Поклонение волхвов. Картина С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (описание) и библейский сюжет


В светлые дни Рождества, с 7 января 2014 года, в Москве, в Храме Христа Спасителя, впервые в России будет явлена бесценная Святыня всего христианского мира — Дары Волхвов, принесённые Младенцу Иисусу Мудрецами Востока.

Те, кому посчастливится, увидят драгоценные предметы, хранящие прикосновения рук посланников Великого Белого Братства, Девы Марии — Матери Иисуса — и самого Спасителя.

Пребывание такой Святыни в столице России имеет особое значение — это знак Высшей Помощи и Охраны, благодатный для всей страны.

История Даров описана в Евангелии.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем... из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля".

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом , где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою» 1 .

По преданию, Волхвы — три восточных царя — были не только правителями, но и учёными, магами: они наблюдали небесные светила и, когда увидели на востоке небывалую Звезду, поняли, что исполнилось древнее пророчество — родился Спаситель мира. Волхвы пошли за Звездой, чтобы поклониться дивному Младенцу.

На картине Н.К. Рериха «Звезда Матери Мира» караван Волхвов по пустыне следует за ведущей Звездой.

О появлении чудесной Звезды говорится в древнем восточном предании, записанном Е.И. Рерих:

Звезда

Что это за Звезда, которая вела магов? Конечно, это Указ Братства, чтоб приветствовать Иисуса и сохранить и передать бедной семье некоторые средства.

По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. Когда мы слышали — «близко», именно тогда мы теряли всякие признаки жилья.

Можно ли ожидать чудо неслыханного Провозвестия среди верблюжьих отбросов и ревущих ослов? Мышление человеческое пыталось поместить будущего Пророка хотя бы около храма или среди величественных стен.

Мы получили Указ остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении, обмазанном глиною, мы остановились на ночь. Костёр и маленькая масляная лампа наполняли комнату красным светом.

После ужина мы заметили, что служанка сливает остатки молока в отдельную амфору. Сказали ей: «Не годится сохранять это». Она же сказала: «Не для тебя, Господин, но для бедной женщины. Здесь, за стеною, живёт плотник, у него недавно родился сын!»

Потушив огонь, мы возложили руки и спросили: «Куда нам идти дальше?» Было сказано: «Ближе близкого, ниже низкого, выше высшего». Не поняв смысла, мы просили Указа. Но было сказано только: «Пусть уши слышат».

И сидели мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребёнок где-то за стеной. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую песенку, которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит: «Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто же, кроме тебя, возрастит зерно самое тучное? Позовёт Владыка сынка моего и скажет: "Только твоё зерно украсило пир Мой. Сядь со Мною, царь лучших зёрен!"».

Когда мы услышали эту песенку, три удара раздались в потолок. Мы сказали: «Мы утром пойдём туда».

Перед рассветом мы надели лучшие одежды и просили служанку провести нас по направлению плача. Она сказала: «Господин хочет посетить семью плотника, лучше я проведу вас кругом, потому что здесь надо пройти через загон скота». Помня Указ, мы избрали краткий путь.

Вот за яслями маленькое жилище, прислонённое
к скале. Вот у очага женщина, и на руках — Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку, и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую жемчужину из привезённых нами.

Передав ценности и священные предметы, мы предупредили мать о необходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота.

Позади мать сказала: «Видишь, сынок, ты царь. Этот алмаз поставь на лоб коня своего».

Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони.

Тогда же было сказано помнить время красной звезды на лбу воина 2 .

«Поклонение Волхвов» — один из самых популярных сюжетов в мировом искусстве, к нему обращались сотни художников во все времена.

Но особенно трогательно изображает это событие итальянский живописец Джотто (1267 - 1337). С кротостью, нежностью и благоговением взирают на Младенца Мудрецы — великие Цари земные, торжественно-печально замерли Мария и Иосиф... Ангел, слетевший с высот, погонщики и верблюды — здесь все равны, все дивятся небывалому чуду — Младенцу Христу и преклонению пред Ним сильных мира сего. Звезда, которую Джотто изобразил в виде кометы, озаряет происходящее.

Предание сохранило имена Мудрецов — Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли богатые дары Младенцу Иисусу — золото, ладан и смирну.

Ладаном — дорогой ароматической смолой — почитают Бога, золотом платят подать царю, смирной (миро) — драгоценным благовонным маслом — умащают умерших.

Символика даров такова: ладан — признание божественности Христа; золото — знак уважения к Его царству; смирна — пророчество Его мученической кончины.

Ладан — дар Богу, золото — Царю, смирна — Человеку.

Эти бесценные Дары всю жизнь берегла Мария, Матерь Иисуса, и передала их незадолго до своего Успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились до 400 года.

В Учении Живой Этики особенно проникновенно говорится о Ней — о Матери Великого Путника, как называли Христа на Востоке.

«Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утончённость и возвышенность духа. Она прибегла к первому пути, чтобы обезопасить ребёнка. Она заложила в Сына первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. Она не только не препятствовала хождениям дальним, но собирала всё нужное для облегчения странствий. Она пела колыбельную песнь, в которой провидела всё чудесное будущее. Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение. Она была готова пережить тот же подвиг, и Ей Сын поведал решение своё, укреплённое Заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождений. Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни великой Матери. Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери. О ней, поистине, мало известно, но, говоря о Великом Путнике, прежде всего следует сказать о Той, которая незримо вела Его по высотам» 3 .

После 400 года Священные Дары Волхвов начали своё странствие... Для освящения новой столицы византийский император Аркадий перенёс их из Иерусалима в Константинополь — в храм Святой Софии. Позже Дары попали в город Никею, затем они вновь вернулись в Константинополь, а после завоевания его турками (1453 г.) были увезены в Грецию, на Святую Гору Афон, которая во всём христианском мире почитается как земной удел Богородицы.

Туда, в афонский монастырь Святого Павла, из Константинополя привезла Дары сербская царевна Мария — вдова турецкого султана Мурата II. По преданию, Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в обитель, но «ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава», запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На месте, где когда-то стояла коленопреклонённая Мария, ныне находятся Царицын крест и часовня в память о передаче сокровищ...

С тех пор, с XV века, эти драгоценные для всего человечества Дары, хранящиеся с особой бережностью в серебряных ковчегах, находятся в монастыре Святого Павла, расположенном на Афоне в живописном ущелье между впадающими в море горными потоками.

До наших дней сохранилось двадцать восемь небольших (5 х 7 см) золотых пластин в форме трапеций, четырёхугольников, многоугольников, покрытых тончайшим филигранным орнаментом. К ним на серебряных нитях прикреплены небольшие шарики ладана и смирны — их около семидесяти.

От Даров и поныне исходит удивительное благоухание. Когда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, благоуханием наполняется вся церковь. Было замечено, что Дары исцеляют душевнобольных и бесноватых. И это не удивительно.

Живая Этика говорит: «До сих пор Мы храним в Наших тайниках многие предметы, связанные с жизнью Великого Путника. Можно удивиться, насколько излучения Его сохраняются в течение многих веков. (...) Именно, не тогда, когда рука или дыхание намеренно посылают силу, но когда каждое непроизвольное касание уже наслаивает неизгладимую энергию.

Так помните о необычайной всеначальной мощи Великого Путника» 4 .

Высокие духовные наслоения нестираемы. Они остаются на предметах многие века и несут миру Свет и добро, помощь и исцеления.

Мудрецы Востока поклонились Христу, так как знали пророчество о Приходе Спасителя.

С Его Рождеством началась Новая эра.

И с тех пор каждый год, несмотря на разные календари, весь христианский мир ликует в святой день Рождества Христова — в день Прихода на тёмную землю великого Света!

Сказал Ты: «Дар сердца сияет во тьме...»
И тьма отступает, теснимая светом;
Её уже нет. И лучами согрета
Планета в студёной предутренней мгле;
На мрачной Земле расцветает рассвет —
Итог всех трудов,
и борьбы,
и побед
5 .

1 Матф. 2: 9 - 11.

2 Криптограммы Востока. Рига: Угунс, 1999. С. 39 - 41.

3 Надземное. 147.

4 Там же. 153.

5 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 84.


Назад в раздел:

“Поклонение волхвов” – довольно редкий сюжет в русской иконографии. Чаще всего сцену поклонения волхвов представляют как часть сюжета “Рождества Христова”, либо в клеймах праздничных или Богородичных икон. В Москве в в юго-восточной арке (справа от алтаря) верхней церкви Рождества Христова сцена поклонения волхвов представлена как отдельный сюжет.

“Поклонение волхвов” в в Москве

История поклонения волхвов Младенцу Христу показалась нам любопытной с профессиональной точки зрения, поскольку в работе с западными туристами часто приходится касаться темы евангельских сюжетов. В православной, католической и протестантской культурах толкование оных несколько разнится. Например, католики называют событие Поклонение Волхвов праздником трёх королей, это один из значимых праздников в западной церкви, отмечают его 6 января. В Польше, например, этот религиозный праздник объявлен государственным выходным днём.

Постараюсь изложить современным русским языком историю о волхвах, которую я почерпнула в книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы”, составленной С.Снессоревой в 1911 году.

Поклонение Волхвов

Ещё до Рождения Иисуса Христа к востоку от Вифлеема халдейские волхвы увидели звезду. Появление небесного тела было предсказано почти за полторы тысячи лет до Р.Х., посвящённые ожидали его. Новая звезда не подчинялась общим законам движения светил и восточные звездочёты поняли, что она знаменует рождение Божественного Царя. Избранные из восточных мудрецов отправились в путь, чтобы найти Царя мира, поклониться Ему и принести дары.

Предание повествует, что волхвами или мудрецами стали либо цари, либо знатнейшие особы из Персии. Они были трёх возрастов и трёх племён. Старейшим был Мельхиор, его обычно изображают с бородой. Самого молодого звали Каспар, его рисуют безбородым. Муж среднего возраста – Валтасар, на некоторых изображениях его можно видеть смуглым или вовсе темнокожим.

Волхвами, чародеями или магами их называют совсем не потому, что они занимались чародейством или колдовством. На Востоке так называли тех, кто изучал природу, в особенности небесные тела.
Волхвы отбыли из Персии задолго до Рождества Христова. Некоторые источники указывают, что Вифлеемская звезда появилась в день Благовещения. Мельхиор, Валтасар и Каспар долго странствовали по пустыне и всё время ориентировались по Звезде, которая указывала им путь. Звезда шла низко над землёй, временами она скрывалась за облаками, давая путникам передышку.
Внезапно, перед самым Иерусалимом, звезда скрылась с небосвода. Волхвы вошли в город и стали расспрашивать о том, где родился царь иудейский.

Ирод

В Иерусалиме в это время правил царь Ирод. Народ ненавидел его и Ирод пребывал в постоянном страхе за себя и своих наследников. Ему предсказывали падение с престола, фарисеи отказывались присягать такому царю. Ирод задумал уничтожить рождённого Божественного Младенца. С помощью волхвов он захотел выяснить, где его найти.
Ирод призвал к себе персидских мудрецов, прикинулся добродетельным и повелел волхвам сообщить ему о месте рождения Иисуса Христа, ибо он тоже жаждет поклонился Царю царей.
Как люди науки, волхвы были добродушны и не уразумели лицемерия Ирода. Они пообещали указать местонахождение Божественного Младенца.

Выйдя из Иерусалима, волхвы решили двигаться в Вифлеем. Вдруг на небе снова показалась Звезда и опустилась вниз, вновь указывая им путь. Она вела мудрецов, пока те не дошли до пещеры, где пребывало Святое Семейство. У её входа Звезда остановилась, опустилась ещё ниже и осветила вход. Волхвы вошли, увидели Младенца, преклонили колена, поклонились Божественному Младенцу и поднесли ему свои дары.

Дары волхов

Халдейский царь Мельхиор преподнёс ладан (ливан), как Богу фимиам.
Перс Валтасар преподнёс золото, как Царю веков.
Эфиоп Каспар преподнёс смирну, как Богочеловеку.

Пречистая Матерь и Иосиф Обручник с изумлением смотрели на поклонение царей Востока.

Поклонившись Иисусу Христу, волхвы намеревались зайти в Иерусалим и указать Ироду на пещеру, где пребывало Святое Семейство. Но им во сне явился Ангел и известил их о злобных намерениях Ирода. Мудрецы, следуя повелениям Ангела, ушли из Вифлеема другим путём.

Священное писание говорит, что волхвы впоследствии приняли святое крещение от рук апостола Фомы, который проповедовал Евангелие в Персии.

События, последующие поклонению волхвов

Святое Семейство оставалось в пещере в течении 40 дней. На 40-й день произошло Сретение Господне, затем Святое Семейство вернулось в Назарет. Но Ирод не оставил своих чёрных умыслов об уничтожении Божественного Младенца. Он приказал убить всех детей мужского пола, которым не исполнилось 2-х лет.


Феофан Критский. Избиение младенцев. Фреска в афонском монастыре Ставроникита. 1546

Ангел Господень явился Иосифу во сне и повелел ему взять семью и отправится в Египет. В ту же ночь Святое Семейство тронулось в путь. Их сопровождал Иаков, старший сын Иосифа, поэтому в западной живописи в часто изображают Младенца Христа, Пресвятую Деву Марию, Иосифа и Иакова.



“Бегство в Египет” Якоба Йорданса из ГМИИ им.Пушкина в Москве.

На пути в Египет беглецов остановили разбойники, которые хотели ограбить и убить странников. Старший из них выступил вперёд с мечом в руке, чтобы поближе рассмотреть путников и был изумлён их прекрасными лицами. Он не позволил сотоварищам грабить Святое Семейство и остановил того, кто настаивал на грабеже. По преданию, имя доброго разбойника было Тит, а злого – Думах. Второй раз им суждено было встретится на Голгофе – оба они страдали с Христом на кресте. Тит уверовал в Иисуса Христа, а Думах остался неверующим.

В поисках сведений об отдельной иконе “Поклонение волхвов” мне удалось найти два разных изображения. В источнике (“Золотой корабль. Православная библиотека” http://www.golden-ship.ru/photo/spasitel/poklonenie_volkhvov/288) указано, что оба они находятся в соборе Василия Блаженного. Одно написано, как самостоятельная икона.


Икона “Поклонение Волхвов”
Фрагмент иконы. Сюжет “Поклонение волхвов”

Другое исполнено в виде фрагмента одной из икон.

По материалам книги “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составила София Снессорева. 2013 г.

В истории христианства особая роль принадлежит трем волхвам, которые первые из всех признали Иисуса Христа. Пришли они с востока, ведомые Вифлиемской звездой. Кто были эти волхвы, почему они пришли, что за звезда их вела?

Появление на небосклоне ярких комет всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Рождение некоторых исключительных личностей было отмечено внезапным появлением ярчайших «хвостатых звезд». Истории известно множество подобных фактов, но самым знаменательным, безусловно, является рождение Иисуса Христа.

Как известно из Евангелия от Матфея, а также из апокрифической литературы и христианских преданий, первыми о рождении Спасителя узнали персидские магиволхвы, пришедшие с востока поклониться «Царю Иудейскому». Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Сбылось пророчество Эритрейской сивиллы:

«Чада рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир - в ликованье.
Маги воздали честь звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, Лежащего в яслях узрели».

Сбылись не только пророчества Сивиллы из Эритреи - исполнилось древнее предсказание самого Заратуштры, и оправдались надежды и чаянья зороастрийского духовенства, уже давно ожидавшего прихода Спасителя. Иудейская и раннехристианская литература, много позаимствовавшая из зороастрийской эсхатологии, сохранила прямые указания на взаимосвязь и даже преемственность между зороастризмом и христианством. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии детства Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой».
Даже в средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. В «Сжатой истории династий» Бар-Эбрея, яковитского епископа XIII в. мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов... Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена дева во чреве приимет, и когда младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите младенцу свои дары. Ибо младенец тот - «Слово», которое небо основало». В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего.
Еще более определенно говорит о христианстве, как о продолжении и развитии учения Заратуштры, сирийско-несторианский митрополит Мар-Соломон, также живший в XIII в. В книге мистерий «Пчела» он дает достаточно подробное описание предсказания Заратуштры относительно рождения Христа, причем эти две исключительных личности в данном свидетельстве сливаются в единое целое, некое первородное существо, зачатое через «Слово» Творца всего, что есть:
«Предсказание Зарадошта о нашем Господе: когда он сидел у колодца в Хорине, говорил своим ученикам: Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит сына. И люди той страны будут бороться с ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда его схватят и пригвоздят к деревянному кресту. И небо и земля будут скорбеть о нем, и поколения народов будут плакать о нем. Он сойдет в глубины земли и из глубины вознесется на небо. Тогда придет он с воинст-вом света и приблизится на белых облаках, ибо он есть дитя, которое было зачато че-рез «Слово» творца всего, что есть... Моего рода будет он. Я есмь он и он есть я. Он во мне и я в нем. И когда он придет, великие знамения явятся на небе, а его сияние пре-взойдет сияние неба... Вам же надлежит бдеть и помнить, что я вам сказал, и ждать исполнения предсказания. Ведь вам первым предстоит узреть пришествие этого велико-го царя. И когда взойдет та звезда, пошлите посольство, чтобы принести дары и поклониться ему... И я и он - мы одно».
Подобные свидетельства христианских богословов могли бы показаться сомнительными и даже безосновательными, если бы они не имели подтверждения в письменной зороастрийской традиции. Согласно авестийской эсхатологии, известной нам по «Бундахишну», «Бахман-яшту», «Ривайяту» и другим зороастрийским текстам, после Заратуштры в мир должны последовательно прийти три Спасителя - Хушедар («Растящий истину»), Хушедар-мах («Растящий почитание») и Саошьянт («Воплотивший истину»). С приходом Саошьянта - последнего Спасителя наступит Фрашегирд - Страшный Суд, произойдет воскрешение умерших и очищение мира от скверны греха во вселенском пламени. Затем мир будет восстановлен, и люди обретут новое нетленное тело - эти представления впоследствии нашли отражение в христианской концепции о светопреставлении. Тут необходимо отметить, что эсхатологические и мессианские настроения появились в иудейской среде лишь после тесного контакта иудеев с персами, исповедовавшими маздеизм, являющийся не менее строгим монотеизмом, чем иудаизм. Политика Кира, избавившего иудеев от гнета Вавилонского плена, покровительствовавшего их религии и даже выделившего им деньги на восстановление Соломонова храма, заставила народ Моисея с уважением относиться к религиозным воззрениям персов. В результате в иудейской среде возникла секта фарисеев, представители которой стали учить о приходе Мессии, Страшном суде и воскрешении усопших в конце времен. Таким образом в лоне иудаизма, оплодотворенном зороастрийской идеей о Спасителе, через пять с половиной столетий зародилось христианство. Учение долгожданного Мессии, пришедшего к народу Израиля, было отвергнуто соплеменниками, но принято иными народами. Первыми, кто узнал в младенце Иисусе Христа-Спасителя, были персидские маги - представители зороастрийского жречества, которые лучше, чем кто-либо другой знали, где и когда должен был родиться Спаситель.
В силу исторически сложившихся обстоятельств христианство, ставшее государственной религией Римской империи - главного политического соперника персидских царских династий, не могло быть принято зороастрийским духовенством Империи Сасанидов, как дочерняя по отношению к зороастризму религия. Возможно, именно в этом и была непоправимая ошибка верховных жрецов зороастризма - древнейшей монотеистической религии, которая уже через несколько столетий после принятия всем языческим миром христианства пала под мощными ударами молодого ислама. В VI веке разрозненная Персидская империя, духовная власть в которой едва поддерживалась ортодоксально настроенным жречеством, уставшим от постоянной борьбы с манихеями, маздакитами и прочими еретиками, ничего не смогла противопоставить силе арабских завоевателей, вдохновленных словами пророка Мухаммеда.
К сожалению, следует признать, что ко времени падения Империи Сасанидов зороастризм уже выродился, но за шесть столетий до этого печального события дела обстояли совершенно иначе, и представители зороастрийского духовенства могли признать рождение Сына Божьего в ином народе, кроме персидского. Вне всякого сомнения, те маги, которые пришли поклониться младенцу Христу, видели в нем долгожданного Хушедара («Растящего истину») - первого из трех Спасителей, которые должны были прийти после Заратуштры и принести новое религиозное откровение.


(Фреска Джотто в. капелле Скровеньи)

Согласно авестийской мифологии, все последующие за Заратуштрой Спасители будут его сыновьями, рожденными от богоизбранных дев, которые должны войти в священное озеро Кансава, в котором Заратуштра оставил свое семя. В связи с этим вспоминаются слова христианского богослова Мар-Соломона, которые он вкладывает в уста Заратуштры, говорящего о Христе: «Моего рода будет он». Эти слова вполне укладываются в зороастрийскую концепцию рождения Спасителей-Саошьянтов и тем самым приобретают особую значимость. Безусловно, не следует понимать буквально то, что семя Заратуштры находится в озере, и что вошедшая в это озеро девственница должна непременно стать матерью божественного ребенка, коему предназначено спасти человечество. Карл Густав Юнг, применяя метод аналитической психологии, убедительно доказал, что мифические озера, ручьи, моря и прочие водоемы, порождающие в своих глубинах божественную жизнь, являются архетипическим символом океана бессознательного, в недрах которого зарождается самость. Погружение в священный водоем непорочной девы (во всех религиозных традициях являющейся матерью богочеловека) и рождение предвечного младенца является, как макрокосмическим символом рождения мира из темных вод хаоса, так и микрокосмическим символом пробуждения божественного света в неотягощенной грехом душе, погрузившейся в океан бессознательного. Те Спасители, которые должны прийти в мир вслед за Заратуштрой, будут, конечно же, его духовными наследниками, но не его сыновьями в физическом смысле.

Тем зороастрийским жрецам, которые пришли поклониться младенцу Христу, родственность Заратуштры и Христа, видимо, представлялась очень естественной, поскольку они считали существование фравахара (души) Заратуштры и Саошьянтов (к числу которых они причисляли и Христа) безначальным, растворенным в Боге и ведущим свое начало от сотворения мира. Утверждая предвечное существование Сына Божьего, христиане лишь подтверждают древнюю мысль о предвечности и божественной природе Спасителя рода человеческого, высказанную еще в ранних зороастрийских религиозных текстах.
Персидские маги, владеющие искусством астрологии, действительно ожидали прихода Спасителя, и появление на небосклоне яркой кометы, видимой даже днем, было воспринято ими, как знак исполнения древнего пророчества. Дождавшись исполнения древнего предсказания, три мага (а именно так по сей день именуют себя священнослужители маздаяснийской религии) принесли младенцу Христу три дара - золото, ладан и смирну. В Евангелии от Матфея так рассказывается об этом:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Три волхва, принесших младенцу-Христу золото, ладан и смирну тем самым почтили его как царя, первосвященника и жертву. Обычно дары магов истолковываются следующим образом: золотом платят дань царю, ладаном почитают божество, смирной же умащают покойников. Если же принять версию о персидском, а не ассирийском происхождении волхвов, то символика трех даров станет еще более значимой. Три дара волхвов являются символами трех каст зороастрийского общества и трех видов Хварны - божественной отмеченности, выделяющей человека из числа прочих. Искра божья в человеке, талант, умение руководить людьми - вот что такое Хварна. Это святое для зороастрийцев понятие тройственно по своей природе. Зороастрийцы выделяли царскую хварну, хварну священников и хварну воинов. Символом царской харизмы считалось золото, символом жреческой хварны - ладан, а воинской - смирна или мирра, поскольку именно воины жертвуют собой ради спасения других и тем самым обрекают себя на мученичество. Принесение Христу трех символических даров свидетельствует о величайшем почтении к нему зороастрийских жрецов, видевших в нем сверхчеловека, сочетающего в себе качества воина, жреца и царя.
Имена волхвов, пришедших ко Христу, варьируются в раннехристианской литературе. Ориген называет имена Авимелеха, Охозата и Фикола. Со времен средневековья установилась прочная традиция именовать волхвов Каспаром, Бальтазаром и Мельхиором, но, судя по всему, ближе к истине были сирийские христиане, называвшие имена Хормизда, Йездигерда и Пероза. Эти чисто персидские имена, часто встречающиеся в списках царских династий Аршакидов и Сасанидов, выдают в волхвах видных деятелей зороастрийского духовенства.
Раннехристианское искусство также свидетельствует о национальной принадлежности волхвов - деталями их одеяния всегда были персидская круглая войлочная шапка, штаны, с которых смеялись греки и римляне, длинный хитон с рукавами, называемый зороастрийцами «судрех». Персидское обличье волхвов, изображенных в Вифлеемской церкви Рождества Христова, произвело неизгладимое впечатление на персидского царя Хосрова II, завоевавшего всю Сирию, Египет и Палестину и восстановившего Иран в границах Империи династии Ахеменидов. Хосров II, увидев мозаики с изображением магов, пощадил эту церковь, не смотря на то, что прежде он предал огню множество христианских храмов.
Раннехристианские художники, как впрочем и средневековые, всякий раз по-новому обыгрывая знаменитый рождественский сюжет с поклонением волхвов, практически всегда изображали над головами последних яркую комету, видимую даже при свете дня. Эта комета, получившая название «Вифлеемской звезды» была увековечена на фреске Джотто, картинах Ван дер Бека, Франческо Раболини и других художников. Эта комета, ознаменовавшая приход в мир Спасителя, ярко вспыхнув перед самым рождением Иисуса Христа, ушла в темные глубины космоса для того, чтобы через две тысячи лет вернуться и возвестить жителям Земли о втором пришествии Сына Божия.
Кометы - это знаки, посредством коих высшие небесные силы показывают нам проявление своей воли и, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами Божьими». На что указует нам перст яркой кометы, открытой недавно японским астрономом Хиакутаке? Исходя из знания ее цикла, а ученые рассчитали, что он равен 2000 годам, можно заключить, что именно эту комету видели восточные астрологи в 5 году до нашей эры в созвездии Рыб, там, где происходило большое соединение Сатурна и Юпитера. Большинство современных ученых убеждены, что летоисчисление от Рождества Христова, введенное в V веке усилиями монаха Дионисия, неточно, а Христос родился за 5-7 лет до нашей эры, что вполне соотносится с данными астрономов, базирующихся на знании циклов Юпитера, Сатурна и кометы - «Вифлеемской звезды».

Комета Хиакутаке была открыта 25 декабря 1995 года в ночь на Рождество Христово, приблизилась к Земле 21-26 марта 1996 года, отметив тем самым весеннее равноденствие и день рождения Заратуштры, исчезла же она из поля зрения наблюдателей 8 сентября - в день, когда празднуется Рождество Девы Марии. Эта комета была видима от Рождества Христова до Рождества Богородицы! Это и есть та самая «Вифлеемская звезда», которая две тысячи лет тому назад указала путь к колыбели Христа восточным мудрецам-звездочетам.
Но обращает на себя внимание и настораживает тот факт, что комета Хиакутаке была видна в созвездии Дракона. Невольно вспоминается апокалиптическое пророчество Святого Иоанна о преследовании низверженным с небес драконом непорочной девы, родившей младенца-Спасителя:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, охраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Комета Хиакутаке, проходила по созвездию Дракона, находящемуся вблизи северного полюса небесной сферы, но если спроецировать траекторию движения этой кометы на эклиптику, то мы увидим, что вектор кометы попадет точно в зодиакальное созвездие Девы, с которым связан образ Девы Марии. Это можно трактовать лишь как угрозу деве, «родившей младенца мужеского пола» со стороны дракона, то есть дьявола. Апокалиптическое пророчество Иоанна Богослова говорит о том, что прежде, чем произойдет второе пришествие Христа, в мир явится Антихрист, который подчинит себе все человечество.
Появление в 1996 году яркой кометы, учитывая все астрологические обстоятельства ее появления, можно расценивать как предупреждение всем жителям Земли, предупреждение о скором пришествии Антихриста и наступлении последних времен. Ожидание Страшного Суда всегда было свойственно человечеству, но в преддверии третьего тысячелетия и наступления новой космической эпохи, связанной с переходом оси прецессии Земли в знак Водолея, эти ожидания и мрачные предчувствия становятся все более основательными и определенными.


Мозаика церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Равенна, Италия

Смотрите также

Дары волхвов. Документальный фильм А. Мамонтова

***************************************************************

6 января православная христианская церковь празднует Торжество Богоявления. Этот праздник ещё называют праздником Трёх царей или Трёх волхвов. По Преданию три царя: Каспар, Мельхиор и Вальтазар пришли в Вифлеем с Востока.

Евангелие от Матфея Глава 2
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Содержимое:

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни.

Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну.

Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова.

Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов - все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию. При чем же здесь волхвы? Дело в том, что они, по одной из версий, были родом из Месопотамии. С этой землей была связана история ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказал в том числе такие подробности, как время прихода Мессии.

Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Иудеи же, в свою очередь, очень хорошо знали Ветхий Завет, одна из книг которого - как раз Книга пророка Даниила. Для иудейского сознания вполне логично было получить сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.

Ладан, золото, смирна


Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423

Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю. С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото - это и символ мудрости («золотые слова», «молчание - золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей - мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.

Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы. Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом - вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.

Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти.
А за Его смертью последует Воскресение - то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.

Где искать рождественских волхвов?

Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога - пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога - пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека. Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.

А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему? Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор - именно там теперь находятся их мощи. Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе. И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики - Кёльнский собор. В самом его центре - в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского - мощи трех волхвов и находятся по сей день.

B+С+M

Фото Валерия Близнюка

Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии.

Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен.

«Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу - навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок - благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.

Сами же Дары волхвов - золото, ладан и смирна - хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

(Поклонениецарей)

(Матфей, 2:1-12)

(1) Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: (2) где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (3) Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (4) И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (5) Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: (6) и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. (7) Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (8) и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщатель­ но разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. (9) Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (10) Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, (11) и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (12) И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Мф. 2:1-12)

Вопрос, на который с самого начала необходимо ответить, для того чтобы яснее осознать иконографические особенности сюжета Поклонение волхвов, касается хронологии событий евангельской истории. У Матфея рассказ о поклонении волхвов следует непосредственно за рассказом о рождении Христа. По традиции акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов. И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и другие; подробнее об этом иконографическом типе см. ниже). Но если поклонение волхвов произошло сразу по рождении Христа, то не остается времени для событий, описанных Лукой, в частности всего того, что произошло в храме на сороковой день после рождения Младенца.

До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. В сюжете с волхвами мы впервые сталкиваемся с необходимостью восполнить недостающие у Луки эпизоды рассказом другого евангелиста, в данном случае Матфея. С такой необходимостью сведения разных источников воедино с целью воссоздать связанную последовательность событий жизни Христа мы будем сталкиваться часто. Таким образом, все четыре Евангелия следует рассматривать как повествования взаимно друг друга дополняющие. Этодостаточно ясно и понятно. Трудность, однако, состоит в уразумении хроноло­гического порядка событий, восстанавливаемых подобным образом.

Итак, когда явились волхвы на поклон Младенцу? В памятниках христиан­ского искусства - и византийского, и русского, и западного - Поклонение волхвов изображается то вместе с Рождением Иисуса Христа, то отдельно. Как в византийском, так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождения Иисуса Христа (см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ) иногда исчезает, иногда, как мы уже упомянули, остается. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Дева Мария может восседать на троне, а Младенец - у нее на коленях с благословляющим жестом или со свитком в руках. В таком случае продление обстоятельств рождения на столь долгий период труднообъяснимо. Соединяя Рождение Иисуса Христа с Поклонением волхвов, художники должны были считать, что два этих события следовали вскоре одно за другим, когда Св. Семейство находилось еще в пещере; разделяя же их, они и сами события представляли себе отстоящими друг от друга на более значительный промежу­ток времени. Но они совершенно игнорировали вопрос времени, когда покло­нение волхвов, как отдельный самостоятельный акт (с взрослым Младенцем), помещали в пещере. Короче говоря, иконографический материал отражает ту неопределенность в решении проблемы хронологии, которая существовала в древних преданиях о времени, когда произошло это событие.

Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее! - Л.М.), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).

Оправдание мнения, что поклонение волхвов произошло в пещере, встречает затруднение, с одной стороны, в тексте Матфея, который говорит, что оно произошло в доме, а не в пещере (2:11), с другой - в хронологии евангельских событий. Дело в том, что нет никаких оснований считать, что Св. Семейство еще долго после рождения Христа оставалось в пещере. Поэтому если допустить, что поклонение волхвов последовало именно в пещере, то тогда не остается времени для тех событий, которые описаны Лукой, поскольку сразу за покло­нением волхвов произошло избиение младенцев в Вифлееме и бегство Св. Се­мейства в Египет.

В свете приведенных доводов особенно примечательным оказывается Алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена , читаемый (в открытом виде) слева направо: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка).

Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (1458-1459).

Мюнхен. Старая Пинакотека.

Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождения Иисуса Христа и является как бы «синонимом» главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклоне­нии волхвов рождественских яслей, вола и осла. Алтарь Колумба, сцены которого, естественно, читаются именно в такой последовательности - слева направо, доказывает, что художник исходил из представления, что Поклонение волхвов предшествовало Представлению Господа в храме (или - на языке того времени - Очищению Блаженной Девы Марии).

«Точный порядок событий, происшедших до возвращения Святого Семейства в Назарет, - констатирует в «Жизни Иисуса Христа» Ф. Фаррар, - может быть только предметом неуверенных гаданий. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. 1:59; 2:21); очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. 12:4); поклонение волхвов было, «когда Иисус родился в Вифлееме» (Мф. 2:1), и бегство в Египет немедленно по уходе их. Предполо­жение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением Св. Луки (2:22, 39), или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с «востока», для бегства в Египет и возвращения из него. Предположение это затем заключает в себе крайнюю несообразность, будто Св. Семейство возвратилось в Иерусалим, находящийся только в десяти верстах от Вифлеема, спустя лишь несколько дней после такого ужасного события, как избиение младенцев. Вероятнее всего предположить, что бегство в Египет и обстоятельства, приведшие к нему, совершились только уже после принесения в храм. Поэтому в течение сорока дней Святое Семейство пребывало в мире и неизвестности в том городе, который связан был со столькими замечательными событиями и освящен столь дорогими для него как семейными, так и народными преданиями».

Чтобы завершить обзор мнений по этому вопросу, приведем суждение Д. И. Прозоровского, много занимавшегося проблемами хронологии: «Если древ­ние писатели приурочили приход волхвов к самому рождению Спасителя, то это для нас еще не обязательно, потому что писатели не имели в виду исторической разработки вопроса. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Иосиф прибыл в Вифлеем очень поздно, когда все жилые помещения были уже заняты, и он по необходимости должен был поместиться в вертепе; родившийся вскоре затем Спаситель был положен в ясли, свидете­лями чему были одни только пастыри. Уже в глубокой древности день рождения Спасителя окончательно определен 25 декабря; в восьмой после того день надлежало совершить обрезание, которое и совершено в Вифлееме вполне спокойно, чего не случилось бы, если бы в этот промежуток времени волхвы посетили Вифлеем. В сороковой день по рождении Спасителя следовало Иосифу и Марии явиться в Иерусалимский храм для свершения установленного законом обряда, и обязанность эта отправлена была опять совершенно спокойно, потому что в это время родившийся царь иудейский еще не был на виду у Ирода, так что Иосифу ничего не препятствовало возвратиться в Вифлеем и там готовиться к отъезду в Назарет. Вскоре после того Ирод заболел, и в это время явились в Иерусалим волхвы, возмутившие своими расспросами о новорожденном царе иудейском и без того свирепую душу Ирода, который о Вифлееме, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея. Ирод раздражился еще более, когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Злость Ирода не знала меры, и дети вифлеемские были истреблены. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод умер после лунного затмения, случившегося накануне еврейского весенне­го поста, а по вычислению известного астронома Лаланда, затмение это случилось в ночь с 12 на 13 марта четвертого года до начала христианской эры, следовательно, тогда был пост Есфири, бывающий в 13-й день месяца Адара. Итак, волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему «в храмине», в комнате, в квартире, а не в вертепе, и именно прежде упомянутого лунного затмения» (цит. по кн.: Покровский Н. С . 129 - 130).

Мы оставляем здесь без решения вопрос о возможных перемещениях Св. Семейства между событиями сорокового дня, когда, совершив обряд очищения в Иерусалимском храме, оно отправилось в Назарет, и бегством в Египет, которое произошло из Вифлеема, как не влияющий прямо на иконографию Поклонения волхвов, хотя важный с точки зрения хронологии событий.

Итак, можно констатировать, что включение в картины Поклонения волхвов характерных особенностей, свойственных сюжету Рождение Иисуса Христа, с исторической точки зрения является анахронизмом. При этом, однако, необхо­димо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им, поклонение волхвов произошло непосредствен­но после рождения Иисуса), нежели к специальному, критически проверенно­му историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. Примечательна в этом смысле последовательность событий, как их воспро­извел на пределле своего знаменитого алтаря «Покло­нение волхвов»: Рождение Иисуса Христа, Бегство в Египет, Представление Младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Св. Семейство провело в Египте семь дней).

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици .


Рассмотрим отдельные элементы, составляющие данный сюжет в живописи.

Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека

К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение - звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели - «звезду Его». Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Во II - III веках она обычно ассоциировалась со звездой Иакова, о которой проповедовал Валаам: «(17) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства, на которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, а именно Валаам; иногда он указывает на звезду. Восход звезды в момент рождения правителя - знамение, чтившееся в античности. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность.

Что касается звезды, увиденной волхвами в их стране (или в их странах), то ИгнатийБогоносец,ОригениЕвсевий полагали,что этобыла особенная, специально созданная для этого случая звезда. Иоанн Златоуст считал ее разумной силой, явившейся в образе звезды.

Традиционным является изображение звезды значительно большего размера, чем другие звезды на небосклоне в этой сцене, и необычайно яркой; иногда она прямо над домом; младенец в ее лучах (примеров множество). Джотто, подчеркивая необычность звезды, изображает ее в виде кометы - случай редкий и неоправданный ни Св. Писанием, ни бытовавшими в его эпоху представлениями о небе (Джотто).

В XIII - XIV веках сюжет приобретает игривый характер: Богоматерь забавляет Младенца яблоком, Младенец треплет за волосы припавшего перед ним на колени волхва, который в свою очередь целует ногу Иисуса. Младенцу около двух лет. Художники более позднего времени, как уже было продемонстрирова­но, населяют свои картины все большим числом персонажей, используя этот сюжет для создания портретных галерей своих современников.

Неизменными участниками сцены Поклонения волхвов являются ангелами. Они частообразуют небесный хор, возносящий Ангельский гимн Господу ( ; верхняя пара ангелов явнопоет, если судитьпо ихоткрытым ртам). Часто художники пиводят слова этогогимна: «Gloria In Excelsis Deo » («Слава в вышних Богу» - Лк. 2: 14). Это первая фраза Ангельского гимна, ставшего второй частью католической мессы. В некоторых случаях ангелы поют по нотам ().

Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.

Гирландайо (как и ряддругие художников Возрождения) снабдил Ангельский хор не только текстом этогопеснопения, но и нотами григорианскогохорала. Композиторы разных эпох писали «Gloria In Excelsis Deo » - Ж. Депре, Палестрина, О. Лассо, А. Втивальди, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист...

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека

Джотто. Поклонение волхвов (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.

Гертген тот Синт Янс. Поклонение волхвов (1490-1495). Прага. Национальная галерея.

Неизвестный среднерейнский мастер XV века. Поклонение волхвов (ок. 1420). Дармштадт. Музей земли Гессен.

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.

Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов-царей (1459-1460). Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди.

Рогир ван дер Вейден. Видение трех волхвов (Алтарь Бладелена) (1446-1452). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов (Алтарь Монфорт) (до 1475). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Хуан Рейксах. Поклонение царей (вторая половина XV века). Барселона. Музей искусства Каталонии.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов (нач. 1570-х). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Якопо Бассано. Поклонение волхвов (1560-е). Вена. Картинная галерея Художествен­но-исторического музея.

© Александр МАЙКАПАР