«Судьба не будет издеваться». Жизнь вопреки и вечная борьба Анны Герман. Польская певица Анна Герман: биография, личная жизнь, творчество, причина смерти Анна герман актриса биография

Анна Герман – советская певица, Народная артистка РСФСР. Артистка выступала в Польше и на советском пространстве, была регулярной участницей международных музыкальных фестивалей в Каннах, Монте-Карло, Сан-Ремо и других городах. Слушатели по всему миру с удовольствием подпевали популярным песням Анны Герман: «Надежда», «Когда цвели сады», «Эхо любви», «Случайность», «Гори, гори, моя звезда» и «Опустела без тебя Земля».

Детство и юность

Анна Герман – этническая немка, родилась в Узбекской ССР, а прославилась как польская певица. Она появилась на свет 14 февраля 1936 года. Через год после рождения Анны ее отца арестовали по обвинению в шпионаже и приговорили к 10 годам без права переписки. Уже в годы перестройки родственникам удалось выяснить, что Ойген Герман был расстрелян в 1938 году в Ташкенте. Реабилитировали его двадцать лет спустя – посмертно.

Спустя год после ареста Ойгена в семье случилось еще одно горе – умер Фридрих, младший брат Анны. Мать забрала дочь и, спасаясь от боли, переезжала из города в город. Они жили в Новосибирске, Красноярске, Ташкенте, Джамбуле. В Джамбуле Анна пошла в школу и окончила 3 класса. В 1943 году ее мать вышла замуж во второй раз, а через три года они переехали в Польшу, на родину мужа.


Анна Герман хорошо училась, увлекалась рисованием и мечтала учиться в Высшей школе изящных искусств, но мать советовала ей выбрать земную профессию. После гимназии Герман поступила на геологический факультет университета и успешно окончила его.

В студенческие годы девушка выступала на сцене молодежного театра «Каламбур» и всерьез увлеклась эстрадой. После университета Анна Герман получила разрешение на эстрадную деятельность и начала выступать с концертами в небольших польских городах.

Музыка

В 1963 году в Сопоте проходил Международный песенный фестиваль, в котором участвовала и Анна Герман. На конкурсе она заняла III место. За ним последовал еще один фестиваль, после которого песни Герман начали крутить в эфире радиостанций. Триумфальным для начинающей певицы стал Сопот 1964 года. Она исполнила композицию «Танцующие Эвридики» и заняла I место среди польских исполнителей и II место в международном рейтинге.

В этом же году Анна Герман дала свои первые концерты в Москве, Бельгии и других странах – о ней заговорила вся Европа. Итогом большого гастрольного тура стал первый диск, который разошелся многомиллионным тиражом. В 1965 году певица записала ставшую популярной композицию «Город влюбленных».

В 1966 году Анна впервые появилась в кино. Певица сыграла эпизодическую роль в польском фильме «Морские приключения». Актерская карьера Анны Герман не задалась: как актриса женщина появилась еще в трех фильмах и только в эпизодических ролях.

В 1966 году Анна Герман подписала контракт с итальянской студией звукозаписи и уехала в Рим. Через год она достойно представила Польшу на фестивале в Сан-Ремо. Затем были фестивали и победы в Каннах, Неаполе, Монте-Карло.

Весной 1967 года певица тяжело пострадала в автомобильной аварии. Автомобиль с певицей врезался в бетонное заграждение на дороге между Форли и Миланом из-за того, что менеджер Анны заснул за рулем. Певицу выбросило на дорогу через лобовое стекло. Герман получила переломы и травмы внутренних органов и больше недели не приходила в сознание. Певица полгода лежала неподвижно, а затем проходила реабилитацию, вновь обучаясь ходить. В 1970 году артистка вернулась на сцену.


Пик популярности певицы в Советском Союзе пришелся на 70-е годы – студия «Мелодия» записала и выпустила 5 пластинок Анны Герман. Песни для польской певицы писали , и другие мэтры советской эстрады. Ее «Надежда», «Эхо любви», «Нежность» звучали на радио и телевидении, их знали наизусть и подпевали. Также любимым стало исполнение Анной Герман знаменитой военной песни «Катюша» и лирической композиции «Колыбельная».

В 1975 году на экраны вышел цикл телепередач «Поет Анна Герман», а певица совершила гастрольный тур, в ходе которого была впервые исполнена композиция «А он мне нравится».

В 1976 году Анна познакомилась с молодыми и , а также с рядом поэтов и композиторов. предложил Анне записать песню «Белая черемуха», и певица записала вокальную часть трека с первого раза.

В 1977 году Анну Герман пригласили на «Песню года», где она исполнила песню «Когда цвели сады», более знаменитую по рефрену «Один раз в год сады цветут». Зрители рукоплескали и не хотели отпускать артистку со сцены. Организаторам концерта пришлось согласиться с тем, чтобы певица выступила на бис. На концерте Анна также исполнила песню «Эхо любви» в дуэте со .


Впоследствии на эту песню артисты записали музыкальный клип. За свою карьеру певица презентовала больше десяти музыкальных клипов. В ее песнях была душевная трогательность и огромная сила, их тексты были близки и понятны каждому слушателю - за это Анну Герман и любили в СССР.

Личная жизнь

Личная жизнь Анны Герман складывалась хорошо. С будущим мужем Збигневом Тухольским она познакомилась во Вроцлаве в 1960 году. Он работал научным сотрудником и приехал в город по работе.


Познакомились они прозаично: Збигнев попросил Герман присмотреть за вещами, пока он искупается в реке. Молодые люди разговорились, в разговоре певица пригласила его на концерт. Несколько лет пара жила в гражданском браке. Узаконили они отношения только после того, как Анна Герман попала в автокатастрофу.


Ей было 39, когда она впервые забеременела. Врачи отговаривали звезду от родов, учитывая возраст и серьезность перенесенных травм, но она не согласилась на аборт. В ноябре 1975 года Анна Герман родила сына Збышека. Мальчик пошел по стопам отца: окончил университет в Варшаве и занимается научной деятельностью.

Смерть

У Анны Герман было все, о чем мечтают женщины: муж, сын, дом, любимая работа. Но счастье рухнуло в один день. В конце 70-х врачи озвучили ей страшный диагноз – саркома.


Певица обратилась в больницу с жалобами на боли в ноге, которые усилились в последнее время. Как раз в это время ей предстоял гастрольный тур, который артистка отменять не стала. Превозмогая боль, певица выходила на сцену и пела в Австралии, Казахстане, Москве. Однажды на концерте она потеряла сознание.

В Польше Анне Герман сделали несколько операций. Врачи долго боролись за ее жизнь, но победить болезнь не смогли. 25 августа 1982 года певицы не стало. Ее похоронили в Варшаве.


С 1982 года начали выходить фильмы и телепередаче о жизни певицы. В 2012 году на телеэкраны вышел последний на сегодня сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела», основанный на биографии певицы. В основу сюжета многосерийного фильма лег эпизод с автокатастрофой, когда Анна оказалась на пороге смерти. Сериал показывает жизнь певицы, через воспоминания бессознательной женщины. Роль Анны Герман исполнила .

Дискография

В дискографию Анны Герман входит полсотни альбомов и сборников, выпущенных звукозаписывающими компаниями СССР и Польши. Наиболее знаменитые из них:

  • «На тот берег»
  • «Танцующие Эвридики»
  • «Когда цвели сады»
  • «Невеста»
  • «Последняя встреча»
  • «Recital piosenek»
  • «Anna German»
  • «Мой бубен»
  • «Znaki zapytania»
  • «Wiatr mieszka w dzikich topolach»
18

Влияние музыки на человека 25.02.2017

Дорогие читатели, сегодня мы с вами душевно отдохнем и вспомним замечательные песни Анны Герман. Анна Герман. Это имя в СССР и Польше в конце советской эпохи знали стар и млад. Ее голос завораживал, проникал в душу, его нельзя спутать ни с каким другим, а услышав раз, невозможно забыть.

Давайте вместе с вами вспомним главные вехи в судьбе этой удивительной певицы, еще раз послушаем проникновенные мелодии, прикоснемся к тайне ее вселенского дара. Тем более что, наверняка, у многих из вас есть свои ностальгические воспоминания, свои теплые жизненные моменты, связанные с песнями Анны Герман.

Одна моя коллега часто вспоминает, как под песню «Когда цвели сады» танцевала с будущим мужем. Песня оказалась пророческой: проблемы с завистливой подругой таки возникли. Правда, в финале она с ситуацией справилась. А песня так и осталась их семейным музыкальным талисманом. Давайте вспомним эту удивительную песню.

Тайна белого ангела

В 2012 году в прокат вышел художественный фильм «Анна Герман. Тайна белого ангела». Телесериал сняли совместно российские и польские кинематографисты, часть песен в нем исполняла украинская певица Владислава Вдовиченко. Она спела семь хитов из репертуара своего кумира а капелла.

Остальные песни Анны Герман звучат в записи самой героини сюжета. Такой интернациональный состав киногруппы весьма символичен, ведь певица была искренне почитаема во многих уголках мира, особенно, на территории, что называлась странами социалистического содружества.

10-серийный фильм был приурочен к 30-летию со дня ухода из жизни «белого ангела», главную роль доверили польской актрисе Йоанне Моро.

Сейчас этот жанр называется байопик, то есть, сюжет основан на реальных фактах биографии героини, хотя он и не лишен художественного осмысления и некоторых условностей. Как и должно быть, это ведь не документальное кино. Сценарий и перечень песен согласовывали со Збигневом Тухольским, вдовцом Анны Герман.

И так случилось, что с Владиславой Вдовиченко я познакомилась сама, правда, виртуально. Немало мы общались. Рассказывала Владислава и об этом художественном фильме, о себе, об Анне Герман, о ее муже. Все это можно почитать в моих двух статьях на блоге:

А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из биографии Анны Герман и послушаем дальше ее песни.

Детство «без права переписки»

Анна Герман, песни которой теперь знают миллионы, родилась 14 февраля 1936 года в советском городе Ургенче. Мать Ирма принадлежала к категории так называемых «русских немцев», потомки которых перебазировались в Россию еще во времена Екатерины Великой. По другой версии, у нее голландские корни. Она преподавала немецкий язык в местной школе.

Отец Ойген, в русифицированном варианте Евгений Герман, трудился на хлебозаводе бухгалтером. В нем текла смешанная русско-немецкая кровь. В печально известном 1937-м был арестован по ложному обвинению, расстрелян. В судебной формулировке, как было тогда принято, значилось: «10 лет без права переписки». Через 20 лет его реабилитировали посмертно. В сталинских лагерях сгинул и старший брат Анны Вильмар.

Ирма с дочкой несколько лет кочевала по разным уголкам СССР: Кемеровская область, Ташкент, Киргизия, Казахстан. В Джамбуле в семье появился мужчина: мать вышла замуж за польского офицера Германа Бернера. Шел суровый 1942 год, молодожена вскоре после свадьбы отправили на фронт. В 1943-м Герман получил серьезное ранение в боях за освобождение Беларуси. Ранение оказалось фатальным. Но благодаря отчиму Анна с матерью смогли в 1946-м переехать в Польшу: статус вдовы польского офицера давал им такое право.

Взросление на польской земле

С 1949 года они жили во Вроцлаве, Ирма и там преподавала немецкий, в Сельскохозяйственном колледже. Анна, получив среднее образование, поступила в университет Вроцлава, избрав специальностью геологию. Участвовала в студенческой самодеятельности, а на свадьбе подруги песню в исполнении Анны Герман впервые слушала публика. Это была «Аве Мария», ее лирико-колоратурное сопрано уникального тембра непередаваемо торжественно и в то же время тепло, чисто, светло звучало под сводами костела на Королевском острове Вроцлава. Давайте послушаем, как исполняет «Аве Марию» Анна Герман.

Вскоре талантливую девушку приняли во Вроцлавскую эстраду, а потом она получила счастливую возможность несколько месяцев стажироваться в Риме, получая стипендию от итальянского правительства.

Это была первая половина 60-х, и певица с необычно красочным тембром начала победное шествие по эстрадным подмосткам концертных залов и престижных конкурсов. Высокие награды фестивалей в Ольштыне, Ополе и Сопоте, казалось, давались ей без труда.

Сама личность «белого ангела», ее безграничное обаяние в сочетании с гениальными врожденными возможностями голосового регистра покоряли и публику, и строгое жюри. А еще она была наделена недюжинным актерским даром. Каждую композицию проживала, глубоко сопереживая и проникаясь судьбой своих лирических героинь. И это находило отклик в душах зрителей.

В 1965 году все эти качества она смогла впервые продемонстрировать публике в СССР, а потом записала пластинку, где звучали шлягеры, исполняемые на польском и итальянском языках. С тех пор слушать песни Анны Герман стали у нас почти в каждом доме.

Песню из кинофильма «Три тополя на Плющихе» наши зрители полюбили раз и навсегда. Ее пели многие другие исполнители. Но исполнение Анны Герман всегда незабываемо.

В декабре 1966 года певица сделала очередной прорыв: записала пластинку с миланской студией звукозаписи. И стала первой из эстрадных исполнителей «из-за железного занавеса», прорвавшейся на CDI-рынок западных стран.

Правда, на итальянском фестивале в Сан-Ремо ее ждала неудача: в финал не прошла. Зато в Сорренто была удостоена премии самым обаятельным артистам «Oscar della sympatia».

Преодоление через пение и терпение

Видимо, Судьба все же отпускает нам дозированное число удач. А если происходит некая «передозировка», потом приходится расплачиваться за такое нереальное везение.

В августе 1967 года лучшие песни Анны Герман снова радовали итальянскую публику. Во время этих гастролей она и попала в тяжелейшую аварию: автомобиль, принадлежавший импресарио певицы, наскочил на бетонное ограждение, да еще и на высокой скорости.

Менеджер, как оказалось, попросту уснул за рулем. Сам он отделался легким испугом да переломами ноги и кисти одной из рук. А Анне не повезло, были многочисленные серьезные травмы, и не только костей, но и внутренних органов. Неделя без сознания, потом еще полгода неподвижности. Сойдя, наконец, с больничной койки, она была вынуждена заново учиться сидеть и ходить.

Потом потянулись томительные месяцы и годы «межсезонья». Она восстанавливалась, медленно, но настойчиво. Работала над автобиографической книгой «Вернись в Сорренто?», где заново пережила свои итальянские впечатления. Вела детскую передачу на радио, причем, с неожиданной тематикой - эфиры были посвящены популяризации физики.

Триумфальное возвращение к делу всей жизни состоялось в 1970-м. Повод для концерта был более чем весомым: концерт в Варшавском Дворце науки и культуры в честь воинов-освободителей. Зал приветствовал свою любимицу стоя, бурно аплодируя.

Она не разочаровала публику, в очередной раз удивив широтой таланта. Первой из исполненных тогда песен Анны Герман стала «Человеческая судьба» на слова Алины Новак. А музыку сочинила сама певица.

Тогда же, в 1970-м, исполнительница получила «золотой диск» за очередную пластинку («Człowieczy los»).

На пике успеха – снова в СССР

Анна снова приезжает в Советский Союз, сотрудничает с лучшими композиторами того периода. Ян Френкель, Оскар Фельцман, Евгений Птичкин, Владимир Шаинский, Арно Бабаджанян и другие мэтры считают за честь творить свои шедевры для польской красавицы с голосом, подобным отзвуку ангельского хорала. В 1972 году состоялись и первые ее гастроли после выздоровления: весной она проехала по Польше, а осенью выступала в лучших концертных залах СССР.

Песня «Надежда» в исполнении Анны Герман

Здесь она записала один из самых своих знаменитых хитов, ставших ее визитной карточкой. Песню «Надежда» Анне Герман написали композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Давайте послушаем ее.

Его пытались исполнять и другие представители советской эстрады, даже с весьма громкими именами. А премьера будущего шлягера состоялась благодаря Эдите Пьехе.

Но никто не сумел так точно передать суть авторского замысла, как это удалось польской звезде. Ведь для нее понятие «надежда» было так актуально, что погружение в тему, совпадение аур авторов и исполнительницы оказалось идеальным. Энергетика песни оказалась столь мощной, что с тех пор советские, а потом и российские космонавты неизменно слушают ее перед полетом.

Если следовать логике дат, то надо вспомнить, что в марте 1972 года случилось важное событие личной жизни певицы - она стала женой специалиста по металловедению Збигнева Тухольского. В ноябре 1975-го у пары родился сын Збигнев. Он пошел по стопам отца, стал ученым. Песня «Нежность» Анны Герман, родившаяся в «триумвирате» Пахмутова-Добронравов-Гребенников еще в 1965-м, сейчас обрела для нее особое звучание.

В СССР тем временем о ней делают телепередачи, ждут на новые гастроли. В 1975-м, чтобы не разочаровывать поклонников, она едет по Союзу, будучи беременной. Зрители оценили и ее стоический характер, и новинки репертуара, в том числе, и оптимистичный шлягер Владимира Шаинского «А он мне нравится».

Но многие уже тогда замечают эту странность: даже когда певица берется за жизнеутверждающие темы или совсем шуточные сюжеты, в ее интерпретации всегда присутствует оттенок некой затаенной грустинки.

В тот период она объехала почти все крупные страны Западной Европы. Побывала с гастрольными турами в США и даже в Австралии. И везде обязательно использовала свой коронный номер: хотя бы одна из песен в исполнении Анны Герман звучала на языке принимающей страны. Как она все успевала, ведь петь-то надо было вживую, а значит, как минимум, четко выучить текст?

Новые песни, друзья и… испытания

Она тогда была удостоена множества наград и у себя в Польше, и в СССР. И снова за громом аплодисментов все различимее стал слышен грозный набат Судьбы. Онкологическое заболевание у нее диагностировали в середине 70-х. Она чередовала сеансы лечения, многочисленные операции с новыми гастролями. Порой боль становилась нестерпимой, и она прятала слезы под темными очками. И пела.

«Когда цвели сады», «Белая черемуха», другие всенародно любимые хиты. Знакомство с Розой Рымбаевой, Аллой Пугачевой, Вячеславом Добрыниным и другими советскими эстрадными знаменитостями. События нарастали стремительно, круг друзей расширялся.

В 1977 году Анна записала песню Рождественского и Птичкина «Эхо любви», которая стала, как сейчас бы сказали, основой саундтрека к кинокартине Евгения Матвеева «Судьба». Позже актер и режиссер вспоминал, что скрипачки и виолончелистки во время той записи тихонько плакали, видя, в каком состоянии здоровья находится певица.

В этой записи песню Эхо любви Анна Герман исполняет дуэтом с Львом Лещенко. Послушаем еще раз и мы с вами.

11 декабря 1977 года певица впервые участвовала в финале фестиваля «Песня-77» с песней «Когда цвели сады». В истории «Песни года» крайне редко случаются подобные события: зрители так эмоционально реагировали на выступление, что его пришлось повторить «на бис».

Ждите весну!..

Проблемы со здоровьем все обострялись, певица теряла сознание после концертов, отменяла гастроли, снова попадала на больничную койку.

В декабре 1979 года она дала сольный концерт в ГЦКЗ «Россия», а последним в нашей стране стало выступление уже в начале 1980-го в программе «Мелодии друзей» в Лужниках. И опять не обошлось без противостояния с болезнью.

Еще два года она продолжала неравный бой с тяжелейшей болезнью, но диагноз саркома стал приговором: в ночь на 26 августа 1982 года ее не стало.

О любимой певице миллионов сняты фильмы и телепрограммы, написаны книги и статьи. Ее именем названа улица в Ургенче и астероид 2519.

А те, что знали ее лично, не забывают и Анну - заботливую маму и любящую супругу, искреннего и светлого человека. Она была неприхотлива в быту. Никакой звездности. Любимыми блюдами была селедка с вареной картошкой, пирожки с капустой, соленые огурчики. А к чаю с неизменным лимоном предпочитала овсяное печенье. Сама готовила блюда восточной кухни для своих мужчин. Такой ее и запомнили близкие: теплой, домашней, терпеливой.

«Ждите весну» - так называлась одна из песен, которые удавались ей особенно душевно. Давайте и мы с вами послушаем ее и станем ждать весну, тем более, что она уже совсем скоро к нам постучится. Будем ждать, не терять надежды и хранить Любовь, как учила нас Анна Герман - белый ангел с бесконечно нежным голосом и очень непростой судьбой.

Дорогие читатели, вот такое у нас состоялось музыкальное путешествие в мире музыки. Приглашаю почитать и другие статьи в моей рубрике на блоге «Влияние музыки на человека. Перейти в рубрику можно, кликнув по кнопке ниже.

Душевные статьи о музыке

Смотрите также

18 комментариев

    Наталья
    01 Мар 2017 в 15:43

    Ответить

    Наталья
    28 Фев 2017 в 23:50

    Ответить

    Людмила
    28 Фев 2017 в 19:48

    Ответить

    Афинская
    28 Фев 2017 в 13:55

    Ответить

    Ольга Андреева
    27 Фев 2017 в 13:45

    Ответить


    27 Фев 2017 в 12:41

    Ответить

    Лидия (tytvkysno.ru)
    26 Фев 2017 в 10:19

АННА ГЕРМАН
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
АННЫ ВИКТОРИИ ГЕРМАН

14 02.1936 - 26.08.1982


Она пела, как жила. Или жила, как пела?.. Невозможно понять тайну её творчества, секрет удивительной притягательности её личности. Она не думала о сценическом образе, когда выходила на сцену и пела: глаза в глаза, сердце к сердцу, один на один с каждым зрителем. О любви, о счастье, о страдании, о мужестве и возрождении к жизни. Она доказала, что смерть не властна над талантом, над духовной чистотой, над порядочностью. Она до конца верила, что всегда остается Надежда. Может быть, поэтому, именно в день святого Валентина песни в исполнении Анны Герман звучат так трогательно и торжественно, напоминая нам о том, что сегодня – день рождения этой прекрасной Певицы. Она была одним из лучших исполнителей теперь уже далеких советских песен, и поэтому Анна Герман до сих пор остается искренне любимой певицей для многих миллионов граждан бывшего СССР – страны, в которой она родилась 70 лет назад.

ДЕТСТВО ПОД СТУК КОЛЕС


Родители девочки Ани, родившейся среднеазиатском городе Ургенче, вряд ли могли представить себе, что много лет спустя её станут называть «белым ангелом польской песни». С чего бы? Среди её далеких предков были эмигранты из Германии. Родной язык в семье с незапамятных времен – русский, хотя и выучить детей древнегерманскому языку, на котором говорили прапрадеды в XIX веке, родители считали своим долгом.

Отца, бухгалтера Евгения (Ойгена) Германа, Аня почти не запомнила: в злополучном 1937 году, когда его арестовали, ей было полтора года. Осталась мама Ирма, учительница немецкого языка, совсем маленький братик Фридрих. Затем была депортация, унижения, теплушки, голод… Отца реабилитировали лишь в 57-м, посмертно, а Фридрих вскоре после его исчезновения тяжело заболел и умер. В семье остались женщины трех поколений – бабушка, мама, Аня. Скитались по стране, жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где и встретили Великую Победу 1945 года.

…Тихий городок превратился в бурлящий Вавилон. С Запада шли составы с эвакуированными. Беженцев принимали, расселяли к местным жителям. Семье Герман «досталась» польская семья из Варшавы, пани Ядвига с сыном Янеком. Вот тут-то Аня впервые услышала польскую речь, рассказы о когда-то прекрасной, а теперь варварски разрушенной Варшаве. На чашечку кофе иногда заходили двое поляков-офицеров. С одним из них, Германом Бернером (не путать с Е. Германом – ред.), Ирма решила связать свою изломанную жизнь.

Пусть счастье было недолгим, но полным: жениху предстояло отправиться на фронт в составе первой польской дивизии имени Тадеуша Костюшки. Германа проводили, и всю войну жили мечтами и воспоминаниями. Аня по рассказам «отчима» представляла себе Польшу с зелеными лесами, где живут олени, и голубыми озерами, полными таинственных молчаливых обитателей.

Ирме не довелось дождаться мужа. Через два месяца после Победы пришло письмо от однополчанина, пана Ковальского, в котором он рассказывал, что из первого же крупного сражения в Белоруссии под Ленино Герман не вернулся, но среди убитых его не обнаружили. Ковальский знал, что Герман очень хотел перевезти семью в Варшаву, и предлагал, если женщины решатся на переезд, свою помощь и поддержку. Решили ехать. В чужую страну, без знания языка, без жилья, без работы. Наверное, хотели переломить судьбу.

В разрушенной Варшаве устроиться не удалось. Комендант города пообещал навести справки о Германе, и отправил семью фронтовика во Вроцлав. Ирма устроилась работать в прачечную. Аня, к великой радости, пошла в польскую школу. Разговорный язык девочка освоила еще во время вынужденных путешествий по Польше, а вот с польским литературным пришлось попотеть. Впрочем, как выяснилось, она обладала редкими лингвистическими способностями.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ПЕСНЕ

Когда она впервые запела?..

Еще в Ургенче учительница музыки обнаружила у неё абсолютный слух. Она пела на детских праздниках, свадьбах, в молодежных компаниях. Но музыкального образования получить не удалось, поэтому об артистической карьере Аня и не помышляла, хотя как всякая девочка в глубине души об этом она все-таки мечтала. И пела, но только исключительно для собственного удовольствия.

Перед окончанием школы пришлось задуматься, какую профессию избрать. Аню привлекали живопись, скульптура, художественная керамика. Поэтому, после получения аттестата, она понесла документы в приемную комиссию Вроцлавской высшей школы искусств. Но мама мягко посоветовала избрать более «конкретную» специальность, которая в будущем обеспечивала ей бы верный кусок хлеба. А чтобы существовать на заработок художника, нужно стать известным мастером. Анна уже давно осознавала, что скоро именно она окажется ответственной за благополучие своей маленькой женской семьи. И взяла документы назад. Она сдала экзамены на геологический факультет. Закончила его отлично. За кружкой горячего чая «в поле» песни звучали лучше, чем в известнейших концертных залах.

Незадолго до окончания университета Анне Герман дебютировала в студенческом театре «Каламбур». На праздник в Краков, где ей предстояло спеть две песенки собственного сочинения, Анна поехала, измученная бессонными ночами над учебниками, репетициями. Первое публичное выступление в настоящем театре… провалилось. Она забыла текст песни, несколько раз сбивалась, а потом корила себя, что не оправдала ожиданий. С «Каламбуром» было покончено. Казалось бы, состоялась победа здравого разума над душой артистки.

Если бы не Янечка Вильк, школьная подруга Ани. Она была абсолютно уверена, что Анечка станет певицей. Поэтому обычно настырная по характеру и одновременно застенчивая Янечка без ведома подруги добилась прослушивания во Вроцлавской эстраде. В назначенный день упиравшаяся всю дорогу Анна предстала перед художественным руководством. Её сразу зачислили в штат и включили в новую программу, пообещав астрономическую, по студенческим понятиям, сумму: 4000 злотых (для сравнения: начинающий инженер тогда получал 1800 злотых). Ездить предстояло много, репетировать – тоже. Сорок концертов в месяц, жизнь в автобусах и гостиницах, отнюдь не комфортабельных – все меркло перед удовольствием петь! Наконец-то сбылась мечта.

Она по-прежнему волновалась перед каждым выступлением (так будет всегда), но подготовка к выходам на эстраду для очередной сценки происходила в таком бешеном темпе, что на раздумья и терзанья просто не хватало времени. Больше всего хлопот и смеху доставляло перевоплощение в… негра. Она на всю жизнь запомнила те первые, заработанные нелегким трудом злотые. Тут же побежала искать подарки для мамы и бабушки, а остальную сумму послала домой. В 1962 году она получила сразу две профессии: геолога и эстрадного артиста. Причем если защита университетского диплома прошла на «отлично», то экзамен эстрадной квалификационной комиссии в Варшаве пришлось сдавать дважды (подвела «теория»). О том, какой путь она выберет в дальнейшем, раздумий не было – конечно, сцена!

Некоторое время она мучила себя вопросами: есть ли что сказать зрителю, слушателю? Действительно ли эта работа приносит внутреннее удовлетворение, а не просто льстит самолюбию? Анна ответила себе – да! Работу в Жешовской эстраде Анна Герман всегда потом вспоминала с благодарностью и считала прекрасной школой. А знакомство с композитором из Варшавы Катажиной Гертнер, пожалуй, послала ей судьба. Песня «Танцующие Эвридики» как будто была написана специально для Анны. Чтобы принести ей славу. Навсегда!

Ветер разгулялся в переулках,
Он играет на деревьях,
Как на струнах,
Это поет Орфей,
Или деревья так шумят…

В 1964-м певица исполняет «Эвридик» на фестивале песни в «польской Венеции», городе Ополе. Не беда, что сцена открытая, и льет проливной дождь. Первая премия. Затем эта первая «звездная» песня звучит на международном фестивале в Сопоте и занимает III место.

Её приглашают в Советский Союз, в первое большое заграничное турне. Маршрут интересный и длинный – до самого Черного моря.

За недлинную свою жизнь Анна Герман побывает в СССР неоднократно. «Такой благодарной, душевной, отлично разбирающейся в музыке публики я не встретила нигде. Её нельзя обмануть. Она всегда сделает верный выбор, самыми горячими аплодисментами наградит отнюдь не самую эффектную, а именно хорошую песню». Может быть, поэтому первый и настоящий большой диск Анны Герман был выпущен именно в СССР. В московской студии грампластинок на улице Станкевича Анна впервые познакомилась с техникой звукозаписи…

Снова успех в Сопоте, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой. В 1967 году Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо , выступая на одной сцене с такими знаменитостями, как Доменико Модуньо, Далида, Сони, Шер, Клаудио Вилла. Позже – успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Впрочем, к итальянскому периоду в жизни певицы вернемся позже.

«НАДО ТОЛЬКО ВЫУЧИТЬСЯ ЖДАТЬ»

Разумеется, не только любимым делом жила эта талантливая женщина. Со Збышеком они познакомились еще в 1960-м. Он работал в Политехническом институте на кафедре металловедения. Во время командировки во Вроцлав отправился на городской пляж. Красивая, стройная блондинка в красном платье с классическими чертами лица читала книжку. Разговорились. Через несколько минут Збигнев понял, что безнадежно влюблен. Он помчался на её концерт за 300 километров от Варшавы. Далекий от искусства инженер сразу осознал, что малоизвестная тогда еще певица никогда не будет принадлежать только ему. Они поженились лишь в 1972-м, уже после жестокого испытания, уготованного ей судьбой, через пять лет после роковой автомобильной катастрофы. Без всякого пафоса эти двое верили в родство своих душ. Збышек осознавал, что жизнь с певицей – не сахар, всегда боялся потерять её любовь. Но все свободное время они проводили вместе. Когда получалось, он сопровождал её на гастролях. А на концертах дарил ей охапки любимых алых роз – самые любимые цветы Анны Герман…

Так уж случилось, что автокатастрофа, разделившая жизнь певицы на две половины, – до и после – произошла в Италии. На одном из сложных участков дороги водитель заснул, и автомобиль улетел в кювет. Машину заметили лишь утром. У Анны сложные переломы позвоночника, обеих ног, руки, сотрясение мозга. 12 дней без сознания, потеря памяти. Мать и Збышек прилетели в Милан на третий день после катастрофы. «Это был кошмар, – вспоминала Ирма. – Я словно окаменела, не знала, что делать. Анечка лежала вся разбитая, без памяти… Думали, умрет».

Благодаря настойчивости Збигнева её перевезли из монастыря в больницу. Череда тяжелых операций, пять месяцев в гипсе до самого носа, еще пять – полная неподвижность без гипса. Два итальянских госпиталя и три польские больницы старались вернуть Анну к жизни. Збышек был рядом все трудные годы: смастерил специальное приспособление для передвижений по дому, помогал восстановить память (она не помнила ни одного текста песни). Эти два человека не были связаны формальными обязательствами. Один здоров, другой стал калекой. Он переносил свою Анечку в машину и увозил ночью за город, в парк – учил ходить.

Превозмогая боль, она училась жить заново. Збышек сделал ей предложение. Концерты в СССР возобновились весной 1972 года. Анна вынуждена была ездить в автомобилях. Только близкие знали, какого труда стоит ей преодоление страха. Она отважно садилась на переднее сиденье и говорила, говорила, чтобы водитель не заснул. И еще старалась не надевать облегающую одежду, напоминающую о гипсе.

Анна, уже очень популярная, никогда не капризничала, не требовала особых условий, шикарных апартаментов. Рядом был Збышек, который старался сделать все возможное, чтобы жене было комфортно. Они никогда не ссорились, повода не было. «Какие ссоры, когда между гастролями возникало лишь одно желание – насладиться человеком, пока она в очередной раз не уехала. Мы только и жили этими моментами», – вспоминает Збигнев. Анна ни при каких обстоятельствах не позволяла себе срываться на домашних. Пожалуй, повод для конфликтов был лишь один: когда её просили поберечь себя и поменьше работать. Она любила заниматься хозяйством, с удовольствием готовила. А вообще любила простую еду вроде картошки с селедкой и хлеб с чесноком.

«ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…»

Летом 1972 года состоялись долгожданные двухмесячные гастроли по Советскому Союзу. Первый московский концерт в Летнем театре сада «Эрмитаж» Анна завершает старинным русским романсом «Гори, гори, моя звезда». Казалось бы, традиционно мужской романс звучит в её исполнении совершенно по-новому. В нем – вера, надежда, молитва. Она уже пережила «умру ли я». Она знает, что у каждого есть своя звезда. И нужно делать все, чтобы её свет не мерк. А её звезда – песня…

Еще во время болезни певицы из Москвы прислали клавир песни «Надежда», подарок Пахмутовой и Добронравова. Кто лучше Анны Герман «выучился ждать», кто лучше её знает, как трудно быть «спокойным и упрямым»? Анна записывает песню на «Мелодии», исполняет в финалах гастрольных концертов. «Надежду» поёт вся страна. Удивительно, но в Польше у неё не оказалось своего автора. Зато в СССР ей стали предлагать свои песни многие известные композиторы – Владимир Шаинский, Оскар Фельцман, Вячеслав Добрынин, Евгений Птичкин, Арно Бабаджанян, Ян Френкель.

«На экране война, разруха, пожары, виселицы, голод, дым, грязь. И над всем этим адом – песня любви, песня щемящей нежности. Нежности! Чистоты!..» – такой видел режиссер Евгений Матвеев будущую песню для снимавшегося кинофильма «Судьба». А исполнителем её – только Анну Герман. «Эхо любви» Евгений Птичкин и Роберт Рождественский написали специально для неё. «Мы долгое эхо друг друга…». Ей ли не знать, как это эхо вопреки всему пробивается через боль, страх, безнадежность?

В студии звукозаписи разместился оркестр кинематографии, дирижер взмахнул палочкой, началась репетиция. Анна стояла босиком, – высокая, белокурая, сероглазая. Полился её серебряный голос: «Покроется небо пылинками звезд…». Оркестр заиграл вдруг невпопад и умолк: женщины – кто украдкой, а кто открыто, – вытирали слезы. После записи все находящиеся в студии устроили певице овацию.

Почти в сорок лет Анна родила долгожданного сына, Збышека (Воробышек – так ласково звала Аня своего сына). Врачи предупреждали о большом риске, но решение было принято без колебаний. «Ребенок – сосуд, данный нам на сохранение», – говорила Анна. Они называли его воробышком и радовались каждому моменту его жизни. Он стал историком, у него хороший голос, но он никогда не поёт на людях. Збышек удивительно похож на мать, хотя плохо помнит её – в семь лет он узнал, что её никогда не будет рядом.

…На одном из последних московских концертов в 1980 году, спев «Когда цвели сады», певица почувствовала боль в ноге. Она давала о себе знать и раньше, но на этот раз была такой острой, что Анна Герман еле-еле добралась до кулис. Оставшиеся выступления пришлось отменить.

Последними стали австралийские гастроли. Уже ясно, что у певицы онкологическое заболевание – рак. Первую опухоль ей удалили еще во время лечения травм. На операцию она не соглашается, лечится «нетрадиционными методами». Бесполезно. Операции следуют одна за другой, но сделать ничего не удается. Остались песни, остались любимые люди, остались письма к друзьям и книга об Италии.

НЕ СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ

Еще когда Анна лежала в полной неподвижности, она поклялась себе, что никогда не вернется в Италию, и даже вспоминать о ней не будет. Неприязнь к этой стране была столь сильной, что Певица при первой же возможности, в тяжелом состоянии, в гипсе, упросила маму и Збигнева перевезти её в Польшу. Однако потом, успокоившись, решила-таки описать свое пребывание в Италии. Отчасти для того, чтобы занять время, отчасти – чтобы ответить на все вопросы сочувствующих её несчастью.

Анна всегда питала слабость к итальянским песням: у них красивые мелодии и их легко петь на этом музыкальном языке. Поэтому, когда в 1966 году получила предложение трехлетнего контракта с малоизвестной миланской студией грамзаписи CDI, согласилась, почти не раздумывая. Приготовления были недолгими: пара собственноручно сшитых платьев, несколько экземпляров нот, новый итальянско-польский словарь с правилами грамматики. Управляющий фирмой грамзаписи скупой итальянец Пьетро Карриаджи не позволил молодой певице ни отдохнуть с дороги, ни оглядеться.

Поэтому первые впечатления от Италии были скорее отрицательными. Все началось с посещения домов моды. Задача стояла вроде бы простая – подобрать платье для коктейля. Однако беда была в том, что все предлагаемые туалеты имели длину не ниже чем до половины бедра. Для Анны, испытывавшей постоянные страдания из-за своего высокого роста, это было чересчур смело. А рост был такой, о котором мечтают современные фотомодели – 184 сантиметра. При этом молодая певица обладала прекрасной осанкой и пропорциональной фигурой. Однако в те времена, да еще на фоне невысоких итальянок и итальянцев, она не хотела привлекать к себе внимание. Наконец компромисс был найден, и будущая звезда предстала перед журналистами.

Анна чувствовала себя боксером на ринге. Однако давала интервью на нескольких языках, не допускала возникновения напряженной атмосферы, когда речь заходила о политике. Но главным было другое. Она начинала понимать, что отныне пение перестало быть самым важным делом: «Теперь я должна была делать все ради того, чтобы выйти на пресловутый «рынок». А поскольку по характеру я скорее мягкая, в меру отходчивая, то я не объявляла забастовки, а с пониманием восприняла план средневековой эксплуатации человека человеком на весь последующий период, вплоть до моего возвращения домой. Мало того, в душе я ещё корила себя за старомодность и неумение идти в ногу со временем». Разумеется, у нынешних эстрадных артистов, мечтающих завоевать популярность, такая позиция вызовет улыбку. Любой из них понимает важность «раскрутки». Впрочем, в те годы это словцо было не в ходу.

Итак, фотографии новой эстрадной звезды из Польши заполнили прессу, её песни звучали по радио. А у звезды не было ни гроша. Даже на то, чтобы купить в киоске газету, не говоря уж о чаевых официанту. Все расходы брала на себя фирма, но о наличных не могло быть и речи. Пренебрежительные улыбки официантов стали в те времена самым тяжким испытанием для Анны.

За полгода пребывания в Италии певица сориентировалась во внутренних проблемах этой страны. Например, во взаимоотношениях северян и южан. Она уже не удивлялась, что на популярный фестиваль песни в Неаполе не приезжает никто из уважающих себя «звезд» севера. Поскольку симпатии Анны были на стороне доброжелательных и совсем не заносчивых южан, она захотела в Милане включить в свой репертуар несколько песен на неаполитанском диалекте. Стоит ли говорить, что ответом на такое предложение стало лишь пожатие плечами.

Ей нравились итальянцы. Нравились их любовь к родной земле, нежное отношение к своей семье, артистичность, искренняя набожность. Анна подружилась с барменом Джузеппе, и подолгу болтала с ним. Не забыла даже о подарках к Рождеству.

Мечта побывать в знаменитом «Ла Скала» в тот приезд не сбылась. Удалось только сфотографироваться на фоне здания. Разумеется, для рекламы. Певица страдала оттого, что приходится не петь, а заниматься тяжким трудом манекенщицы: «Душу мою, уже весьма сильно растревоженную, все больше охватывали сомнения и протест. Человек никогда не должен поступать вопреки своим убеждениям, вопреки характеру. Не должен делать ничего, что он сам позднее будет вспоминать с неприятным чувством. Обожаю танцы и дружеские пирушки, люблю посмеяться – даже без повода! – но только тогда, когда мне весело, но я не в силах, пусть даже на короткое время, надеть на себя маску женщины, совершенно чуждой мне во всех отношениях, – женщины только на показ, для рекламы».

Наконец настал день, когда Анне позволили выступить перед миланской публикой в Доме прессы. Она признавалась, что и всегда-то перед концертом находилась в полуобморочном состоянии, а здесь ей с трудом удавалось сдерживать готовые хлынуть ручьем слезы: самое главное – репетицию с музыкантами – провести не удалось. Какова была цена успеха, знала лишь певица. Вопреки её мрачным ожиданиям песня «Вернись в Сорренто» вызвала бурную овацию.

Да, певице не очень-то нравилось эта рекламная возня. Пение для неё было целью, а не средством её достижения. Однако существовала и цель, которая оправдывала средства. Мечталось об обыкновенной трехкомнатной квартире с горячей водой, о комфорте для мамы и бабушки, которой к тому времени исполнилось восемьдесят четыре года. Да и самой певице необходимо было иметь возможность отключиться, замкнуться в четырех стенах собственной комнаты. Увы, доходы польского эстрадного певца в те годы не отличались от доходов среднего поляка и совершенно исключали приобретение квартиры.

За её плечами уже были «большие» гастроли в США, Канаде. Но за свои выступления певица получала только суточные, которых хватало на проживание и, при разумной экономии, на редкие посещения театров или мюзиклов.

После краткого отпуска Анна Герман возвращается в Италию, но уже совсем с другим настроением. Ведь ей предстояло участвовать в фестивале в Сан-Ремо! Она должна была стать первой полькой на этом престижном конкурсе. Приятная неожиданность – исполнитель может сам выбрать песню – обернулась сплошным разочарованием. Почти ежедневно проходили встречи с композиторами. Но не могло быть и речи о том, чтобы объективно оценить песню в присутствии нахваливающего своё творение автора (уж таковы итальянцы!). Она выбрала, наконец, две песни. Но… песня о любви, которая ей так нравилась, была отвергнута строгим жюри, а самые интересные песни уже были «разобраны».

На предфестивальных встречах Анна познакомилась с Доменико Модуньо, Фредом Бонгусто, Пино Донаджио, Серджио Эндриго, Джованни д’Анци. Общение с этими звездами смогло улучшить настроение певицы. Вообще Анна восхищалась музыкальностью итальянцев, она была убеждена в том, что в Италии нет музыкально не одаренных людей.

Надо сказать, что участие в фестивале некоторых исполнителей повергло певицу в уныние: «Я твердо убеждена, что каждый певец должен хотя бы в минимальной мере обладать голосом и слухом. Иначе игра в «звезду эстрады» оборачивается делом крайне непорядочным – равно как в отношении к зрителю-слушателю, так и в отношении к самому себе. Правда, отсутствие вышеобозначенных способностей сочетается, как правило, одновременно с полным отсутствием самокритичной оценки своих данных. Увы!». Если бы Анна Герман дожила до наших дней, когда «звезды» производятся и плодятся на «фабриках», это «увы!» прозвучало бы значительно горше…

Начался первый из трех фестивальных концертов. Из тридцати спетых песен в финал попадала половина. Из финальных должна отбираться песня-победительница. Каждая песня исполняется дважды – зарубежным певцом и итальянским. Томительное ожидание решения судей Анна коротала в гостинице, а не в казино, как большинство участников – и денег не было, и страсти к азартной игре.

Анна чувствовала, что в столкновении интересов крупных фирм по производству грампластинок победа малозначительной студии, которую она представляла, вряд ли реальна. Так и вышло. Польская певица осталась за чертой финала, правда, в прекрасной компании Далиды, Дионне, Варвика, Конки Френсис, Доменико Модуньо, а также Сонни и Шер.

Все были потрясены субъективностью судей. После решения жюри Луиджи Тенко покончил жизнь самоубийством. Первой его тело обнаружила Далида, примчавшаяся в гостиницу, чтобы утешить друга. Они исполняли его песню «Сiao amore». Анна включит потом в свой репертуар эту мелодичную, не банальную, с легко запоминающимся рефреном песню. Анна уехала в Милан, не дождавшись окончания фестиваля.

Год спустя её сильно разочаровало неожиданно появившееся интервью Далиды о той трагедии. Анна считала, что появись это интервью сразу после смерти Луиджи, откровения, вызванные гибелью любимого человека, были бы естественны и понятны. Но через год, снабженное многочисленными фотоснимками Далиды и Луиджи, описанием соединяющих их интимных отношений, интервью носило явно рекламный характер. Когда о Далиде перестали говорить и писать, она вынуждена была любой ценой вернуть себе внимание публики. Такого Анна понять просто не могла.

Провал на фестивале в Сан-Ремо не сказался на отношении Анны Герман к стране, которую она уже успела полюбить. Вместе с Доменико Модуньо она снимается в музыкальном телешоу, где исполняет песню Арно Бабаджаняна на слова Евгения Евтушенко «Не спеши». Итальянский текст за одну ночь написал Энцо Буонассизи. Песня имела огромный успех. Один из участников телепередачи, пожилой сицилиец, сунул ей в руку цветок, добытый Бог знает где: «У нас на Сицилии люди еще понимают, что значит настоящее пение, и умеют ценить этот дар небес. Непременно приезжайте к нам – будете нашим гостем». Певица считала эти слова самым приятным комплиментом из услышанных в Италии.

Незабываемым для Звезды стало участие в фестивале неаполитанской песни и запись долгоиграющего диска с неаполитанскими песнями. Разочаровало только одно – решение устроителей шоу: впервые все песни должны были исполняться под фонограмму. Это не укладывалось в голове Анны, ведь при пении под фонограмму совершенно исключается непосредственное общение с публикой, творческий подъем, импровизация. Негативно оценили новшество и сами неаполитанцы.

Перед концертом на острове Искья певица отправилась на берег моря. Не успела оглянуться, как оказалась в плотном кольце детворы. Их интересовал фестиваль, его участники. Они знали, что Анна представляет Польшу, интересовались, где находится эта страна, есть ли там такое же теплое море. Дети дотрагивались до её белокурых волос и удивлялись – настоящие! Можно ли было выступить плохо, когда тебе желает успеха такая компания. Она не победила, но в многочисленных рецензиях её хвалили за «истинно неаполитанский» стиль исполнения, за «безупречный акцент прирожденной неаполитанки»…

Пластинка была записана в рекордный срок, хотя и ценой потери нескольких килограммов. И Анна Герман была вознаграждена за это – появилась возможность на три недели съездить домой.

Возвращаясь в Милан, она уже знала, что предстоит серия концертов и получение награды – «Oscar della simpatia», присуждаемой ежегодно в Виареджо самым обаятельным исполнителям. Статуэтка представляла собой отлитую из бронзы девушку с гитарой на черной гранитной подставке. В числе других лауреатов оказались Катарина Валенте, Адриано Челентано, Роки Роберте. Публика в Виареджо принимала польскую певицу восторженно. Лишь малорослый конферансье, вероятно, подавленный высоким ростом Анны, омрачил её радость: шутовски присев рядом на корточки, он спросил, сколько в ней метров. Она ответила, внешне спокойно: «Сколько метров – не имеет значения. Важно, что я, безусловно, выше вас». Веселый смех зрителей вознаградил певицу за перенесенную обиду. А произнесенная ею на итальянском речь – «Я сердечно благодарю вас за присужденный мне приз. Для вас мы поем и без вас существовать не можем. Я посвящаю мои песни вместе с моим «Оскаром» тебе, дорогая Публика», – вызвала овацию.

Анна Герман очень любила самостоятельно вести свои концерты. Но такая возможность в Италии представилась ей лишь однажды, в Форли. На площади были поставлены столики, стулья, скамейки, обращенные к крошечной эстраде. Центр площади оставался свободным – для танцев. Среди зрителей были и стар, и млад. Ей предстояло исполнить двенадцать песенок. Когда Анна начала петь, танцы прервались, все лица повернулись к исполнительнице. Молодежь сгрудилась у эстрады – начался «концерт по заявкам». Все подпевали. На душе было хорошо, легко, радостно. Это был её последний концерт в Италии…

30 лет назад, в ночь с 25 на 26 августа 1982 года, скончалась польская эстрадная певица Анна Герман.

Певица, композитор Анна Герман (Anna German) родилась 14 февраля 1936 года в городе Ургенч (Узбекистан).

Ее мать Ирма (1909-2007), в девичестве Мартенс, из села Великокняжеское (ныне село Кочубеевское Ставропольского края), происходила из голландских меннонитов, поселившихся в России в екатерининские времена; работала учительницей немецкого языка. Отец Ойген (Евгений) Герман (1910-1938) - бухгалтер немецкого происхождения из Лодзи (Польша). Он был обвинен в шпионаже, репрессирован и расстрелян в 1938 году. Анну, ее брата и мать депортировали в Киргизию. Там через год от болезни умер Фридрих - младший брат Анны.

Чтобы выжить, Ирма с матерью и с маленькой дочкой переезжали из одного города в другой. Им пришлось много скитаться по Советскому Союзу - они жили в Ташкенте, Новосибирске, Красноярске, Джамбуле, где их застала Великая Отечественная война. В Джамбуле Анна пошла в первый класс. Здесь же, в 1943 году мать Анны вторично вышла замуж за польского офицера Германа Бренера, но прожила с ним недолго, он погиб на войне.

В 1946 году Анна с мамой и бабушкой переехали на родину отчима, в Польшу, где поселились в городе Новая Руда; в 1949 году переехали во Вроцлав . Мать устроилась поденщицей и получила маленькую комнату в коммунальной квартире, а 10-летняя Аня продолжила учебу в польской школе. Маленькая Анна хорошо пела и рисовала, но денег на частные уроки или музыкальную школу, чтобы развивать таланты девочки, у семьи не было.

После учебы в начальной школе в Новой Руде и общеобразовательной гимназии для работающих (одновременно с учебой ей приходилось работать) во Вроцлаве, Анна Герман подала документы на отделение живописи при вроцлавской Высшей школе искусств, но, послушавшись совета родных, забрала их обратно и поступила на геологический факультет Вроцлавского университета им. Болеслава Берута, где училась с 1955 года по 1961 год.

В 1960 году Анна Герман дебютировала на сцене студенческого театра "Каламбур", в составе которого гастролировала по ближайшим городам Польши.

Ее выступления на вечерах института проходили с успехом, и девушка для себя решила продолжить вокальную карьеру. Несмотря на то, что музыкального образования у нее не было, она после окончания университета выбрала профессию не геолога, а эстрадной певицы. К тому времени Анна сдала государственный экзамен тарификационной (аттестационной) комиссии министерства культуры и искусства Польской Народной Республики и получила разрешение на профессиональную певческую деятельность на эстраде. В программу певицы входили не только эстрадные композиции, но и классические и джазовые произведения.

Первые записи Анны Герман были сделаны с коллективом "Эстрада" на радиостанции "Польское радио". Министерство культуры Польши выделило ей стипендию, которую она использовала для обучения вокалу в Италии.

Песни Анны Герман получили первое признание на ІІІ Международном фестивале песни в Сопоте (1963), где она разделила вторую премию (в категории польских исполнителей) за песню "Так мне с этим плохо", а также на Всепольском фестивале эстрадных коллективов в Ольштыне за песню Ave Maria. Настоящую известность Анне Герман принесла в 1964 году песня "Танцующие Эвридики" (2 я премия в категории актерско-литературной песни на II Фестивале польской песни в Ополе, в 1965 году - 1-я премия Международного фестиваля эстрадной музыки в Сопоте).

В 1965 году на III Фестивале польской песни в Ополе она с песней "Зацвету розой" получила первую премию и в этом же году впервые выступила в Москве, где записала свою первую большую пластинку "Танцующие Эвридики". Позже Герман выступала на фестивале "Дружба молодежи" (1967, главный приз), на фестивале эстрадной музыки в Сан Ремо (1967), фестивале неаполитанской музыки в Сорренто, где она получила приз Oscar della sympatia ("Оскар симпатий"), а также в парижском зале "Олимп". В1966 году в Каннах она получила награду "Мраморная пластинка" Международной ярмарки грампластинок MIDEM.

В 1966 году Анна Герман заключила с итальянской студией грампластинок CDI трехлетний контракт, включавший в себя запись пластинок и участие в различных фестивалях. По контракту ей приходилось не только петь, но и демонстрировать одежду в домах моды, выступать на телевидении, сниматься для обложек журналов.

27 августа 1967 года Анна Герман, находясь на гастролях в Италии, попала в автокатастрофу, перенесла несколько серьезных операций и до 1971 года не выходила на сцену. В этот период она записала лучшие свои песни на русском языке: "Соловьи", "Надежда" Александры Пахмутовой, "Эхо любви" Евгения Птичкина, "Ты, мама... " Оскара Фельцмана и др. Параллельно Анна писала книгу воспоминаний об Италии "Вернись в Сорренто? ", сочиняла музыку на стихи польских поэтов, обдумывала новую программу.

После болезни Герман вела на польском радио передачи для детей о физике. Тогда же она написала детскую сказку, сочинила цикл песен на стихи иранского поэта Ахмата Шамлу, написала музыку к сонетам Горация, к произведениям Сапфо.

На сцену Анна Герман вернулась в 1971 году с программой "Человеческая судьба" (ее авторское сочинение как композитора на слова Алины Новак).

С 1972 года она начала вести активную творческую жизнь: гастролировала по всему миру, снималась в фильмах, записывала пластинки.

В 1977 году по специальному приглашению режиссера Евгения Матвеева Герман записала песню "Эхо любви" для кинофильма "Судьба". Эту же песню в дуэте со Львом Лещенко певица исполнила на фестивале "Песня 77". В том же году она записала сразу два хита Шаинского - "Когда цвели сады" и "А он мне нравится".

В конце 1970-х годов популярность Анны Герман в СССР была огромной. В год она давала более 100 концертов по всей стране, участвовала и в советских фестивалях - "Мелодии друзей", "Дружба молодежи" и др.

В начале 1980 х годов врачи обнаружили у Анны Герман онкологическое заболевание.

В 1980 году она в последний раз приехала в СССР и в мае выступила в Лужниках на фестивале "Мелодии друзей". На концерте ей стало плохо и ее отправили в институт имени Склифосовского. Певица отказалась от обследования и улетела домой в Варшаву. Затем Анна перенесла череду операций. В сентябре, будучи тяжело больной, она все таки решилась поехать на гастроли в Австралию.

Вернувшись домой, она снова попала в больницу , где ей было сделано несколько сложных операций, но врачи оказались бессильны.

После одной из операций Анна Герман попросила принести ей Библию. Она несколько дней подряд читала книгу, а затем сказала, что примет крещение.

В мае 1982 года она крестилась и примерно в это же время сочинила музыку к псалмам Давида, к молитве "Отче наш" и к "Гимну любви" апостола Павла.

Анна Герман скончалась в ночь с 25 на 26 августа 1982 года в военном госпитале Варшавы. Она была похоронена на варшавском на евангелическо-реформаторском кладбище.

За свою жизнь Анна Герман записала более 400 песен, из них около 100 на русском языке. Песни в ее исполнении стали в СССР шлягерами, а многие из них вошли в список популярных: "Надежда", "Когда цвели сады", "Эхо любви", "Гори, гори моя звезда", "Случайность", "Из за острова на стрежень", "Хасбулат удалой", "И меня пожалей" и др. Песни для нее писали советские композиторы песенники Арно Бабаджанян, Евгений Птичкин, Александра Пахмутова, Давид Тухманов, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский и др.

При ее жизни в Советском Союзе было выпущено пять долгоиграющих пластинок, первая из которых вышла в октябре 1968 года.
Анна Герман была замужем. Муж - Збигнев Тухольский, от которого она в ноябре 1975 году родила сына Збигнева.

После ее смерти в России, странах бывшего СССР, а также в других странах - в Германии, Голландии, США, прошло множество вечеров и концертов памяти Анны Герман.

Выпущены десятки дисков с записями певицы (количество посмертно изданных дисков Анны Герман во много раз превышает количество пластинок, выпущенных при ее жизни). Выпущены в свет многие видеозаписи Анны Герман, сняты десятки фильмов и передач о ней, вышли десятки радиопрограмм ее памяти. Издано несколько книг, последняя из которых - "Анна Герман. Мы долгое эхо" вышла летом 2012 года.

В октябре 2010 года в российском издательстве "Эксмо" в серии "Лучшие биографии" вышла книга Ивана Ильичева "Анна Герман. Гори, гори, моя звезда", в которой помимо полной версии книги Анны Герман "Вернись в Сорренто?.." впервые опубликована "Сказка о быстрокрылом скворце", которую Анна Герман написала незадолго до смерти.

В 2003 году в Москве на Площади Звезд перед ГЦКЗ "Россия" была заложена именная звезда Анны Герман (единственной иностранной исполнительницы среди других звезд).

В 1975 году имя Анны Герман было присвоено астероиду 2519, открытому в Крымской астрофизической обсерватории.

В России действует международный клуб поклонников певицы, ежегодно организующий концерты и вечера памяти певицы.

Организован Международный Фонд памяти Анны Герман и его филиалы во многих городах мира.

В 1987 году именем Анны Герман были названы центральная улица в городе Ургенч (Узбекистан) и амфитеатр в городе Зелена Гура (Польша), вмещающий шесть тысяч зрителей.

Ее имя присвоено рябиновой аллее в Москве (район Матвеевское).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников