Определение места человека в системе органического мира. Общие признаки человека и млекопитающих. Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

А с ней и положение человека в системе животного мира, не обязательно окунаться в прошлое, потому что эволюция - это процесс, который происходит всегда и везде вокруг нас. Например, бактерии, которые легко уничтожались пенициллином раньше, приобрели новую, стойкую к антибиотикам, форму.

Естественный отбор

Природа распорядилась следующим образом: чем лучше животное приспособлено к условиям ареала, в котором оно живет, тем больше его шансы выжить и иметь потомство. Его дети могут унаследовать отклонения, которые сделали отцовское животное таким успешным в своем местном окружении. Виды животных меняются со временем, лучше приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Возникают новые виды, живут тысячи или миллионы лет, а потом исчезают. Эволюции нужно время и счастливые случаи для того, чтобы происходили изменения.

Черты, которые могут помочь выжить виду, например, - лучшие зубы или больше мозг, - могут появиться в новорожденных особей как случайные отклонения. Если новые черты действительно помогают выживать, и животные могут дольше прожить, или выжить в условиях, при которых обычный представитель вида умирает, значит, эти черты будут передаваться из поколения в поколение. Когда эти способности действительно полезны, животные, которые их имеют, постепенно вытеснят тех, которые их не имеют.

Теория Дарвина

Согласно теории Дарвина, любое живое существо не производит в ходе своей жизни тождественную копию самого себя. Дитя не похоже на мать, котенок не похож на маму-кошку, даже зерна пшеницы отличаются друг от друга. Если рассмотреть их под микроскопом или провести химический анализ, то можно заметить их непохожесть. Изменчивость является материалом для естественного отбора. Если эти свойства необходимы для жизни нового существа, то оно будет жить и приведет потомство, если - нет, то беспощадный естественный отбор уберет его из биологической сферы, и оно умрет, как сотни и тысячи неприспособленных особей. Каково положение человека в системе животного мира? Самым загадочным отбором природы, а также ее венцом, конечно, выступает человек.

Положение человека в системе животного мира

Люди причисляются к приматам, которых насчитывается более 100 видов, включая человекоподобных обезьян, горилл и шимпанзе. Если указывать положение человека в системе животного мира, - приматы, а именно шимпанзе имеют с человеком самые близкие родственные связи, 98,4% генов у них совпадают. Доказано, что 2,6 млн. лет назад произошло разделение приматов на 2 ветки. 1- в австралопитека, впоследствии вымершего, а 2 положение человека в системе животного мира, - в человека умелого. Известно, что первые человекообразные существовали на Земле еще 3-5 млн. лет назад.

Множество исследований, измерений, раскопок и, сделанных на их основе, научных доказательств, свидетельствует, что положение человека в системе животного мира причисляется к виду приматов. У всех приматов есть общие признаки.

  1. У всех есть руки и ноги с пятью пальцами на каждой.
  2. Есть зубы, которые приспособлены разжевывать много различной пищи.
  3. Все рожают в основном по одному детенышу, реже - по несколько детей.

Признаки положения человека в системе животного мира

Но между ними существуют и значительные различия.

  1. Лишь человеку свойственно прямохождение на двух ногах и, соответственно, особенное строение хребта, таза, ног, рук, мышц и других органов.
  2. Человеческая рука умеет осуществлять множество различных и точных движений. Человеческий череп более высокий и круглый;
  3. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой, имеет высокий лоб, слабые челюсти с небольшими клыками, подбородок четко очерчен.
  4. Человеческий мозг занимает объем - 1800 см3, что в 3 раза больше мозга приматов. У человека отлично развиты части мозга, где находятся важнейшие психические и речевые центры.

Первый человек среди приматов

Самый первый человеческий предок - австралопитек, уже мог передвигаться в вертикальном положении. Благодаря этому он мог держать в руках орудия труда и примитивное оружие.

По научной теории появление человека разумного не произошло внезапно, оно стало итогом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет. Ученые присвоили название «гомо сапиенс» человеку, умеющему изготавливать элементарные орудия, а также погребать своих соплеменников. Самым примитивным орудием труда были обточенные камни. 500 тысяч лет назад люди уже обрабатывали деревянные палки, делая из них копья. И лишь 250 тысяч лет назад появился

50 тысяч лет назад научились делать лампы, высеченные из камня, в которых вместо горючего был жир животных, спустя еще 20 тысяч лет появились первые лук и стрелы. От первоначального вида предков до вида «гомо сапиенс» скачки развития происходили в течение 14-20 миллионов лет. Дальнейшая эволюция привела к появлению австралопитека, умеющего применять окружающие предметы в качестве орудий, и даже подвергать их элементарной обработке.

Развитие человека

Когда приматы разделились на две ветви: первый подвид в ходе эволюции превратился в человека умелого, а второй - в австралопитека африканского, позже вымершего. Эволюция сделала скачок, когда возник вид «человек умелый». Он владел элементарным мышлением и речью, главными носителями информации, которая передавалась затем следующим поколениям. Вид «человек прямостоящий» возник 100 тыс. лет назад. С его появлением существенно увеличилось количество информации, что способствовало созданию нового типа наследия - не генетически, а через материальный и духовный опыт. У такого равнялся 1250 см3, но его эволюция на этом не остановилась. На этой стадии развития отмечался ускоренный прогресс биологических изменений.

Рассматривая положение человека в системе животного мира, кратко можно описать так.

Древнейшие люди занимались собиранием и охотой. Они вели кочевую жизнь, поедали растения и мясо животных, которые попадались им на пути. Для жилья они использовали пещеры, но древние находки подтверждают, что в этой период сооружались первые жилища из веток. В какой-то момент племена осознали, что постоянное жилище имеет ряд достоинств. В надежном месте можно спрятать съестные запасы для голодных периодов, защитить себя от непогоды и хищников. В таких селениях удобнее уживаться друг с другом, а также проще отбиваться от врага. В процессе эволюции человеческий мозг увеличился непропорционально телу. Но самое важное достижение: люди стали коллективной деятельной сущностью, основными составляющими которой выступает труд, разум и речь, и это главное отличие людей от животных.

Человек и животный мир

Положение человека в системе животного мира имеет мощное воздействие на этот мир. Человек времен палеолита уже охотился, истребляя вымерших нынче существ. Животные, птицы и рыбы давали людям еду, шкуры служили первой одеждой, обувью и предметами обихода. С тех пор как люди начали употреблять мясо, они научились добывать огонь и приручать животных. По мере улучшения орудий охоты и приручения животный мир возрастало.

Эволюция в в наше время уже не имеет значения для человека, скорее наоборот, он оказывает глобальное влияние на окружающую среду. Положение человека в современной системе животного мира несет опасность для биологического многообразия видов. Она исходит из деятельности человека, и связана с изменением среды обитания животных, глобальным изменением климата, выведением экзотических видов и распространении болезней. Независимо от цвета кожи, форм и размеров, все человечество принадлежит к одному виду - "человек разумный". Поведение человека отображает то, как запрограммировала действовать эволюция, например, искать пару, наполнять желудок или убегать от опасности.

Эволюция или внешнее вмешательство?

Все вроде бы просто и понятно в эволюционной теории происхождения человека. Но тем не менее ученые до сих не пришли к единому и неоспоримому утверждению, что именно стало толчком к переходу от приматов до человека разумного.

Согласно различным теориям могло быть внешнее вмешательство, такое как скрещивание представителей внеземных цивилизаций с предками людей или управление эволюцией силами внеземного сверхразума.

Благодаря интеллекту человек сделал огромный прорыв: он может позаботиться о себе, сделать выбор или пойти на риск. Умеет писать, сочинять музыку, рисовать красками. А также строить самолеты и корабли для исследования всей планеты, а также космические корабли, чтобы познавать космос.

Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.

Классификация человека

Современная классификация человека выглядит следующим образом:

  • Надцарство - Ядерные (Эукариоты)
  • Царство - Животные
  • Подцарство - Многоклеточные
  • Тип - Хордовые
  • Подтип - Позвоночные
  • Класс - Млекопитающие
  • Подкласс - Настоящие звери (Терии)
  • Инфракласс - Плацентарные
  • Отряд - Приматы
  • Подотряд - Высшие приматы
  • Инфраотряд - Узконосые обезьяны
  • Семейство - Гоминиды
  • Род - Люди (Homo)
  • Вид - Человек разумный
  • Подвид - Homo sapiens sapiens

Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:

  • аналогичные пропорции тела;
  • относительно крупный мозг;
  • хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
  • схожее строение ушных раковин;
  • наличие подвижных мясистых губ;
  • аналогичное строение зубов;
  • пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
  • плоские ногти;
  • папиллярные узоры;
  • отсутствие хвоста;
  • отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
  • аппендикс;
  • бинокулярное зрение;
  • сходные заболевания;
  • сходство групп крови;
  • низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
  • социальный образ жизни.

Рис. 1. Внешнее сходство человека и обезьяны.

Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.

Сходства и различия с животными

Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.

Несмотря на то, что человечество - животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Сходство

Отличие

  • Остевой скелет;
  • схожее строение и расположение систем органов;
  • парные сегментарные жаберные щели в глотке;
  • молочные железы;
  • волосяной покров;
  • диафрагма;
  • дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
  • слуховые косточки;
  • ушная раковина;
  • губы;
  • нижнее и верхнее веки с ресницами;
  • многочисленные кожные железы;
  • 7 шейных позвонков;
  • внутриутробное развитие, образование плаценты;
  • эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
  • постоянная температура тела
  • Полное прямохождение;
  • S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
  • сводчатая стопа;
  • хорошо развитая кора головного мозга;
  • подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
  • способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
  • развитая речь;
  • создание социальной, искусственной среды;
  • сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
  • самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)

Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.

На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы - спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты - органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам - аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.

Рис. 3. Гипертрихоз - избыточное оволосение.

Что мы узнали?

По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам - гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 15.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера гласит, что в эмбриональном развитии организма происходит краткое и быстрое повторение филогенетических стадий формирования вида, к которому данная особь относится. Таким образом, изучение стадий эмбриогенеза позволяет нам проследить историю возникновения и определить систематическое положение нашего вида.

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые : это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные шели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу Позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильноразвитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса Плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение, как правило, одного детеныша определяют положение человека в отряде Приматов.

Более частные признаки - редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основные группы крови (А, В , 0, АВ), развитие мимической мускулатуры и ряд других - позволяют отнести человека к подотряду Человекообразных обезьян. Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эволюции позвоночных.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до пяти лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих , отряде Приматов , подотряде Человекоподобных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильноразвитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой и объемистый мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180°, и некоторые другие. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.

Опорные точки

  • Наблюдения за эмбриональным развитием человека показывают его родство с примитивными хордовыми животными, рыбами, амфибиями.
  • Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают множество сходных черт у человека с другими представителями класса Млекопитающих.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.
  • 2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.
  • 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
  • 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

Вид Homo sapiens (Человек разумный) от-носится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу По-звоночные, отряду Приматы, подотряду Чело-векоподобные (антропоиды), секции Узконо-сые обезьяны, семейству Гоминиды. В семей-ство Гоминиды входит только один род Homo, а в этот род — только один вид Homo sapiens. Кроме подотряда антропоидов, к приматам от-носят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

Человека можно отнести к классу Млеко-питающие по следующим признакам:

  • семь шейных позвонков;
  • волосяной покров, потовые и сальные же-лезы кожи;
  • хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
  • диафрагма и альвеолярные легкие;
  • ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
  • одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
  • теплокровность;
  • молочные железы, забота о потомстве.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

Человека с человекообразными обезьяна-ми (понгидами) роднят большая величина те-ла, отсутствие хвоста и защечных мешков, хо-рошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще.

Кроме того, общими у людей и человекообраз-ных обезьян являются группы крови и ре-зус-фактор, различные заболевания, длитель-ный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе сов-падает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Человека отличает от человекообразных обезьян целый ряд признаков:

  • настоящее прямохождение и, как следст-вие, развитие длинных и мощных ног, сводча-той стопы, широкого таза, S-образного позво-ночника;
  • гибкая кисть и чрезвычайно подвижные пальцы;
  • сложно устроенный головной мозг объ-емом около 1350 см 3 (у гориллы — 400 см 3);
  • развитые структуры гортани, которые обеспечивают способность к членораздельной речи;
  • наличие сознания, речи, сложного абст-рактного мышления, способности к общест-венному труду. Материал с сайта

Вопрос 5. Какое значение в антропогенезе име-ло увеличение объема мозга?

Увеличение размера и усложнение структу-ры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Так-же они способствовали возникновению абст-рактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспе-чивают тончайший анализ зрительной и слу-ховой информации, что позволяет нам воспри-нимать и понимать мимику и речь. Двигатель-ные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку до-стичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему человек относится к подцарству многоклеточные
  • укажите признаки,относящие человека к млекопитающим
  • систематическое положение человека в животном мире
  • основные этапы развития жизни на земле
  • Охарактеризовать положение человека в системе животного мира