Земля как снежный ком. Земля как снежный ком Когда земля покрывается снегом окружающий мир

Декабрь – двенадцатый месяц календарного года. И здесь прямой перевод слова с латинского означает «десять» (December, от decem – деcять). Название месяца заимствовано из Древнего Рима, где по старому календарю (до реформы Юлия Цезаря) месяц был по счету десятым.
На Руси до конца XY века декабрь был десятым месяцем, так как новый год начинался с 1 марта. С конца XY века и до 1700 года декабрь был четвертым месяцем года, так как новый год начинался с 1 сентября. И лишь с 1700 года при Петре I, когда летосчисление повели с 1 января, декабрь стал двенадцатым месяцем.
В старину наши предки называли этот месяц студень или студный, так как в эту пору нередки стужа и морозы. По свидетельству историков, именно так называется декабрь в наших древних месяцесловах и святцах. В народном быту декабрь называли очень метко и образно - ветрозвон, ознобень, стужило, лютовей, ледостав.
Декабрь - первый месяц зимы, когда земля покрывается снегом, реки - льдом, когда случаются сильные морозы, ледяные ветры. Нелишне заметить, что астрономически зима начинается 21-22 декабря, когда Земля пролетает то место своего годового маршрута, где ее северный полюс больше всего отклоняется от солнца. В этот день наступает самый короткий день и самая длинная ночь.
Впрочем, настоящая зима с морозами и снегом приходит в разные годы по-разному, то раньше, то позже. Так, в Подмосковье в 1917 году первый день со снегом был 7 ноября, а в нынешнем году (в 2011-м) – 15 октября, когда в северо-восточной части столицы пошел небольшой снег, который затем перерос в самую настоящую метель. Погода в декабре неустойчивая, бывают оттепели.
Наступление зимы накладывает отпечаток на быт и в наше время, и не только на сельский быт. Исчезает грязь, слякоть, осенняя распутица, улучшаются транспортные условия на проселочных дорогах, устанавливается санный путь, легче доставлять необходимые продукты и товары для населения.
В декабре проводятся зимние праздники, особенно на селе, тщательно и повсеместно готовится встреча Нового года.

Зима всегда занимала большое место в творчестве поэтов. Отобрать произведения на эту тему нетрудно, произведений много. Некоторые из них - целиком или в отрывке - приводятся. В книгах и в интернете легко найти и оживить в памяти песни и стихи об этом суровом, но своеобразном и красивом времени года.
***
Федор ТЮТЧЕВ
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Николай НЕКРАСОВ
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Афанасий ФЕТ.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Иван НИКИТИН
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Александр БЛОК
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.

Иван БУНИН
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Сергей ЕСЕНИН
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Евгений ЕВТУШЕНКО
Северная надбавка
За что эта северная надбавка?
За -
вдавливаемые
вьюгой
внутрь
глаза,
за -
мороза такие,
что кожа на лицах,
как будто кирза,
за -
ломающиеся,
залубеневшие торбаза,
за -
проваливающиеся
в лёд
полоза,
за -
пустой рюкзак,
где лишь смёрзшаяся сабза,
за -
сбрасываемые с вертолёта груза,
где книг никаких,
за исключением двухсот пятидесяти экземпляров
научной брошюры
«Ядовитое пресмыкающееся наших пустынь -
гюрза...»

Владимир ВЫСОЦКИЙ

Холодно, метет кругом, я мерзну и во сне,
Холодно и с женщиной в постели...
Встречу ли знакомых я - морозно мне,
Потому что все обледенели.

Николай РУБЦОВ
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи...
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?

Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное - все забывается,
Светлые звезды горят!
(Зимняя песня)

***
ДЕКАБРЬ – пословицы, поговорки, приметы

Декабрь год кончает, зиму начинает.
Год кончается, а зима начинается.
В зимний холод каждый молод.
Два друга - мороз да вьюга.
Держись, Фома, идет зима!
Зима спросит, что летом припасено.
Зима тепла не носит.
Помни это, что зима не лето.
Введенье пришло (4 декабря, здесь и далее - по новому ст.) - зиму привело.
7 декабря -первое катанье на санях. Обновляется санный путь.
9 декабря. Вот тебе бабушка, и Юрьев день! (Старинный срок перехода крестьян от одного господина к другому, запрещенного Борисом Годуновым).
Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
14 декабря. По старой русской традиции со дня Наума Грамотника (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, отправляли их учиться. Этот день раньше считался Днём учителя.
17 декабря. Трещит Варюха (Варварин день)- береги нос и ухо!
Варвара мостит, Савва (18 декабря) гвозди острит, Никола (19 декабря) прибивает.
Первые морозы - Никольские.
Иней на Николу - к урожаю.
В Николин день (19 декабря) во всяком доме пиво.
22 декабря. Осень кончается, зима начинается. Волки стадятся, собираются в большие стаи.
На зачатии святой Анны беременным бабам пост.
25 декабря. На Спиридона солнцеворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок.
После Солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет дня!
Новая година, будь деловита, из радостей сшита, добром покрыта, горем не разбита!

-----------
Использовано: Владимир Иванович Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4, М.,1978-1980.
Владимир Иванович Даль. Пословицы русского народа. В 2-х томах, М., 1984.
Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П.Калинского. М., 1990.
Справочные материалы из Интернета.

Наступила зима. Выпал снег. Белое пушистое покрывало, насколько охватывает взор, окутало землю.

Снег - неизбежный спутник нашей зимы - явление общеклиматическое.

Зимой почти вся территория нашей Родины покрывается снегом. Толщина снежного покрова постепенно уменьшается от севера к югу. Это уменьшение, подчас совершенно незаметное для глаза, в действительности довольно значительно: через каждые 100 километров к югу снежный покров убывает от 2 до 10 сантиметров. Но куда более значительно может меняться иной раз снежный покров на расстоянии всего лишь нескольких километров, а то и десятков метров.

Кто не знает, как зимой в иных местах наметает огромные сугробы, а в иных снег лежит таким тонким слоем, что сквозь него видна Земля. В поле снега почти нет, а в лесу, особенно у опушки, в него проваливаемся по колено.

Эти различия в залегании снежного покрова относятся к области микроклиматических особенностей местности. И, как мы увидим, они играют для нас большую роль.

Громадное значение снега в сельском хозяйстве общеизвестно. «Снежное одеяло» - не только образное выражение. Оно полностью передает и действительное значение снега для почвы и озимых хлебов.

Снег предохраняет почву и озимь от промерзания. Он же при весеннем таянии увлажняет почву. Чем меньше промерзла почва, тем лучше впитывает она влагу, тем лучше и обильнее на ней растительность весной и летом. Поэтому достаточно мощный снежный покров - залог хорошего урожая. Но снегом и его распределением интересуются не только агрономы и колхозники. Затруднения, которые испытывает зимой транспорт, и гужевой и железнодорожный, часто бывают обусловлены снежными заносами. Поэтому решение вопроса, каким законам подчинено распределение снежного покрова и как заставить снег ложиться там, где надо, и, наоборот, помешать ему накапливаться там, где он вреден, имеет большое народнохозяйственное значение.

Первые широкие исследования снежного покрова были поставлены в конце прошлого столетия замечательным русским климатологом А. И Воейковым.

От чего зависит неравномерное распределение снега? Казалось бы, падая на Землю, он совершенно одинаковым слоем должен покрыть и долину, и обе стороны холма, и поле, и лес, и железнодорожное полотно.

Так бы оно и было в действительности, если бы воздух над Землей был неподвижен. Но вы уже знаете, что земная атмосфера никогда не находится в состоянии покоя. Ветер и обычно насыщающие воздушный поток бесчисленные вихри, обусловленные трением о неровности почвы, - виновники той пестроты, которую мы наблюдаем в распределении снежного покрова по поверхности Земли.

Снег легко переносится ветром не только во время снегопадов. Вы, вероятно, не раз наблюдали в ясный зимний день слабые приземные метели - поземки, когда ветер переметает снег, оголяя поля и погребая под сугробами полотно железной дороги.

Ровное, гладкое поле не препятствует ветру, ничем ни останавливает, ни тормозит воздушный поток, следовательно, на нем скорость ветра куда больше, чем в выемке железной дороги. Здесь ветер слабее, поэтому в ней и скапливаются сугробы.

Скорость ветра - причина самых различных микроклиматических явлений, и о ней нужно поговорить несколько подробней.

До самого последнего времени было очень мало известно о том, как изменяется скорость ветра в пространстве и каким закономерностям она подчиняется. А они оказались очень своеобразными.

У самой поверхности Земли скорость ветра везде равна нулю. На высоте 50 метров она на всей европейской территории Союза в среднем за год равна 5-б метрам в секунду, на морях, особенно северных, повышается до 7-8 метров в секунду. В нижнем слое воздуха скорость ветра очень сильно зависит от характера местности. Холм, строение, лес - все служит препятствием на пути воздушного потока. Обтекая их, он тратит часть своей энергии на трение и на завихрения.

Над всяким препятствием воздушный поток в той или иной мере сужается по вертикали, и это сужение увеличивает его скорость. За препятствием воздушный поток расширяется - скорость ветра сразу падает.

Изменение скорости очень легко заметить. Всякий знает, как сильно дует ветер на вершине холма и как он ослабевает на его подветренном склоне.

На рис. 3 видно, как распределяется скорость ветра перед холмом, на его вершине и на склонах.

На подветренной стороне скорость ветра на 30 процентов меньше по сравнению с ровным, открытым местом, а на вершине, наоборот, больше. В результате этой разницы вершина холма более или менее свободна от снега, а у подножья его - большие сугробы.

Вообще отложения снега, подобно отложениям песков, служат как бы фотографией ветров, и по узору этих отложений можно судить о направлении и скорости воздушных потоков.

Рассмотрите внимательно рисунки на этой странице. На одном из них (рис. 4) у основания небольшого обрыва, с той его стороны, которая обращена к ветру, мелкие воздушные вихри выдули жолоб. С противоположной, подветренной, стороны обрыва, у вершины его, вихри выдули клювовидный козырек, у основания - намели сугробы.

На рис. 4 и 5 вы видите и схему вращения этих вихрей.

Воздушный поток обтекает густой лес почти так же, как и холмы, а в самом лесу ветра, как вы знаете, почти не бывает.

Поэтому снег в густых лесах лежит ровным слоем, зато на окраинах его высятся снежные сугробы.

На опушке рощи или негустого леса сугробы невелики. Такие леса с редкостоящими деревьями ветер не обтекает, как сплошное препятствие. Он проходит внутрь леса и разбивается здесь между деревьями на мелкие струйки.

О том, как много энергии тратит в таком лесу воздушный поток на создание мелких вихрей, на трение о стволы, можно судить по тому, как качаются кроны деревьев. Попробуйте раскачать большое дерево так, чтобы его вершина клонилась от ваших усилий. Вряд ли это вам удастся. А ветер, даже не слишком сильный, свободно раскачивает не одно дерево, а сотни и тысячи.

Даже из того немногого, что мы здесь рассказали, можно заключить, что леса, холмы и даже слабый рельеф поверхности почвы очень существенно влияют на скорость воздушных потоков, несущихся в слое от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров над поверхностью Земли.

О том, что растительность задерживает не только снег, но и ослабляет влияние суховеев и пыльных бурь, было известно давно. Но возможность активного использования растительности, и именно древесной, для уменьшения скорости ветра и вместе с тем для задержания снега на полях была научно доказана и подтверждена специально поставленными опытами только в конце прошлого столетия профессором Докучаевым и его учениками.

Чем выше лесная полоса, тем на большем расстоянии сказывается обусловленное ею уменьшение скорости ветра. Лесные полосы ослабляют ветры в зоне, шириной в 20-30 раз превышающей их высоту. На такое же расстояние распространяется и их влияние на снежный покров. Но лесные полосы могут быть разной конструкции, и в зависимости от этого различно и их влияние.

Лесные полезащитные полосы могут быть плотной и ажурной конструкции.

В непродуваемой лесной полосе плотной конструкции деревья и кустарники располагаются так, что они образуют густую сплошную стену - чащу. Ветер через такую полосу проникает слабо или почти не проникает, и полоса оказывает ветру такое же сопротивление, как стена. Около такой полосы образуется большой сугроб снега (рис. 6).

Весной снег здесь медленно тает и может задержать развитие сельскохозяйственных культур. Ветер, натыкаясь на непродуваемую полосу, как на препятствие, переваливает через нее, а за полосой опускается вниз и опять дует почти с такой же силой.

Наиболее благоприятное влияние на скорость ветра и распределение снежного покрова оказывают ажурные лесные полосы, редкие внизу и более густые в верхней своей части. Нижние слои воздушного потока с малой скоростью и мелкими вихрями, просачиваясь сквозь такую полосу, еще более ослабевают, но вместе с тем препятствуют опусканию на Землю той части воздушного потока, которая, почти не ослабев, перевалила поверх лесной полосы.

Лесная полоса, имеющая крупные просветы не только в нижней, но и в верхней своей части, пропускает сквозь себя и верхние слои воздуха, имеющие большую скорость и завихренность. Такая полоса, подобно плотной полосе, является менее надежной защитой от вредоносных ветров: метелей, суховеев и пр.

Ветрозащитное действие лесных полос наиболее полно проявляется при ширине их от 10 до 20 метров.

У ажурных полос скорость ветра снижается более равномерно, и зоны затишья перед ними не наблюдается. Поэтому и сугробы снега у таких полос накапливаются гораздо меньших размеров, а на полях между ними снег распределяется более ровным и глубоким слоем (рис. 7).

На снежный покров непосредственно воздействует скорость ветра у самой Земли, на высоте всего лишь нескольких сантиметров.

На такой высоте она зависит не только от крупных препятствий, но и от малейших рытвин, кочек, старой травы и пр. Влияние этих столь, казалось бы, незначительных преград очень сильно: засохшие стебли травы в пределах своей высоты задерживают снег даже лучше, чем деревья или кустарники. Поэтому все, что увеличивает неровности на поверхности Земли, способствует тому, что снег не сдувается, а задерживается на полях.

Для того чтобы удержать на поле как можно больше снега, используют как кулисы стебли кукурузы или подсолнуха. Кулисный метод снегозадержания нашел сейчас широкое распространение в наших южных областях.

Для получения высоких и стойких урожаев нужно накапливать и удерживать на полях и лугах как можно больше снега - утеплителя почвы зимой и источника обильной влаги весной. И мы видим, как в основном эти задачи решаются. Но иногда нужно решить задачу обратную - защитить дорогу или селение от снежных заносов. В этих случаях снег различными преградами заставляют скапливаться в стороне от защищаемого места. Деревянные щиты, заборы, живые изгороди, тянущиеся вдоль дорог, преграждают путь снежным сугробам (рис. 8).

Но вот зима подходит к концу. Все чаще и чаще наступают оттепели. Под лучами Солнца снег начинает таять. И в эту часть года мы вновь встречаемся с рядом особенностей, связанных с микроклиматом.

Вы, верно, замечали, что снег тает далеко не сразу и не везде одинаково быстро. Грязный, темный снег тает быстрее, чем чистый, белый. Это и понятно. Ведь чистый снег отражает 60-80 процентов солнечных лучей и поглощает, следовательно, только третью или даже пятую часть солнечного тепла. Грязный же, как и всякое темное тело, поглощает тепла от Солнца гораздо больше - до двух третей. Вот почему в городах и вблизи них снег, загрязненный пылью и копотью, сходит намного раньше, чем в сельских местностях.

Дольше всего снег задерживается в лесу, и в этом, между прочим, заключается большая роль леса в сохранении и регулировании влаги, а следовательно, и в создании благоприятного для растительности микроклимата.

Таяние снега происходит в лесу медленно, постепенно. Эта постепенность, как мы уже говорили, уменьшает весенние паводки в наших реках, способствует более равномерному поверхностному и грунтовому стоку вод и тем самым повышает в реках их летний уровень.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Цели:

  • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация к уроку (Приложение 1) ;
  • Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. “Вентана - Граф”, 2004.
  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)

Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

III. Изучение нового материала.

Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков.

а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)

б) Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
  • Дым столбом - к морозу.
  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
  • Холодная зима – жаркое лето.

А теперь в путь!

2. Зимние месяцы.

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

  • Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь –“студень”, самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
  • Февраль-“лютый”, “снежень”, “бокогрей”. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “Вьюги да метели под февраль прилетели”.

3. Неживая природа зимой.

Как вы думаете, когда наступает зима?

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Зима на Ставрополье.

В нашем крае зима длится 80-105 дней. Средняя температура января -3°, -5° С.

Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +21°С. Самая низкая температура -38°С наблюдалась в селе Красногвардейском.

Зимой в крае преобладает облачная погода. Осадков выпадает немного, т.к. холодный воздух содержит мало влаги. Осадки часто сопровождаются метелями. Снежный покров невелик и обычно неустойчив.

Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд. Наиболее часты эти явления в районе Кавказских Минеральных вод.

4. Просмотр видеосюжета. (Слайд 4)

Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5)

Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

5. Зимние явления природы. (Слайд 6) оттепель

  • гололедица
  • снегопад
  • метель
  • изморозь
  • Работа с учебником. Чтение учащимися текста “Неживая природа зимой” (с.132-133).

    Беседа по прочитанному. (Слайды 6-11)

    6. Игра “Хлопки”.

    Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

    Листопад, гроза, снегопад , дождь, метель , мороз , цветение яблонь,

    прилёт перелётных птиц, оттепель , гололедица .

    По горизонтали:

    2. Обильное выпадение снега называют…

    4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.

    6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

    Тройка-тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица,
    Белокоса, белолица.
    Как махнула рукавом,
    Всё покрылось серебром.

    По вертикали:

    Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…

    3. Шуба бела - весь свет одела.

    5.О чём эта пословица: “Сам бежит, а стоять не велит”.

    7.Снегопад при сильном ветре называется…

    Ответы:

    По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.

    По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.

    IV. Зимняя жизнь растений.

    – На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

    Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 23)

    Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 24)

    Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

    Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

    Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)

    Какую роль выполняет снег для этих растений?

    (Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

    Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

    V. Физкультминутка. (Слайд 26)

    1. Секреты животного мира.

    – На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)

    О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу,
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу. (Белка)

    К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

    К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

    Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

    Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

    Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

    Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

    (Просмотр видеосюжета о медведе.)

    За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало -
    Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

    Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками нег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

    У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. (Заяц)

    У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

    2. Рассказ учителя о зимней жизни зверей:

    • ласка (Слайд 39)
    • кабан (Слайд 41)

    3. Это интересно!

    Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

    Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

    Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

    Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

    4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43)

    5. Игра “Расселите животных по домикам” (Слайд 44)

    • Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
    • Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
    • Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

    6. Жизнь птиц зимой.

    Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

    Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

    (Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

    Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

    Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48)

    Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

    (Просмотр видеосюжета о синичке.)

    Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)

    • Пшено, просо, овёс, пшеница;
    • Семена подсолнечника;
    • Ягоды рябины, боярышника;
    • Семена клёна, ясеня;
    • Шишки, жёлуди, орехи;
    • Хлеб, хлебные крошки.

    И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

    Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой” читает ученица. (Слайд 50)

    Покормите птиц зимой,
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.
    Горсть зерна нужна,
    Горсть одна - и не страшна
    Будет им зима.

    Сколько гибнет их - не счесть,
    Видеть тяжело.
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло.

    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.

    Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

    Что произойдёт, если не будет птиц?

    Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

    Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

    Поляна “Народной мудрости”.

    Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?

    • Зимний денёк с комариный носок.
    • Хороший снежок урожай сбережёт.
    • В зимний холод всякий молод.
    • Снегу надует – хлеба прибудет.
    • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
    • Мороз велик, да стоять не велит.
    • И в сильный мороз работа согреет.
    • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
    • Новый год – к весне поворот.
    • Береги нос в большой мороз.

    Стихотворение И.Сурикова “Зима” читает ученица.

    VIII. Итог урока.

    Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

    О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

    Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.

    XIX. Домашнее задание.

    Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

    Сделать рисунок “Красота зимы” (по желанию).

    Литература:

    1. Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.
    2. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.Окружающий мир. 2 кл.- М.: “ВАКО”,2005.
    3. Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.- Ставрополь, 2003.

    Информационные ресурсы:

    1. http://www.floranimal.ru/index.php
    2. http://www.rbcu.ru/index.html

    Снег выпал очень рано
    В сентябре и придавил
    На ветках листья, ветрено,
    В снег яблоки он уронил.

    Краснеют яблоки, листья зеленеют,
    Под толстым белым покрывалом,
    А снега выпало навалом, капели
    Слёзы полились прозрачные…

    Тепло, вот солнышко...

    https://www.сайт/poetry/1101748

    Снег, как неизбежность, с неба шёл,
    Пушистый. Всё окно в узорах.
    Сидим мы рядом, смотрим в стёкла,
    Накрывшись пледом мягким, тёплым,
    И слушая в забвенье тишину,
    Мы запиваем сладким чаем
    Наш созданный вдвоём уют.

    А на стене негромко бьют...

    https://www.сайт/poetry/1147083

    Переливаются разными цветами, поблескивают. Я расставила руки, трогаю снежинки. Рядом дети кричат "снег " и радостно смеются. И мне радостно и удивительно. Но потом у меня в голове мысль, что летом снег - это что-то... Наверное, глобальные изменения на земле , но может тогда снег летом -это не очень хорошо. Мне становится тревожно. Тут возвращается мол. Чел...

    https://www..html

    Снег

    Снег кружился над городом тихо,
    Не предвещая беды никому,
    Он ложился на землю так лихо,
    Как ветер кружит листву,
    Он таял, попав на ладони,
    И таял на алых губах,
    Кружился повсюду летая,
    На дорогах, следы заметая,
    Не нарушив городской тишины...

    https://www.сайт/poetry/133161

    Снег пушистый падает, землю укрывая

    Снег пушистый падает, землю укрывая,
    Спи моя хорошая, спи моя родная.
    За окном метель метет, занесло дороги,
    Еще рано подводить в жизни нам итоги.

    Ждет нас счастье впереди, может, ждет удача,
    Верю я, и веришь ты, это что-то значит.
    Новый Год...

    https://www.сайт/poetry/137636

    Снег

    Снег хлопьями летит и тает
    Когда на ладонь попадает
    Ложится покрывалом белым,
    Всю землю, покрывая пеплом.

    Как на песке оставишь след,
    Примяв ногами свежий снег
    Гуляя по ночной аллее
    В тиши снежинок золотых
    Луна их светом олелеет
    И ты...