Самоконтроль в процессе занятий физкультурой. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;

определение влияния физических нагрузок (занятий физкуль-турой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

профилактику травматизма на уроках физкультуры, завися-щего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закали-вания и занятий спортом на состояние здоровья студента с ис-пользованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включе-нием тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и био-химические особенности организма в период старения оказыва-ют влияние на его важнейшее свойство -- способность реагиро-вать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной си-стемы, висцеральных органов и др.

Возрастные изменения начинаются с периферических сосу-дов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних ко-нечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффектив-ность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответствен-ных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);

нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способ-ствует развитию склероза сосудов;

возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глю-козы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: ин-сулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.

Исследования показывают, что наиболее выраженным возра-стным изменением протоплазмы клеток (мышц) является сни-жение гидрофильности и водоудерживающей способности бел-ковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возра-стного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м 2 в год.

Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокраще-ний и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения серд-ца -- на 19% . Уменьшение максимального минутного объема кровообраще-ния и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во вре-мя физической нагрузки оно также возрастает в большей степе-ни, чем у молодых.

При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериаль-ное давление, возникает тахикардия и другие изменения, кото-рые существенно лимитируют физическую деятельность.

Кроме того, происходит частичная замена мышечных воло-кон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция лег-ких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тре-нировки задерживают развитие многих симптомов старения, за-медляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и осо-бенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.

Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности -- ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю -- посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных бел-ках, овощах, фруктах) и т.д.

Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражне-ния с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболева-ниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был “бег трусцой”, который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над-костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо-стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом -- ходьбой.

Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.

При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом от-личаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин -- 40--45% . Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института физкультуры кистевая ди-намометрия 36,5 кг, у мужчин -- 60,1 кг; становая, соответ-ственно, -- 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин состав-ляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин -- 18%. И топогра-фия отложения жиров у женщин отличается от мужской.

Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.

У здоровых женщин плечи уже, таз -- шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также раз-личны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583 см 3 , у мужчин -- 760 см 3 . То же различие отмечено и у спортсменов.

Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10--15 см 3 боль-ше, чем у женщин. Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3--0,5 л/мин. Следовательно, в условиях выполнения макси-мальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин суще-ственно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови, но ЧСС в покое у женщин выше, чем у мужчин, на 10-15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания мень-ше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин -- брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500-1500 мл/мин. PWC170 у женщин -- 640 кгм/мин, а у мужчин -- 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.

Все это указывает на более низкие функциональные возмож-ности сердечно- сосудистой системы женщин по сравнению с муж-чинами.

Под влиянием систематических занятий спортом функцио-нальные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так, по данным PWC170, физи-ческая работоспособность у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля) состав-ляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин -- 1630 кгм/мин. Связа-но это с возможностями кардиореспираторной системы.

В связи с более низким основным обменом у женщин на 7-- 10% меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно 99 мл и 120 мл) во время нагруз-ки в положении лежа на спине.

Помимо сказанного выше, при построении учебно-трениро-вочного процесса необходимо учитывать функциональное состоя-ние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В этот период ослабева-ет внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли в по-ясничной области и внизу живота и др. Физическая работо-способность (по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде трени-ровки противопоказаны.

В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить занятия в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствую-щие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нару-шению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных ре-зультатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывала выдающиеся ре-зультаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

С наступлением беременности следует прекратить интенсив-ные тренировки, а заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плава-нием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности (особенно в ран-ние сроки беременности), задержку дыхания, прыжки, подско-ки и др.

В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, мас-саж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные -- снижению или даже прекращению. Через 6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка грудью можно возобновить тре-нировки, но они должны быть умеренными (желательно в цик-лических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на тренажерах.

У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолет-них тренировок в детском возрасте отмечается более позднее на-чало месячных (у 46--64% они начинались в 15--17 лет). Задер-жка менструального цикла объясняется перегрузками в ходе тре-нировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетех-ничным) вхождением в воду прыгуний.

Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, осо-бенно опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, а также детородная функция (характерны выки-дыши), отмечается повышение артериального давления, заболе-вание печени, возникают раковые заболевания, даже со смер-тельным исходом. От применения анаболиков у юных спортсме-нок возникает также опасность остановки роста.

Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.

На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на-блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен-ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве-дены в таблице 1.

Таблица 1

Название группы Медицинская характери-стика группы
1 2 3
1. Основная Лица без отклонения в со-стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи-тельные отклонения в со-стоянии здоровья при дос-таточном физическом раз-витии и физической подго-товленности Занятия по учебной про-грамме физического воспи-тания в полном объёме, за-нятия в одной из спортив-ных секций, участие в со-ревнованиях
2. Подготовитель-ная Лица без отклонения в со-стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи-тельные отклонения в со-стоянии здоровья с недос-таточным физическим раз-витием и недостаточной физической подготовлен-ности Занятия по учебным про-граммам физического вос- питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ-явлением организму по-вышенных требований. До-полнительные занятия для повышения уровня физиче-ской подготовленности и физического развития
1 2 3
3. Специальная Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по-стоянного или временного характера, требующих ог-раничения физических на-грузок, допущенных к вы-полнению учебной произ-водственной работы Занятия по специальным учебным программам

Введение.

Физические упражнения дают человеку чувство бодрости, жизнерадостности, улучшают настроение, что благотворно сказывается на функции центральной нервной системы, которая, в свою очередь, регулирует все жизненные процессы. Люди, страдающие неврозами, начав заниматься физкультурой, отмечают значительное улучшение эмоционального состояния.

Для того чтобы понять, почему занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, необходимо выяснить какое влияние оказывают физические упражнения на различные системы органов человека.

Воздействие физических упражнений
на сердечно-сосудистую систему

В состав сердечно - сосудистой системы входят: кровь, сосуды, сердце. Кровь является одним из важнейших компонентов данной системы, ее значение велико для нашего организма. Она выполняет ряд функций:

1. Питательная.

2. Выделительная

3. Защитная

4. Регуляторная

5. Транспортная.

Сердце - это центральный орган ССС человека, располагается в грудной клетке. Сердце является источником движения крови, насос и мотор в одном органе. Работа сердца состоит из отдельных фаз: сокращение сердца - систола, расслабления – диастола.

Работа сердечной мышцы тесно связана с работой всех остальных мышц: чем больше они «трудятся», тем больше нужно работать и сердцу. Ясно, что, развивая и тренируя свои мышцы во время занятий физическими упражнениями, мы также развиваем и укрепляем сердечную мышцу. Так, учеными установлено, что в покое у людей, не занимающихся физической культурой и спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает 50-60 см 3 крови. У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, в покое при каждом сокращении сердце выбрасывает до 80 см 3 крови.

Нетренированное сердце отвечает на физическую нагрузку резким учащением сокращений, а тренированное (даже при большой физической нагрузке) бьется значительно реже, но зато начинает сильнее сокращаться и полностью обеспечивает усиленную потребность организма в кислороде. Сердце меньше устает, лучше питается, нуждается в меньшем отдыхе.

У тех, кто постоянно занимается физической культурой, сердце легче приспосабливается к новым условиям работы.

Важными показателями, оценивающими состояние ССС, являются ЧСС (частота сердечных сокращений) и АД (артериальное давление).

Пульс является важным, простым и информативным показателем состояния организма. Частота пульса – интегральный показатель сдвигов в организме, он довольно точно представляет уровень физической нагрузки. Для оценки реакции ССС используется проба с 20 приседаниями, ортостатическая проба.

При изменении положения тела с горизонтального до вертикального, изменяются условия циркуляции крови, на которые ССС реагирует учащением пульса, что служит для оценки адаптационной реакции. У обследуемого лежа измеряется ЧСС (уд/мин), после чего он спокойно встает. В первые 15 с после вставания снова измеряется ЧСС. По разнице ЧСС лежа и стоя как раз и судят о состоянии ССС на небольшую нагрузку при изменении положения тела. Так, разница до 10 уд/мин свидетельствует о хорошем физическом состоянии и тренированности, а более 20 уд/мин – о переутомлении и неудовлетворительном состоянии.

Так же используется проба с 20 приседаниями. В состоянии покоя, в положении сидя, подсчитывается пульс в течение 10 с. Затем проделываются 20 приседаний за 30 с. После приседаний в положении сидя подсчитывается пульс в первые 10 с. Учитывается не только ЧСС, но и то, как быстро пульс сможет восстановиться до исходного состояния. Чем быстрее это произойдет, тем лучше состояние ССС.

Физические упражнения и система дыхания

Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие - главный орган дыхательной системы - насыщают эту кровь кислородом.

Физические упражнения увеличивают поступление кислорода
в организм, активизируют функцию дыхания. При вдохе легче осуществляется доставка кислорода из воздуха к легким и далее через кровь ко всем тканям организма, при выдохе удаляются продукты обмена, и в первую очередь углекислота.

Под влиянием физических упражнений увеличивается количество воздуха, вентилируемого легкими. Дыхательные мышцы, которые в значительной мере обусловливают качество вдоха, становятся сильнее, реберные хрящи эластичнее. Увеличивается экскурсия грудной клетки, которая определяется разностью ее окружности на полном вдохе и полном выдохе.

Основные физиологические характеристики дыхания:

1. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанный после максимального вдоха.

2. Мощность вдоха-выдоха.

3. Частота дыхания

4. Легочный газообмен.

Если у людей, не занимающихся физическими упражнениями, экскурсия грудной клетки равняется 4-6 см, то у физкультурников она составляет 8-10 см. Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде и заставляют легкие усиленно работать. Благодаря этому объем легких значительно увеличивается, они могут пропускать большие массы воздуха, что ведет к обогащению крови кислородом. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется специальным прибором - спирометром, который определяет в кубических сантиметрах объем выдыхаемого воздуха после максимального вдоха. Чем больше этот объем, тем лучше развит дыхательный аппарат. У нетренированных людей средняя величина ЖЕЛ равна 3-4 л, у тренированных до 6 л.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком снабжения их кислородом. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья.

У тренированного человека система внешнего дыхания работает более экономично. Так, частота дыхания с 15-18 вдохов в минуту снижается до 8-10, при этом несколько возрастает его глубина.
Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Возрастающая при мышечной активности потребность организма в кислороде «подключает» к решению энергетических задач незадействованные до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения в тканях вступивших в работу органов
и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их.
Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем та, которая аэрирована слабее и потому хуже снабжается кровью. Известно, что в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные очаги. И напротив, повышенная вентиляция легких оказывает целительное действие при некоторых хронических легочных заболеваниях.

Недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию различных болезненных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утомляемость, падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе связаны с недостаточным поступлением кислорода.

Насколько важно повысить использование кислорода, настолько же важно выработать устойчивость организма к гипоксии,
то есть кислородному голоданию тканей. Потому что возникающие при этом неблагоприятные изменения, которые вначале являются обратимыми, затем ведут к заболеваниям. При гипоксии страдает
в первую очередь центральная нервная система: нарушается тонкая координация движений, появляется головная боль, сонливость,
теряется аппетит. Затем снижаются обменные процессы, угнетаются функции внутренних органов. Наступает быстрая утомляемость, слабость, падает работоспособность. Длительное воздействие гипоксии часто приводит к необратимым изменениям в сердце, печени, ускоренному развитию атеросклероза, раннему старению.

Как выработать устойчивость организма к недостатку кислорода? Рецепт прежний - тренировкой. Отличный тренировочный эффект дает продолжительное пребывание в горах на высотах 1500-2500 м,
где содержание кислорода (порциональное давление) в атмосферном воздухе снижено. Одним из способов является дыхательная гимнастика, в которую включаются упражнения с волевой задержкой дыхания. Наилучшим же средством является опять-таки физические нагрузки, которые приводят организм в состояние высокой устойчивости к недостатку кислорода.

Таким образом, физические нагрузки оказывают как бы двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к недостатку кислорода и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют лучшему его усвоению. Работа системы внешнего дыхания становится более экономичной, снижается вероятность заболевания легочными и связанными с недостаточным поступлением кислорода болезнями.

Для определения функциональных возможностей дыхательной системы используются следующие пробы:

Проба Штанге . В положении сидя делается полный вдох и выдох, затем снова вдох и задержка дыхания. Фиксируется время задержки дыхания. При задержки на 60 с и более – оценка для мужчин – «отлично», менее 40 с – «плохо», а у женщин на 10 с меньше. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 с. А спортсмены на 60-90 с и более. Чем лучше человек подготовлен, тем на большее время он может задерживать дыхание.

Проба Генче. Заключается в задержке дыхания после выдоха. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание 25-30 с, спортсмены 60 с и больше. Задержка дыхания 50-60 с расцениваются как отлично, 35 и больше- хорошо, 34-20 – удовлетворительно, 10-19 – плохо, меньше 10 – очень плохо.

1.Введение…………………………………………………………………………… 3

2.Самоконтроль в процессе занятий физической культурой……………………… 4

2.1.Диагностика и врачебный контроль спортсмена ……………………………….. 4

2.2.Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки,

дневник самоконтроля……………………………………………………………… 7

2.3.Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями

и спортом по результатам контроля…………………………………………….. 16

3.Заключение………………………………………………………………………….. 17

4.Список использованной литературы……………………………………………… 18

1.Введение.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Любой человек, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма, что поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.

Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

2 .Самоконтроль в процессе занятий физической культурой

2.1 Диагностика и врачебный контроль спортсмена.

Каждый, кто решил заниматься спортом, должен знать, что одного желания мало, следует четко себе представить и определить, какие физические упражнения и тренировки подходят вам, соответствуют вашему здоровью и уровню физической подготовки. Перед тем как начать самостоятельно заниматься, необходимо пройти диагностику

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

·центральной нервной системы,

·вегетативной нервной системы,

·сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

·нервно-мышечного аппарата,

·внутренней среды,

·физического развития,

·соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, вкоторых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),

·психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:

·врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

·электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

·ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);

·биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

·антропометрические исследования (измерение размеров тела),состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

·ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC 170) и " до отказа";

·предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин(типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности)анаэробного порога и т.п.);

·с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

·моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

·физическое развитие,

·функциональные возможности основных физиологических системорганизма,

·иммунный статус,

·психологический статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

·спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,

·продолжительность занятий,

·успешность в достижении спортивных результатов.

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

·режимом тренировок,

·объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,

·соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,

·календарем и регламентом соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

Занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля. Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

1.выявление противопоказаний к физической тренировке;

2.определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

3.контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:

1.Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2.Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

3.Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4.Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5.Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6.Профилактика спортивного травматизма.

7.Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8.Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9.Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10.Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.

11.Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.

12.Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений. Допуск к организованным занятиям физической культурой осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля. Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль. Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

2.2.Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки,

дневник самоконтроля.

Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно имеет огромное количество исследований показывающих положительное влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Вместе с тем, известны случаи, когда чрезмерные физические нагрузки наносят ущерб здоровью, поэтому очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. При решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Наиболее удобная форма самоконтроля -это ведение дневника самоконтроля (таблица №1).

Таблица №1

Дневник самоконтроля.

Показатели 22 апреля 23 апреля 24 апреля 25 апреля
Самочувствие Хорошее Плохое Удовлетворительное Хорошее
Работоспособность Хорошая Пониженная Удовлетворительное Хорошая
Сон 8 ч,крепкий 6ч,долго не засыпал 7 ч,чуткий 8ч,крепкий
Аппетит Хороший Плохой Умеренный Хороший
С удовольствием Нет желания Безразлично С удовольствием
Характер тренировки и как она переносится 10 мин разминка,15 мин броски по корзине,40 мин двусторонняя игра,тренировка переносится легко Не тренировался 10 мин разминка,15 мин броски по корзине,20 мин тактические варианты,25 мин двусторонняя игра,тренировка переносится удовлетворительно. 10 мин разминка,20 мин кросс в парке,15 мин броски по корзине,15 мин прыжки; тренировка переносится хорошо
Нарушение режима Не было Накануне вечеринка до часу ночи с употреблением вина Не было Не было
Пульс (в покое в мин.) 62 64 63 62
Спирометрия,см 3 4200 4000 4100 4200
Дыхание (в минуту) 16 18 17 16
Масса тела,кг 71,4 72,4 71,8 71,5
Мышечная сила кисти: правой 55 52 53 55
левой 51 48 49 51
Потоотделение Умеренное - Обильное Умеренное
Другие данные - Боль в области кишечника - Немного болели икроножные мышцы

Дневника самоконтроля позволяет выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Он служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой. Для ведения дневника самоконтроля необходима тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (пульс) . Пульс можно подсчитать на лучевой артерии, височной артерии, сонной артерии, в области сердечного толчка. Для этого необходимы секундомер или обычные часы с секундной стрелкой. Пульс здорового нетренированного мужчины в состоянии покоя равен 70-80 ударов в минуту, женщины 75-85 ударов. Любая физическая нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности. Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Состояние сердечнососудистой системы можно контролировать ортостатической и клиностатической пробами. Ортостатическая проба проводится таким образом. Необходимо сосчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через 1 мин, снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.)

Клиностатическая проба- переход из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4-6 ударов в минуту. Более выраженное замедление пульса указывает на повышение тонуса вегетативной нервной системы.

Важным показателем состояния здоровья является артериальное давление до и после нагрузки . В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе повышается на 5-10 мм рт.ст.

Следует указать, что субъективным симптомом повышенного артериального давления служит пульсирующие головные боли, тяжесть в затылке, мелькание перед глазами, шум в ушах, подташнивание. В этих случаях необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо (венгерский врач) предложил высчитывать индекс по формуле

ИК(индекс Кердо)=Д/П,

где Д - минимальное давление, П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечнососудистой системы он становится большим или меньшим единице.

О состоянии нормальной функции сердечнососудистой системы можно судить и по коэффициенту экономизации кровообращения (КЭК),который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле:

Ад макс. -АД мин., умноженное на частоту пульса.

КЭК у здорового человека равен 2600.Увеличение КЭК указывает на затруднение работы сердечнососудистой системы.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания . Нужно помнить, что при выполнении физических упражнений увеличивается потребление кислорода, что связано с вентиляцией легких за счет углубления дыхания или учащения числа дыхательных движений. С первых занятий физическими упражнениями человек должен научиться правильно дышать.

Различают три типа дыхания: грудной, брюшной (или диафрагмальный) и смешанный. Это разделение основано на том, какие мышцы преимущественно принимают участие в дыхании. Тип дыхания может изменяться в зависимости от физической нагрузки, характера тренировки и прочих причин. Правильно дышать- это значит дышать глубоко, ритмично, полной грудью. Однако ритм дыхания может меняться при физической нагрузке в связи с изменениями температуры окружающей среды, эмоциональными переживаниями. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Число их считают, положив ладонь руки на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота (вдох и выдох принимают за одно дыхание). При счете нужно стараться дышать нормально, не изменяя ритма.

Для оперативного контроля над интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания . Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа - ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить.

Так же успешно может использоваться разговорный тест . Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.

Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью водяного, воздушного или портативного спирометров, которые всегда имеются в медицинских пунктах на спортивных сооружениях. Измерение ЖЕЛ желательно повторять несколько раз с интервалом 0.5-1 минута до получения одинакового результата. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5литров, у женщин - 2,5-4 литра. При правильной тренировке величина ЖЕЛ увеличивается, но не очень быстро.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыхание на 60-120 секунд. Переутомился, перетренировался - возможность задержать дыхание резко снижается.

Важное значение в повышение работоспособности вообще и при физической нагрузки в частности имеют уровень физического развития, масса тела, мышечная сила, координация движений возрастом - антропометрические показатели.

С возрастом вес тела увеличивается за счет отложения жира в области живота, груди, шеи, уменьшается общая подвижность. Полнота мешает человеку, его выносливости, здоровью. Известно, что вес тела находится в прямой зависимости от роста, окружности грудной клетки, возраста, пола, профессии, характера питания, особенностей телосложения. Постоянно следить за весом тела при занятиях физической культуры так же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые весоростовые индексы. В практике широко применяется индекс Брока . Нормальный вес тела людей ростом от 155 до 165 равен длине тела в сантиметрах, из которого вычитают цифру 100. Все отклонения в сторону увеличения или уменьшения считаются избытком или недостатком веса. При росте 165-175 вычитается цифра 105,а при росте 175 и выше - 110 см. Можно пользоваться весоростовым индексом сопоставления веса и роста (индекс Кетля ). Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается вес, когда на 1 см роста приходится у мужчин 350-400 г, у женщин 325-375 г.

Излишек веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениями в употреблении углеводов (хлеб, сахар и др.), при избытке веса свыше 10% следует резко сократить прием животного масла и углеводов, полностью исключить мучные и крупяные блюда, картофель, сладости. Следует использовать в рационе фрукты и овощи, принимать пищу 5-6 раз в день небольшими порциями. Масса тела также снижается при ограничениях в пищевом и, особенно, в питьевом режиме.

В спортивной практике для снижения веса широко используются парная баня и сауна. Пользование банями должно быть согласовано с врачом. При этом организм теряет много жидкости, происходит его обезвоживание.

Хорошим регулятором веса является процесс занятия физическими упражнениями. В течение первых 15-30 дней масса тела обычно снижается за счет уменьшения в организме количества жира и воды. В дальнейшем она повышается за счет утолщения мышц, а затем остается на одном уровне.

Форсированное снижение массы тела связано с большим изменением в организме, и если возникает необходимость часто прибегать к этой мере и снижать ее на 3 кг и больше, то эта процедура может причинить явный вред здоровью. Допустимой нормой для снижения массы принято считать 2 кг. Уменьшение массы тела должно проводиться постепенно путем регулирования питьевого и пищевого рациона. Однако это не должно вызывать уменьшение питательности пищевого рациона, или количество белков, витаминов, минеральных солей.

При занятиях физической культурой также важно знать, как реагирует нервно-мышечная система на физические упражнения. Мышцы обладают важными физиологическими свойствами: возбудимостью и сократимостью. Сократимость мышц, а значит и мышечную силу, можно измерить. В практике обычно измеряется сила кисти ручным динамометром и высчитывается так называемый силовой индекс путем деления величины силы (показанный на динамометре)на вес. Средняя величина силы кисти у мужчин равна 70-75% веса, у женщин-50%-60%.

При систематических занятиях физическими упражнениями сила кисти постепенно возрастает.

Сила мышц спины, поясницы, ног - так называемая становая сила - измеряется становым динамометром. Проверять свою силу с помощью динамометра нужно регулярно, лучше через каждые три месяца занятий.

При систематической физической тренировке возрастает не только мышечная сила, но и координация движения. Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью простой методики- выявления максимальной частоты движения кисти (теппинг-тест). Для этого берут лист бумаги, разделенный карандашом на 4 равных квадрата размером 6*10см.

Сидя за столом, по команде начинают с максимальной частотой ставить точки на бумаге в течение 10 секунд. После паузы в 20 секунд руку переносят на следующий квадрат, продолжая выполнять движения с максимальной частотой. После четырехкратного повторения по команде «стоп»работа прекращается. При подсчитывании точек, чтобы не ошибаться, карандаш ведут от точки к точке, не отрывая его от бумаги.

Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы является максимальная частота за первые 10 секунд и ее изменение в течение остальных трех 10-секундных периодов. Нормальная максимальная частота движения кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точек за 10 секунд, что указывает на хорошее функциональное состояние двигательных центров центральной нервной системы. Постепенно снижающаяся частота движений кисти указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Кроме того, можно проводить исследования статистической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела (проба Ромберга )заключается в том, что спортсмен становится в основную стойку: стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты (усложненный вариант -стопы находятся на одной линии, носок к пятке).Определяют максимальное время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически проверять гибкость позвоночника. Под гибкостью понимают способность совершать движения с большей амплитудой в суставах(позвоночнике)за счет активности соответствующих групп мышц. С возрастом гибкость позвоночника уменьшается вследствие отложения солей, травм, уменьшения эластичности связок. Поэтому физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к увеличению подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов.

С возрастом снижается гибкость позвоночника, которую определяют измерением амплитуды движения туловища вперед - вниз. Для этого используют простое устройство с перемещающейся планкой. На вертикальной части штатива нанесены деления в см. с нулевой отметкой на уровне поверхности скамейки. Обследуемый, стоя на скамейке, сгибается вперед - вниз и пальцами рук медленно передвигает планку по возможности ниже. Результат фиксируется в миллиметрах с знаком (-),если планка остается над уровнем нуля, или знаком (+),если ниже него. Отрицательные показатели говорят о недостаточности гибкости.

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма ( сон, самочувствие, аппетит, работоспособность, настроение, желание тренироваться и др.). Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и выраженного утомления. При отсутствии комфортности в состоянии (вялость, сонливость, раздраженность, мышечные боли, нет желания заниматься физическими упражнениями) следует прекратить занятия.

Сон при систематических занятиях физкультурой, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после сна. Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Если после занятий трудно заснуть и сон беспокойный (и это повторяется после каждого занятия),то следует считать, что применимые нагрузки не соответствуют физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Усиление энерготрат и процессов обмена веществ, вызываемых деятельностью организма, повышает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в пище. Сразу после занятий не рекомендуется принимать пищу, лучше подождать 30-60 минут, для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

Особо важно состояние аппетита утром. Обычно человек утром через 30-45 мин после пробуждения испытывает потребность в приеме пищи. Это вполне нормальное явление. Бывают случаи, что человек утром в течении 2-3 часов и более не ощущает желания есть. Такой признак указывает на какое-то нарушение функций в организме. В частности, деятельности органов пищеварения.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Работоспособность -это весьма важный показатель самоконтроля. Если учесть, что человек работает или учится в сутки в среднем 8 часов, а это составляет половину времени бодрствования, то станет ясно, что в период работы человек тратит много сил и энергии.

Чем напряженнее и сложнее работа или учеба, тем выше энергетические траты организма. Поэтому при построении тренировки необходимо учитывать характер и условия работы. При осуществлении самоконтроля в графе «Работоспособность» отмечается продолжительность рабочего дня и дается общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

Желание заниматься физическими упражнениями характерно для здоровых и, особенно, молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П.Павлова, приносят «мышечную радость», физически их развивают, укрепляют здоровье, способствуют улучшению самочувствия, повышают работоспособность.

Если нет желания заниматься физическими упражнениями, а иногда имеется даже отвращение к занятиям спортом, то это является признаком наступившего переутомления и начальной фазы пере тренированности.

В дневнике самоконтроля следует отмечать случаи нарушения режима и как они отражаются на занятиях физической культуры и общей работоспособности. Лицам, занимающимся спортом, достаточно хорошо известно о значении режима. Если человек действительно серьезно решил заниматься физической культурой и стремиться добиться высоких результатов, то соблюдение режима для него должно быть обязательным и ничто, никакие искушения не должны поколебать его.

В примерной схеме ведения дневника самоконтроля мы приведем один отрицательный пример (данные взяты из дневника самоконтроля баскетболиста В.(таблица№1))показывающий, как повлияло нарушение режима на все показатели самоконтроля. Спортсмен провел время на вечеринке до часу ночи, выпил много вина, переел, пришел домой в 2часа,долго не мог заснуть, ночью просыпался, одолевала жажда, вставал, пил воду. Утром поднялся с трудом, так как сон не восстановил сил, весь день ему хотелось спать, аппетит был плохим, работоспособность была пониженной, спортом в этот день не занимался, пропустил тренировку. Объективные данные: пульс, спирометрия, дыхание, масса тела на следующий день были несколько хуже обычных. Отмечались периодические боли в области кишечника.

Другие данные . В это графе самоконтроля фиксируется любое отклонение в состоянии здоровья, например возникновение сильного утомления после соревнования или тренировки, ощущение боли в области сердца, желудка, мышц, полученное повреждение и др.

Женщины должны записывать все, что связано с менструальным циклом: его начало, продолжительность, болевые ощущения и др.

Если регулярно осуществляется самоконтроль, аккуратно ведется дневник самоконтроля, то постепенно накапливается чрезвычайно полезный материал, который помогает тренеру и врачу в анализе тренировки, в правильном ее планирование.

2.3.Коррекция содержания и методики занятий физическими

упражнениями и спортом по результатам контроля.

Как показали исследования, в процессе около трети спортсменов нуждаются в индивидуальной коррекции с использованием медико-биологических средств и примерно 10-20 % - в коррекции тренировочного процесса. В рекомендациях по тренировочному режиму учитывается необходимость его коррекции - повышение аэробных возможностей, скоростной выносливости, или увеличение интервалов отдыха в тренировке, или временное снижение объема и интенсивности нагрузки.

Например, на занятиях ритмической гимнастикой оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения упражнений должна быть не менее 20-30 мин, а интенсивность - не выше уровня ПАНО. При увеличении ЧСС до 180-200 уд/мин необходимо изменить упражнения и темп движений.

При занятиях атлетической гимнастикой с целью общего физического развития могут быть замечены большие перепады артериального давления, связанные с задержкой дыхания и натуживанием. Для исключения этого необходимо изменить методику тренировок: сочетать атлетические упражнения с тренировкой на выносливость (бег и др.). В массовой физической культуре широко используется оздоровительный бег. Оптимальная ЧСС при занятиях бегом должна быть равна 180 минус возраст, что соответствует 60 % МПК. Если ЧСС превышает оптимальный уровень, необходимо снизить скорость или перейти на оздоровительную ходьбу.

Если частые тренировки приводят к переутомлению и травмам опорно-двигательного аппарата, то частоту занятий необходимо уменьшить до 3-х раз в неделю. Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу.

После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.

Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояния занимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре является важнейшим условием их эффективности; в противномслучае тренировка может принести вред.

3.Заключение.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако, следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля и самоконтроля. Самоконтроль способствует правильному использованию средств и методов выполнения физических упражнений, укреплению здоровья, достижения высоких результатов и спортивному долголетию.

Хорошо зная особенности воздействия физической нагрузки на организм, умея следить за состоянием своего здоровья, правильно разбираясь в изменениях состояния организма, мы можем наиболее обоснованно регулировать нагрузку, определить самые ранние признаки нарушений в здоровье и тренированности и тем самым вовремя принимать необходимые меры.

Правильно организованный комплекс физических нагрузок, регулярный контроль медицинского специалиста и постоянный самоконтроль - единая система, направленная на укрепление здоровья, на всестороннее гармоничное развитие человека.

4.Список использованной литературы.

1. «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В.И.Дубровский,Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г.

2. «Здоровье и физическая культура»- Г.М. Куколевский, Москва. «Медицина».1979г.

3. «Физическая культура в жизни человека» - С.М. Оплавин, Ю.Т.Чихачев,Ленинград,1986г.

4. Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1991 год.

5. «Самоконтроль физкультурника» Синяков А.Ф.

6. «Врачебный контроль при занятиях ФК»,Демин Д.Ф.

7. «Лечебная физкультура и врачебный контроль»: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

8.. Методические указания для студентов «Самостоятельные занятия физическими упражнениями», Челябинск, 1987.

9. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ.культ./Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

(Документ)

  • Шпоры - Физическая культура (Шпаргалка)
  • Реферат - Оздоровительная и прикладная физическая культура. Ее значение, задачи и средства (Реферат)
  • Зайнетдинов М.А Теоретические основы дисциплины Физическая культура (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф. (ред.) Врачебный контроль в адаптивной физической культуре (Документ)
  • Лечебная физическая культура при гинекологических заболеваниях (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие (Документ)
  • Реферат - Физическая культура в ВУЗе (Реферат)
  • Программа-Физическая культура для СПО и НПО по новым гостам (Программа)
  • Евсеев Ю.И. Физическая культура (Документ)
  • Буянов В.Н. Физическая культура и спорт (Документ)
  • n1.doc

    3.4 Отрицательные явления в процессе тренировки

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряженной мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как от интенсивности, так и от длительности работы.

    Восстановление работоспособности после утомления, как правило, происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления.

    При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

    Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

    Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц.

    При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки, в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

    В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

    При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена, наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряженной тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесенного инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения: сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжелом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

    Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

    В результате недочетов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечнососудистой системы, обменных процессов.

    В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчетливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам.

    В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

    Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течение 1-2 месяцев.

    В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удается добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

    В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая «мертвая точка» - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции; в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При «мертвой точке» отмечаются снижение работоспособности, повышение затраты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180-200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в «груди», недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то «мертвая точка» сменяется состоянием облегчения, известным под названием «второго дыхания».

    Основная причина возникновения «мертвой точки» заключается в том, что напряженная мышечная работа начинается, как правило, сразу после старта, а деятельность органов дыхания и кровообращения развивается постепенно, достигая высокого уровня через 3-5 минут. С самого начала работы значительной интенсивности в организме возникает дискоординация между соматическими и вегетативными процессами, которая приводит к состоянию «мертвой точки». Эта дискоординация функций организма в процессе выполнения работы преодолевается, о чем и свидетельствует появление «второго дыхания». Следовательно, «мертвая точка» и «второе дыхание» связаны с явлением врабатываемости организма, которая имеет значение не только в спорте, а наблюдается при любой мышечной деятельности человека. Предупреждению наступления «мертвой точки» или смягчению ее проявления помогает интенсивная разминка до старта (до заметного потоотделения), а также постепенное увеличение интенсивности физической работы во время соревнований. Во время выполнения физических упражнений (преимущественно на выносливость) у спортсменов иногда появляются боли в правом подреберье (область печени). Это явление носит название «печеночно-болевой синдром». После прекращения упражнений эти боли обычно исчезают. Основная причина «печеночного синдрома» - несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма спортсмена, в частности, его сердечно-сосудистой системы. В результате наступающего снижения деятельности сердца в печени задерживается большое количество крови; увеличение печени и растяжение при этом покрывающей ее глиссоновой капсулы, обильно снабженной первичными волокнами, вызывает боль. Иногда отмечаются боли одновременно в правом и левом подреберье (или только в левом), что указывает на переполнение кровью селезенки, способной также как и печень депонировать значительное количество крови.

    При резком прекращении физического напряжения после бега, когда спортсмен на финише сразу же останавливается или садится, может возникнуть функциональное нарушение состояния организма, так называемый гравитационный шок.

    Признаки гравитационного шока: резкое побледнение лица, сильное потоотделение, тошнота и позывы к рвоте, частый, слабого наполнения пульс, значительное падение кровяного давления, в тяжелых случаях обморочное состояние. Гравитационный шок вызывается мгновенно возникающей сосудистой недостаточностью, главным образом в результате резкого, внезапного оттока крови из верхней половины тела в нижнюю. Перемещение крови ведет к понижению кровяного давления, особенно в сосудах, расположенных выше уровня сердца, количество циркулируемой крови в них резко уменьшается. В связи с недостаточным притоком венозной крови к сердцу уменьшается ударный объем крови. Нарушение кровообращения в первую очередь сказывается на состоянии головного мозга (анемия), что приводит к развитию признаков ортостатического коллапса. Гравитационный шок чаще наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов или находящихся в состоянии перетренированности, а также у лиц с повышенной лабильностью сосудистого тонуса.

    Во избежание гравитационного шока нельзя сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, необходимо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить.

    Во время похода, длительного пробега, тренировочного занятия или соревнований на длинной дистанции по лыжам, велосипеду и т.п. в результате большого расходования в организме углеводов может возникнуть пониженное, по сравнению с нормальным, содержание сахара в крови (менее 80 мг%), так называемая гипогликемия. Гипогликемия сопровождается чаще внезапным появлением общего утомления, мышечной слабости, ощущения голода. Возникаемое в спорте тяжелое гипогликемическое состояние: затемнение сознания, холодный пот, падение кровяного давления, слабый пульс.

    Для предупреждения гипогликемии, отправляясь в дальние походы и на тренировки, целесообразно брать с собой сахар, печенье, конфеты. На длинных соревнованиях, пробегах, проплывах необходима организация питания участников в пути.

    При появлении в пути первых признаков гипогликемии нужно съесть немного сахара, а при возможности выпить стакан 50 % раствора глюкозы или сахара с ягодным сиропом. При тяжелом состоянии необходима срочная врачебная помощь.

    Страница 1

    На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.

    Таблица 1

    Название группы

    Медицинская характери­стика группы

    1. Основная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности

    Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях

    2. Подготовитель­ная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности

    Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития

    3. Специальная

    Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы

    Занятия по специальным учебным программам

    В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

    Перевод студентов из одной медицинской группы в другую произво­дится после дополнительного обследования.

    Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

    Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углуб­ленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на осно­вании этого обследования делается медицинское заключение, даются ре­комендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

    Под термином тренированности имеется в виду комплексное поня­тие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень фи­зической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

    При повторных медицинских обследованиях в медицинском заклю­чении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии трени­рованности со времени предыдущего обследования, какие изменения нуж­но сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

    Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязатель­ным также и для судей спортивных соревнований.

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на фи­зическом развитии, физической подготовленности и здоровьи занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности воз­никает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобраз­ной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не­совместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособно­сти и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступле­ния утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсив­ность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

    Смотрите также

    Заключение
    При этом основными повреждающими факторами при авиаци­онной травме являются: -ударные инерционные нагрузки; -волна взрывных газов; -термические факторы; -химические факто...

    Вспомогательные вещества в технологии эмульсионных мазей
    В качестве вспомогательных веществ при изготовлении эмульсионных мазевых основ также используются эмульгаторы. Эмульсионные мазевые основы Эмульсионные основы дают...

    Заключение
    Таким образом, можно сделать следующий вывод: Специфическими чертами строения мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных, является максимальное преобладание молодых часте...