Почему дети не говорят. Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина? Артикуляционная гимнастика для детей - видео

Важным условием становления личности является освоение речи. Как понять, почему ребенок не разговаривает? Когда нужно бить тревогу и к какому специалисту обращаться, если ребенок долго не говорит?

Точного определения, когда же малыш заговорит, нет. Каждый человек индивидуален, и то, что для одного считается нормой, для другого будет совершенно неприемлемо. Это касается в том числе развития ребенка.

Агукать и формировать несложные сочетания из гласных малыш может начать к 2-4 месяцам. В этом возрасте он копирует интонацию услышанной речи и с ее помощью общается с окружающими.

Примерно с 7 месяцев ребенок может начать лепетать и осваивать отдельные слоги. Так он пытается повторить речь, которую слышит от окружающих людей. Если агукание не переходит в лепет, рекомендуется проверить слух.

В возрасте около года многие дети начинают говорить простые слова, состоящие из 1-2 слогов, такие как «мама», «папа», «дай», и осваивать звукоподражания, например «ту-ту», «мяу».

Талица развития речевых навыков по возрасту

От 1 года до 2 лет

В период от 1 до 2 лет малыш начинает осваивать слова в большом количестве. В основном это названия любимых игрушек и окружающих предметов, реже — обозначение действий. Пользуется он в основном упрощенными словами и звукоподражаниями, причем понимание речи опережает говорение.

Фразовая речь до 1,5 года, как правило, отсутствует. Только после полутора лет ребенок начинает строить простые предложения из 2 слов.

К 2 годам предложения уже могут состоять из 3 слов, однако грамматически они чаще всего не связаны.

Таким образом, малыш, не страдающий нарушениями слуха и хорошо воспринимающий правильную речь окружающих, начинает говорить в 14-18 месяцев.

К 2 годам словарь ребенка насчитывает уже от 100 до 300 слов.

Старше 2 лет

Рассказывать небольшие истории и отвечать на вопросы по услышанному тексту. Он хорошо понимает речь, обращенную к нему, и может выполнять простые поручения.

Словарь трехлетнего ребенка насчитывает от 200-300 до 800 слов. Постоянное увеличение словаря позволяет строить фразы, излагать свои мысли. Малыш уже называет свое имя и возраст. Однако еще могут быть проблемы с изложением содержания услышанных сказок или событий, произошедших с ребенком. В таком возрасте дети еще плохо выговаривают сложные для артикуляции звуки и заменяют их на более простые, поэтому речь малопонятна окружающим. Кроме того, резкое увеличение количества слов в активном словаре нередко приводит к грамматическим ошибкам.

Именно в этом возрасте обычно начинаются вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», появляется желание постоянно общаться. При этом малыш может произносить часть слов правильно, а часть неправильно. Такое явление абсолютно нормально для раннего этапа становления речи.

В возрасте 5 лет активный словарь состоит из 1900-2200 слов, а к 7 годам достигает уже 3500 слов. Грамматический строй речи постоянно совершенствуется, усваиваются правила изменения слов и сочетания их в предложении.

На что обратить внимание

Все вышеперечисленное — варианты нормы. Развитие конкретного ребенка зависит от множества факторов. Это и беременность мамы, и наследственность, и болезни, перенесенные в раннем возрасте. Однако если речь малыша вызывает у родителей опасения, не нужно откладывать визит к специалисту.

Лепка — отличное занятие для развития мелкой моторики и речи.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

  • к 1,5 года не освоил простых слов, не знает своего имени и названий окружающих предметов;
  • к 2 годам не пытается повторять слова за взрослыми;
  • в 2,5 года не способен составлять простые фразы из двух слов;

Задержке речевого развития соответствует определенное поведение малыша. Так, если он , не смотрит в глаза, не может жевать пищу, говорит невнятно, произносит гортанные звуки вместо слов, необходимо обратиться к специалисту.

Развитая речь — залог успешного обучения и становления личности. Заниматься с ребенком можно, как только он начнет понимать обращенную к нему речь, что происходит около 7-8 месяцев. Чем раньше начать заниматься, тем раньше можно выявить отклонения в развитии и справиться с ними. Однако не стоит перегружать ребенка. Если развитие речи сильно опережает норму, это может сказаться на нервной системе. Чтобы избежать нервного срыва, нужно оградить ребенка от сильных эмоций. Ему нужен отдых, прогулки на свежем воздухе и умеренные разговоры.

Возможные причины задержки речевого развития

Чтобы разобраться, почему ребенок не говорит, необходимо обратиться к специалисту. Возможно, у ребенка одна из самых распространенных причин задержки речевого развития — нарушение слуха. Когда малыш плохо воспринимает речь, он не может ее и воспроизвести. Если ребенок не отзывается на имя и ничего не говорит, необходимо показать его ЛОРу и педиатру.

Особенности созревания нервной системы

Каждый человек уникален. Бесполезно сравнивать успехи своего ребенка с достижениями других детей. Например, мальчики позже девочек начинают ходить и осваивать речь. Это абсолютно нормально.

Если у ребенка наблюдается общая задержка развития, это сказывается и на речи. Чаще всего это характерно для недоношенных или детей с общим расстройством развития.

Психологическая травма

Самое серьезное испытание для малыша — ранний отрыв от мамы. Если в течение первого года жизни ребенка маме приходилось отлучаться надолго, об этом необходимо сказать врачу. Возможно, именно в этом причина молчания. Кроме того, психологическая травма может вызвать ситуацию, когда ребенок перестал разговаривать, хотя раньше с речью все было в порядке.

Недостаток общения

Ребенок должен видеть и слышать живую речь. Для этого совершенно не подойдет телевизор, компьютер или радио. Малыш должен быть вовлечен в беседу. При этом родителям не стоит потакать капризам и искажать слова так, как сам ребенок их обычно произносит, не нужно сюсюкать с ним и лепетать по-детски. Речь взрослых должна быть размеренной, спокойной и внятной. Это поможет ребенку освоить правильное произношение слов.

Причиной молчания может быть педагогическая запущенность. Это происходит, когда родители не уделяют необходимого внимания ребенку. Чаще всего это касается детей из неблагополучных семей. Когда такой ребенок попадает в благоприятные условия, он быстро наверстывает упущенное.

Особый случай — отсутствие мотивации. Ребенок может просто не хотеть говорить. Если родители, бабушки и дедушки потакают всем капризам малыша и угадывают его прихоти с полуслова, ему просто не нужно учиться говорить, чтобы получить желаемое.

Как помочь ребенку освоить речь

Что делать, если ребенок не хочет разговаривать? Можно ли его разговорить? Конечно. Просто нужно ему помочь.

В первую очередь с ребенком нужно общаться. Важно помнить, что малыш начинает говорить, пытаясь повторить слова за взрослыми. При этом не следует принуждать его к повторению слов. Просьбы вроде «скажи МА-МА» ни к чему не приведут. Лучше, если ребенок станет участником диалога и будет отвечать на вопросы. Важно дать ему время подумать и, если он еще не готов ответить, подсказать. Возможно, он просто еще не знает, что сказать. Тогда ответ мамы будет для него эталоном. И ни в коем случае нельзя наказывать его за неправильное произношение.

Совершенно не важно, о чем будет разговор. Можно рассматривать картинки в обучающих книжках, игрушки или предметы, которые встречаются на прогулке. Можно проговаривать действия. Например, когда ребенок собирается на прогулку, можно проговорить, как он застегивает ботинки или куртку, какую одежду надевает. Если он садится обедать, можно назвать предметы, с которыми он имеет дело: тарелка, ложка. Главное, чтобы речь была четкой и правильной. При этом желательно говорить медленно. Со временем ребенок научится называть предметы самостоятельно.

Существуют упражнения, которые помогут разговорить ребенка. Например, можно читать вслух стишки и просить закончить их в рифму. Обязательно нужно просить его описывать все, что находится вокруг. Но не стоит переусердствовать. Малыш не должен чувствовать давления в голосе, иначе такие упражнения будут вызывать негативные эмоции. При выполнении любых упражнений нужно смотреть на состояние ребенка. Если он уже устал, то лучше прекратить занятие, иначе он начнет капризничать и потеряет всякое желание обучаться.

Очень важным фактором в становлении речи малыша является мелкая моторика рук. Дело в том, что развитие пальцев и рук косвенно воздействует на часть мозга, отвечающую за речевую активность. Развивать мелкую моторику следует с первых месяцев жизни. Делать это нужно ежедневно.

В первую очередь нужно сделать массаж рук. Начать следует с мизинца. Помассировав каждую фалангу и подушечки пальцев, нужно погладить и помассировать ладонь. Можно делать массаж и специальным массажным мячиком. Для этого его нужно катать между ладонями, давить или перекладывать из руки в руку.

Упражнения для развития мелкой моторики

Полезно выполнять упражнения на сжатие и расслабление кистей. Совсем маленькие дети цепляются за пальцы взрослых. Ребенку постарше можно дать лист бумаги и попросить его сжать как можно плотнее.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений полезно перебирать песок или крупу. Для того чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать в банке крупы какую-нибудь маленькую игрушку или попросить нанизать бусинки на нитку. Нужно помнить, что делать все упражнения необходимо вместе, быть очень аккуратными и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.

Лепка из глины или пластилина, рисование пальчиковыми красками или оригами — все это будет полезно для развития малыша. Кроме того, необходимо постепенно вовлекать ребенка в процесс одевания. Пусть он сам застегивает пуговицы на рубашке и зашнуровывает ботинки.

Для развития моторики необходимо освоить пальчиковые игры. Это очень полезно, так как во время выполнения упражнений ребенок слышит слова, которые со временем сможет повторить. Сначала следует выполнять все движения руками малыша. Когда ребенок освоит действия, он будет выполнять их самостоятельно. Если ребенку сложно воспроизвести какое-то упражнение, нужно ему помочь зафиксировать все пальцы правильно.

Подходить к вопросу развития речи нужно комплексно. Систематическое выполнение упражнений и постоянное общение позволит разговорить малыша и подготовить его к дальнейшему обучению. Важно не переставать заниматься развитием ребенка. По уровню развития речи можно судить о психике ребенка, так как становление психики, мышления и говорения происходит одновременно.

Тот факт, что ребёнок в 3,5 года не разговаривает, или общается хуже своих сверстников, настораживает большинство родителей. Если раньше они надеялись, что малыш догонит остальных детей в речевом развитии, и у него просто замедленный темп формирования речевых умений, то теперь становится понятно, что имеется серьёзная проблема. Считается, что позднее появление слов (после 3–4 лет) характерно для детей с речевым негативизмом, сложными нарушениями слуха, интеллектуального развития, психических процессов.

Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев

Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300–800 слов. Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги. Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.

Речь для малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.

Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы.

Нормально развивающимся малышам 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»:

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом. Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
  • несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.

Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом

Нередко в практике педагогов, занимающихся восстановлением речевой функции, встречаются случаи, когда ребёнок четвёртого года жизни имеет нормальный слух и интеллект, но не говорит или делает это хуже сверстников. В то же время у такого малыша полностью нарушены все компоненты системы родного языка: фонематика, фонетика, грамматика и лексика.

Признаки общего недоразвития речи:

  • ребёнок понимает, все, что ему говорят, но свои мысли озвучить не может;
  • его слова малопонятна, похожи на речь иностранца;
  • он все ещё оперирует лепетными словами (кика, ляля, би-би);
  • не может повторить простейшие артикуляционные позиции, не понимает, как это сделать («улыбка», «трубочка», «лопаточка»), приходится помогать ему руками;
  • он не употребляет фразы даже из двух слов, имеются отдельные слова;
  • неправильно произносит даже звуки раннего онтогенеза, легко осваиваемые детьми раннего возраста (м, н, п, д, к, г, ф, б, в);
  • словарь очень беден и медленно накапливается.
Почти у всех детей 3,5 лет речевые нарушения сопровождаются нарушениями мелкой и крупной моторики. Эти малыши неловки, им непросто совершать тонкие движения двумя пальчиками, играя с мелкими игрушками. Они не любят рисовать, потому что не могут регулировать силу нажима на карандаш, кисточку, мелок.

Чтобы отличить сложное нарушение речи от гораздо более лёгкой в плане коррекции темповой задержки, нужно провести диагностику развития речи у логопеда и начать с ребёнком коррекционные занятия. Динамика развития речи малыша подскажет, с чем столкнулись родители и педагоги. Если прогресс налицо и речь заметно развивается, скорее всего, у малыша лишь временная задержка.

Как помочь ребёнку с задержкой речи

Прежде всего, следует получить консультацию детского психоневролога, психолога, отоларинголога. Встречаются случаи, когда родители замечают, что у ребёнка снижен слух лишь в возрасте 4–5 лет. Развитие речи из-за этого нарушается, ведь малыш слышит звуки, слов и фразы искаженно, тогда как своевременно поставленный слуховой аппарат смог бы решить проблему.

После медицинского обследования можно начинать сотрудничество с логопедом и педагогом-дефектологом. Коррекционная работа специалистов должна подкрепляться усилиями родителей. Важно не «спугнуть» малыша, настойчиво теребя его требованиями «скажи», «повтори». Специалисты заинтересовывают ребёнка, включая в занятия разнообразные игры.

Направления работы:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить инструкцию (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Речь является главным инструментом общения среди людей. Родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, чтобы понимать его потребности ещё лучше. Ведь с развитием и пополнением словарного запаса кроха сможет выражать свои мысли и желания. Мама и папа, малыш которых идёт в садик, намного меньше переживают, ведь ребёнок сможет рассказать, что ему нравится, как прошёл день и т.д. Но это в том случае, когда кроха умеет разговаривать, а если нет? Довольно часто врачи сталкиваются с такой ситуацией, когда в возрасте трёх лет дети могут произнести всего несколько слов или вообще не разговаривают. С чем это связано и стоит ли родителям беспокоиться? А главное, как помочь крохе освоить такие важные навыки, как разговорная речь.

Развитие речи происходит с момента рождения малыша: ребёнок постоянно слышит разговоры родителей, мозг обрабатывает информацию и активизирует определённые центры, которые отвечают за речь и возможность произносить слова, словосочетания, предложения. Завершается этап формирования речевых навыков ближе к пяти - шести годам, когда малыш уже может выговаривать все звуки русского языка.

Самый важный период в развитии речи приходится на возраст от года до четырёх. Именно в это возрасте у ребёнка сначала появляются первые слова, затем кроха учится связать их в простые предложения, а после может чётко сформулировать и выразить свои мысли и потребности с помощью речи.

Какими навыками говорения должен обладать малыш в возрасте 3–4 лет

  1. В три года у малыша уже довольно разнообразный словарный запас, который состоит из 300–500 слов. Ребёнок может не выговаривать некоторые звуки: чаще всего проблемы возникают с произношением «р», «з», «ж», а также шипящих звуков «ш», «ч», «щ». Но родителям не стоит беспокоиться, ведь кроха с каждым месяцем будет радовать взрослых освоением нового звука.
  2. Ребёнок в возрасте трёх с половиной лет расширяет словарный запас, составляет слова в предложения, а также применяет в речи предлоги. Разговор крохи становится всё больше похожим на речь взрослых людей. Некоторые звуки все так же могут не поддаваться ребёнку, но такой вариант развития событий логопеды считают нормой.
  3. К четырём годам кроха уже говорит на понятном для взрослых языке. Большинство звуков ребёнок умеет выговаривать правильно, исключение составляет «р», но ещё есть время выговориться: логопеды считают нормой, если до пяти лет дети не могут правильно произносить «р».

Как определить уровень развития речи ребёнка в домашних условиях

Логопеды предлагают родителям провести небольшой тест, который поможет определить уровень развития речи. По результатам этой проверки взрослые могут понять, стоит ли вести малыша к логопеду или кроха разговаривает нормально для своего возраста. Часто такие задания предлагают специалисты, когда мама и папа приводят детей на консультацию. Этот тест подходит для детей в возрасте от трёх до шести лет. Предложите малышу рассмотреть картинку, на которой изображён один предмет. Лучше, если это будет какое-то животное, так крохе будет интереснее.

Задача ребёнка заключается в том, чтобы как можно больше рассказать о том, что он видит на картинке. Родители при этом не должны задавать наводящих вопросов или подсказывать малышу. В зависимости от ответов ребёнка, нужно следующим образом определить баллы за выполнение задания:

  • 0 баллов за ответ «не знаю»;
  • правильный ответ «заяц» и ничего больше поможет крохе заработать 1 балл;
  • «маленький белый заяц» — 2 балла;
  • «это маленький белый зайчик. У него розовые и длинные уши» — 3 балла;
  • «на фото я вижу зайку. Он маленький и белый, с длинными ушами. У него большие глаза и он сидит» — 4 балла;
  • «я вижу зайчика, который сидит на лапках. Он маленький и белого цвета. У зайки длинные уши и большие глаза. Он очень добрый» — 5 баллов.

Результат зависит от того, какое количество баллов набрал ребёнок:

  • 0–1 балл: низкий уровень развития речи. Родителям стоит обратиться к логопеду за консультацией, а также больше заниматься с малышом дома. Отлично подойдёт чтение сказок и больше разговаривать с крохой;
  • 2–3 балла: речь малыша развита на среднем уровне. Для детей трёх лет это допустимый результат, поэтому родителям не стоит волноваться;
  • 4 балла: достаточный уровень, родителям нужно следить, чтобы кроха и дальше расширял словарный запас. Такой результат показывают дети четырёх лет;
  • 5 баллов: самый высокий уровень, отличное развитие речи и мышления. Обычно дети в возрасте пяти - шести лет показывают такой результат.

Стоит ли волноваться, если в три года ребёнок не разговаривает - видео

Возможные причины проблем с речью у трёхлетних детей

Диагноз «задержка речевого развития» ставит только логопед или невролог. Причины того, что малыш не разговаривает, могут быть разными и зависеть от многих факторов. Некоторые из них поддаются корректировке и к пяти годам у малыша снимается диагноз ЗРР, но в некоторых случаях дети не разговаривают из-за физиологических нарушений, которые могут быть неизлечимы. В этом случае родителям необходима чёткая схема действий и постоянное наблюдение врача.

Если ребёнку исполнилось три года, а он предпочитает отмалчиваться, родителям не стоит сразу впадать в панику, но и упускать драгоценное время тоже не нужно. Только врач может определить действительную причину задержки развития речи и помочь крохе освоить этот навык.

Внутренние факторы, влияющие на развитие речи малыша

На развитие речевых навыков большое влияние оказывают физиологические факторы, которые повлияли на нарушение или недоразвитие центров мозга, отвечающих за развитие речи:

  • осложнение во время беременности: кислородное голодание плода, инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания плода. Самыми опасными считаются краснуха, грипп, скарлатина, ветряная оспа;
  • травмы во время родов: часто вследствии сложного течения родовой деятельности у младенца повреждаются некоторые участки головного мозга. Ребёнок испытывает асфиксию из-за обвития пуповиной, слабой родовой деятельности у мамы, а также длительного безводного периода. Некоторые отклонения в развитии заметны уже на первом году жизни младенца, поэтому ребёнок должен находиться под регулярным наблюдением невролога;
  • патологии слуха: возможно снижение слуха или врождённая глухота. Причины могут быть разными, чаще всего это негативные факторы или осложнения после перенесения инфекционных заболеваний во время беременности;
  • травмы, полученные в раннем младенческом возрасте: сотрясение мозга, удары головой и другие;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • осложнения после перенесённых заболеваний в первые месяцы жизни;
  • наследственность: если родители заговорили поздно, но с большой вероятностью можно сказать, что и кроха не будет спешить болтать слишком рано.

Дети, которые не разговаривают по физиологическим причинам, часто не говорят вообще или просто мычат про себя, пытаясь дать понять родителям, что они хотят. Если у малыша диагностируется не только ЗРР, но и задержка психического развития, он может не только не разговаривать, но и не понимать родителей и других взрослых. Ребёнок как будто живёт в своём мире и не воспринимает окружающую среду.

В последнее время врачи все чаще диагностирую детский аутизм. Физически малыш может быть полностью здоров, но по мере взросления родители замечают, что их ребёнок не такой, как все. Он не стремится общаться с другими детьми, негативно относится ко всему новому, и все время молчит, а если и говорит, то только со знакомыми ему людьми и всего парой фраз. Внешне это абсолютно нормальный ребёнок, но ему совершенно не нужно общение с окружающим миром, малыш всегда находится в себе, наедине со своим сознанием. С детьми-аутистами занимаются сразу несколько специалистов: невролог, психолог или психиатр. Большое значение имеет и восприятие такого ребёнка родителями, которые должны взаимодействовать со своим малышом.

Внешние факторы, которые могут быть причиной задержки речевого развития

Выделяют несколько психосоциальных факторов, которые связаны с определёнными событиями в жизни малыша, методами воспитания в семье:

  • родители уделяют ребёнку слишком мало внимания: не зря специалисты настаивают, что разговаривать с детьми необходимо с момента рождения. Кроха слышит речь взрослых, запоминает название предметов, а по мере взросления старается повторить звуки, затем слоги и слова за родителями. Если у крохи наблюдается дефицит общения, то и развитие речи не происходит, т.к. мозг не получает достаточного количество информации, необходимое для воспроизведения звуков и развития речевых навыков;
  • чрезмерная опека со стороны родителей и ближайших родственников: это приводит к тому, что у ребёнка пропадает стимул к говорению, ведь ему нет необходимости просить о чем-то, все желанию и так выполняются;
  • психологическая травма или глубокое потрясение: это может быть испуг, внезапная потеря одного из родителей, развод мамы и папы, переезд на новое место и многие другие ситуации, которые стали стрессовыми для крохи. Родители часто ссорятся на глазах у крохи, наивно полагая, что малыш ничего не понимает и не способен осознать. Но это не так: психологи объясняют, что постоянные скандалы негативно влияют на психику ребёнка. Часто бывает так, что кроха пытается разговаривать, активно осваивает новые звуки и слова, но в какой-то момент просто замыкается в себе и не произносит ни звука.

В зависимости от причин, которые повлияли на задержку развития, ребёнок может вообще не говорить, но все понимать. Это чаще всего бывает после перенесённой психологической травмы: малыш просто перестаёт разговаривать, но выполняет просьбы и в остальном ведёт себя, как обычный ребёнок. Дети, которым не хватает общения, чаще всего говорят слогами, сокращают слова или не могут составить их в предложения, много болтает на своём языке.

Психологи и логопеды в последнее время выдвигают свои опасения по поводу замены живого общения всевозможными гаджетами. Часто работа отнимает много сил у родителей и они не хотят уделять время ребёнку. Взрослым легче предложить малышу планшет. Родители могут отдохнуть, пока кроха занят играми на смартфоне. Но такие ситуации приводят к тому, что ребёнок плохо разговаривает. Специалисты предупреждают, что для малыша очень важно общение со взрослыми: регулярное чтение книг, напевание детских песен и т.д.

Этапы речевого развития и причины задержки - видео

Кто поможет: к каким специалистам следует обратиться

Определить причину и помочь малышу и родителям может только врач. Прежде всего ребёнка обследуют на наличие заболеваний, доктор собирает анамнез начиная с течения беременности, протекания родов и развития малыша в течение всей жизни. Родителям придётся набраться терпения и приготовиться к посещению нескольких врачей:

  • ЛОР: врачи настаивают, что правильно дыхание способствует произношению звуков. Но если малыш страдает аденоидами, это может повлиять на его речь. Также отоларинголог проведёт обследование слуха и определит, возможно причина кроется именно в нарушении восприятия речи и малыш просто не слышит разговоров взрослых;
  • невролог: очень часто причиной ЗРР являются нарушения в работе нервной системы крохи;
  • психолог: этот специалист поможет разобраться в причинах ЗРР, если они были обусловлены стрессовой ситуацией, с которой малыш не смог справиться самостоятельно;
  • ортодонт: часто малыш теряет молочные зубы слишком рано, наблюдаются нарушения в формировании прикуса. Это влечёт к тому, что язык крохи не становится правильно в ротовой полости во время произношения звуков. Поэтому для начала необходимо исправить нарушения в развитии челюстно-лицевого аппарата, а потом ребёнок научится выговаривать звуки;
  • логопед или дефектолог: поставить звуки и помочь научиться их выговаривать может логопед. Если у малыша наблюдаются серьёзные дефекты речи, с таким ребёнком занимается дефектолог.

После обследования и определения причины, доктор разработает схему лечения. Если необходимо медикаментозное лечение, врач объяснит, какие препараты и для чего стоит принимать крохе. В большинстве случаев малыш находится под наблюдением нескольких специалистов, которые сообща помогают преодолеть задержку развития речи. Обычно одним из врачей обязательно является логопед. Но многое зависит и от заинтересованности родителей: нужно как можно больше внимания уделять крохе и заниматься с ним.

Довольно часто невролог может рекомендовать приём ноотропов - медикаментозных препаратов, которые активизируют речевые зоны в головном мозге и помогают ускорить развитие речи. Но мнение врачей по поводу целесообразности применения этих препаратов разделилось. Доктор Комаровский объясняет, что если у ребёнка наблюдается положительная динамика: полгода назад кроха говорил 5 слов, а через несколько месяцев он знает и может произнести 20 слов, то ему не нужны медикаменты этой группы, достаточно продолжать занятия с логопедом и упражнения дома.

Как помочь: что делать родителям, чтобы научить ребёнка разговаривать в 3 года

Занятия с логопедом принесут хороший результат только в том случае, если и родители будут ежедневно заниматься с ребёнком дома. И это касается не только тех упражнений, которые задаёт врач. Помочь малышу заговорить может развитие мелкой моторики. Для этого стоит предложить крохе:

  • занятия пальчиковой гимнастикой;
  • массаж;
  • игры с развивающими досками;
  • рисование, особенно хорошо помогает пальчиковое рисование;
  • игры с песком, водой, тактильными подушечками;
  • лепка из солёного теста, пластилина;
  • пальчиковый театр;
  • игры с конструктором с более мелкими деталями;
  • упражнения со шнуровкой.

Занятия для развития мелкой моторики - галерея

Развивающую доску малыш обязательно оценит по достоинству Такие подушечки можно пошить самостоятельно и наполнить разными крупами В холодное время года играть в песочнице очень проблематично, поэтому можно приобрести кинетический песок, который не оставляет пятен
Рисование пальчиковыми красками является одним из самых популярных упражнений для развития мелкой моторики Ребёнка обязательно заинтересует игры с маленькими куклами
Лепка поможет развивать мышление и логику

Игры для развития мелкой моторики - видео

Родители должны понять, что без их помощи ребёнок не сможет самостоятельно освоить речевые навыки, поэтому специалисты рекомендуют мама и папам прислушаться к полезным советам:

  • заниматься с малышом нужно не менее 15–20 минут в день, это не считая чтения книг, разговоров и живого общения;
  • меньше включайте крохе компьютер и телевизор, но не стоит вообще запретить смотреть любимые мультики. Разрешается смотреть телевизор не более 2 часов в день с перерывами. А вот планшет и смартфон с играми лучше убрать подальше;
  • приучите ребёнка к ритуалу: совместное чтение книг перед сном ночным и дневным;
  • можно пробовать учить стихи вместе: родители начинают предложение, а малыш проговаривает последнее слово;
  • чаще водите ребёнка в места, где он может пообщаться с другими детьми: детская площадка, сад, развивающий центр. Малыш будет стремиться рассказать друзьям о своих желаниях и познакомиться с новыми детьми;
  • поощряйте малыша к диалогу: спрашивайте его, что он хочет есть, какую игрушку взять с собой, куда пойти гулять, с кем он познакомился. Ребёнок будет стремиться разговаривать со взрослыми и делиться своими мыслями;
  • поощряйте малыша: хвалите за любое достижение. Даже если у крохи не получается, стоит похвалить за попытку и настойчивость.

Игры для стимуляции развития речевых навыков - видео

Очень полезна артикуляционная гимнастика, которой может научить родителей логопед. Проводить её рекомендуется в игровой форме: все дети любят корчить рожицы. Дайте задание крохе растянуть губы в улыбке и задержать, кто дольше. Или собрать губы в трубочку и пофантазировать, как будто играет на трубе. Ежедневное выполнение упражнений положительно влияет на укрепление мышц лица и помогает развитию речи.

Артикуляционная гимнастика для детей - видео

Занятия с логопедом также очень важны. Но специалисты настаивают, что без помощи родителей невозможно закрепить успехи, которых малыш достигает в процессе упражнений с доктором. После каждого посещения логопеда, он даёт список упражнений, которые взрослые должны выполнить дома с крохой. Очень важно выполнять эти задания правильно, поэтому если мама и папа не поняли принцип выполнения, обязательно попросите специалиста объяснить ещё раз.

Уроки логопеда: упражнения для детей в возрасте 3–4 года - видео

Распространённые ошибки родителей: плохие способы учить ребёнка говорить

Очень часто родители сами не понимают, что своим поведением негативно влияют на развитие речи крохи. Психологи высказывают интересную теорию, описывая два типа поведения родителей:

  • в первом случае мама и папа слишком давят на малыша: не пытаются перевести упражнения в игру, чтобы кроха лучше воспринимал задания, а при каждом удобном случае пытаются добиться правильного и чёткого произношения в приказном тоне. Например, часто можно услышать фразы «повтори ещё раз», «будешь говорить, пока не получится правильно», «ты не стараешься и ничего не умеешь», «твои друзья уже хорошо говорят, а ты все ещё не можешь» и т.д. Взрослые должны понимать, что ребёнок не специально коверкает слова или не может произнести звук. А такая жестокая критика только ещё больше замкнёт кроху в себе;
  • во втором случае родители предпочитают вообще не обращать внимания на проблему, мотивируя это тем, что в три года ребёнок очень маленький и успеет выговориться. Не он первый, не он последний, так что не стоит и переживать. Так для них удобнее, но драгоценное время, которое можно было использовать на развитие речи малыша, уходит, а потом может быть поздно что-то менять.

Врачи настаивают, что от правильного поведения родителей зависит успех речевого развития ребёнка. Взрослые не должны прибегать к таким методам во время обучения малыша говорению:

  • не стоит ругать и наказывать кроху, это может привести к психологической травме и ребёнок не будет говорить вообще;
  • нельзя пугать малыша походами к злому врачу и т.д. Это не только не поможет, но и поселит в сознании крохи страх перед докторами;
  • если малыш не настроен на выполнение упражнений, не нужно заставлять его. Лучше перевести внимание на что-то другое, а позаниматься немного позже;
  • нельзя делать больших перерывов в обучении: малыш должен привыкнуть, что занятия обязательные и ежедневные.

Родители - самые близкие и родные люди для ребёнка, которым он безоговорочно доверяет. Поэтому они должны набраться терпения и помогать малышу, но не запугивать его.

Доктор Комаровский о том, как помочь ребёнку научиться говорить - видео

Специалисты объясняют, что в три года речь ребёнка должна быть понятна и осмыслена. И если кроха по каким-то причинам не говорит или в его лексиконе совсем мало слов, это повод обратиться к специалистам. Конечно, некоторые дети довольно быстро учатся говорить после трёх лет, если это обусловлено генетической предрасположенностью. Но факторы, которые влияют на задержку развития речи у ребёнка могут быть более серьёзными, начиная с психологических причин и заканчивая серьёзными нарушениями в работе нервной системы. Поэтому нельзя упускать время, а нужно начинать действовать как можно быстрее, чтобы к моменту, когда ребёнку нужно идти в школу, у него была налажена речь.

Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.

Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.

Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.

Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка , речевое расстройство или он развивается нормально.

Признаки задержки речевого развития в 2 года:

  • Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;

Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.

Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.

Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Сенсорная алалия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

  • Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

  • Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

  • Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.

  • Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

  • Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

  • Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

  • Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог - ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;
  • темп и ритм речи нарушен;
  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;
  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая - нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная - психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет - это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

  1. Кожный вектор - удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
  2. Анальный вектор - характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол - столь, стул - стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу - хосюю.
  3. Оральный вектор - это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
  4. Звуковой вектор - для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз - аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

  1. Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может - медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул - похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.
  2. Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.
  3. Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.
  4. На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика - это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи - это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

  1. Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.
  2. Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте - это факторы отставания речевого развития.
  3. Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.
  4. Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.
  5. Проверить нет ли ослабления слуха.
  6. Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.
  7. С малышом надо много разговаривать - уделите этому моменту особое внимание.
  8. Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями - такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.
  9. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.