Коррупция как угроза национальной безопасности. Коррупция – угроза национальной безопасности России

Коррупция как угроза национальной безопасности

Масштабы коррупции как в России, так и в других странах мира, степень негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена. Речь идет уже не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, но о складывающейся системе, которая является серьезным вызовом национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия, о которых пойдет речь в данной статье.

Гигантские ресурсы России являются тем «магнитом», который притягивает различные силы как внутри страны, так и за рубежом, включая интересы ТНК и МНК, государственных образований, использующих все имеющиеся в их распоряжении ресурсов – воздействие через правительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку и критику тех или иных решений российского руководства), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д. Попытки различными способами воздействовать на принятие управленческих решений государственными структурами России различного уровня начинают обретать в том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условиях предстоящих выборов 2007-2008 годов, когда появляется возможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органы государственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономических групп, причем, используя не столько политический ресурс типа «оранжевых революций», но в первую очередь, используя финансовое лоббирование своих представителей, создавая организованные преступные группы по функционированию системы «отката» в сфере расходования бюджетных средств, что также является элементом закамуфлированной коррупции.

Причем, вред от коррупции такого качества выражается в нескольких крупных измерениях: принятие выгодного конкретных людям, организациям или государствам решений, невыгодных России; отток денежных средств за рубеж; неконтролируемое повышения спроса в потребительских секторах экономики, как следствие – рост цен в различных секторах экономики и инфляция; усиление без того сильного социального расслоения; дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.

В этой связи анализ нового качества коррупции как социально-экономического явления, выработка механизмов противостояния этому феномену становится жизненно важным для российского государства.

Первым важным шагом становится уточнение понятий, квалификация данного вида преступления в экономической сфере, уяснение природы данного явления. Его сущностью является слияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ.

Основным источников коррупции является формирование конкретных хозяйствующим субъектом сверхприбыли для взяток («откатов»). Вторым источником – привлечение средств из-за рубежа.

Внутри страны сверхприбыль образуется в ряде криминальных сфере (наркоторговля, торговля людьми, торговля контрафактной продукцией, контрабанда, нелегальное производство и торговля алкогольной продукций и т.д.) а также в процессе хозяйственной деятельности, в том числе выполняемой на основе бюджетного финансирования (как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохождения денежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций). Сверхприбыли в хозяйственной сфере, как правило, могут быть получены от завышения стоимости выполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как в случае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также в результате снижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты в конвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижение накладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков и т.д.). Значительную роль в завышении стоимости работ играют также «услуги» контрольно-надзорных органов, которые используют свои функции согласования как способ коммерциализации деятельности.

Инструментом реализации преступных схем является банковская сфера, а также неправительственные и некоммерческие организации, которые, однако, являются лишь элементом схемы организации «криминального транзита», в том числе бюджетных средств, финансовым (платежно-расчетным) инструментом слияния потенциала теневой экономики, организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупции и подкупа должностных лиц.

Поэтому первым важным вопросом в этом процессе является уверенность исполнителей (криминальных либо некриминальных, в том числе работающих в сфере госзаказа) в получении будущих сверхприбылей и авансирования ими собственных денежных средств на взятки и откаты на этапах предварительного формирования госзаказа, выделения и прохождения финансовых ресурсов.

Второй важный вопрос: общая экономическая ситуация, в которой существуют огромный социальный разрыв между слоями населения и регионами, создающий финансовое давление на явно более бедную бюджетную сферу (чиновник не может дать взятку чиновнику за счет собственной зарплаты, не получив ее прежде из коммерческой структуры).

Третий важный вопрос: существование «закрытых» сегментов экономики, организованных как корпоративные, часто монопольные структуры, в том числе в сфере электроэнергетики, нефти и газа, коммуникации, информационных ресурсов, «методик МЭРТа» и т.д. Банковский сектор экономики, в отличие от названных, является наиболее прозрачным. Более того, банкам и их руководителям откатные деньги не достаются, а часто и не нужны и они оказываются в роли «транзитного ресурса», который можно использовать, поощрять либо уничтожать и отстреливать, выставлять крайними в коррупционных дела. Банки в лучшем случае берут «процент за обналичку». «Откатные» средства в первую очередь возвращаются в бюджетные сферы, а также уходят на конкретные предприятия, являющиеся исполнителями заказов. Это проблема общего состояния экономики, в которой банковская деятельность в настоящее время может быть использована в большей мере как инструмент контроля денежных потоков.

В этой связи цель борьбы с коррупцией – разрушение ее финансового потенциала в виде организованной преступности, теневой экономики, международных хозяйствующих субъектов.

Задача: пресечение расхищения бюджетных средств путем разрушения системы «криминального транзита» и «криминального консенсуса» в системе бюджет-госчиновники-теневая экономика-оргпреступность.

Предлагаемый комплекс мер:

· осуществить мобилизацию политической воли для реализации национально-государственных интересов в части защиты бюджетных расходов;

· в сфере «идеологии права» приравнять бюджетные хищения к идеологии терроризма, легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, деятельности организованных преступных сообществ, отойдя от «щадящих» форм юридической оценки, таких как «нецелевое использование бюджетных средств» и «хищение». Данный феномен необходимо рассматривать как «криминализацию бюджетных средств в особо крупных размерах с последующим отмыванием». Это требует корректировки норм права об организованной преступности, о коррупции, о терроризме, о бюджете и т.д.;

· в части оценки действительной стоимости произведенных затрат: сформировать институт государственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемых материалов, стоимости иных ресурсов, а также профильные управления в рамках правительственных структур (строительные, информационные, спецоборудования и т.д., в том числе внутриведомственные, включая МВД);

· в части совершенствования законодательства об экономической деятельности хозяйствующих субъектов: законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющего заказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверх установленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишит получения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;

· в части контроля и использования бюджетных средств: вменить в обязанность осуществлять контроль за освоением средств по инвестиционным проектам на государственные банки, как это осуществлялось во времена СССР; унифицировать банковские процентные ставки на каждой стадии банковских проводок (РКЦ-транзитные банки, транзитные банки, коммерческие банки); отсекать участие в проводках бюджетных средств «банков-однодневок».

Академия экономической безопасности предлагает организовать рабочую группу по разработке такой концепции, которая могла бы стать основанием для систематической борьбы с данным феноменом.

коррупция россия противостояние источники

История человечества свидетельствует, что проявления коррупции известны издавна по всему миру и свойственны любым режимам и эпохам. Коррупция – это прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения . Также ее можно понимать как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды. Во многих обществах коррупционные действия, согласно правовым или административным инструкциям, нередко обычное явление и считаются нормальным поведением .

В последнее время дискурс коррупции крайне актуализирован, тему коррупцию обсуждают в СМИ, по ней защищаются диссертации , утверждается, что происходит институционализация коррупции, в частности А.А. Симонов отмечает, что об этом свидетельствуют, по крайней мере, следующие признаки:

Коррупция существует не только в качестве выражения индивидуального проявления жадности или стремления к наживе, но сформировалась в целостное социальное явление, выполняющее ряд функций («упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.» ).

Коррупционные отношения предполагают наличие непосредственных субъектов («принципал-клиент», патрон-агент) и осознанное субъектами разделение ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник).

Несмотря на латентный характер данного социального института в обществе, субъектами коррупционных взаимодействий воспроизводятся (приобретаются, осознаются и передаются) нормы, «правила игры», закрепленные в языке (сленг), жестах и символике».

Оценивая текущее состояние и факторы распространения коррупции и теневой экономики в России, коллектив авторов указывает, что прямые экономические потери от коррупции, по разным оценкам, составляют от 20 до 40 млрд. долл. в год. К прямым потерям эксперты относят и вывоз капитала. Утечка капитала (своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами, а также чистые ошибки и пропуски) составила в 2007 г. 44 млрд. долл. против 14 млрд. долл. в 1999 г. В целом за относительно благополучный период 1999-2007 гг. вывоз капитала составил 214 млрд. долл.;

− по данным Центрального банка РФ, чистый отток частного капитала из России в 2008 г. составил 129,9 млрд. долл.;

− потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25% от ВВП;

− выплаты в виде взяток чиновникам разных уровней составляют, по оценкам экспертов, до 10% от суммы сделки;

− теневой («ненаблюдаемый») сектор экономики охватывает, по некоторым оценкам, до 50% экономического оборота;

− наибольшее развитие коррупции проявляется в сырьевом и топливно-энергетическом комплексах, финансово-кредитной отраслях, налоговой и таможенной сферах, алкогольном бизнесе, в области приватизации государственной и муниципальной собственности и ряде других;

− чрезмерное давление Единого социального налога (ЕСН) провоцирует увод зарплат в теневой сектор: по данным Росстата, доля скрытой оплаты труда составляла в 1995 г. 17%, а в 2000-2006 гг. – уже 24–28%;

− ежемесячные издержки от преодоления «административных барьеров» в сфере торговли и производства исчисляются суммой от 18 до 19 млрд. руб., что составляет около 10% розничного товарооборота; по данным исследования коррупционного климата, проведенного компанией GfK в первом полугодии 2006 года, среди таких государств, как Россия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Италия, Латвия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Португалия, Австрия, Румыния, Греция, Словакия, Словения, Сербия и Черногория, Швеция, Украина и Великобритания, в России самым коррумпированным сектором (13% респондентов) были признаны организации и структуры, выдающие лицензии и сертификаты. Около 11% россиян считают правительство самым коррумпированным сектором. Около 7% респондентов назвали самым коррумпированным сектор здравоохранения;

− страна становится привлекательной для инвесторов, заинтересованных в отмывании криминальных капиталов;

− число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в силовых структурах РФ, по данным Главного военного прокурора, за девять месяцев 2008 года выросло более чем на 35% и составило 1401 преступление: при общем снижении количества преступлений рост количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составил 35,4% – 1401 преступление; в 3,2 раза увеличилось количество этих преступлений во внутренних войсках, в 1,6 раза – в органах и учреждениях МЧС РФ, более чем на 10% – в пограничных органах ФСБ РФ и на 24% – в Минобороны;

− средний размер взятки за последние годы увеличился более чем в 10 раз;

− в коррупционный доход превращаются в среднем 7% оборота компаний;

− в коррупционную систему России входят порядка 2,5 млн. человек.

Безусловно, несмотря на приведенные факты и то, что возникают громкие разоблачения (пресловутое дело Минобороны и пр.) нельзя однозначно говорить о ситуации, сложившейся в России в терминах моральных паник. Необходимо также иметь в виду геополитическое противостояние и попытки ряда структур дискредитировать российское государство в целом. В своей работе О.Матвейчев вскрывает двойные стандарты «Транспэренси Интернешнл», отмечая, что «они измеряют не уровень коррупции, а восприятие населением коррумпированности (частые слова об этом это восприятие повышают). Поэтому объяснимо, что Россия находится ниже коррумпированных стран Латинской Америки (где коррупция воспринимается как норма). К тому же все чиновники не коррумпированы – это просто не возможно, вопросы решают руководители. Взятки же гаишников, врачей, преподавателей – это реакция не только их, но и всего населения на их низкую зарплату – они просто «добирают» до нормального уровня жизни. Коррупция, безусловно, есть, но это не главная тема. Страны БРИКС жутко коррумпированы, но они развиваются, а в Северной Корее коррупции нет». Действительно, анализ тех же данных «Транспэренси Интернешнл» свидетельствует, что коррупция не является фактором роста, но она и не является, по меньшей мере, принципиальным препятствием.

Рядовой россиянин на фоне постоянного информационного фона, пропитанного темой коррупции, убежден в ее массовости и непобедимости, хотя сам, фактически, может с ней ни разу и не сталкиваться. Стремление власти снизить социальные отклонения, принимая нормативно-правовые акты, игнорирующие социальные законы и закономерности, создает социум, где население начинает жить по своим нормам, которые не всегда являются законными. Зачастую можно говорить об имеющихся забюрократизированности процедур, институциональных ловушках и собственном стремлении населения сократить их «коррупционными» действиями, т.е., фактически можно говорить о существующей уже довольно давно социальной поддержке коррупции.

В последнее время приняты два базовых федеральных закона: «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», существенно скорректировано федеральное и региональное законодательство в различных сферах общественных отношений, приняты также соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции, активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Имеются перспективные научные разработки в данной области, в частности в ходе проведенного исследования было найдено 103 управленческих решения.

По нашему мнению стоит продолжать борьбу с коррупционными проявлениями (особенно с феноменом «круговой поруки» коррупционеров) учитывая как социокультурные особенности России, так и тот факт, что исключительно криминологическая профилактика ее неэффективна (вся китайская верхушка – долларовые миллиардеры, несмотря на публичные казни и пр.). Исполнение закона «О противодействии коррупции», вступившего в силу с 1 января 2010 г. должно дополняться пропагандой в обществе патриотических и государственных ценностей. Самоорганизация населения и изменение общества путем личного самосовершенствования до сих пор имеют большой потенциал (главное средство борьбы против коррупции – честность; не веди нелегальный бизнес, не обходи закон, не предлагай взятку, не влезай в мошеннические схемы).

Нужна борьба не с самой коррупцией, поскольку объявленное ее искоренение может привести к разрушению реальных механизмов существования государства. Бороться надо с причинами, ее порождающими. Необходимо различать собственно коррупцию и политический симулякр .

Динамичное развитие России зависит не только от экономического роста, но и от информационной безопасности населения, от верных акцентов проводимой политики и понимании общества не как системы без изъянов.

Литература

1. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. – М.: Проспект, 2009. – С. 147.

2. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А–О). – М.: Вече, АСТ, 2001. – С. 332.

3. Алексеев С.В. Коррупция в переходном обществе: социологический анализ / Автореф. дис. докт. социол. наук. – Новочеркасск, 2008. – 42 с.

4. Безрукова И.В. Коррупция в Российской Федерации: сущность, особенности и основные направления противодействия (политологический анализ) / Автореф. дисс. канд. полит. наук. – М., 2011.

5. Симонов А.А. Механизм институционализации взяточничества в российском обществе // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса [электронный ресурс] / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012. – 1 CD ROM. – С. 2212.

6. Гилинский Я. Коррупция: теория и российская реальность [Электронный ресурс] / Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. URL.: http://www. http://sartraccc.ru (Дата обращения 01.02.2012).

7. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. – М.: Научный эксперт, 2009. – 304 с.

8. Матвейчев О. Что делать, Россия? Прорывные стратегии Третьего тысячелетия. – М.: Эксмо, 2011. – 352 с.

9. Сулакшин С.С., Ахметзянова И.Р., Вилисов М.В., Максимов С.В., Сазонова Е.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект). Монография. – М.: Научный эксперт, 2009. – 216 с.

10. Коррупционное и квалификационное «поражение» государственного управления в России. Материалы научного семинара. Вып. 8(38). – М.: Научный эксперт, 2011. – 96 с.

Одной из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода.

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Она присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Пожалуй, первым термин «коррупция» применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную («испорченную») форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители.

Прежде всего, необходимо рассматривать узкую и широкую трактовки коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

Коррупция - это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Взяточничество - вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующих фирм с целью достижения выгодной договорённости, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путём.

Существует мнение, что коррупция - это то, что на русском языке называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно было бы легко использовать термин «взяточничество» как синоним коррупции. Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось, прежде всего, с получением государственным служащим конкретной взятки (часто на основе её вымогательства) за какие-то определённые, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством.

Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей госаппарата и готов за это заплатить. Серьёзная угроза заключается также во вторжении коррупции в систему юстиции в целом и отравление правосудия, поскольку это с неизбежностью приведёт к деформированию общей практики правоприменения, сделает её менее цивилизованной и эффективной.

Анализ нынешней ситуации отчетливо свидетельствует о том, что в ряду угроз национальной безопасности России коррупция выдвигается на первое место. Причем в отличие от других вызовов, которые возникают помимо и независимо от воли государства (колебания конъюнктуры на мировых рынках, геополитические проблемы, террористическая опасность и т.д.) эта угроза является рукотворным делом российского чиновничества, чьим предназначением является стоять на страже интересов государства и общества.
Противодействие коррупции, а значит — повышение эффективности управления, экономики, общественных отношений, снижение угроз, стоящих перед страной — это трудная, кропотливая, долгосрочная задача. Но выбор таков: либо мы принимаем этот вызов, либо смиряемся с пребыванием в историческом тупике.

Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать) - термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Однако важны, как известно, не события, а явления. Важно не констатировать и даже не описать само событие, а познать истинную природу явления, выявить причины и условия, его порождающие. Но именно здесь среди ученых и практиков наблюдается значительное расхождение во мнениях. Существование коррупции признается всеми, но дальше единства в констатации данного факта дело не идет. Ни уровень коррупции в различных странах, ни ее значение не оцениваются учеными одинаково. Зачастую то, что воспринимается как коррупция в одной стране, не воспринимается как таковая в другой. Такое положение объясняется, во-первых, сложностью изучения коррупции как социального и этического явления; во-вторых, множественностью ее проявлений.

Опасность коррупции проявляется в различных аспектах: политическом, социально-экономическом, правовом, идеологическом.

Политическая коррупция наносит серьезный вред демократическому устройству общества. Как сказал еще в 1777 г. выдающийся англо-ирландский государственный деятель Эдмунд Бэрк: «Свобода не может существовать долгое время в обществе, где процветает коррупция». И хотя коррупция не обязательно приводит к краху демократии, она, несомненно, вызывает ее деградации. Очевидно, что коррупционеры у власти никогда не допустят свободы слова, появления серьезной оппозиции, проведения свободных выборов которые могут поколебать их власть. Политическая опасность коррупции выражается, прежде всего, в снижении управляемости общества и невозможности функционирования государственного аппарата. Речь идет как о экономических потерях государственного бюджета, приводящим к его дефициту и, следовательно, к невозможности полноценной реализации функций государства, во-вторых к разложению государственного аппарата вследствие коррупционной кадровой политики, в третьих - в снижении авторитета государства и государственных служащих среди населения, созданию их негативного, отрицательного образа, что зачастую приводит к социально-политическим потрясениям. Одним из примеров такого развития событий являются известные события, получившие общее название как «оранжевые революции".

Опыт большинства стран мира свидетельствует о том, что традиционные попытки победить или ограничить коррупцию только с помощью жестких правоохранительных мер не дают удовлетворительных результатов. По мнению многих ученых, такое положение дел объясняется тем, что коррупция реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения человека - богатства и власти. По мнению некоторых исследователей, происходящий в коррупционной системе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческими решениями) наделяет эту систему способностью к самоорганизации и, следовательно, к устойчивому самосохранению. К тому же сами официальные запреты и санкции чаще всего являются предметом купли-продажи и, чем они строже, тем выше их цена. Такое положение дел заставляет многих говорить о бесполезности борьбы с коррупцией и даже о признании ее неизбежным явлением и легализации некоторых форм коррупционных отношений.

Анализируя коррупцию в масштабах общества, нужно, прежде всего, иметь в виду то, что она экономически обусловлена и мотивирована. Главным мотивом, который движет коррупционером, является корысть, выражаемая в сумме материальных активов, которые он намерен присвоить. Даже если в тот или иной момент на первые роли в коррупционном взаимодействии могут выступить и иные мотивы, все равно, в конечном счете, речь идет о корысти. Этот момент как раз и облегчает противодействие коррупции. Дело в том, что экономическая деятельность достаточно формализована, имеет довольно четкие финансово-материальные параметры доступные внешнему контролю. Кроме того, она и предопределяет возможность определенных эффективных форм наказания за коррупционные правонарушения. Так, общепризнанно, что более действенными средствами уголовной репрессии за коррупцию являются не сроки лишения свободы, даже реальные, а такие как штраф в крупных размерах, конфискация имущества. Данные наказания обессмысливают коррупционные действия, не дают возможности дальнейшего использования результатов коррупционных акций.

Огромный вред, причиняемый коррупцией в экономической сфере, прежде всего можно оценить в увеличении стоимости экономических сделок. Как отмечают исследователи - как только возможность извлечения личной выгоды становится реальностью, в сторону отходят все законные критерии заключения контракта: стоимость, качество, условия поставки и т.д. Все это приводит к резкому завышению стоимости всех товаров и услуг, произведенных или оказанных в стране. Причем нужно иметь в виду, что сам продавец, как правило, взятки не платить, а закладывает их в цену товара. Это приводит к тому, что настоящим плательщиком коррупционной «ренты» является конечный потребитель, чаще всего рядовые граждане. Поэтому население в стране с развитой коррупцией, никогда не достигнет достойного уровня благосостояния, как бы государственная власть не ратовала за развитие и модернизацию экономики. Норма прибыли коррупционеров ничем не ограничена кроме их алчности и технической возможности изъятия материально-финансовых ценностей. При повышении объема и количества этих ценностей, создаваемых обществом, также будет повышаться и объем присваиваемых общественных богатств. Это положение четко подтверждают имеющиеся данные об объемах нелегальных финансовых утечек из страны, которые почти не коррелируют с реальной ситуацией в экономике. Таким образом, коррупция в экономической сфере приводит к деградации национального народного хозяйства, обнищанию масс населения, усилению социального неравенства.

Опасность коррупции в правовой сфере производна от политической и экономической коррупции. Дело в том, что право и правовая система в определенном смысле «обслуживают» политику и экономику. Соответственно коррупционные интересы не дают развиться праву в направлении создания такого правового режима в стране, в котором были бы немыслимы значительные коррупционные проявления. Здесь большое значение имеет активное лоббирование ими своих интересов, посредством коррумпированных депутатов Верховного Совета.

Проблемы национальной безопасности и коррупции в теоретическом плане схожи в том, что, несмотря на свою «популярность» имеют довольно размытые теоретические очертания. Несмотря на то, что в их основе не только доктринальные тексты, но и определенная нормативная правовая база, тем не менее, и национальная безопасность, и коррупция являются понятиями во многом неопределенными, что, конечно, сказывается и на развитии их теории и в практическом воплощении соответствующих теоретических наработок в реалиях государственно-правовой жизни.

Не вдаваясь сейчас в конкретный анализ понятия «национальная безопасность, отмечу только, что его основным недостатком представляется довольно широкий объем, который позволяет применять его в масштабах от классической военной безопасности до проблем языковой ситуации в обществе. В целом не оспаривая значимости многих современных кризисных явлений и их потенциальной опасности для развития общества, хочется все же большей ясности по их номенклатуре. В противном случае широта понятия национальной безопасности, насыщенного социально-политической экспрессией, может дезориентировать как общество, так и органы государственной власти, что, в конечном счете, приведет и к девальвации исходного понятия. Так, например, в сфере уголовно-правовой науки наметилась тенденция рассматривать конкретные преступления как угрозы национальной безопасности, что, учитывая тот факт, что в особенной части Уголовного кодекса содержится несколько тысяч составов преступлений, может привести к довольно абсурдной ситуации.

Не лучше положение с понятием коррупции. Как указывалось ранее оно является камнем преткновения в многолетних спорах специалистов. Претензии к дефиниции коррупции примерно те же что и к понятию национальной безопасности - отсутствие сущностного критерия позволяющего четко ограничивать это явления от явлений смежных.

Вместе с тем, даже не имея четкого доктринального представления о феноменах национальной безопасности и коррупции, общественность и органы государственной власти отдают себе отчет о той жизненной значимости явлений, которые стоят за указанными терминами. Поэтому вполне понятна та тревога и озабоченность, которой наполнены нормативные и политические тексты, посвященные этим проблемам.

Следует отметить также, что при внимательном изучении национальных стратегий национальной безопасности и противодействия коррупций также возникают некоторые вопросы о едином подходе к пониманию соотношения данных явлений. В то время как в стратегии противодействия коррупции явно и недвусмысленно говорится о ней (коррупции) как об одной из угроз безопасности Украины или даже системных угроз безопасности, в стратегии национальной безопасности коррупция рассматривается в ряду подобного рода явлений: преступностью, терроризмом и экстремизмом. Здесь возникает дисбаланс в понимании важности проблем.

В работах современных исследователей с тревогой подчеркиваются грозные признаки российской коррупции: системность, всеохватность, структурированность, иерархичность, латентность. Отмечается развитие политической коррупции, укрепление ее межрегиональных и международных связей, слияние с организованной преступностью. Именно эти обстоятельства породили всплеск антикоррупционной активности федеральных органов власти. Однако этот всплеск имеет те негативные черты, которые уже многократно проявлялись в подобного рода акциях. Речь идет об негативных чертах любой «кампанейшины»: бюрократизм, некомпетентность, приписки, карьеристские побуждения и т.п. Вообще следует различать политическую кампанию и «кампанейщину». Государство не может держать под постоянным контролем все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому государственная политика часто строится по типу кампаний, т.е. в зависимости от важности того или иного направления основные силы и средства концентрируются на этих участках. Далее после решения этих актуальных проблем, ставятся новые задачи. Яркий пример последних лет - т.н. «национальные проекты». Любая подобная кампания строится по определенному алгоритму, что позволяет достичь необходимых результатов. Однако всякую кампанию сопровождает «кампанейшина», т.е. набор негативных моментов связанных с субъективными потребностями части управленцев. Речь идет о стремлении занять новое служебное положение, скрыть свою некомпетентность, получить награды, использовать выделяемые материально-финансовые ресурсы и т.п. Яркий пример «кампанейшины» издержки современной ситуации: средства массовой информации наполнены сообщениями правоохранительных органов о резком росте привлеченных к ответственности коррупционеров, которыми на поверку оказываются врачи, учителя, работники полиции и т.п. Назвать их вслед за Президентом «врагом номер один» нашей государственности - очевидно невозможно. Однако статотчетность вполне благополучная. Поэтому следует отличать кампанию от «кампанейшины», тем более не подменять первую второй. Понятно, что современная борьба с коррупцией является актуальной политической кампанией, и нужно сделать все, чтобы она была более эффективной.

Указанное положение особым образом высвечивает положение коррупции в системе угроз национальной безопасности. Дело в том, что многие угрозы являются объективно выраженными, т.е. зримыми. Например, отставание в военной технике, боеприпасах, падение демографического потенциала, экстремизм и терроризм и т.п. факторы вполне очевидны, могут быть подвержены строгому объективному анализу. Другое дело - коррупция, которую часто сравнивают с внутренней болезнью государственного организма. Например, может существовать боеспособная войсковая часть, но с руководством пораженным коррупцией (граничащей с изменой) она вряд-ли станет настоящим оплотом государства. Подобного рода факты имели место в недавнем прошлом. Примерно также обстоит дело и в других сферах. При внешнем благополучии, руководство или мозговой центр организационных структур могут быть поражены коррупцией, что собственно сведет на нет эффективность этих сил обеспечения национальной безопасности.

Проблема коррупции как одной из угроз национальной безопасности требует своего переосмысления в направлении более четкого понимания негативной латентной роли коррупции во всех системах национальной безопасности. Здесь необходимо исходить из родовых качеств современной коррупции: системности, иерархичности, структурированность, связи с организованной преступностью, латентности. Следующим моментом, являющимся ключевым в работе по противодействию коррупции является признание ведущим субъективного человеческого фактора. Известный из истории лозунг «Кадры решают все!» лучше всего иллюстрирует антикоррупционную политику государства. Двигаясь в данном направлении, и возможно говорить о повышении эффективности мер противодействия коррупции.

Опасность коррупции для современного демократического государства определяется тем, что современная коррупция имеет ряд особенностей значительно повышающих ее опасность.

К таким особенностям относят:

1. Институционализация коррупции - это превращение ее из разряда преступлений отдельных чиновников в массовое социальное явление, которое становится привычным элементов социально-экономической системы. В ситуации реформирования значительных сфер общественных отношений, коррупция способна глубоко внедрится в структуры власти и экономики. Так, проведенная ранее широкая приватизация государственных хозяйствующих субъектов в Украине и других бывших социалистических странах породила невиданную коррупцию сопоставимую только с африканскими «банановыми» режимами. Как отмечают исследователи большая часть бывшей общенародной, государственной собственности досталась новым владельцам по откровенно преступным коррупционным схемам. Получив большие экономические активы, новые владельцы, конечно же, максимально настроены на их удержание, для чего используются другие коррупционные схемы для влияния на политику.

Институционализация коррупции породила такое ее качество как системность и вертикальную интегрированность. Как показывают те редкие случаи разоблачения крупных коррупционных формирований, все они строятся по принципу «пирамиды», когда в ее основании находятся рядовые сотрудники тех или иных структур, собирающие «дань» с населения или предпринимателей и часть этих средств передавалась на следующий уровень иерархии. И, как правило, следствию никогда не удается дойти до верха такой коррупционной «пирамиды». Понятно, что каждый вышестоящий уровень не только жестко контролирует нижестоящий, но и обеспечивает его защиту, по крайней мере, в тех объемах, которые ему доступны.

2. В настоящее время произошло сращивание коррупционной преступности с общеуголовной или организованной преступностью. Таким образом, преступность перешла в новое качественное состояние по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Организованная преступность обеспечивает эффективность и безопасность коррупционных схем, не гнушаясь откровенно уголовными приемами: наемными убийствами, запугиванием свидетелей, вымогательством, похищением людей. В составе современных коррупционных сетевых структур аналитики выделяют три элемента:

Группы должностных лиц, обеспечивающих принятие для «заказчиков» выгодных решений;

Коммерческие или финансовые структуры («заказчики»), реализующие получаемые льготы, выгоды, преференции и превращая их в деньги и иные материальные ценности;

Группы защиты деятельности коррупционных сетевых структур, которую осуществляют должностные лица из правоохранительных органов и участники криминальных структур.

Как верно заметили политики, организованная преступность - это качественно новое состояние преступности, когда она встроена в социальную систему, оказывает существенное влияние на другие элементы системы: на экономику и политику.

3. Процессы глобализации коснулись и коррупционной деятельности. Несмотря на усилия международного сообщества к услугам коррупционеров оффшорные зоны, банковские технологии перевода и укрытия преступных денег, возможности международных преступных сообществ. В современном мире существует ряд государств власти, которых принципиально не выполняют нормы международного права, явно или неявно предоставляя убежище преступникам из других стран.

4. Коррупционная преступность стала высокоинтеллектуальной, что выражается как в создании изощренных схем совершения преступлений, так и ухода от ответственности. Те зачастую мизерные наказания, которые получают члены преступных группировок - это результат как раз продуманной системы безопасности, которая разрабатывается применительно к той или иной преступной схеме. К услугам задержанных коррупционеров услуги лучших адвокатов. В рамках этой деятельности происходит четко координированное взаимодействие различных сил: от кампаний в прессе, до угроз или подкупа в отношении работников судебно-прокурорских органов в целях минимизации наказания, или вообще освобождения от него. От провалившегося коррупционера требуется только одно: ничего не раскрывать и никого не сдавать. Поэтому уже никого не удивляют минимальные сроки наказания для лиц, совершивших значительные коррупционные преступления.

5. Современная коррупция значительно расширяет «зоны влияния» проникая в те сферы, которая ранее от нее были закрыты. Речь идет о судах, прокуратуре, органах государственной безопасности. Есть примеры прямого внедрения представителей организованной преступности в эти структуры, начиная с поступления в ведомственные учебные заведения. Неконтролируемая кадровая политика позволяет этим лицам впоследствии занимать высокие руководящие должности. Это не очень сложно, поскольку через механизмы политической коррупции в высших эшелонах власти присутствуют представители коррупционных структур.

6. Коррупция, глубоко внедрившись в общественные отношения, сама может порождать страшные преступления, число которых увеличилось в последнее время. Речь идет об экстремизме и терроризме. Является принципиально важным то, чтобы власть политическая элита общества сохраняла верность высоким гражданским добродетелям, а не погрязла в коррупции. Эта проблема имеет краеугольное значение для противодействия развития идеологии экстремизма и как ее следствия - терроризма. Коррупционное поведение «власть имущих» является для молодежи весомым обоснованием неизбежности террористической и экстремистской деятельности.

7. Современная коррупционная преступность, владея большими экономическими активами, может влиять и на идеологию государства, внедряя в сознание сограждан различные выгодные им идеологические схемы. Так, например, в прессе очень мало материалов на темы успешного противодействия коррупции в других странах, однако постоянно проводится мысль, что коррупция это неистребимое явление. Другая тема подобного рода, это идея извечной коррумпированности русской власти, упор на то, что взяточничество это ментальная характеристика русского сознания. Эти идеи отнюдь не безобидны, поскольку не дают возможности полноценно использовать в борьбе с коррупцией энергию общества, парализуя все попытки народной инициативы в этом деле.

Понимание борьбы с коррупцией как борьбы не столько с ее проявлениями, сколько с условиями, ее порождающими, выдвигает на первый план решение таких задач, как организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях и др.

В ряду связанных с этим неотложных мер специалисты называют: жесткий контроль зон коррупционного риска в государственных и муниципальных органах (службы приватизации, таможни, налоговые и правоохранительные органы и т.д.); гласность в сфере борьбы с коррупцией; социальную защиту государственных и муниципальных служащих; структурную стабилизацию государственной и муниципальной службы на основе отказа от непрерывных структурных преобразований.

Одним из важнейших условий ограничения коррупции в Украине может и должно стать повышение престижа государственной и муниципальной службы, что невозможно без формирования новой профессиональной этики в государственной и муниципальной службе, которая позволила бы оздоровить моральную обстановку в сфере государственной и муниципальной власти и управления и уменьшить вероятность совершения коррупционных действий.