Забытая вера. Языческие боги древней руси

Язычники - Слово язычник является переводом латинского слова и означает буквально: провинциал, деревенский житель. В начале, когда Евангелие было принято в городах, слово paganus, т.е. деревенский житель, стало обозначать всякого человека, чуждого Евангелию. Таким образом, слово paganus (язычник) получило свое религиозное значение. Слово, соответствующее этому значению, не встречается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, и там, где в различных переводах употреблено слово язычник, в основном тексте ему соответствует слово, обозначающее народ или национальность вообще. В таком смысле в евр. тексте употреблено слово гойим от единств, числа гой (Пс 2.1 , Ис 60.3) и т.д., и греческое слово этнэ от единственного числа этнос (Деян 14.16 , Деян 15.17) и т.д. по отношению к тем народам, "которые не знают Бога" (1Фес 4.5 , Рим 2.14). Но эти слова не употребляются в их буквальном значении; например, израильский народ назван словом "гой" (Ис 1.4), и также словом "этнос" (Лк 7.5 , Деян 10.22). Слова "панта та этна" переводятся то в значении "все народы", то - "все язычники", как это видно из Мф 25.32 , Мф 28.19 ; срав. Деян 14.16 , Деян 15.17
В некоторых местах слово "этна" - язычники - обозначает христиан из язычников, а не из евреев (Рим 16.4 , Гал 2.12). Пример двоякого значения этого слова мы находим в Еф 2.11 , Еф 3.1 "вы, некогда язычники" и "язычники".
Хотя уже в Ветхом Завете обещано всем людям не израильского происхождения участие в спасении и царстве Мессии (3Цар 8.41 , Пс 2.8 , Ис 60.1 , Ис 65.1), все же евреям трудно было принять Евангелие Иисуса, которое ставило язычников наравне с евреями, как одинаково нуждающихся в спасении и имеющих право на одну и ту же благодать (Деян 10.1 , Рим 9.30 и дал.). Как поставленный Богом проповедовать язычникам, Павел назван апостолом язычников (1Тим 2.7), Петр же с остальными были "апостолами у обрезанных (Гал 2.8). Но, так как евреи упорно отказывались от предлагаемой им благодати, то пришел на них суд и Царство Божие отдано было язычникам (Деян 13.46 , 1Фес 2.16).
Во тьме язычества находится до сих пор большая часть людей на земле. И все они, подобно македонскому мужу, явившемуся Павлу, взывают: "Приди и помоги нам" (Деян 16.9). язычники - все не евреи, все поклоняющиеся неистинным богам (Пс 105.35 ; Мф 18.17 ; 1Пет 2.12 ). Но Бог есть также Бог и язычников (Рим 3.29 ) и им также даровано спасение (Ис 11.10. Деян 28.28 ). ЯЗЫЧНИКИ -

В Ветхом Завете - все стоящие вне общества еврейского народа. В Новом Завете - все стоящие вне Христа. Народ Божий не должен жить по их обычаям.
«Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас» (Лев. 20, 23).
«Не учитесь путям язычников» (Иер. 10, 2).
Они будут изгнаны из-за их безбожной жизни:
«Не говори в сердце твоем, что... за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего» (Втор. 9,4; 7, 1; Пс. 43, 3). «Зачем мятутся народы?» (Пс. 2, 1). «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2,8). «Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они» (Пс. 9,21).
«Господь разрушает советы язычников» (Пс. 32,10). «Бог воцарился над народами» (Пс. 46, 9). «Все народы будут служить ему» (Пс. 71,11). «Ты наследуешь все народы» (Пс. 81,8).
«Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою» (Пс. 85, 9).
«Народы Им будут благословляться» (Иер. 4, 2). «Молясь, не говорите лишнего, как язычники» (Матф. б, 7). «Всего этого ищут язычники» (Матф. 6, 32). «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф. 21, 43). «Свет к просвещению язычников» (Лук. 2, 32). «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Д. Ап. 11, 18). «Спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Д. Ап. 28, 28).
«Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?» (Рим. 3, 29).
«Пока войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25).
«Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам» (1 Кор. 12, 2).
«Чтобы и язычникам быть сонаследниками» (Ефес. 3, 6). «Провождать добродетельную жизнь между язычниками» (1 Петр. 2, 12).
«Все народы придут и поклонятся пред Тобою» (Откр. 15,4). «Листья дерева - для исцеления народов» (Откр. 22, 2).

язычники - - все не иудеи по происхождению (Пс 105.35; Гал 2.15), а также те, кто поклоняется не истинному Богу, а идолам (Пс 134.15; 1Кор 10.20; 1Фес 4.5), причем такими могут считаться и некоторые иудеи, когда они отступают от Бога (Иез 20.32; 1Кор 12.2).
Священное Писание везде называет «язычниками» только тех людей из других народов, которые как-то касались иудеев, не зависимо от их отношения к ним. Представители каких-то отдаленных народов даже и не упоминаются. Отсюда можно понять и слова Спасителя: «Любите врагов ваших» (Мф 5.44), ибо многие из враждебно настроенных язычников, живших рядом и понимавших иудеев, могли в любое время стать «прозелитами» или «пришельцами», то есть включенными законом в их среду. Конечно, враги у Его учеников были и в среде самих иудеев.
Ап. Павел, говоря, что он в какой-то момент обратился к «язычникам» (Деян 13.46), на самом деле обратился к «прозелитам» и к живущим среди иудеев язычникам, чтущим Бога (Деян 13.16,26). С другими язычниками, ничего не знающими о Боге и законе евреев, он встречался только однажды, притом не по своей воле, в ареопаге, куда его буквально затащили и куда он более никогда не возвращался. Эти люди из ареопага не названы язычниками и там он не упомянул Писаний (но зато упомянул их стихотворцев). Поэтому совершенно не понятно, почему ап. Павел назван Апостолом «язычников». Такое название выглядит намеренным, искусственным.
Для иллюстрации очень полезно сравнить две очень похожие речи ап. Павла - речь к этим «полным»или «дальним» язычникам в ареопаге с речью к иудеям вперемешку с прозелитами в синагоге.
Вот его речь перед афинянами в ареопаге.
Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. (Деян 17.22-31,32).
Далее его речь к собранию иудеев, прозелитов и пришельцев в синагоге.
Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя... При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога , обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. (Деян 13.26-33,42-43).
В собрании «полных» («дальних») язычников ап. Павел не смог бы, да и не стал бы что-то доказывать из Писаний, как это он постоянно делал в синагогах.
Отношение евреев к окружающим их со всех сторон язычникам всегда было негативным, изоляционистским. Евреи, прямые потомки Авраама через Исаака и Иакова (Израиля), всегда жили компактно и совершенно обособленно. При входе в обетованную землю, заселенную языческими племенами (Хананеями, потомками Ханаана, сына Хама, который был проклят Ноем), закон повелевал им уничтожить или изгнать всех аборигенов с их истуканами и ни в коем случае с ними не смешиваться (Вт 7.1-2). Поэтому в продолжение всей своей истории их отношение к язычникам было сходно с отношением к собакам (ср. Мф 15.26). В этом смысле очень характерен поступок пророка Ионы, который скорее согласился быть утопленным, чем пойти к язычникам с проповедью, пусть даже и по повелению Бога. Евреи никогда не проповедовали и не проповедуют свою религию и не миссионерствуют по свету, а в последние «свободные» времена, когда таковые из их среды всё же появились, относятся к ним очень враждебно (например, к известной секте «Евреи за Иисуса»). Как сказано в Писании, они живут отдельно и среди народов не числятся (Чис 23.9). Но закон позволял им принимать в свою среду «прозелитов» и «пришельцев» и повелевал им, следовательно, относиться к таковым, как к братьям.
Также трепетно, как к своему закону и своей религии они всегда относились и к Богу, Который, они верили, создал всё видимое и невидимое и всё держит в Своих руках. Из благоговения перед Ним они никогда не называли вслух Его имени, а заменяли его другим, потому что знали, что этот великий Бог избрал только их народ, чтобы Его имя пребывало среди них (Вт 7.6). Потому и Христос, рожденный по плоти в одном из колен Израилевых, пришел только ради собственного народа, сынов Израиля, о чем Он ясно заявлял (Мф 15.24). Это же повторил и ап. Петр (Деян 3.20).
Здесь особенно следует отметить, что в Новом Завете, состоящем наполовину из Посланий ап. Павла, произошла некая подозрительная трансформация понятий в отношении к язычникам. Самый наглядный пример это Иол 2.32–(Деян 2.21)–Рим 10.13. Если внимательно читать Иол 2.12-32, то становится совершенно очевидным, что речь идет (как и во всех других подобных местах–ведь Писание не может противоречить самому себе) только о народе Божием, только о своих. В Деян 2.14-21 ап. Петр в своем обращении к присутствующим (а присутствовали снова только свои–ст. 9-11) повторил те же слова (правда, в ст. 20 слово «страшный» заменено на «славный» и не ясно, самим ли ап. Петром или переписчиками). Но вот в Послании к римлянам 10.11-13 мы видим полное преобразование ясных и точных слов и понятий. Здесь ап. Павел (или кто-то за него) узурпирует основополагающие принципы в пользу любых язычников. Он даже не вспоминает и никак не комментирует слова Христа о том, что Он пришел ради Своих и тех, кого призовет Господь (Иол 2.32; Ин 6.44). Этим самым ап. Павел (или кто-то за него) предоставил широченную возможность язычникам самостоятельно решать вопросы спасения, «низводить небо на землю».
С возникновением официального языческого христианства язычники лихо подхватили имя Бога и понеслись по всему свету, призывая налево и направо «придти к Богу», «принять Христа в свое сердце» забывая, что придти к Богу может лишь тот, кого Он Сам привлечет к Себе. Еслли они пытаются делать это за Бога, то забывают, что, для тех, кого Бог Сам не привлекает к Себе, Его имя закрыто и таковые наверняка понимают под именем «Бог» что-то другое, например, бога удачи, помогающего им устроиться в жизни, ведь богов и господ много (1Кор 8.5).
Многих смущает и другое высказывание ап. Павла, что Бог есть также Бог «и язычников» (Рим 3.29). Но и в этом случае этот термин нужно понимать, как сказано в самом начале этой короткой статьи о язычниках. Никогда не следует смущаться отдельными разночтениями и непониманиями, нужно всегда держаться одной истины–слов Христа (повторяем, слова Божии не могут сами себе противоречить).
Только в двух местах Нового Завета (Ин 10.16; 17.20) приведены собственные слова Господа, в которых можно усматривать намек на других овец, кроме овец дома Израилева, но это опять же решают не сами овцы, ибо Новый Завет был заключен Богом только с домом Израилевым (Ис 42.6; Иер 31.31-34; Мф 26.28; Евр 8.8-13). Кто-то из язычников хочет веровать, что Бог присоединит его к Своему избранному народу и спасет его от грядущего суда? Пусть смиренно ждет и надеется, пока Бог сделает это (Рим 8.24-25; Евр 11). Это вера. Если же он сам начинает что-то делать для своего спасения, он наверняка останется с этой многочисленной толпой энтузиастов. Это религия. (См. Бог, воля человеческая, Галилея, Павел Апостол, пришелец, прозелит, Церковь, церковь). ЯЗЫЧНИКИ - td valign=top>АРАРАТ

В конце первого тысячелетия нашей эры, в то время, когда на Руси приняли христианство, все, что касается язычества, пресекалось, искоренялось. Сжигали языческие храмы, пускали по воде древних идолов. Старались полностью избавиться от данных верований. Однако с уверенностью можно сказать, что это удалось весьма плохо. Ведь до сегодняшнего дня элементы обрядов язычников сохранились в православной вере, создав удивительный симбиоз Византийской культуры и язычества. Нужно сказать и о том, что первые воспоминания о данных верованиях появились еще в средневековых рукописях, когда папская курия активно привлекала людей в католичество. Под это действие попали и язычники (кто это - известно). Записи же в дневниках католиков в основном были осуждающими. Что касается русских летописцев, о язычестве в то время не хотели говорить, делая акцент на том, что его практически не существует.

О понятии

Разбираясь в понятии «язычники» (кто это такие, каковы особенности их веры и мировосприятия), нужно узнать, что же оно означает. Если разбираться в этимологии, нужно сказать, что корнем здесь является слово «язык». Однако оно означало еще и «народ, племя». Можно сделать вывод о том, что само понятие можно перевести как «народная вера» или «вера племени». Славянский же термин «язычество» можно трактовать и как «крепость уз».


О вере

Итак, язычники: кто это такие, во что они верили? Стоит сказать, что сама система их верований была практически идеальной и полностью неотделимой от природы. Её почитали, ей поклонялись и преподносили щедрые дары. Центром всей Вселенной для славян была именно Природа-матушка. Она понималась как некий живой организм, который не только мыслит, но и имеет душу. Её силы и стихии обожествлялись и одухотворялись. Однако это и не удивительно, ведь именно Природа настолько закономерна, что тут без проблем прослеживается особая мудрость. Более того, язычники (кто это, мы, в принципе, рассмотрели) считали себя детьми природы и не представляли своей жизни без неё, ибо ведическая система знаний и верований предполагала тесное взаимодействие и сосуществование в гармонии с окружающим миром. В чем же заключалась вера наших предков? У славян существовали три главных культа: Солнца, Матери-Земли и почитание стихий.

Культ Земли

Язычники верили в то, что праматерью всего является именно Земля. Тут объясняется все довольно-таки просто, ведь именно она, по мнению древних славян, является центром плодородия: Земля дает жизнь не только растениям, но и всем животным. Почему ее называли Матушкой - объяснить также не тяжело. Наши предки верили в то, что именно земля их и породила, она им дает силы, стоит только к ней наклониться. Заметим, что многие существующие сегодня обряды пришли к нам еще с тех времен. Вспомним хотя бы необходимость брать горсть своей земли на чужбину или земной поклон молодых родителям на свадьбе.


Культ Солнца

Солнце в верованиях древних славян выступает как символ всепобеждающего добра. Нужно сказать и то, что язычников нередко называли солнцепоклонниками. Люди в то время жили по солнечному календарю, особое внимание уделяя датам зимнего и летнего солнцестояния. Именно в это время и отмечались важные праздники, такие как, например, День Ивана Купалы (конец июня). Интересным окажется и тот факт, что жители тех времен почитали знак свастики, которая называлась солнечным коловратом. Однако никакого негатива данная символика тогда не несла, а олицетворяла победу добра над злом, свет и чистоту. Данный знак мудрости являлся также и оберегом, наделенным очищающей силой. Его всегда наносили на одежду и оружие, предметы обихода.

Почитание стихий

С огромнейшим почтением язычники-славяне относились к таким стихиям, как воздух, вода и огонь. Две последние считались очистительными, такими же могущественными и животворящими, как и сама земля. Что касается именно огня, то это, по мнению славян, мощная энергия, которая устанавливает в мире равновесие и стремится к справедливости. Огнем очищали не только тело, но и душу (показательными в этом плане являются прыжки через пылающий костер на Ивана Купалу). Огромное значение пламя имело на похоронах. В то время тела сжигали, предавая очистительной силе огня не только земную оболочку человека, но и его душу, которая после данного обряда с легкостью отправлялась к предкам. Во времена язычников весьма почиталась вода. Люди считали ее единственным источником силы и энергии. При этом уважительно относились не только к рекам и иным водоемам, но и к небесным водам - дождям, полагая, что таким образом боги даруют силу не только самой земле, но и её жителям. Водой очищались, ею лечились («живая» и «мертвая» вода), с её помощью даже гадали и предсказывали будущее.


Прошлое

С огромным уважение русские язычники также относились и к своему прошлому, а точнее, к предкам. Своих дедов-прадедов они почитали, часто прибегали к их помощи. Считалось, что души предков никуда не исчезают, они охраняют свой род, помогая людям из параллельного мира. Два раза в год славяне отмечали день, когда почитали своих умерших сородичей. Назывался он Радоницей. В это время родственники общались со своими предками на их могилах, прося о сохранности и здоровье всего рода. Обязательно нужно было оставить небольшой дар (данный обряд и сегодня существует - поминки на кладбище, когда люди приносят с собой конфеты и печенье).

Пантеон богов

В первую очередь хочется сказать о том, что боги язычников представляют собой ту или иную стихию или же природную силу. Так, самыми главными богами были Род (который создал жизнь на земле) и Рожаницы (богини плодородия, благодаря которым после зимы земля возрождалась к новой жизни; они же помогали женщинам производить на свет детей). Одним из важнейших богов был также Сварог - создатель и владыка вселенной, Отец-Прародитель, который дал людям не только земной огонь, но и небесный (Солнце). Сварожичами являлись такие боги, как Даждьбог (бог Солнца) и Перун (Бог грозы, молнии, грома). Солнечными божествами выступали Хорс (круг, отсюда слово «хоровод») и Ярило (бог самого жаркого и яркого летнего солнышка). Почитали также славяне и Велеса - бога, который был покровителем скота. Также он являлся и богом богатства, ведь раньше богатым можно было стать только благодаря домашней скотине, приносившей неплохую прибыль. Среди богинь наиболее значимыми были Лада (богиня красоты, молодости, любви, брака и семьи), Макошь (дарительница жизни урожаю) и Морана (богиня смерти, холода, зимы). Также почитали люди в те времен домовых, леших, водяных - духов, которые охраняли все, что окружало человека: дом, воду, леса, поля.

Обряды

Важными также являлись и различные обряды язычников. Как уже было сказано, они могли быть очистительными для тела и души (при помощи воды и огня). Также были обряды охранные, которые проводились для того, чтобы уберечь человека или дом от нечистой силы. Не чуждо славянам было и жертвоприношение. Так, дары богам могли быть как бескровными, так и кровными. Первые приносились в дар предкам или берегиням. Кровяные же жертвы нужны были, например, Перуну и Яриле. При этом в дар приносили птиц и домашний скот. Все обряды имели сакральное значение.

Словом «язычники» обычно переводится греч. t`a «’ejnh, та ‘этнэ и производные от него. С точки зрения иудеев, «язычниками» были все люди, не исповедующие одной с ними веры и, следовательно, не принадлежащие к избранному Богом народу и не служащие Истинному Богу. С точки зрения христиан (особенно часто в посланиях апостола Павла), это слово, как правило, означает тех, кто не верует в Иисуса Христа. Кроме того, в определенном контексте он может просто означать ‘все народы’. Хотя значения этого понятия часто смыкаются, их можно сгруппировать следующим образом:

1. Не иудеи

3. Все народы вообще

Слову «язычники» в греческом оригинале соответствуют следующие слова: t`a «’ejnh, та ‘этнэ «язычники», дословно «народы» и родственные ему: «ejnik’os, этник’ос (прилагательное и существительное) «язычник» (как характеристика человека) «ejnik ws, этник’ос (наречие) «подобно язычникам» «’ellhn, ‘эллен (муж.), «ell’hnis, элл’енис (жен.), дословно «эллин, грек». Последнее слово встречается в Новом Завете в двух значениях. Во-первых, оно может употребляться по отношению к человеку, говорящему по-гречески и принадлежащему к греческой культуре. Причем, не обязательно, чтобы этот человек был выходцем из Греции. Во-вторых, оно может использоваться в пограничном значении по отношению к любому не-иудею. В новозаветные времена доминирующей не-иудейской культурой была культура греческая. Именно поэтому авторы новозаветных текстов часто называют любого не-иудея «эллином», даже если речь идет не о выходце из Греции. (Аналогичным образом во многих районах Африки любого белого человека называют «европейцем», хотя, на самом деле, большинство из них вовсе не являются выходцами из Европы.) Это более широкое значение слова ‘эллен, характерное для Нового Завета. Во многих переводах слово «язычник» подразумевает именно этот смысл. Понятие ‘эллен имеет менее негативную окраску, чем та ‘этнэ — «язычники» и производное от него этник’ос — «язычник». В отличие от та ‘этнэ и этник’ос, ‘эллен зачастую употребляется по отношению к язычникам, уверовавшим в Иисуса Христа, или к не-иудеям, слушающим проповедь евангельскую и желающим узнать правду об Иисусе Христе. Оба понятия — та ‘этнэ и ‘эллен — могут иметь как значение «безбожники», так и значение «народы». Как отмечалось выше, оба эти понятия употребляются в трех группах значений:

1. Не иудеи

В большинстве случаев слово «язычник» употребляется в Новом Завете именно в этом значении. Иудеи были глубоко убеждены, что сами они являются избранным Богом народом и между ними и язычниками лежит пропасть. Они презирали язычников, как людей, не удостоенных избранничества Божия, и, в отличие от иудеев, не знающих Бога и не исполняющих закона Моисеева. Понятие «язычник» часто противопоставляется понятию «иудей». В приводимых ниже примерах в греческом оригинале использовано слово та ‘этнэ.

Деян 11:18 «… и прославили Бога, говоря: видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

Деян 26:17 «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников..».

Рим 3:29 «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не язычников? Конечно и язычников..».

Рим 9:24 «Над ними, которых Он призывал не только из Иудеев, но и из язычников?.».

Рим 15:10-11 «И еще сказано: возвеселитесь язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его все народы». В примерах, приводимых ниже, в греческом оригинале использовано слово ‘эллен. Более буквальные переводы предлагают в качестве эквивалента слово «эллин». Однако в некоторых языках это слово применимо только по отношению к урожденным грекам.

В таком случае это слово не передает важной смысловой окраски: что подразумеваются именно не-иудеи. Как уже говорилось выше, понятие ‘эллен не имеет такой негативной окраски, как понятия та ‘этнэ или этник’ос, и часто употребляются для обозначения не-иудеев, уверовавших в Иисуса Христа или стремящихся узнать правду о Нем.

Мк 7:26 «А женщина та была язычница, родом Сирофиникянка..». GNB «А женщина та была язычница, родом из Финикии в Сирии..». Эта женщина говорила по-гречески и жила в традициях эллинистической культуры. Из разговора, описанного в следующих стихах (7:27-28), становится ясно, что она — не иудейка. В параллельном отрывке Мф 15:22 она называется Хананеянкой, что так же подчеркивает тот факт, что женщина не была иудейкой.

Деян 11:20 «Были же некоторые из них Киприяне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса». NEB «Но были среди них урожденные Киприяне и Киринейцы, и они, прибыв в Антиохию, начали говорить с язычниками, благовествуя им Господа Иисуса».

Деян 14:1-2 «В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражали против братьев сердца язычников [греч. та ‘этнэ]». GNB «То же самое случилось в Иконии: Павел и Варнава вошли в синагогу и говорили так, что большое число Иудеев и язычников уверовало. Но те Иудеи, которые не уверовали, стали возбуждать язычников и настраивать их против верующих». В этом отрывке использованы оба понятия — ‘эллен и та ‘этнэ. Оба они относятся к людям, принадлежащим к одной культуре. Но слово ‘эллен обозначает тех, кто уверовал в Евангелие, а слово та ‘этнэ — тех, кто не уверовал. Греческое слово ‘эллен в значении «язычник» встречается в следующих местах: Ин 7:35; 12:20; Деян 16:1, 3; 17:4, 12; 18:4; 19:10, 17; 20:21; 21:28; Рим 1:16; 2:9-10; 3:9; 10:12; 1 Кор 1:22, 24; 10:32; 12:13; Гал 2:3; 3:28; Кол 3:11. В большинстве этих отрывков слово ‘эллен переводится как «язычник» (Ин 7:35; 12:20; Деян 16:1, 3; 17:4, 12; 18,4; 1 Кор 1:22 и Гал 2:3, однако в некоторых версиях оно переводится и как «эллин»). Интересен в этом смысле пример 1 Кор 1:22:

1 Кор 1:22 «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины [греч. ‘эллен] ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов [греч. та ‘этнэ] безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов [греч. ‘эллен], Христа, Божию силу и Божию премудрость».

Поскольку именно эллины славились своей мудростью и познаниями, упоминание «мудрости» в первом случае позволяет предположить, что здесь слово ‘эллен означает «урожденный грек» или, по крайней мере, людей принадлежащих к эллинистической культуре, в противоположность всем другим не-иудеям. Обратите внимание на переход к та ‘этнэ в стихе 23, где речь идет не о иудеях как таковых, и возвращение к ‘эллен в стихе 24, где оно обозначает уверовавших не иудеев.

Варианты перевода слов «язычник» и «эллин» в значении 1: люди, не принадлежащие к народу Израилеву/к иудеям не евреи «люди других национальностей « (там, где в контексте подразумевается противопоставление Иудеям) чужестранцы Нужно внимательно вчитываться в контекст, чтобы правильно выбрать эквивалентное выражение. Так например, в приводимых ниже отрывках «язычники» — это «не-иудеи». Здесь важно не упустить один смысловой нюанс: то, что и иудеям открыт путь спасения.

Деян 14:27 «Прибывши туда и собравши церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам».

Деян 15:3, 7 … они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братьях… мужи братья! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтоб из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали».

2. Безбожники, те, кто не знают Истинного Бога

В этом значении та ‘этнэ часто переводится как «язычники». Разница между значением 1 и значением 2 не всегда отчетливо заметна, поскольку для иудеев все язычники — это люди, не знающие Истинного Бога. Бог даровал Свое откровение только иудеям. Поэтому слово «язычники» всегда имеет для них некоторый оттенок безбожия. Однако в приводимых в этом разделе примерах акцент делается именно на безбожии, поэтому здесь могут потребоваться иные варианты перевода, чем «язычники» в значении 1.

Мф 5:47 «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Мф 6:32 «Потому что всего этого ищут язычники..». GNB «Именно об этом всегда заботятся безбожники». Сравните параллельный отрывок Лк 12:30: «Потому что всего этого ищут люди мира этого [греч. та ‘этнэ]..».

Мф 20:25 «… вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими».

GNB «Вы знаете, что князья язычников имеют власть над ними, и вожди их властвуют ими». См. также:

Мф 4:15; 6:7; 18:17; Мк 10:42; Лк 21:24; 22:25; Откр 11:2. В апостольских посланиях слово «язычники» часто означает просто не христиан в самом широком смысле. Это сопоставимо со словом «Израиль», в широком смысле означающем не только иудеев, но и всех людей Божиих, как например, в Гал 6:16 и других местах. По-видимому, это наиболее употребимое значение слова «язычники» в посланиях (за исключением тех случаев, где из контекста следует, что язычники противопоставляются иудеям).

1 Кор 5:1 «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».

Еф 4:17 «Поэтому я говорю и заклинаю Господа, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего». GNB «Именем Божиим заклинаю вас: перестаньте жить как безбожники, помысли которых суетны».

1 Петр 2:12 «И право ждать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

1 Петр 4:3 «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предавались нечистоте, похотям..». См. также: 1 Кор 10:20; 12:2; 1 Фес 4:5; 3 Ин 7.

Варианты перевода слова «язычник» в значении 2: люди, не знающие Истинного Бога люди, служащие идолам В некоторых языках, особенно в тех, которые находятся под сильным мусульманским влиянием, существуют особые понятия для обозначения тех, кто не является ни мусульманином, ни христианином. Иногда это тоже слово «язычник». Если же существует особое понятие, выясните какие точно значения он имеет, а также: кто им пользуется. Возможно, он не сможет адекватно заменить слово «язычник».

3. Все народы вообще

Греческое слово та ‘этнэ, который зачастую переводят как «язычники» в буквальном переводе означает «народы, нации». Иногда под этим подразумеваются вообще все народы мира, причем подчеркивается тот нюанс, что они еще не знают Истинного Бога, но в идеале — им предстоит Его познать. В таком контексте это слово переводят как «народы», но в некоторых версиях остается традиционный вариант перевода — «язычники».

Мф 12:18, 21 «… положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд… И на имя Его будут уповать народы».

Кол 1:27 «Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне этой для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы». NEB … которым была воля Его показать, какое богатство и какую славу имеют они по сравнению со всеми народами. Тайна эта: Христос в вас и упование славы».

2 Тим 4:17 «Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники ». См. также: Рим 1:5; 16:26; 1 Тим 3:16; Откр 2:26; 15:4; 19:15; 20:3, 8; 21:24, 26; 22:2.

Варианты перевода слова «язычник» в значении 3: все народы народы всех стран, люди, говорящие на всех языках Другие слова для сравнения (в значении «все народы»): «народы» (греч. la’os, ла’ос во мн.ч.). Во множественном числе это слово переводится именно в значении «все народы», т. е. все этнические группы мира. Тот же смысл передает выражение «всякий народ».

Лк 2:30-32 «Ибо видели глаза мои спасение твое, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля».

Деян 4:25 «… что мятутся язычники и народы замышляют тщетное?» См. также: Рим 15:11; Откр 5:9; 7:9; 10:11; 11:9; 13:7; 14:6; 17:15.

Варианты перевода выражений «все народы» и «всякий народ»: Будьте внимательны при переводе на такие языки, где, как в английском, существует разница между словом «народ» (people) в значении «много людей» и тем же словом во множественном числе (peoples) в значении «народы». «все народы» «народы всех стран» «люди, говорящие на всех языках мира» «племя» (греч. ful’h, фюл’э). Под «племенем» может пониматься объединение людей, связанных родственными связями, в одну большую семью/род/клан, как в случае с двенадцатью племенами (коленами) Израилевыми. Однако в определенном контексте это слово может быть использовано в значении «народ». Обратите внимание, что в приводимом ниже отрывке из Откровения слова «племя» и «народ» используются как синонимы.

Мф 24:30 «… восплачутся все племена земные..».

Откр 5:9 «… ибо Ты был заклан и кровью Своею искупил их Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени». См. также: Откр 1:7; 7:9; 11:9; 13:7; 14:6. «семя», «семья», «отечество» (греч. patri’a, патри’а). Слово «семья» («семя») означает более узкое родовое объединение в рамках племени, группу людей, имеющих общего предка (как в Лк 2:4, где слово патр’иа переводится как «род»: Он был из дома и рода Давидова). Однако в определенном контексте это слово может иметь значение «народ»:

Деян 3:25 «… в семени твоем благословятся все племена земные».

Еф 3:14-15 «Для этого преклоняю колена мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество [=племя и род] на небесах и не земле».

Другие слова для сравнения: «иноплеменник», «чужестранец», «варвар» (греч. b’arbaros, б’арбарос).

Это слово употреблялось теми, кто принадлежал к эллинистической культуре и говорил по-гречески, по отношению к тем, кто принадлежал к культурам более примитивным и кого эллины считали по этой причине нецивилизованными. Во многих языках слово «варвар» имеет ярко выраженную негативную окраску, подразумевающую, что тот, кто его употребляет испытывает презрение к тому, кого он характеризует этим словом. Греческий оригинал также имеет некоторую негативную окраску, но не такую сильную. Это слово встречается в следующих местах:

Деян 28:2, 4 «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие: ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас… Иноплеменники, когда увидели висящую на руке змею, говорили друг другу..».

Рим 1:14 «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». NIV «Я должен и эллинам и не эллинам, мудрецам и невеждам».

1 Кор 4:11 «Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранца, и говорящий для меня чужестранец».

Кол 3:11 «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». GNB «Поэтому нет больше никаких различий между язычниками и иудеями, обрезанными и необрезанными, варварами, дикарями и свободными, но все есть Христос и Христос во всем». Обратите внимание: для эллинов самыми нецивилизованными, дикими людьми были скифы.

Варианты перевода слов «иноплеменник», «чужестранец» и «варвар»: В зависимости от контекста их можно перевести как: аборигены, местные жители, чужеземцы, люди, говорящие на других языках, необразованные люди. необрезанный в Рим 3:10; 4:9; Гал 2:7; Кол 3:11. Все иудеи мужского пола на восьмой день после появления на свет должны были пройти обряд обрезания, в ознаменование их принадлежности к народу Божию. Таким образом, слово «обрезанный» является синонимом слова «иудей». Следуя той же логике, слово «необрезанный» означает «язычник» и иногда, особенно в более современных версиях, так и переводится. «прозелит» (греч. pros’hlutos, прос’элютос) в Мф 23:15; Деян 2:11; 6:5; 13:43. В Новом Завете этим словом обозначается язычник, принявший иудейскую веру, т. е. человек, который не будучи иудеем (евреем) по рождению, решил последовать учению Истинного Бога по преданию и писанию иудеев и подтвердил свое решение, пройдя обряд обрезания.

Язычество – древняя религия наших предков… Когда-то, несколько веков назад, они сменили ее на христианство. Переход от одной религии к другой не прошел бесследно. Христианство и язычество тесно переплелись между собой, и в сегодняшнем обществе обычаи наших предков мирно уживаются с другими религиями и прежде всего с наиболее распространенным православием..

Тема славянского язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. По крайней мере, в рубрике газеты SMS-эксперт между теми, кто называет, себя язычниками разгорелись настоящие баталии. Что подразумевают наши читатели под язычеством мы решили выяснить непосредственно у них самих. А еще, объяснить непосвященным, что представляет собой язычество с точки зрения специалистов. Здесь следует отметить, что задачу перед собой мы поставили не из легких, ведь даже для специалиста ориентация в огромной массе информации о язычестве – дело не простое. Поэтому наш материал не призван дать исчерпывающие характеристики, мы попытаемся лишь наметить некоторые ориентиры. Итак,

Во что верит современный язычник

Дмитрий:
– Это вера на подсознательном, интуитивном уровне. Я почитаю силы природы, общаюсь с ними. Правила язычника – будь храбрым, богатым, честным, благородным. Христианство ограничивает личность в ее познаниях. Язычник стремится познать больше. Я верю в духов. Они живут в лесах, полях, водоемах, снопах пшеницы. Каждый предмет имеет свое биополе. Можно, например, почувствовать дух скалы. Я считаю, что нужно улучшать свое биополе и карму, использую динамическую медитацию. Те язычники, которые проживали на нашей территории, жертвоприношений не делали. Максимум – приносили в жертву плоды и рыбу. Думаю, язычество будет развиваться дальше, каждый, кто не христианин, готов стать язычником.

Самира:
– Я верю в Богиню нашу – Природу. Соблюдаю языческие праздники, следую обрядам. 31 октября, например, мы праздновали Викканский Новый год. Он празднуется три дня. Мы разрезали тыкву, ставили в нее свечку, делали магический круг и призывали к себе богиню Викку. Викка – это вера, которая объединяет все веры в единое. Я считаю, что добро и зло – едины. Ночь и День – это одна и та же сторона. Существует Рогатый Бог и Рогатая Богиня. Рогатый Бог – бог царства мертвых, а Рогатая Богиня – богиня земли, луны. У нас существуют различные ритуалы. Жертв богам я лично не приносила. Наши правила – делай, что хочешь, не вреди никому.

Марина:
– Я не могу стопроцентно назвать себя язычницей. Сейчас мне интересно узнать больше о славянских корнях, о нашей мифологии. Интересны источники, из которых люди черпают информацию.

Что такое язычество

«Язычество – это многобожие, – считает пастырь Владислав, церковь «Новый Иерусалим». – Свое начало оно берет от разделения сил стихий – огня, воды, воздуха, земли, потому что с ними древний человек связывал свою удачу».
Язычники поклонялись солнцу, луне, явлениям природы, рекам, лесам… У них установилось два культа: культ обожания природы и культ предков. Со временем каждому явлению природы приписали своего бога.

Кто главный?

Каждый бог у наших предков за что-то отвечал. Этих богов оказалось такое множество, что не то чтобы разобраться, запомнить их довольно сложно. В разное время разные племена отдавали почести разным богам. Насчет того, кто у язычников был главный, ученые выдвигают разные версии:
Бог - Творец Вселенной. О том, что такой Бог у славян существовал, выдвигает гипотезу археолог и ученый Борис Рыбаков. Он считает, что этот Бог – аналог христианского Бога-Творца.
Сварог – пользовался у язычников бешеной популярностью. Он – Бог неба и отец всего сущего. Кстати, по поверьям, именно он велел иметь мужу только одну женщину.
Триглав – так по одной из версий назывался главный языческий Бог. Триглав не был, как это представляется, змеем-горынычем с тремя головами. Это был аналог христианской троицы и символизировал триединство. Трибог – это смесь Сварога, Перуна и Световида, причем последние два – порождение Сварога (не правда ли, напоминает нашего «отца и сына и святого духа».)
Белобог и Чернобог. Белобог – естественно, это хорошо. И жертвы ему приносить приятно – нужно веселиться, играть и пировать. Чернобог – олицетворение зла и бед. Ему нужно молиться и не испытывать перед ним ничего, кроме страха.
Бог Дед – в преданиях был добрым седым стариком, который ходил по земле и наделял людей богатством. В разные времена главный бог назывался еще и Родом, Световидом, Стрибогом.

Обычаи язычников

Жертвоприношения. Были ли наши предки такими кровожадными, как о них пишут? По Сергею Лесному ученому-этимологу, исследователю древней истории Руси, у славян жертвоприношений до правления князя Владимира не было. Это новшество, князь завез на Русь из запада в угоду дружине, на которую опирался. Они просуществовали не более 10 лет. До этого в жертву богам можно было приносить плоды, овощи, цветы, молоко, мед. Другие источники утверждают, что у славян существовали жертвоприношения, и жертвами могли быть животные или птицы. Существует упоминание и о том, что в могилу со знатным человеком шли его слуги и молодая девушка в качестве жены.

Семья. Долгое время язычники жили с кем хотели, не имея постоянных половых партнеров, но постепенно они перешли к моногамии. «Сначала запретили брак между представителями одного рода, – говорит Светлана Овчаренко, преподаватель кафедры социально-политических наук Кременчугского государственного политехнического университета – Накануне принятия христианства у язычников уже была моногамия. Но существовали праздники, на которых главенствовал принцип промискуитета (беспорядочной половой жизни. – Авт.). Например, еще в 19 столетии таким праздником было Ивана Купала».

Загробный мир. Язычники верили в жизнь после смерти и в то, что попадут в рай. Ада у них не было, – наверное, не развита была еще идея «и воздастся тебе за грехи твои». Своих мертвецов язычники сжигали, а пепел прятали в сосудах-урнах. Позже покойников стали хоронить.

Слияние веры

«За этими поверьями не стоит никто конкретно, – говорит профессор кафедры социально-политических наук Кременчугского университета экономики, информационных технологий и управления Юрий Сезов. – Язычество не имело определенной структуры и законов развития. Язычники западные отличались от восточных. Каждое племя имело своих богов, которым оно поклонялось».
«Сейчас язычество процветает», – утверждает Юрий Сезов. – Вся церковь стоит на языческих обрядах. Это связано с синтезом христианской и языческой веры". «В 988 году князь Владимир насильно заставил перейти славян в христианскую веру, – говорит Светлана Овчаренко. – Это не соответствовало национальному менталитету, потому что людям было близко язычество, поклонение силам природы". Двойственность веры сохранялась несколько столетий. "Постепенно церковь приурочила новые праздники к старым, которые традиционно привык отмечать народ. То что произошло, называется синкретизм – слияние старой и новой веры», – объясняет Юрий Сезов.

Что нам досталось от язычества

Юрий Сезов, профессор кафедры социально-политических наук КУЭИТУ:
– Крест – древний языческий символ, который датируется 8-9 веком до нашей эры. Ничего общего с орудием расправы над Христом он не имеет, потому что его распяли на древе, имеющем форму «Т».
– Поклонение священным мощам – это языческий культ предков.
– Ладанки, обереги, амулеты, – это фетишизм, одна из форм поклонения язычников. Считалось, что, прибегая к их помощи, можно уберечь себя от чего-либо или достичь желаемого результата.
– Поклонение иконам – проявление фетишизма. Язычники поклонялись каменным изваяниям идолов, а христиане – изображению Бога на дереве.
Церковные таинства – это магические обряды. Считается, что при помощи набора определенных предметов и действий можно достичь желаемого результата.
– Причащение – в язычестве существовал обряд поедания богов.

Светлана Овчаренко, преподаватель кафедры социально-политических наук КДПУ:
– Ивана Купала – исконно-языческий праздник. В христианстве нигде официально о празднике Купала не написано. Прыгать через костер, искать папоротник и спускать на воду венки – тоже языческие обычаи.
– Колядки, щедривки – это почитание Бога Коляды. Раньше зимой язычники отмечали праздник этого Бога. Христиане изменили слова в колядках и щедривках и теперь поют их на свои праздники.
– Почитание воды – язычники считали, что вода имеет чудотворную силу. Отсюда и легенды о живой и мертвой воде.
– Домовики, русалки, ведьмы, лешие – это образы, которые перешли к нам от наших предков.
– Сплевывать через плечо – языческий обычай. Христианин, по идее, должен не сплюнуть, а перекреститься.
– Стучать по дереву – так язычники призывали на помощь царя растений, чтобы он охранял их удачу.

Пастор Владимир:
– Нельзя передавать через порог: раньше за порогом язычники хоронили своих предков, считалось, что они там лежат и охраняют дом. Поэтому передавать что-то через их головы нельзя.
– Класть деньги в карманы покойнику – деньги клали язычники, которые верили, что на том свете человек сможет ими откупиться.
– Ставить стакан воды и хлеб на могилу – язычники считали, что душа она утолит жажду и голод.
– Водить хороводы – у язычников хороводы были не танцами, а магическим действием.
– Праздновать Рождество зимой – египтяне в это время отмечали праздник Бога солнца РА. В противовес ему у нас стали праздновать Рождество зимой. А Христос родился осенью, скорее всего в сентябре.

Почему люди возвращаются к язычеству?

Юрий Сезов: "Я думаю, что люди возвращаются к язычеству, потому что у них нет четких мировоззренческих установок, мотивации поведения, нет идеалов. Христианская религия демократична и гуманна, но невыполнима. Люди могут разочароваться в вере и найти себе другую. Кто-то хочет возродить Рунвиру (Родная украинская национальная вера), чтобы через нее формировать украинский патриотизм и возрождать дух нации".
Светлана Овчаренко: "Каждый приходит по разным причинам. Возможно, это считается экстравагантно и необычно, помогает привлечь внимание. Кто-то не нашел в христианстве того, что ему близко, и обратился к другим религиям.