Ссср, комитет государственной безопасности: история спецслужбы

Спецслужбы ведущих стран мира и бывшего СССР

В этой главе мы рассмотрим структуру современных разведывательных служб Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции, Германии, Канады и Израиля. Но для начала мы ознакомимся с принципами организации двух спецслужб бывшего СССР, оказавших колоссальное влияние на ход мировой истории в XX веке, - КГБ и ГРУ. Конечно, политические цели и задачи этих служб существенно отличались от текущих политических целей и задач спецслужб, организованных в государствах бывшего СССР. Однако изучение структуры и принципов работы КГБ и ГРУ в сравнении со структурой и принципами работы спецслужб ведущих государств мира позволяет отделить частное от общего. Таким образом, анализ данной информации облегчает понимание принципов развития спецслужб, которыми должно руководствоваться демократическое государство

В СССР были две мощные спецслужбы, сегодня хорошо известные не только специалистам в области разведки, но и широким кругам населения, - Комитет государственной безопасности (КГБ) и Главное разведывательное управление (ГРУ). Причем если в годы существования СССР о деятельности КГБ не знали лишь, пожалуй, воспитанники детских дошкольных учреждений, то деятельность ГРУ стала освещаться в открытой печати лишь после распада Советского Союза. Объясняется это тем, что работа КГБ была направлена на обеспечение безопасности существующего строя, поэтому она пронизывала все советское общество. Основной же задачей ГРУ были сбор информации о подготовке вероятного противника к войне и разведывательное обеспечению ВС СССР в ходе боевых действий. Таким образом, работа ГРУ была направлена, в основном, на внешнего противника. Внутренний же противник интересовал ГРУ только с точки зрения сокрытия даже самого факта существования своих структур и ведения ими какойлибо деятельности от находящихся на территории СССР агентов и информаторов вероятного противника, а также с точки зрения возможности добывания информации от иностранцев, находящихся на территории СССР.

Советские спецслужбы 53

КГБ СССР

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР - это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

1-е Главное управление - внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

2-е Главное управление - внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

8-е Главное управление - разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

3-е управление - контрразведка в Вооруженных Силах;

4-е управление - охрана и внутренняя безопасность посольств;

5-е управление - защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

6-е управление - вопросы экономической безопасности;

7-е управление - наружное наблюдение;

15-е управление - охрана государственных объектов;

16-е управление - радиоперехват и электронная разведка;

управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодкахибереговыхбазах.

54 Глава 3. Спецслужбы ведущих стран мира и бывшего СССР

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.

1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Советские спецслужбы 55

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

56 Глава 3. Спецслужбы ведущих стран мира и бывшего СССР

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресуhttp://www.fsb.ru . При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только

в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и тех-

Предательство командующего 2-й ударной армии Андрея Власова было одним из самых неприятных эпизодов Великой Отечественной войны. Генерал, занявший антисоветскую позицию, рассматривался в Кремле как серьезная опасность. За годы войны советские спецслужбы неоднократно предпринимали попытки его ликвидировать.

Ворон

Власов попал в плен к немцам 12 июля 1942 года. Будучи в заключении он согласился возглавить Комитет освобождения народов России (КОНР) и его боевое крыло – Русскую освободительную армию (РОА). Генерал ездил по местам, где содержались советские военнопленные, и призывал их следовать его примеру.

В Москве больше опасались не армии, которую может сколотить предатель, а ту угрозу, которую он несет в морально-политическом плане. Антисоветская пропаганда Власова расценивалась Кремлем как подрыв устойчивости фронта и тыла.

Перебежчика решено было найти и уничтожить. Чекисты дали Власову псевдоним Ворон. По их замыслу физическое устранение бывшего командующего 2-й ударной армии должно было поспособствовать деморализации его сторонников и в целом нанести существенный удар по структурам коллаборационистов.

Вербовка Жиленкова

На первых порах чекисты взялись за разработку ближайшего окружения генерала. Контрразведка "Смерш" смогла выйти на бригадного комиссара Георгия Жиленкова, отвечавшего у Власова за антисоветскую агитацию. Жиленкова решили склонить к сотрудничеству и привлечь к операции по устранению Ворона. С этой целью в район Пскова была заброшена оперативная группа под командованием майора Льва Корчагина.

Последний имел при себе письмо от супруги бригадного комиссара, которая проживала в Москве. С его помощью чекисты намеревались шантажировать власовца, намекая на то, что от его выбора будет зависеть судьба его семьи.

Несмотря на то что разработка Жиленкова велась целый год, операция закончилась неудачей. В пользу этого говорит тот факт, что «личного пропагандиста» Власова заочно приговорили к смертной казни лишь в апреле 1944 года, тогда как его начальника – годом раньше.

Агентурная сеть

Весной 1943 года сотрудники Смерш начали организовывать целую агентурную сеть в городах, где был замечен Власов. Так, в Смоленске оперативная спецгруппа насчитывала 22 человека, среди них агенты, в совершенстве владевшие немецким языком.

Крупная сеть была создана в Белоруссии. В Минске действовали четыре оперативные группы общей численностью 37 человек, в Западной Белоруссии работали несколько групп – всего 55 человек.

Перед ними была поставлена задача не только собирать все сведения о передвижении Власова и его ближайших соратников, но и изучать условия их быта, подмечая, например, такие моменты, как количество охраняющих их военных. К лету 1943 года за Вороном уже охотились более 200 высокопрофессиональных чекистов.

Взорвать предателя

Попытки взорвать генерала предпринимались неоднократно. В мае 1943 разведчики Западного фронта под командованием майора Александра Одинцова получили информацию, что со дня на день ожидается прибытие Власова в особняк на Первомайской улице в Могилеве. В здании были заложены магнитные мины. Однако Ворон там так и не появился.

Тогда же намечалась ликвидация предателя во время его визита в Русский народный театр Смоленска, где он должен был вместе с бургомистром города выступать перед местной интеллигенцией. Но к моменту, когда партизаны прибыли в город, Власов уже успел его покинуть.

За Вороном советские спецслужбы гонялись не только по оккупированной территории СССР, но и по европейским странам, даже по Германии. В Берлин был заброшен майор С. Капустин, представившийся одному из ближайших соратников Власова - генерал-майору Василию Малышкину - как перебежчик. Капустин должен был войти в доверие к руководящему составу КОНР и уничтожить его главу. Крайний срок – до конца 1943 года. Но Капустин был раскрыт и расстрелян немцами.

Миссия комбрига Богданова

В июле 1943 года советские спецслужбы вышли на комбрига Михаила Богданова, который сотрудничал с немцами с осени 1941 года. Перед ним была поставлена амбициозная задача не только убить Власова, но и не вызвать к себе никаких подозрений, чтобы потом занять должность командующего РОА. Для своей миссии Богданов получил яд, но не использовал его, объяснив тем, что не имел доступ к кухне.

По мнению ряда историков, комбриг не смог пойти на убийство Власова, которого знал по совместной службе более 20 лет. Позже Богданов был обвинен судом в невыполнении боевого приказа и приговорен к смертной казни.

Ворон в клетке

До конца войны советским спецслужбам так и не удалось избавиться от Власова. После разоружения РОА в мае 1945 года генерал пытался укрыться в зоне оккупации союзных войск. Однако во время следования в город Пльзень в Чехословакии, где находился штаб 3-й американской армии, Власов был схвачен советскими военными, а затем доставлен в Москву.

Предатель прекрасно понимал, что его ждет, поэтому на судебном процессе пытался взять всю вину на себя. В конце июля 1946 года Политбюро ЦК партии приняло решение о казни Власова и его подельников. 1 августа генерал был повешен вместе со своими сторонниками. Их тела кремировали, а прах развеяли в безымянном овраге Донского монастыря.

Итак, к февралю 1917 г. в России сложилась достаточно широкая система специальных служб, включавшая в себя охранные отделения Департамента полиции и жандармский корпус, военную разведку и контрразведку Генерального штаба. Была сформирована обширная агентурная сеть, накоплен опыт оперативной деятельности.

В ходе революции 1917 года были упразднены Департамент полиции, жандармский корпус и их подразделения на местах. Молодое государство нуждалось в действенном органе по борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. Таким органом стал Военно-революционный комитет (ВРК), созданный Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г. ВРК стал главным оперативным органом ВЦИК и СНК по борьбе с преступностью и антигосударственными выступлениями.

22 ноября 1917 г. Декретом о суде были образованы революционные трибуналы и особые следственные комиссии при них. Эти комиссии осуществляли следственные, судебные и административные функции. Однако послереволюционная обстановка требовала не только расследовать уже совершенные преступления, но и выявлять готовящиеся. Для этих целей 7 декабря 1917 г. был создан специальный орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) 2 . Председателем этой комиссии был назначен Ф.Э. Дзержинский. С образованием ВЧК Военно-революционный комитет был упразднен.

На первом этапе своего существования вся деятельность новой спецслужбы была направлена на борьбу с политическими преступлениями. Осложнение в 1918 г. политической обстановки в стране усилило позиции ВЧК.

Руководство государства поставило перед ВЧК задачу выявления и ликвидации подрывной и разведывательной деятельности зарубежных спецслужб. Для решения этой задачи был разработан и проведен в жизнь ряд операций, позволивших выявить и уничтожить основную часть вражеской агентуры.

Необходимость содержания мощного репрессивного аппарата начала ослабевать лишь к осени 1921 г., когда политический террор был в основном ликвидирован.6 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет в соответствии с которым ВЧК и ее местные органы упразднялись, а основные задачи спецслужбы были возложены на Народный комиссариат внутренних дел, для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ). Надзор за деятельностью ГПУ поручался прокуратуре.

С созданием СССР было принято новое положение, регулирующее работу органов государственной безопасности. Было образовано общесоюзное ведомство - Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. ОГПУ вменялось в обязанность расследование и рассмотрение дел о контрреволюции. На местах были созданы специальные отделы ГПУ, подчинявшиеся центральному органу.

Полномочия ОГПУ были существенно расширены в связи с созданием в 1925 г. рядом стран военного союза против СССР.9 июня 1927 г. Президиум ЦИК предоставил ОГПУ право рассмотрения во внесудебном порядке дел на белогвардейцев, шпионов, бандитов вплоть до применения к ним высшей меры наказания. В этот же период были укреплены органы контрразведки и приняты меры по усилению борьбы с контрабандой и улучшению охраны границ.

Очередная реорганизация спецслужб была проведена в 1934 г., когда Постановлением ЦИК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), включивший ОГПУ как одно из структурных подразделений. Кроме ОГПУ, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в состав НКВД вошли также подразделения внешней разведки, контрразведки, секретно-политическое управление, транспортное, милицейское и ряд других управлений, вплоть до строительных. В составе центральных органов СССР появился комиссариат, который сосредоточил в своих руках огромные административно-политические полномочия, имел пограничные и внутренние войска, а также военизированный состав центральных и местных органов.

Первоначальным замыслом реорганизации спецслужбы было создание мощной, действующей в соответствии с законом, структуры, обеспечивающей безопасность государства. Однако эти намерения свелись в итоге к созданию всесильного репрессивного аппарата государства, что было законодательно подкреплено постановлением ЦИК от 1 декабря 1934 г (Поводом для принятия этого постановления послужило убийство С.М. Кирова). Постановление предписывало следственным органам вести все дела о государственных преступлениях ускоренным порядком. Кроме того, органам НКВД давалось право немедленно приводить в исполнение приговоры к высшей мере наказания, а судебным органам запрещалось принимать к рассмотрению ходатайства о помиловании. В 1935 г. в составе НКВД были дополнительно созданы "тройки", в компетенцию которых входило право принятия решений о заключении, ссылке или высылке неблагонадежных граждан в лагеря сроком до 5 лет. Эти "тройки" были ликвидированы в 1938 г.

Создание такой мощной структуры привело к неограниченным полномочиям последней и, как следствие, к массовым нарушениям законности. Это в полной мере проявилось в 1937-1938 г., когда репрессиям подверглись тысячи граждан, в том числе партийных и государственных деятелей.

Накануне Великой отечественной войны, в феврале 1941 г., была проведена очередная реорганизация силовых ведомств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля НКВД был разделен на два наркомата - внутренних дел и государственной безопасности СССР. На местах были созданы наркоматы (республик) и управления госбезопасности. Таким образом, спецслужба вновь обрела самостоятельность.

Во время войны органы государственной безопасности вели большую работу но борьбе с фашистскими захватчиками. Разведка и контрразведка организовывали и активно использовали оперативно-боевые и разведывательно-диверсионные группы, руководили партизанским движением на оккупированных территориях, вылавливали диверсантов в тылу. Основной задачей советских спецслужб на фронтах было ограждение войсковых структур от проникновения вражеских шпионов, диверсантов и террористов, сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования.

Для ведения борьбы с диверсантами в действующей армии, обеспечения непроницаемости линии фронта вражеской агентурой в 1943 г. было создано новое подразделение спецслужб - Главное управление контрразведки "Смерш", которое было передано из НКВД в ведение Наркомата обороны СССР.

После победы в войне переход к мирной жизни потребовал внесения изменений в организацию деятельности спецслужб, а также реорганизацию структуры данного ведомства.

В марте 1946 г. решением партии и правительства было создано Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР, в задачи которого входило получение информации о политических планах руководства государств, ведущих разведывательно-подрывную деятельность против СССР, о работе их спецслужб, а также о военно-экономическом потенциале. Кроме того, на МГБ возлагалось ведение контрразведывательной работы.

13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР при Совете Министров был создан новый орган - Комитет государственной безопасности (КГБ), который имел в своем составе разведку и контрразведку, управления по обеспечению безопасности транспорта и связи, по защите конституционного строя, по борьбе в организованной преступностью, по обеспечению охраны высшего руководства государства и ряд других подразделений. Сосредоточение всех функций спецслужб в одном лице обеспечивало КГБ СССР оперативное использование всех средств и методов работы по обеспечению безопасности государства.

КГБ СССР просуществовал до 1991 г., когда в связи с распадом СССР данная структура подверглась очередной реорганизации и некогда монолитное ведомство распалось на пять самостоятельных служб: разведку, контрразведку, правительственную связь, государственную охрану и пограничную службу.

В конце сентября 1990 г. делегация под руководством министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина привезла из Оттавы известие о приеме страны в Интерпол. В состав делегации входил будущий создатель НЦБ генерал-полковник В.П. Трушин.

В обращении на имя Генерального секретаря Интерпола Р.Э. Кеидалла говорилось:

"В настоящее время Советский Союз, как и многие другие страны, выражает серьезную озабоченность ростом преступности в мире, особенно транснациональной. Советская сторона неоднократно подчеркивала свое стремление активно участвовать в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Мы считаем, что в современных условиях эффективность борьбы с международной преступностью, особенно с организованными ее формами, включая терроризм и наркобизнес, во многом зависит от степени взаимодействия между национальными органами уголовной полиции (милиции) всех стран...

В Советском союзе в 1989 году уровень преступности на 100 тыс. населения составил 862. Транснациональная преступность пока не оказывает сколь-нибудь существенного влияния на криминогенную ситуацию в стране, но с расширением международных контактов не исключается возможность усиления такого влияния.

Это является еще одним аргументом в пользу нашего обращения о вступлении в Интерпол" Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью м.: 2003.- с.96.

Днем образования московского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г. В качестве правопреемника бывшего СССР Россия стала членом МОУП-Интерпола в 1993 году.

В первые месяцы становления отечественной службы Интерпола была проделана огромная работа по определению идеологии в основных направлений деятельности новой службы. Был учтен опыт национальных Центральных бюро Интерпола многих стран. И уже с 1 января 1991 года НЦБ начало работу с зарубежными коллегами по обмену информацией и исполнению запросов иностранных полицейских организаций.

Работа эта начиналась в непривычной обстановке. Предстояло обеспечивать взаимодействие органов внутренних дел тогда еще Советского Союза с полицией многих стран, работавшей по другим законам, на совершенно другом уровне технической оснащенности, а также с организацией, чья штаб-квартира только что переехала из Парижа в Лион, в суперсовременный комплекс, оснащенный по последнему слову техники.

Первые месяцы работы НЦБ позволили накопить некоторый опыт, оценить его и на этой основе уже к концу 1991 года создать службу в основном в том виде, в котором она существует и поныне.


"

  • ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ — первый в России самостоятельный государственный орган, ведавший всеми вопросами международных отношений. Он был создан Иваном IV в 1549 году. До создания Посольского приказа дипломатические документы хранились вместе с царской казной. В тот период различий между дипломатической и разведывательной деятельностью практически не существовало. Дипломат, как правило, выполнял и функции разведчика.

  • ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ — особая канцелярия, созданная в 1654 году царем Алексеем Михайловичем. Эта спецслужба начала работать параллельно с Посольским приказом. Она взяла на себя все разведывательные функции. Таким образом, впервые было предпринято структурное разделение дипломатии и разведки. В регулярную практику секретной переписки вводятся секретные шифры. Упразднен в 1676 году.

  • ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИКАЗ — организация, созданная Петром I для борьбы с внутренними врагами государства (контрразведка). В период между ликвидацией в 1572 году опричнины и созданием в 1697 году Преображенского приказа в России не существовало централизованной службы «тайной полиции». Приказ просуществовал тридцать лет, ликвидирован в 1699 году.

  • ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ — создана в 1718 году. В системе государственного управления она выполняла функции политического расследования (сыска). Созданная для ведения следствия по делу царевича Алексея Петром I , она находилась под личным контролем царя, который сам нередко принимал участие в ее работе. Отделение канцелярии располагалось в Петербурге в Петропавловской крепости. Ее отделение также работало в Москве. В 1826 году Тайная канцелярия была ликвидирована. На ее месте была создана Канцелярия тайных розыскных дел.

  • ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ — создана была при Сенате в 1762 году. В нее перешли все контрразведывательные функции. Для борьбы с иностранными агентами экспедиция ввела и стала эффективно использовать институт осведомителей за рубежом. Через них, «конфидентов», российские спецслужбы получали данные как на шпионов, засланных в Россию, так и на завербованных ими сотрудников из числа российских подданных.

  • ОСОБЫЙ КОМИТЕТ. Тайная экспедиция прекратила свое существование с приходом на престол Александра I. Ее функции были переданы Первому и Пятому департаментам Сената. Но начавшиеся наполеоновские войны потребовали пересмотра всей системы разведывательной и контрразведывательной работы. В январе 1807 года создается Особый комитет для рассмотрения дел по преступлениям, «клонящимся к нарушению общего спокойствия» (в документах встречается и другое название этого органа: «Комитет охранения общей безопасности»). Комитет просуществовал до 1829 года.

  • ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ МИНИСТЕРСТВА ПОЛИЦИИ . Эта канцелярия действовала параллельно с Особым комитетом как орган политического розыска. Ей предписывалось ведать «делами по ведомству иностранцев и заграничным паспортам», «цензурной ревизией» и «делами особыми» — борьба со шпионажем. Прекратила существование как самостоятельный орган в 1819 году (переведена в Министерство внутренних дел).

  • КОЛЛЕГИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ — один из органов государственного управления. Создана наряду с другими, заменившими приказы в 1717-1721 годах Петром I. По сенатскому указу от 31 августа 1719 года коллегии вменялось в обязанность вести регистрацию всех иностранцев, приезжающих в Российскую империю, а также выдача паспортов гражданам России, отъезжающим за границу для дипломатической, торговой работы, учебы. Коллегия постоянно собирала все сведения об иностранцах. В июне 1718 года ей вменялось в обязанность тайное прочтение (перлюстрация) всех писем, поступающих из-за границы.

  • III ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ . Создано в июле 1826 года на основе Особенной канцелярии Николаем I. Возглавил ее А. Х. Бенкендорф. Оно было задумано как «высшая полиция» и, в отличие от бывших розыскных органов, имело широко разветвленную сеть территориальных органов в виде жандармских подразделений. На III Отделение возлагались разноплановые задачи - организация политического розыска, проведение следствия по делам о государственных преступлениях; наблюдение за антиправительственными организациями и отдельными общественными деятелями; высылка и ссылка «людей подозрительных», надзор за ними; борьба с антицерковной деятельностью раскольников и сектантов, с крестьянскими выступлениями; фальшивомошенничеством; должностными и другими крупными уголовными преступлениями. Отделение должно было осуществлять надзор за иностранцами, сбор сведений об усовершенствованиях и изобретениях, цензуру периодических изданий и печати. В структуре отделения было пять экспедиций (отделов) и два секретных архива. Делами контрразведки занимались частично первая и третья экспедиции, последняя вела надзор за иностранцами. Упразднено в августе 1880 года.

  • КОРПУС ЖАНДАРМОВ. Эта структура (спецподразделение) была создана в апреле 1827 года по императорскому указу. (Впоследствии он имел название Отдельный корпус жандармов.) Со временем жандармские части превратились в исполнительные органы III Отделения. Согласно положению, принятому в 1836 году, вся страна была разделена на жандармские округа (позже там были созданы губернские жандармские управления), которые возглавляли жандармские генералы.

  • ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИЦИИ. Подразделение реорганизованного МВД, куда вошло и прошлое III Отделение, стало называться с 1883 года Департаментом государственной полиции. Он занимался всеми теми же вопросами, за исключением контрразведки, которая вошла одним из главных подразделений Главного штаба русской армии.

  • «ОХРАНКА» — русская тайная полиция времен императорской России. Основана еще в эпоху Петра I. Сам термин «охранка» получил распространение в начале 80-х годов XIX века. Сотрудниками «охранки» (политическая полиция) называли жандармов, подготовленных соответствующим образом к расследованиям политических преступлений. Внешней разведкой «охранка» практически не занималась. Она вела лишь слежку за политической эмиграцией. Действовала «охранка» на протяжении тридцати шести лет.

  • ВОЕННЫЙ АГЕНТ. Институт военных агентов был учрежден в 1810 году. Тогда по указанию военного министра России М. Б. Барклая-де-Толли за границу в российские посольства были направлены первые постоянные военные представители. Основной их задачей являлось ведение агентурной, разведывательной работы. Добыча важных секретных сведений была поставлена на профессиональную основу. Внешняя разведка структурно оформляется в военном ведомстве. Одновременно вопросы внешней разведки также остаются прерогативой Министерства иностранных дел.

  • ВОЕННО-УЧЕНЫЙ КОМИТЕТ. Образованный в 1812 году при Главном штабе русской армии, он непосредственно отвечал за борьбу со шпионажем. Просуществовал до начала XX века. Данный комитет непосредственной розыскной работой не занимался. Его роль заключалась в основном в сборе и учете информации. Комитет впервые стал активно использовать институт «военных агентов» (атташе) для ведения разведки при посольствах Российской империи в странах Европы. Официально существовал до 1864 года.

  • ГЕНЕРАЛ-КВАРТИРМЕЙСТЕРСКАЯ СЛУЖБА. Впервые в России о квартирмейстерских чинах упоминается в Уставе 1698 года. Тогда им были введены полковые квартирмейстеры (сотрудники специальной службы). В 1701 году Петр I утвердил должность генерал-квартирмейстера. Эту должность занял князь А. Ф. Шаховской. Но лишь в 1716 году разведывательная работа приобретает правовую основу. В новом петровском воинском уставе разведка подчиняется генерал-квартирмейстерской службе. При учреждении Екатериной II в 1763 году Генерального штаба в его состав, как одно из важных подразделений, вошла генерал-квартирмейстерская служба. Генерал-квартирмейстер - лицо, заведующее офицерами Генерального штаба и специальною службою. В 1810 году военный министр М. Б. Барклай-де-Толли впервые вводит в практику институт военных агентов в посольствах Российской империи в ряде европейских стран. В обязанности военных агентов входило ведение агентурной и разведывательной работы. Таким образом, сбор секретной военно-политической информации за рубежом ставится на профессиональную основу. Одновременно внешнюю разведку продолжает вести, правда на уровне разовых ответственных поручений, Министерство иностранных дел. В 1856 году Александр II утверждает первую в истории российской разведки Инструкцию о работе военных агентов. Функции внешней разведки все больше становятся основополагающими в работе военного ведомства. Главную роль здесь сыграло поражение России в Крымской войне. В 1865 году должность генерал-квартирмейстера была упразднена. Корпус офицеров спецслужбы Генерального штаба был в то время непосредственно подчинен начальнику Главного штаба. С 1892 года должность генерал-квартирмейстера снова введена, но только в ряде военных округов, а с 1890 года и в Главном штабе. В его функции входила подготовительная работа по ведению военных действий и обороне государства. В 1905 году военная ситуация повторилась (Крымская война - русско-японская война). Это привело к новой реорганизации всей разведывательной и контрразведывательной работы российских спецслужб. В дальнейшем вся подготовка профессиональных разведчиков возлагается на Генеральный штаб, который вводит в свою программу специальный курс тайной разведки. В канун Первой мировой войны 1914-1917 годов в российской разведке были проведены существенные преобразования. Из состава Главного штаба было выделено Главное управление (ГУ) Генерального штаба (ГШ). В нем и было сосредоточено руководство военной разведкой. Конкретно же руководил разведкой с 1910 года отдел генерал-квартирмейстера (ОГЕНКВАР) Главного управления Генерального штаба. С началом войны в действующую армию была переведена значительная часть офицеров ОГЕНКВАРа. В ходе боевых действий организация разведки совершенствовалась с учетом приобретаемого опыта. К началу 1917 года агентурная сеть военной разведки четко разделилась с учетом выполняемых задач. Сформировавшись как действенный инструмент государственного и военного механизма, русская разведка у концу лета того же года не смогла полностью реализовать своих возможностей. Наступавшая новая эпоха требовала изменения всей системы разведки и контрразведки. Старое правительство уже ничего не могло сделать, новое еще должно было родиться.
    * * *

  • ЧК — Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Советская организация, отвечающая за государственную безопасность с 1917 по 1922 год, затем была переименована в ВЧК (Всероссийскую чрезвычайную комиссию), а с 1923 года — в ГПУ. Образована по указу В. И. Ленина, она выполняла милицейские и разведывательные функции. Возглавил ее Ф. Э. Дзержинский. Сначала в ней работало двадцать три человека, а к середине 1921 года она насчитывала тридцать одну тысячу человек, около ста сорока тысяч солдат внутренних войск и более девяноста тысяч пограничников. При ЧК-ВЧК были созданы Иностранный отдел (внешняя разведка), также Особый отдел для ведения контрразведывательной работы и обеспечения партийно-политического контроля в рядах советских вооруженных сил.

  • ОГПУ — Объединенное главное политическое управление. Было создано в 1922 году и проработало до 1934 года при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР. Предназначалось для охраны государственной безопасности. Руководило работой ГПУ союзных республик. Включено в НКВД и переименовано в Главное управление госбезопасности. В нем был создан Контрразведывательный отдел (выделен из состава Особого отдела). Разработанная КРО система мер предупреждения и пресечения подрывной детельности иностранных разведок на территории и вне границ СССР сохраняла свое значение на протяжении многих дясятилетий. В 30-х годах ОГПУ все чаще стало привлекаться к решению внутренних и чаще всего политических задач, совершенно не свойственных разведке и контрразведке. Оно, по сути, превратилось в карательный орган, осуществляя, как следствие, расширение внесудебных полномочий органов безопасности.

  • ИНО — Иностранный отдел (внешняя разведка) ЧК-ВЧК-ГПУ-ОГПУ. Образован 20 декабря 1920 года. В его обязанности сначала входила работа против деятелей контрреволюции, эмигрировавших из Советской России. Среди первых крупных операций были «Трест» и «Синдикат». Позже отдел стал готовить и засылать своих агентов за рубеж с целью ведения политической, военной, научно-технической и экономической разведки.

  • НКВД — Народный комиссариат внутренних дел СССР (включал органы госбезопасности в 1922-1923 и 1934-1943 годах). Отвечал за обеспечение внутренней безопасности государства и ведение внешней разведки.

  • ГУГБ — Главное управление государственной безопасности — служба безопасности, входившая в НКВД в 1934-1943 годах.

  • ПГУ — Первое главное управление (внешняя разведка) КГБ СССР.

  • КГБ — Комитет государственной безопасности. Одна из мощнейших в мире организаций по обеспечению государственной безопасности. КГБ было создано в марте 1954 года на базе существовавшего Министерства госбезопасности. Работало оно до октября 1991 года. Структура его выглядела следующим образом: Первое главное управление — внешняя разведка и контрразведка, «активные мероприятия», анализ поступающей из резидентур информации; Второе главное управление — внутренняя контрразведка, борьба со шпионажем и с подрывными действиями, промышленная безопасность; Третье главное управление — контрразведка в советских вооруженных силах (военная контрразведка), ОО (особые отделы); Четвертое управление — политический розыск, вело работу по розыску политических преступников и изменников родины, в дальнейшем занималось охраной и внутренней безопасностью посольств и консульств, осуществляло контрразведку на транспорте; Пятое управление — борьба с антисоветской деятельностью (работа во всех идеологических организациях, с диссидентами); Шестое управление — контрразведка на всех видах транспорта (занималось антидиверсионной деятельностью, предотвращением опасных ситуаций и т. д., впоследствии занималось защитой госсекретов в экономике); Седьмое управление — служба наружного наблюдения (оперативный поиск); Восьмое главное управление — шифровальное и дешифровальное, работало по прямому назначению; Девятое управление — обеспечение охраны руководства страны и секретных объектов, Кремлевский полк; Десятое управление - учетно-архивное; Главное управление пограничных войск; Управление правительственной связи; Инспекторское управление — осуществляло проверку деятельности подразделений КГБ в центре и на местах; Следственная часть по особо важным делам (на правах управления); Управление хозяйственной службы. Кроме перечисленных главков и управлений в составе комитета существовали десять самостоятельных отделов, затем добавилось еще два. КГБ прекратил свое существование накануне распада Советского Союза (декабрь 1991 года). Функции его в дальнейшем выполняли Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности.

  • «СМЕРШ» — «Смерть шпионам» (советская военная контрразведка, действовала с 1943 по 1946 год). В «Смерш» имелось пять управлений. Первое управление - представительство «Смерш» для суда над подозреваемыми во всех частях и соединениях Красной Армии, вплоть до батальонов и рот. Вели наблюдение за личным составом, руководили информаторами. Второе управление - операции, связь с НКВД, НКГБ, спецчасти для охраны штабов и высшего командного состава (по роте - на армию, батальону - для фронта). Третье управление - получение, хранение и распространение разведданных. Четвертое управление - дознание и расследование в отношении военнослужащих, подозреваемых в измене и других антигосударственных действиях. Пятое управление - военные «тройки» из сотрудников «Смерш».

  • ГРУ — Главное разведывательное управление Генштаба Советской Армии (военная разведка), с 1992 года - Российской Армии, известное как Четвертое управление Генерального штаба и «ВЧ № 44388». Образованное в 1918 году, оно первоначально называлось Регистрационным управлением Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГРУ стало называться с 1942 года). В настоящее время, по сведениям «Энциклопедии шпионажа» (М.: Крон-Пресс, 1999), в ГРУ работает восемнадцать управлений.

  • КИ — Комитет информации при Совете Министров СССР. Существовал непродолжительное время (октябрь 1947 — июль 1948 года). Вобрал в себя функции внешней разведки, военной разведки. Возглавлял Комитет информации В. М. Молотов (Скрябин). Осуществлял военную и политическую разведку за рубежом; операции против всех зарубежных антисоветских организаций; контрразведку в советских посольствах, торговых представительствах; разведывательные операции в странах Народной демократии. Через год после создания занимался только лишь сбором внешнеполитической информации. В 1951 году прекратил свое существование.

  • ФСБ — российская Федеральная служба безопасности. Она призвана осуществлять надзор за соблюдением внутренних государственных законов и порядка и за контрразведкой. Первоначально она называлась Федеральной службой контрразведки (ФСК). Создана она в октябре 1991 года. В апреле 1995 года была переименована в ФСБ. К службе одновременно перешли функции борьбы с организованной преступностью, бандитизмом, терроризмом, контрабандой товаров и ценностей, коррупцией. В соответствии с принятым новым законом ФСБ получила право на собственную тюремную систему, внедрение своих агентов в иностранные организации и преступные группировки, создание собственных коммерческих структур в интересах своей основной работы. ФСБ имеет также право требовать получения необходимой информации от частных компаний и фирм. ФСБ, кроме всего, отвечает за охрану засекреченных правительственных материалов, обеспечение безопасности в вооруженных силах и других государственных структурах. "

(Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих правительственных учреждений во всероссийском масштабе. Было принято решение создать чрезвычайную комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского .

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс , 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии , железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор .

ГПУ при НКВД РСФСР (1922-1923)

НКГБ - МГБ (1943-1954)

По итогам посещения СССР в 1973 году принцем Филиппом , посол Джон Киллик писал о впечатлении британской стороны о работе КГБ : «На нас не могли не произвести впечатления широкие возможности и полномочия, которыми они пользуются, равно как и та уверенность, с которой они работают, и презрение к простым смертным» .

Разделение КГБ (август 1991 - январь 1992)

Основная статья: Комитет по охране государственной границы СССР

22 октября 1991 года постановлением Государственного Совета СССР № ГС-8 Комитет государственной безопасности СССР был разделён на Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР (ЦСР) и Комитет по охране государственной границы СССР. Чуть ранее (в августе-сентябре) из него также были выделены подразделения правительственной связи (создан Комитет правительственной связи СССР) и правительственной охраны. 3 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачёв подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности», таким образом окончательно закрепив ликвидацию КГБ.

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал ряд указов, в соответствии с которыми Межреспубликанская служба безопасности упразднялась, а её материально-техническая база передавалась создаваемому Министерству безопасности и внутренних дел РСФСР. Однако из-за протеста Верховного Совета РСФСР новое министерство так и не было создано. 24 января 1992 года МСБ была упразднена повторно, её инфраструктура была передана создаваемому Министерству безопасности Российской Федерации (МБР).

24 декабря 1991 года на базе комитетов правительственной связи СССР и РСФСР создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР (ФАПСИ).

26 декабря 1991 года на базе Центральной службы разведки СССР была создана Служба внешней разведки Российской Федерации .

Комитет по охране государственной границы СССР просуществовал до октября 1992 года, однако пограничными войсками руководил только до июня 1992 года. 12 июня 1992 года указом Президента № 620 были созданы Пограничные войска Российской Федерации (в составе Министерства безопасности Российской Федерации).

Органы правительственной охраны после ряда реорганизаций к январю 1992 года были объединены под руководством Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации .

Создание российских органов госбезопасности (май 1991 - январь 1992)

6 мая 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В. А. Крючков подписали протокол об образовании, в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР отдельного Комитета государственной безопасности РСФСР (КГБ РСФСР), имевшего статус республиканского государственного комитета. До осени 1991 года штат комитета составлял несколько человек, однако по мере ликвидации КГБ СССР его полномочия и численность начали расти.

26 ноября 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР (АФБ РСФСР).

19 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» (МБВД). При этом упразднялись Министерство внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел РСФСР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности. 14 января 1992 года Конституционный суд РФ признал этот указ не соответствующим Конституции РСФСР, и 15 января 1992 года Б. Н. Ельцин его отменил. Соответственно, оказались восстановленными Агентство федеральной безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МБР (1992-1993)

24 января 1992 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации (МБР) на базе Агентства федеральной безопасности Российской Федерации.

ФСК и ФСБ (с 1993)

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал Указ об упразднении МБ РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). ФСК была создана на базе МБР, за исключением следственного аппарата и пограничных войск, выделенных в Федеральную пограничную службу Российской Федерации - главное командование пограничных войск Российской Федерации (создана 30 декабря 1993 года, с 30 декабря 1994 - Федеральная пограничная служба Российской Федерации).

3 апреля 1995 года Борис Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ России). Закон вступил в силу 12 апреля 1995 года. Указом Президента РФ № 633 от 23 июня 1995 г. соответствующие изменения внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти, и переименование было закреплено окончательно.

11 марта 2003 года в ведение ФСБ России были переданы упраздняемые Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Примечания

См. также

Ссылки

  • История создания ФСБ России на официальном сайте ФСБ РФ (содержит фактологические неточности)
  • Сайт «Щит и меч» (содержит документы органов госбезопасности СССР)
  • С. Турченко ОБРАЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЧК-ОГПУ
  • Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934-1941: Справочник / О-во «Мемориал» и др.; Под ред. Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского - М.: Звенья, 1999. - 504 с - ISBN 5-7870-0032-3
  • Структура Центрального аппарата КГБ при СМ СССР (1954-1960).
  • Колпакиди А., Север А. КГБ. - М .: Яуза Эксмо, 2010. - 784 с. - (Энциклопедия спецслужб). - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-37862-3
  • Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1991: Справ. / Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров М.: Международный фонд «Демократия», 2003.