Иудейские и израильские цари. Ирод Великий - царь Иудеи. Биография

Царь иудейский

К.Р.(Константин Романов)
Царь иудейский
Драма в четырех действиях и пяти картинах
Благодарно посвящается вечно
дорогой памяти незабвенного
Павла Егоровича Кеппена
Действующие лица
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.
Прокула, его жена.
Иосиф Аримафейский |
} члены синедриона.
Никодим |
Иоанна, жена Иродова домоправителя.
Префект когорты.
1-й трибун легиона.
2-й трибун легиона.
Центурион.
Саддукей.
1-й |
2-й |
3-й } фарисеи.
4-й |
Симон Киринеянин, садовник Иосифа | сыновья
}
Александр, невольник Прокулы | Симона.
Руф, поселянин.
Лия, иудеянка, невольница Прокулы.
Вартимей, поселянин из окрестностей Иерихона.
1-я |
2-я } мироносицы.
3-я |
1-й |
2-й |
3-й } из народа.
4-й |
5-й |
1-я |
} женщины.
2-я |
1-я |
} девушки - продавщицы цветов.
2-я |
Слуга Иосифа.
Голос глашатая.
Голос левита.
Сирийские рабы |
} пляшущие, без речей.
Сирийские рабыни |
Воины, невольники, народ.
Действие в Иерусалиме; оно обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня воскресения Христова. Между первым и вторым действиями проходит четверо суток; между третьим и четвертым с небольшим
сутки.
----
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
У городской стены; она со своими башнями тянется слева, глубоко вдаль. В стене на первом плане ворота; видна только верхняя их часть, нижняя же скрывается под сценой. Дорога, ведущая от них, пролегая ниже уровня сцены, в начале не видна и, постепенно поднимаясь, сравнивается с полом сцены правее ее середины. Здесь дорога загибает влево и, все повышаясь, доводит до узкого прохода, проделанного в здании на заднем плане в глубине, правее середины. Отсюда дорога круто заворачивает влево и тянется на высоте в глубине сцены параллельно рампе, до городской стены, проходя мимо нескольких лавок, где торгуют различным товаром. Эти лавки замыкают вид в глубину слева; плоская крыша их навеса при поднятии занавеса густо занята народом. Дорога, изгибаясь, образует слева площадку, посреди которой растет вековая развесистая маслина, за объемистым стволом которой могут скрыться два человека; между могучих корней этого дерева врос в землю большой камень, служащий сиденьем. С этой площадки слева, приткнувшись к зданиям, которые лепятся вдоль городской стены, ведет вверх узкая лестница с каменной стенкой; ступенями этой лестницы площадка соединена с проходящей в глубине над нею дорогой. Справа площадка замыкается водоемом, выходящим на образуемый дорогой уклон. Справа на первом плане, против водоема, помещение центуриона и составляющих стражу воинов; с дороги к двери этого помещения ведут несколько ступеней, а самая дверь, расположенная наискось, не видна. Это помещение воинов тянется в глубину и соединяется со зданием, в котором проделан уже упомянутый узкий проход. На площадке, примыкающей к этим постройкам, возвышаются несколько старых запыленных кипарисов. Справа на авансцене, между дорогой и ступенями, ведущими к воинам, угол на уровне пола сцены; в этом углу каменная скамья, прислоненная к стенке, ограждающей ступени. Вечереет. До поднятия занавеса слышны клики восторженной народной
толпы.
Явление первое
Сцена запружена народом. У многих в руках пальмовые и масличные ветви и цветы. Уклон дороги до узкого прохода, проделанного в здании на заднем плане, забросан цветами и зеленью и устлан верхними одеждами. За проходом из глубины города слышны постепенно удаляющиеся клики. В проходе давка. Среди
общего ликования и радостного шума раздаются отдельные голоса.
1-й из народа
Благословен Давидов сын!
2-й
Осанна!
1-й
Осанна! Царь Израилев, грядущий
Во имя Господа!
2-й
Осанна в вышних!
1-й
Благословен наш Царь!
2-й
На небе мир,
И слава в вышних!
1-й
Будь благословенно
Грядущее во имя Бога царство
Царя Давида, нашего отца!
3-й
Кто это?
4-й (презрительно).
Галилеянин!
5-й (с верою).
Пророк!
1-й
То Иисус, пророк из Назарета.
1-я женщина
Смотри, вот след копыт Его ослицы.
2-я
Я подостлала свой платок; по нем
Она ступала со своим осленком.
1-я
Дай мне платок, отдай!
2-я
О, нет! Его я
На память о Пророке сохраню. (Шум тише.)
Вартимей
* [Нет, не протиснуться! Я опоздал.
Дождуся здесь. Когда закат померкнет,
И с неба первые заблещут звезды,
Он здесь пройдет в Вифанию обратно.
К ученикам Его пристану я,
И на Себя позволит наглядеться
Божественный, вернувший зренье мне.
(Приходят девушки, продавщицы цветов, с пустыми корзинами.)
1-я девушка
Вернусь домой с пустыми я руками:
Толпа забрала все мои цветы
И под ноги Пророку побросала.
2-я
Сестра, не сетуй, что за целый день
Труда пропал наш заработок даром.
Я добровольно путь Его устлала
Цветами орошенными лугов.
Верь, розы все и лилии твои
Господь наш примет жертвой благовонной,
Что принесла Его пророку ты.
Он любит лилии полей; не даром
Он говорит о них, что даже сам
Царь Соломон в своей великой славе
Не одевался так роскошно в пурпур
И золото, как всякая из них.]
{* Напечатанное в скобках при исполнении
на сцене выпускается.}
Саддукей
Обманщик Он! Охота же вам верить,
Что нищий свергнет Кесарево иго
И, воцарившись в городе святом,
Воссядет на Давидовом престоле.
Вартимей
Но и Давид не знатного был рода:
Вчера пастух - на завтра стал царем.
1-й фарисей
Презренный! Галилейского бродягу
С Царем Давидом сравниваешь ты!
2-й из народа
Он бесноватых укрощает словом...
5-й
Он прокаженным здравие дает...
1-й
Учитель даже мертвых воскрешает...
Саддукей
То бабьи россказни. Одни глупцы лишь
В наш век способны верить в чудеса.
1-я женщина
Но как не верить, если всенародно
Слепорожденному отверз Он очи...
2-я
В Наине юношу вернул Он к жизни,
У матери единственного сына.
1-й из народа
А в Галилее, в городе одном,
В каком, теперь названья не припомню,
Есть Иаир, начальник синагоги;
Он дочь его от смертного одра
Воздвиг...
2-й
Вчера в Вифании, я видел,
Восстал мертвец по слову Иисуса.
1-я
[Зачем ходить далеко: Вартимей,
Скажи нам, как тебя в Иерихоне
Избавил Он от слепоты твоей.
Вартимей
Тому уже лет восемь будет скоро,
На молотьбе глаза я засорил;
Они болели долго; я все хуже
Стал видеть ими - и вконец ослеп.
Протягивать за подаяньем руку
Пришлося мне и милостыней жить.
Раз, сидя у ворот Иерихона,
Из города я шум далекий слышу:
Как будто моря бурные валы,
Рокоча, бьются о скалистый берег.
Все ближе, ближе шум толпы народной,
И в возгласах и кликах различил
Я имя Иисуса Назарея,
Я понял, что проходит предо мною
Тот праведный Пророк из Галилеи,
Кого молва зовет у нас Мессией,
Целителем недужных и калек
И другом обездоленных и нищих.
И стал взывать к Нему я со слезами:
- "О, Иисус, Давидов Сын, помилуй!"
Меня молчать напрасно понуждали,
Я все кричал. Другие ж говорят:
- "Остановился Он; вставай, вставай же,
Иди, не бойся: Он тебя зовет".
Я живо скинул верхнюю одежду,
Бегу к Нему, колени преклоняю
И слышу голос ласковый и тихий:
- "Чего ты хочешь от Меня?" - Ему
Я говорю: - "Учитель, чтоб прозреть мне!"
И тот же дивный голос раздался
О, и теперь в ушах моих звучит он:
- "Иди! Тебя твоя спасает вера!"
И я прозрел.
2-я женщина
Ну, как Ему не верить!
Саддукей
Вольно вам верить нищему, бродяге!
Меня не убедит сновидец этот,
Помешанный, что бредит на яву.]
2-й фарисей
Учитель ваш обманщик, обольститель,
А не пророк и не Давидов сын.
(Возбужденная толпа наступает на саддукея и фарисеев.)
Вартимей
Он оскорбил Учителя!
1-я женщина
Пророка
Бесчестит он!
3-й фарисей
Молчать! Кто дал вам право его
пророком звать?
4-й фарисей
Он не от Бога,
А лжепророк.
1-й из народа
Как смеешь ты хулить
Посланца Божия!
1-й фарисей
А ты как смеешь
Его посланцем Божьим признавать!
2-й из народа
Самарянин!
3-й
Пес!
5-й
Нечестивец!
2-й фарисей
Вон!
1-й из народа
Камнями их побить!
Саддукей (подбежав к помещению воинов).
Сюда!
(Народ хватается за камни, угрожая саддукею и фарисеям.)
1-й фарисей (тоже у помещения воинов).
На помощь!
Явление второе
(На крики из двери выбегает римская стража с центурионом
во главе.)
Центурион
Что здесь за шум?
Саддукей
Мы, воин благородный,
Здесь справиться не можем с низкой чернью:
Она царем провозгласить готова
Бродягу, нищего из Назарета;
А мы - мы чтим единого царя!..
1-й фарисей
И вашего, и нашего владыку...
2-й
Да здравствует Тиверий!
3-й
Много лет,
И слава кесарю.
Вартимей (в сторону).
У, лицемеры!
1-й из народа (так же).
Приспешники!
2-й
Продать народ готовы
Они, дрожа за собственную шкуру.
(Ропот толпы.)
Центурион
Не страшен кесарю и не опасен
Безвредный галилейский проповедник.
Здесь, что ни день, усобья и раздор. (Фарисеям.)
Не сами ли затеяли вы ссору,
Толпу хулой Пророка раздразнив?
Ступайте лучше по домам.
(Саддукей и фарисеи спешно уходят в город.)
Явление третье
Центурион (народу).
Уймитесь! (Воинам.)
Всех, у кого в руках найдется камень,
Схватить и заковать. Ну, разойтись!
(Воины хватают некоторых и уводят. Центурион уходит
за ними. Народ разбегается с криками.)
Явление четвертое
1-й из народа
Насильники!
2-й
Злодеи!
3-й
Палачи!
4-й
Нам долго ль иго римское терпеть!
5-й
Скорей бы от неверных нас избавил
Мессия!
1-я женщина
Воцарится Иисус
И нас освободит...
2-я
Когда ж дождемся!
(Сцена пустеет. Вартимей уходит налево. Солнце начинает
садиться. Местность залита красноватым светом. Выходят,
беседуя, Иосиф и Никодим.)
Явление пятое
Никодим
[Сбылись слова Захарии-пророка:
"Ликуй от радости, о, дщерь Сиона!
Ликуй и торжествуй, Ерусалим!
К тебе грядет твой Избавитель, Царь твой,
Спасающий, и праведный, и кроткий,
Грядет к тебе, сидящий на ослице
И на осленке, сыне подъяремной".
Но душу мне сомнения терзают:
О, если б мог и я Его признать!]
Четвертый год идет уж, друг Иосиф,
Как Он впервые в Иерусалим
Пришел на праздник. Чистое ученье
И чудеса Его, каких никто
Творить не мог бы, если бы с ним не был
Господь, уже тогда внушили мне,
Что Он от Бога посланный Учитель.
[Уже тогда я тайно ночью темной
К Нему пошел, и дивные глаголы
Услышал от Него. Он говорил,
Что Царства Божия тот не увидит,
Кто не родится свыше от воды
И Духа.
Иосиф
Да, необычайны эти
Слова! И все же, как пловец, который
И сквозь туман угадывает берег,
В неясной мгле таинственных речей
Я истину божественную чую...
Но продолжай: что дальше, Никодим?
Никодим
Дух дышит там, где хочет; голос Духа
Мы слышим и не ведаем, откуда
Приходит и куда уходит он.
Бывает так со всяким, кто от Духа
Рожден.
Иосиф
Но как же может это быть?
Никодим
Он говорил со мной о том, что знает,
Свидетельство давал о том, что видит.
Незлобивый, Он кротко укорял,
Что земнородные не принимают
Свидетельства Его. Он о земном
Вещал, но не смогли мы верить, - как же
Уверуем, когда заговорит
Нам о небесном Он? Свет в мир явился.
Но в мире тьма была милее людям,
Чем свет затем, что злы дела их были.
Творящий злое ненавидит свет
И не идет ко свету, полный страха,
Что свет деянья злые обличит,
А правое творящий сам ко свету
Идет, чтоб добрые его дела,
Содеянные в Боге, явны были.
Иосиф
Как глубоко мне в душу западают
Его проникновенные слова!
Ты повторяешь их с благоговеньем,
Три долгих года в сердце носишь их,
Готовый верить чистому ученью,
Ты чудотворца видишь в Иисусе
И все ж Мессию в Нем не признаешь?
Никодим
В том глубина страданья моего,
Что сердцем я давно Его признал,]
Но ум и знание не допускают
Уверовать в любимую мечту.
[Могу ли я, Израилев учитель,
Пророков отметая и закон,
Забыть все то, что им противоречит,
И с совестью сомненья примирить?]
Мы знаем: Иисус из Назарета
Сын плотника, а Избавитель наш,
Израиля надежда, Моисеем
Издавна предреченный нам Мессия,
Восстанет из Давидова потомства
И в Вифлееме должен быть рожден.
Иосиф
Не сведущ я в законе и пророках...
[И не по мне их глубина и мудрость;
Благоговейно святость их я чту
И верую отеческим преданьям.]
Священные Писания глаголы
Напоминают звезды в небесах;
В тиши ночей из темно-синей дали
Загадочно, таинственно оне
Льют нам свое сияние на землю;
Восхищены нетленною красою,
Мы трепетно подъемлем взоры к ним,
Но их теченье в вышине безбрежной,
Неисчислимость их нам непонятны,
Их светлый сонм непостижим и чужд.
Как звездочет, вникающий пытливо
В небес полночных огненную книгу,
Ты изучил пророков и закон;
Я ж отдаюсь души слепому чувству,
Порывам сердца повинуюсь я. (Появляются Симон Киринеянин, ведя ослицу с осленком {Ослица с осленком на
сцене не появляются.}, и Руф.)
Явление шестое
Симон (Иосифу).
Привет тебе, мой добрый господин!
Иосиф
Откуда, Симон?
Симон
Был я на работе
В полях и виноградниках твоих.
Вдруг слышатся из города мне крики
И шум какой-то: сад твой, господин,
От городской стены совсем ведь близко
Я в город поспешил на голоса
И увидал на площади близ храма
Несметную толпу; она в восторге
Учителя, ликуя, провожала.
Он ехал впереди, и я узнал
Под ним свою ослицу и осленка.
Никодим
Но как они Учителю достались?
Руф
Так, господин, случилось это: дома
Я был один. Отец ушел работать,
Послышались шаги. Глянул в окно я
Пылит дорога. Вот, к ограде нашей
Какие-то два мужа подошли
И от ствола смоковницы тенистой
Хотят ослицу нашу отвязать.
- "Что делаете вы?" - им закричал я;
Они ж спокойно молвят мне в ответ:
- "Учителю нужна ослица ваша".
Я посмотрел: от Вифании шел
С толпой учеников Своих Учитель.
Усердно мы - отец, брат Александр
И я, чтим Иисуса. И охотно
Я уступил отцовскую ослицу.
Воссел Учитель, продолжая путь
Чрез гору Елеонскую в наш город.
Побрел и я за Ним. И вот с горы
Спускаться стали, и внизу открылся
Как на ладони весь Ерусалим,
В лучах горячих золотясь на солнце...
[Запели мы: "Осанна", славя Бога.
Заслыша песнь, из города навстречу
Нам повалил народ; и все росла
Толпа. Пророку нашему бросали
Мы под ноги одежды и цветы.
Лишь в городские Он вступил ворота,
Пришел в движенье весь Ерусалим,
И радостно звучал народный клик:
- "Осанна, Царь Израилев, осанна!"
В толпе средь нас и знатные нашлись;
Недобрым оком глядя исподлобья
На Праведника нашего, они
Со злобой на ухо Ему шептали:
- "Учитель, удержи учеников",
И им Он отвечал: - "Вам говорю Я:
Когда б ученики мои замолкли,
То камни возопили бы за них!"]
Симон
У входа в храм остановился Он.
Я бросился Учителю навстречу
И под уздцы держал свою ослицу,
Когда с нее слезал Он. И, меня
Узнав, Он с кроткою взглянул улыбкой
Мне пристально в глаза и молвил тихо:
- "Ты оказал одну услугу Мне:
Другой жду от тебя Я вскоре, Симон".
И с этим словом медленно всходить
Стал по широким мраморным ступеням
Он в Божий храм.
[В притворе Соломона
Его подростки обступили. - Он
Детей так любит и так ласков с ними,
И дети льнут к Нему. - "Осанна Сыну
Давидову!" - запела их толпа,
Отцам и взрослым братьям подражая.
Когда ж первосвященник, негодуя,
Ему заметил: - "Или Ты не слышишь,
Что отроки поют?" - Пророк ответил
Словами нашего Царя Давида:
- "Из уст младенцев и грудных детей
Звучит хвала"...]
А я побрел домой,
Все думу думая, гадая тщетно,
Какую бы еще услугу вскоре
Мог оказать я Божью человеку.
Руф
Его слова сбываются всегда.
Симон
Пора домой мне с Руфом. Добрый вечер!
Храни вас, Боже!
Иосиф
Мир тебе. Прощай!
(Симон и Руф уходят. Иосиф и Никодим садятся под маслиной слева.)
Никодим
[Я с завистью смотрю и умиленьем
На простодушье этих поселян.
Они по зову сердца слепо верят,
Не ведая сомнений. Словно птицы
Небесные иль полевые звери,
Они пытливой мыслью не стучатся
В чертога знанья запертую дверь.
Им жизнь ясна, страх смерти им неведом,
И нет для них загадки бытия.
Иосиф
Народ признал Мессию в Иисусе,
Но наши фарисеи, саддукеи,
Законники и книжники навряд
Народную в Него разделят веру.
Не по душе им проповедь Его.
Учение любви и всепрощенья
Не привлечет того, кто сердцем черств,
А гордость их, корысть и лицемерье
Суровых не потерпят обличений.
В среде синедриона злоба зреет,
Борьба идет не на живот, а на смерть,
И должен в ней погибнуть Иисус!]
Явление седьмое
(Входят саддукей и несколько фарисеев. Они не замечают Иосифа и Никодима.)
Саддукей
Об Иисусе можно здесь свободно
Поговорить...
Никодим
Об Иисусе? Слышишь,
Иосиф?
Иосиф
Слышу, слышу. Нам с тобою
Они знакомы. Не охота мне
Встречаться с ними: доброго не жду я
От них. (Пытается уйти.)
Никодим (задерживая Иосифа).
Молчи!
1-й фарисей
Я в храме не был. Что же
Случилось там, скажи?
Саддукей
А вот что; слушай:
Тот, бесом одержимый, галилейский
Пророк, а попросту - бродяга, нищий.
1-й
Ну, знаю. Дальше.
Саддукей
В храм забрался...
2-й фарисей
Где-то
Веревку поднял, свил ее жгутом
И, угрожая, стал распоряжаться:
Гнать покупающих и продающих.
3-й
Скамьи торговцев голубями Он
Принялся опрокидывать...
4-й
А также
Столы меновщиков...
Саддукей
Не позволял
Чрез храм пронесть какую-либо вещь...
2-й
Хоть там был и сам первосвященник,
Стал разглагольствовать, напоминая
Толпе слова Исайи-пророка:
"Для всех народов будет дом Мой домом
"Молитвы; вы же сотворили в нем
"Вертеп разбойников".
1-й
Нет, это слишком!
Пора унять Его!
2-й
Какая дерзость!
1-й
Расправиться бы с Ним!
Саддукей
На то и звал
Тебя я вон из города. На воле,
Здесь, вдалеке от проклятой толпы,
Что за своим Мессией самозваным
Бежит, как стадо глупое баранов,
Обсудим лучше мы, что делать нам.
Пусть с вами, фарисеями, нередко
Мы, саддукеи, ладить не хотим.
Но Иисус и вам, и нам опасен:
Объединиться мы должны теперь.
Вы видите, мы сладить с Ним не в силах:
Весь мир идет за Ним из-за чудес
Им яко бы творимых. Коль Его мы
Оставим на свободе, наш народ
Уверует в Него, а там, пожалуй,
Провозгласит царем над Иудеей.
И римляне тогда, бесповоротно
Страною нашей завладев, разрушат
Святой Сион и Соломонов храм.
1-й
Не лучше ль для избранного народа,
Чтоб галилеянин один погиб,
Чем гибнуть всем из-за Него?
2-й
Конечно.
Спасти бы нам хоть призрак той свободы,
Которую еще дарит нам Рим!
3-й
Да здравствует вовеки Иудея!
4-й
Да здравствует Израильский народ!
1-й
Смерть Назарею!
2-й
Гибель лжепророку!
3-й
Да гибнет Галилеянин!
4-й
На смерть!
Саддукей
Вы ничего не смыслите! И тронуть
Теперь вам не дадут Его. Народ
Им только лишь и бредит. Не сейчас ли
Вы сами видели, с каким восторгом
За Ним текла бессмысленная чернь?
Она камнями мигом забросает
Того, кто б не почтил ее кумира.
Но дайте срок: остынет этот пыл,
И если без народа...
1-й (в полголоса).
Понимаю!
Тайком...
2-й (так же).
В глухом, безлюдном месте...
3-й (так же).
Ночью...
1-й
Впотьмах...
Саддукей
Внезапно схватим Иисуса...
1-й
Сведем к первосвященнику на суд...
2-й
Свидетелей найдем...
3-й
Вину подыщем...
4-й
И к смерти без труда приговорим.
Иосиф (тихо Никодиму).
Какая низость! Изверги, убийцы!
Их молча слушать - свыше сил моих.
Никодим (так же).
Молчи! Зачем нам связываться с ними!
Саддукей
И эта же толпа, за Ним сегодня
Бежавшая как за своим Царем,
Боготворившая Его, поверит
Посмевшим осудить ее Мессию
И будет казни требовать Его.
2-й
Да, да, ты прав: народ непостоянен
И переменчив, как весной погода.
1-й
Но чтоб Его схватить в пустынном месте,
Не при народе, надо б разузнать,
Где пребывает Он, где ночь проводит...
Саддукей
Об этом всем разведать я успел.
Среди Его учеников знаком мне
Один, по имени Иуда, родом
Искариот. Звон серебра ушам
Его милее, чем слова ученья
О бескорыстии. Я посулил
Иуде этот сладкий звон; еще мы
В цене не сговорились, но уже
В болтливости его сказалась алчность.
2-й
Скорей расправиться пришло бы время
С безбожником!
3-й (саддукею).
С тобою я готов
Быть за одно.
1-й, 2-й и4-й
И я!
Никодим (Иосифу).
К себе пойду я.
Саддукей
Благодарю всем сердцем за такое
Единодушье в правом деле. Но
Ни слова никому.
1-й
Что там за шум?
(Невольники несут из города на носилках Прокулу; на других носилках несут
Иоанну. Никодим, скрываясь за маслиной, уходит в город.)
Явление восьмое
2-й фарисей
Сюда несут Пилатову супругу.
1-й
Кто с нею?
2-й
Иоанна; муж ее
Зовется Хуза: он домоправитель
У Ирода. Она за Иисусом
С Его учениками, с Магдалиной
В Ерусалим пришла из Галилеи...
И римлян не гнушается она
И входит в их дома.
Саддукей (с низким поклоном).
Привет матроне!
1-й фарисей
Поклон, о, Прокула!
2-й
Живи и здравствуй!
3-й
Будь счастлива!
4-й
И мир, и благодать!
Прокула
Благодарю! И мой привет примите.
(Саддукей и фарисеи уходят в город.)
Явление девятое
Иосиф (идя навстречу Прокуле и знаком останавливая
носильщиков).
Я не посмел бы подойти с поклоном,
Когда бы важная меня причина
Не побуждала докучать тебе.
Прокула (носильщикам).
Поставьте здесь под этою маслиной
Мои носилки. - Мир тебе, Иосиф!
Привыкла я в приморской Кесарии
К простору синему пустынных волн.
Прибыв сюда на праздник, задыхаюсь
Я в пыльном городе; и за стеками
Мне чистым воздухом, полей широких
Хотелось полной грудью подышать;
Но я и здесь тебя готова слушать.
Иосиф
Я знаю, госпожа, ты пылким сердцем
Всегда за правду смело постоишь,
И чуткою душою не попустишь,
Чтоб праведник невинно пострадал.
Прокула
В любое время и везде, Иосиф,
Я рада встретиться с тобой, И если
Ты к доброму мне делу повод дашь,
Тебе я буду только благодарна.
Иосиф
Ты, несомненно, Прокула, слыхала
Об Иисусе Галилейском.
Иоанна
Ах!
Прокула
Об Иисусе! Слышишь, Иоанна,
О нем и он мне будет говорить!
Который раз сегодня это имя
Звучит в ушах моих! Не за минуту ль
С тобой о Нем беседовали мы?
Я много слышала о нем, Иосиф,
И пламенно Его хотела видеть,
Но не сбывалася моя мечта.
И вот сегодня, - нет тому и часа,
По узкой улице Он на ослице
Проехал мимо дома моего.
Мне не был виден лик Его сначала:
Понурена была Его глава.
Но с домом, где живу я, поравнявшись,
Возвел Он очи на меня и долго
Остановил на мне пытливый взор.
Ни у кого доныне не видала
Такого я прекрасного лица:
Оно сияло дивным выраженьем
Величья, кротости и тихой грусти.
Иосиф
Ты только что, прибыв на это место,
Здесь повстречала знатных иудеев.
А перед тем за несколько мгновений
Я, ими не замеченный, услышал,
Как сговорились меж собой они
Его схватить, оклеветать коварно
И осудить на смерть.
Иоанна
Не может быть.
Прокула
Чем смерть он заслужил?
Иосиф
Они Его
В преторию на суд должны представить,
Ты знаешь, госпожа, лишь прокуратор
Здесь утверждает смертный приговор...
В твоих руках, о, Прокула, отныне
Жизнь Иисуса. Мужу передашь
Ты, что из зависти, по злобе только
Невинного дерзнули осудить.
Супруг твой - римлянин и не потерпит,
Чтоб римского закона справедливость
Была поругана, чтоб клевета
Над правдою победу одержала.
Прокула
Я мужу передам, что от тебя
Сейчас услышала.
Иосиф
Уж солнце село.
Прости. Мне, Прокула, пора на отдых.
Пойду. Прими прощальный мой привет.

Царь Иудейский

Придя в Иерусалим, волхвы задали простой вопрос:

Мф., 2: 2. Где родившийся Царь Иудейский?..

Другими словами, они искали Мессию.

В счастливые времена Маккавеев был некоторый спад напряжения страстной тоски по Мессии, но эта тоска не исчезла совсем. В конце концов, Маккавеи не основали полностью идеальное государство, которое правило бы всем миром, и, в любом случае, они не были из рода Давида.

Несомненно, Маккавеи поняли, что мечты о Мессии будут направлены против их собственной династии левитов, если должным образом не изменить тенденцию, и они, должно быть, одобряли те писания, которые имели такую склонность.

Например, во время маккавейского периода появилась апокрифическая работа «Заветы Двенадцати Патриархов». Подразумевалось, что она является записью последних слов двенадцати сыновей Иакова, когда те лежали на своем смертном одре. Отрывки из нее ясно указывают на Мессию-левита. Псалом 109 с его упоминанием о Мельхиседеке как царе и первосвященнике, который хотя и не Давидова рода - фактически он жил почти за тысячу лет до Давида, - возможно, также использовался в поддержку Маккавеев. (Действительно, некоторые подозревают, что этот псалом, возможно, был написан в раннемаккавейские времена и попал в канон в последнюю минуту.)

Однако все стремления обосновать, что Мессия - левит, должно быть, в целом не смогли воодушевить большинство иудеев. Пророческие писания были слишком ясны в вопросе о Давидовом происхождении Мессии, и священная память о самом Давиде и о той империи, которую он основал, оставалась слишком отчетливой и ясной. При Маккавеях мессианские чаяния могли ослабеть, но то упование, которое оставалось, было упованием на Мессию из рода Давида.

А затем время Маккавеев прошло. Несмотря на героизм Иуды Маккавея и его братьев, несмотря на завоевания Иоанна Гиркана I и Александра Ианнея, этот период был кратким и закончился он неудачно для еврейской истории. Те же, кто благочестиво ожидал Мессию, скорее всего, были довольны провалом Маккавеев. Ведь в конце концов Маккавеи были не из рода Давидова; как же в таком случае они могли преуспеть?

Теперь под тяжестью власти Ирода, чужака из Идумеи, и под еще большей тяжестью власти римлян, которые его поддерживали, иудеи становились все более беспокойными. Несомненно, это было подходящее время для прихода Мессии, который станет идеальным Царем Иудейским, будет судить язычников-угнетателей и будет милосердно править всем миром, а все народы отовсюду смогут наконец прийти в Иерусалим поклониться.

Не стоит удивляться тому, что мессианский энтузиазм в Иудее стал ощутимым далеко за пределами этой страны. Вне Иудеи были большие колонии иудеев, особенно в Александрии и в Вавилонии. Три волхва с Востока могли, очевидно, прослышать о таком от иудеев, живущих на их земле, и впечатлиться этой историей.

Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

Царь иудейский или не царь? В эпоху Иисуса ситуация в «земле обетованной» была однозначной. Правом что-либо решать в своей собственной стране иудеи не обладали вообще. Военная и политическая власть была в руках римлян. Решать правовые вопросы могли только римляне.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что благочестивый иудейский царь Аса лишил свою мать звания царицы? Третий иудейский царь Аса, правнук царя Соломона, прославился своим благочестием. В Библии рассказывается, что «делал Аса доброе и угодное в очах Господа Бога своего: и отверг он жертвенники богов

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

22:54–71 Иудейский суд (см.: Мф. 26:57–75; Мк. 14:53–72; ср.: Ин. 18:12–27) Вначале Иисуса отвели в дом первосвященника, где разбирались государственные дела. Он состоял из помещений, окружающих внутренний двор, как и в других богатых домах по обычаю Рима. Поскольку Петр был родом из

Из книги Иисус, или Смертельная тайна тамплиеров автора Амбелен Робер

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений.1. Думают, что звезда, явившаяся волхвам, была не обыкновенная, а чудесная. Так полагает Иоанн Златоуст,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

11. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. (Мк. 15:2; Лк. 23:3; Ин. 18:33-37). Синоптики пропускают рассказ Ин. 18:28-32. У Луки (23:2) допрос у Пилата начинается с обвинения, высказанного "множеством", в том, что Спаситель

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

29. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мк. 15:17-18; Ин. 19:2-3). У трех евангелистов "венец из терна" называется почти одинаково: ???????? ?? ??????? (Мф. и

Из книги Zealot. Иисус: биография фанатика автора Аслан Реза

37. и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. (Мк. 15:26; Лк. 23:38, Ин. 19:19). У всех евангелистов содержание надписи разное. Буквально: Мф. - "сей есть Иисус, Царь Иудейский;" Мк. - "Царь Иудейский;" Лука - "Царь иудейский сей;" Иоанн -

Из книги Революция в Иудее [Иисус и еврейское Сопротивление] автора Маккоби Хаям

33. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? У евангелиста Иоанна является довольно непонятным, почему Пилат, призвав Иисуса в преторию, спрашивает Его: "Ты царь иудейский?" Но из Евангелиста Луки мы узнаем, что этому вопросу

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

1. Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. 2. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, 3. и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (См. Мф. 27:26; и сл. Мк. 15:15 и сл.).Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании

Из книги автора

19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. 20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. 21. Первосвященники же

Из книги автора

Иорам Иудейский Иудея продолжала проводить политику осторожного подобострастия по отношению к Израилю. Когда в 851 г. до н. э. после правления в течение двадцати четырех лет умер Иосафат Иудейский: 4 Цар., 8: 16. В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом,

Из книги автора

Глава вторая Царь Иудейский После установления римской власти над Иудеей наступили беспокойные времена. В самом Риме шла изнурительная война между Помпеем Великим и его бывшим союзником Юлием Цезарем, а выжившие члены династии Хасмонеев соперничали за благосклонность

Из книги автора

Глава 12 Царь Иудейский Евангелия явно замалчивают претензии Иисуса на то, что он - царь Иудейский. Это выражение появляется совершенно внезапно, когда Пилат спрашивает Иисуса: «Царь ли ты Иудейский?» Нигде в Евангелиях мы не находим ни событий, ни действий, которых мы

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.

Эта статья о легендарном библейском царе, см. также Соломон (имя). Соломон др. евр. שְׁלֹמֹה, Шломо … Википедия

Царь Иудейский перифрастическое именование Иисуса Христа, а также Мессии. В особенности может означать: Царь Иудейский тип изображения Христа в католической иконографии «Царь Иудейский» пьеса поэта и драматурга К. Р. (великого… … Википедия

Иудейский праздник Ту бе-Ав - Согласно традиции, в день Ту бе Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за так называемый грех десяти разведчиков, посланных Моше во время странствия по пустыне в Ханаан и по возвращении из разведки убеждавших народ вернуться обратно … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Ту бе‑Ав (15‑й день месяца ав) - Согласно традиции, в день Ту бе‑Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за так называемый грех десяти разведчиков, посланных Моше во время странствия по пустыне в Ханаан и по возвращении из разведки убеждавших народ вернуться обратно … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Шавуот, или Пятидесятница - Шавуот (др.евр. праздник недель), Пятидесятница еврейский праздник сбора урожая пшеницы в конце мая начале июня, одновременно отмечаемый как праздник Десяти заповедей или «дарования закона» еврейскому народу. Празднуется в течении… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник Шавуот: история и традиции - Шавуот праздник дарования Торы, т.е. нравственного закона. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Кроме того, он еще получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иудейский праздник – День приношения омера - В иудейском календаре период между весенним праздником Песах и летним праздником Шавуот является одним из наиболее важных и называется сфират ха омер (отсчет омера). Этот период начинается со второго дня Песаха (16 число весеннего месяца нисана… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЦАРЬ - 1. (тж в сочет.: Царь Небесный, Царь Щедрот; Бог) А там, в полях необозримых, Служа Небесному Царю, Чугунный правнук Ибрагимов Зажег зарю. Цв914 (III,10); Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста, Наградит тебя Царь… …

ИУДЕЙСКИЙ - (при распятии над Иисусом Христом была надпись: «Сей есть Царь Иудейский») Прибита к горе заря: ИСУС НАЗАРЯНИН ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ Изм. цит. Ес918 (II,47) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

царь - А. Темы в Библии ЦАРЬ как тема первой Царств: 1Цар 11:15 Б. Земные цари 1. Примеры неизраильских царей четыре царя, воевавшие с пятью: Быт 14:8 11 Мелхиседек, царь Салимский: Быт 14:18 перечень царей Едома: Быт 36:32 39 фараон, царь Египта: Исх 1 … Библия: Тематический словарь

Книги

  • Царь Иудейский. Драма в четырех действиях и пяти картинах , К. Р.. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1914 год. Типография Министерства внутренних дел. Иллюстрированное издание. Владельческий переплет с кожаным корешком и уголками. Корешок бинтовой.…
  • Царь Иудейский (подарочное издание) , Константин Романов. Подарочное издание в суперобложке и твердом футляре. Книга выполнена в эксклюзивном красочном оформлении, богато иллюстрирована. Великий князь и талантливый писатель конца XIX - начала XX…

История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, это требование народа было не по сердцу Бога, так как они отвергли правление Господа над собой. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля. Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки. Правление первого царя Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул боится,
что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит его с царского престола, и воздвиг преследования на Давида, но Бог Израиля был с ним и его царство продолжалось 40 лет. Давид сделал столицей государства город Иерусалим. Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, сыном и преемником Давида. Соломон вошел в историю Израиля как самый мудрый и богатый царь, он стал создателем Иерусалимского храма. Времена правления Соломона – 40 лет, стали лучшим временем Израиля.

Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать. С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов. Два колена остались верными престолу Давида и сыну и его, а 10 колен образовали другое государство на севере Израиля. В 722 г. до Р/Х. десять колен были пленены, Ассирией и уведены в рабство, после чего их судьба неизвестна. Царство южное - Иудейское, существовало больше 300 лет, и в 606 г. было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон, а по пророчеству, в 536 году, Персидский царь Кир издал указ о возвращении Израиля и восстановлении храма, что бюло совершено спустя 70 лет после разрушения – в 516 г. до Р/Х.

Иудейские цари представляли одну династию Давида
Ровоам (932-915) - 17 лет, плохой. Женой имел Мааху, дочь Авесалома. Египетский Сусаким захватил Иерусалим и ограбил богатство его отца Соломона.
Авиа (915-913) - 3 года, плохой. Женою имел Ану, сестру матери своей, дочь Авессалома.
Аса (913-872) - 41 год, хороший. Вёл блгочестивую жизнь, искоренил идолопоклонство, за что и мать свою Ану лишил звания царицы.
Иосафат (872-850) - 25 лет хороший. Учил народ закону Божию и имел большое войско.
Иорам (850-843) - 8 лет, плохой. Имел женою Гофолию, вероятно по её научению убил всех братьев своих. Умер от жестокой болезни.
Охозия (843) - 1 год, плохой. Назван вероятно в честь сводного брата своей матери Гофолии, сына Ахавова. Был убит во время посещения Иорама в Изрееле.
Гофолия (843-837) - 6 лет, плохая, дочь либо внучка Амврия, названа также дочерью Ахава и Иезавели. По смерти сына своего Охозии умертвила всех своих потомков. Была убита в заговоре священника Иодая.
Иоас (843-803) - 40 лет, хороший, был скрываем 6 лет от Гофолии его тёткой Иосавефой. В 7 лет воцарился, под руководством Иодая очистил Иудею от идолов. По смерти Иодая уклонился в идолопклонство и убил сына его Захарию. Умер от заговора.
Амасия (803-775) - 29 лет, начинал не плохо, доколе после победы над Идумеями в долине соляной принёс в Иерусалим их идолов и стал поклоняться им. Иоас Израильский разрушил и ограбил Иерусалим и покалечил Амасию. Умер Амасия от заговора.
Озия (775-735) - 52 года, хороший. Имя Озия было обиходным именем а его тронное имя Азария (энциклопедия Бракгауза). Первые годы он царствовал с отцом Амасией,последние годы жизни возгордился и был прокажённым, а на престоле был его сын Иоафам.
Иоафам (749-734) - 16 лет, хороший. Практически был соправителем со своим отцем Озией.
Ахаз (741-726) - 16 лет, плохой. В начале был соправителем с Иоафамом, изменил жертвенник по образцу Дамасского.
Езекия (726-697) - 29 лет, хороший. На четвёртом году его правления в 722 году пало северное царство Израиля. На 14 году Сеннахирим пошёл на всю землю Иудейскую, Бог даровал чудное избавление от царя Асирийского и чудное выздоровление от болезни со знамением.
Манассия (697-642) - 50 лет, плохой. Ради его нечестия Бог не захотел простить Иуду. По преданию он перепилил пророка Исаию.
Аммон (642-640) - 2 года, плохой. Убит в заговоре.
Иосия (639-608) - 31 год, хороший. В 8 лет стал царём, производил благочестивые реформы в народе. Убит фараоном Нехао.
Иоахаз (608) - 3 месяца, плохой. Уведён в плен фараоном.
Иоаким (608-597) - 11 лет, плохой.
Елиаким, поставлен фараоном вместо брата своего Иоахаза. Вначале фараону а через 3 года, после завоевания Навуходоносором, Вавилону платил дань.
Иехония (597) - 3 месяца, плохой. Вышел к Навуходоносору и отведён был в Вавилон, где прожил 37 лет. Был выведен из темницы и до дня смерти получал содержание от царя.
Седекия (Матфания) 597-586) - 11 лет, плохой. (Матфания), дядя Иехонии, был отведён в Вавилон где над ним произвели суд. Иерусалим и храм были разрушены и 70 лет оставались в развалинах.
Годолия, последний правитель Иудеи, поставленный царём Вавилонским, правил 2 месяца и был убит, он не был из царского рода Давида
По смерти Соломона царство разделилось, десять колен составили северное царство называемое "Израильским"; Иуда и Вениамин составили южное царство, называемое "Иудейским".

Израильские 19 царей составляли 9 различных династий
Иеровоам (932-911) - 22 года, плохой. Основатель Северного независимого от Иуды. Иеровоам, как евреи по пути из Египта ввел в стране египетское идолопоклонство тельцу. Вероятно в помять о работах в медных рудниках, где часто после затухшей свечи выход зависел от чутья на свежую струю волов, которые тянули тяжести. Все 19 царей поклонялись тельцу.
Нават (911-910) - 2 года, плохой. Ходил путями отца своего, убит Ваасой, со всем домом Иеровоама.
Вааса (910-887) - 24 года, плохой. Сделал заговор против Навата, воевал с Иудейским царством.
Ила (887-886) - 2 года, плохой. Был развратником, убит в пьяном состоянии Замврием, который истрабил весь дом Илы.
Зимврий (Ииуй) (886) - 7 дней, плохой. Сгорел в огне.
Амврий (886-875) - 12 лет, плохой. При нём Израиль стал поступать хуже окружающих народов.
Ахав (875-854) - 22 года, плохой. Взял в жёны дочь жреца Сидонского Ефваала, которая истребила пророков Господних и ввела в Израиле поклонение Ваалу и Астарте, которое было искорененно пророками Ильей, Елисеем и Иуем.
Охозия (855-854) - 2 года, плохой. Ходил путями матери своей, при загадочных обстоятельствах упал через решётку дома и скончался.
Иорам (854-843) - 12 лет, плохой. Убит военочальником Ииуем.
Ииуй (843-816) - 28 лет, плохой. Начальник телохранителей Ахава, истребил весь дом его и поклонение ваалу.
Иоахаз (820-804) - 17 лет, плохой. Ходил путями отца своего Ииуя.
Иоас (806-790) - 16 лет, плохой. Воевал и разрушил стены Иерусалима.
Иеровоам 2 (790-749) - 41 год, плохой.
Захария(748) - 6 месяцев, плохой. Публично убит Селлумом.
Селлум (748) - 1 месяц, плохой. Убит Менаимом, из Фирцы.
Менаим (748-738) - 10 лет, плохой. Откупился от Фула, царя Ассирийского.
Факия (738-736) - 2 года, плохой.
Факей (736-730) ~ 20 лет, плохой. В 734 г. до Р.Х. Феглаффелласар увел в плен северный и восточный Израиль.
Осия (730-721) - 9 лет, плохой. Царь Ассирийский Салманасар обложил его данью, по смерти его в 721 г. до Р.Х. Самария и остаток Израиля были взяты и уведены в плен Саргоном в 722 г.

Пленение и возвращения из Вавилона Израиля
Вавилонское пленение Иуды произошло в три этапа:
1) В 606 г. до Р.Х.
2) В 597 г. до Р.Х.
3) В 586 г. до Р.Х.
Вавилонский плен продолжался 70 лет, от 606-536 до Р.Х.
В 516г. спустя 70 лет от разрушения и сожжения храма в 586 г. он был восстановлен.
Возвращение Израиля было в три этапа:
1) от указа Кира в 538-536 году;
2) при Артарксерксе Первом и священнике Ездре в 458;
3) на 20 году правления Артарксеркса I, с виночерпием Неемией в 445.
Что стало началом времени отчисления определенного Израилю в 69 седмин до смерти Христа: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» (Дан.9:26)
В IVв. завоевание Греческой империи А. Македонского
В III -IIв. Макковейские войны с царями Сирии
В Iв. до Р.Хр. Становление Римской империи, завоевание Помпея (63г. до Р. Хр.)
37-4 гг. до Р/Х. царство Ирода Идумея, который истребил царственный род Хасмонеев. Чтобы придать своей династии царственные связи семьи Хасмонеев, Ирод женился на внучке первосвященника Гиркана II Мариамне, которую в последствии с двумя сыновьями и её матерью приказал казнить.