Сценическая речь и актерское мастерство для детей. Упражнения по сценической речи

Чтобы столкнуться с трудностями при произношении некоторых слов, не обязательно иметь проблемы с дикцией. Сложности произношения характерны для русского языка из-за растущего количества сложносоставных слов, львиная доля которых приходится на специфические, но часто употребляемые, в т. ч. заимствованные термины (сельхозпродукция, гидрометеорология, ребренд...

Мы, певцы, – главный инструмент оркестра. Мария Каллас Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки». Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться. По аналогии со сп...

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талан...

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребен...

Звуки [Р] и [Л] в речевых нормативах стоят особняком, их закрепление в детской речи допускается к 5–6 годам, в то время как все остальные звуки ребенок должен четко проговаривать уже в 4,5 года. Послабление обусловлено сложностью звука, для его освоения требуются определенные физические данные и достаточно развитый речевой аппарат. Автоматизация звука [Р] ...

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в инф...

В связи с тем, что человек существо социальное и большую часть времени проводит в социуме, то и общаться с людьми ему приходится очень часто. Более того, первое впечатление, которое накладывает большой отпечаток на отношение к вам вашего нового знакомого, складывается при оценивании многих составляющих. Это и внешний вид, и манеры, голос и, конечно, речь. ...

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который препода...

Сильный уверенный голос нужен не только генералу, но и всем тем, кто хочет завоевать уважение к себе и добиться поставленной цели. Многие из нас забывают, что голос, как и мышцы, можно тренировать и развивать. Только, если в случае с мышцами тела нужны занятия физкультурой, то для развития силы голоса понадобятся дыхательные упражнения и вокальные заняти...

Диапазон голоса среднего вокалиста составляет две октавы. Обычно этого вполне достаточно для эстрадного пения. Если вы начинающий вокалист и ваша цель – научиться петь комфортно и уверенно, то именно до этих границ и следует расширять диапазон. Развить диапазон голоса вверх несложно, если действовать с умом и не торопить события. Главная ошибка дилетантов...

Хороший голос – результат упорного труда над ним, в котором часто задействованы не только собственные силы, но и регулярная бдительность и контроль со стороны педагогов сценической речи и вокала. В процессе постановки голоса необходимо научиться регулировать свой вдох и выдох, делать их бесшумными и короткими, но при этом мощными и удобными. Наша студия...

Чтобы добиться определенного результата в таком нелегком деле, как развитие певческого голоса, необходимо точно сформулировать себе задачу. Если вы хотите выйти на профессиональный уровень и улучшить голос для пения, по силе и красоте звучания не уступающий звездам мировой эстрады, то вам не обойтись без грамотного педагога по вокалу. Конечно, педагог – эт...

Каждый начинающий вокалист в начале своей профессиональной карьеры задумывается о качестве своего голоса и о том как улучшить его для пения перед аудиторией. На эти вопросы давно ответили педагоги актёрского мастерства и вокала и, не прибегнуть к их советам было бы глупо. В основном выделяют следующие недостатки звучания голоса: Гнусавость – это час...

Голос – это вторая внешность: при первой встрече вас сначала видят, затем слышат и лишь потом вникают в суть слов и манеру поведения. Как бы ни было обманчиво первое впечатление, именно оно заменяет незнакомому человеку всю первостепенную информацию о вас, в которой он остро нуждается, но еще не успел собрать. Невероятно, но один только звук вашего голоса...

Женщинам, обладательницам бархатного голоса, можно сказать, повезло в жизни. Чарующий низкий объемный голос вызывает доверие, создает ореол тепла и нежности вокруг своей хозяйки, вызывает желание слушать, особенно у мужчин. Все, сказанное таким голосом, звучит убедительнее и весомее, такому голосу хочется верить, доверять и даже подчиняться. Если природа н...

Некрасивый от природы голос сам по себе очень редкое явление. Если не верите, то вспомните хотя бы одного ребенка, голос которого показался бы вам противным. Почему ребенка? Дело в том, что только маленькие дети обладают настоящим открытым голосом, которым не стесняются пользоваться. Перед ними не стоит задача сделать голос красивым, ведь он естественен. В...

Большинство учеников театральной студии это те, кто хотят улучшить звучание речи путём тренировок. Работа над голосом предполагает работу сразу в нескольких направлениях: Правильная работа речевого дыхания. Разберёмся для чего на курсах постановки речи и голоса, уделяют внимание правильному дыханию. Главное назначение дыхания предоставить говорящему...

Москва – это город огромных возможностей для людей с деловой хваткой: бизнесменов, талантливых организаторов и лидеров. Чтобы добиться здесь чего-то, необходимо уметь обратить на себя внимание, заинтриговать, убедить в том, что на фоне гигантской конкуренции именно вы и ваше предложение достойны внимания работодателя, покупателя, делового партнера, инвесто...

Пришло время оспорить тот факт, что только женщины любят ушами. Мужчины не прочь влюбиться в красивый голос и речь идёт об абсолютно всех мужчинах. В то время, как только эстет и избалованный вниманием женщин модельной внешности мужчина будет любить исключительно глазами и отдавать своё сердце только девушке с параметрами 90-60-90. Мы рекомендуем удел...

Телефонный этикет и его основные правила обязаны знать деловые люди, которым по долгу работы приходится вести переговоры по телефону. Этикет существует, чтобы обе стороны в переговорах могли чувствовать себя комфортно, не тратить время на поиск взаимопонимания и общего языка, а сразу вести разговор в конструктивном русле взаимных выгод. Иными словами, собл...

Можно долго спорить, что будет более убедительным в вашей речи - использование вами угроз, шантажа, битьё кулаком по столу или же грамотно составленная речь и соответствующая манера поведения. Второму способу ведения себя во время публичного выступления придётся учиться там, где изучают искусство делового общения, в то время как для первого, достат...

Во время проведения вашей запланированной презентации, вам придется произносить речь, как минимум, дополняющую ваши визуальные материалы. К этому нужно быть готовым, а помогут вам в этом несколько простых правил устной публичной речи, которым учат наши преподаватели на тренинге «Мастерство презентации». Устная часть вашей презентации раскрывается...

Основная и главная цель речи - это не только высказать позицию по определённой теме, но и быть услышанным в аудитории. И тут, как говорится, все средства из полного курса ораторского мастерства и риторики хороши. Лучше всего управлять вниманием аудитории можно с помощью юмора, который расположит её к оратору. Весёлый, непринуждённый смех слушателей...

Чтобы не теряться в догадках, совершенна ли ваша речь, голос или это ваша маниакальная идея, рекомендуем задуматься над некоторыми моментами: Вы солидный мужчина в годах, обладаете достаточно высоким статусом, но ваш голос звучит слишком молодо и не вызывает должного доверия и уважения. Эта проблема вполне решаема, ваш выход в развитии грудного гол...

Сейчас наметилась тенденция в появлении и развитии многочисленного количества радио - вещательных станции. Молодёжь всегда стремилась попасть либо на «голубой» экран, либо на радио. С виду, работа радио - ведущего достаточно лёгкая. Что сложного запускать музыку и иногда озвучивать в эфире дату и время на часах в студии? У ди- джея, который только отв...

Красивая речь – это не безусловное врожденное качество, как, например, красивый цвет глаз или красивые волосы. Это качество приобретенное и составное. Если раньше вы думали, что успешным ораторам просто повезло такими родиться, то для вас есть хорошие новости: каждый оратор делает свою речь с нуля. Существуют некоторые предрасположенности к умению красиво...

Чтобы речь была грамотной, она должна соответствовать языковым нормам во всем, даже в кажущихся мелочах вроде произношения и отдельных ударений. Чтобы сделать речь грамотной и красивой, недостаточно просто «подтянуть» русский язык. Это поможет научиться писать без ошибок, но устная речь сильно отличается от письменной. Как бы быстро человек ни писал, говор...

Кому нужна правильная постановка голоса для речи? Разве у меня нет голоса? Постановка чего, простите? Зачем? Какое еще искусство речи? Если у вас появляются подобные вопросы в качестве первой реакции, значит, вы не жаждете славы, признания, а умение проникать в умы и сердца других людей вам ни к чему. Но многим по долгу профессии просто необходимо попада...

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем. Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприя...

Кого же принято называть хорошим рассказчиком? Как развить умение красиво говорить? Хороший рассказчик проявляет себя и успешным оратором монолога и активным участником диалога. Он в состоянии следить за мыслями всей компании рассказчиков и умеет вовремя поддержать разговор. Иногда, внутри, нам кажется, мы можем поддержать разговор и, действительно...

Всем нам нравится, когда с нами общаются доброжелательно и обходительно. Такое поведение мы воспринимаем как должное, и быстро к нему привыкаем. Это очень заметно в тех ситуациях, когда влюблённый молодой человек, или супруг постоянно дарит своей второй половинке цветы, или говорит комплименты, проявляет внимание к её самочувствию. Но стоит лишь раз...

Очень многие люди мечтают красиво и убедительно говорить. Но не все понимают, из чего же складывается само искусство говорить красиво. Между тем, помимо техники речи желающим говорить красиво нужно обрести уверенность в себе, побороть закомплексованность, научиться держать спину и смотреть в глаза собеседнику. Тренинги по сценической речи, полезные и...

Человек - существо социальное. Он постоянно контактирует со множеством людей. Для успеха на работе и в других сферах жизни необходимо научиться говорить, чтобы тебя слушали и слышали. В этом вопросе важно: содержание, смысл того, что ты говоришь; как ты формулируешь мысли; как ты произносишь слова, интонируешь предложения; невербальная информац...

Следующий просто приём поможет вам создать ощущение единства с собеседником. Чтобы плавно перейти к нему, давайте вначале пройдёмся по основным стадиям общения между людьми. Стадия первая – люди разговаривают о простых, банальных вещах – о погоде, о политике, о цветах, о природе. Как правило, эти люди только что познакомились, и их беседа выглядит...

О том, как раскрепощаются в общении, мы уже говорили. Но как часто вы замечали, даже в ходе деловых телефонных переговоров, что на многие вещи вы просто напросто не обращаете внимания, а реагируете следующими словами: «ага», «хм», «угу», «ммм, понятно». Ещё один яркий пример – в онлайн общении вы посылаете самый простой улыбающийся смайлик Это хорош...

Вы не замечали никогда, как вас бесит то, что все люди разговаривают избитыми фразами и крылатыми выражениями, которые опостылели вам? Вас буквально начинает трясти от того, когда говорят «после дождичка в четверг», «когда рак на горе свистнет», да и вообще множество всяких фраз, которые выскакивают у отдельных людей после каждого произнесённого ими с...

Перед свиданием каждый парень – герой. В его мыслях все проходит блестяще, как в голливудском фильме: разговор складывается сам собой, девушка не перестает смеяться и одаривать его восхищенными взглядами, а в завершение вечера сбываются самые смелые желания. Но за столиком в кафе что-то идет не так, разговорить девушку, если она молчит или отвечает односло...

Так, письменная речь наиболее полная, для нее характерна большая структурная сложность. В отличие от письменной, устная речь, обогащаемая внеречевыми средствами, может быть более сокращенной, ситуационно обусловленной.

В общении речь является средством достижения стоящей перед говорящими внеречевой задачи внимание. Неконтролируемость, автоматизм в использовании выразительных приспособлений - одно из важнейших качеств речи.

Раньше канонизированная речевая манера ограничивала возможность правдивого, подлинного существования актера, уводила от живого взаимодействия, «Ученики читали необыкновенно правильно, по запятым и точкам, по всем грамматическим законам, и все были похожи друг на друга по внешней форме, которая точно мундир скрывала внутреннюю суть человека и индивидуальность».

А.В. Эфрос: «Разбор текста начинаю с попытки ощутить эмоциональный и действенный смысл».

В работе над ролью разбор начинается не с членения предложения на такты и расстановки ударений. Все актеры и режиссеры в ответах на соответствующий вопрос анкеты отмечают, что анализ текста основывается на овладении логикой мысли и действия в данной ситуации, от которых зависит главное слово, распределение пауз и ударений. Логика зависит от понимания мысли, от того, как открыть фразу. Только тогда родится ударение, которое подчеркнет главное в мысли. Ударение должно питаться естественной логикой мысли и поведения. В работе над ролью идут от подтекста и видений. Разбор текста начинается не с пауз и ударений, надо ощущать целое, предлагаемые обстоятельства. Надо попытаться ощутить эмоциональный и действенный смысл.

Все выясняется в работе над сценой, вместе с партнерами, на репетиции. Через отношения и обстоятельства возникают ударения, в зависимости от контекста. Логика фразы всегда иная, чем грамматическая.

Единственный приемлемый анализ это смысловой.

Особую важность К.С. Станиславский придавал законам речи, правилам логики, интонационным рисункам знаков препинания. Нельзя, однако, забывать и о том, что Станиславский разграничивал знание законов и способы их использования в живой речи. Именно поэтому он называл законы речи «обоюдоострым мечом, который одинаково вредит и помогает». В первую очередь мы должны понимать, о чем идет речь в тексте, что хотим сказать, но все же не забывая о правилах логики. И тогда ошибки быть не может.

В логическом аспекте главным в предложении является его способность формировать и выражать «значение»: мысль-суждение, мысль-утверждение, мысль-вопрос, мысль-побуждение, мысль-восклицание. На основе своих ведущих свойств предложения и делятся на повествовательные, утвердительные, вопросительные, побудительные и восклицательные. Основными средствами реализации мысли служат мелодика, ударения, паузы и порядок слов, создающие интонационную «формулу» вида предложения.

Значение слов многообразно, а их реальный, единственный внутренний смысл в любом сценическом столкновении индивидуален, конкретен, неповторим и определяется задачами данного действия в данных условиях и обстоятельствах общения. Слово, имеющее привычное значение, - например, отрицание «нет», - может иметь бездну оттенков, решать разные действенные задачи, выражать разный смысл, В конкретной ситуации этим словом можно попросить, отказать, предупредить попытаться добиться сочувствия или помощи, постараться разрушить или наладить отношения.

А.Н. Грибов: «В работе над ролью иду от подтекста и видений».

В отличие от жизненной разговорности на сцене обязательны дикционная чистота, четкость разборчивость речи. В отличие от жизненной разговорности, сценическая речь требует строгого соблюдения норм и правил орфоэпии.

Г. Товстоногов говорит: «Ни при каких обстоятельствах слово не имеет права прозвучать само по себе как самоцель, Оно должно восприниматься только через действенный процесс, как конечное выражение этого процесса… Когда мысль доведена до максимального проявления активности, когда вы идете не по текстовой логике куска, а по действенной, тогда слово, как бы становясь вторичным. Евстигнеев говорил: слово должно быть «подперто» действием».

П.С. Мочалов писал: «Прежде всего, актер должен заняться рассмотрением мыслей и намерений сочинителя, то есть узнать верно, что он хотел выразить такими-то словами и какая цель его».

Необходимо передавать содержание, мысль идею через действенное столкновение. Природа театра - действие, осуществляемое на наших глазах, рождающееся из противоборства, столкновения идей и поступков, выражаемое в конкретных действиях конкретных людей.

Задача в овладении искусством сценической речи состоит в том, чтобы смысл происходящего на сцене, содержание спектакля выявлялись, прежде всего, через то, как люди думают и действуют, а не через то, как они говорят. Это объективная закономерность живого поведения человека.

Необходимо избегать фиксирования интонационного рисунка, речевой «отделки», надо полагаться на подлинность внутренней жизни, правду отношений и точность задач. Но этот расчет оправдывается лишь при очень высокой внутренней технике актера. В противном случае речь, превращаясь в словоговорение, становиться невыразительной, бедной и неубедительной.

Интонационный рисунок нельзя фиксировать. Должно быть, живое общение со зрителем: здесь, сейчас рождаю текст. Текст рождается в потоке мыслей, а словесное действие это результат моего отношения к данной проблеме.


Р.Я. Плятт: «Разбор текста роли начинаю с поисков подтекста. Паузы приходят в действии, когда роль уже «на ногах». Теории для них нет».

Простота речи - отнюдь не "правдивая интонация", не «простецкость», а «высокая правда». Она рождается от погружения в сущность образа, от верно схваченного эмоционального зерна, от своих мыслей, от глубоко схваченного внутреннего чувства, от верности авторскому стилю. К простоте каждый художник идет сложными, трудными путями. Простота - не результат импровизации или счастливого вдохновения. Простота - не кратчайшая прямая от художественного замысла к его осуществлению. Наоборот, для художника обрести простоту - значит пройти длительную стадию преодоления творческих противоречий, сплавки многих своих разноречивых и противоречивых приемов и навыков, мыслей, идей. Но, преодолев эту «стихию» и придав ей строгую и непререкаемую форму выражения, произведение подлинного художника обретает наивысшую содержательность и выразительность.

За простотой стоит, прежде всего, образ, видение, зримое ощущение того, о чем и зачем человек говорит. Поэтическое авторское слово рождается не только прямое понимание содержания, но и огромный пласт ассоциаций.

Принцип создания живой речи, это синтез трех правд - житейской, социальной и театральной.

Речь на сцене - процесс, управляемый изнутри, зависящий от задач, условий, обстоятельств общения, индивидуальных особенностей и психофизического самочувствия говорящих.

Живая душа фразы познается изнутри, но облекается в отточенную форму.

Речевая характеристика отнюдь не сводится к дикционно-голосовому приспособлению, прикрывшись которым можно имитировать индивидуальность. Мы говорим о характерности, идущей от проникновения в психофизическую природу, образ мысли и действия человека в предлагаемых обстоятельствах. Такого плана речевой образ рождается как проявление верной внутренней жизни актера в роли и в свою очередь активно воздействует на формирование правды поведения.

Очень многие качества в речевой характеристике образа определяет сверхзадача роли.

Е.А. Евстигнеев: «Ударения должны питаться естественной логикой мысли и поведения».

Говоря о выразительности сценической речи, необходимо подчеркнуть важнейшую особенность современного актерского искусства: отсутствие фиксации интонационного рисунка роли.

Вот как рассказывает о поисках речевой выразительности роли А.И. Степанова: «Об интонации не думаю никогда, Она рождается от видений и оценок, меняется от разных отношений к людям - вплоть до подробностей, - к их возрасту, степени знакомства, ситуаций и задач. Однако в процессе репетиций рождается «канва» роли, как называл ее К.С. Станиславский; прочерчивается логика поведения, мышления, отношений, сказывающаяся и в мизансцене, и в общем, тоне, и в речевом рисунке роли. Уже к генеральной есть схематичная речевая партитура, но тонкости ее новые краски возникают импровизационно на каждом удачном спектакле».


Слово не начинается с произнесения его вслух. Оно вызывается к жизни самой жизнью, непрерывным потоком реакций на факты действительности, оценкой предлагаемых обстоятельств, мыслей, желаний, общение людей.

Восприятие, понимание, оценка находятся в тесной зависимости от собственного опытачеловека, определяются во многом его личными оценками и всегда ощущаются как объективные «в своем смысле», в зависимости от контекста.

В сущности, в обмене «смыслами» и заключается взаимодействие, активный процесс общения между людьми, «действие одного на другова», как говорил В. Белинский, конкретное, целенаправленное, органическое словесное действие.

О.П. Табаков: «Разбор текста роли начинаю только не с пауз и не с ударений - это рождает неживой процесс, нормированное поведение».

Во всяком тексте, жизненном или сценическом, есть тайна подтекста (чего хочу сказать на самом деле) и тайна действенной задачи (чего хочу этим сказанным добиться от партеров).

Все время на репетициях уточняется подтекст, углубляется «смысл».

Немирович-Данченко сознательно противопоставляет логическое значение и действенный смысл фразы, он предостерегает от поверхностного восприятия слов, однозначного, внеэмоционального, внеличностного их существования.

Речь на сцене, как и в жизни, принадлежит человеку - индивидуально уникальной личности, с ему присущими характерными чертами, эмоциями, темпераментом, его личными выразительными качествами. Неповторимый идеальный феномен - самое интересное на сцене.

Не бывает «вообще» хорошей речи, не бывает она одинакова в разных обстоятельствах и условиях. Характеристики речи подвижны, не стабильны, тесно связаны с ситуацией и мотивами речи, психологическим и физическим состоянием человека, характером отношений между партнерами.

Внешне грамматическое содержание гораздо беднее, чем передаваемый вместе с текстом подтекст, выражающий «смысл» сообщения.

В письменной речи в передаче «смыслов» помогает и контекст, и знаки препинания, и синтаксис, и авторская ремарка. В устной речи «смысл», расшифровка подтекста происходит, прежде всего, при помощи всех неречевых средств общения - внеязыковых кодов. Они вместе со словом выражают всю сложность и богатство психофизической жизни человека, содержательность подтекста, конкретность действенных задач.

Подлинным открытием явилась в театральной практике настойчиво проводившаяся в жизнь Немировичем-Данченко идея, что внутреннее состояние человека, слитое с его физическим самочувствием, определяет, формирует звучание текста.

Необходимо передавать сущность характера своего героя, раскрывая его индивидуальный, личный «способ думать», тончайшие внутренние процессы, стоящие за простыми сюжетными событиями.

В работе над ролью разбор начинается с анализа текста основывающегося на овладении логикой мысли и действия в данной ситуации, от которых зависит главное слово.

Е.А. Лебедев: «Логика зависит от понимания мысли, от того, как открыть фразу, Только тогда родится ударение, которое подчеркнет главное в мысли».

Сopyright 2015 by сайт. Все права защищены . Запрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельца — "Актерской школы Екатерины Рохинской".

Елена Валентиновна Ласкавая – старший преподаватель Театрального института им. Б.Щукина и ВГИК. Генеральный директор «Центра развития культуры речи»

Е. Ласкавая

Сценическая речь: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), - 144 с.

Предисловие

Звук – это плацдарм нашего искусства.

Звуком рисуешь видимое слово,

звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься,

и звуком же рассказываешь о месте действия,

о мире, природе, небе, морях и реках.

И, конечно же, о людях.

В. Яхонтов

Драматический театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что русский театр, развивающий традиции М.Щепкина и К.С.Станиславского, ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.

Начиная с А.С.Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие слова и создали «великий прекрасный язык». Сохранение языка в его чистоте и красоте – одна из важнейших задач деятелей сцены.

В настоящий момент появился целый ряд разработок по голосоведению. Они содержат много позитивной, заслуживающей внимания информации. Все они, в той или иной степени, направлены на развитие творческих способностей учащихся.

Существует несколько различных школ голосоведения: восточная, европейская и русская. Восточная школа основана на принципе медитаций – духовного сосредоточения. Она рассчитана на очень протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий и поэтому голосоведению там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ментальности ее представителей не очень близка нашей культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к опыту ее актеров и, безусловно, используем какие-то элементы из их практики в своих речевых тренингах. (Именно этим словом мы будем называть свои практические занятия.)

Западная школа голосоведения, причем как европейская, так и американская, направлена скорее на освобождение индивидуального голоса, чем на воспитание и становление стабильного, профессионального речевого аппарата, который необходим артистам.

Такой подход нам представляется целесообразным и необходимым на самом начальном этапе работы со студентами, поэтому мы учитываем опыт педагогов западной школы и выборочно используем их упражнения в своей программе. Но при этом мы пытаемся конкретизировать предмет и сделать его более результативным.

Самого пристального внимания заслуживают программы сценической речи, основанные на традициях русского театра. Разработанные Е.Ф. Саричевой, Э М. Чарелли, Н.П. Вербовой, О.М. Головиной и О.М. Урновой, А.Н. Петровой, И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой и другими педагогами, развивающими речевые технологии. Они основываются на живом опыте работы в сценическом пространстве. Кроме того, эти педагоги используют на практике новые открытия в близких нашему предмету областях науки – лингвистике, литературоведении, психологии, медицине.

За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей – ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.

Поговорим сначала о связи голоса и пластики. Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. О значении пластического образа писали практически все виднейшие деятели театра: К.С. Станиславский, Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, М.Чехов, Г.Крэг, Ж.-Л. Барро и др. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействия с миром. Здесь следует искать и гармоничный голос человека – звуковой образ, который воздействует ничуть не меньше, а зачастую и больше, чем образ визуальный.

Основной задачей предмета «Сценическое движение» является достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха. Поскольку человек, как правило, совмещает процесс движения с процессом звучания, то и обучение голосоведению необходимо соединить с движением, которое будет помогать звуку.

Также совершенно очевидна связь предмета «Сценическая речь» и раздела «Ритмика» или «Танец», который учит мгновенному включению, концентрации внимания, вырабатывает навыки коллективного существования.

И наконец, «Сценическая речь» и «Мастерство актера». Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники звучания голоса – действию.

При косвенном воздействии на работу голосообразующих органов мы через все органы чувств (зрение, осязание, обоняние, слух и т.д.) адресуемся к образному воображению студента: «Представь себе, что ты вдыхаешь запах цветка», «Представь, что у тебя болит горло, как бы ты тихо стонал?», «Как бы ты укачивал ребенка, напевая закрытым ртом колыбельную песенку?», «Представь, что ты кладешь звук все выше и выше: на следующую ступеньку, этаж», «А как бы ты, войдя в комнату, окликал мать, не зная, где она: в соседней комнате? на кухне? на балконе? на чердаке? в подвале? в саду?» Воображение, фантазия, ассоциации, видения отвлекают внимание студийца от механики и, таким образом, обеспечивают рефлекторную работу голосообразующих органов.

Говоря о предмете «Сценическая речь», необходимо обратить внимание на те качества, которыми должен обладать педагог-речевик. Само собой разумеется, что педагог обязан досконально знать свой предмет. Он имеет дело с очень тонким механизмом, следовательно руководствоваться должен принципом «не навреди». Неправильно выполненные упражнения неизбежно влекут за собой перегрузку связок, которая чревата образованием узелков, возникновением фарингитов и несмыканием связок. Постоянный контроль со стороны педагога – обязательное условие в работе над голосом и речью.

С первых же уроков надо вырабатывать у студентов острый слух, способный примечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы они научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».

Урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором студент ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности.

Cледует обратить внимание на то, что программа сценической речи, наряду с развитием непосредственного речевого аппарата, предусматривает воспитание и многих других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.

Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:

· Метод беспрерывного процесса формирования речи. Упражнения подбираются комплексами, между которыми существует логическая связь, они вытекают одно из другого, без пауз.

· Метод ступенчатого усложнения. Предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения студентом технологии голосоведения и сценической речи.

· Метод игрового существования. Это очень важный аспект работы. Только апеллируя к воображению обучающегося, можно добиться положительных результатов.

· Метод импровизации. Он дает возможность выявить у студента скрытый творческий потенциал, а также помогает провоцировать студийцев на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.

· Метод партнерского взаимоотношения. Направлен на максимальное внимание к партнерам.

Переходя к описанию технологического процесса, необходимо сделать следующее уточнение: в тренинге мы используем термин «энергия». Восточная школа утверждает, что искусство – это магия. Объясняется магическая сущность искусства наличием энергии, идущей от актера к зрителям. Последние разработки психологов подтверждают, что каждый человек обладает определенной энергетикой. Она может быть и позитивной, т.е. созидательной, и негативной, т.е. разрушительной. Между энергетикой и театром существует прямая связь. Чем больше артист энергетичен, тем более он обладает суггестивными данными (способностью к внушению) и, соответственно, тем более он убедителен в той или иной роли. В русской школе мы находим подтверждение этой теории еще со времен Станиславского. Великий режиссер первым употребил такие слова, как «импульс», «обаяние», «подчинение себе партнера и зрителей», которые, по сути, составляют синонимический ряд термина «энергия».

В рамках данного учебного пособия мы наиболее подробно рассматриваем такие разделы предмета «Сценическая речь», как разогрев тела, дыхательная разминка и рождение звука. Без этого нельзя обойтись, работая с неподготовленными к форсированному звучанию речевыми аппаратами начинающих обучение молодых людей, у которых только что закончился период мутации.

Важный раздел сценической речи составляет орфоэпия. Совершенно очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. Соблюдение этих норм – признак культуры речи и обязательно для всех, любящих родной язык. Основой русского литературного произношения принято считать московский говор – один из красивейших по звучанию, вобравший в себя важные составляющие речи, в том числе мягкое звучание согласных, легкость гласных.

Поскольку язык – живой организм, он непрерывно развивается, и однажды установленные нормы время от времени пересматриваются. Появляется вариативность. Так мы наблюдаем двоякое произношение некоторых сочетаний, например: в устной речи все меньше остается слов, в которых сочетание «чн» произноситься как «шн» (горчишный – горчичный, булошная – булочная, прачешная – прачечная). В некоторых словах допустимы два ударения, например в слове «творог» ударение может стоять как на первой, так и на последней гласной.

Орфоэпия – огромный и сложный раздел, который мы не беремся даже кратко изложить в рамках данного пособия. Поэтому необходимо отослать читателя к учебникам Е.Ф. Саричевой «Сценическая речь» и И.П. Козляниновой «Произношение и дикция», Л.Алферовой, Л.Васильевой «Нормативное сценическое произношение», М.Оссовской «Орфоэпия. Теория и практика».

Продолжением курса сценической речи является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействие партнеров, логика речи – так или иначе присутствуют в процессе обучения еще на стадии «рождения звука» и «речевого произнесения».

В работе над литературными произведениями нужно уделять большое внимание выбору материала, т.е. педагог должен пробудить интерес студента к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения. Важно, чтобы обучающийся принимал в этом процессе выбора активное участие.

Необходимо подбирать тексты, которые не только обладают высокой художественной ценностью, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть так же понятны и точно сформулированы, как ответы на вопросы: «Что учащийся хочет сказать слушателю? Ради чего он будет это делать?».

Отобранный текст целесообразно читать не спеша, сначала про себя, а затем вслух. Необходимо осмыслить этот текст, определить событийный ряд, отношение к этим событиям и персонажа и исполнителя, выстроить линию действия и попытаться добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях. Речевая программа – отрывок или монолог – это тоже мини-спектакль. Здесь, как и в развернутом драматическом произведении, действуют все законы «метода физических действий», в том числе и необходимость предлагаемых обстоятельств. Выстраивая действие, мы предполагаем, что исполнитель занимает позицию автора, а его партнером становится слушатель.

Присвоение текста возможно только при личной заинтересованности учащегося, следовательно, недопустимо никакое давление на него. В основе формулировки задачи, поставленной педагогом, обязательно должен быть «действенный глагол», например: «прошу», «угрожаю», «полемизирую», «провоцирую» и т.д. Это важнейший этап в работе над текстом – воздействие им на слушателя. Также необходимо провести беседу о важности темпоритма. Рекомендуем познакомить ребят с учением К.С. Станиславского о темпоритме, приведенным в его книге «Работа актера над собой».

После осмысления текста – определения событийного ряда и разбивки его на куски (каждый кусок – это одно событие) – учащийся должен освоить технику перемены темпоритма от куска к куску, избегая монотонного топтания на месте, т.е. новый кусок, новое событие – смена темпоритма. Чем объемнее и сложнее литературный материал, тем разнообразнее должна быть внутренняя интенсивность жизни актера, т.е. его темп, выраженный внешне через скорость произнесения текста, т.е ритм.

Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до зрителя. В этом поможет логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания, помогут исполнителю точно выявить мысль автора. Подробнее с правилами логики можно ознакомиться в методических разработках А.Д. Егоровой «Логика сценической речи» и Н.И. Калининой «Логично мыслить – логично говорить».

Совершенно очевидно, что в рамках предмета «Сценическая речь» педагог, уделяя достаточное внимание технике речи, должен разбудить фантазию учащегося и направить ее в определенное русло, а также он должен обладать режиссерскими знаниями, владеть методом действенного анализа и педагогическими навыками в том смысле, как их понимал Станиславский. Особенно полезно в этой связи ознакомиться с книгой А.М. Паламишева «Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы».

Как бы мы ни анализировали современный театр и кинематограф, какие бы ни предпринимали экскурсы в историю мирового театра, безусловным остается тот факт, что смысловые нагрузки вскрываются только через текстовую структуру, то есть через действенное слово, через речь. Отсюда вытекает прямая необходимость обучить будущего актера не просто говорить, а говорить грамотно, правильно и красиво.

Мы являемся свидетелями стремительного уничтожения великой русской речи. На каждом шагу мы слышим, как замечательная русская интонация, с ее певучестью, с ее протяжными объемными гласными звуками все больше и больше вытесняется вульгарной речью с рваным, резким, «лающим» звучанием. Кроме того, что в речь вливается бесконечный поток бытового и сленгового обозначения, мы наблюдаем и так называемую «американизацию» языка. Причем, «американизация» выражается не только в замещении русских слов и значений на английские, но и в изменении самой интонации речи.

Ситуация выглядит критической, но остается надежда сохранить русский язык в его значениях благодаря искусству и культуре, которые воздействуя на человека эмоционально, подсознательно направляют его в сторону образования.

Поэтому мы находим чрезвычайно важным тот факт, что за время обучения, за время увеличения культурного багажа и погружения в творческую атмосферу соприкосновения с прекрасными произведениями мировой литературы, у студента формируется чувство речи, вырабатывается навык правильного произношения, развивается логика речи и накапливается огромный арсенал технических приспособлений, позволяющих сделать речь «орудием художественной выразительности».

Целесообразно заметить, что описанная в данном пособии методика была изучена и экспериментально апробирована не только на студентах актерских факультетов театральных вузов (Театральный институт им. Б.Щукина, Международный Славянский университет им. Г.Державина, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова, Государственный Специализированный институт искусств), но и на школьниках («Класс-центр» под руководством С.Казарновского, театр-студия «Дали»), а также на представителях самых разных профессий, требующих публичных выступлений (журналистах, менеджерах, преподавателях, руководителях предприятий и т.п.). Результаты практического применения методики говорят о том, что данное пособие может оказаться полезным широкому кругу читателей, желающих улучшить свою речь. Ведь речь – это сильнейшее средство воздействия на собеседника и от качества речи зависит будущее каждого отдельно взятого человека.

«Культура речи является неотъемлемой частью профессиональной культуры актера. Путь перехода от бытовой, упрощенной речи, свойственной подавляющему большинству поступающих в театральные школы, к выразительному, яркому звучанию чрезвычайно длителен, сложен и индивидуален. На пути этом возникает множество проблем, связанных как с пластической свободой тела, так и с подвижностью, эластичностью дыхательной и голосовой мускулатуры, с уровнем развитости речевого слуха, с разнообразными голосовыми, дикционными, произносительными недостатками, часто незаметными в бытовом общении, но резкими, назойливыми в условиях сценического звучания.

Одна из самых сложных проблем – совершенствование голосовых данных, работа, требующая постепенности, последовательности в создании выразительного звучания актерских голосов» .

Мы не можем не согласиться с точкой зрения Ю.А. Васильева на общепринятое в российских театральных школах понимание проблемы «постановки голоса».

Он обратил внимание на то, что само понятие «постановка голоса» пришло в театральную школу из вокальной педагогики и, соответственно, подразумевает специфические навыки звучания, весьма далекие от естественного звучания. «…Нелегко согласиться с установкой, что речевой голос можно поставить раз и навсегда. Это невозможно хотя бы в силу биологических, физиологических и психических факторов, влияющих на работу голосоречевого аппарата в моменты фонации», – пишет он.

Основная цель, которую мы преследуем при обучении будущих актеров технике речи – это обнаружить, развить и усовершенствовать голосовые данные студентов, свойственные им от природы. Разбудить их индивидуальные голоса и научить легко и свободно пользоваться этими голосами.

В результате работы над высвобождением индивидуальных свободных голосов, профессионально пригодных для работы в кино и на телевидении, следует обратить внимание на следующие качественные характеристики:

Мышечная свобода – это такое состояние мышц, участвующих в дыхательном процессе, фонации и дикции, при котором отсутствует напряжение и физические зажимы.

Звуковысотный диапазон – умение актера использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука.

Динамический диапазон – умение актера пользоваться голосом при различной силе звука, не теряя при этом тембральной окраски голоса.

Нужно заметить, что все эти качественные характеристики голоса не существуют изолированно друг от друга, следовательно, и заниматься развитием их нужно в синтетическом тренинге, где одно упражнение вытекает из другого. Проще говоря, заниматься голосоведением нужно в рамках методологически правильного системного тренинга.

Приступая к занятиям, мы должны быть уверены, что студенты если еще не овладели, то хотя бы стремятся к тому, чтобы делать правильный полный вдох. Мы должны следить за тем, чтобы вдох делался именно носом, так как при ротовом дыхании велика вероятность травмирования холодным воздухом голосовых складок.

Как уже говорилось выше, в практических занятиях по голосоведению нашей целью является выявление и закрепление индивидуального звучания каждого отдельного студента. Поэтому первый этап в работе – диагностика голосов. Педагог должен услышать проблемы каждого отдельного голоса, понять, у кого завышен голос, у кого зажаты челюстные мышцы, у кого голос не выведен в «маску» и т.д. Это необходимо для того, чтобы грамотно распределить нагрузку на различные группы мышц каждого студента. Как правило, проблемы у только что поступивших в институт людей очень похожи, поэтому довольно быстро выстраивается общая для всех система тренинга.

Первое, что бросается в глаза – это то, что практически у всех обучающихся зажата челюсть.

Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы

Вставить вертикально в рот четыре пальца, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот. Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же величину, не прибегая к помощи рук.

Максимально зажать, а затем расслабить челюсти. Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.

Во время занятий, мы часто используем понятие «точка свободы».Этот термин используется относительно всех групп мышц, начиная от лицевых и заканчивая мышцами на пальцах ног. Для того чтобы понять, что имеется в виду, нужно крепко сжать обе кисти рук и с силой надавить одним кулаком на другой. Задержать руки в таком положении на 10 секунд, сбросить напряжение, расслабить руки. Мгновенное состояние расслабленности мы и называем «точкой свободы».

На занятиях студенты не всегда умеют контролировать одновременно все группы мышц. Очень часто, занимаясь, например, расслаблением мышц брюшного пресса, они зажимают шейные мышцы и т.п. Задача педагога состоит в том, чтобы не пропускать такие моменты и обращать внимание студентов на эти зажимы. Ученики же, в свою очередь должны еще сильнее зажать уже зажатую группу мышц, а затем резко расслабить ее, после чего вернуть свое внимание на то упражнение, которое они делали до этого. С первого урока, мы приучаем студентов к мысли, что не нужно ждать персонального замечания педагога. Сказано кому-то, расслабить руки, значит, каждый должен проверить, нет ли у него аналогичного зажима.

На выдохе подтянуть мышцы живота и зажать челюсти, на вдохе носом резко расслабить и те и другие.

Вдохнуть носом «в живот» – выдохнуть ртом «ХУ».

Вдохнуть, зажав челюсти – выдохнуть, расслабив.

Вдохнуть с расслабленной челюстью, но с закрытым ртом – выдохнуть.

Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и открытым ртом (язык на нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое положение языка. Выдохнуть.

Для освобождения лицевых мышц мы обязательно делаем пальцевой массаж.

Указательными пальцами находим с двух сторон от скул точки крепления верхней и нижней челюстей.

Сначала делаем ввинчивающие движения пальцами при сомкнутых челюстях в одну, а затем в другую стороны.

Повторяем это упражнение при разомкнутых челюстях, а затем – на смыкающихся.

Каждое круговое движение пальцами нужно повторить 16 раз.

После этого находим точки крепления челюстей, приблизительно на середине нижнего края глазницы и повторяем ввинчивающие движения в одну и другую сторону.

Делать массаж нужно каждый день, не зависимо от того, есть занятия по «речи» или нет.

У преимущественного большинства будущих актеров неподвижная небная занавеска. Этот недостаток также очень сильно влияет на качество звука. Наша задача – разработать ее подвижность. Поэтому с первого урока мы предлагаем ребятам очень много зевать. Зевок и полузевок – неотъемлемая часть наших занятий. Часто мы предлагаем сделать восемь зевков подряд. Это упражнение увеличивает кровоснабжение и является прекрасной гимнастикой для всех групп мышц лица и шеи.

Занимаясь звукоизвлечением, мы акцентируем внимание на тактильных ощущениях. Дело в том, что правильный объемный звук обязательно сопровождается вибрациями. На вибрации в области грудной клетки и головы («купола») обращают внимание многие педагоги разных речевых школ. Но во время рождения звука вибрации возникают во всем теле и, в частности, даже в стопах ног. Поэтому основным условием наших занятий стало умение извлекать максимально тихий звук, начиная с самого низкого с дальнейшим повышением. Мы сравниваем голос с многослойным пирогом, снабженным множеством разнообразных начинок. Нижний и самый толстый корж – это нижний регистр. Чем выше очередная прослойка, тем выше поднимаются по телу вибрации. Мы плавно переходим из регистра в регистр.

В специальной литературе встречаются различные определения регистров.Заслуживает внимания определение, данное выдающимся французским педагогом М. Гарсиа – сыном: «Под словом «регистр» мы понимаем ряд последовательных и однородных звуков, производимым действием одного и того же механизма».

Упражнения на тактильные ощущения в процессе

звукоизвлечения

Начинаем этот блок упражненийс позиции лежа на полу, лицом вверх.

Максимально расслабить все мышцы. Для этого можно вообразить, что мы представляем из себя фигуру из влажного песка. Под приятными солнечными лучами влага испаряется, песок высыхает, и наше тело рассыпается, превращаясь в горку сухого теплого песка. Рассыпаться удобно на выдохе.

Еще одно упражнениена максимальное расслабление мышц.

Представляем, что перпендикулярно нашему телу, начиная с пальцев ног, продвигается прозрачная секущая плоская поверхность. По мере ее продвижения от ног до макушки головы, наше тело становится невесомым и исчезает.

Следующее упражнениена свободу тела мы выполняем в парах.

Мероприятие

Важно научить ребенка не просто говорить, а говорить грамотно, четко и понятно. Для этого необходим педагог по сценической речи.

Возможно, многие родители станут задавать вопросы, а для чего мучить ребенка, водя на занятия по сценической речи, если в дальнейшем кроха не планирует поступать в театральное училище? Это абсолютно неверное предположение. Обучение сценической речи позволяет ребенку развивать язык, губы и голос. Сам того не замечая, он начнет контролировать свою речь. Слова, которые он произносит, будут четкими и понятными. Окружающим людям не придется переспрашивать по несколько раз.

Много людей неправильно дышат, и от этого искажается звучание голоса. Прислушайтесь к окружающим, кто-то говорит пискливо, кто-то звонко, а кто-то еле слышно произносит слова. Педагог по сценической речи сможет научить правильно дышать, и от верной подачи и приема воздуха будет формироваться приятный и мелодичный голос. В дальнейшем это повлияет на общение ребенка в любом коллективе, если он всегда сможет грамотно и четко изъясняться. Уверенность в голосе придаст уверенность в его дальнейших действиях.

Попробуйте провести для себя небольшой тест:

  1. Пригласите человека, который обладает тихим и монотонным голосом, и человека с бархатным и твердым.
  2. Послушайте их речь.
  3. Сделайте выводы, кому бы вы доверились больше?

Практика занятий по актерскому мастерству и сценической речи для детей

Занятия обычно проходят в мини группах или индивидуально. Благодаря этому ребенок перестает быть скованным и не боится публики, что очень важно в общении с людьми и раскрытии своего собственного «Я».

Уроки театрального искусства идут вместе с уроками по сценической речи, так как оба этих мастерства связаны между собой в своем функционале. На занятиях ребенок сможет научиться полностью расслабляться, это поможет ему в дальнейшем справляться со стрессами, свободно выражать свои мысли перед аудиторией.

Индивидуальный подход обучения позволяет сконцентрироваться на стремительно развивающемся потенциале ребенка.

К тому же на наших уроках театрального мастерства мы учим пластике. Благодаря пластике развивается грациозность в движениях и гибкость.

Как проходят занятия в мини группах?

Занятия проходят в увлекательной игровой форме. Под руководством педагогов и без родителей. С помощью музыкальных и творческих игр развивают слух, память, чувство ритма. Подвижные игры, ритмика, дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика, логопедические потешки, песенки, стишки, способствующие развитию речи и артикуляционного аппарата. Игры в сказку: детки совместно с педагогом обсуждают всех сказочных героев, распределяют роли и создают маленькую сценку.

А еще пальчиковые краски, песок, тесто, пластилин, глина, бумага, рис, горох, манка, природный материал, конструирование из объемных и плоских фигур, шнуровка, прищепки и многое другое. В нашей жизни ничего не проходит бесследно, это пригодится ребенку в дальнейшем. Ведь всем известно, что чем больше человек знает и умеет, тем выше он ценится окружающими.

Наши дети - это продукт нашего воспитания, поэтому ко всему определенному набору (занятия в школе, дополнительные занятия с репетиторами по математике, танцы, рисование) можно еще прибавить занятия с педагогом по сценической речи и актерскому мастерству. В любом случае, вашему ребенку эта практика никогда не будет лишней!

Ни для кого не секрет, что нам с вами выпало нелегкое испытание: осваивать профессиональные горизонты в условиях противоречивой социальной, культурно – этнологической и политической действительности. В состоянии постоянного духовно-нравственного поиска находится практически каждый человек - взрослый и, конечно же, ребенок.

Сформировать целостность внутреннего самосознания растущего человека возможно, на мой взгляд, при непосредственном логически выстроенном и постепенном – приобщении его к области творчества и художественного поиска.

В условиях образовательного учреждения таковой является совместная деятельность педагогов и обучающихся при подготовке и проведении традиционных общешкольных мероприятий: торжественных линеек, тематических, праздничных концертов, конкурсно - игровых программ, новогодних утренников.

Однако практика показывает, что организационный процесс постигается ребенком достаточно легко – в основе успеха здесь лежит степень ответственности за порученное дело. А вот сценическая реализация творческого проекта зачастую связана со многими трудностями именно специального характера: очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда талантливый, обаятельный, творческий ребенок боится сцены, не умеет работать с микрофоном, имеет хорошую дикцию, но не знаком с простейшими речевыми правилами и нормами сценического произношения.

Для решения обозначенной проблемы в условиях строгих временных рамок и минимальной материальной базы предлагаю вашему вниманию систему упражнений, адаптированных и апробированных мною на протяжении длительной режиссерско-педагогической деятельности в процессе подготовки и проведения городских массовых и традиционных мероприятий различных видов и форм.

В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной.

Предлагаемые упражнения разделены на 5 блоков:

I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»):

  • Развитие навыков правильного фонационного дыхания.
  • Работа над звуками, силой и диапазоном голоса.
  • Работа над дикцией и чистотой произношения.

II блок: «Основы культуры речи»:

  • Овладение нормами и правилами литературного произношения.
  • Определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм.

III блок: «Основы актерского мастерства»:

  • Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
  • Действия с реальными предметами в условиях вымысла.
  • Развитие импровизационных способностей.

IV блок: «Коммуникативный»:

  • Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.
  • Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»).
  • Взаимодействие со зрительской аудиторией.

V блок: «Проведение мероприятий разных форм»:

  • Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.

Занятия можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя блоки или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.

I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»)

Упражнение №1: «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:

  • вдох – руки и голову поднять вверх;
  • выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
  • вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;
  • выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
  • вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
  • вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
  • выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

Упражнение№2: «Арлекин»

Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

Упражнение №3: «Выращивание цветка»

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Упражнение №4: «Мишень»

С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

Упражнение №5: «Кнопки»

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Упражнение №6: «Жонглер»

Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

II блок: «Основы культуры речи»

Упражнение №1: «Нам поможет мнемоника»

Необходимое условие - запомнить как можно больше фактов культуры речи.

Ход игры

Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:

III блок: «Актерское мастерство»

Упражнение №1: «Взрыв»

Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.

Упражнение№2: «Переход»

Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу».

Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.

Упражнение №3: «Мимикрия»

Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой.
Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры.

Как можно «смимикрировать»? Например: на стуле ведущего висит черная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.

IV блок: «Коммуникативный»

Упражнение №1: «Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение№2: «Апельсин»

Участники группы сидят по кругу. У педагога в руках мяч.

Инструкция

«Давайте, вообразим, что это (показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».

Педагог начинает работу, называя любую характеристику апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте работать быстрее».

Также педагог обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна – производитель».

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Упражнение №3: «Знакомство»

Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре.

Инструкция

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из свободных мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».

В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8–12 умений, педагог останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».

Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

VIII блок: «Проведение мероприятий разных форм»

Упражнение №1: «Необыкновенный концерт»

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать название концертного номера (любого жанра искусства), который хотел бы увидеть, если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга.

Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.

Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.

Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например, «Выступление Краснознаменного армейского хора», «Пуля – дура, штык – молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с дрессированными крокодилами» и т.д.

Упражнение №2: «Абсурдные диалоги»

Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

Например, он может с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Ну, как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Почему у вас чертик на плече? Разве можно приносить чертиков на занятие?», или «Я слышал, вас вчера забрали в милицию. Почему так быстро отпустили?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.

Другой вариант выполнения этого упражнения6 ведущий предлагает всем в течение занятия стать «подхалимами», и во всем ему «поддакивать». На любое предложение, даже самое фантастическое, какое бы он ни сделал, каждый участник должен ответить согласием, вслух мотивируя свою готовность следовать призыву ведущего. Желательно, чтобы мотивировки игроков не повторялись, были у каждого свои, органичные для той или иной личности. Например, ведущий: «А давайте, ребята, пойдем и спрыгнем с моста!» Ребята: «Конечно, очень хочется купаться». «Давайте спрыгнем, заодно и силу воли потренируем», «Спрыгнем! Попадем в больницу, и на занятия ходить не надо будет. Вот здорово!» и т.д.

На следующем занятии ведущий предлагает всем стать «негативистами » и на любое его предложение, также индивидуально, объясняя причину, отвечать отказом или сомнением, то есть принимать «в штыки».

Представленные выше упражнения можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя их или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
При условии систематического выполнения упражнений результат будет заметен уже в ближайшее предполагаемое время - в течение первого месяца занятий.