«Интегрированное занятие в ДОУ как средство развития дошкольника. Чем комплексное занятие отличается от интегрированного: отвечаю на вопрос читателя

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.

Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:

  • построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  • конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  • последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
  • рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные − предметные
  • разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия .

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными . Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]), отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками), в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).

– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.


Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми :

  • «Вода − источник жизни»
  • «Время в природе»
  • «Далеко-близко»
  • «Родня» (классы животного мира)
  • «Что это за шарик?» (исследование разных объектов круглой формы)
  • «Взрослые и их детеныши» (животный мир).

Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты — мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2. Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

  • лес: совокупность животных, растений, отдых;
  • море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
  • магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
  • строительство: рабочие, машины, оборудование;
  • класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
  • хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
  • парк: дизайн, развлечения, растения;
  • музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Отличие интегрированного занятия от комплексного

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

  • беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);
  • составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
  • выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
  • дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
  • решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
  • конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
  • доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Вышеописанное примерное содержание интегрированного и комплексного занятия «Цыпленок», при соответствующем уровне подготовки и отборе соответствующих возрасту детей заданий, воспитатель может провести и в младшей группе.

Более того, отметим, что практически все занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Литература :

  1. Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496 с.

Сазонова Анастасия

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.



Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты - мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1.Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2.Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

·лес: совокупность животных, растений, отдых;

·море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;

·магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;

·строительство: рабочие, машины, оборудование;

·класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;

·хлебозавод: работники, оборудование, продукты;

·парк: дизайн, развлечения, растения;

·музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» (Н. Гавриш).

Интегрированное занятие «В поисках сюрприза» Ср. Группа
Цель:
1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
3. Закреплять знания полученные ранее.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Уточнить представления о счете (в пределах 5).
-Упражнять в счете звуков на слух.
-Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
-Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические формы: шар, цилиндр, конус, куб и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Развивающие задачи: продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве;
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»
Круг радости – «улыбка» (эмоциональный настрой).
В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
– Ребята, посмотрите, что такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано.
– Давайте откроем конверт и посмотрим, что там? (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
– В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их соберем, и тогда, может быть, узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображен волшебник).
– Все ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Совсем немного осталось до теплого жаркого лета, которое вы с нетерпением все ждете. Правильно?! и сегодня, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка».
(Дети находят корзину с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры, соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.) По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания. А давайте посчитаем сколько же заданий нам нужно выполнить??
Дети считают на русском и татарском языке. И наоборот.
Задание 1
Расставить цифры по порядку.
Задание 2 (Части суток).
Ой, а здесь, ребята, загадки.
Воспитатель: Знаете ли вы части суток?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте в какое время суток это бывает.
1. На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать. (утро)
2. Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют,
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
3. Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? (ночь)

4. В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают. (день)

Повторить части суток по порядку. (Утро, день, вечер, ночь)

Задание 3

Ориентирование в пространстве.

На мольберте расположить:

Мяч, — посередине

Справа — банан,

Слева — лимон

Сверху – кошка

Снизу — медведь

Кошка, — верхний левый угол (Бу кем?) — Песи

Собака, — нижний правый угол (Бу кем?) — Эт

Заяц, — верхний правый угол (Бу кем?) — Куян

Медведь, — нижний левый угол (Бу кем?) — Аю

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернемся
И все вместе улыбнемся.

Задание 4

Волшебный мешочек.

Доставать из мешочка геометрические фигуры по одной, называть и приводить примеры на что они похожи, и где их можно встретить, где видели такие фигуры.

Задание 5

С предыдущими заданиями вы справились, а вот справитесь ли с последним???

Ребята смотрите, здесь что-то есть, и опять письмо.

Ребята, это подарок для моего внука. Он учится на волшебника. Но я не успел ее украсить, помогите мне, пожалуйста.

Ребята волшебник просит украсить шляпу для его внука! Поможем?!

Дети по желанию рисуют и раскрашивают шляпу.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 24th Март, 2016
Вы находитесь:

Информация использована из статьи сайта «Маам»

Комплексные занятия в детском саду — это занятия с использованием разных видов деятельности: изо, художественного слова, математики, музыки, конструирования, ручного труда в разных сочетаниях. Таким занятиям обычно предшествуют тематические занятия, так как работа в основном строится на знакомом для детей материале. Отличие комплексных занятий от интегрированных в том, что на комплексных решается несколько задач в комплексе, в то время как в интегрированных — решается одна задача, путем интеграции разных видов деятельности.

Информация использована из статьи сайта «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»

Комплексные и интегрированные занятия в детском саду.

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
  5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.
  6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помощи универсальной системы значений — синтеза».

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.+

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные − предметные
  • разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия.

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Комплексным является занятие , направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Практическая работа с определениями. (В чем сходство и отличие.)

Интегрированное занятие:

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема). Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное. Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Комплексные занятия:

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Тема «Царство растений»

Таким образом

Интегрированное Комплексное
В этих заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Царство растений», имеют возможность узнать что-то новое.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Царство растений» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой области подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
  • Подбор литературы.

Стремление современного человека к анализу и синтезу окружающего мира диктует новые подходы к образовательному процессу, начиная с детского сада. Такими подходами являются интегрированное и комплексное занятия. Но не все способны чётко разделить эти понятия и составить правильную структуру каждого из видов занятий.

Основы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Все занятия в детском саду подразделяются на предметные и метапредметные (или межпредметные). И если предметные занятия - это занятия узкой направленности, то под метапредметным занятием подразумевают сочетание разных понятийных баз. То есть дети на таких занятиях развивают в себе способность рассматривать одно и тоже понятие с разных точек зрения.

К примеру, круг - геометрическая фигура, круг - сердцевина цветка, круг - лицо (мы учли математику, окружающий мир и рисование).

Межпредметные занятия, в свою очередь, делятся на:

  • интегрированные,
  • комплексные,
  • комбинированные.

Комбинированные занятия - это совокупность различных форм занятий или различных тем, не имеющих между собой взаимосвязи. Пример: сначала дети рисуют на произвольную тему, а потом танцуют под музыку, никак не связанную с темой рисования. Такое занятие используется для развития разных навыков ребёнка.

Понятийная граница между интегрированным и комплексным занятиями весьма расплывчата, поэтому многие часто подменяют одно понятие другим, что не является правильным. Интегрированное занятие - это занятие, которое рассматривает тему цельно, соединяя в себе несколько форм и методов раскрытия направленности путём их взаимного проникновения друг в друга.

Для интегрированного занятия характерно развитие ассоциативных связей между понятиями. Так, дети на этом занятии начинают понимать, что понятие «лес» большое, и когда мы его произносим, то подразумевается большое количество деревьев, эти деревья будут разными. Лес - это дом для птиц и животных. В то же время лес - это место, где растут грибы и ягоды, которые мы можем собирать во время прогулки. Значит, лес - это место для прогулок. В лиственном лесу светлее, а в хвойном темнее. В разное время года во время прогулки мы увидим разный лес. Летом мы сможем послушать звуки леса, а зимой увидим на снегу следы животных, которые живут в лесу. Вот эта последовательность образов, тем и терминов складывается в интеллектуальную карту, которую воспитатель обязательно рисует детям. В то же время понятие лес становится многогранным, широким и складывается в полноценный образ леса. Но такое возможно, если дети уже знакомы с понятиями, включёнными в интеллектуальную карту.

Воспитатель может не показывать детям заготовленную интеллектуальную карту, а провести занятие так, что подобная карта станет его результатом

Формируется полноценный образ, который позволяет ребёнку при упоминании слова «лес» представить себе большое количество различных вариантов понимания этого слова. В этом случае количество видов деятельности и их чёткая смена не будут иметь значения.

Комплексное занятие - это занятие, которое последовательно сочетает в себе разные формы и методы образовательного процесса, объединённых общей темой. Тема будет присутствовать во всех последовательно сменяющих друг друга видах деятельности, сопровождая их и помогая запомнить и осознать термины. Но главное - развить навыки воспитанников.

Сравнивая комплексное и интегрированное занятие, становится очевидно, что первое не выходит за рамки темы, а второе с помощью смежных тем раскрывает и дополняет содержание данной темы

Источник:

http://doshkolnik.ru/logopedia/7746-motorika.html

Таблица: сравнение комплексного и интегрированного занятий

Комплексное Интегрированное
Направленность Разностороннее рассмотрение темы занятия с особым акцентом на развитии навыков. Целостное изучение материала с формированием образа.
Задачи
  • Развитие навыков детей путём последовательно сменяющих друг друга различных видов деятельности.
  • Развитие осмысленного восприятия материала.
  • Пробуждение интереса к теме.
  • Развитие детей путём интеграции различных понятий, объединённых единой темой, и проникновением разных видов деятельности одна в другую.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения и др.
  • Развитие навыков самостоятельного освоения и применения новой информации на практике.
  • Систематизация полученных данных.
  • Развитие творческих способностей.
  • Пробуждение интереса к теме.
Приёмы
  • Последовательное соединение различных видов деятельности на занятии.
  • Чёткое формирование темы.
  • Проведение ассоциативных тематических связей между применяемыми видами деятельности.
  • Подборка ключевых вопросов, основанием которых являются разные дисциплины.
  • Последовательная сборка изучаемых понятий.
  • Гармоничное соединение различных педагогических методов.
  • Создание интеллектуальной карты - модели, в центре которой находится тематическое понятие, а вокруг него термины, связанные с ним.
  • Интеграция различных форм обучения.
  • Тесная группировка изучаемого материала.
  • Централизация сравнительного анализа.

Открытое интегрированное и комплексное занятие в разных возрастных группах

Для успешного проведения интегрированного занятия нужно, чтобы дети уже владели значительным понятийным аппаратом и разными видами деятельности. В то же время комплексное занятие может содержать элементы освоения деятельности. Так, умение обсуждать тему складывается постепенно из множества различных занятий, где используется обсуждение как вид деятельности. Подготовка занятия начинается с адекватной оценки возможностей воспитанников и уровня их деятельностных навыков.

В возрасте от 1,5 до 3 лет всё только начинается:

  • начинает формироваться речь;
  • накапливается словарный запас;
  • улучшается координация;
  • игры становятся все более разноплановыми;
  • формируются образы и т. д.

Не все дети одного возраста одинаково воспринимают один и тот же материал, но со временем все достигнут положительного результата

Дети первой младшей группы в большей степени ориентированы на комплексные занятия, а интегрированные лучше использовать в качестве подведения итогов.

В возрасте 3 лет возникает первый значимый психологический конфликт - «Я сам!». Это время осознания себя в обществе, непростой период в жизни малыша. Действия малышей становятся намеренными, разнообразными. Ручки и ножки начинают слушаться так, как хочется - совершенствуется координация движений. Ритм и поэзия находят эмоциональный отклик, а в жизнь плавно входят фантазии на основе формирующегося наглядно-образного мышления. Во второй младшей группе, кроме итоговых интегрированных занятий, можно провести 1–2 обобщающих интегрированных занятия в течение года.

Развитие моторики в возрасте 3 лет способствует улучшению большого количества навыков, открывая для ребят новые возможности

С воспитанниками средней группы можно уже говорить о проведении занятий в том понимании, которое свойственно большинству взрослых людей. В это время можно выделить образовательные области. К примеру, окружающий мир, элементарные математические представления, развитие речи и т. д. В возрасте от 3 до 4 лет дети начинают активнее взаимодействовать друг с другом, складывается своя среда общения. Появляются и довольно сильно проявляются эмоции. Складываются дружественные отношения, возникает симпатия, сопереживание сверстникам. Море чувств и эмоций временами захлёстывает ребёнка. В это же время малыш способен сознательно запомнить правила и следовать им.

Ребёнок 4 лет способен соотносить свои действия и поступки с действиями сверстников.

В возрасте от 4 лет прививаются социально-значимые навыки, такие как правила поведения в определённых местах, этикет и т. д

Возраст 5–6 лет - время почемучек и больших людей. С этими детьми уже многое можно обсудить, о многом у них есть своё мнение. Внимание, память и мышление уже подвластны ребёнку, и он может сознательно выучить стихотворение к значимому для него событию.

Игры становятся более насыщенными, роли значимыми, а дети способны оценить ситуацию и решить проблему

Возраст 6–7 лет - почти школьник. Ребёнку доступна учебная деятельность, он может проконтролировать себя сам. Малышу становятся доступны новые возможности интеллектуальной деятельности. В этом возрасте мнение окружающих не только влияет на поведение ребёнка в конкретном моменте, но и на его действия в подобных ситуациях. Спектр возможностей и навыков широкий, поэтому маленький человек может успешно овладевать новыми понятиями и целыми комплексами образов. Дети с большим удовольствием участвуют в театральных постановках.

Ребёнок может успешно выполнить работу не только в рамках заданных взрослым условий, но и творчески подойти к полученному заданию

Оценивая возможности детей, можно сказать, что для воспитанников 4 лет и старше интегрированные занятия рекомендуется проводить в любых количествах. Вопрос заключается только в целесообразности большого количества таких занятий. Эффективнее будет сочетать разные формы проведения. По возрасту ограничений быть не может: и комплексные, и интегрированные занятия с успехом можно проводить.

Проведение открытого интегрированного и комплексного занятия в ДОУ

Любое открытое занятие проводится по общим правилам, которые важно соблюдать. Подготовка открытого занятия - это кропотливый труд и огромная психоэмоциональная нагрузка. Ведь человек не только оказывается под придирчивым и пристальным вниманием, но и становится олицетворением учреждения, в котором работает. Родители нередко соотносят учреждение с личностью педагога (что, конечно, ошибочно, но в момент проведения занятия этого не ощущается). Каждый родитель идёт на открытое занятие со своими ожиданиями, а воспитатель старается их не разочаровать. Вот тут педагог должен остановиться. Занятие проводится для детей, а родители - зрители. Не стоит пытаться угодить всем и показать всё сразу.

Схема основных правил подготовки отрытого занятия позволяет не упустить из вида что-либо важное

Воспитатель должен понимать, что мелочей в данном случае не бывает. Простое отсутствие удлинителя лишит возможности применить часть дидактического или иного материала. Важно понимать и тот факт, что бывает технический сбой. Поэтому необходимо не только технику проверять заблаговременно, но и заранее продумывать моменты возможных сбоев. Если ребёнок заболел, а у него большая часть нужного стихотворения, то занятие также находится под угрозой срыва.

При подготовке открытого занятия продумывают возможные незапланированные моменты. Это позволит воспитателю с достоинством выйти из любой ситуации.

В настоящее время развиваются интернет-технологии и появляются возможности онлайн-трансляции открытого занятия. В этом случае главное - правильно поставить камеру и проводить занятие так, чтобы дети всё время находились в кадре.

При трансляции онлайн или демонстрации в записи проведения открытого занятия есть ряд очевидных плюсов:

  • Исключает подготовку материалов для родителей и их оповещение и инструктирование, что позволяет больше времени уделить проработке самого занятия.
  • Позволяет воспитателям избежать трудных ситуаций с родителями. Особенно в те моменты, когда родители пытаются помочь ребёнку справиться с заданием, ошибочно предполагая, что это ему не под силу.
  • Дети не отвлекаются на присутствие посторонних людей.
  • Впоследствии видеозапись позволяет грамотно и всесторонне провести анализ занятия.
  • Занятие проходит в привычной для детей обстановке.
  • У родителя появляется возможность не только в данный момент понаблюдать за своим ребёнком, но и сохранить запись в архив на долгую память.

Итоговое открытое занятие

Отличительной особенностью итоговых занятий является то, что они должны наглядно продемонстрировать и детям, и взрослым то, чему удалось научиться за отчётный период. В детском саду наиболее часто такие занятия проводят в конце каждого полугодия. Большой ошибкой будет пытаться составить занятие из всего, чему удалось научить воспитанников. Лучше всего взять за основу тему (в этом случае удобнее будет воспользоваться комплексной формой) или раздел (тут подойдёт интегрированное занятие) и собрать те формы, которые наиболее эффективны для всей группы. Нельзя забывать, что личные достижения и достижения группы - это разные понятия. Воспитатель на открытом занятии показывает работу группы в целом, а не отдельных ребят.

Логично и правильно подобранный материал - основа хорошего открытого итогового занятия

Ещё одной ошибкой будет неправильное начало. Если выбрали тему, то не стоит пытаться сделать из неё интегрированное занятие, лучше сделать качественное комплексное. Если за основу было взято понятие и его рассмотрение с точек зрения разных тем, то особое внимание нужно уделить логичному и последовательному изложению.

Структура и время проведения занятия

При подготовке любого занятия действуют правила СанПиН, которые чётко регламентируют длительность мероприятия. Учитывая, что открытые интегрированные и комплексные занятия рекомендуется проводить с детьми от 3–4 лет и старше, продолжительность такого урока может варьироваться от 15 минут во второй младшей группе до 30 минут в подготовительной.

Подробнее узнать об интегрированных и комплексных занятия в старшей группе можно из нашей статьи - .

Правила и нормы СанПиНа учитывают все психофизиологические особенности детей разного возраста, поэтому нарушать их нежелательно

Структура любого занятия в ДОУ состоит из 3 последовательных этапов:

  1. Вводная часть - 2–5 минут. Педагог показывает детям что-то яркое, интересное, увлекательное.
  2. Основная часть - 12–25 минут. Включает несколько видов деятельности и музыкальную или физкультурную паузу.
  3. Заключительная часть - 2–5 минут. Подведение итогов и рефлексия.

С целью проведения интегрированного занятия несколько разных занятий могут быть объединены (например, познавательное, музыкальное, физкультурное и др.). При этом один вид деятельности по времени не должен превышать рекомендованный нормативными документами интервал и обязательно должно быть чередование динамических и статических моментов.

Фотогалерея: схемы структуры занятий

В комплексном занятии можно заметить чёткую последовательность смены видов деятельности Интегрированное занятие имеет ряд чётких правил и требований В данном занятии происходит не только связь понятийной базы (овощи и фрукты), но и закладка понятий плохо-хорошо Любое занятие в ДОУ состоит из трёх этапов

Таблица: план комплексного занятия «Здравствуй, птичка» для детей 3–4 лет

Этап Вид деятельности
Вводный Воспитатель называет тему занятия, показывает заранее подготовленный плакат «О птицах» и предлагает провести небольшую разминку. Пальчиковая гимнастика «Сорока кашу варила».
Основная часть Беседа о птицах, их особенностях. Дети трогают реалистичные игрушки в виде птиц и рассматривают макеты или модели птиц (можно чучела).
Воспитатель раздаёт контуры птичек (можно мультяшных) и просит ребят раскрасить их карандашами или фломастерами. Рисование.
Завершающий Воспитатель собирает работы-раскраски и задаёт 5–6 вопросов, обобщающих тему. Завершающий занятие опрос.

Таблица: план интегрированного занятия по теме «Продукты» для детей 4–5 лет

Видео: интегрированное занятие в первой младшей группе с использованием ИКТ «Волшебное путешествие»

Video can’t be loaded: Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Весна пришла» (https://youtube.com/watch?v=NqyK5VfequU)

И интегрированное, и комплексное занятия соответствуют стандартам современного образования. Они действительно комплексно развивают личность ребёнка, но имеют ряд отличий в подходе к этому развитию. Темы данных занятий в ДОУ могут быть различными. Однако, создавая такое занятие, нужно чётко понимать цель и конечный результат, к которому воспитатель хочет прийти. А также нельзя проводить подобные занятия часто, так как они будут терять качество и новизну для воспитанников.