Страны балтии. География

Статья рассказывает о государствах, которые входят в состав стран Балтии. Материал содержит данные относительно географического положения стран, их экономики и этнического состава. Формирует представление о торгово-экономических взаимоотношениях балтийских государств с соседними странами.

Список стран Балтии

К списку стран Балтии относятся:

  • Литва,
  • Латвия,
  • Эстония.

Три суверенных государства были образованы в 1990 году после распада СССР. Страны имеют достаточно небольшие по площади и численности населения объемы. Государствами Балтии практически сразу же после провозглашения суверенитета был взят курс на интеграцию в общеевропейское экономическое, политическое и культурное пространство. Сегодня страны являются членами ЕС и НАТО.

Географическое положение Балтии

Территориально страны Балтии локализуются в юго-восточной части побережья Балтийского моря. Они размещены на границе Восточно-Европейской равнины и Польской низменности. На западных рубежах страны этого региона соседствуют с Польшей, на юге - с Беларусью, на востоке - с Россией.

Рис. 1. Страны Балтии на карте.

В целом географическое положение стран Балтии довольно выгодное. Они обеспечены выходом к Балтийскому морю. Балтийское море всегда обладало важной ролью в международных связях стран Европы.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Земля Балтии бедна полезными ископаемыми. Значительными являются только запасы горючих сланцев, которые находятся в Эстонии. Залежи нефти и газа имеют местное значение.

Рис. 2. Добыча горючих сланцев в Эстонии.

Основные соседи стран Балтии - экономически развитые державы с постоянной экономикой и миролюбивой политикой. Швеция и Финляндия уже достаточно длительный период времени занимают на международной арене позицию нейтралитета и взаимовыгодного сотрудничества.

Народы стран Балтии

Демографическая ситуация в этих государствах довольно далека от благоприятной. Отмечается процесс естественного оттока населения. Кроме этого уровень смертности превышает показатели рождаемости. Результатом этого является сокращение численности населения всех трех стран.

Средний показатель плотности населения балтийских стран существенно ниже в сравнении с прочими европейскими государствами.

Размещено население во всех странах также достаточно неравномерно.

Наиболее густо заселены побережья и территории вокруг столиц. Везде высок уровень урбанизации, который доходит до цифры близкой к 70 %.

По показателям численности по населения лидируют столицы Балтии:

  • Рига;
  • Вильнюс;
  • Таллин.

Рис. 3. Старая Рига.

В национальном составе преобладающими являются исконные этносы. В Литве процент коренного населения составляет свыше 80%, в Эстонии — почти 70 %, в Латвии — более половины (60 %).

В состав стран Прибалтики (Балтии) входят три бывшие советские республики, не вошедшие в состав СНГ, - Эстония Латвия и Литва. Все они являются унитарными республиками. В 2004 году все три страны 11рибалтики вошли в состав НАТО и Европейского союза.
Страны Прибалтики
Таблица 38

Особенностью географического положения прибалтийских стран является наличие выхода к Балтийскому морю и соседское положение с Российской Федерацией. На юге страны Прибалтики граничат с Белоруссией (Латвия и Литва) и с Польшей (Литва). Страны региона имеют очень важное политико-географическое положение и выгодное экономикогеографическое положение.
Страны региона очень бедны минеральными ресурсами. Среди топливных ресурсов повсеместно присутствует торф. Самой «богатой» среди прибалтийских стран является Эстония, обладающая запасами горючих сланцев (Кохтла-Ярве) и фосфоритов (Маарду). Запасами известняков выделяется Латвия (Броцены). Знамениты источники минеральных вод: в Латвии Балдоне и Валмиера, в Литве - Друскининкай, Бирштонас и Пабирже. в Эстонии - Хяэдемээсте. Главное богатство Прибалтики рыбные и рекреационные ресурсы.
По численности населения страны Прибалтики относятся к малым странам Европы (см. таблицу 38). Размещается население относительно равномерно, и лишь на побережье плотность населения несколько увеличивается.
Во всех странах региона господствует современный тип воспроизводства, причём везде смертность превышает рождаемость. Особенно велика естественная убыль населения в Латвии (-5 %о) и в Эстонии (-4 %о).
В половом составе, как и в большинстве стран Европы, преобладает женское население. По возрастному составу населения страны Прибалтики можно отнести к «стареющим нациям»: в Эстонии и Латвии доля пенсионеров превышает долю детей и только в Литве эти показатели равны между собой.
Все страны Прибалтики имеют многонациональный состав населения, причём только в Литве литовцы составляют абсолютное большинство населения - 82%, тогда как в Латвии на долю латышей приходится только 55% населения республики. Кроме коренных народов, в Прибалтике проживает много, так называемого, русскоязычного населения: русских, украинцев, белорусов, а в Литве - поляков. Наиболее велика доля русских в Латвии (30%) и в Эстонии (28%), однако именно в этих странах наиболее остро стоит проблема соблюдения прав русскоязычного населения.
Эстонцы и латыши по вероисповеданию относятся к протестантам, а литовцы и поляки являются католиками. Большинство верующего русскоязычного населения относит себя к православным.
Для Прибалтики характерен высокий уровень урбанизации: от 67% в Литве до 72% - в Эстонии, однако городов-миллионеров нет. Крупнейшим городом в каждой республике является её столица. Среди других городов следует отметить в Эстонии - Тарту, в Латвии - Даугавпилс, Юрмалу и Лиепаю, в Литве - Каунас, Клайпеду и Шяуляй.
Структура занятости населения стран Прибалтики
Таблица 39

Страны Прибалтики обеспечены высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Большая часть населения стран региона занята в непроизводственной сфере (см. таблицу 39).
Во всех странах Прибалтики преобладает эмиграция населения: русскоязычное население выезжает в Россию, эстонцы - в Финляндию, латыши и литовцы - в Германию и в США.
После распада СССР существенно изменились структура хозяйства и специализация стран Прибалтики: преобладание обрабатывающей промышленности сменилось преобладанием сферы услуг, а некоторые отрасли точного и транспортного машиностроения, лёгкой промышленности, на которых специализировались прибалтийские страны, практически исчезли. В то же время возросло значение сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Второстепенное значение в регионе имеют электроэнергетика (причём 83% электроэнергии Литвы даёт крупнейшая в Европе Игналинская
АЭС), чёрная металлургия, представленная единственным центром передельной металлургии в Лиепае (Латвия).
К отраслям промышленной специализации современной Балтии можно отнести: Точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность - производство радиоаппаратуры в Эстонии (Таллин), в Латвии (Рига) и в Литве (Каунас), телевизоров (Шяуляй) и холодильников (Вильнюс) в Литве; станкостроение в Литве (Вильнюс) и судоремонт в Латвии (Рига) и Литве (Клайпеда). Развитое в советское время в Латвии транспортное машиностроение (производство электропоездов и микроавтобусов) практически перестало существовать; Химическую промышленность: производство минеральных удобрений (Маарду и Кохтла-Ярве в Эстонии, Вентспилс в Латвии и Ионава в Литве), производство химических волокон (Даугавпилс в Латвии и Вильнюс в Литве), парфюмерную промышленность (Рига в Латвии) и бытовую химию (Таллин в Эстонии и Даугавпилс в Латвии); Лесную промышленность, особенно мебельную и целлюлозно- бумажную (Таллин, Тарту и Нарва в Эстонии, Рига и Юрмала в Латвии, Вильнюс и Клайпеда в Литве); Лёгкую промышленность: текстильную (Таллин и Нарва в Эстонии, Рига в Латвии, Каунас и Паневежис в Литве), швейную (Таллин и Рига), трикотажную (Таллин, Рига, Вильнюс) и обувную промышленность (Вильнюс и Шячуляй в Литве); Пищевую промышленность, в которой особую роль играет молочная и рыбная (Таллин, Тарту, Пярну, Рига, Лиепая, Клайпеда, Вильнюс).
Для стран Прибалтики характерно развитие интенсивного сельского хозяйства с преобладанием животноводства, где ведущую роль играет молочное скотоводство и свиноводство. Почти половину посевных площадей занимают кормовые культуры. Повсеместно выращивается рожь, ячмень, картофель, овощи, лён, в Латвии и Литве - сахарная свёкла. По объёму сельскохозяйственного производства среди стран Балтии выделяется Литва.
Для прибалтийских стран характерен высокий уровень развития транспортной системы: где особо выделяются автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и морской виды транспорта. Крупнейшими морскими портами региона являются Таллин и Пярну - в Эстонии; Рига, Вентспилс (нефтеналивной), Лиепая - в Латвии и Клайпеда - в Литве. Эстония имеет паромное сообщение с Финляндией (Таллин - Хельсинки), а Литва - с Германией (Клайпеда - Мукран).
Среди отраслей непроизводственной сферы особое значение имеет рекреационное хозяйство. Основными туристическими и рекреационными центрами Прибалтики являются Таллин, Тарту и Пярну - в Эстонии;
Рига, Юрмала, Тукумс и Балдоне - в Латвии; Вильнюс, Каунас, Паланга, Тракай, Друскининкай и Бирштонас - в Литве.
Основными внешнеэкономическими партнёрами прибалтийских государств являются страны Западной Европы (особенно Финляндия, Швеция и Германия), а также Россия, причём отчётливо наблюдается переориентация внешней торговли на страны Запада.
Страны Прибалтики экспортируют приборы, радио- и электротехнику, средства связи, парфюмерию, продукцию бытовой химии, лесной, лёгкой, молочной и рыбной промышленности.
В импорте преобладает топливо (нефть, газ, уголь), промышленное сырьё (чёрные и цветные металлы, апатиты, хлопок),"транспортные средства, товары потребления.
Вопросы и задания Дайте экономико-географическую характеристику Прибалтики. Назовите факторы, определяющие специализацию хозяйства стран Прибалтики. Охарактеризуйте проблемы развития региона. Дайте экономико-географическую характеристику Эстонии. Дайте экономико-географическую характеристику Латвии. Дайте экономико-географическую характеристику Литвы.

Совсем недавно Россия и страны Прибалтики входили в состав одного государства. Теперь каждый идет своей исторической дорогой. Тем не менее нас волнуют экономические, политические и социальные реалии близлежащих государств. Давайте разберемся, какие страны входят в состав Прибалтики, узнаем об их населении, истории, а также проследуем их дорогой к независимости.

Страны Прибалтики: список

У некоторых наших сограждан возникает резонный вопрос: «Прибалтика - это какие страны?» Кому-то этот вопрос может показаться глупым, но на самом деле не все так однозначно.

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине. То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются. Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации.

Где находится Прибалтика?

Какие страны Прибалтикии прилегающие к ним территории находятся на восточном побережье Балтийской акватории. Площадь самой крупной из них - Литвы составляет 65,3 тысячи км². Наименьшую территорию имеет Эстония - 45,2 тысячи кв. км. Площадь Латвии составляет 64,6 тысяч км².

Все прибалтийские страны имеют сухопутную границу с Российской Федерацией. Кроме того, Литва соседствует с Польшей и Беларусью, с которой граничит также и Латвия, а Эстония имеет морскую границу с Финляндией.

Располагаются страны Прибалтики с севера на юг в таком порядке: Эстония, Латвия, Литва. Причем, Латвия имеет границу с двумя другими государствами, а они между собой не соседствуют.

Население Прибалтики

Теперь давайте узнаем, из каких категорий по различным демографическим признакам состоит население стран Прибалтики.

Прежде всего, выясним численность жителей, которые населяют государства, список которых представлен ниже:

  • Литва - 2,9 млн чел.;
  • Латвия - 2,0 млн чел;
  • Эстония - 1,3 млн чел.

Таким образом, мы видим, что самое большая численность населения у Литвы, а наименьшая - у Эстонии.

С помощью нехитрых математических подсчетов, сравнив площадь территории и численность жителей этих стран, можно прийти к заключению, что наибольшая плотность населения у Литвы, а Латвия и Эстония примерно равны по этому показателю, с небольшим преимуществом Латвии.

Титульными и крупнейшими по численности национальностями в Литве, Латвии и Эстонии являются, соответственно, литовцы, латыши и эстонцы. Первые два этноса принадлежат к балтийской группе индоевропейской языковой семьи, а эстонцы относятся к прибалтийско-финской группе финно-угорского языкового древа. Наиболее многочисленным национальным меньшинством в Латвии и Эстонии являются русские. В Литве они занимают второе по численности место после поляков.

История Прибалтики

С древнейших времен Прибалтику населяли различные балтийские и финно-угорские племена: аукштайты, жейматы, латгалы, курши, ливы, эсты. В борьбе с соседними странами собственную государственность удалось оформить только Литве, которая позже на условиях унии вошла в состав Речи Посполитой. Предки же современных латышей и эстонцев попали сразу под власть немецкого Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев, а затем, территории, на которой они проживали, вследствие Ливонской и Северной войны были поделены между Российской империей, королевством Дания, Швецией и Речью Посполитой. Кроме того, из части бывших орденских земель было образовано вассальное герцогство - Курляндия, просуществовавшая до 1795 года. Правящим классом здесь была немецкая знать. К тому времени Прибалтика практически полностью находилась в составе Российской империи.

Все земли были разделены на Лифляндскую, Курляндскую и Эстлядскую губернии. Особняком стояла Виленская губерния, населенная главным образом славянами и не имеющая выхода к Балтийскому морю.

После гибели Российской империи, вследствие Февральского и Октябрьского восстаний 1917 года, независимость получили и страны Прибалтики. Список событий, которые предшествовали этому итогу, перечислять долго, да и он будет лишним для нашего обзора. Главное уяснить, что на протяжении 1918-1920 годов были организованы независимые государства - Литовская, Латвийская и Эстонская республики. Своё существование они прекратили в 1939-1940 годах, когда в качестве советских республик были присоединены к СССР вследствие пакта Молотова-Риббентропа. Так были образованы Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР. Вплоть до начала 90-х годов эти государственные образования входили в состав СССР, но в среде определенных кругов интеллигенции постоянно жила надежда на независимость.

Провозглашение независимости Эстонии

Теперь давайте поговорим о более близком к нам периоде истории, а именно о том отрезке времени, когда была провозглашена независимость стран Прибалтики.

Первой на путь отделения от СССР вступила Эстония. Активные протесты против советской центральной власти начались в 1987 году. Уже в ноябре 1988 года Верховный совет ЭССР издал первую среди советских республик Декларацию о суверенитете. Это событие ещё не означало выхода из состава СССР, но данный акт провозглашал приоритет республиканских законов над всесоюзными. Именно Эстония дала старт явлению, которое позже получило название «парад суверенитетов».

В конце марта 1990 года был издан закон «О государственном статусе Эстонии», а 8 мая 1990 года была задекларирована её независимость, и произошло возращение стране старого наименования - Эстонская Республика. Ещё раньше подобные акты приняли Литва и Латвия.

В марте 1991 года был проведен консультационный референдум, в котором большинство голосовавших граждан высказалось за выход из состава СССР. Но фактически независимость была восстановлена только с началом Августовского путча - 20 августа 1991 года. Именно тогда была принята резолюция о независимости Эстонии. В сентябре правительство СССР признало отделение официально, а 17 числа этого же месяца Эстонская республика стала полномочным членом ООН. Таким образом, независимость страны была полностью восстановлена.

Становление независимости Литвы

Инициатором восстановления независимости Литвы стала общественная организация «Саюдис», образованная в 1988 году. 26 мая 1989 года Верховным Советом Литовской ССР был провозглашен акт «О государственном суверенитете Литвы». Это означало, что при конфликте республиканского и всесоюзного законодательства приоритет отдавался первому. Литва стала второй республикой СССР, подхватившей у Эстонии эстафету в «параде суверенитетов».

Уже в марте 1990 года был принят акт о восстановлении независимости Литвы, которая стала первой советской республикой, которая заявила о выходе из состава Союза. С этого момента она стала официально именоваться Литовская Республика.

Естественно, что центральные власти Советского Союза признали данный акт недействительным и потребовали его отмены. С помощью отдельных подразделений армии правительство СССР попробовало вернуть контроль над республикой. В своих действиях оно опиралось также на несогласных с политикой отделения граждан внутри самой Литвы. Началось вооруженное противостояние, в ходе которого погибло 15 человек. Но атаковать здание парламента армия не решилась.

После Августовского путча в сентябре 1991 года СССР полностью признал независимость Литвы, а 17 сентября она вошла в состав ООН.

Независимость Латвии

В Латвийской ССР движение за независимость инициировала организация «Народный Фронт Латвии», которая была создана в 1988 году. 29 июля 1989 года Верховный Совет республики, вслед за парламентами Эстонии и Литвы, провозгласил третью по счету в СССР Декларацию о суверенитете.

В самом начале мая 1990 года республиканский ВС принял Декларацию о восстановлении государственной независимости. То есть фактически Латвия вслед за Литвой объявила о выходе из состава СССР. Но реально это произошло только через полтора года. 3 мая 1991 года был проведен опрос по типу референдума, в котором большинство респондентов высказалось за независимость республики. Во время переворота ГКЧП 21 августа 1991 года Латвии фактически удалось добиться независимости. 6 сентября 1991 года ее, как и остальные страны, входящие в состав Прибалтики, советское правительство признало независимой.

Период независимости стран Прибалтики

После восстановления своей государственной независимости все прибалтийские страны избрали себе западный курс экономического и политического развития. При этом советское прошлое в этих государствах постоянно порицалось, а отношения с Российской Федерацией остались достаточно напряженными. Русское население данных стран ограничено в правах.

В 2004 году Литва, Латвия и Эстония были приняты в Европейский Союз и в военно-политический блок НАТО.

Экономика стран Прибалтики

На данный момент прибалтийские страны имеют самый высокий показатель по уровню жизни населения среди всех постсоветских государств. Причем это происходит несмотря на то, что значительная часть инфраструктуры, оставшейся после советских времен, была разрушена или прекратила функционировать по другим причинам, а после мирового экономического кризиса 2008 года экономика стран Прибалтики переживает далеко не лучшие времена.

Наиболее высокий уровень жизни населения среди прибалтийских стран у Эстонии, а наименьший - у Латвии.

Различия между балтийскими странами

Несмотря на территориальную близость и общность истории, не стоит все-таки забывать, что прибалтийские страны являются отдельными государствами со своими национальными особенностями.

Например, в Литве, в отличие от других государств Прибалтики, очень крупная польская община, которая по численности уступает только титульной нации, а вот в Эстонии и Латвии - наоборот, среди национальных меньшинств преобладают русские. Кроме того, в Литве гражданство получили все лица, проживающие на её территории на момент обретения независимости. А вот в Латвии и Эстонии такое право было только у потомков тех лиц, которые жили в республиках до присоединения к СССР.

Кроме того, следует сказать, что Эстония, в отличие от других стран Прибалтики, довольно сильно ориентирована на государства Скандинавии.

Общие выводы

Все те, кто внимательно ознакомится с данным материалом, уже не спросят: «Прибалтика - это какие страны?» Это государства, которые имели довольно сложную историю, наполненную борьбой за независимость и национальную идентичность. Естественно, это не могло не оставить свой отпечаток на самих народах Прибалтики. Именно эта борьба оказала ключевое влияние на сегодняшний политический выбор государств Балтии, а также на менталитет тех народов, которые их населяют.

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

Так получилось, что в этом году я аж 3 раза путешествовал по Балтии, объездил её всю (десятки городов Латвии, Эстонии, Литвы, а также Калининградской области России), и по результатам увиденного решил написать рейтинги по государствам Прибалтики, чтобы немного систематизировать свои впечатления.

С уверенностью можно сказать, что в чем-то страны Балтии похожи на другие бывшие союзные республики, во многом они, однако, отличаются от остальных. Многими людьми у нас считается, что все три балтийские страны - это как три брата-близнеца. Некоторые граждане, далекие от путешествий и географии, даже считают, что разница между этими тремя республиками отсутствует, всё там, мол, одно и то же. На самом деле, это не является правдой - Латвия, Литва и Эстония имеют значительные отличия между собой - как по культуре и менталитету, так и по внешнему виду городов и посёлков, а также некоторым другим факторам.

Чтобы не вдаваться в детали, а просто кратко обрисовать, в чем похожи и чем отличаются балтийские страны, применим ниже рейтинговую систему оценок.

Основные критерии, использовавшиеся при составлении рейтинга городов: наличие известных памятников архитектуры (дворцов, крепостей, церквей, старых жилых домов), целостность жилой застройки досоветского периода (хорошо ли сохранился старый облик города или в центре много «хрущёвок», «брежневок», промышленных предприятий), состояние инфраструктуры (если центр города отремонтирован - это, несомненно, плюс, если же значительный процент домов находится в аварийном состоянии - минус), наличие красивых парков, живописная природа и рельеф местности, наличие шарма/романтики (самый субъективный критерий, определяющийся как архитектурой, достаточным количеством оживляющих городскую жизнь кафе/баров/магазинов/рынков, так и культурным уровнем местного населения).

Три самых интересных города Прибалтики - это, несомненно, три столицы - Вильнюс, Рига и Таллин. Пытаться их сравнивать между собой - дело неблагодарное, в каждом из них путешественник может провести значительное время, и не успеть при этом осмотреть все интересные места. Любители средневековой архитектуры предпочтут другим столицам Таллин, жаждущие окунуться в оживлённую городскую среду, увидеть толпы гуляющих по улицам и громко звучащую музыку, направятся в Ригу, желающие почувствовать себя в максимальном отрыве от русского языка, в некоей языковой загранице, выберут Вильнюс. Ввиду крайней интересности всех трёх столиц Прибалтийских государств наиболее логичным выглядит не сравнивать их между собой, а рассмотреть отдельные рейтинги «Top-5» по городам каждой из трёх прибалтийских республик, отдельно добавив рейтинг городов Калининградской области России.

1 место. Таллин
2. Тарту
3. Пярну
4. Нарва
5. Хаапсалу

1. Рига
2. Юрмала
3. Вентспилс
4. Лиепая
5. Цесис

1. Вильнюс
2. Каунас
3. Клайпеда
4. Тракай
5. Паланга

1. Калининград
2. Светлогорск
3. Черняховск
4. Советск
5. Балтийск

Как известно, в каждой из Прибалтийских республик сохранились города, населённые представителями «нетитульных» национальностей, в которых количество эстонцев / латышей / литовцев невелико. Большинство таких населённых пунктов являются так называемыми «русскими» городами, более корректно их было бы назвать русскоязычными. Их посещение представляет определённый интерес для путешественника, я объехал их довольно много. В рейтинге ниже указана пятёрка городов Прибалтики, в которых эта русскость проявляется в наибольшей степени, и путешественники из России / Белоруссии / Украины могут в полном смысле слова почувствовать там себя как дома.

Города эти расставлены в рейтинге не только с учётом процента «нетитульных» национальностей от общего числа жителей. В расчёт также берётся общий вид города, количество советской и традиционной русской архитектуры, царящая на улицах, вокзалах и в кафе атмосфера.

1. Даугавпилс (историческое название Двинск, Латвия) - самый русский город Балтии и всего Европейского Союза. Исторически был русским со 2 пол. 18 в.
2. Силламяэ (Эстония) - закрытый военный город, построенный в СССР, в который эстонцев в те годы особо и не пускали.
3. Нарва (Эстония) - исторически русский город с нач. 18 в. Часть его 20 лет назад оказалась за государственной границей, на территории России (она с советских лет называется Ивангород), и небольшой мост в центре Нарвы стал пограничным пунктом, через который жители вынуждены проходить, чтобы попасть из фактически одной части города в другую.
4. Висагинас (Литва) - город при атомной электростанции, на работу в который съезжались специалисты со всего СССР.
5. Кохтла-Ярве (Эстония) - шахтёрский город, возникший в СССР близ месторождений сланца.

Говоря о русскости, стоит расставить в мини-рейтинге тогда и три прибалтийские столицы.

1. Рига - самая русская столица Балтии.
2. Таллин.
3. Вильнюс - наименее русский город, во многих районах города русский язык почти не слышен.

Уровень бытового национализма в странах Балтии, с которым можно столкнуться во время поездки в страну (от большего к меньшему)

1. Эстония - сразу бросается в глаза.
2. Латвия - чуть менее резко бросается в глаза.
3. Литва - заметен меньше, чем в республиках выше. Люди поспокойнее.

Уровень дискриминации нацменьшинств правительствами стран Балтии (от большего к меньшему)

1. Латвия - нацменьшинства лишены гражданства, не могут голосовать ни на парламентских, ни на местных выборах. Демократия отсутствует.
2. Эстония - нацменьшинства лишены гражданства, не могут голосовать на парламентских выборах, но могут на местных выборах. Имеются элементы демократии, совмещенные с преобладающей этнократией.
3. Литва - все жители имеют гражданство и право голоса, демократия работает.

Уровень владения русским языком представителями «титульной» нации в странах Балтии (от большего к меньшему)

1. Латвия - в городах владеет большинство людей, кроме самых молодых.
2. Литва - в городах (во многих, но не во всех) владеет большинство людей, кроме самых молодых. В Каунасе сложнее.
3. Эстония - в провинции многие совсем не понимают русский, даже в Таллине понимают не все. Говорят значительно хуже, чем в Латвии и Литве, с более заметным акцентом и медленно.

Качество дорог в странах Балтии (от лучшего к худшему)

1. Эстония - разбитых дорог не заметил вообще (хотя где-то, вероятно, они и есть)
2. Литва - среди магистральных разбитых немного, но есть.
3. Латвия - дороги почти все в ямах и ухабах, сильный отрыв вниз от остальных двух стран

Количество заброшенных / полуразрушенных домов и промышленных предприятий в городах (от наименьшего числа разрухи к наибольшему)

1. Литва
2. Эстония
3. Латвия - заброшенные постройки имеются повсюду, даже в Риге практически во всех районах города. Второй город страны Даугавпилс местами напоминает Чернобыльскую зону отчуждения. Многие другие населенные пункты страны выглядят изрядно б/у...

Количество мусора на улицах городов и на автотрассах (от самой чистой страны к менее чистой)

1. Эстония - мусора совсем мало
2. Литва - мусора мало
3. Латвия - мусора гораздо больше, чем в Эстонии, Литве, но по сравнению с Россией, Украиной его мало

Уровень зарплат (согласно данным интернета в пересчёте на лето 2011)

1. Эстония - самая большая зарплата в Балтии и бывшем СССР (ок. 900 дол. в месяц чистыми)
2-3. Латвия и Литва - получают примерно одинаково, столько же как и в России (ок. 600 дол. в месяц чистыми), эта сумма больше, чем в остальных республиках б. СССР.

Уровень цен

1. Эстония - значительно выше, чем в остальных двух республиках
2-3. Латвия и Литва - примерно одинаково, хотя в Риге чуть дороже, чем в Вильнюсе