Как платить за бытовые отходы. Коммунальные отходы: все о новых правилах вывоза мусора. Как оплатить коммунальные услуги через ерип

Субботники, начавшиеся в конце апреля, продолжаются. На полигоне твердых коммунальных отходов (ТКО) в ясные выходные дни приходится выстаивать длинные очереди для разгрузки мусора.
Размещение отходов и содержание полигона в надлежащем виде осуществляет МУП «ТЭС и ЖБ». Эта работа требует больших затрат. В связи с чем, в прошлом году на территории сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет прошли сходы граждан, на которых были обсуждены вопросы организации сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов, условия оплаты за услуги. Однако, не все участвовали в сходе граждан, потому возникают некоторые недоразумения. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы обратились за комментариями к директору МУП «ТЭС и ЖБ» Камилю ФАЙЗРАХМАНОВУ.
– Камиль Рафитович, с прошлого года жители райцентра начали получать квитанции на оплату услуг по размещению ТКО. В каких целях это делается, были ли составлены договора?
– Наверное, нет необходимости объяснять, насколько остро стоит проблема вывоза и размещения твердых коммунальных отходов. Дело ведь не ограничивается только вывозом мусора. Его необходимо разместить в строгом соответствии с санитарными нормами, содержать спецтехнику, работников, платить арендную плату и налоги. На все это нужны средства. Для разъяснения ситуации мы провели собрания с жителями райцентра и предложили три варианта решения этой проблемы:
1. Установка контейнеров для сбора ТКО и мусора на каждой улице (это обязательно приведет к тому, что около них будут собираться кошки, собаки, птицы, грызуны);
2. Сбор мусора и вывоз на полигон спецтехникой, работающей согласно определенного, доведенного до жителей, графика и схемы движения (такой вариант тоже испробовали, но к сожалению платят только 20‑30 % населения, а остальные выносят мусор, но не оплачивают квитанции);
3. Собственники, владельцы, пользователи самостоятельно осуществляют сбор, вывоз мусора на полигон и оплачивают только размещение мусора на полигоне.
Многие граждане выбрали третий вариант. Размер платы составляет 50 рублей в месяц с одного домовладения.
Таким образом, размещение ТКО на полигоне осуществляется на основании заключенного между жильцами частного сектора (от их имени выступают уполномоченные улиц райцентра) договора и организацией, предоставляющей услуги по утилизации ТКО – это наша организация МУП «ТЭС и ЖБ»
– Имеет ли данный порядок законное обоснование?
– Безусловно. Положение об организации сбора, вывоза и размещения ТКО с территории СП Верхнетатышлинский сельсовет разработано в соответствии с федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об основах регулирования тарифов организации коммунального хозяйства», а также постановлением Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса». Оно подкреплено федеральными законами в целях обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории СП Верхнетатышлинский сельсовет. Настоящий порядок распространяется на граждан и юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализированных предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Раздачу квитанций по домам осуществляют наши работники. Все эти платежи, в первую очередь, направлены на обеспечение прав человека на безопасную окружающую среду, на снижение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду. Прошу понять и признать, что в процессе жизнедеятельности человека (не говоря уже о деятельности предприятий) обязательно образуется мусор и отходы и их куда-то нужно вывозить и утилизировать. Сжигать во дворе – накажут. Закапывать на своем земельном участке – тоже до поры до времени. Выбросить в лесу, в поле или на дороге – это будет не по-людски! Мусор должен собираться на свалке!
В случае неуплаты платежей мы вынуждены будем обратиться в суд с целью принудительного взыскания задолженности.
– Где и как оплачивать квитанции?
– Квитанции можно оплачивать через банки Россельхозбанк, Сбербанк и Уралсиб. Также можно воспользоваться онлайн ресурсами. В настоящее время составляем договор с Росгосстрахбанком.
– Куда направляются деньги, кто и как их контролирует?
– Денежные средства направляются на счет МУП «ТЭС и ЖБ» и используются на производственную деятельность предприятия по размещению бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения Верхнетатышлинский сельсовет, включая расходы на содержание полигона ТКО в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, ремонт и обслуживание специального автотранспорта. Кроме того, пробы поч­вы, воды и воздуха постоянно отправляются в г. Бирск (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан») для исследования.
– Каковы Ваши пожелания жителям района?
– Повторю еще раз: мусор должен собираться на полигоне твердых коммунальных отходов, по-простому – на свалке! Но не всякий бытовой или промышленный мусор можно размещать на полигоне. Например, бревна, оставшиеся после пожара, или строительные отходы невозможно утилизировать. Сжигать их запрещено, сровнять с землей тоже нельзя. Также нельзя допускать несанкционированные свалки. За это предусмотрены штрафы в размере от 500 до 1 000 рублей для граждан, должностных лиц от 4 000 до 7 000 рублей, юридических лиц – от 20 000 до 150 000 рублей.
Сегодня квитанции получают только жители райцентра, однако со временем за организацию сбора, вывоза и размещения ТКО будут платить и жители других населенных пунктов.
Плата за утилизацию ТКО существует во всем мире и для нас это не должно быть новшеством.

Мы все живем в этом районе, на этой земле, на ней будут жить наши дети, внуки. Что мы им оставим? Какие экологические проблемы? Какие леса и реки? Все зависит от нас, от каждого! Изменения надо начинать с себя!

Беседу вела Эльмира ГАРЕЙШИНА.

На повышении пенсионного возраста правительство решило не останавливаться, решив с нового года перевести всю страну на обязательные платежи за мусор, которые пополнят ежемесячные коммунальные платежи.

С 1 января 2019 года начнется “мусорная” реформа. Это значит, что после новогодних праздников отдохнувшие россияне в квитанциях по коммунальным платежам получат новый пункт ежемесячных расходов. За вывоз отходов теперь будет установлен платеж, схожий с ежемесячными сборами для капитального ремонта.

Плата за мусор будет обязательной, и рассчитываться на каждого человека в семье. За кажущимися благими намерениями кроется очередной налог, на котором будут наживаться региональный оператор, различные управляющие компании и ТСЖ и субподрядчики, вывозящие мусор. Каждый будет отстаивать свою маржу, а платить за все будет конечный потребитель. И отказаться от этой дополнительной платы за свои отходы возможности не будет. По аналогии с платами за капремонт будет выноситься пени.

В нескольких регионах плата за вывоз мусора может увеличиться примерно в 50 раз, если Минприроды и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не предпримут соответствующие меры. Тонкость в том, что по вступающим в силу с начала следующего года изменениям вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) из коммунальной услуги становиться жилищной.

Следовательно, тарифы на вывоз будут устанавливать собственники или управляющие компании. Причем зависит эта сумма на каждого члена семьи (или работника для организации) от расстояния, на которое подрядчики обязаны будут вывозить мусор. Соль ситуации в том, что с нового года возить отходы будут только на те полигоны, которые вошли в реестр. Из-за этого для ряда населенных пунктов увеличится километраж до ближайшей разрешенной мусорной свалки. С прогнозируемым ростом цен на бензин и обязательной маржой тариф уже выходит повышенный. И оплачивать все эти грандиозные планы правительства по улучшению нашей жизни будут не чиновники, а люди.

На федеральном уровне мало того, что открестились от проблемы утилизации отходов, спустив все в регионы на плечи самих конечных потребителей, но даже не хотят (или не готовы) обсуждать эти проблемы.

На заседании президента Владимира Путина с правительством внимания этой теме было уделено мало, или не уделено вовсе. Хотя ранее анонсировалось президентом, что глава Минприроды Дмитрий Кобылкин доложит по вопросам, связанным с работой с твердыми коммунальными отходами. Но либо министр оказался не готов озвучивать, либо на самом деле цели в этом не было. Говорить-то здесь особо не о чем. Дело в том, что нет никаких расчетов о том, сколько должно будет приходится на одного человека мусора, тарифы не установлены. Никакие схемы пока тоже не утверждены.

Сами регионы к такой “мусорной” реформе оказались не готовы. Недавно в “Парламентской газете” вышло интервью главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, который заявил, что только 12 регионов перешли на новую систему работы с мусором. Более того, в 9 регионах сегодня только идут конкурсные процедуры по выбору оператора, который будет курировать весь процесс и заключать соглашения с подрядчиками и собственниками жилья. Это при том, что определиться с региональным оператором регионы должны были успеть к лету этого года. Но что-то пошло не так. Со слов парламентария, “это все рядовые процедуры”.

В большинстве регионов не установлены тарифы, нормативы по накоплению мусора. Даже в первоочередной Москве они будут известны только к концу года. Крупным городам придется теперь по новым правилам создавать свои полигоны в сельской местности. Самое парадоксальное в этой экологической “хотелке” правительства то, что для тех городов, у которых, казалось бы, эта проблема с хранением мусора назрела, придумали отсрочку.

Федеральные столицы, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, попали под отсрочку. Как заявил сегодня еще один депутат Госдумы Дмитрий Белик, у городов федерального значения нет своих разделений на сельскую и городскую зоны. А создавать мусорные полигоны в так называемых городских зонах с 1 января 2019 года нельзя. Три столицы теперь волей-неволей должны создавать современные комплексы обращения с отходами, когда жители российской периферии вынуждены будут жить рядом с мусорными полигонами городов-миллионников. Или платить втридорога, чтобы их мусор возили на 50 км хранить куда-то туда, в соседнюю деревню.

Федеральные чиновники придумали как за счет населения победить экологическую проблему, но даже не стали продумывать каким именно образом. Такие вопросы, как раздельный мусор и оборудование мусорных баков тоже осталось в стороне обсуждения реформы.

Из закона понятно, что в функции регионального оператора вошли сбор, транспортировка и сдача опасных отходов утилизирующим компаниям, в том числе люминесцентных ламп. Кто будет разбирать этот мусор? Каким образом полигоны будут принимать этот мусор, если за одну завалившуюся батарейку может быть выставлен миллионный штраф. Кто будет покрывать эти расходы?

Ясно что перевозчики точно не будут заниматься этим разбором, потому что их зона ответственности распределяется от контейнера к контейнеру и не более. Следовательно, отвечать за раздельный сбор будут собственники. Но каким образом непонятно, потому что ничего не определено.

Когда все говорят о том, что в мусорный тариф войдет только стоимость доставки мусора на полигон почему-то никто не задумывается об установке мусорных баков, что тоже нужно будет покрывать из чего-то кармана. И что-то подсказывает, что это будут деньги потребителей. Региональные операторы могут по необходимости обустроить контейнерные площадки, для которых тоже есть свои стандарты между прочим. Во-первых мусорная площадка должна быть на былиже 20 метров от жилых объектов, должно быть бетонное основание и металлическое ограждение. Если речь о раздельном сборе, то еще для каждого отдельного вида мусора должен полагаться свой контейнер. И это не такое уж дешевое удовольствие, если оборудовать каждый двор.

Еще никто в правительстве, как обычно, не думает про жителей деревень и сел. Там живут люди, где большинство домов - частный сектор. Люди тут привыкли утилизировать мусор своими силами, сжигая часть в банях, а остальным сдабривая свое какое-никакое хозяйство. Старую мебель в деревнях не выкидывают, а отвозят на дачу или разбирают для топки, переколачивают в какой-нибудь сарай. Это частенько многодетные семьи, в которых по пятеро детей, рожденных или усыновленных ради пособия для многодетных матерей. Теперь представьте, что ждет эти семейства с 1 января 2019 года.

Выглядеть это будет как одна-две оборудованные мусорки во всей деревне. Хорошо еще, если полигон будет рядом, хотя бы возить мусор далеко не придется. Только тут вопрос станет в экологии, потому что несколько сотен человек в деревне вынуждены будут дышать ароматами городских отходов. Сами они столько мусора произвести не могли, так им теперь решили его весь свести. Еще возникает вопрос, какой здравомыслящий селянин готов будет пройти через всю деревню, чтобы выкинуть мусор в специальный контейнер, причем еще разделив все на мешочки. Парадокс в том, будет он это делать или нет, ему все равно придется платить тариф за каждого члена семьи. Никто не будет брать с него плату с каждого выкинутого мешка.

И самое обидное, что вся эта канитель с вывозом мусора превратиться по сути в оплачиваемое из наших карманов катание воздуха. Если бы предполагалось, что мусор на стадии сбора будут прессовать, тогда бы это не выглядело как плата за воздух. А так мы будем со следующего года платить за отходы с воздухом.

Полупустые машины перевозчиков будут мотаться до нового полигона, а у россиян даже выбора не будет и придется платить за их бензин, человекочасы, оборудованные мусорки и прочее. И все это под красиво расписанным благовидным предлогом борьбы с несанкционированными свалками и защитой экологии, сообщает портал newizv.ru

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса, то есть взимается не с одного человека, а с 1 кв. м жилой площади квартиры. К такомц выводу пришел ВС РФ

Согласно подпункта д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта «д» пункта 11 Правил недействующим, ссылаясь на то, что твердые бытовые отходы не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому услуга по их сбору и вывозу не может рассматриваться как содержание общего имущества дома, организация сбора и вывоза таких отходов, накапливаемых в контейнерах, установленных около дома на специально оборудованных площадках, возложена на органы местного самоуправления, в результате ошибочного отнесения твердых бытовых отходов к содержанию общего имущества многоквартирного дома плата за их вывоз взимается не с одного человека, а с 1 кв. м жилой площади квартиры в составе средств, собираемых на содержание и ремонт общего имущества дома.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит положениям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает его права.

Верховный Суд Российской Федерации в удовлетворении заявления К. отказал. В качестве обоснования своего решения привел нижеследующее

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме — и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.

Оспариваемая норма согласуется и с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается заявитель. По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что и закреплено в оспариваемой норме.

Ссылка заявителя в обоснование своего требования на пункт 24 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необоснованна. Данная норма, относящая к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не касается содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем не имеет отношения к рассматриваемому делу.

С 2017 года в России кардинально меняется схема обращения ТКО - твердых коммунальных отходов. Появляются региональные операторы по обращению с ТКО, за вывоз мусора приходится платить по нормативам, собственникам частных домов надо будет заключать отдельные договоры на вывоз мусора. Мы собрали все самые важные вопросы читателей сайта Paritet.guru по новым правилам вывоза мусора и ответили на них.

Материал подготовлен с учетом актуальных редакций Жилищного кодекса РФ (ЖК), постановлений Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ПП №354) и №1156 от 12.11.2016 (ПП №1156).

Схема с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. Регион может сделать это и раньше, если утвердит единый тариф на услугу по обращению с ТКО и заключит соглашение с региональным оператором. На новую схему уже перешли, например, в Астраханской, Ивановской областях, Краснодарском крае. После утверждения тарифов на уровне региона и выбора регионального оператора в квитанциях появится отдельная строка за обращение с ТКО. Поэтому вполне возможно, что вы уже платите за обращение с ТКО, а ваши родственники из другого региона еще нет.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Пример типового договора с региональным оператором можно посмотреть в постановлении Правительства №1156.

Я ни с кем не заключал договор на вывоз мусора, но мне шлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО - я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Я снимаю квартиру. Хозяйка требует, чтобы я оплачивала вывоз мусора. Права ли она?

Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье 🙁

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) - не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) - 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года - не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край, Санкт-Петербург. Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016.

УК выставила счет за вывоз мусора на общедомовые нужды. Разве так можно?

Нет, нельзя. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в моей квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора от 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

  • Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.
  • Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщат соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.
  • Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов - они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Еще в вашем регионе могут принять решение о расчете платы за обращение с ТКО от площади. В этом случае платить за вывоз мусора придется независимо от числа прописанных / проживающих. Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

О других способах сэкономить на вывозе мусора или получить льготу по оплате обращения с ТКО пишет наш Кот-юрист в заметке
Не хочу переплачивать за мусор, есть ли льготы?

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу - если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО - если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Что можно сделать, если у нас регулярно затягивают с вывозом мусора?

Если все претензии на некачественное оказание услуг и перерасчет платы уже написаны, но реакции ноль, вы смело можете жаловаться на бездействие УК в жилищную инспекцию. Жалобу на УК можно отправить с помощью сайта РосЖКХ. УК могут выписать штраф до 50 тысяч рублей по статье 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

  • Росприроднадзор - на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
  • Властям региона - на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора. Например, в Краснодарском крае такое соглашение от имени региона заключало краевое Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
  • Роспотребнадзор - на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
  • В региональную энергетическую комиссию - на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
  • Прокуратура - если не знаете, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.

За хапремонт не платил, и за вывоз мусора не буду, все мошенники!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке - с процентами и госпошлиной, как было и по капремонту. Так что платить придется все равно. А пока попробуйте написать депутату Госдумы от своего региона. Возможно, у вас много общего, и он тоже не любит платить за вывоз мусора.

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Сегодня у жильцов многоквартирных домов возникает множество вопросов и споров в части расчета тарифов за вывоз мусора. Для устранения разногласий и понимания сущности платы за предоставляемую услугу достаточно прочитать последние изменения жилищного законодательства.

Общая информация о плате за вывоз мусора

По российскому законодательству организация вывоза бытовых отходов (ТБО) относится к категории услуг по ремонту и содержанию имущества. Согласно действующим правилам услуга не относится к области государственного регулирования и является конкурентной. Размер оплаты за вывоз мусора устанавливается и поступает в адрес организации, выполняющей работы на основании заключенного договора с потребителем. Оплата за вывоз мусора осуществляется следующим способом:

  • в управляющую организацию, которой может быть ТСЖ или УК;
  • региональному оператору, при принятии такого решения на собрании жильцов;
  • кассу регионального оператора.

Поступление денежных средств в кассу допустимо в следующих случаях:

  • многоквартирный дом имеет тип непосредственного управления;
  • УК многоквартирного дома не заключила договор с региональным оператором или он был расторгнут.

Расчет тарифа за вывоз мусора

Порядок определения тарифа зависит от размера оператора. Отнесение к конкретной категории производится на основании ежегодного расчета отходов субъекта Федерации:

  • если в зоне действия оператора образуется более 30% общего объема отходов, то он считается крупным;
  • если образуется менее 30% общего объема отходов, то он считается небольшим.

Для крупных операторов тариф устанавливается по результатам торгов, а для небольших расчет тарифа за вывоз мусора определяется уполномоченным органом субъекта.

Общая сумма для расчетного листа может формироваться одним из способов:

  • с учетом количества проживающих на территории квартир;
  • в зависимости от общей площади помещения.

При использовании первого способа стоимость вывоза мусора определится путем умножения норматива, тарифа, количества людей и делением полученного значения на 12. При применении второго способа показатель рассчитывается путем умножения норматива, тарифа, общей площади и делением произведения на 12.

Получив квитанцию для оплаты вывоза мусора, в расчетном листе можно увидеть общую сумму за услугу. Множество споров по незнанию возникает у жильцов, имеющих квартиры одинаковой площади, но с разным числом проживающих. Несмотря на разницу в количестве людей на аналогичной территории, получают квитанции с одинаковыми суммами. Расчет в этом случае не зависит от числа проживающих и рассчитывается с учетом общей площади жилого помещения.

На текущий момент стоимость работ зависит от общего числа людей в помещении только при заключении договора с региональным оператором. До 1 января 2019 года такие договоры должны быть заключены в обязательном порядке. При отсутствии такого соглашения, расчет производится исходя из общей площади.

Как уменьшить размер плат

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, владелец жилья в многоквартирном доме обязан платить, даже если он не проживал на этой территории. Плата за вывоз ТБО может быть снижена в следующих ситуациях:

  • человек не проживал в помещении более 5 суток и обратился за перерасчетом;
  • отходы вывозились несвоевременно и этот факт официально подтвержден в Акте.

Согласно действующим правилам периодичность уборки должна зависеть от погодных условий:

  • в холодный сезон при температуре ниже 5 С 0 - не менее 1 раза в течение 3-x суток;
  • в теплый сезон при температуре выше 5 С 0 - не менее 1 раза в сутки.

Сроки работ в графике регламентированы и отклонение не может превышать 24 часов в теплый период и 48 часов в холодное время года. Суммарное количество часов отклонений не должно превышать 72 часов. За превышение допустимых показателей в часах собственник жилья вправе требовать снижение суммы в квитанции на 3,3% за каждые 24 часа.

Снизить размер платы можно при организации раздельного складирования отходов и при заключении с региональным оператором соответствующего договора. В этом случае расчет будет производиться исходя из количества объема ТБО в контейнерах, разделенного пропорционально общей площади каждой квартиры.

При невозможности получения информации о количестве проживающих, стоимость рассчитывается исходя из количества владельцев. В случае жалоб и несогласия с рассчитанной платой, неудовлетворительном качестве работ собственник квартиры может обратиться в Государственную Жилищную инспекцию.

Ответственность потребителя и исполнителя

Региональный оператор отвечает за ТБО с момента принятия в мусоровоз и доставки в места накопления бытовых отходов. Управляющая компания вне зависимости от типа управления отвечает за должное содержание мест для сбора отходов и мусоропроводов. В обязанности УК также входит:

  • контроль правильности начисления платы за предоставляемые услуги;
  • учет жалоб жильцов и работа по решению проблемных вопросов;
  • заключение и ведение договоров.

Потребитель должен предоставить информацию о фактическом количестве проживающих и своевременно вносить плату за предоставляемые услуги. При складировании ТБО он обязан соблюдать правила обращения с мусором и выбрасывать его только в специально отведенные контейнеры, бункера, площадки. Жильцы обязаны уведомить исполнителя услуги если есть проблемы:

  • появление неисправностей мест сбора;
  • возникновение аварий или пожароопасных ситуаций.

Определение нормативов по накоплению и вывозу мусора

Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.

Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.

Видео по теме: Новые правила вывоза мусора

Новый платеж за ЖКХ за вывоз мусора внезапно

Мало кто знает но в стране незаметно заканчивается новая реформа. И 1 июля вы ее тоже заметите - появится новая строка расходов в в вашей платежке ЖКУ

Да такие дела. Реформа называется мусорная и скоро закончится. Полностью мусорный налог заработает 1 января 2019. Но уже с июля 2018 года жители многих регионов начнут платить за мусор отдельно и больше чем сегодня. Кто-то уже платит сейчас.

Ставропольский край платит с февраля 2018 года и в стадии народного бунта. Да и ко мне в кабинет в в столичной УК, как себе домой ходят будущие мусорные олигархи и с нетерпением ждут начала изымания денег жильцов. Все делят мусорные корзины, машины и прочие ценности.

Во - первых, чтобы хорошо собирать деньги нужен заинтересованный хозяин. Процесс отдали своим. Новым мусорным олигархам городов, областей и поселков. Называются - региональные операторы. Это как УК в ЖКХ, только в мусоре. Собирают деньги, назначают тарифы на мусор,вывозят и т.д.

Во-вторых, рассчитывать эту графу коммунальных услуг будут по-другому. Сейчас россияне платят определенную сумму с квадратного метра своего жилья. И мусорная деньга скрыта в платежке УК. С 2019 года основным критерием расчета станет количество человек, проживающих в квартире. На каждого будет начисляться мусорный тариф и суммироваться.

В- третьих, появятся дополнительные поборы. Система работы регионального оператора будет включать не только вывоз и захоронение бытового мусора как сейчас. В тариф будут заложены траты на обезвреживание, захоронение, транспортировку и сбыт мусора. Также туда войдут траты на заключение и обслуживание договоров с владельцами контейнеров и мусорных корзин у дома. Вы же понимаете, что их хозяева сразу найдутся. Кроме этого, будет введен отдельный экологический сбор - плата за воздействие на окружающую среду. И, конечно же, НДС. Он увеличит сумму платежа с квартиры еще на 18%.

Тарифы будут жесткие и фиксированные. Но если на воду и свет есть счетчики, то на мусор их еще не придумали. И платить все будут по нормативам вне зависимости от реального производства мусора. Сосед Ваня мусорит в однушке. А соседка Клава - нет и вообще сидит на даче. А платить одинаково.

Тем кто не хочет платить, соскочить не удастся. Как и в случае с капремонтом мусорные короли будут защищены законом и судебными приставами. Смогут выставлять счета и пени по долгам, выбивая деньги с людей всеми известными способами.

В конце 2015 года был принят федеральный закон от 29.10.2015 № 404-фз, который предусматривал что обращение с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) должно стать такой же коммунальной услугой, как, например, горячая вода или канализация.

Вышедший позже Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ окончательно закрепил, что обращение с твердыми коммунальными отходами становится коммунальной услугой.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 был внесен новый раздел XV.1. «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила № 354).

Тем самым, было определено, как же и кому мы будем платить после того как в нашем регионе утвердят региональную схему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а в нашем городе определят регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кому платить?

Как и в случае с остальными коммунальными услугами для многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (п. 148.7 Правил № 354).

Плата за коммунальную услугу в таком случае вносится в УК или ТСЖ однако Правила № 354 предусматривают, что общим собранием собственников может быть принято решение платить непосредственно региональному оператору (п. 148.40).

Также, платить в кассу регионального оператора придется в случаях если (п. 148.11):

В доме выбран способ управления - непосредственное управление;

Если не выбран способ управления либо выбранная управляющая организация не заключила договор с региональным оператором;

Если по какой-то причине расторгнут договор между управляющей организацией и региональным оператором;

Владельцам нежилых помещений;

Если это не многоквартирный дом, а частное домовладение и его владелец принял такое решение.

Как рассчитывается тариф?

Размер тарифа на услугу регионального оператора определяется в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (п. 148.28 Правил № 354).

Для крупных региональных операторов (в зоне действия оператора образуется более 30% от общего объема ТКО в субъекте Федерации) размер тарифа определяется по итогам торгов, в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 3.11.2016 г. N 1133. Такие торги проводят сами региональные операторы.

Для небольших региональных операторов (в зоне действия оператора образуется менее 30% от общего объема ТКО в субъекте Федерации) размер тарифа определяется уже не по итогам конкурса, а уполномоченный органом субъекта Федерации.

А сколько в итоге придется платить?

Органы государственной власти вашего региона вправе принять решение о том, будет ли плата за вывоз мусора начисляться исходя из площади вашего жилого помещения (квартиры) или же плата будет начисляться исходя из количества проживающих в этой квартире людей (п.148.30 Правил № 354, п.4.1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857).

То есть, в первом случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и количества проживающих , разделенному на 12.

Во втором случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и площади квартиры , разделенному на 12.

Также, если в вашем доме сбор мусора осуществляется раздельно, либо при наличии договоренности с региональным оператором, расчет платы может производиться исходя из суммарного объема вывезенных контейнеров с мусором, разделенного между квартирами пропорционально их площади (абз. 3 п.148.30 Правил № 354).

То есть, введя в доме раздельный сбор мусора, вы можете получить возможность сэкономить.

Добавим, что если исполнителю услуги не удастся определить количество фактически проживающих в квартире, либо в квартире никто не проживает, то в таком случае размер платы может рассчитываться исходя из количества собственников такой квартиры (п.148.36 Правил № 354).

Как снизить размер платы?

Если вы отсутствовали в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд, вы вправе обратиться за перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (п. 148.44 Правил № 354).

Кроме того, можно сделать перерасчет если мусор не будут вывозить вовремя.

Согласно разделу VII Приложения 1 к Правилам № 354 мусор должны вывозить не реже одного раза в сутки при средней температуре воздуха выше 5 o C, и не реже одного раза в трое суток при средней температуре воздуха ниже 5 o C. Допустимые сроки отклонений составляют 24 часа для теплого времени года, и 48 часов для холодного времени года, но не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

При нарушении этих сроков вы вправе составить Акт, в порядке установленном все теми-же правилами № 354, такой же Акт как и при отсутствии любой другой коммунальной услуги. А затем на основании этого Акта вы уже требуете перерасчет.

За каждые 24 часа невывоза мусора свыше допустимых отклонений плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна быть снижена на 3.3%.

Как определяются нормативы?

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Фактически, для определения нормативов органы государственной власти обязаны будут сделать замеры фактический образующихся на территории объемов мусора, и исходя из них сделать расчет.

До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется исходя из суммарного объема вывезенных контейнеров с мусором, разделенного между квартирами пропорционально их площади (п. 3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232).

За что отвечает региональный оператор, а за что УК или ТСЖ?

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента их приема путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п.148.12 правил № 354).

Управляющая организация, будь то УК или ТСЖ несет ответственность за содержание мест накопления отходов, а также за содержание мусоропроводов (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Также управляющая организация отвечает за правильность начисления размера платы, учет жалоб и ведение договорной работы (п. 148.22 Правил № 354).

А за что отвечает потребитель?

Потребитель должен сообщать исполнителю коммунальной услуги информацию о количестве фактический проживающих в жилом помещении. Также он должен информировать исполнителя о неисправностях, авариях и пожарах в мусороприемниках и мусорокамерах, а также своевременно и полностью вносить плату (п. 148.25 правил № 354).

Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. (п. 148.26 Правил № 354).

Что такое Твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Вывоз мусора по-новому

«Что такое хорошо и что такое плохо» — фраза знакомая с детства. И во взрослой жизни смысл такой фразы кажется менее понятной истиной, так как грани плохого и хорошего, в силу приобретенного опыта, почему-то становятся более размытыми. А вот грязь — это зло. И с этим не поспорят ни взрослые, ни дети. Много грязи в стране под наименованием «государство» — признак бедности. И данная несостоятельность — уже не показатель жизни отдельного человека, собственника дома или благополучия жителей многоквартирного дома. Это бедность всего общества. И чем оно беднее, тем больше грязи.

Известная фраза небезызвестного человека в России «денег нет, но вы держитесь» в этот раз также «пригодилась». Борьба с грязью должна осуществляться чьими-то силами и за чей-то счёт. Иначе, как помочь государству усовершенствовать способы борьбы с мусором и содержать неминуемую в будущем чистоту. Во исполнение данных действий к 2018 году в России начали деятельность «мусорные операторы». Чтобы узнать, что явилось началом «сказки» о борьбе с мусорным злом, предлагаем вернуться к истокам правовой сферы вопроса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного Кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. А иначе, какой он собственник? Именно тот, который должен нести бремя содержания своего имущества и оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Как следует из п.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ), п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Многолетняя судебная практика показала, что заниматься любыми вопросами «жизнедеятельности» многоквартирного дома должна именно управляющая организация. А собственник — «слабая» сторона договора, имеющая недостаток правовых знаний и понятий норм законодательства. К тому же само по себе управление многоквартирным домом (далее – МКД) имеет особый характер, который направлен в первую очередь на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Указанная деятельность детально регламентирована нормативными документами. В частности, в Правилах осуществления деятельности по управлению МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) приведены стандарты управления МКД, один из которых — организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ , утвержденным решением общего собрания (пп. «д» п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень № 290 / Правила № 290).

В силу п. 26 (1) Перечня № 290 УО обязана организовать сбор отходов I — IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и передать их в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В пп. «в» п. 6 Правил №290 содержится требование о своевременном заключении договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества со сторонними организациями, в том числе специализированными (если управляющий сам не осуществляет соответствующую деятельность), а также о контроле за исполнением подрядчиками обязательств по договорам.

Таким образом, нововведения по работе с будущими мусорными операторами неминуемо коснулись «вечно бездействующих» УО, изначально вызвав массу вопросов по дальнейшим действиям «в ногу» с законодательством РФ. На федеральном уровне было принято множество поправок, регламентирующих действия тех или иных лиц для достижения поставленных целей.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым обращение с ТКО стало входить в состав платы за коммунальные услуги.

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года был предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

При этом субъект РФ обязан:

до 1 июля 2018 года — обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

не позднее 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис обосновал последнюю дату следующим выводом: «Запуск новой системы в таком формате связан с высокими рисками, в первую очередь, для населения, поэтому Минстрой России предложил перенести предельный срок вступления в силу новой системы обращения с ТКО на 2019 год, чтобы дать возможность регионам, не успевшим подготовиться к реформе, качественно отработать свою часть задачи».

И как показывает практика, случаи «наличия» в регионах «мусорного» оператора действительно на сегодняшний день невелики по отношению к российским масштабам. А вопросов у управляющих организаций в данной сфере больше, чем ответов. И главный их них при большой базе нормативно-правовой конкретики — алгоритм действий управляющей организации при выборе регионального оператора по обращению с ТКО. «Что написано пером» уже не исправить, а вот как фактически действовать в новых реалиях знают немногие представители УО.

Прежде всего, необходимо знать, что до того, как в регионе появится «мусорный» оператор, управляющей организации нужно придерживаться действующего законодательства РФ в части включения услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества МКД. Договоры, заключенные с организациями по сбору и вывозу ТКО будут являться действующими до выбора оператора по обращению с ТКО.

Минстрой России Письмом от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04 разъяснил: «…Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги , предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части , соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО ».

При таких обстоятельствах выставление обществом платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО отдельной строкой в платежном документе под наименованием «Обращение с ТКО» в данном конкретном случае не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений. Выбор регионального оператора будет произведен посредством конкурса уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ при наличии утвержденной территориальной схемы.

Региональный оператор начнёт свою работу при выполнении двух условий:

в субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО

по итогам конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключил с ним соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО

В течение месяца после получения статуса «мусорный» оператор должен направить УО предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственник ТКО (УО, осуществляющая управление МКД) должен заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором. Данный договор будет являться публичным, на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ это означает, что региональный оператор обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится, и деятельность которого протекает в зоне ответственности регионального оператора. Типовая форма договора находится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Постановление № 1156). Именно такой формат договора будет отвечать установленным законодательством требованиям, и способствовать отсутствию проблем в дальнейшей работе с оператором.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на срок, не превышающий срока, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В ст. 25 Постановления № 1156 прописаны существенные условия договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО:

планируемый объем или масса транспортируемых ТКО и состав таких отходов;

периодичность и время вывоза ТКО;

места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

предельно допустимое значение уплотнения ТКО;

способ коммерческого учета количества ТКО;

сроки и порядок оплаты услуг по договору;

права и обязанности сторон по договору;

порядок контроля региональным оператором за деятельностью оператора по обращению с ТКО, ведущего деятельность по сбору и транспортированию ТКО;

Правила заключения договора, содержащего условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО идентичны правилам заключения договоров о предоставлении иных коммунальных услуг. Такой договор может быть заключен с исполнителем как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Отсутствие договора в письменной форме не является основанием для отказа в оказании услуги потребителю в жилом помещении и считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем.

Обязанность по исключению платы за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения возникает у УО с момента установления нового порядка в регионе. «Обращение с ТКО» необходимо будет указать отдельной строкой в платежном документе. Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения. Размер платы за данную коммунальную услугу будет рассчитываться по формулам 9(1)-9(8) Приложения № 2 к Правилам, установленным Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 года (это подпункты 148(30), 148(31), 148(38)).

Порядок расчета будет зависеть от двух факторов:

принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;

раздельно или без разделения производится сбор и накопление отходов в МКД.

Оказывать данную коммунальную услуг УО будет совместно с региональным оператором по обращению с ТКО. Зоной ответственности УО будет являться содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), регионального оператора - оказание самой коммунальной услуги, начиная от места накопления. Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подпункт «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. Правилами № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

Многие УО волнует ответственность, которую они могут понести при осуществлении исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО. В данном случае ответственность императивно закреплена в типовом договоре за несвоевременную оплату услуг регионального оператора (неустойка). За остальные нарушения предусмотрена административная ответственность. Ст. 8.2 КоАП РФ гласит:

«за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами следует следующее наказание:

Главным требованием к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО является периодичность вывоза отходов. Частота вывоза будет зависеть от температуры на улице:

в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;

в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков - не более:

72 часов (суммарно) в течение одного месяца;

48 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;

24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.

Итак, если разложить нормативную часть «по полочкам» и учесть благие намерения государства, то новое законодательство РФ в части сбора, утилизации и переработки мусора должно позволить снизить экологическую напряженность во многих субъектах нашей страны, а не быть простым результатом переименования понятия ТБО в ТКО. Новое-не всегда лучше старого. Но будем надеяться только на хорошее.

Статья написана по материалам сайтов: domovodstvo.ru, paritet.guru, promzn.ru, ya-v-kurse.ru, www.burmistr.ru.

За помощью обратилась Ольга Бистяйкина. В квартире семьи Бистяйкиных прописано 4 человека: глава семьи Ольга, ее супруг, сын и внучка. Фактически в квартире проживают только 2 человека. Сын и внучка проходят обучение и живут в других городах.

В августе 2018 года республика Мордовия изменила порядок взимания платы за вывоз ТКО, вместо площади квартиры в тарифе стали учитывать количество проживающих. Это изменение вылилось в удорожание услуги для Бистякийных почти в 3 раза. Коммунальщики присылают плату не за 2, а за 4 человека. Но ведь по факту мусор вывозится только за семейную пару.

С такими проблемами могут столкнуться большинство россиян. С 1 января 2019 года жители всех регионов России получат квитанции с абсолютно новым тарифом за вывоз мусора (ТБО). «Вывоз ТБО» теперь будет называться «Вывоз ТКО» (твердые коммунальные отходы). Изменится и расчет платы. В среднем по стране тариф увеличится на 12%. Связано это с новой системой обращения с бытовыми отходами: их планируется перерабатывать, а не просто отвозить на свалки.

«Мусорная реформа» регулируется федеральным законом и предполагает создание единого регионального оператора в каждом субъекте. Другими словами, один субъект Федерации – одна компания по вывозу мусора. По сути, это монополия. Правительство России посчитало, что так на этом рынке не будет неразберихи. Согласно закону, до 1 июля 2018 года все регионы страны должны были провести конкурс и определиться с региональным оператором.

Какие изменения?

Раньше плата за вывоз ТБО входила в состав тарифа за содержание и ремонт жилья. Теперь это будет отдельная строка.

Меняются тарифы и порядок их утверждения. Если сейчас тарифы за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) устанавливают все, кому не лень: органы местного самоуправления, управляющие компании, сами собственники на общем собрании. То теперь устанавливать тариф за вывоз твердых коммунальных отходов будут специальные региональные операторы по обращению с мусором на заседании тарифной комиссии.

Если раньше вывоз ТБО считали по площади квартиры, то теперь плата будет зависеть от количества человек, проживающих в квартире. Чем больше людей, тем больше заплатите.

И тарифы будут установлены единые на весь регион. Если сейчас можно встретить тарифы, рассчитанные «по головам» (на человека), «по кубам», «по квадратам», «по нормативам», «по соглашению», «по цене контракта», то с 1 января 2019 года региональный оператор должен установить единую методику расчета для всех многоквартирных домов.

Некоторые регионы уже перешли на новую систему вывоза ТБО. Республика Мордовия одной из первых выбрала регионального оператора. Еще 24 июля 2017 года конкурсная комиссия Министерства ЖКХ и гражданской защиты населения Республики Мордовия выбрала в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами компанию ООО «РЕМОНДИС Саранск». Это был единственный региональный оператор, который участвовал в конкурсе.

Как можно сократить расходы на услугу?

Плата для квартир с большим количеством прописанных возрастет в разы. Например, семья из 4-х человек в среднем по России будет платить за вывоз мусора 600 рублей.

С подсчетом платы за вывоз ТКО (твердые коммунальные отходы – теперь это называется именно так) возникают проблемы.

И такие случаи нередки. Бывает, что и в паспортном столе давно не обновляли информацию о тех, кто выписался из квартиры. Именно в паспортный стол сотрудники УК обращаются за сведениями для начисления платежей за ТКО (за газ и свет тоже).

Что делать, если вы фактически живете один, а насчитали вам за пятерых? Как можно подтвердить количество проживающих?

Алгоритм действий объясняет юрист Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» Ольга Вавилина.

Если в субъекте РФ расчет услуги ТКО происходит с учетом количества проживающих людей в квартире, а фактически людей в квартире проживает меньше, чем зарегистрировано, то для уменьшения расходов по оплате строки в квитанции «Вывоз ТКО» необходимо:

1. Связаться с УК/ТСЖ, и согласовать время и дату выхода специалистов (может создаваться специальная комиссия) к вам домой для составления акта об установлении фактически проживающих граждан в жилом помещении многоквартирного дома – скачать образец акта можно по ссылке .

2. В квартире составляется акт, в нем необходимо указать, с какого числа то или иное лицо не проживает в квартире.

3. Подписать акт всеми сторонами, в случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается отметка (акт, в том числе подписывают соседи).

4. УК/ЕРЦ (единый расчетный центр) производит перерасчет услуги ТКО на основании акта.


Выполнив все шаги, предписанные алгоритмом, семья Бистяйкиных из Саранска смогла вдвое снизить плату за вывоз ТКО. Коммунальщики выполнили перерасчет за два месяца – август и сентябрь 2018 года, а также стали по-новому рассчитывать плату за вывоз ТКО на ближайшие 6 месяцев. Согласно законодательству, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется (при соблюдении вышеупомянутых условий) именно на 6 месяцев вперед, не более.


Как сейчас учитывается вывоз мусора?

Сейчас расходы по сбору и вывозу отходов учитываются в строке «содержание и ремонт жилого помещения». После появления в платежке отдельной строки услуга из жилищной перейдет в коммунальную.
Во сколько услуга обойдется конечному потребителю?

В настоящее время плата за вывоз мусора не нормируется и в среднем составляет 2,5 рубля за кв. метр. Тариф устанавливает управляющая компания.
С 2017 года размер тарифа будет определять региональный оператор, работающий с отходами. Благодаря этому для жителей одного региона плата будет одинаковой. Тариф может отличаться от нынешнего, но глава Минприроды Сергей Донской полагает, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться.
Регионы будут иметь право устанавливать предельные тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами.
Никакого нового налога Минстрой России не вводит. Речь идет об ином формате оплаты за сбор и утилизацию мусора, за которые мы и так платимЗаместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис

Зачем понадобилось передавать услугу от управляющей компании региональным операторам?

В Минстрое и Минприроды считают, что после того, как заработает новая схема, тарифообразование станет более прозрачным, система переработки отходов будет развиваться, а число захоронений и нелегальных свалок - снижаться. По словам Донского, сегодня число несанкционированных свалок в России более чем в 20 раз превышает количество легальных хранилищ отходов.
В рамках реформы регионы также должны утвердить территориальные схемы обращения с отходами, которые описывают всю логистику движения мусора от момента образования до места переработки или захоронения и все маршруты цепочки.
Наша задача - максимально вовлечь отходы в хозяйственный оборот. То есть мы должны увидеть эффективную, комплексную систему по обращению с отходами, в которой учтены и нынешняя инфраструктура переработки, и ее развитиеМинистр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской

Как будут выбирать компании, которые займутся вывозом мусора?

Регионального оператора (одного или нескольких) будут выбирать на конкурсной основе на 10 лет. Победят предприятия, предложившие наилучшие условия.
Благодаря длительному сроку контракта, операторы смогут планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы.
Сколько компаний имеет лицензии на вывоз и утилизацию мусора?

Сейчас общее количество действующих лицензий по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и размещению отходов составляет почти 11,5 тыс.