Житков рассказы о животных читать. Рассказы про животных, которые обогатят внутренний мир ребенка

Мир природы в детском воображении всегда отличался разнообразием и богатством. Мышление ребёнка до 10 лет остаётся образным, поэтому дети и относятся к природе и её обитателям как к равноправным и мыслящим членам земного сообщества. Задача педагогов и родителей - поддерживать интерес детей к природе и её обитателям доступными и интересными методами. Самыми простыми и действенными средствами ознакомления маленьких почемучек с миром животных будут слова. Незаменимым помощником взрослого выступает литература: сказки, стихотворения, рассказы о животных.

Специфика детских произведений о животных

Произведения, рекомендуемые для детского чтения, отличаются простотой и доступностью образов, определённым построением сюжетной линии. Рассказ о животных для детей выстраивается по такому принципу: вступление, завязка, нарастание напряжения, кульминация, развязка. Главные герои произведений - одушевлённые, наделённые определёнными качествами и чертами характера. Это делает произведение доступным и понятным детскому восприятию, легко запоминающимся, вызывающим эмоциональный отклик, что особенно важно в процессе воспитания экологического сознания дошкольника и младшего школьника. В таких рассказах животные олицетворяются, что не лишает реальной биологической основы произведение.

Главные герои в детских рассказах о животных

Важное место в детских историях о братьях меньших отводится главному герою. Дети, мыслящие образами, с удовольствием принимают главного героя, умеющего говорить, петь, но при этом сохранившего повадки животного. В образе героя фантастическое начало соединяется с познавательным, рассказы о животных детям несут правдивые и точные сведения о жизни животного мира в доступной форме. В самом рассказе может прослеживаться «биография» героя с подробным описанием биологических условий существования. Учитывая то, что животное при этом наделено речевыми и мыслительными функциями, то можно говорить о том, что дети воспринимают обучающую информацию с интересом и эмоциональной окраской. Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного и остаётся игра, детские произведения отражают эту особенность детского мировосприятия, поэтому действия, происходящие с главными героями, несут игровую и развлекательную составляющую.

Гуманизм в рассказах о животных для детей

Истории, сказки и рассказ о животных для детей активно используются в педагогическом процессе. Для того чтоб выработать у ребёнка бережное отношение и необходимо сделать так, чтоб он узнал её. Незнание природы, непонимание её важности в жизни человека и приводит к тому, что у маленького человека формируется равнодушное отношение к окружающему миру, вплоть до жестокости. Основным средством экологического воспитания специалисты по детской педагогике считают детский рассказ, детскую сказку. «Ребенок - свой человек в области чудесного. Ему кажется удивительным не чудо, а отсутствие чуда», - писал К.И. Чуковский. Рассказы для детей о жизни животных наполняют мир ребёнка чудом, сказкой, вымыслом, переплетающимся с реальностью.

Мир диких животных в детских произведениях

Знакомство ребёнка с миром природы не будет полным и гармоничным без ознакомления с миром диких животных. Даже самый маленький ребёнок знает, что в лесу живут звери. Народная мудрость, выраженная в сказках, наделила зверей человеческими повадками, тем самым приблизив мир природы к миру ребёнка, делая его доступным и более понятным. Малышей начинает интересовать жизнь леса, вызывают повышенный интерес и его обитатели - дикие животные. Рассказы для детей направлены на ознакомление детей с внешним видом и повадками зверей, характерными признаками каждого животного, условиями существования. Сам рассказ должен отличаться ярким динамичным сюжетом, быть занимательным и эмоциональным. Только так он сможет лучше запомниться и стать понятным детям. Из классиков специалисты рекомендуют использовать для детских рассказов следующие произведения: «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Ю. Дмитриева, «В зоопарке» В. Чаплиной.

Домашние питомцы в детских рассказах

Мир домашних животных чрезвычайно богат и интересен детям. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными - кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними. Для ребёнка чрезвычайно близок мир под названием «домашние животные». Рассказ для детей продолжает показывать ребёнку реалистичную картину жизни домашних питомцев, герои рассказов могут быть наделены могут быть более реальными представителями мира домашних животных. Классики рекомендуют использовать для рассказывания детям следующие произведения: «Это все кошки», «Это все собаки» Н. Акимушкина и др.

Северные жители и дети

Часто малыши, зная достаточно хорошо мир начинают интересоваться другими обитателями планеты, их жизнью, повадками, условиями существования. Удобным объектом для изучения в этом случае будут животные, проживающие в условиях севера. Специфика изучения таких животных в том, что, с одной стороны, близки и немного знакомы детям, с другой стороны, несколько отличаются от обычных обитателей леса Для детей рассказ несёт в первую очередь познавательную и развивающую функцию: совершенствуются навыки сравнения животных леса и северных животных, определения сходства и различия между ними, их образа жизни. Главные герои таких рассказов могут быть наделены человеческими качествами, например, как медвежонок Умка в сказке о северных медведях. Такой образ будет близок и интересен детям, к тому же понятен. Дети постарше также охотно ассоциируют жителей Крайнего Севера со сказочными героями и персонажами.

Рассказы детей о собственных наблюдениях

Слушая рассказ взрослого об интересном мире животных, ребёнок мысленно попадает в этот удивительный мир, дышит атмосферой леса, путешествует вместе с педагогом. Постепенно ребёнок привыкает к таким рассказам, по мере взросления понимает, что чудесный мир рассказа близок к сказке, но в то же время полностью воссоздаёт реальность. У большинства детей возникает желание самостоятельно проговаривать истории из жизни маленьких друзей. Изначально дети просто копируют рассказы педагога, пересказывая их родителям, братьям, сестрам, соседям, друзьям. Постепенно процесс рассказывания совершенствуется, ребёнок уже самостоятельно описывает повадки и условия существования знакомых ему животных. Педагогу и родителям необходимо следить, чтоб рассказы, придуманные детьми о животных,близко отражали реальность существования диких или домашних питомцев.

Реалистичные рассказы о животных для детей

Детям младшего дошкольного возраста наделение животных человеческими качествами помогает быстрее и полнее представить жизнь и привычки маленьких домашних питомцев и зверей в лесу. В силу специфики мышления ребёнка-дошкольника такой метод часто бывает необходим для улучшения качества обучения. Реалистичный рассказ о животных для детей призван дать детям старшего возраста понятие о том, что симпатичные маленькие питомцы - не игрушки! У каждого животного свои повадки и свой характер, поэтому нельзя взять котенка или собачку на несколько дней, а потом безжалостно выкинуть на улицу, так как животное не просто привыкает к людям - оно им доверяет. Реалистичные рассказы помогут малышам понять правила содержания домашних питомцев, особенности ухода за ними, меру ответственности при принятии решения взять в дом маленького четвероногого друга. Рассказы про животных детям старшего дошкольного возраста подбираются с учётом реалистичности и специфики мышления ребёнка-дошкольника. Образы животных в детских рассказах, наряду с реалистичными чертами и повадками, могут выступать как интересные малышам и близкие для восприятия.

Учёт возрастной категории малышей при подборе рассказов о животных

Подбирая ассортимент детских рассказов для работы с детьми дошкольного возраста, следует учитывать возраст ребёнка-дошкольника. Рассказ о животных для детей младшего возраста отличается простотой построения, мелодичностью звучания и доступностью образов. Они небольшие по объёму, главными героями в таких рассказах, как правило, выступают знакомые малышам персонажи: котики, собачки, зайчик. По мере взросления ребёнка усложняются и образы сюжета рассказа для детей. Малышам среднего дошкольного возраста уже доступны для восприятия экзотические персонажи: обезьяна, слон, тигр. Кроме того, активно включаются в сюжеты детских рассказов животные леса: белка, лиса, волк, медведь. Не стоит забывать также и о домашних питомцах, на этом возрастном этапе происходит уже формирование дифференциации: домашние и дикие животые.

Рассказы о животных для старших дошкольников и младших школьников

Старшим дошкольникам, как и младшим школьникам, рассказы следует подбирать как со сказочными элементами, так и реалистичные, для формирования целостной картины отражения окружающего мира. Естественно, что и животные для рассказов детям старшего дошкольного возраста подбираются без ограничений, так как задача педагогов и родителей на этом этапе - расширение кругозора ребёнка и всесторонней осведомлённости о предметах окружающей среды. К этому возрастному периоду уже активно сформированы процессы классификации и обобщения, поэтому дети, развивающиеся в норме, без проблем соотносят животных и среду обитания, повадки и привычки животного и правила ухода за ним.

Для отработки навыка чтения начинающим читать детям требуются простые в понимании и по словарному составу тексты. Тут подойдут короткие рассказы о животных.

Рассказы, сказочные и не очень, о животных полезны не только для школьников, но и для начинающих читать дошкольников, потому что кроме навыков чтения расширяют кругозор ребят. С примерами текстов можно познакомиться .

Понимание и запоминание значительно облегчаются. Не все дети (по разным причинам) любят рисовать. Поэтому мы придумали рассказы к раскраскам : читаем текст и раскрашиваем животное. Сайт "Нестандартные дети" желает успехов.

Короткие рассказы о животных .

Рассказ о белочке.

Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.

Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»

Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?

Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

Рассказ о сове.

В северных лесах живёт сова. Но не простая сова, а полярная. Эта сова белая. Лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья берегут ноги птицы от мороза.

Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Спрячется в снегу и подкараулит мышку. Глупая мышка не заметит.

Рассказ о лосе.

Старый лось долго ходил по лесу. Он очень устал. Остановился лось и задремал.

Приснилось лосю, что он ещё маленький лосёнок. Он идёт с мамой по лесу. Мама ест ветки и листья. А лосёнок весело прыгает по тропинке рядом.

Вдруг кто-то страшно загудел около уха. Лосёнок испугался и побежал к маме. Мама сказала: "Не бойся. Это шмель. Он лосят не кусает".

На лесной поляне лосёнку понравились бабочки. Сначала лосёнок их не заметил. Бабочки смирно сидели на цветах. Лосёнок поскакал на полянке. Тут бабочки взлетели в воздух. Их было очень много, целый рой. А одна, самая красивая, села лосёнку на нос.

Далеко за лесом загудел поезд. Старый лось проснулся. Он отдохнул. Можно идти дальше по своим делам.

Рассказ об олене.

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Рассказ о лисе.

У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.

Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.

Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.

К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.

В раннем детстве все дети любят сказки. Но приходит возраст, когда родители и школа подбирают более реалистичную литературу для ребенка. Рассказы про животных обогатят знания об окружающем мире, расширят словарный запас. Сегодня я расскажу вам о 5 книгах содержащих замечательные произведения, некоторые из них разберу подробно.

Для более маленьких читателей, которые увлечены животным миром, я уже написала в отдельной статье.

Издательство Акварель выпустило замечательную книгу с рассказами Николая Сладкова и иллюстрациями Евгения Чарушина. Наш экземпляр в мягкой обложке, размера А4, с матовой, плотной, белоснежной бумагой. В книге всего 16 страниц и я конечно понимаю, что нет смысла делать твердую обложку. Но хотелось бы .

В этой книге рассказы про животных чем-то похожи на сказки, но не стоит обманываться. Они повествуют нам о реальных фактах. Чуть ниже мы разберем с вами одно из произведений для наглядности.

В книгу вошли рассказы:

  • Почему ноябрь пегий? – о погодных условиях в ноябре;
  • Незваные гости – о птицах и насекомых пьющих сладкий кленовый сок;
  • Медведь и солнце – о том как медведь просыпается весной;
  • Лесные силачи – о грибах, которые удерживают на своих шляпках листики, улиток и даже лягушку;
  • Бежал ежик по дорожке – о том чем питается еж и какие опасности подстерегают его в лесу.

Сладков “Бежал ежик по дорожке” – читать

Бежал ёжик по дорожке – только пяточки мелькали. Бежал и думал: “Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу”. Повстречался с Улиткой и говорит:

– Ну, Улитка, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.

Глупая Улитка говорит:

Пустились Улитка и Ёж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку, хруп и съел.

– Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.

Пустились Лягушка и Ёж. Прыг-прыг Лягушка, туп-туп-туп Ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

“Ничего, – думает Ёж, – у меня ноги быстрые, колючки острые. Я Улитку съел, Лягушку съел – сейчас и до Филина доберусь!”

Почесал храбрый Ёж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно:

– Давай, Филин, наперегонки. А коли догоню – съем!

Филин глазищи прищурил и отвечает:

– Бу-бу-будь по-твоему!

Пустились Филин и Ёж.

Не успел Ёж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него Филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом.

– Крылья мои, – кричит, – быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не Лягушка с Улиткой – сейчас целиком проглочу да и колючки выплюну!

Испугался Ёж, но не растерялся: съёжился да под корни и закатился. До утра там и просидел.

Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

Бежал ежик по дорожке – краткое содержание

Как вы видите, рассказы про животных в данной книге достаточно короткие. Написаны они живым языком, привлекающим внимание ребенка. Многих малышей привлекают ежики, они кажутся им милыми созданиями, с вытянутой мордочкой, умеющие сворачиваться как игрушечный мячик. Но как я написала выше, приходит момент, когда можно и нужно дать подросшему сознанию истинную информацию. Николай Сладков делает это великолепно, не вуалируя сущности этого маленького животного.

Давайте вспомним, что показано во всех детских книгах в качестве еды для ежика? Желуди, грибы, ягоды и фрукты. Большинство проносят эти знания через всю жизнь . Но верны они наполовину. Это милое существо также питается улитками, дождевыми червями, разнообразными насекомыми, мышами, змеями, лягушками, птенцами и яйцами птиц.

Прочитав рассказ Сладкова “Бежал ежик по дорожке”, обсудите с ребенком его краткое содержание. Поясните, что милому колючему зверьку не достаточно только насекомых для пропитания. Он отличный охотник и к тому же прожорлив, особенно после спячки. Из произведения видно, что он питается улитками и лягушками, вы можете расширить рассказ, если считаете, что ваше дитя готово к восприятию данной информации. Также автор показывает нам, что у самих ежей есть враги. В рассказе говорится о филине, который на самом деле в природе является их главным врагом. Расширить кругозор ребенка можно рассказав ему о других врагах: барсуках, лисице, кунице, волке.

В конце можно посмотреть интересный документальный фильм о жизни ежей. Множество интересных фактов, отличное качество съемки. Сядьте вместе с ребенком и посмотрите видео вместе, делая комментарии об известных уже вам фактах или наоборот, обращая внимания на те, которые стали новыми. Мы с Александром приготовили поп корн и окунулись в познание жизни этих животных.

Житков “Мангуста”

Книга в Лабиринте

Продолжу обзор этим интересным рассказом Бориса Житкова, который поместился в тонком экземпляре выпущенном тем же издательством Акварель. Книга уже была описана мною достаточно подробно в статье . Перейдя по ссылке вы сможете прочесть краткое содержание рассказа, а также посмотреть видео “Мангуст против кобры”. Очень советую это произведение старшим дошкольникам и младшим школьникам. Мы с сыном перечитали его три раза за последние 5 месяцев, и каждый раз, обсуждая прочитанное узнавали для себя что-то новое из жизни мангустов.

Паустовский “Растрепанный воробей”

Книга в Лабиринте

Описывая рассказы про животных, я не могла оставить в стороне прекрасную книгу выпущенную издательством Махаон. Она идеально подошла моему сыну, которому сейчас 5 лет 11 месяцев, так как в ней собраны рассказы и сказки Константина Паустовского. К серии Библиотека детской классики, я присматривалась уже давно. Но зная погрешности данного издательства, долго не могла решиться. И как оказалось – напрасно. Твердая обложка с тиснением. Страницы не очень плотные, но и не просвечивают. Картинки на каждом развороте, достаточно приятные для восприятия. На 126 страницах разместились 6 рассказов и 4 сказки.

  1. Кот-ворюга
  2. Барсучий нос
  3. Заячьи лапы
  4. Жильцы старого дома
  5. Собрание чудес
  6. Прощание с летом
  7. Квакша
  8. Растрепанный воробей
  9. Дремучий медведь
  10. Заботливый цветок

Я разобрала подробней сказку, которая полюбилась нам с сыном. Она называется также как вся книга “Растрепанный воробей”. Скажу сразу, что несмотря на то, что у воробья есть имя и он совершает поистине сказочный поступок, данное произведение наполнено реальными фактами о птичьей жизни. Язык написания настолько красив и богат! А сама история настолько сентиментальна, что читая ее 2 раза, я оба плакала.

Начав писать краткое содержание, описывать главных героев и главную мысль произведения, я поняла, что нужно мою улетевшую фантазию выносить в отдельную статью. Если вы задумались о том, подходят ли произведения Паустовского по возрасту вашему ребенку или если у вас есть дети школьного возраста, то прошу вас . Данную сказку проходят в школе с заполнением читательского дневника, надеюсь, что написанное мною, поможет в выполнении задания вашим детям.

Котенок Пушинка, или Рождественское чудо

Книга в Лабиринте

Рассказы про животных бывают более документальными или более милыми. В серию “Добрые истории о зверятах” от издательства Эксмо вошли именно милые истории. Они учат добру и возникает желание завести прекрасного лохматика у себя дома. Автор Холли Вебб написала несколько книг о котятах и щенятах. Помимо того, что они рассказывают нам о жизни животных, события происходят в интересной истории. Читатель хочет продолжать чтение, переживает за малыша, узнавая попутно какая разная жизнь зверей.

Из всей серии у нас есть только одна книга Холли Вебб “Котенок Пушинка, или рождественское чудо”, приобретенная в прошлом году. я описывала в отдельной статье, но данное произведение туда не попало, так как мы не успели его прочесть. Издательство рекомендует его детям после 6 лет. Можно читать и в 5, но тогда придется разделить чтение по главам, так как малышу будет сложно слушать длинную историю за один присест. На сегодняшний день, когда моему сыну почти 6 лет, нам удобно читать ее в 2 захода.

Шрифт книги радует действительно крупным размером, так что читающие дети смогут, без риска для зрения, читать самостоятельно. Иллюстрации черное-белые, но очень милые. Единственный минус, это их малое количество. На данный момент, Александр спокойно слушает историю, практически без картинок. Но еще год назад именно этот момент был камнем преткновения.

Из-за этих двух факторов: длинный текст и малое количество иллюстраций – я и советую книгу детям в возрасте 6-8. Сам же текст написан легким языком, имеет интересные повороты событий. Рассказы про животных Холли Вебб мне близки по восприятию и я планирую прибрести еще одну книгу из данной серии, теперь уже про щенка.

Краткое содержание “Котенок Пушинка, или рождественское чудо”

Главными героями являются котенок Пушинка и девочка Элла. Но они встретились не сразу, хотя любовь друг к другу испытали с первого взгляда. Началось все с того, что на ферме, которая расположена на окраине маленького городка, у кошки родились 5 котят. Один из котят оказался по размеру намного меньше братьев и сестер. Девочка с мамой, проживавшие на ферме, подкармливали котенка из пипетки, в надежде, что тот выживет. Через 8 недель котята окрепли и им нужно было искать дом, для чего были вывешены объявления. Все, кроме Пушинки быстро нашли себе хозяев. А самой маленькой, слабенькой, но в тоже время пушистой и обаятельной кошечке, это не удавалось.

И вот на ферму, чтобы купить рождественские венки, заехали мама с Эллой. Девочка увидела котенка и сразу готова была его забрать. Но мама была совсем не мила по отношению к этой идее. Элле пришлось уступить и уехать без милой Пушинки. Но вернувшись домой девочка так загрустила, что родители решили уступить, при условии, что дочь будет должным образом ухаживать за котенком. Какого же было их удивление, когда вернувшись на ферму они узнали, что Пушинка пропала.

Не мало выпало на долю малышки, которая решила пуститься на поиски девочки, ведь она ей так понравилась! Котенок встречает по дороге крысу, таксу и ее хозяина злюку, кота хозяйствующего на улице и лису, которая спасла ей жизнь. Читатель как будто переживает вместе с котенком, холод декабрьских ночей, голод и злобу окружающего мира. Так и хочется крикнуть: “Люди, остановитесь! Посмотрите под ноги! Вы готовитесь к празднику добра, так сотворите добро!”.

Как и все рождественские истории, эта заканчивается счастливым концом. Не сразу встретились добрая девочка и милая маленькая Пушинка. Но увиделись они благодаря чуду, которое всегда происходит в канун Рождества .

Рассказы про животных Е. Чарушина – Тюпа, Томка и Сорока

Книга в Лабиринте

Эту книгу я поставила на последнее место, так как рассказы про животных написанные Евгением Чарушиным, не захватили нас. Они действительно о зверях и птицах, но язык для чтения не певучий. При чтении у меня всё время возникало ощущение, что я “спотыкаюсь”. Сами произведения заканчиваются как-то резко. Как будто предполагалось продолжение, но автор передумал. Тем не менее, кто я такая, чтобы критиковать писателя, произведения которого вошли в библиотеку школьника. Поэтому просто опишу их в нескольких фразах.

Главными героями рассказов являются:

  • Тюпа;
  • Томка;
  • Сорока.

Но нет ни одной истории где бы они встретились вместе. В книгу вошли 14 произведений, 3 из которых про котенка Тюпу, 1 про Сороку и 6 про охотничью собаку Томку. Рассказы про Томку нам с сыном понравились больше всего, в них чувствуется законченность. Помимо этого в книге есть рассказы про кота Пуньку, двух мишек, лисят и скворца. Узнать факты из жизни животных, прочитав произведения Е. Чарушина можно, НО! родителю придется сильно дополнить их информацией, объяснениями, видео, энциклопедическими данными. В общем, поработать над ними не меньше, а точнее больше, чем над теми, которые описаны мною выше.

Уважаемые читатели, на этом я закончу мой сегодняшний обзор. Надеюсь, что описанные мною рассказы про животных, дали вам возможность выбрать что именно нужно вашему ребенку. С какими животными вы хотите его познакомить. И чем можете дополнить информацию полученную из книг. Буду вам очень благодарна если вы поделитесь в комментариях своими впечатлениями о статье. Если же считаете, что данная информация будет полезна к прочтению другим родителям, поделитесь ею в соц. сетях используя кнопки ниже.

23 книги о животных, которые понравятся любому ребенку

Что почитать юному сапиенсу, который всей душой тянется к живому? Или – для того, чтобы душа вернее к нему потянулась?

Мы уже вспоминали , как “Необыкновенные приключения Карика и Вали”, “В стране дремучих трав”, “КОАПП! КОАПП! КОАПП!”, рассказы Виталия Бианки. Но в мире еще немало книжек, которые делают человека человеком, рассказывая о его животных родичах.

ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

Ондржей Секора “Муравей Ферда”

Очень доброе и милое, но при этом совершенно не розово-сопливое чтение для малышни о жизни мелких интересных козявок. Улитки, кузнечики, жуки живут вполне человеческой жизнью, но при этом ребенок получает инфу об их реальных названиях и особенностях. Главный герой, муравей Ферда, как полагается, добрый, храбрый и милейший персонаж.

Евгений Чарушин “Рассказы о животных”

“Волчишко”, “Яшка”, “Кошка Маруська”, “Тюпа, Томка и сорока”… Помните? Как мы их любили! Возможно, рассказы Чарушина немного сентиментальные и старомодные по стилю для современной малышни. Но многие их наверняка полюбят. А чарушинские рисунки – ими просто невозможно не очароваться!

Феликс Зальтен “Бемби”

Самый знаменитый на свете олененок, его пугливые и благородные родичи, а также разнообразные лесные друзья (а опосредованно – и опасные недруги) учат ребенка удивляться миру и сосуществовать с ближними. А вы знали, что эта мимимишная детская книжица была в свое время запрещена Гитлером?

Элвин Брукс Уайт “Паутинка Шарлотты”

Трогательные книжки о мелких, но весьма славных персонажах. От литературного родителя знаменитого мышонка Стюарта Литтла – на этот раз история о поросенке, который дружил со всеми вокруг, от девочки до паучихи. И которому дружба очень помогла в нелегкой поросячьей жизни.

Вера Чаплина “Забавные животные”

Писательница Вера Чаплина всю жизнь, с шестнадцати лет, проработала в Московском зоопарке. Выкармливала осиротевших зверят, организовывала площадку молодняка – и знала о своих питомцах все на свете, и этим знанием поделилась с человеческими детенышами.

Ольга Перовская “Ребята и зверята”

Дети людей и дети зверей – они всегда тянутся друг к дружке. В книжке Перовской описано несколько историй их взаимной дружбы. Эта написанная почти сотню лет назад безобидная книжка и даже диафильмы по Перовской о зверушках в сороковые-пятидесятые годы не издавались, потому что писательница была репрессирована. И все же несколько поколений на ней – этой книжке – успешно выросли.

Константин Паустовский “Заячьи лапы”

Простые и ясные, лиричные и наблюдательные – тексты Паустовского от времени не портятся. Все такое знакомое, такое родное – и одновременно неизведанное. Писатель говорил, что все описанное им – из собственного опыта, и при этом каждый случай, каждый рассказ открывал для него самого что-нибудь новое о природе.

ДЛЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Редьярд Киплинг “Книга джунглей”

Киплинг пытался писать поучительно и воспитательно, но получалось у него необыкновенно увлекательно – талант не спрячешь. Маугли и его зверская компания, пестрая и разношерстная, из экзотических джунглей, а также маленький, но смелый Рикки-Тикки-Тави – любимые детские герои форэва.

Антон Чехов “Каштанка”

“Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу” трогала наши сердца, когда мы сами были школьниками. Как мы за Каштанку-Тетку волновались, как сочувствовали ее собачьей судьбе! И в финале испытывали смешанные чувства, не зная, больше радоваться возвращению в “семью” – или потере карьеры, таланта и заботливого “импресарио”…

Ричард Адамс “Необыкновенные приключения кроликов” (или “Обитатели холмов”)

Если вы по какой-то причине в детстве разминулись с этой удивительной книжкой, то увидев ее, хватайте непременно: сами же наверняка получите не меньше удовольствия, чем потомки. Крутые приключения в сюжете, обаятельные персонажи каждый со своим ярким характером, неподражаемый “кроличий язык” и фольклор… Море удовольствия.

Джеральд Даррелл “Моя семья и другие звери”

Даррелл-младший – он, разумеется, наше всё. И ребенок, который тянется душой ко всему живому от многоножки до слона, неизбежно прочтет у него всё – и на какое-то время забредит им и забудет обо всем остальном. А начать погружение в мир Даррелла можно с “Моей семьи”. Рассказ о том, как из мальчика рос великий натуралист, божественная природа Корфу… Ну и семейка очень колоритная, забавная.

Бернгард Гржимек “Австралийские этюды”

Гржимек, как и его коллега Даррелл, всю жизнь тесно общался с животными и написал о них немало: “Братья наши меньшие”, “От кобры до медведя гризли”, “Животные – жизнь моя”… Мы выбрали из его наследия книжку о фауне Австралии, ведь для нас это все какие-то сказочные, фантастические края: там прыгучие кенгуру, милые мишки-коалы, странные утконосы и вомбаты. С такой компанией не соскучишься!

Эрнест Сетон-Томпсон “Рассказы о животных”

Волки и лисы, олени и мустанги – вот кто здесь главные герои. Они любят, страдают, ищут счастье. Канадец Сетон-Томпсон рассказывает о животных, как о людях – с любовью и вниманием. Этому пристальному и неравнодушному взгляду на “дикий мир” потом учились поколения писателей – и читателей, конечно, тоже.

Джек Лондон “Белый Клык”

Оказывается, собачкой быть не всегда так хорошо и беззаботно, как ребенок может себе вообразить. Во всяком случае, наполовину собакой, наполовину волком, как Белый Клык. Лондон удивительно честный писатель, так что прочитать, какими разными бывают люди, как они относятся к собакам – небесполезно. И уж во всяком случае невероятно интересно. Книга читается как детектив, с победой добра над злом в конце, как это и должно быть.

Джеймс Кервуд “Бродяги Севера”

“Половину своей жизни он проводил в диких местах, а все остальное время писал об увиденном”, – писал Кервуд, явно о себе. Потомок индейцев из племени мохоков Кервуд исходил вдоль и поперек Северную Канаду – и притащил из лесных дебрей бесценные трофеи – свои рассказы. Так что когда он рассказывает о дружбе медвежонка и щенка, это вовсе не аллегория и не метафора. Там все правдашнее, живое, настоящее.

Шейла Барнфорд “Невероятное путешествие”

Канадка Шейла Барнфорд училась любить природу и писать о ней у Сетона-Томпсона и Кервуда. Главные герои ее книги – две охотничьи собаки и сиамская кошка – отправились искать хозяина. Их мушкетерский девиз “Один за всех и все за одного!”, верность и отвага ведут веселую мохнатую компанию через всю страну…

Серая Сова “Саджо и ее бобры”

Серая Сова – это имя, да! Этот факт уже должен очаровать ребенка. Индейское имя, куда более интересное, чем Арчибальд Стэнсфелд Билэйни. Автор-канадец принял его, женившись на индианке и поселившись с индейцами. А рассказывает Серая Сова о том, как девочка Саджо и ее братишка Шепиэн подружились с бобрятами – и о красоте природы Северной Америки.

Юрий Коваль “Недопесок”

Лучшая детская книга на все времена – вот какая это книга. А недопесок – подросток северного зверька, песца по имени Наполеон Третий. Песцы и собаки, школьники и дошкольники, взрослые люди и ночные созвездия описаны так, как только и можно описывать все живое: с нежной любовью. И читателю она неизбежно передается.

Пол Гэллико “Томасина”

Томасина – это кошка. И она хорошо помнит о своем божественном происхождении. А у кошки есть девочка. А у девочки есть отец, а у отца есть душевная рана… В общем, повесть печальная и берущая за душу. Да, о кошках: надо сказать, что кошачью жизнь автор знал досконально: у него самого дома их обитало аж 23 (двадцать три!).

Гавриил Троепольский “Белый Бим Черное ухо”

Мы долго думали, прежде чем включить эту книгу в наш список. Книга хороша. Книга берет за душу. Но как мы рыдали над ней, о наша несчастная детская психика! Можно ли пожелать таких переживаний кому-нибудь еще? Но ведь и правда: “Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать”…

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Джеймс Хэрриот “О всех созданиях – прекрасных и удивительных”

Книгу британского ветеринарного врача Хэрриота ребенок проглотит, не останавливаясь, забыв про все остальные дела. А потом попросит добавки. Ведь интересны не только котики и собачки, лошади и свиньи – но и то, как они болеют, как их лечат, как воспитывают. И как они воспитывают хозяев. Будьте осторожны, книга обладает побочным эффектом: после нее ребенок так захочет питомца, что устоять невозможно.

Терри Пратчетт “Кот без прикрас” (“Кот без дураков”)

Коты – они не только ценный мех и пушистые мурчалки, но и хулиганье еще то. Но ведь божественное же. “Вначале было слово, и это слово было Кот. Эту неколебимую истину возвестил народам кошачий бог через послушного своего ученика Терри Пратчетта…” Остроумно и задорно, и наверняка понравится всем вашим домашним хулиганам – и бесхвостым, и хвостатым.

Джеймс Боуэн “Уличный кот по имени Боб” и “Мир глазами кота Боба”

“Уличный кот по имени Боб” – автобиографическая книжка, в прошлом году занявшая 7 место в списке самых вдохновляющих подростковых книг. Автор действительно рос хулиганом, вырос наркоманом и стал бомжом. И вот однажды бездомный человек встретил бездомного рыжего котяру. Думал, возьмет только на время, помочь. Но тот не отставал. И жизнь обоих очень изменилась. Теперь они звезды. Их узнают на улицах Лондона, их знает весь ютуб с фейсбуком и твиттером. Так что взаимопонимание с меньшими братьями действительно может творить чудеса!

Фото на анонсе – Shutterstock

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Галка

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.
Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.
Она крикнула брату:
- Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?
- Ничего я не брал, - ответил брат.
Сестра поссорилась с ним и заплакала.
Бабушка услыхала.
- Что у вас тут? - говорит. - Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.
Бросились искать очки - нет очков.
- Только что на стол их положила, - плачет бабушка. - Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену?
И закричала на мальчика.

- Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?
Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, - а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся - да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.
Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:
- Говори, где мои очки?
- На крыше! - сказал мальчик.
Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.
Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:
- Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.
И помирились с братом.
Бабушка сказала:
- Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.


Вечер

Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.
А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая - Алёшку и не видать.
Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:
- Му-у!
Услыхал Алёшка мамин голос, вскочил на ноги и во весь дух домой.
Дома Машу подоили, надоили целое ведро парного молока. Налили Алёшке в плошку:
- На, пей, Алёшка.
Обрадовался Алёшка - давно молока хотел, - всё до дна выпил и плошку языком вылизал.

Напился Алёшка, захотелось ему по двору пробежаться. Только он побежал, вдруг из будки выскочил щенок - и ну лаять на Алёшку. Испугался Алёшка: это, верно, страшный зверь, коли так лает громко. И бросился бежать.
Убежал Алёшка, и щенок больше лаять не стал. Тихо стало кругом. Посмотрел Алёшка - никого нет, все спать пошли. И самому спать захотелось. Лёг и заснул во дворе.
Заснула и корова Маша на мягкой траве.
Заснул и щенок у своей будки - устал, весь день лаял.
Заснул и мальчик Петя в своей кроватке - устал, весь день бегал.
А птичка давно уж заснула.
Заснула на ветке и головку под крыло спрятала, чтоб теплей было спать. Тоже устала. Весь день летала, мошек ловила.
Все заснули, все спят.
Не спит только ветер ночной.
Он в траве шуршит и в кустах шелестит.


Про обезьянку

Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит:
- Хочешь, я тебе обезьянку дам?
Я не поверил - думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть «обезьянка». Не таковский я.
- Ладно, - говорю, - знаем.
- Нет, - говорит, - в самом деле. Живую обезьянку. Она хорошая. Её Яшкой зовут. А папа сердится.
- На кого?
- Да на нас с Яшкой. Убирай, говорит, куда знаешь. Я думаю, что к тебе всего лучше.
После уроков пошли мы к нему. Я всё ещё не верил. Неужели, думал, живая обезьянка у меня будет? И всё спрашивал, какая она. А Юхименко говорит:
- Вот увидишь, не бойся, она маленькая.
Действительно, оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет.
Юхименко закричал:
- Яшка, Яшка, иди, что я дам!
И засунул руку в карман. Обезьянка закричала: «Ай! ай!» - и в два прыжка вскочила Юхименке на руки. Он сейчас же сунул её в шинель, за пазуху.
- Идём, - говорит.
Я глазам своим не верил. Идём по улице, несём такое чудо, и никто не знает, что у нас за пазухой.
Дорогой Юхименко мне говорил, чем кормить.
- Всё ест, всё давай. Сладкое любит. Конфеты - беда! Дорвётся - непременно обожрётся. Чай любит жидкий и чтоб сладкий был. Ты ей внакладку. Два куска. Вприкуску не давай: сахар сожрёт, а чай пить не станет.
Я всё слушал и думал: я ей и трёх кусков не пожалею, миленькая такая, как игрушечный человек. Тут я вспомнил, что и хвоста у ней нет.
- Ты, - говорю, - хвост ей отрезал под самый корень?
- Она макака, - говорит Юхименко, - у них хвостов не растёт.
Пришли мы к нам домой. Мама и девочки сидели за обедом. Мы с Юхименкой вошли прямо в шинелях.
Я говорю:
- А кто у нас есть!
Все обернулись. Юхименко распахнул шинель. Никто ещё ничего разобрать не успел, а Яшка как прыгнет с Юхименки маме на голову; толкнулся ножками - и на буфет. Всю причёску маме осадил.
Все вскочили, закричали:
- Ой, кто, кто это?
А Яшка уселся на буфет и строит морды, чавкает, зубки скалит.
Юхименко боялся, что сейчас ругать его будут, и скорей к двери. На него и не смотрели - все глядели на обезьянку. И вдруг девочки все в один голос затянули:
- Какая хорошенькая!
А мама всё прическу прилаживала.
- Откуда это?
Я оглянулся. Юхименки уже нет. Значит, я остался хозяином. И я захотел показать, что знаю, как с обезьянкой надо. Я засунул руку в карман и крикнул, как давеча Юхименко:
- Яшка, Яшка! Иди, я тебе что дам!
Все ждали. А Яшка и не глянул - стал чесаться меленько и часто чёрной лапочкой.
До самого вечера Яшка не спускался вниз, а прыгал по верхам: с буфета на дверь, с двери на шкаф, оттуда на печку.
Вечером отец сказал:
- Нельзя её на ночь так оставлять, она квартиру вверх дном переворотит.
И я начал ловить Яшку. Я к буфету - он на печь. Я его оттуда щёткой - он прыг на часы. Качнулись часы и стали. А Яшка уже на занавесках качается. Оттуда - на картину - картина покосилась, - я боялся, что Яшка кинется на висячую лампу.
Но тут уже все собрались и стали гоняться за Яшкой. В него кидали мячиком, катушками, спичками и наконец загнали в угол.
Яшка прижался к стене, оскалился и защёлкал языком - пугать начал. Но его накрыли шерстяным платком и завернули, запутали.
Яшка барахтался, кричал, но его скоро укрутили так, что осталась торчать одна голова. Он вертел головой, хлопал глазами, и казалось, сейчас заплачет от обиды.
Не пеленать же обезьяну каждый раз на ночь! Отец сказал:
- Привязать. За жилет и к ножке, к столу.
Я принёс верёвку, нащупал у Яшки на спине пуговицу, продел верёвку в петлю и крепко завязал. Жилет у Яшки на спине застёгивался на три пуговки. Потом я поднёс Яшку, как он был, закутанного, к столу, привязал верёвку к ножке и только тогда размотал платок.
Ух, как он начал скакать! Но где ему порвать верёвку! Он покричал, позлился и сел печально на полу.
Я достал из буфета сахару и дал Яшке. Он схватил чёрной лапочкой кусок, заткнул за щёку. От этого вся мордочка у него скривилась.
Я попросил у Яшки лапу. Он протянул мне свою ручку.
Тут я рассмотрел, какие на ней хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка! Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку - раз - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. Вот и ребёночек!

Но тут меня погнали спать.
Я хотел Яшку привязать к своей кровати, но мне не позволили. Я всё прислушивался, что Яшка делает, и думал, что непременно ему надо устроить кроватку, чтоб он спал, как люди, и укрывался одеяльцем. Голову бы клал на подушечку. Думал, думал и заснул.
Утром вскочил - и, не одеваясь, к Яшке. Нет Яшки на верёвке. Верёвка есть, на верёвке жилет привязан, а обезьянки нет. Смотрю, все три пуговицы сзади расстёгнуты. Это он расстегнул жилет, оставил его на верёвке, а сам драла. Я искать по комнате. Шлёпаю босыми ногами. Нигде нет. Я перепугался. А ну как убежал? Дня не пробыл, и вот на тебе! Я на шкафы заглядывал, в печку - нигде. Убежал, значит, на улицу. А на улице мороз - замёрзнет, бедный! И самому стало холодно. Побежал одеваться. Вдруг вижу, в моей же кровати что-то возится. Одеяло шевелится. Я даже вздрогнул. Вот он где! Это ему холодно на полу стало, он удрал и ко мне на кровать. Забился под одеяло. А я спал и не знал. Яшка спросонья не дичился, дался в руки, и я напялил на него снова синий жилет.
Когда сели пить чай, Яшка вскочил на стол, огляделся, сейчас же нашёл сахарницу, запустил лапу и прыг на дверь. Он прыгал так легко, что, казалось, летает, не прыгает. На ногах у обезьяны пальцы, как на руках, и Яшка мог хватать ногами. Он так и делал. Сидит, как ребёнок, на руках у кого-нибудь и ручки сложил, а сам ногой со стола тянет что-нибудь.
Стащит ножик и ну с ножом скакать. Это чтобы у него отнимали, а он будет удирать. Чай Яшке дали в стакане. Он обнял стакан, как ведро, пил и чмокал. Я уж не пожалел сахару.
Когда я ушёл в школу, я привязал Яшку к дверям, к ручке. На этот раз обвязал его вокруг пояса веревкой, чтобы уж не мог сорваться. Когда я пришёл домой, то из прихожей увидал, чем Яшка занимается. Он висел на дверной ручке и катался на дверях, как на карусели. Оттолкнётся от косяка и едет до стены. Пихнёт ножкой в стену и едет назад.
Когда я сел готовить уроки, я посадил Яшку на стол. Ему очень нравилось греться около лампы. Он дремал, как старичок на солнышке, покачивался и, прищурясь, глядел, как я тыкаю пером в чернила. Учитель у нас был строгий, и я чистенько написал страницу. Промокать не хотелось, чтобы не испортить. Оставил сохнуть. Прихожу и вижу: сидит Яков на тетради, макает пальчик в чернильницу, ворчит и выводит чернильные вавилоны по моему писанию. Ах ты, дрянь! Я чуть не заплакал с горя. Бросился на Яшку. Да куда! Он на занавески - все занавески чернилами перепачкал. Вот оно почему Юхименкин папа на них с Яшкой сердился…
Но раз и мой папа рассердился на Яшку. Яшка обрывал цветы, что стояли у нас на окнах. Сорвёт лист и дразнит. Отец поймал и отдул Яшку. А потом привязал его в наказанье на лестнице, что вела на чердак. Узенькая лесенка. А широкая шла из квартиры вниз.
Вот отец идёт утром на службу. Почистился, надел шляпу, спускается по лестнице. Хлоп! Штукатурка падает. Отец остановился, стряхнул со шляпы. Глянул вверх - никого. Только пошёл - хлоп, опять кусок извёстки прямо на голову. Что такое?
А мне сбоку было видно, как орудовал Яшка. Он наломал от стенки извёстки, разложил по краям ступенек, а сам прилёг, притаился на лестнице, как раз у отца над головой. Только отец пошёл, а Яшка тихонечко толк ножкой штукатурку со ступеньки и так ловко примерил, что прямо отцу на шляпу, - это он ему мстил за то, что отец вздул его накануне.
Но когда началась настоящая зима, завыл ветер в трубах, завалило окна снегом, Яшка стал грустным. Я его всё грел, прижимал к себе. Мордочка у Яшки стала печальная, обвисшая, он подвизгивал и жался ко мне. Я попробовал сунуть его за пазуху, под куртку. Яшка сейчас же там устроился: он схватился всеми четырьмя лапками за рубаху и так повис, как приклеился. Он так и спал там, не разжимая лап. Забудешь другой раз, что у тебя живой набрюшник под курткой, и обопрёшься о стол. Яшка сейчас лапкой заскребёт мне бок: даёт мне знать, чтоб осторожней.
Вот раз в воскресенье пришли в гости девочки. Сели завтракать. Яшка смирно сидел у меня за пазухой, и его совсем не было заметно. Под конец раздали конфеты. Только я стал первую разворачивать, вдруг из-за пазухи, прямо из моего живота, вытянулась мохнатая ручка, ухватила конфету и назад. Девочки взвизгнули от страха. А это Яшка услышал, что бумагой шелестят, и догадался, что едят конфеты. А я девочкам говорю: «Это у меня третья рука; я этой рукой прямо в живот конфеты сую, чтоб долго не возиться». Но уж все догадались, что это обезьянка, и из-под куртки слышно было, как хрустит конфета: это Яшка грыз и чавкал, как будто я животом жую.