Первые декреты советской власти 1917 1918 гг. Установление советской власти. Первые декреты советского государств

Правительственное сообщение №2 о принятии мер для подавления мятежа левых эсеров в Москве 7 июля 1918 г.

Вчера Всероссийский съезд Советов подавляющим большинством голосов одобрил внешнюю и внутреннюю политику Совета Народных Комиссаров. Так называемые левые эсеры, которые за последние недели целиком перешли на позицию правых эсеров, решили сорвать Всероссийский съезд. Они решили вовлечь Советскую Республику в войну против воли подавляющего большинства рабочих и крестьян. С этой целью вчера, в 3 часа дня, был убит членом партии левых эсеров германский посол. Одновременно левые эсеры попытались развернуть план восстания. Тов.Дзержинский, большевик, председатель Комиссии по борьбе с контрреволюцией, был вероломно захвачен эсерами в плен в тот момент, когда он явился в помещение левоэсеровского отряда. Так же вероломно были захвачены большевики - т.Лацис и председатель Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов т.Смидович. Небольшой отряд левых эсеров проник на два часа в здание телеграфа и, прежде чем его изгнали оттуда, эсеровский центральный комитет разослал по стране несколько лживых и шутовских телеграмм. Совершенно в духе разнузданных черносотенцев и белогвардейцев и англо-японских империалистов левоэсеровский центральный комитет говорит о стягивании большевиками к Москве военнопленных и пр. и пр.
Совет Народных Комиссаров не мог, разумеется, потерпеть того, чтобы кучка интеллигентов срывала путем бомб и ребяческих заговоров волю рабочего класса и крестьянства в вопросе войны и мира. Советская власть, опираясь на волю Всероссийского съезда, приняла все необходимые меры к подавлению жалкого, бессмысленного и постыдного мятежа. Лево-социал-революционная фракция съезда задержана Советской властью в здании театра. В настоящий момент советские войска окружили тот район, в котором укрепились мятежники против Советской власти. Можно не сомневаться, что в течение ближайших часов восстание левоэсеровских агентов русской буржуазии и англо-французского империализма будет подавлено. Какие дальнейшие последствия будет иметь безумная и бесчестная авантюра левых эсеров для международного положения Советской Республики, сейчас еще невозможно предсказать,но если германская партия крайнего империализма возьмет верх, если на нашу истощенную, обескровленную страну снова обрушится война, то вина за это целиком и полностью падет на партию левоэсеровских изменников и предателей.
Пусть в этот критический час все рабочие и крестьяне ясно и твердо оценят положение и единодушно сплотятся вокруг Всероссийского съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов.
Совет Народных Комиссаров. Официальное сообщение о ликвидации контрреволюционного восстания левых эсеров в Москве 8 июля 1918 г.
Безумное восстание так называемых левых эсеров ликвидировано. Судебно-следственная власть выяснит в ближайшие дни точную фактическую картину этой беспримерной авантюры и установит степень ответственности отдельных ее участников. Но политический смысл московских событий 6-7 июля совершенно ясен уже в настоящий момент.
Подчиняясь давлению буржуазных классов общества, левые эсеры за последние недели делали все более и более настойчивые усилия к тому, чтобы вовлечь Россию в войну с Германией. Эти усилия выражались не только в указаниях на исключительно тяжкие условия Брест-Литовского договора, но и в измышлении и распространении чудовищных слухов и подозрений, способных возбуждающим образом повлиять на народное воображение. Сознательные рабочие и крестьяне отдают себе, разумеется, достаточно ясный отчет в тягости условий Брест-Литовского договора. Но не менее ясный отчет отдают они себе в том, каковы были бы последствия вовлечения истощенной и обескровленной России в империалистическую бойню. Оттого подавляющее большинство рабочих и крестьян сознательно отвергало разрыв Брестского договора, чего неистово требуют кадеты, правые эсеры, меньшевики и левые эсеры.
Неудача демагогической агитации в пользу войны толкнула левых эсеров на путь бессмысленной и бесчестной авантюры: они решили посредством террористического акта вовлечь Россию в войну против воли рабочих и крестьян. После того, как Пятый Всероссийский съезд Советов категорически одобрил внешнюю политику Совета Народных Комиссаров, некий Блюмкин произвел, по постановлению центрального комитета партии левых эсеров, убийство германского посла графа Мирбаха.
Совершая этот провокационный акт, левые эсеры опирались не столько на свой партийный аппарат, сколько на то официальное положение, какое они занимали в качестве советской партии. При поддержке своей партии Блюмкин проник в состав Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Воспользовавшись своим официальным положением, он захватил в свои руки одни документы, подделал другие, проник под официальным прикрытием своего положения в помещение германского посла и совершил там продиктованное ему центральным комитетом партии убийство.
Одновременно левые эсеры открыто приступили к мятежническим действиям, которые имели своей целью насильственно передать государственную власть из рук Всероссийского съезда Советов в руки той партии, которая на этом съезде оказалась в меньшинстве. Члены центрального комитета левых эсеров пытались развернуть восстание, опираясь на часть отряда Комиссии по борьбе с контрреволюцией. Этот отряд состоял под командой левого эсера Попова. Вовлеченные в заговор части отряда Попова, усиленные деморализованными элементами из состава Черноморского флота, выдвинули уличные караулы и патрули, арестовывали отдельных представителей Советской власти, разоружали и обстреливали отдельные группы красноармейцев. В распоряжении мятежников находились пулеметы, орудия и броневики.
Так развернулось 7 июля восстание советской партии, оказавшейся в меньшинстве, против власти Советов.
Успех восстания (если бы эта авантюра могла иметь успех) означал бы: немедленную войну с Германией и крушение Советской власти, так как ни один здравомыслящий человек не мог, разумеется, допускать, что левые эсеры окажутся способны хотя бы на 24 часа удержать в своих руках власть, вырванную из рук рабочих, крестьянских и красноармейских Советов. По существу всего положения, левые эсеры выступали 6-7 июля только как боевая дружина на службе контрреволюционной буржуазии, для которой они расчищали дорогу.
В этих условиях Совет Народных Комиссаров мог принять только одно решение: в самый короткий срок подавить мятеж, в котором легкомыслие, вероломство и провокация соединялись в одно отвратительное целое.
Энергичные действия дали результаты в течение нескольких часов. Левые эсеры очистили почту и телеграф, где они хозяйничали в течение двух часов. В среде отряда Попова после первого обстрела со стороны советских войск началось разложение. Значительная часть отряда с возмущением относилась к авантюре и стала целиком на сторону захваченных мятежниками в плен представителей Советской власти, тт. Дзержинского, Лациса и Смидовича. Только благодаря этому жизнь их оказалась огражденной от опасности.
Ликвидация мятежа была вполне достойна первоначального замысла и всего хода этой постыдной авантюры. Полная растерянность штаба и деморализация отряда шли параллельно. Поставя перед собой такую цель, как захват государственной власти, вожди левых эсеров, по-видимому, совершенно не оценивали размеров и значения этой совершенно непосильной для них задачи. Мятежники после ничтожных попыток сопротивления начали посылать в разных направлениях парламентеров, а затем перешли к беспорядочному отступлению.
Преследование бегущих идет сейчас с полным успехом. Число захваченных в плен исчисляется уже сейчас несколькими сотнями. Подробные данные будут представлены Правительством на ближайшем заседании Всероссийского съезда Советов, который скажет свое решающее слово как по поводу мятежа 6-7 июля, так и по поводу всей судьбы так называемой партии левых эсеров.
Постановление Пятого Всероссийского съезда Советов по продовольственному вопросу 9 июля 1918 г.
Признавая, что укрепление нерасторжимого союза рабочего класса и беднейшего крестьянства во всех областях хозяйственной и политической жизни Рабоче-Крестьянской Республики является единственно верным и достигающим цели путем к разрешению задач, стоящих перед Советской Россией в борьбе с буржуазным миром, V съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов выражает свое полное одобрение продовольственной политике Совета Народных Комиссаров. V съезд Советов решительно и безоговорочно заявляет, что только те, кто идет против интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства, могут в настоящий момент вести агитацию и практически противодействовать неуклонному проведению в жизнь хлебной. монополии и твердых цен. Незыблемость хлебной монополии и сохранение твердых цен на хлеб - единственная возможная основа социалистической продовольственной политики Рабоче-Крестья некой Советской власти. Беспощадная, не останавливающаяся перед самыми суровыми мерами, борьба с жадными, укрывающими хлебные излишки и спекулирующими ими деревенскими кулаками-богатеями - единственное средство вырвать хлеб из цепких рук и изжить с наименьшими страданиями остающиеся до нового урожая самые трудные 11/2 месяца.
В этой борьбе за хлеб с деревенской буржуазией Советская власть не останавливается и не может остановиться перед применением к своим упорствующим врагам, кулакам и богатеям, открытого насилия. Отнюдь не скрывая от себя и от других, что деятельность продовольственных отрядов в деревнях, благодаря проникновению в их состав несознательных, развращенных навыками старого режима элементов, подчас больно ударяет и по среднему трудовому крестьянству, Рабоче-Крестьянское правительство, борясь с такими проявлениями несправедливости и не нужной никому жестокости, карая со всей строгостью виновных в них, не может и не должно перед лицом смерти голодных останавливаться перед беспощадным подавлением сопротивления сдаче хлеба кулаками и богатеями. Никаких отступлений от этого пути, никакой пощады тем, кто глух к стонам голодного брата.
Только путем строжайшего и точного учета имеющихся ограниченных запасов хлеба, только путем правильного распределения между нуждающимися, только путем беспощадной борьбы с нарушающими правильность распределения и разрушающими транспорт тучами спекулянтов-мешочников идет и может идти Рабоче-Крестьянская Республика. Все, кто противодействует, все, кто колеблется и медлит в принятии самых решительных мер в борьбе с голодом, все, кто не напрягает всей энергии для этой борьбы, оставаясь преступно-безучастными к страданиям гибнущих от голода братьев, всем им не место в рядах советских работников, в рядах борцов за социалистическую революцию. Предоставление народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий для этой борьбы с открытыми врагами и саботажниками рабоче-крестьянской продовольственной политики, энергичное и неотложное проведение в жизнь реорганизации продовольственных органов в производящих губерниях на началах подчинения их всех руководству центральной продовольственной власти и представительства в них от продовольственных организаций потребляющих центров и областей, нашедшие свое выражение в декретах 13 и 27 мая 1918 г., встречают полное одобрение V съезда Советов. Проводимые Народным комиссариатом продовольствия мероприятия, направленные к монополизированию распределения всех предметов первой необходимости и массового потребления и к установлению твердых цен на эти предметы, в соответствии с твердыми ценами на хлеб, составляют необходимое дополнение к политике Рабоче-Крестьянского правительства в деле снабжения нуждающихся хлебом и являются составной частью всей социалистической политики Советской власти.
Только опираясь на деревенскую бедноту, только организуя эту бедноту для борьбы с деревенской буржуазией в особые комитеты, только вводя через эти комитеты правильное и справедливое распределение хлеба, сельскохозяйственных орудий и всех предметов первой необходимости, предоставляя в этой области особые льготные условия тем, кто не эксплуатирует чужого труда и не спекулирует на голоде, Рабоче-Крестьянская Советская власть, вместе с тем, удовлетворяет насущные нужды рядового среднего крестьянства, дает ему справедливое возмещение за добытые тяжелым {541} трудом продукты его хозяйства, победит яростное сопротивление внутренних и внешних врагов социалистической революции, упрочит и углубит ее завоевания, выведет Россию из жестокого продовольственного кризиса, явившегося тяжким последствием 4-летней войны и векового господства помещиков и капиталистов и обострившегося вследствие отчаянной борьбы против социалистической революции всех врагов рабочего класса и братски спаянной с ним общностью социалистических интересов деревенской бедноты.

Комитета Я. Свердлов.

Постановление Пятого Всероссийского съезда Советов об организации Красной Армии 10 июля 1918 г.
1. Российская Советская Республика подобна крепости, которую со всех сторон осаждают империалистские войска. Внутри советской крепости поднимает голову контрреволюция, нашедшая временную опору в чехословацких наемниках англо-французской буржуазии. Советской Республике необходима крепкая революционная армия, способная сокрушить буржуазно-помещичью контрреволюцию и дать отпор натиску империалистских хищников.
2. Старая царская армия, которая создавалась путем насилия и во имя поддерживания господства имущих верхов над трудовыми низами, потерпела страшный разгром в империалистской бойне народов. Она оказалась окончательно добитой ложью кадетской и соглашательской политики, преступным наступлением 18 июня, керенщиной и корниловщиной.
Вместе со старым строем и старой армией рухнул и рассыпался старый аппарат военного управления в центре и на местах.
3. В этих условиях рабочая и крестьянская власть не имела на первых порах других путей и средств создания армии, кроме набора добровольцев, которые оказались готовы стать под знамена Красной Армии.
4. В то же время Советская власть всегда признавала, и V Всероссийский съезд Советов снова торжественно подтверждает это, что на каждом честном и здоровом гражданине в возрасте от 18 до 40 лет лежит долг по первому зову Советской Республики встать на ее защиту от внешних и внутренних врагов.
5. В целях проведения обязательного обучения военному делу и обязательной воинской повинности Совет Народных Комиссаров установил советские органы местного военного управления в виде окружных, губернских, уездных и волостных военных комиссариатов. Одобряя эту реформу, Всероссийский съезд Советов вменяет в обязанность всем местным Советам строжайшее ее проведение на местах.
Условием успешности всех мероприятий в деле создания армии является последовательный централизм в деле военного управления, т.е. строгое и безусловное подчинение волостных комиссариатов уездным, уездных - губернским, губернских - окружным, окружных - Народному комиссариату по военным делам.
6. V съезд Советов требует от всех местных учреждений строгого учета военного имущества, его добросовестного распределения и расходования по штатам и положениям, учрежденным центральными органами Советской власти; произвольный захват военного имущества, его сокрытие, незаконное присвоение, недобросовестное расходование должны отныне быть приравнены к тягчайшим государственным преступлениям.
7. Период случайных формирований, произвольных отрядов, кустарного строительства, должен быть оставлен позади. Все формирования должны производиться в строгом соответствии с утвержденными штатами и согласно разверстке Всероссийского главного штаба. Рабочая и Крестьянская Красная Армия должна быть построена так, чтобы при наименьшей затрате сил и средств давать наибольший результат, а это возможно только при планомерном применении всех видов военной науки, какой она вышла из опыта нынешней войны.
8. Для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта знаний много численных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они все должны быть взяты на учет и обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть. Каждый военный специалист, который честно и добросовестно работает над развитием и упрочением военной мощи Советской Республики, имеет право на уважение Рабочей и Крестьянской Армии и на поддержку Советской власти. Военный специалист, который попытается свой ответственный пост вероломно использовать для контрреволюционного заговора или предательства в пользу иностранных империалистов, должен караться смертью.
9. Военные комиссары являются блюстителями тесной и ненарушимой внутренней связи Красной Армии с рабочим и крестьянским режимом в целом. На посты военных комиссаров, которым поручается судьба армии, должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты.
10. Важнейшей задачей в деле создания армии является воспитание нового командного состава, целиком проникнутого идеями рабочей и крестьянской революции. Съезд вменяет народному комиссару по военным делам в обязанность удвоить свои усилия на этом пути посредством создания широкой сети инструкторских школ и привлечения в их стены способных, энергичных и мужественных солдат Красной Армии.
11. Рабочая и Крестьянская Красная Армия должна быть построена на основе железной революционной дисциплины. Гражданин, который получил оружие от Советской власти для защиты интересов трудящихся масс, обязан беспрекословно подчиняться требованиям и приказам поставленных Советской властью командиров. Хулиганские элементы, которые грабят и насилуют местное население или устраивают грабежи, шкурники, трусы и дезертиры, которые покидают боевые посты, должны караться беспощадно. Всероссийский съезд вменяет в обязанность Военному комиссариату привлекать в первую голову к ответу тех комиссаров и командиров, которые попустительствуют бесчинствам или смотрят сквозь пальцы на нарушения воинского долга.
12. До тех пор, пока буржуазия не экспроприирована окончательно и не подчинена всеобщей повинности, до тех пор, пока буржуазия стремится к восстановлению своего былого господства, вооружать буржуазию значило бы вооружать врага, который в любой момент готов предать Советскую Республику иностранным империалистам. Съезд подтверждает постановление Совета Народных Комиссаров о создании из призывных возрастов буржуазии. тылового ополчения на укомплектование нестроевых частей, служительских и рабочих команд. Перевода в строевые части могут удостаиваться только те буржуазные элементы, которые на деле обнаружат свою верность трудящимся классам.
13. Съезд вменяет в обязанность всем советским учреждениям, всем профессиональным, фабрично-заводским организациям всемерно содействовать Военному ведомству в сфере проведения обязательного обучения военному делу рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян. Необходимо повсеместно создание стрелковых обществ и тиров, устройство маневров и военно-революционных празднеств и широкая агитация, направленная на повышение интереса к военному делу в рабочем классе и крестьянстве.
14. Приветствуя призыв рабочих двух возрастов в Москве и Петрограде, а также приступ к мобилизации на Волге и на Урале, и принимая во внимание стремление мировых хищников снова вовлечь Россию в империалистическую бойню, съезд считает необходимым в самый короткий срок произвести мобилизацию нескольких возрастов рабочих и трудовых крестьян по всей стране. На Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров возлагается обязанность издать декрет, определяющий число возрастных категорий, подлежащих немедленному призыву, а равно и сроки и условия приема.
15. Окруженная со всех сторон врагами, лицом к лицу с контрреволюцией, опирающейся на иноземных наемников, Советская Республика создает крепкую армию, которая охранит рабочую и крестьянскую власть до того часа, как восставший европейский и мировой рабочий класс нанесет смертельный удар милитаризму и создаст условия мирного и братского сотрудничества всех народов.
Председатель V Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета Я. Свердлов.
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета В. Аванесов.

1.

Декрет о мире.

Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система.

Начинается декрет с призвания (предложения) всем воюющим странам начать переговоры о справедливом, демократическом мире. Под ним понимается, прежде всего, немедленный мир без аннексий и контрибуций. Правительство России предлагает заключить такой мир всем воюющим народам немедленно и выражает готовность сделать все решительные шаги для утверждения мира. Под аннексией Ленин понимает всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без ее согласия. Необходимо заметить, что данное Лениным определение аннексии несколько отличается от современного ее понимания. Отличие состоит в том, что в современном понимании аннексия - это насильственное присоединение государством территории другого государства, а в Ленинском понимании - это насильственное присоединение народности, т.е. исторически сложившейся общности людей.

Правительство считает, что продолжение войны является величайшим преступлением против человечества, а так же выражает готовность подписать условия мира на равно справедливых для всех условиях. В декрете обращается особое внимание на то, что эти условия мира отнюдь не являются ультимативными.

Отменялась тайная дипломатия, выражалось твердое намерение правительства вести все переговоры открыто перед всем народом. Правительство выразило готовность вести переговоры любым способом, а для их облегчения назначило своих полномочных представителей в нейтральные страны.

В декрете выдвигается предложение воюющим странам заключить перемирие на срок не меньше, чем на три месяца, за которые путем переговоров можно было окончательно утвердить все условия мира. Заканчивается декрет конкретным обращением к Англии, Франции и Германии с призывом завершить войну.

Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили советские мирные предложения. Декрет был восторженно встречен народными массами России и зарубежных стран. 9 ноября 1917 года Ленин обратился по радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в переговоры с неприятелем о перемирии. На фронтах стали заключаться так называемые «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась волна демонстраций и митингов с требованием мира и поддержки Советской России. После отклонения советских мирных предложений державами Антанты Советское правительство вынуждено было начать переговоры с Германией, результатом которых и стал Брестский мир 1918 года.

Декрет о мире заложил основы советской внешней политики.

Декрет о земле.

Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти. Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа ночи, т.е. фактически 27 октября (9 ноября). При работе над декретом Ленин использовал наказ, составленный редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов», на основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком вошел в текст декрета). Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения порядка при конфискации помещичьих имений. При этом какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявлялась тяжким преступлением. Такие преступления карались революционным судом (трибуналом), которые состояли из председателя и 6 очередных заседателей, избиравшихся губернскими и городскими Советами. Уездные Советы крестьянских депутатов должны были принять все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений.

Вошедший в декрет наказ о земле (ст. 4) определял новые принципы землевладения и землепользования; право частной собственности на землю отменялось, запрещалось продавать землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся земля обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в государственную собственность, что означало национализацию земли). Все полезные ископаемые (руда, нефть, уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды переходили в пользование государства. Земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомниками, конные заводы и пр., а так же весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без применения наемного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной. Земледельцы, утратившие вследствие старости или инвалидности возможность обрабатывать землю, теряли право на пользование ею, получали от государства пенсионное обеспечение. Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян, устанавливалось также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. По отчуждении земля поступала в земельный фонд, который периодически должен был подвергаться переделам в зависимости от демографических изменений и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

В тексте декрета сказано, что вопрос о земле во всем его объеме, а так же вопросы о выкупах могут быть разрешены только всенародным Учредительным собранием, а положения декрета являются как бы напутствием, т.е. как лучше, как должно быть. Государство брало на себя обязанность организовать переселение и покрыть расходы, связанные с ним, а так же расходы по снабжению инвентарем.

Декрет завершается положением о том, что этот документ носит лишь временный характер. Он будет проводиться в жизнь вплоть до созыва Учредительного собрания.

По декрету крестьяне России получали бесплатно свыше 150 млн. десятин земли, освобождались от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей. Декрет обеспечил поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, заложил экономическую основу для укрепления союза рабочих и крестьян.

Декрет о суде №1.

Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 года (в других источниках 24 ноября 1917 года). Он упразднял все существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами, образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны были избираться на основании прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов - районными и волостными (уездными и городскими) Советами. Причем раннее занимавшие должность мировых судей не лишались права быть избранными в местные судьи как временно, так и окончательно на демократических выборах.

Декрет определял компетенцию местных судов. Они должны были решать все гражданские дела с ценой иска не дороже 3000 рублей и уголовные дела, наказание по которым могло быть не выше 2 лет лишения свободы. Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. В определенных случаях допускалась просьба кассации. Кассационной комиссией в таких случаях являлся уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей.

Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования всего судебного порядка.

Местные суды решают дела именем Российской республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов раб., солд., и крест. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимумам РСДРП (программа минимума: установление буржуазной республики, отмена всех выкупных платежей, 8 час раб день, самоопределение всех наций) и партии СР (осуществление трудящимися революции с целью установления социализма социализация всех земель, а именно передача земли без выкупа в общинное пользование, а общины должны были разделить землю по уравнительно-трудовому принципу. Запрет купли-продажи земель).

Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

Декрет о мире (26 октября (8 ноября)) предлагал немедленно прекратить войну и начать переговоры между всеми воюющими странами о заключении мира без захвата чужих земель и насильственного присоединения живущих там народностей и без контрибуций.Возможность тайного рассмотрения условий мира отверглась.Отменялись все тайные договора,заключенные царским и Временным правительством, и сообщалось об их предстоящей полной публикацией.Декрет о мире, претендуя на статус государственного акта, имел ярко выраженную пропагандистскую направленность. Он обращался то к правительствам, то, через их головы, к народам воюющих стран. Он разрушал общепризнанную союзниками формулу окончания войны: его обращение ко всем конфликтующим державам, в том числе и к Германии, таило угрозу сепаратного мира и односторонне изменяло принятые ранее Россией обязательства. Признавая справедливым лишь мир без аннексий и контрибуций, Декрет содержал оговорку о том, что данное требование не должно считаться ультимативным и что можно рассматривать всякие другие условия мира. Политическая декларация, таким образом, претендовала на определение конкретных форм дипломатической игры. В декабре 1917г сначала союзники, а затем и Германия отвергли большевистскую схему окончания войны. Декрет о мире не прекратил войну, Он лишь юридически признал ее невозможность для России, распадающаяся армия которой не могла ни воевать, ни просто существовать как целое.

Декрет о земле (26 октября (8 ноября))был основан на сводке 242 крестьянских наказов, и уже одним этим ограничивалось риторическое творчество Ленина. Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно и безо всякого выкупа. Все земле передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания. Запрещалась порча конфискуемого имущества и предусматривалась его строгая охрана. Отменялось право частной собственности на землю: земельные участки нельзя было продавать, покупать, обменивать или отдавать в залог. Недра земли, а также леса и воды, имевшие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства. Земля распределялась “между трудящимися”, в зависимости от местных условий, по трудовой или потребительной норме (т.е по числу работников или едоков). Декрет лишь ускорил аграрную революцию 1917г., но не он послужил ее началом и не он прекратил тот обыкновенный грабеж, в который вылился захват помещичьих угодий еще до опубликования закона и о земле. Крестьянские волнения в это время приобрели размах вследствие безвластия в государстве, что сделало возможным безнаказанное нарушение правового порядка.

Судьба Учредительного собрания.

Осенью 1917 г. был подготовлен закон о выборах в Учредительное собрание и назначены их сроки.Голосование состоялось 12 ноября 1917 г. Большевики получили чуть меньше 24% голосов, ненамного опередив так называемые «буржуазные» партии. Большевики вынуждены были отказаться от того, чтобы использовать Учредительное собрание как политическую ширму. Они признали результаты выборов. Ими была отвергнута идея однородного социалистического правительства, которое должно было прийти на смену Совету народных комиссаров и состоять из представителей всех левых партий. Вместе с тем большевики пошли на создание союза с левыми эсерами, предложив им несколько не очень значительных постов в правительстве. Таким образом, лавирование правящей группы уже в то время имело свои границы. Когда возникала реальная угроза их позициям, новые власти, не колеблясь, последовательно и жестко устраняли все, что стояло на их пути. Уже в конце октября – начале ноября 1917 г. начались увольнения и аресты чиновников центральных государственных учреждений, отказавшихся исполнять советские декреты. В ноябре 1917 г., спустя несколько дней после петроградского переворота, были запрещены все крупнейшие «буржуазные» газеты. Эта мера скоро коснулась и «социалистической» прессы, не прекращавшей критику действий большевистских комиссаров.

28 ноября 1917 г. был издан «Декрет об аресте вождей Гражданской войны против революции». Он отмечал, что «члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов». Фактически это первое применение института заложников: кадетов объявили виновными за действия Л.Г. Корнилова и А.М. Каледина, разгонявших Советы на Дону. Наконец, 7 декабря 1917 г. СНК формирует комиссию по борьбе с саботажем, впоследствии получившей название Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).

7 января был опубликован Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания. Это мотивировалось, во-первых, тем, что результаты выборов 12 ноября уже не отражают реального соотношения сил в стране, которое изменилось в пользу большевиков, и, во-вторых, тем, что именно Советы, а не Учредительное собрание, способны «победить сопротивление имущих классов».

Роспуском Учредительного собрания фактически возводился каркас однопартийной системы в России. Отстранение от участия в политической жизни страны всех партий, кроме большевиков и левых эсеров, становилось в условиях советского режима неизбежной предпосылкой к установлению власти одной партии.

  • 4.1.Внутренняя политика Николая 1(1825-1855)
  • 4.2. Внешняя политика ссср в 1945-1953 гг. Начало «холодной» войны.
  • 5.1 Общественная мысль и духовная жизнь в России в первой половине XIX в.
  • 5.2. Внешняя политика ссср 1953-1964 гг.
  • 6.1. Внешняя политика Николая 1. Крымская война(1853-1856) и Парижский мирный договор 1856 г.
  • 6.2.Социально-экономическая политика ссср в 1946-1953 гг. Советский «атомный проект» и его реализация
  • 7.1. "Великие реформы" Александра 2 и их значение (1861-1870).
  • 7.2. Первый этап Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. Битва за Москву.
  • 8.1. Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • 8.2. Культурная революция. Государство и церковь в Советской России – ссср в 1918 – 1940 гг.
  • 9.1. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественном движении России во второй половинеXix в.(пореформенный период эпохи Александра 2)
  • 9.2. Внешняя политика ссср в 1939-1941 гг. Начало Второй мировой войны.
  • 10.1. Российская империя в годы царствования Александра 3: противоречивость политического курса: достижения и результаты.
  • 10.2. Завершение вов: наступательные операции 1944-1945 гг. Окончание Второй мировой войны. Решающий вклад ссср в победу антигитлеровской коалиции.
  • 11.1. Социально-экономическая политика России в пореформенный период(вторая половина 19 века). Реформаторская деятельность Витте.
  • 11.2 Внешняя политика ссср 1985-1991 гг. Новое политическое мышление Горбачева и завершение холодной войны
  • 12.1. Российская империя к началу 20 века: политическая, экономическая и социальная характеристики.
  • 12.2. Россия в 1991-1999 гг.: внешняя политика.
  • 13.1. Первая революция в России 1905-1907 гг. Причины, характер, итоги.
  • 13.2. Блокада Ленинграда
  • 14.1. Политические партии в России в нач. XX века. Начало российского парламентаризма
  • 14.2. Внешняя политика ссср в 1965 – первой половине 1980-х гг.: Разрядка международной напряженности и продолжение холодной войны.
  • 15.1. Внутренняя политика самодержавия 1907-1914. Аграрная реформа Столыпина.
  • 15.2. Эвакуация и работа тыла в годы Великой Отечественной войны
  • 16.1. Мир в начале XX века. Россия в годы Первой мировой войны.
  • 16.2. Духовно-политическая жизнь ссср в 1953-1964 гг.
  • 17.1. Причины и начало Великой российской революции 1917-1921 гг. Февраль 1917 и его итоги.
  • 17.2. Социально-экономическая политика ссср в 1953-1964 гг.
  • 18.1. Становление двоевластия: Временное правительство и Петроградский Совет. Политические кризисы власти. Выступление генерала л.Г.Корнилова
  • 18-19.2. Создание антигитлеровской коалиции. Решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференции глав государств ссср, сша и Великобритании. Ленд-лиз.
  • 19.1 Большевистский этап революции. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г.: причины, ход, результаты.
  • 20.1. Первые декреты Советской власти (октябрь 1917 – март 1918 г.). Судьба учредительного собрания.
  • 20.2. Внешняя политика в ссср в 1930 гг.
  • 21.1. Брестский мир и выход России из войны. Дискуссии в партии большевиков по вопросу заключения мира.
  • 21.2. Перестройка. Социально-экономическая политика ссср в 1985-1991 гг.
  • 22.1 Причины, ход и итоги Гражданской войны в России 1918-1922 гг. Красная армия и Белое движение. Идеология и лидеры.
  • 22.2. Движение сопротивления на оккупированной территории и проблема коллаборационизма
  • 23.1. Положение в экономике страны к концу 1917 г. Политика военного коммунизма.
  • 23.2. Духовно-политическая жизнь ссср в 1965 – первой половине 1980-х
  • 24.1. Экономический и политический кризис в стране в конце 1920 – начале 1921 г. Новая экономическая политика и ее результаты.
  • 24.2 Духовно-политическая жизнь ссср в 1946-1953 гг.
  • 25.1 Внешняя политика в 1920-е годы
  • 25.2 Россия в 1991-1999 гг.: внутренняя политика
  • 26.1. Основные принципы и направления национальной политики большевиков. Значение и последствия образования ссср
  • 26.2. Перестройка. Духовно-политическая жизнь ссср в 1985-1991 гг.
  • 27.1. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг.
  • 27.2. Социально-экономическая политика ссср в 1965 – первой половине 1980-х гг.
  • 28.1 Общественно-политическое развитие ссср в 1930-е годы.
  • 28.2. Предпосылки политики сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные итоги и последствия.
  • 29.1. Культурная революция.
  • 29.2. Предпосылки, цели и особенности советской индустриализации. Ее экономические и социальные итоги и последствия.
  • 20.1. Первые декреты Советской власти (октябрь 1917 – март 1918 г.). Судьба учредительного собрания.

    Утром 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным.

    Открывшийся вечером того же дня II Всероссийский съезд Советов санкционировал переход власти к Советам.

    Через 2 часа после ареста Временного правительства II Всероссийский съезд Советов ратифицировал два основных декрета - “Декрет о мире ” и “Декрет о земле ”. Согласно первому декрету всем воюющим странам предлагалось начать переговоры о мире, справедливом и демократическом. Предполагалась отмена тайной дипломатии, опубликование секретных договоров. Мир следовало заключить без аннексий и контрибуций . Все союзники России отказались рассматривать эти предложения.

    Декрет о земле ” учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе, выработанной на основе 242 крестьянских местных наказов. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли. Помещичья собственность отменялась и передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов. Вводилось уравнительное землепользование, запрещался наемный труд и аренда земли.

    Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

    Декрет о введении восьмичасового рабочего дня;

    Декрет о печати;

    Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов

    25 марта 1917 г. постановлением Временного правительства было созвано Особое совещание для разработки проекта положения о выборах в Учредительное собрание. В итоге был подготовлен достаточно демократический избирательный закон, вводивший всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании без каких-либо цензов, кроме возраста. Но выборы под разными предлогами откладывались, их дата несколько раз переносилась. В это время инициатива перешла в руки большевиков. Они добились принятия декретов о земле и мире, которые отвечали основным чаяниям народов России. В результате большевики сохранили власть в стране. Однако разгон ими Учредительного собрания исключал гражданский мир и демократическое развитие страны.

    10 января 1918 г. открывшийся в Петрограде III Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов провозгласил Российскую Советскую Республику. Съездом были приняты: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием; закон «О социализации земли», утверждавший принципы уравнительного землепользования; резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики».Кроме того, была дана санкция на роспуск Учредительного собрания.

    20.2. Внешняя политика в ссср в 1930 гг.

    Официальная внешняя политика СССР в 30-е была основана на стремлении восстановить дипломатические отношения с другими странами. Не официально внешняя политика Советского государства должна была привести распространению идеологии коммунизма и идей мировой революции. Однако постепенно к началу 30-х годов правительство понимает, что это невозможно. На первый план выходит необходимость укрепления власти в стране.

    Благодаря работе советских дипломатов уже к началу 20-х годов была снята экономическая блокада. А к 1933 г. новое государство фактически было признано. В 1924 г. успешно налаживались дипломатические связи с заграницей. Была возобновлена торговля с важнейшими европейскими державами: Англией, Италией, Германией и другими. Во многом это стало возможно благодаря деятельности первых советских наркомов иностранных дел (Чичерин, Литвинов). Так же, способствовало улучшению международной ситуации и подписание декрета о концессиях СНК (1920, 23 ноября).

    Правительство СССР, несмотря на достаточно сложную ситуацию в стране, отслеживало и изменения в международной обстановке. Внешняя политика СССР накануне войны, после прихода к власти в Германии партии национал-социалистов была первоначально направлена на укрепление границ и формирование серьезной европейской системы безопасности. Советские дипломаты активно действовали именно в этом направлении. Однако дипломатические усилия не принесли ощутимых результатов, что в итоге, привело к некоторому сближению СССР и Германии. Советский Союз становится участником Лиги Наций (1934 г.), в следующем году был заключен договор о взаимопомощи с Францией. Это обстоятельство с успехом использовал Гитлер. Заключение договора, расцененное как действие, направленное против Германии спровоцировало во многом захват Рейнской области.

    События внешней политики уже тогда позволяли предположить вероятность военного конфликта с Германией. Однако курс на сближение давал Советскому Союзу время на развитие промышленности и экономики, создание боеспособной армии. Страна всеми силами стремилась предотвратить слишком раннее начало противостояния.

    Результатом смены внешнеполитического курса стали пакт Молотова-Риббентропа о ненападении, заключенный между СССР и Германией в августе 1939 г. и протокол (секретный) о разграничении сфер влияния двух держав. В то же время, дипломатические отношения с Францией и Англией были разорваны.

    Дело в том, что нормативных актов принималось множество и не все они могли считаться законами т. к. не все они имели долгосрочного действия. Те нормативные акты, которые имели общегосударственное значение, еще с царских времен публиковались кроме газет, в «Собрании узаконений и распоряжений правительства, издаваемом при Правительствующем сенате» - официальном издании Российской империи, выходившем с 1863 до 1917 года в качестве приложения к «Сенатским ведомостям». Собрание (Собрания) узаконений - историческое название бюллетеней, официально публиковавших акты российского законодательства с 1863 по 1938 год.

    После 1917 г. «Собрание узаконений» сменило несколько названий: первоначально «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», позднее «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР», в котором также публиковался целый ряд межгосударственных договоров.

    Аналогичный общесоюзный бюллетень, выпускавшийся с 1924 года, именовался “Собрание законов”.(СЗ) С 1939 года вместо СУ стало выходить Собрание постановлений Правительства. (СП)

    Издание периодическое. Так, например, в 1917‑1918 г. вышло 100 бюллетеней, в 1919 г. -69, в 1920 г. - 100, 1921 г. - 80 и т. д. В каждом бюллетене публиковалось от 1 до нескольких десятков нормативных актов. Иногда бюллетени были сдвоенными (если публиковался большой закон или договор). Декреты, постановления, приказы и т. п. в них назывались статьями. Для того чтобы внести изменения в нормативный акт в новом законодательном акте говорилось: «В изменение закона такого-то от такой-то даты Собрание Узаконений (Законов, Постановлений) (СУ, СЗ, СП) № такой-то от такого-то числа и месяца, статья такая-то внести такие-то изменения (дополнения) в такой-то параграф (раздел, пункт и т. д.).

    Например: «Пункт 2‑й постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Труда и Обороны о государственной монополии на соль () принять в следующей редакции:»

    Сборники эти в советское время имели гриф “Для служебного пользования”, т. е. не все законы публиковались в печати. Например за 1921 г., декреты «О реквизициях и конфискациях. (), «Об организации контроля в учреждениях Народного Комиссариата Финансов». (), «О премировании задержателей контрабанды». (), Конвенция между Р.С.Ф.С.Р. и Турцией о возвращении на родину пленных. () в газетах не публиковались. О причинах этого можно только догадываться.

    Совокупность этих Собраний Узаконений (Постановлений, Законов) за все годы и составляет “полный” и “точный” список декретов, который является законодательством для любого гражданина.

    2. Что есть в сети

    Вы пишете «Списки декретов, найденные вами в Сети, напр.:
    http://www.bestpravo.ru/sssr/dekrety/page-20.htm
    http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/index.html
    http://www.great-country.ru/content/sov_dekret/dekret/dek_0000.php

    И я могу к ним еще добавить

    неточны и неполны ».

    Я тут с вами согласен. На мой взгляд (ориентировочно-потолочный, я там подсматривал декреты, когда сканы были неважными) там где-то 40-60% (на разных сайтах по разному) нормативных актов от того, что есть в “полном” и “точном” собрании. Какие книги были первоисточниками для этих сайтов мне неизвестно, но точно не Собрания Узаконений (Постановлений, Законов).

    3. Об ошибках на сайте

    Подшивки СУ за (по меньшей мере) 1917‑1922 и 1933‑1936 годы были переизданы в 1942‑1950 годах Управлением делами Совнаркома (Совмина) СССР. Эти переиздания и послужили первоисточником для “заливки” на сайт. Неточности оттуда. И повторю Ваши слова: «Но несмотря на это на сайте Истмата нашёлся сквозной список декретов, – видимо, на сегодня наиболее полный из имеющихся в Сети », хотя надо наверное добавить за эти годы .

    4. О книге «Декреты Советской власти».

    На мой взгляд, эта книга, в силу вышесказанного не является “полным и “точным” списком декретов, это книга о другом. В первом разделе тома помещены опубликованные декреты (многие на злобу дня) и постановления, во втором разделе - акты, которые были утверждены и оформлены в виде законченных документов, но не опубликованы в свое время. Большое внимание в ней уделено описанию работы над документами, правкам и т. п. Вы правильно заметили, что «интересны не только Декреты, но и Приказы, Постановления, Резолюции, Предписания, Обращения, Объявления, Радиограммы, etc – всё это вошло в “Декреты”, в хронологическом порядке ». Это в книге есть и этим она интересна по-своему. В ней много такого материала который и не мог и наверное не должен был попасть в своды законов. Хотя какое-то количество материала будет дублироваться. Поэтому, «сравнивать материалы Собраний Узаконений с содержанием указанных в сабже томов “Декреты Советской власти” » не имеет смысла.