на две-три недели, но звонил в любое время суток. Мои родители напряглись: «Как это можно звонить по ночам? И вообще, зачем тебе нужен артист?» И я стала на ночь отключать телефон. Родители приняли Женю не сразу. Мама говорила: «Понравится сатана больше красного сокола!» А потом они его полюбили, и он их тоже полюбил. Он обрел семью.

— Вам было 23, ему — 36. Неискушенная девушка и зрелый мужчина, к тому же артист. В чем вы совпадали?

— Где бы он ни был, куда бы ни приезжал, всегда любил исследовать окрестности. Ему было интересно увидеть места, связанные с великими людьми. В Смоленске Женя разведал, что в 100 километрах от города родился Глинка, и отправился туда. А смотреть в четыре глаза всегда интересней. Он везде меня таскал: и на спектакли, и в консерваторию, хотя я и раньше была завзятой театралкой и знала весь репертуар московских театров. Мы были созвучны.

С женой Натальей они были созвучны... Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Но в чем-то вы были разными?

— Я не любительница больших компаний, где нет общения, а просто треп, и каждый норовит себя показать. А Женя любил общество, быть на виду. Когда надо было фотографироваться, я всегда отходила в сторону. Он говорил: «Давай для истории!» Я отнекивалась: «Знаешь, я очень плохо выхожу». — «Ты думаешь, что в жизни выглядишь лучше?».

— А Евгений Александрович был домашним человеком?

— Нет! Но ему надо было все обеспечить. Он ведь по-настоящему почувствовал семью в 39 лет, когда уже родился сын. Наша совместная жизнь началась в 11-метровой комнате коммуналки, где Женя раньше жил с мамой. Тогда квартирный вопрос его не интересовал: у него появилась женщина — балерина из Большого театра Варвара Рябцева, ее называли Вава, на 13 лет старше. Она жила на Кузнецком Мосту, и Женя много времени проводил там. У Вавы был открытый дом. Собирались артисты, играли на рояле. Это общение Женю очень облагородило. Бондарчук, с которым он вместе учился, спрашивал: «Женька, а где ты научился так красиво есть?»

— Вы не ревновали к балерине?

— Нет, что вы? У меня фора была 26 лет. Сначала я об этом ничего не знала, потому что он вел себя совершенно свободно. Наверное, Ваве было обидно. В дом к нам она, конечно, не приходила, но они часто перезванивались. Тогда было время продуктовых заказов. Один заказ Женя нам принесет, другой — ей.

— Он ведь поддерживал Ваву до конца и хоронил. Удивительная верность!

— Это не верность, это просто порядочность. А как иначе? Она не могла дать ему семью, детей, но разве это ее вина?

— Вы много раз переезжали?

— Да. Когда должен был появиться старший сын, Антон, Женя выхлопотал однокомнатную квартиру на Разгуляе. Потом нам дали «двушку» на улице Алексея Толстого, но скоро и там стало тесно. Родился второй сын — Николай. Я поступила во ВГИК, на киноведческий факультет, поэтому с нами жила нянька, и мне приходилось спать на диванных подушках. Потом мы переехали на Пушкинскую, рядом с Театром Станиславского. В этой четырехкомнатной квартире прожили 13 лет. Там был маленький, почти питерский двор-колодец, и в нем находилась шахта метро. Как раз строили новые станции, и по ночам самосвалы с жутким грохотом вывозили породу. Когда объявили, что в доме будут делать капитальный ремонт, Женя сказал: «Я этого не вынесу!» И у него появилась страсть к перемещениям. Я думаю, если бы он был жив, опять бы нас куда-нибудь сковырнул! Переезды как бы стали необходимы. Женя не был занят творчеством, а обретение нового дома — это тоже творческий процесс.


В жизни он не любил оружие, а в картине «Крутые ступени» снялся в роли немецкого офицера. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Он, наверное, не умел отдыхать?

— Даже из санатория сбегал. Однажды мы с Вициными приехали в Юрмалу с детьми, так Женя два дня потомился: «Что я, идиот? На пляж ходить!» — и исчез. Он не мог сидеть без дела. У нас в квартире есть крохотная комнатушка, которую мы называли телефонной будкой за то, что Евгений Александрович часами не расставался с трубкой, договариваясь о творческих встречах и концертах, — другой работы в последнее время у него не было. Его обуревала жажда деятельности, постоянно надо было куда-то ехать, лететь. И я ему в этом не препятствовала. Потому мы, наверное, 36 лет прожили вместе.

— Евгений Александрович был хозяйственным человеком?

— Все тащилось в дом! Если он работал в Средней Азии, фрукты покупались ящиками и передавались с вагоном-рестораном. Хорошо, что я не жадная, не требовательная, но стоило только обмолвиться о чем-то, как любая просьба по хозяйству выполнялась «позавчера».

— А он любил делать подарки?

— В Москве он по магазинам не ходил, а в других городах покупал мне одежду. Приезжал и вываливал покупки. Запомнил, что у меня 46-й размер одежды и 36-й обуви. Звонит как-то: «Тут есть костюм». Спрашиваю: «Какого цвета? — «Бордо». — «Но ты ведь знаешь, я не ношу красные оттенки!» — «Ну сейчас она тебе скажет», — и дает трубку продавщице. Выясняется, что костюм зеленый. Женя знал, что здесь ничего нет, и я никуда не пойду. Однажды я два часа простояла в очереди на улице за рубашками большого размера. Он меня ругал: «А зачем ты стояла? Зашла бы к директору и сказала, что ты моя жена!». Но он никогда ничего не дарил ни ко дню рождения, ни к празднику.

— Каким он был отцом?

— Хорошим, хотя ему некогда было заниматься детьми. Он даже не знал, в какой школе они учатся. Дни рождения не помнил. Но когда он находился в Москве, обязательно ходил с ними в театр и в консерваторию.

— У него ведь был абсолютный слух, и сам Шостакович рекомендовал его в консерваторию.

— Он пропадал в консерватории с детства. Слушал классику, когда учился во ВГИКе у Сергея Герасимова. Симфонии Чайковского знал наизусть. По тактам мог определить, какой инструмент вступает. Он ходил к знаменитому Кнушевицкому на репетиции оркестра. Музыкант говорил: «Жень, выйди!» и кому-то велел сыграть чуть-чуть по-другому. Женя сразу слышал, кто сфальшивил.


Счастливое время, потому что пока вся семья в сборе. С сыновьями Антоном и Николаем. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— В войну Евгений Моргунов работал на заводе и написал письмо Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко...» Пришел ответ: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в Театр Таирова...» Как он относился к Сталину?

— Как воспитали: хорошо. Когда пошли разоблачения, замолчал. Женя в школе был хулиганом. Пришел однажды с рогаткой, метился в какого-то паренька, а попал — на минуточку — в портрет Сталина! Тут же доложили классному руководителю, тот — директору, а директор — куда следует. Вызвали мать и забрали на два дня в отделение. Поняли, что она простая женщина, ей вообще не до диверсий — лишь бы сына поднять на ноги! «За детскую шалость забрали!» — горячилась я. «Но отпустили же!» — говорил Женя.

— Он был верующим?

— Да, но в церковь ходил только по большим праздникам, как его мама. У нее в жизни ничего не оставалось, никакой опоры. С первым мужем она шла под ручку по бульвару, и казаки шашкой разрубили его пополам у нее на глазах. Потом вышла она замуж за Александра Моргунова, он работал бухгалтером в ЦАГИ. Мама выгнала мужа за то, что он гулял.

— Евгений Александрович страдал сахарным диабетом. Он соблюдал диету?

— Это отдельная тема. У нас в доме не было картошки, макарон, сладкого, а он принесет торт или пирожные: «Это — тебе!», а потом, как кот, цапнет кусок и попробуй отними! Забывал колоть себе инсулин. Пятнадцать лет мы жили под дамокловым мечом ампутации. В любую минуту Женя мог лишиться ноги. У него начиналась гангрена. Мизинец уже рассыпался. На сцену Женя выходил в костюме и тапочках и объяснял зрителям, что на него только что бревно упало. В 86-м он слег с инфарктом в больницу. Я приезжала в десять утра и в десять вечера уезжала. Каждый день мне приходилось делать ему перевязки, потому что врачам он не доверял. Какие-то снадобья варила, колдовала. Врачи изумлялись: «Как вам удалось спасти ему ноги?» Мы боролись за его ноги, а умер Женя от инсульта. Потом заведующий отделением сосудистой хирургии мне объяснил, что это явления одного порядка...

Несколько раз в году он лежал в Склифе. И мне было страшно обидно, когда возник слух, что Женя брал у Никулина бесплатные билеты и продавал. Это неправда. Все билеты дарились врачам.

Трагическая гибель вашего младшего сына Коли, наверное, ускорила уход Евгения Александровича.

— Когда погиб сын, он пошел вразнос. Старался уйти в какие-то компании, выпить, утопить горе. Не мог находиться дома, хотя я его не терзала и всегда держала себя в руках. Я никогда не плачу. Многие семьи рушатся после такого несчастья. Мужчинам хочется поскорее стереть эту страницу.

Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Ваша внучка Женя Моргунова — музыкант. Гены?

— Наверное. Женю мне «подкинули», когда она в первый класс пошла. Прошел год, как ушли мои мужчины. Женю приняли в музыкальную школу, но сказали, что у нее не пианистические руки и что ей нужна виолончель. Мои дети в шкафу прятались, когда приходил педагог по музыке, а Женю не надо было уговаривать. Я думала: Господи, за что мне такое счастье?

Говорят, что на похоронах Никулина Моргунов спросил Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будете?» И пояснил: «Люди приходят на кладбище, рыдают... И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается...».

Но смерть развела троицу окончательно: Георгий Вицин покоится на Ваганьковском кладбище, Юрий Никулин — на Новодевичьем, Евгений Моргунов — на Кунцевском. А в нашей памяти они всегда вместе: Трус, Балбес и Бывалый...

«Про Моргунова ходит много нелепых слухов и сплетен. И забывают, что именно он привел в искусство Сергея Бондарчука , выбил квартиру напротив Кремля для Броневого и был готов прийти на помощь любому», — рассказал «АиФ» друг Евгения Моргунова Владимир Цукерман.

ПРАВДОРУБ

— Моргунов был человеком прямым, рубил правду-матку в лицо. Поругался с Министерством культуры — из-за этого ему не дали следующего звания, так и умер Моргунов заслуженным, а не народным артистом. Его вычеркивали из кинословарей, отказывались снимать. Мы помним Евгения Моргунова только по роли Бывалого, а ведь у него в фильмографии более 100 ролей! Да, ему доставались роли жандармов, фашистов, полицаев, каких-то громил. А он мог бы сыграть Черчилля — есть фотопробы Моргунова на эту роль. Шпаликов для него писал роль поэта Демьяна Бедного, но и это не срослось. Рассказывают, что во время съемок последнего гайдаевского фильма, где фигурировала знаменитая троица, — «Кавказской пленницы » — Гайдай так разругался с Моргуновым, что выгнал его прямо во время съемок и с тех пор с ним не разговаривал.

— Их конфликт произошел из-за ерунды, — объясняет Владимир Цукерман (по одной из версий, Моргунов некорректно себя повел на просмотре отснятых фрагментов фильма, куда зачем-то привел своих поклонниц. — Прим. ред.). — После этого Гайдай снимал в «Кавказской пленнице» вместо Моргунова только дублеров — холодильник уже нес не он, за рулем на горе Ай-Петри тоже был дублер. Гайдай мне сам потом рассказывал: «Бондарчук приводил ко мне Моргунова мириться. А чего мириться? Я не хочу, для меня этот человек не существует».

После Гайдая тройку пытались «реанимировать» другие режиссеры — Эльдар Рязанов в «Дайте жалобную книгу » и Карелов в «Семь стариков и одна девушка », но это уже было не то.

ВСЁ В СЕМЬЮ

— Евгений Моргунов был небедный человек, — продолжает Владимир Цукерман. — Он жил в четырехкомнатной квартире на Краснопролетарской улице в центре Москвы. У него была прекрасная семья — двое детей, жена Наталья Николаевна, которая его боготворила. Они поженились в 1962 году. До этого Моргунов жил с балериной Варварой Рябцевой, которая была на 10 лет его старше. Общение с Рябцевой он не прекращал даже после женитьбы. Когда она совсем постарела, ухаживал за ней, носил лекарства, продукты. Супруга не ревновала, она была мудрая женщина. (Кстати, в этом Моргунов в какой-то степени повторил судьбу Георгия Вицина . Вицин в свое время увел жену у своего учителя Николая Хмелёва, народного артиста СССР. Вицину тогда было 19 лет, а его избраннице — 34 года.) Да и Моргунов был великолепный семьянин. Всё тащил в семью. Приходил к директору магазина «Океан» в период тотального дефицита и говорил: «Пять баночек черной икры, пять — красной икры и десять банок крабов». Директор удивлялся: «А что так много?» Моргунов пожимал плечами: «У Вицина через четыре дня день рождения». — «А ты знаешь, неделю назад приходил Вицин и говорил то же самое про тебя...»

О Моргунове сейчас говорят много нехорошего: мол, у него были связи с криминалом; что он завидовал более востребованным коллегам по цеху, поскольку его на серьезные роли звали редко, а собственные сценарии, в которых он мечтал воскресить тройку Трус — Балбес — Бывалый, заворачивали; что много выпивает, а перебрав, буянит; что может ни с того ни с сего послать человека по известному адресу. Но мало кто вспоминает о том, что иногда он был готов в лепешку разбиться, чтобы кому-то помочь.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин

Как-то под Новый год Моргунов собрал звездный коллектив и поехал в Бутырскую тюрьму — там сидел сын его друга, журналиста Генриха Сечкина. Актеры дали бесплатный концерт, и только тогда парня перевели в двухместную камеру из жутких условий — в битком набитой камере задержанные могли только стоять, а спали по очереди по 2 часа. Моргунов с Якубовичем ездил куда-то на Дальний Восток вызволять человека из тюрьмы. Он таким был всегда — как-то к профессору ВГИКа, знаменитейшему тогда режиссеру Сергею Герасимову подошел никому еще не известный студент Евгений Моргунов с просьбой: «Сергей Аполлинариевич, посмотрите солдатика!» Герасимов отмахнулся: «Какой солдатик? Набор уже закончен!» — «Ну посмотрите, послушайте, пусть прочитает что-нибудь. Это же пять минут!» Герасимов смилостивился, послушал — и взял солдатика без экзаменов. Солдатиком этим оказался Сергей Бондарчук. Броневому именно Моргунов выбил квартиру напротив Кремля. Чьих-то детей помогал устроить в детский сад, кому-то пробить место в больнице, кому-то привозил продукты. Как-то у Олега Анофриева забрали права. Моргунов узнал об этом и говорит Анофриеву: «Поехали к начальнику ГАИ. Ему сегодня 50 лет, поздравим и решим вопрос». Анофриев отказывался: «Ну что ты, Женя, не надо». Но Моргунов настоял. И вот они приехали к начальнику ГАИ Москвы, у него в приемной уже стояли горы цветов. Моргунов выхватил из вазы самый лучший букет и направился в кабинет. Через 15 минут права были в руках у Анофриева. Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе бесплатно приходить в цирк к Никулину, только по купленным билетам. Моргунов же выписывал контрамарку на два лица, потом подрисовывал единичку и проводил 12 человек в ложу дирекции.

ЛЮБИМЧИК ЖЕН

Моргунов любил подкалывать друзей, коллег и просто прохожих.

— Однажды он где-то раздобыл красные «корочки», ездил в трамвае, проверял билеты, — вспоминает Владимир Цукерман. — На остановке иногда спускал рога троллейбуса и говорил первому попавшемуся: «На, подержи, чего стоишь?!» Тот, естественно, держал, думая, что Моргунов — водитель. А Моргунов переходил на другую сторону и наблюдал. В это время настоящий водитель уже понимал, что что-то не так, выходил из кабины и ругал по матушке того, кто схватился за рога. Когда Моргунов был еще молодой, симпатичный, его очень любили жены генералов. Как-то на банкете несколько дам пристали к нему: «Ну Женя, ну отрежь маленький кусочек торта». — «Не хочу!» — «Ну пожалуйста!» Тогда он отрезал маленький кусочек, оставил его, а остальной торт взял и унес. Любил подкалывать гаишников. Как-то едет на «жигулях», специально развернулся на полосу встречного движения, его, конечно, остановили. Тогда Моргунов крикнул гаишнику: «Смирно!» Тот отдал честь. Моргунов поинтересовался: «Ну что, нарушил?» — «Нарушил». — «Вольно! Я решил проверить твою бдительность». И поехал дальше. В другой раз, когда гаишник остановил Моргунова, тот опускает стекло и говорит: «Иди сюда, моя дорогуша! На, пожми руку Моргунову, вон сзади едут Вицин и Никулин. Съемка!» Страж порядка даже жезл из рук выронил.

Евгений Моргунов в фильме «Большой аттракцион»

Он хохмил, каламбурил, дурачился, но сам был невероятно умным и начитанным человеком. Мог без нот играть Брамса, Шопена, Шостаковича. Когда у меня была презентация Музея трех актеров, я диктовал адрес Никулину и Моргунову: «Приезжаете на улицу генерала Берзарина...» Никулин спросил: «А кто такой этот Берзарин?» И тут Моргунов начал рассказывать всю биографию генерала — где родился, на ком женился, где учился, на каких фронтах воевал.

Перед гастролями он сначала изучал историю того города, куда должен был ехать. Кладбища, рынки и краеведческие музеи — это первые три места, куда он ходил, знакомясь с местными достопримечательностями. Как-то в Кемерове после концерта машина, которую послали за актерами, припозднилась. Все стоят, интересуются друг у друга: «Кто же нас повезет?» Моргунов, ничего не спрашивая, вдруг ткнул в первого попавшегося человека с машиной, припарковавшегося у концертной площадки: «А вот шофер!» Мужчина засмущался: «Ну конечно, довезу. О чем разговор?» «Шофером» оказался полковник КГБ из отдела по борьбе с организованной преступностью в высших эшелонах власти. Как-то Моргунов прибыл в Горьковскую область, позвонил сразу в администрацию: «Вам привет от Алексея Николаевича Косыгина. Это Моргунов, народный артист, депутат бундестага. После меня к вам приедут на гастроли Вицин и Никулин, я позабочусь. Завтра в 10 утра, пожалуйста, чтобы не было никаких осложнений, привезите три спецпайка — на меня, Вицина и Никулина. Я доложу о вас кому следует». В 10 утра действительно принесли пайки. А на Дальнем Востоке Моргунову за участие в концерте вручили рыбу килограммов на 8. Он покачал головой: «Я не имею права брать от вас такой дорогой подарок, зная о том, что у моих друзей Вицина и Никулина такой рыбы не будет». Ему еще две рыбины дали. Никулин потом жаловался: «Хоть бы кусочек нам привез». Евгений Моргунов любил поесть, обожал сладкое, хотя всего этого ему было нельзя. В молодости у него начался сахарный диабет, и из худощавого красавца с шикарной шевелюрой он превратился в большого лысого мужчину.

— На самом деле в еде он мог держать себя в руках, — говорит Владимир Цукерман. — На поминках Утесова и рюмки не выпил, сказал: «Я пришел, чтобы проститься с другом, а не пить и есть». И весь вечер просидел, ни грамма не выпил, ничего не съел. Во ВГИКе сокурсник Моргунова как-то нарисовал картинки будущего. Моргунов был изображен солидным полным человеком. Все посмеялись, но спустя недолгое время он действительно стал таким — весил 132 кг. В конце жизни диабет его совсем подкосил, а смерть сына сломила настолько, что он стал опять худеть (младший сын Моргунова Николай погиб в 1998 году в автокатастрофе. Отец переживет его всего на год, перенеся за этот год два инфаркта и инсульт. — Прим. ред.).

У него была диабетическая стопа, он, хромая, выходил на сцену в ботинке и тапочке, говорил, что на съемках упал с лошади, повредил ногу. Это все было очень грустно, нога болела страшно, но ничего уже нельзя было сделать.