У каких животных матриархальные стада. У каких животных самые прочные семейные связи. Африканские слоны живут долго, поэтому для них обычно то, что стадом управляет бабушка-слониха

Матриархатом мы называем главенствующую роль женщины в семье, или же ином общественном образовании. При этом представители мужского пола ограничены в своих правах и во всем должны подчиняться женщине. В итоге получается, что матриархат является этакой женской диктатурой. В человеческом обществе матриархат встречается довольно часто, особенно в семьях, с совершенно безвольными, попавшими под пяту жен мужчинами. Порой такое их поведение совершенно непонятно и вызывает массу нареканий со стороны сильного пола.

Совсем по – иному следует относиться к явлению матриархата у животных. Здесь это закономерное, и вполне оправданное явление. Матриархат имеет место в пчелиной семье, у некоторых насекомых, у тех же гиен, и даже у слонов.

Как, например, устроен быт у гиен?

Главными здесь являются самки, которые следят за порядком в семье, воспитывают детей, организовывают охоту, распределяют очередность в приеме пищи, наказывают непослушных. Наказание у гиен не такая уж и редкая вещь. Иногда, нарушивший правила общежития, может быть даже изгнан из стаи.

Язык общения у гиен очень своеобразный. Он слагается как со звуков (рычание лай и вой) так и с запахов. При этом у каждой отдельной особи он уникальный, и может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. В брачный период он один, а при опасности совершенно иной. У главной самки свой запах, который знаком каждому представителю стаи. Он вызывает у них смирение и уважение. Самцы, например, в знак смирения и подчинения могут демонстрировать самке свои возбужденные гениталии. Способ, конечно же, не оригинальный, но он имеет место. Самка на это действие может реагировать по – разному, в том числе и злым оскалом. Самец, в этом случае, тут же ретируется, ведь в иерархии гиен он занимает самую низшую ступень. Даже к пище он приступает последним, лишь после того, как насытятся самки.

Очень часто провинившегося самца изгоняют из стаи. Решение о наказании принимает главная самка. К изгнанию, правда, прибегают крайне редко. Чаще всего дело заканчивается более мягким наказанием.

Кому из самок достается трон?

Борьба ведется между дочерьми главной самки, причем, с самого рождения. Иногда все это заканчивается серьезной кровопролитной дракой. Победитель выходит из нее с высоко и гордо поднятым хвостом.

Вот и получается, что матриархат у гиен, является способом их существования. К тому же, самка намного крупнее и сильнее самца, и в его ухаживаниях нуждается крайне редко. Все дело в том, что у самок имеется аналог мужского органа, с помощью которого они вполне способны контактировать друг с другом. Таковым является увеличенный клитор, который иногда достигает 15 сантиметров в длину.

У слонов бал также правит старейшая самка. Именно она отвечает за порядок в семье и выбирает стратегию обороны в случае возникновения опасности. Семья состоит из старой самки и молодых особей со слонятами. Самцы живут отдельной жизнью и никакого участия в жизни семьи не принимают. Состав семьи практически никогда не меняется. В отличие от гиен, главенствующая слониха не нуждается здесь в каких- то особых привилегиях. Она не шествует впереди стаи во время длительных переходов, а просто наказывает непослушных ударами своего хобота. Все члены семьи внимательно следят за ее реакцией на то или иное действие, и если она негативная, тут же исправляются.

Матриархат есть и у птиц. В качестве примера можно привести жителя тундры- кулика плавунчика. Главенствующую роль у этих птиц занимают самки. Выбрав кавалера, они откладывают яйца и бесследно исчезают, возложив обязанности по высиживанию и воспитанию птенцов на самца.

МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. В современном обществе гендерные различия утратили былое значение. Женщины могут заниматься карьерой и политикой, мужчины — посвящать себя семье и детям. У животных не так. Гендерные роли у слонов, волков, лошадей четко распределены.

Ложный матриархат

У стайных животных вожак, как правило, самец, что логично. Обычно самцы крупнее и массивнее: это дает преимущество в борьбе за выживание, а также в драке за лидерство. Но для некоторых видов эволюция сделала исключение.

Мужчина с оружием в руках кажется крупнее, заявляют ученые Огнестрельное или холодное оружие в руках мужчины делает его выше и крупнее в глазах сторонних наблюдателей, при этом "увеличение" зависит от того, насколько опасное оружие он держит по сравнению с окружающими его людьми, заявляют американские антропологи.

Пятнистые гиены живут кланами со строгой иерархией, и верховодят там самки. Самцы занимают самое низшее положение, а посередине социальной лестницы находится молодняк женского пола. Гиена наследует свой статус от матери — повысить его возможно, но довольно трудно. Самцы уважительно относятся к самкам, месяцами, а то и годами ожидая их благосклонности. Впрочем, гиены предпочитают спариваться с представителями других кланов, избегая таким образом родственных скрещиваний. Едят самцы в последнюю очередь, после того как насытятся самка-вожак и остальные особи женского пола.

Самки гиены крупнее самцов, а из-за высокого уровня тестостерона у них порой вырастают ложномужские половые органы. Причем настолько внушительного размера, что отличить самку от самца бывает непросто, особенно на расстоянии. Интересно, что детеныши пятнистых гиен появляются на свет зрячими и с зубками. Едва ли не сразу молодые самки начинают бороться друг с другом, не трогая братьев. Неудивительно, что среди самок выживают сильнейшие.

© AP Photo / Karel Prinsloo


© AP Photo / Karel Prinsloo

Нельзя не отметить, что у пятнистых гиен самки на физическом уровне ближе к самцам — они агрессивные, крупные и сильные. Эволюция исполнила весьма замысловатый пируэт, создав матриархат по законам патриархата, то есть по законам сильнейшего, а не умнейшего.

Опытный лидер

Борясь за выживание, животные полагаются не только на агрессивность и физическую силу, но и на умение выстраивать социальную иерархию, на знания и опыт. Из-за постоянных схваток с соперниками организм самцов изнашивается быстрее, они реже доживают до почтенного возраста. Поэтому там, где накопленная информация важнее силы, лидерами признаются старшие самки.

Известные сторонники истинного матриархата — слоны. Самая взрослая самка держится нейтрально по отношению к сородичам, ее никто не боится и не пытается задобрить. Но стадо следит за ее реакцией и подражает ей. Если она выказывает беспокойство, скажем, заслышав рык льва, стадо занимает оборонительные позиции. Слониха невозмутима — и все стадо спокойно.

Достигшие половой зрелости самцы живут в гордом одиночестве или объединяются в небольшие группы — все же слоны животные социальные, вместе веселее. У косаток и крыс стаей руководит также старшая самка, но самцов никто не выгоняет. С ними намного проще охотиться.

Победа патриархата

Впрочем, матриархат в природе все же исключение. У представителей семейств волчьих, копытных, в львиных прайдах, у приматов верховодят самцы. Получается, что патриархат в целом выгоднее, чем матриархат?

Вожаки обезьян укрепляют свой статус раздачей еды Считается, что альтруизм и зачатки общественного поведения встречаются у приматов без строгой иерархии в группе. У так называемых "деспотичных" видов, у которых эта иерархия очень сильна, общественное поведение будет ограничиваться отношениями доминирования.

Дело в том, что самкам более свойственно заботиться о детенышах даже в ущерб собственному здоровью. Этому способствует высокий уровень типично женских гормонов, в частности окситоцина и пролактина. У самцов таких гормонов намного меньше, и их родительские инстинкты практически молчат. Природа жестока — иногда приходится пожертвовать жизнью детеныша, чтобы спасти свою. Ведь можно произвести на свет новое потомство, а беззащитный малыш без взрослого все равно не выживет — зачем проявлять ненужный героизм?

Допустим, в диком табуне один жеребенок повредил ногу и захромал. Он не может достаточно быстро передвигаться. Но табун не стоит на одном месте — ему необходима пища. Нельзя жертвовать общей безопасностью ради одного больного жеребенка, и вожак-жеребец ведет табун дальше, оставив больного. Кобыла же в силу материнского инстинкта будет защищать жеребенка до последнего, забыв о табуне и подвергая опасности десятки особей.

В природе роль вожака чаще всего достается самцу просто потому, что ему не надо вынашивать потомство, становясь на время беременности более уязвимым, а потом заботиться о детенышах. Как, будучи на сносях, защищать свою власть, сражаясь с соперниками? К тому же вожак должен посвятить себя всей стае, а не уделять внимание одному маленькому и слабому существу.


Возведение Гебёкли-Тепе. Реконструкция.

Матриархат и патриархат, две формы устройства общества. Матриархат древнейшая. На сегодня сохранился у отдельных архаичных племен. Патриархальное же общество, как говорят специалисты, пришло ему на смену, так, что явления жизни обоих очень часто противопоставляют (противостоят) друг другу. В литературе, говоря о чертах матриархата или патриархата, приводят такие признаки как: роль женщины и мужчины в семье, определение родства детей, круг их занятий.
Эти описания объемны, но всегда оставляют ощущение второстепенности приводимых свойств, их подчиненности другим – главным. Возникает ощущение непроясненности: трудно вообразить себе картину жизни в каждом случае, каковы важнейшие черты каждого, в чем главное их различие. В то же время, в смене этих форм видят переход от древности к современности. Я попытался прояснить для себя это непонимание, охарактеризовав важнейшие черты, присущие обществам обоих форм, основываясь на данных историков и здравом смысле.

Матриархат и патриархат – две формы устройства общества, определяющие различные для каждого случая отношения между членами общества, к окружающему миру, к потусторонним для человека силам.

Для матриархата характерно поклонение матери и земле с объединяющей их способностью рожать. Эта обожествляемая способность дается природой. Частью которой и ощущает себя человек. Из её стихий находит божества, главнейший из которых и воплощен в образе матери-земли. Земля по гречески «хтон», соответственно, божества этого периода хтонические и являются древнейшими для цивилизации.

Всю свою жизнь человек связывает с ними, по ним себя строит. Природа задат жизнь и забирает её. Она благосклонна и сурова. Эти черты в ней слиты. Также как и в матери: любит, но бывает строга. Это жизнь в гармонии с природой, т.е. принятие всех проявлений, не покушаясь на их укрощение. Природа священна, поэтому не должна преобразовываться, а сохраняться. Все творчество общества и отдельных людей направлено на подстраивание под природные условия. Сознание людей этой эпохи, как-бы, приземлено.

Соответственно, религиозный ритуал есть выражение любви к природе и имеет цель сблизиться с ней, слиться. Очевидно, что в этом случае природные свойства человека должны быть задействованы полностью, находя крайнее свое проявление в оргиях.

Придание природе священного характера задает соответствующие шаблоны поведения: образ жизни задает воспроизводство в ширь (численно и по территории), повторяя, тем самым, дородную мать, а также воспроизводство существующей социальной формы, с постепенным заполнением пространства.


Рис. 1. Скульптура из пещеры ХёлеФельс (35-40 т.лет)

Так, поселение Чатал-гуюк согласно реконструции представляло собой ~ в 6000 г. до н.э. скопище однотипных простых домов, каждый из которых в силах построить 1 семья.



Рис. 2. Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция.

В таком обществе не требуется соорганизация крупных коллективов. Соответственно, нет необходимости и в иерархии. Все равны, все дети одной матери.

По иному обстоит дело при патриархате. Его укоренение традиционно связывают со «вторжением» индоевропейских племен на территорию современной Европы и Азии, относя их где-то к 5 тысячному году до н.э. Они принесли с собой новых богов, которые либо вытеснили старых, либо вобрали их на подчиненном положении. Как изменилось общество?

Мне кажется, что главное изменение произошло в объекте религиозного поклонения, который (которые) стал надмировым, т.е. потерял увязанность с природой. В ответ человек получил творческий импульс по отношению к миру: к природе и обществу. Возможность переустраивать их по своевому желанию: проявлять волю вмешиваться и понимать зачем это.

Уже само «вторжение», хоть и длилось столетия, предполагает некую целеустремленность массы, что противостоит спонтанности подстраивания под природные условия. «Поселение» в головы этой целеустремленности, по моему, должно было сопровождаться тем, что люди, как бы, обращали свой взгляд от земли в сторону неба.

Т.е. отличительная черта патриархата своеволие над природой и обществом. Сответственно, природные черты человека здесь не будут пестоваться, а на первый план выходит некое возышенное чувство сопричастности богам.

Олицетворение патриархальной воли я усматриваю в данном изображении.


Рис. 3. Город Урук в конце 3 тыс. до н.э. Реконструкция.

Город весьма походит на приведенный выше Чатал-Гуюк, кроме дворца. Таковой нельзя построить силами матриархальной общины. Здесь требуется организация большой массы людей, разделенной по иерархии, и волевым образом воплощающей задумку «отца».

Мужчина – разрушитель и творец одновременно, охотник и жертва, властитель и раб своей сути. Чего он заслуживает – любви или ненависти? Кто он и зачем пришел в этот мир? Могла ли природа обойтись без мужчин? Зачем нужны мужчины?

В этой книге приоткрыта завеса многих тайн мужского «Я». Оказывается, мужской пол необходим нам. Он – двигатель эволюции и научно-технического прогресса, истории и культуры. Возможно, что без мужчин мы так и остались бы всего лишь обезьянами, научившимися прямо ходить. Эта книга станет для вас источником не только интересной, но и полезной информации и поможет взглянуть на мужчин чуть-чуть иначе.

Книга:

<<< Назад
Вперед >>>

Говорят, что на побережье Черного моря, в долине рек Фермодонт и Иешил-Ирмак, жило воинственное племя амазонок, наводившее ужас на соседние народы. Это племя бесстрашных воинов состояло из одних женщин, и правила ими, разумеется, тоже женщина. Они не держали при себе мужчин вообще, занимались лесбийской любовью, а чтобы зачать детей, раз в год спали с мужчинами из других племен. Родившихся мальчиков либо возвращали отцам, либо убивали, девочек воспитывали как будущих воительниц. Название этого племени происходит не от реки Амазонка, а от греческого слова amazones, что в переводе означает «безгрудые». Легенда говорит, что амазонки еще в младенчестве прижигали своим дочерям правую грудь, чтобы она не мешала стрелять из лука. Правда, другая легенда утверждает, что они прижигали левую грудь, но очень может быть, что обе легенды– всего лишь выдумки, во всяком случае, на всех дошедших до нас античных изображениях дев-воительниц они фигурируют с обеими грудями, как и положено. Но мы не об этом.

Государство амазонок – единственное известное истории государство с матриархальным типом правления. Настолько единственное, что многие ученые вообще ставят под вопрос сам факт его существования, склоняясь к мифическому происхождению рассказов о подвигах амазонок. И главный аргумент в этих спорах таков: ну не могут женщины управлять страной! Пусть даже если страна – маленькая.


От женского государства амазонок остались только тени

У большинства видов животных главенствующее положение в стаях и стадах занимают особи мужского пола. Матриархат, конечно, встречается, но довольно редко. Самые ярые последовательницы матриархата – пятнистые гиены. У этих животных самки намного крупнее и агрессивнее, чем самцы. В их стаях мужчин не терпят вообще, те даже не пытаются выяснять отношения со слабым полом: чревато последствиями. Дамы позволяют им приближаться к себе только во время брачного периода.

У слонов в стаде предводительствует самая опытная, как правило, старшая по возрасту самка. Достигнувшие совершеннолетия самцы покидают стадо и живут либо одиночками, либо небольшими холостяцкими группами.


Самка-матриарх ведет семью слонов к водопою

У касаток стая представляет собой сплоченную семью, которой тоже руководит старшая самка. Самцы остаются в семье на всю жизнь. У обычных крыс правит самая крупная самка. После ее смерти место занимает следующая по размеру женская особь. Но у большинства животных, придерживающихся семейного образа жизни, место руководителя занимает самец. И опять хочется спросить: почему?

Если руководствоваться эволюционными соображениями, на земле господствует то, что дает лучшие плоды. Выходит, патриархат дает нам нечто такое, что обеспечивает нас наилучшими условиями для благополучного процветания, развития и размножения. Разница между матриархальными и патриархальными обществами сводится к разнице между поведенческими особенностями двух полов.

У мужчин лучше развиты рациональное мышление, рассудительность, способность к объективному анализу. Благодаря низкому содержанию в организме гормонов заботы окситоцина и пролактина у мужчин слабее развиты родительские инстинкты. У женщин на первом месте – эмоции, чувства, общение, стремление наладить как можно больше дружеских связей. В женском организме несравнимо больше и окситоцина, и пролактина, из-за чего материнский инстинкт в них зачастую преобладает над здравым смыслом и логикой. Зафиксирована масса фактов, когда матери совершали по-настоящему безумные поступки ради спасения своих детей. И ведь спасали же! Известен случай, когда женщина смогла остановить мчащийся на полном ходу грузовик, чтобы спасти своего ребенка, выбежавшего на дорогу. Мужчина вряд ли совершил бы такой поступок, потому что понял бы сразу: это невозможно и нечего даже пытаться. Женщина ни о чем не думала. Она увидела опасность и бросилась на выручку.

Что нам это дает в конечном счете? Мужское правление обеспечивает возможность эволюционного развития путем естественного отбора. Однажды я смотрела документальный фильм о жизни животных в Серенгети. Один из эпизодов был посвящен небольшой драме, разыгравшейся под жарким африканским солнцем. Зебра родила жеребенка. Новорожденный оказался болен: из-за внутриутробной инфекции суставы его ног были воспалены, и он с трудом мог передвигаться. Отец, он же вожак стада, первое время отгонял хищников, тут же сбежавшихся к месту происшествия в надежде поживиться легкой добычей, но через некоторое время понял, что усилия по сохранению жизни жеребенка несопоставимо велики по сравнению с той ролью, которую он в состоянии сыграть, если достигнет половозрелого возраста. Защищать его было нецелесообразно. Лучше направить усилия на рождение и воспитание других, здоровых жеребят. И самец отошел в сторону. Мать же, движимая инстинктом, продолжала защищать его.

Ее усилия по спасению отпрыска, казалось, увенчались успехом. Ей удалось не только сохранить ему жизнь в первый день, но и на протяжении следующих двух месяцев. В ущерб себе, потому что она должна была непрерывно отгонять от больного жеребенка хищников и не могла хорошо питаться. В ущерб стаду, потому что все остальные были вынуждены подолгу оставаться на месте и ждать, пока хромоножка с матерью доковыляют до места назначения. Но болезнь прогрессировала, и, в конце концов, наступила роковая развязка. Пока мать безуспешно пыталась поднять ребенка, стадо терпеливо ждало. Но вскоре зебры съели всю траву на этом участке и им было необходимо двигаться дальше, иначе под вопрос ставилась безопасность нескольких десятков животных. И стадо тронулось в путь. Зебра-мать металась между стадом и умирающим детенышем, но никак не могла решиться покинуть его, пока запах разложения не убедил ее в тщетности прилагаемых усилий. Только после этого она решилась оставить погибшего жеребенка и догнать стадо.


Женскому полу свойственна забота о каждом

Крошечная трагедия, которых в дикой природе ежедневно случаются сотни, наглядно показывает, что стремление женского пола сохранить свое потомство любой ценой ставит под угрозу выживаемость вида. Матери одинаково дороги все ее дети, и здоровые, и увечные. Так диктует им природа, наделившая их высоким содержанием соответствующих гормонов. Более того, при таком поведении, если оно будет господствовать, увеличится количество нездоровых представителей вида, ведь выживать будут все и в целом качество генетического материала снизится, что обязательно скажется на приспособленности и выживаемости вида. Самцы в силу особенностей своего гормонального фона менее заботливы и относятся к потомству без священного трепета. Но в этом наплевательстве – спасение вида.

Как же тогда удалось выжить видам, предпочитающим матриархальный уклад жизни? Вернемся опять в африканские долины. Засуха. Стадо слонов на протяжении нескольких месяцев ходило на водопой к одному и тому же источнику. Воды в нем становилось все меньше и меньше, и настал день, когда, придя на водопой, слоны не обнаружили там ничего, кроме засохшей грязи. Самка-матриарх повела стадо к другому источнику, но и тут слонов ожидала неудача. И тогда старшая слониха повела семью за двадцать километров, туда, где, по всем расчетам, вода должна была быть. Это был очень долгий и утомительный путь. Маленькие слонята порой падали от усталости, и слонихи останавливались и ждали, пока они смогут идти дальше. Наконец, они преодолели это немалое расстояние.

Однако, подойдя к источнику, слоны увидели, что воды в нем мало и на всех может не хватить. Слонихи стали отталкивать от воды маленьких слонят, чтобы напиться самим. Казалось бы, странная жестокость для таких высокоорганизованных животных, как слоны. Но и она оправдана общей целью: если бы слонихи позволили выпить всю воду детенышам, то спасли бы малышей, но сами погибли бы от жажды. Не стало бы матерей – не стало бы и слонят, которых некому было бы защищать и кормить, группа погибла бы полностью. Но слонихи применили мужскую линию поведения: оттеснили тех, у кого был наименьший шанс выжить, чтобы обеспечить жизнь репродуктивной части стада. Эти слонята погибнут, но слонихи смогут родить других. Таким образом, выжить удается только тем матриархатным животным, которые хоть в какой-то мере перенимают черты патриархата. Чтобы успокоить читателя, скажу, что в том конкретном источнике воды все же хватило всем и слонята остались живы.

Склонность матриархата к патриархальному типу поведения позволяет популяциям с таким видом иерархии благополучно выживать. Косвенно эту мысль подтверждает такой факт: у самок гиен количество тестостерона в организме крайне высоко, что приводит к высокой агрессивности женских особей. Более того, это сказывается даже на строении репродуктивных органов самок: их вульва по строению напоминает мошонку с яичками и даже имеется способный к эрекции псевдопенис – сильно разросшийся клитор!


Самки гиен необычайно агрессивны. Причина – очень высокое содержание тестостерона

Мужчинам свойственна забота в целом – о семье, о коллективе, о государстве. Женщинам – о каждом члене общества индивидуально. Однако следует признать: повышенная персонифицированная забота еще никогда не приносила пользы народу или стране в целом. Вероятно, поэтому истории известно такое малое количество женщин-правительниц. В США не было ни одной женщины-президента. На Руси из нескольких десятков правителей известно только шесть женщин. Как говорят, они были внешне мужеподобными, из чего можно предположить, что в их крови было повышенное содержание тестостерона, что и позволило им захватить власть и править страной.

Все диктаторы были мужчинами. При этом они были плохими мужьями и отцами. Далеко ходить за примером не надо: наш Иосиф Сталин. Этот человек, славившийся дурным нравом и отвратительным отношением к жене, подчинил себе огромное государство и держал в страхе всех без исключения ближайших подчиненных. Сталин поднял страну из руин, причем сделал это дважды – после гражданской войны и после Великой Отечественной. Но он был плохим семьянином.

Свою жену он оскорблял, унижал, по некоторым сведениям, не брезговал и кулак приложить. В конце концов, доведенная до отчаяния, Надежда Аллилуева застрелилась.


Иосиф Сталин – плохой семьянин и отличный диктатор

Женоподобные правители (с пониженным уровнем тестостерона) если и случались в истории человечества, то, за редким исключением, все они плохо кончили. Людовик XVI и Николай II, Карл I и Михаил Горбачев – все они были прекрасными мужьями, но плохими правителями. Обычно их правление приводило страны, им подчиненные, на край политической и экономической пропасти.


Людовик XVI Бурбон. Прекрасный семьянин и никудышный монарх. Закончил жизнь на плахе

Замечено, что в период политического или экономического спокойствия даже в патриархальных сообществах матриархат подтягивается и обозначается тенденция к его преобладанию. Мужчины словно уходят в закрытую, сугубо мужскую сферу деятельности. Все верно – нет войны, условия для жизни вполне сносные, можно позаботиться персонально о каждом члене общества, что обеспечит развитие индивидуальностей, талантов, неординарных личностей. Но если случаются войны, природные катаклизмы или еще какие-нибудь глобальные несчастья, матриархат тут же уступает место патриархату – не время печься о каждом в отдельности, когда опасность угрожает всей нации, стране, планете.

На Земле нет ни одного государства, в котором господствовали бы матриархат или патриархат в чистом виде. В обоих случаях такие цивилизации ожидает неминуемая гибель, в первом случае – из-за отсутствия общественного сознания и коллективизма, во втором – по причине слабого индивидуального развития каждого из ее членов.

Вся прелесть истории обществ заключается в непрерывной борьбе между патриархатом и матриархатом, с переменным успехом идущей уже на протяжении нескольких тысячелетий. Они, соперничая друг с другом, одновременно и подтягивают друг друга до необходимого уровня, благодаря чему человечество успешно развивается.


Соперничество матриархата и патриархата – необходимое условие для правильного развития общества

Таким образом, мы видим, что наличие двух полов, равновесие между их воздействием и обеспечивает гармоничное развитие общества, выживаемость и развитие видов.

Почему гермафродитизм характерен только для примитивных животных? Потому что у них нет настолько развитых инстинктов родительства, чувств, эмоций. Им все равно, погибли их мальки или остались живы. Они не защищают каждого в отдельности потомка – успел спрятаться – значит, успел. Не успел – твоя проблема. Гермафродиты берут этот мир количеством своих потомков и за счет этого выживают.